Сергей Головин – российский виртуоз гитары. Известные гитаристы


Колонка продюсера

Пару лет назад, когда в прессе писали о том, что по итогам продаж за год в магазинах музыкальных инструментов города Лондона, количество проданных ди-джейских проигрывателей превысило количество гитар, казалось, что пластмассовый мир окончательно победил. Но вдруг, с приходом весны 2001 года во дворах вновь стали появляться компании с песнями под гитару, в метро на каждом шагу встречаются молодые люди с характерными черными чехлами за спиной, все вроде бы встает на свои места. Равновесие восстанавливается, и происходит это благодаря в числе прочих таким ребятам, как команда Российского Гитарного Портала сайт. Портал объединяет в себе несколько сайтов на гитарную тему и был создан при взаимодействии профессионалов от Интернета и от гитары..

В музыкальном приложении к первому новогоднему журналу увидел свет совместный проект Издательского дома "Салон Аудио Видео" и портала сайт - "Гитаристы России". Название диска полностью соответствует содержанию, на нем собрана гитарная музыка различных стилей и направлений в исполнении мастеров инструмента. Мы сознательно стараемся избегать эпитета "лучшие", дабы не вызывать споров о вкусах. Наряду с именитыми профессионалами, здесь представлено творчество молодых виртуозов. Музыка настолько разноплановая, что, думаю, каждый сможет найти что то для себя.

Евгений Ильницкий "Papa John".

ГИТАРИСТЫ РОССИИ

Несмотря на то, что гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, гитарная музыка в России находится в полу-андеграунде. Музыканты данного жанра зачастую известны только специалистам. Ежедневно по радио мы десятки раз слышим их игру и не знаем их имен. Люди эти, как правило, работают за спиной у популярных артистов в качестве сессионных музыкантов и редкий всенародный хит обходится без их участия. Работа с поп-артистами для многих является способом заработать на жизнь, собственные же творческие амбиции находят выражение в гитарной музыке. У гитарной музыки нет регулярной серьезной прессы, где-то изредка проходят "нераскрученные" концерты, выходят небольшими тиражами альбомы, записанные на собственные деньги. Надеемся что выход в свет нашего диска хоть частично восполнит этот пробел.

Гитара - инструмент истинно народный, миллионы ребят разучивают летом во дворах и зимой в подъездах все эти "лесенки" и "звездочки", осваивают "баррэ" и "переборы". Беседуя с известными музыкантами, выясняется, что многие начинали точно так же, с песен под гитару в компании, где человек владеющий гитарой всегда пользуется авторитетом. Именно гитара, инновации в извлечении и обработке ее звука определили развитие всей популярной музыки второй половины 20 века. И не случайно ушедший век был назван веком гитары, веком рок-н-ролла.

Алексей Кузнецов - патриарх отечественной гитарной школы, автор популярных учебных пособий и один из лучших джазовых музыкантов страны, участвовавший во множестве известных проектах совместно со многими джазовыми звездами России. Долгое время Кузнецов работал в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио СССР и Оркестре Кинематографии где сотрудничал с такими классиками, как Микаэл Таривердиев и Михаил Петров, участвовал в записи музыки к отечественным кинолентам "Жестокий Романс", "17 мгновений весны" и многим другим. На нашем сборнике представлена пьеса Алексея Кузнецова, исполненная им в дуэте с еще одним старейшим российским гитаристом - Николаем Громиным, вместе с которым Кузнецов играл еще в 50-ых годах.

Дмитрий Четвергов - гитарист-универсал, свободно играющий в любом стиле. На протяжении многих лет Четвергов является самым востребованным сессионным гитаристом России, записавшим невероятное количество гитарных партий со звездами отечественной популярной музыки. В сольном творчестве Дмитрий экспериментирует с современными звуками и музыкальными технологиями. Две пьесы, представленные на сборнике прекрасно иллюстрируют этот факт. В композиции Propeller-Chet использован семпл группы Propellerheads, отсюда и название.

Дмитрий Малолетов - это ведущий российский специалист по "фортепианной технике" игры на гитаре (two-handed tapping) . Как студийный и концертный музыкант работал со многими российскими звездами. Несколько характерных цитат из интервью Дмитрия Малолетова: "…гитара для меня не просто инструмент ремесленника, это своеобразная область познания - наука о гитаре, в которой я, скорее, экспериментатор, чем профессор. Я убежден, что two-handed tapping - новая ступень в развитии гитары.", "играть на все случаи жизни -от фламенко до атонального фьюжна - такова специфика наших российских гитаристов."

Иван Смирнов - композитор, гитарист-виртуоз, создатель уникального направления, открывающего новые пути развития современной музыки и возвращающего музыкальное творчество к отечественным корням. Стиль Смирнова гармонично объединяет самые современные, самые актуальные музыкальные формы с русским мироощущением. Последние несколько лет пресса признает Смирнова лучшим акустическим гитаристом России. Ведущие исполнители мирового уровня (гитаристы Эл Ди Меола, Алан Холдсуорт) знакомы с творчеством Смирнова и дают ему высокую оценку. Его первый альбом "Карусельный Дед" был назван критиками в момент выхода "музыкальной сенсацией" и продан рекордным для такого рода музыки тиражом.

Игорь Бойко - гитарист, композитор, уделяющий много внимания импровизации. Определяющее направление в творчестве - музыка в стиле джаз-фьюжн. Игорь, как и большинство представленных на альбоме гитаристов, работает со звездами эстрады на концертных площадках и в студии. Уже долгое время принимает участие в Ансамбле Валерия Сюткина как инструменталист и автор, давние творческие узы связывают его с джазовым певцом, композитором и пианистом Сергеем Манукяном. Игорь записал несколько сольных альбомов. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой, являясь автором двух книг, посвященных гитарному искусству.

Еще не так давно Валерий Дидюля был уличным музыкантом, в этом амплуа объездил пол-Европы. Изучал гитару на родине фламенко - в Испании. В минувшем году Дидюля был признан лучшим гитаристом на своей родине - Беларуси. Ныне живет и работает в России и. готовит к выходу свой второй альбом. Стиль Валерия - авторская музыка фламенко, латиноамериканская акустическая гитарная музыка в современных модных, танцевальных обработках. В настоящее время тесно сотрудничает со многими исполнителями популярной музыки.

May Lian на профессиональной сцене с 1984 года, в конце 80-х начале 90-х годов работал в театре Аллы Пугачевой. После этого за три года путешествий получил опыт сессионной работы в 14 странах Европы. Вернувшись в Россию в 93 году, выпустил первую в стране видеошколу игры на гитаре, тираж двух частей видеошколы приближается к 500.000 экземпляров. Инструментальные композиции Мэй Лиана отличаются яркостью образов, нестандартным гармоническим построением. Индивидуальная манера исполнения, с использованием оттенков восточного колорита, делает этого гитариста легко узнаваемым на эстраде.

Александр Василенко обладает солидным опытом оркестровой работы. В конце 70-х, будучи еще совсем молодым человеком он начинал в Государственном оркестре Латвии "Нептун", в последующие годы работал в Оркестре Гостелерадио СССР под управлением А.Петухова и в оркестре Государственного Академического Большого Театра. А в 1994 году завоевал 1 место в номинации Blues Guitar в гитарном конкурсе телепрограммы Джэм. Столь контрастные этапы творческого пути характеризуют ширину стилевого диапазона Александра Василенко - от академической музыки до рока.

Леван Ломидзе - блюзовый гитарист грузинского происхождения. Творческую деятельность начал в Тбилисской филармонии по протекции Вахтанга Кикабидзе (барабанщиком в ансамбле, где играл Ломидзе был сын Вахтанга). В конце 80-х группа Левана Ломидзе стала "первой грузинской рок-группой, которая выпустила пластинку". В начале девяностых перебирается в Москву с группой Blues Cousins. Энергии музыкантов можно только позавидовать, со времени появления музыкальных клубов и по сей день группа Левана Ломидзе остается самым активно концертирующим блюзовым коллективом в столице. Представленное на нашем сборнике произведение Леван посвятил своей жене Мадонне Ломидзе.

Композиция "Летний Свет", написанная и исполненная московским гитаристом Дмитрием Ранцевым произвела на нас впечатление своей энергией, мелодикой и находками во фразировке. Дмитрий в основном известен слушателю по работе в группе Леонида Агутина. Представленная пьеса записана в сотрудничестве с басистом Сергеем Захаровым, клавишником Александром Смирновым и аранжировщиком Романом Трофимовым.

Антон Цыганков - совсем молодой гитарист, надежда отечественной гитарной музыки. Антон, так же как и коллеги по гитарному цеху работает с поп-исполнителями, неуклонно повышая профессиональное мастерство, и уже успел отличиться, заняв призовые места в нескольких гитарных конкурсах. Знатоки пророчат ему большое будущее.

Материал подготовлен Евгением Ильницким (Papa John) и Сергеем Тынку (stnk). Благодарность за помощь в подготовке диска Александру Авдуевскому (Cyco), Сержу Иванову, Дмитрию Фролову (DF), Насте, Fingy.

А тут вот недавно одолел меня вопрос: есть-ли сейчас у нас в стране достойные гитаристы. Довольно быстро в поиске я вышел на человека по имени Сергей Головин. Послушал и понял, что это наш Энди Джеймс, Винни Мур, наш Сатриани, наш и Вай в одном лице. Шучу, конечно, но в шутке... вы сами знаете. Правда. Чувак играет на высочайшем уровне.

Сергей Головин 1988 года рождения, живет и работает в Москве. Записал два альбома. За плечами у него музыкальное училище, если не ошибаюсь, по классу классической гитары. Играет просто шикарно. Сразу бросается на слух прекрасная работа со звуком. обладает своим узнаваемым стилем игры. Это четкость исполнения нот, скорость, отменная техника, гармония в музыке, мелодичность, внимание ко звуку в целом. Одним словом: прекрасно.

Вы знаете, еще несколько лет назад, ну такого просто не было. Вот эти ребята, родившиеся в 80-х, сейчас просто рвут шаблон своим уровнем игры. Это просто космос. Если, подчеркиваю, учесть, что в России вообще туго с электрогитарой, то Сергей - ну просто глоток чистого воздуха. Молодец! Просто мо-ло-дец!

Профессионал высокого класса - гитарист .

Я внимательно посмотрел ютубовские видео и прослушал два полноценных альбома Сергея Головина. Впечатления только положительные. Мне близок его подход к музыке, его мелодика.

Заинтересовавшись личностью С.Головина, я посмотрел несколько часов видео с ним. Всё это можно найти на Ютубе. Это интервью, записи с концертов. Сергей оказался абсолютно открытым, простым, приятным в общении человеком. В наше время это просто большая редкость. Я-бы даже сказал, что Сергей скромен. Очень положительное впечатление произвел просто, как личность, как человек. Никакого звездного налета. Никакого дутого самомнения. Я вот абсолютно без иронии говорю: пока есть в России такие люди, как Сергей Головин, не всё ещё потеряно.

Конечно, такой, уже сложившийся, мастер, как С.Головин, может сам давать советы, но я, как ценитель и знаток электрогитарной музыки, знакомый с игрой огромного числа гитарных виртуозов, рискну посоветовать Сергею продолжать совершенствоваться дальше на радость всем нам. А также я просто желаю ему творческих и личных успехов!

Давайте посмотрим несколько видео с нашим российским гитарным виртуозом - Сергеем Головиным . Тут видеонарезка интересных фрагментов из композиций Головина. Очень вкусно, посмотрите.

Вот "TwoGether", очень круто, зацените.

А вот очень классная лирическая вещица под названием "Don"t Forget" с альбома "Sense Of Reality" (2012).

Ну и еще одна вещица - погромче и понапористей. Очень и очень хорошо.

На мой взгляд, Сергей Головин вполне может выйти на мировой уровень известности с таким уровнем игры и отношением к звуку. С его талантом его запросто в состоянии пригласить к любому российскому известному исполнителю в качестве лидирующей гитары. Я не берусь давать ему советы, но мне кажется, ему надо выезжать из России куда-то за границу, туда где к электрогитаре питают интерес известные музыкальные лейблы и продираться там к мировому триумфу.

В случае с Сергеем Головиным - всё сошлось воедино. Это и талант Сергея и полученное им музыкальное образование и другие факторы. Вы только представьте: в России каждый год тысячи людей поступают в музыкальные школы на гитару. Учатся, выпускаются. И? И где все эти гитаристы? У Сергея талант. Ему есть что сказать в музыке. Он может выразить свои эмоции, чувства через струны электрогитары. Остается только догадываться, сколько труда нужно, чтобы так владеть инструментом, как владеет им С. Головин.

Многие из тех, кто желает научиться игре на таком музыкальном инструменте, как гитара, мечтают о том, чтобы однажды стать всемирно известными и завоевать сердца поклонников, исполнять качественную и запоминающуюся музыку. Несмотря на то, что игра на гитаре достаточно сложна, именно этот инструмент стал одним из самых известных во всем мире. Услышать аккорды гитары можно не только на концертах, но и на улицах, в небольших компаниях на природе и т.д. Каждый из музыкантов, добившийся всемирной известности и признания, прошел очень долгий и тернистый путь. Было потрачено много сил, терпения, проявлена огромная воля и стремление к своей цели. Не обошлось без любви к своим фанатам и, разумеется, инструменту.

Так как всего существует несколько видов гитар, то и рассказывать о лучших музыкантах, на которых будут равняться новички, следует отдельно. Составить один общий список просто невозможно, ведь каждый гитарист обладает собственной, отличительной манерой игры, которую многим даже не удастся повторить. Кто же они, самые известные гитаристы мира? Наверняка многим будет интересно узнать и о том, кто входит в условный список самых известных гитаристов России.

Легенды музыкального мира

Все известные бас-гитаристы современности слышали имя одного из лучших людей, который играл на этом инструменте. Это Пол Маккартни. Его история, как бас-гитариста, началась при следующих обстоятельствах: он часто подменял басиста Стюарта Сатклифа, когда тот занимал место гитариста в группе Леннона. Однако, когда непутевый басист покинул группу окончательно, Полу пришлось занять его место и «работать» с инструментом серьезно. Первое время он был очень недоволен сложившейся ситуацией и постоянно ворчал. Однако шло время, и вскоре его по праву признали одним из величайших музыкантов.

К категории «известные бас-гитаристы» следует отнести не слишком известного публике, но очень талантливого музыканта Жако Пасториуса. Этот великий человек сделал так много для музыкального мира, что среди профессионалов даже принято разделять два временных промежутка – до Жако и после него. Ни один современный музыкальный критик не может дать точное определение манере игры Жако. Его совершенствование и «метания» от стиля к стилю, отличнейшие успехи в игре на бас-гитаре и по сей день остается наглядным пособием для многих музыкантов. Кроме того, этот гениальный человек записал сольный альбом, который два раза был номинантом на «Грэмми», а спустя много лет продолжает носить почетное звание «Лучшего альбома среди бас-гитаристов».

Что стоит знать о классике?

Довольно сложно начать составлять список известных классических гитаристов. Людей, посвятивших свою жизнь , множество, и каждый из них достоин уважения и славы. Поэтому можно упомянуть многих гитарных классиков, чьи имена, возможно, кто-то увидит первый раз. Зато это отличный шанс более подробно познакомится с историей жизни, заслугами и творчеством каждого из них. Это Маттео Каркасси, Фернандо Карулли, Дионисио Агуадо, Таррега Эйксеа Франсиско, Андрес Сеговия, Эмилио Пухоль, Августин Барриос, Мария Луиза Анидо, Кодина Хосе Брока, Ферранти Марк Аврелий де Дзанни, Бартоломе Калатаюд, Анхель С.Вильольдо, Леньяни Луиджи, Эйтор Вила-Лобос, Мауро Джулиани, Фернандо Сор.

Из современников следует отметить следующие имена: Джон Вильямс Джулиан Брим, Лео Брауэр, Владимир Микула, Эрнесто Битетти, Хосе Мария Гальярдо Дель Рей, Роланд Диенс, Кацухито Ямашита, Мануэль Барруэко, Пепе Ромеро. Это не весь список, но наиболее известные классические гитаристы, сделавшие огромный вклад в музыку.

Известные имена в соло игре

Что касается категории «Известные соло гитаристы», то здесь следует заострить внимание на представителях рок-музыки. Именно в ней довольно часто музыканты могут проявить себя в полной красе.

Первое место без капли сомнения следует отдать Ритчи Блэкмору. Каждое его произведение наполнено невероятным мистицизмом и глубокой философией. Причем, со временем его творения становились все более медленными и вдумчивыми. Этот уникальный человек сделал невероятными произведения таких групп, как Blackmore’s Night, Rainbow, Deep Purple. Браво, Ричи!

Второе место могут поделить Дэвид Гилмор и Кирк Хэммет. Эти люди обладают невероятным талантом, заставляющим не только мурашки бегать по коже от музыкальных произведений, но и по-настоящему наслаждаться их творчеством. Две знаменитейшие группы – Pink Floyd и Metallica удостоились чести иметь таких гитаристов.

На самом деле, известные соло гитаристы составляют довольно обширный список. В нем каждому из музыкантов надо отдать должное место. Возможно мало будет и книги для увековечивания их имен. Среди них Джимми Пейдж, Эдди Ван Хален, Карлос Санта, Тони Айоми, Пит Таушенд, Гари Мур, Эрик Клэптон и многие другие.

Популярные люди из разных направлений

Самый известный джазовый гитарист, по мнению большинства изданий и музыкальных критиков – Джанго Рейнхардт. Он один из первых европейских музыкантов, проникшихся необычным стилем игры. Еще один известный джазовый гитарист – Чарли Крисчен.

Самый известный рок-гитарист всех времен и народов (хотя, просматривая его виртуозную игру, это не только рок) – это Джимми Хендрикс. Этот человек-легенда признан таковым не только за невероятные пируэты с инструментом, но еще и за естественность и наслаждение, которое он получал и дарил всем своим слушателям.

Эрик Клэптон, Брайан Мэй, Джорж Харрисон, Дуэйн Оллмэн, Ангус Янг – каждый из них великий и очень известный рок-гитарист, по праву заслуживший такой титул.

Все люди, о которых упоминалось выше – самые известные гитаристы мира, сделавшие то, что не под силу многим современным музыкантам. Нельзя забывать, что это - далеко не весь список, с котороым стоит ознакомиться.

Кстати, самые известные гитаристы России тоже заслуживают особого внимания слушателей и читателей. Среди них наиболее значимыми являются Алексей Кузнецов, Дмитрий Малолетов, Дмитрий Четвергов, Игорь Бойко, Валерий Дидюля, Виктор Зинчук, Сергей Маврин, Владимир Кузьмин, Иван Смирнов и другие.

1. Краткий экскурс в мировую историю гитарного исполнительства.

2. Проникновение гитары в Россию (конец XVII века).

3. Первая "Школа игры на шести- и семиструнной гитаре" И. Гельда.

4. А.О. Сихра и семиструнная гитара.

5. Ведущие русские гитаристы XIX века: М.Т.Высотский, С.Н.Аксёнов, Н.Н.Лебедев.

6. Первые гитарные мастера - И.А. Батов, И.Г. Краснощёков.

7. Гитаристы-шестиструнники XIX века - М.Д.Соколовский, Н.П.Макаров.

8. Издательская деятельность В.А.Русанова и А.М.Афромеева.

9. Андрес Сеговия и его концерты в России.

10. Гитара на Всесоюзном смотре-конкурсе 1939 года.

11. Исполнительская деятельность А.М.Иванова-Крамского.

12. Гитаристы 50-70-х годов XX века: Л.Андронов, Б.Хлоповский, С.Орехов.

13. Гитара в системе музыкального образования.

14. Гитарное искусство 70-90-х годов XX века: Н.Комолятов, А.Фраучи, В.Терво, А.Зимаков.

15. Гитара в джазе.

Длинным и сложным был путь развития гитары в России. Окончательное оформление гитары в мире такой, какой мы её знаем, произошло лишь в XVIII веке. До этого были предвестники гитары - греческая кифара, лира, лютня, испанская виола. Классическая шестиструнная гитара имела и имеет своих прославленных исполнителей, композиторов, мастеров. Мауро Джулиани и Фернандо Карулли, Маттео Каркасси и Фернандо Сор, Франсиско Таррега и М. Льобет, Мария-Луиза Анидо и Андрес Сеговия - каждый из них оставил заметный след в гитарном искусстве.

В России гитара до XVIII века не имела широкого распространения. С приездом М.Джулиани и Ф. Сора её популярность заметно возросла. Однако напомним, что первыми завезли в Россию гитару итальянские композиторы Джузеппе Сарти и Карло Каннобио, служившие при дворе Екатерины II; позднее к ним присоединились французские музыканты.

Игнац Гельд - родом из Чехии. Судьба свела его с Россией в 1787 году. Жил в Москве, Петербурге. Играл на шести- и семиструнных гитарах. Преподавал уроки игры. В 1798 году вышли две школы игры на гитаре: одна - для шестиструнной, другая - чуть раньше - для семиструнной. Написал и опубликовал много сочинений для гитары, для голоса с гитарой. Скончался в Брест-Литовске .

Одним из ярких пропагандистов семиструнной гитары и основателем российской школы игры на ней стал гитарист и композитор А.О.Сихра (1773-1850). Некоторые исследователи связывают появление в России семиструнной гитары с этим музыкантом.

Андрей Осипович Сихра - родился в Вильно. С 1801 года стал жить в Москве, где давал уроки, выступал в различных концертах. В 1813 году переехал в Петербург, где издал "Собрание ряда пьес, в коем помещены большею частию русские песни с вариациями и танцы". Организовал выпуск журнала для гитары. Воспитал плеяду русских гитаристов, среди которых: С.Н.Аксёнов, В.И.Морков, В.С.Саренко, В.И.Свинцов, Ф.М.Циммерман и другие. Автор огромного количества пьес, обработок русских народных песен. По настоянию своего ученика В.Моркова А.О.Сихра написал "Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары" и посвятил её всем любителям гитары. Первое издание - 1832 год, второе - 1840. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге .

Если А.О.Сихра жил и работал, в основном, в северной столице, то М.Т.Высотский всей душой был предан Москве.

Михаил Тимофеевич Высотский - родился в 1791 году в имении поэта М.М.Хераскова. Здесь же получил первые уроки игры на гитаре у С.Н.Аксёнова. С 1813 жил в Москве, где стал широко известным исполнителем, педагогом и композитором.

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

(М.Лермонтов)

Среди учеников: А.А.Ветров, П.Ф.Белошеин, М.А.Стахович и др. Автор множества пьес для гитары, в основном - фантазий и вариаций на народные темы ("Пряха", "Тройка", "Возле речки, возле моста", "Ехал казак за Дунай"…). Незадолго до смерти написал и опубликовал "Практическую школу для семиструнной гитары в 2-х частях" (1836). Скончался в 1837 году в глубокой нужде .

Семён Николаевич Аксёнов (1784-1853) - ученик А.О.Сихры, родился в Рязани. Выпускал "Новый журнал для семиструнной гитары", в которой публиковал собственные фантазии и вариации ("Среди долины ровныя"). Усилиями Аксёнова вышли в свет "Экзерсисы" А.О.Сихры. Считался лучшим гитарным виртуозом в Москве (наряду с М.Т.Высотским). Переиздал школу И.Гельда. Ввёл в исполнение флажолеты. Имел ли учеников С.Н.Аксёнов - не известно, кроме случая нескольких уроков для Высотского. В основном, трудовая деятельность его была связана со службой в различных ведомствах .

Николай Николаевич Лебедев - один из лучших сибирских гитаристов. Годы жизни 1838-1897. Очевидцы сравнивали его игру с игрой М.Т.Высотского: тот же чудотворный талант импровизатора, задушевность и искренность исполнения, любовь к русской песне. Биографические сведения - скудны. Известно, что Н.Н.Лебедев был офицером. Уроки игры на гитаре мог брать у отца - гитариста-любителя. Работал конторщиком на различных приисках. Изредка давал концерты, поражавшие всех присутствовавших мастерским владением инструмента .

Исполнительское искусство игры на гитаре не прогрессировало бы без первоклассных инструментов. В России свои мастера появились вскоре после возникновения широкого интереса к этому инструменту. Русским Страдивариусом называли современники Ивана Андреевича Батова (1767-1839), который выполнил за свою жизнь около сотни отличных инструментов - скрипок, виолончелей, балалаек. Из рук выдающегося мастера вышло десять гитар, которые звучали в руках И.Е.Хандошкина, С.Н.Аксёнова, М.Т.Высотского.

Не менее знаменитым мастером являлся и Иван Григорьевич Краснощёков; на его гитарах играла вся музыкальная Москва. Исполнители оценили краснощёковские инструменты за тёплый и нежный звук, за изящество и красоту отделки. Одна из гитар (на ней играла знаменитая цыганка Таня, восхищавшая своей игрой и пением А.С.Пушкина) хранится в музее музыкальной культуры им.Глинки (Москва).

Кроме гитар Батова и Краснощёкова, в Москве и Петербурге славились гитары братьев Архузен (Фёдора Ивановича, Роберта Ивановича), Ф.С.Пасербского, М.В.Ерошкина. Их инструменты не уступали по силе и красоте тона гитарам западных мастеров . Из русских гитаристов-шестиструнников наибольшую известность приобрели Н.П.Макаров (1810-1890) и М.Д.Соколовский (1818-1883).

Николай Петрович Макаров - уникальная личность: лексикограф, выпустивший в свет "Полный русско-французский словарь (1866), "Немецко-русский словарь" (1874), "Энциклопедию ума, или словарь избранных мыслей" (1878); писатель, написавший несколько романов и множества статей; яркий исполнитель-виртуоз на шестиструнной гитаре. Организовал международный конкурс на лучший инструмент и на лучшее сочинение для гитары (Брюссель, 1856). В 1874 году он опубликовал "Несколько правил высшей гитарной игры", которые представляли большую ценность для музыкантов вплоть до появления современной школы. "Макаров как гитарист-музыкант заслужил себе почётное место в ряду бессмертных её композиторов; […] он много также делал и для усовершенствования конструкции гитары (удлинение грифа до 24-го лада - две октавы, укрепление грифа винтом). Макаров открыл необыкновенного гитарного мастера Шерцера […]. Благодаря материальной поддержке Макарова Мертц написал множество композиций для гитары. Он мог бы по праву гордиться своей любовью к гитаре […]" .

Марк Данилович Соколовский родился близ Житомира. Рано освоил гитару по школам Джулиани, Леньяни, Мертца. Дал несколько удачных концертов в Житомире, Вильно, Киеве. В 1847 году впервые выступил в Москве, привлёк внимание музыкальной общественности. После ряда концертов в Москве, Петербурге, Варшаве отправился в европейское турне (1864-1868): Лондон, Париж, Вена, Берлин. Везде - восторженный приём. В 1877 году состоялся его последний концерт (в Петербурге, зал капеллы). Похоронен в Вильно. В его программах звучали сочинения Паганини, Шопена, Джулиани, Карулли, Мертца .

Гитарное исполнительство в России пережило ряд подъёмов и кризисов, связанных с политическими и экономическим событиями в стране и за рубежом. Новый интерес к гитаре возникал иногда благодаря энергичной деятельности издателей, теоретиков, педагогов. Так, в начале XX века музицирование на гитаре получило поддержку благодаря популяризаторскому таланту В.А.Русанова (1866-1918), который издавал журнала "Гитара" и "Музыка гитариста" с публикацией собственных исторических и теоретических статей; вышла в свет первая часть его школы.

Большой вклад в развитие гитарного исполнительства внёс своей издательской деятельностью тюменский гитарист, педагог и издатель М.Афромеев (1868-1920). В 1898-1918 годах он буквально наводнил музыкальные магазины России сборниками пьес для гитары, самоучителями, школами, как для шести-, так и для семиструнной гитары. Ряд лет издавал журнал "Гитарист".

В советское время интерес к гитаре значительно усилился вследствие гастролей в СССР Андреса Сеговия. "Моя память с огромным удовольствием воскрешает в душе четыре поездки в Советский Союз и всех друзей, которых я там оставил" . Концерты 1926,1927,1930 и 1936 годов раскрыли слушателям такие звуковые возможности гитары, такое богатство тембров, что у них возникали аналогии с оркестром. Секрет воздействия гитары Сеговии был в чудесном сплаве несравненного мастерства и тонкого вкуса . По следам гастролей прославленного испанца в СССР были изданы 7 альбомов произведений из репертуара гитариста, а советский гитарист П.С.Агафошин выпустил "Школу игры на шестиструнной гитаре", выдержавшую к настоящему времени четыре издания. Были также открыты классы гитары в ряде музыкальных учебных заведений, где деятельность таких педагогов, как П.С.Агафошин, П.И.Исаков, В.И.Яшнев, М.М.Гелис и других, дала свои результаты. В 1939 году на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах лауреатами стали: А.Иванов-Крамской (первая премия) и В.Белильников (13-летний мальчик получил вторую премию (!)). Ещё один участник - К.Смага - получил диплом. А.Иванов-Крамской (ученик П.С.Агафошина) исполнил на конкурсе следующую программу: Ф.Сор "Вариации на тему Моцарта", И.Бах "Прелюдия", Ф.Таррега "Воспоминания об Альгамбре", Ф.Таррега "Мавританский танец". Из программы В.Белильникова (класс В.И.Яшнева) удалось выяснить только одну пьесу - Ф.Сор "Вариации на тему Моцарта". К.Смага исполнил "Прелюдию" И.С.Баха, "Воспоминание об Альгамбре" Ф.Тарреги и ещё несколько пьес. Тем не менее, даже перечисленные сочинения дают представление о степени профессионального мастерства конкурсантов того времени.

Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973) учился в ДМШ играть на скрипке, а музыкальное училище им. Октябрьской революции окончил по классу гитары П.С.Агафошина. Затем некоторое время проходил курс дирижирования у К.С.Сараджева в Московской консерватории. Много концертировал по стране, играл на радио, по телевидению.

Игра заслуженного артиста РСФСР (1959) А.М.Иванова-Крамского лишена дешёвых эффектов, ей присуща известная сдержанность. Однако у гитариста есть своё лицо, индивидуальные приёмы звукоизвлечения и свой репертуар, в который входят и собственные сочинения музыканта. Мастерски аккомпанировал знаменитым вокалистам - И.С.Козловскому, Н. Обуховой, Г.Виноградову, В.Ивановой, И.Скобцову, инструменталистам - Л.Когану, Э.Грачу, А.Корнееву… А.М.Иванов-Крамской - автор большого количества сочинений для гитары: два концерта, "Тарантелла", "Импровизация", цикл прелюдий, танцевальные пьесы, обработки народных песен и романсов, этюды. Написал и опубликовал школу игры на гитаре (неоднократно переиздавалась). Многие годы А.М.Иванов-Крамской преподавал в музыкальном училище при Московской консерватории (свыше 20 выпускников, среди которых Н.Иванова-Крамская, Е.Ларичев, Д.Назарматов и др.). Скончался в Минске по пути на очередной свой концерт .

Наряду с А.М.Ивановым-Крамским в 50-60-е годы XX века раскрылся талант Л.Ф.Андронова, Б.П.Хлоповского, С.Д.Орехова. Разные судьбы, разное образование, но их объединило военное и послевоенное лихолетье.

Лев Филиппович Андронов родился в 1926 году в Ленинграде. Учился в музыкальной студии у В.И.Яшнева, затем окончил ДМШ по классу гитары П.И.Исакова и по классу баяна П.И.Смирнова. Рано начал концертировать соло и в дуэте с В.Ф.Вавиловым (в 1957 году дуэт стал лауреатом всесоюзного и международного фестивалей молодёжи). В 1977 году экстерном окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора А.Б.Шалова. Записал несколько грампластинок, в том числе "Концерт для гитары с камерным оркестром" Б.Асафьева. Имел творческие связи со многими известными гитаристами мира; неоднократно приглашался на гастроли за рубеж, но по вине чиновников СССР не получил разрешения. Вследствие нескольких инфарктов скончался, не дожив до 60 лет .

Борис Павлович Хлоповский (1938-1988) после окончания музыкального училища им. Гнесиных (1966) работал педагогом в родном училище и Московском государственном институте культуры, в оркестре народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, выступал в сольных концертах с балалаечником В.Минеевым, домристом В.Яковлевым. В 1972 году на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, получил 2-ю премию и звание лауреата (в программе: Вилла-Лобос "Пять прелюдий", Иванов-Крамской "Концерт №2", Высотский "Пряха", Таррега "Грёзы", Нариманидзе "Рондо"). Его сын - Владимир продолжил семейные традиции, окончил музыкальное училище при Московской консерватории, затем - ГМПИ им. Гнесиных; в 1986 году стал дипломантом III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах. Ещё один сын - Павел - также профессиональный гитарист .

Сергей Дмитриевич Орехов (1935-1998) - по мнению многих московских гитаристов, сравним с М.Т.Высотским. Учился в цирковом училище, брал уроки гитары у московского гитариста В.М.Кузнецова. Много и кропотливо занимался самостоятельно. Работал в цыганских коллективах, выступая с Раисой Жемчужной. Создал дуэт семиструнных гитар с Алексеем Перфильевым. Объездил с концертами всю страну, посетил Болгарию, Югославию, Чехословакию, Францию, Польшу. У него была "удивительная виртуозная техника […], то есть лёгкость, полётность при глубине и изяществе звука", "вольная, раскованная манера игры, импровизационность, идущая из глубин русской гитарной школы". С.Д.Орехов - автор известных концертных обработок русских песен и романсов - "Вот мчится тройка почтовая", "Дремлют плакучие ивы", "Тихо всё тихо" и др. Он записал ряд грампластинок.

Большую помощь в распространении гитарного искусства в стране многие годы оказывала Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия", ежегодно выпускающая большими тиражами записи советских и иностранных исполнителей. Только за 50-60-е годы ею было выпущено 26 дисков: А.Сеговия - 4, Мария-Луиза Анидо - 2, М. Зеленка - 1, А.Иванов-Крамской - 10, Е.Ларичев - 3, Л.Андронов - 1, Б.Окунев - 2 и т.д. Позднее к ним добавились записи Н.Комолятова, А.Фраучи, Пако де Лусиа… Начиная с 90-х годов XX века, стали появляться многотиражные компакт-диски российских музыкантов, как старшего поколения, так и молодых.

Анализируя состояние гитарного исполнительства в России в 60-70-е годы XX века, следует отметить серьёзное отставание профессиональной подготовки гитаристов, в отличие от балалаечников, домристов, баянистов. Первопричина такого отставания (особенно проявлялась слабая техническая оснащенность и "любительщина" в музицировании музыкантов на конкурсах) виделась в позднем вступлении гитары в систему музыкального образования.

Несмотря на то, что гитарные классы возникли в первые же годы советской власти (начиная с 1918 года), отношение к инструменту в органах власти, в т.ч. и в области культуры, было неоднозначным. Гитара считалась культовым инструментом мещанской среды, против которой велась борьба силами комсомольских организаций. Обучение игре на гитаре в музыкальных учреждениях шло спорадически, на любительской основе, что опять-таки принижало оценку инструмента со стороны профессиональных музыкальных кругов. Прорыв состоялся только тогда, когда в концертную жизнь страны вошли гитаристы, окончившие вузы, в частности Уральскую государственную консерваторию. Одними из первых выпускников, получивших дипломы о высшем образовании, стали М.А.Прокопенко, Я.Г.Пухальский, К.М.Смага (Киевская консерватория), А.В.Минеев, В.М.Дерун (Уральская консерватория). Открылись классы гитары в ГМПИ им. Гнесиных, в консерваториях Ленинграда, Горького, Саратова…

Среди гитаристов нового поколения (70-90 годы XX века) появились исполнители, поднявшие гитарное музицирование до академических высот. Это - Н.А.Комолятов, А.К.Фраучи, В.В.Терво, А.В.Зимаков.

Николай Андреевич Комолятов родился в 1942 году в Саранске. В 1968 году окончил музыкальное училище при Московской консерватории (класс Н.А.Ивановой-Крамской), а в 1975 - заочно - Уральскую государственную консерваторию (класс А.В.Минеева). Постоянно даёт концерты; записал грампластинки, компакт-диски. Первым сыграл сонату Э.Денисова для флейты и гитары (с А.В.Корнеевым). Интерпретатор и пропагандист новой оригинальной музыки для гитары (И.Рехин - пятичастная сюита, трёхчастная соната; П.Панин - два концерта, миниатюры и др.). С 1980 года совместно с А.К.Фраучи открыл класс гитары в ГМПИ им. Гнесиных. В настоящее время - заслуженный артист РФ, профессор. Его класс окончили десятки гитаристов, среди которых много лауреатов, как, например А.Зимаков. Каждый всероссийский и международный конкурс исполнителей на народных инструментах представлен двумя - тремя учениками Н.А.Комолятова (см. буклеты к конкурсам).

В 70-е годы раскрыл своё дарование московский гитарист Александр Камилович Фраучи (1954). После учёбы в музыкальном училище при Московской консерватории (класс Н.А.Ивановой-Крамской) А.К.Фраучи продолжил своё образование на заочном отделении Уральской консерватории (класс А.В.Минеева и В.М.Деруна), одновременно работая солистом Московской областной филармонии. В 1979 году на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах завоевал вторую премию, а в 1986 году успешно завершил международный конкурс в Гаване, получив первую премию и специальный приз. Причём выступление советского музыканта на конкурсе произвело сенсацию и мастерством, и темпераментом, и умной трактовкой произведений (на этом же конкурсе стал лауреатом ещё один советский гитарист - Владимир Терво - III премия, он также вызвал оживлённый отклик в гитарной публике). После кубинского конкурса А.Фраучи участвовал в фестивале "Пять звёзд в Париже", и с тех пор он ежегодно ездит с концертами по всем странам земного шара.

Интенсивную концертную деятельность А.Фраучи совмещает с преподавательской работой в ГМПИ им. Гнесиных. Среди его учеников - лауреаты всероссийских и международных конкурсов - А.Бардина, В.Доценко, А.Ренгач, В.Кузнецов, В.Митяков… Сегодня А.К.Фраучи является председателем ассоциации гитаристов России. Его кредо - обособление гитары от народных инструментов, т.к. гитара, по его словам, имеет свою культуру, историю, репертуар, международное распространение, школу и в цивилизованном мире существует отдельно, как рояль или скрипка. В этом, на его взгляд, кроется будущее гитарного исполнительства в России. А.К.Фраучи - заслуженный артист РФ, профессор.

Владимир Владимирович Терво (1957) окончил музыкальное училище им. Гнесиных (класс В.А.Ерзунова) и Московский государственный институт культуры (класс А.Я.Александрова). Лауреат трёх конкурсов - всероссийского (1986, III премия), международных (Гавана, 1986 III премия; Барселона, 1989, III премия) - не остановился на достигнутом: поступил в Уральскую консерваторию и блестяще её окончил в 1992 году в классе доцента В.М.Деруна.

Алексей Викторович Зимаков - сибиряк, родился в (1971) и вырос в Томске. Первые уроки игры на гитаре получил от отца. В 1988 году окончил Томское музыкальное училище, а в 1993 - ГМПИ им. Гнесиных (класс Н.А.Комолятова). Исключительно виртуозен, играет сложнейшие произведения. Первым из гитаристов удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (Горький, 1990). Кроме этого, он завоевал первые премии на двух международных конкурсах (1990, Польша; 1991, США). Живёт и работает в Томске (педагог родного училища). Постоянно гастролирует в России и по зарубежным странам. В репертуаре придерживается классических произведений.

Конкурсы 90-х годов XX века и победы на них российских гитаристов подтверждают, что профессиональная гитарная школа заметно выросла, окрепла и имеет перспективу дальнейшего развития.

Гитара показала себя достойно ещё в одном направлении - в джазовом музицировании. Уже на раннем этапе появления джаза в Америке гитара заняла ведущее (если не лидирующее) место среди других джазовых инструментов, особенно в жанре блюза. В этой связи выдвинулся ряд профессиональных гитаристов джаза - Биг Билл Бронзи, Джон Ли Хукер, Чарли Кристиан, позднее Уиллс Монтгомери, Чарли Берд, Джо Пасс. Из европейских гитаристов в XX веке заметны Джанго Рейнхард, Рудольф Дашек и др.

В России интерес к джазовой гитаре возник благодаря проведённым в разных городах страны джазовым фестивалям (Москва, Ленинград, Таллинн, Тбилиси). Среди первых исполнителей - Н.Громин, А.Кузнецов; позднее - А.Рябов, С.Каширин и др.

Алексей Алексеевич Кузнецов (1941) окончил музыкальное училище им.Октябрьской революции по классу домры. Гитарой увлёкся не без влияния отца - А.А.Кузнецова-старшего, который многие годы играл на гитаре в Госджазе СССР, затем - в эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Ю.Силантьева, в квартете Б.Тихонова. А.А.Кузнецов-младший также около 13 лет работал в эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Ю.Силантьева, далее - в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Как джазовый гитарист проявил себя на Московских джазовых фестивалях в solo и различных ансамблях (особенно большую популярность приобрёл дуэт гитаристов Николай Громин - Алексей Кузнецов). Много записывается на грампластинки. Известен как ансамблист и солист в таких коллективах, как трио Леонида Чижика, ансамбли Игоря Бриля и Георгия Гараняна. С 90-х годов работает консультантом в музыкальном салоне "Аккорд", где даёт мастер-класс джазовой гитары, выступает с концертами в циклах "Мастера джаза", "Гитара в джазе". Народный артист РФ (2001).

Андрей Рябов (1962) - выпускник Ленинградского музыкального училища им. Мусоргского по классу джазовой гитары (1983). Признание публики получил в дуэте с эстонским гитаристом Тийтом Паулсом (выпущен альбом "Джаз Tete-a Tete"). Затем играл в квартете пианиста А.Кондакова, в ансамбле Д.Голощёкина. В начале 90-х годов переезжает в США, где концертирует с известными американскими музыкантами джаза Аттимой Золлером, Джеком Уилкинсом. Создал собственное трио и в настоящее время считается одним из лучших гитаристов джаза.

Поскольку в России джазовая гитара получила должное признание сравнительно недавно, то и в системе музыкального образования она появилась в последней четверти XX века (а в вузе ещё позже). Достижения в области техники на акустической и электрифицированной гитарах, использование электроники, включение элементов "фламенко", классического стиля, развитие методики обучения, обмен опытом с зарубежными музыкантами - всё это даёт основание считать гитару в данном жанре музыки одним из перспективных инструментов.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11