Волынка история инструмента. О чем поет шотландская волынка? Старинные звуки в современной обработке


История шотландской волынки

Шотландская волынка – самая популярная и узнаваемая волынка в мире. При упоминании о волынке или волынщике, как правило, в первую очередь представляется именно шотландский волынщик в клетчатом килте. Такой образ неразрывно связан с распространением шотландской культуры во всем мире.
Шотландская волынка и чертополох - символы этого маленького, но гордого государства с их девизом, отображающим одну из сторон национального характера шотландцев: «Nemo me impune lacessit» что в переводе с латыни обозначает: «Никто не тронет меня безнаказанным».
Волынка оказалась в Шотландии примерно в 13-14 веках.
К этому времени она была уже широко известна в городах Европы, Англии и Ирландии.
Появившись в городах Шотландской равнины (lowlands), волынка прочно вошла в жизнь людей. Волынщики - это менестрели, выступающие на всевозможных праздниках, ярмарках и свадьбах. В некоторых городах волынщики получают зарплату из казны города – одна из их функций утром и вечером проходить по городу, играя на волынке, возвещая о начале и конце рабочего дня. Искусство игры на волынке в Лоулэндс процветает вплоть до 1560 года, когда после шотландской реформации священство запрещает игру на многих музыкальных инструментах, включая волынку, объявив их дьявольскими.
В горной местности (Highlands) развитие волынки происходит несколько иным путем. Именно в хайландс волынка эволюционирует и становится национальным инструментом шотландских горцев. Любое действие, будь то праздник, свадьба, или битва сопровождается звуками волынки. Волынщик в клане очень ценится и имеет привилегии по отношению к другим членам клана, профессия же передается из поколения в поколение. Одни из самых известных наследственных волынщиков - МакКриммоны (McCrimmons). Они служили клану Маклеод из Данвегана (Macleod of Dunvegan). МакКриммоны открывают колледж на острове Скай и там обучают игре на волынке.
В 1746 году происходит историческая битва при Каллодене (battle of Culloden). Шотландцы выступают под предводительством Чарльза Эдуарда, в народе прозванного красавчиком Чарли. В основном это представители кланов и шотландское дворянство. Сражаясь за независимость Шотландии от Англии, они терпят сокрушительное поражение, и с этого момента для шотландцев начинаются темные времена. Правительство Англии, а именно Георг II принимает жестокие меры, направленные на уничтожение Гэльской культуры и искоренение клановой системы в Шотландии. Выходит закон, запрещающий шотландцам облачаться в килт. Также запрещается носить любое оружие, иметь при себе волынку и тем более играть на ней. За ослушание грозит ссылка и каторжные работы. На деле все происходит гораздо прозаичнее – английским патрульным дается приказ убивать местных жителей, одетых в национальную одежду.
Хуже всего приходится шотландцам, живущим далеко в горах – они просто ничего не знают про эти запреты. Некоторым же шотландцам просто не во что переодеться – имея всего лишь один килт, они не могут себе позволить никакой другой одежды.
Только в 1782 году гонения уменьшаются, и закон перестает действовать. Почти за полвека очень многое из музыкального и культурного наследия страны утеряно. Восстановление происходит по крупицам.
В 19-м веке шотландская волынка появляется в британской армии. Шотландские полки, участвующие в кампаниях проводимых Британской империей, сражаются под звуки шотландской волынки. Играя, волынщики идут первыми и ведут за собой солдат. Звуки волынки, летящие на несколько километров вперед, пугают и заставляют нервничать противников и ободряют наступающих шотландцев.
Но, будучи легкой мишенью, волынщики очень часто погибают.
Со временем выходит закон, по которому волынщики не должны идти впереди армии.
В наше время шотландская волынка получила колоссальное развитие во всем мире. Соединенные штаты Америки, Канада, Новая Зеландия и Австралия – во всех этих странах шотландская волынка нашла свой второй дом. Волынка была также удочерена и многими восточными и африканскими странами: Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Таиланд, Оман, Бахрейн, Иордания….Национальная музыка некоторых из этих стран была адаптирована для исполнения на шотландской волынке.
В России же волынка появилась сравнительно недавно и уже завоевала любовь публики. Волынку можно услышать на выступлениях не только музыкальных коллективов, исполняющих традиционную музыку Шотландии, но также групп, играющих в других жанрах – поп, рок, джаз. В 2008 году в Москве на Красной Площади состоялся первый фестиваль военных оркестров «Кремлевская Зоря». В нем приняли участие волынщики из многих стран мира. Сводный оркестр волынщиков и барабанщиков, состоящий из 350 музыкантов, исполнил традиционную шотландскую музыку, а в завершение выступления прозвучало попурри на русские народные песни.

При написании текста использовались материалы книг:
«Шотландия. Мистическая страна кельтов и друидов» Автор: Ирина Донскова
«The Clans, Septs and Regiments of the Scottish Highlands 1934» Авторы: Frank Adam, Thomas Innes
«The bagpipe: the history of a musical instrument»

Статья взята с сайта Евгения Лапекина

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки - это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно - шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка - самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент - это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент - вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл - очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает "жестяной свисток".

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Большая шотландская волынка Great Highland Bagpipe клетчатую ткань

История большой шотландской волынки Большая шотландская волынка или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань , в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени. Подробнее см. галерею волынок.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании. Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света. Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб, в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц. Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов. Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

О чем поет Шотландская волынка? October 1st, 2011

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком. До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай — клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.

Волынка — древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.


Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI-XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков.


Неизвестный автор - Портрет музыканта, играющего на волынке. 1632

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Игрок на волынке 1624 Хендрик Тербрюгген

Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент — неизвестно. Следы теряются в глубине веков. Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, другие — что волынку изобрели в Индии, для того чтобы на ней играть и петь одновременно. Есть предположения о ее египетском и греческом происхождении. Первые исторические сведения относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл небезызвестный император Нерон. Также известно, что на Британские острова волынку завезли римляне. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь крестьян, пастухов, солдат и королей.

the Blind Piper Joseph Haverty (1794-1864)

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов. На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.

the Bagpiper by Abraham Bloemaert

Вся история Шотландии — это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт. В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость. Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.

Portrait of Francois Langlois By Van Dyck (1599-1641)

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство. Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам. Шотландские армии вели в бой волынщики, и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.



В 1746 году шотландский принц Чарльз Стюарт потерпел поражение в битве с англичанами около местечка Каллоден. Англичане под страхом смерти запретили горцам играть на волынке, носить килты и использовать тартан, уничтожая тем самым клановую систему и вековые традиции. От национальной культуры свободолюбивого народа не должно было остаться и следа.

По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку. Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы. На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

Традиции возвращаются, и шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности. Число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном инструменте, растет во всем мире. И если вы хотите услышать волынку, то можете отправиться в Шотландию или в Петербург, где в начале июня традиционно проводится ежегодный уличный фестиваль «Волынщик». В Москве тоже есть несколько клубов и залов, где проходят этно-концерты кельтской музыки. На них можно услышать бравурные шотландские марши и зажигательные танцевальные мелодии в исполнении волынки.

– музыкальный инструмент, состоящий из двух или трех игральных труб и одной для наполнения меха воздухом, а также имеющий воздушный резервуар, который делают из кожи животных, в основном из телячьей или козьей шкуры. Трубка с боковыми отверстиями служит для наигрывания мелодии, а две другие для воспроизведения полифонического звучания.

История появления волынки

История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.

Имеются доказательства, что во времена язычества на Руси славяне широко использовали этот инструмент, особенно популярен он был среди военных. Воины Руси использовали этот инструмент для того, чтобы войти в боевой транс. Начиная со средневековья и по сей день, волынка, занимает достойное место в среде популярных инструментов Англии, Ирландии, Шотландии.

Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.

В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.

По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.

С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.

Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру. Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.

Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.

В Европе XIV века множество произведений живописи и скульптуры запечатлеют образы, отражавшие реальное применение волынки и её различных вариантов. А во время войн, например в Англии, волынка вообще была признана видом оружия, так как служила для поднятия боевого духа воинам.

Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.