Московский государственный институт музыки им. А


Композитор, критик, публицист, музыковед, музыкальный деятель, режиссер, педагог.

Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976, класс композиции А.И. Хачатуряна).

Преподавал музыкально-теоретические дисциплины в музыкальных учебных за-ведениях г. Сочи. В 2002-2003 художественный руководитель Сочинской филармонии. Авторские концерты проходили в Москве (1985, 2009 дважды), Берлине (1987-1989), Краснодаре, Сочи. Снимался в документальном фильме «Патетическая симфония» (ка-нал ARTE, 2006, Франция – Германия, автор И. Пастернак).

Член Союза композиторов России (1977).

  • Заслуженный деятель искусств Кубани (2015).
  • Лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича (1985).
  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского (1996).
  • «Человек года» (1995, Кембридж, Великобритания) – как основатель и руково-дитель фестиваля «Сочинские музыкальные выставки» (Сочи, 1992-1999).

Основные сочинения П.С. Белого

  • Над котлованом (три отрывка из Андрея Платонова). Кантата в трех частях для голоса с орк. (клавир 1972, орк. 1974).
  • Сумерки. Камерная кантата для голоса, флейты и виолончели, ст. Ивана Бунина (1973).
  • Камерный концерт для флейты, альта и струнного орк. (1974).
  • Меры наказания. Для симф. орк. (1976, ред. 2012).
  • 1952 Сочи. Струнный квартет (2008 –2015).

Изданные сочинения

  • 1. Сюита [для скрипки и ф.-п.]. – М.: Сов. композитор, 1980. 64 с.
  • 2. Три арии. Для альта и ф.-п. // Пьесы советских композиторов для альта и фор-тепиано. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1984. С. 28.
  • 3. Маленькая камерная кантата. Для голоса, альта и ф.-п., ст. Франсуа Коппе и Шарля Бодлера в пер. И. Бунина и И. Анненского // Произведения для голоса и камер-ного ансамбля. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1985. С. 149.
  • 4. Четыре багатели. Четыре медленных вальса. Юмореска. Новеллетта. Сонати-ны. Для ф.-п. – М.: Композитор. 2009. 40 с.
  • 5. Романсы, элегии, монологи: Для голоса и ф.-п. / Послесл. авт. – М.: Музыка, 1995. 100 с.
  • 6. Дом безрассудных транжир: дуэт для виолончели и ф.-п. – М.: Композитор, 2009. 32 с.

Дискография

  • 1. Маленькая камерная кантата. Четыре багатели. Четыре медленных вальса. Юмореска. Исп. Маргарита Мирошникова (сопрано), Михаил Толпыго (альт), Алек-сандр Мальтер (ф.-п.), Александр Филенко (ф.-п.). Запись 1986 г. Фирма «Мелодия» С 10 28543 000 (винил).
  • 2. Романсы, элегии, монологи. Сюита для скрипки и ф.-п. Исп. Валентина Ша-ронова (сопрано), Анатолий Шелудяков (ф.-п.). Григорий Фейгин (скрипка), Римма Бобрицкая (ф.-п.). Записи 1982 и 1996 г. Студия «Союз» (CD).
  • 3. «Дом безрассудных транжир» для виолончели и ф.-п. Соната № 1 для скрипки и ф.-п. Новеллетта для ф.-п. Сюита для скрипки и ф.-п. Исп. Александр Рудин (виолон-чель), Александр Тростянский (скрипка), Анатолий Шелудяков (ф.-п.). ГЦММК им. М.И. Глинки (CD).
  • 4. Четыре медленных вальса. Исп. Татьяна Сергеева (ф.-п.). Запись 2009 г. Artclassics, ART-175.

Статьи, интервью, рецензии

  • Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот: [полное собрание очерков, бесед, рецензий, интервью, лекций П.С. Белого]. В 2 т. – М.: ОГИ, 2017.
  • Т. 1. О классиках. – 476 с. Т. 2. О современниках. – 412 с.

Основные публикации о творческой деятельности П.С. Белого

  • 1. Азилова Н. В программе – произведения советских композиторов // Музыкал. жизнь. 1985. № 15. С. 9.
  • 2. Аратов М. На пластинке – знакомые имена // Черномор. здравница. 1990. 11 марта.
  • 3. Вишняков Ю. Успехи, проблемы, мнения // Сов. музыка. 1979. № 4. С. 23-24.
  • 4. Блохина Н. Ученик Хачатуряна // Комсомолец Кубани. 1980. 13 сент.
  • 5. Бежин Л. Подлинность творчества // Черномор. здравница. 1981. 8 сент.
  • 6.Колесников А. Гармония простоты // Комсомолец Кубани. 1981. 23 сент.
  • 7. Корев Ю. P.S. [к ст. П. Белого «Больше чем рецензия. Заметки композитора»]// Сов. музыка. 1982. № 10. С. 70-71.
  • 8. Копылова Т. «И до каждого сердца долетает золотой голос свирели...» // Сов. музыка. 1983. № 9. С. 29.
  • 9. Игнатьева М. Сочинская страда. Заметки о первом фестивале советской музы-ки в городе-курорте // Сов. культура. 1984. 26 июня. С. 5.
  • 10. Бежин Л. И слово музыкой звучало // Черномор. здравница. 1984. 3 июля.
  • 11. Блохина Н. Мир высоких мыслей и чувств // Черномор. здравница. 1984. 17 окт.
  • 12. Игнатьева М. Поэтичность и простота // Музыкал. жизнь. 1985. № 3. С. 17.
  • 13. Захарченко В. Пора зрелости. Штрихи к портрету композитора Петра Белого // Комсомолец Кубани. 1986. 5 авг.
  • 14. Корев Ю. Долги наши… // Сов. музыка. 1990. № 11.
  • 15. Корев Ю. Нестоличными дорогами… Очерк второй // Музыкал. академия. 1998. № 3-4. Кн. вторая. С. 188.
  • 16. Колесников А. Путь Петра Белого // Музыкал. жизнь. 2011. № 4.
  • 17. Корев Ю. Верность песне и себе // Музыкал. академия. 2004. № 4. С. 91.
  • 18. Русский композитор Петр Белый: буклет; сост. Ю.А. Фаертаг. – Сочи – Москва, 2009.
  • 19. Фаертаг Ю. Молчание музыки. Путь Петра Белого. – М.: Композитор. 2010. 408 с.
  • 20. Почему молчит музыка Петра Белого? // Новости Сочи. 2010. 13 нояб.
  • 21. Корабельникова Л. Освобождение стиля // Культура. 2011. 14 июля.
  • 22. Фаертаг Ю. Ноты и слова // Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот. Т. 1. – М.: ОГИ, 2017. С. 7.
  • 23. Фаертаг Ю. О философских зонах и философских репликах Петра Белого // Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот. Т. 2. – М.: ОГИ, 2017. С. 335.

На иностранныхязыках

  • 24. Girard Anthony (France). Le festival “Musique du 21 siècle” de Sotchi ou L’indestructible spiritualitè russe // Lettres musicales. 1993. № 140.
  • 25. Robinson Harlow (USA). The Sochi Festival probes the “big lie” // Modern Lan-guages. 1999. January/February.

: 55°47′37.3″ с. ш. 37°29′09.8″ в. д.  /  55.793694° с. ш. 37.486056° в. д. (G) 55.793694 , 37.486056

Московский государственный институт музыки имени Альфреда Шнитке (МГИМ им. А. Г. Шнитке) - многоуровневый образовательный комплекс, осуществляющий образовательную деятельность по программам дополнительного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Плодотворную деятельность всех основных звеньев работы – учебной, научной и концертной – обеспечивает подлинное созвездие талантливых педагогов в лице известных деятелей образования и культуры. Именно они и сделали институт таким, каким он стал сегодня – динамично развивающимся, обладающим неповторимым обликом, собственными приоритетами, богатой историей.

История

Московский государственный институт музыки имени А.Г.Шнитке сегодня – многоуровневый образовательный комплекс, осуществляющий образовательную деятельность по программам дополнительного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Плодотворную деятельность всех основных звеньев работы – учебной, научной и концертной – обеспечивает подлинное созвездие талантливых педагогов в лице известных деятелей образования и культуры. Именно они и сделали институт таким, каким он стал сегодня – динамично развивающимся, обладающим неповторимым обликом, собственными приоритетами, богатой историей.

А началась она в начале прошлого столетия. Официальной датой открытия 1-ой Народной музыкальной школы при Университете им. А.Л. Шанявского считается 28 (15) мая 1918 года. Большой вклад в ее организацию внесли Надежда Яковлевна Брюсова (сестра поэта В.Я.Брюсова) и Болеслав Леопольдович Яворский. При школе были открыты основные, дополнительные и специальные курсы общего музыкального образования, а также отделение русских народных инструментов (1921). Первым директором учебного заведения была А.Г.Кокорина.

В 1921 году происходит отделение школы от университета, и до 1923 года она носит название Народной музыкальной школы Краснопресненского района. В 1923 году в школе наряду с инструкторско-педагогическим и детским отделением было открыто вокальное отделение. Значительное место отводилось также подготовке кадров по хоровому дирижированию.

С 1923 по 1925 годы школа носит название Музыкальной школы имени «Красной Пресни». В 1924 году был открыт класс игры на домре для взрослых, готовивший преподавателей и руководителей домровых оркестров (преподаватель - Константин Алексеев). Школа становится первым в России учебным заведением, где обучение игре на народных инструментах происходит на профессиональной основе.

В 1926 году учебное заведение получило название Музыкально-инструкторского техникума им. «Красной Пресни». В 1927 году директором техникума становится В.А.Ревич.

В 1929 году к техникуму был присоединен техникум имени Н.А.Римского-Корсакова, и учебное заведение преобразуется в Государственный музыкально-инструкторский техникум им. Октябрьской революции. С этого времени в состав техникума входили следующие отделения: хоровое, фортепианное, народное, смычковых и духовых инструментов, вокальное, теоретическое, а также этнографическое и отделение детского музыкального воспитания. В 1936 году директором техникума назначен С.Н.Абакумов, выпускник хорового отдела Московской консерватории.

В начале Великой отечественной войны многие преподаватели и студенты училища были мобилизованы в армию. В училище были созданы три фронтовых бригады, которые за годы войны дали свыше тысячи концертов на фронтах, в госпиталях и освобожденных городах.

В 1942 году учебное заведение переходит в ведение Управления культуры Мосгорисполкома и получает новое название Музыкальное училище имени Октябрьской революции. В училище сохраняются все отделения, кроме этнографического. Директором становится И.П.Мусин. После войны в 1946 году директором училища был назначен Б.А.Фридман.

В период с 1946 по 1949 годы в состав училища входят народное, дирижерско-хоровое, вокальное отделения, класс духовых и ударных инструментов, отделение для инвалидов.

В 1949 году директором училища назначается А.Н.Лачинов. В период с 1949 по 1968 год в училище функционируют только два отделения – народное и хоровое. В это время на хоровом отделении с 1949 по 1953 год учился выдающийся композитор современности А.Г. Шнитке, имя которого носит институт.

В 1968 году директором училища назначен Е.Г.Мухин, возглавлявший учебное заведение до 1982 года. В это время открываются теоретическое, вокальное, эстрадное отделения и отделение музыкальной комедии.

В 1982 году директором училища назначен А.А.Бурмистров. В этот же год отделение музыкальной комедии и эстрадное отделение переданы в музыкальное училище им. Гнесиных.

В 1983 году открывается отделение духовых и ударных инструментов. Временно закрывается прием на теоретическое отделение, которое возобновляет работу в 1990 году. В 1989 году директором училища избран В.И.Горлинский.

В 1992 году училище было реорганизовано в Московское высшее музыкальное училище (колледж). В этот же год структурным подразделением колледжа становится ДМШ № 22 им. Ю.А.Шапорина. Директором школы назначен Г.В.Канаян.

В 1993 году учебное заведение реорганизовано в Московский государственный музыкальный колледж (ВУЗ). Открыта кафедра специального фортепиано. С появлением вузовского звена сложилась трехступенчатая система непрерывного профессионального обучения: школа – колледж – вуз.

В 1996 году учебное заведение переименовано в Московский государственный институт музыки (МГИМ). В 1997 году открыта кафедра струнных оркестровых инструментов.

В 1998 году сдан в эксплуатацию новый учебный корпус с репетиционными залами, общежитием, столовой.

В 1998 году образован Шнитке-центр.

В 1999 году Постановлением Правительства Москвы институту присвоено имя А.Г. Шнитке. При институте открыт первый в мире Музей Альфреда Шнитке.

В 2005 году учебному заведению установлено наименование: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт музыки имени А.Г.Шнитке».

В 2006 году ректором института избран А.Л.Дегтярев.

В 2007 году МГИМ им. А. Шнитке получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлению подготовки "дипломированный специалист" и по образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания(музыка)).

Структура института

  • ректорат
  • канцелярия
  • учебный отдел
  • подготовительное отделение
  • сектор производственной практики
  • отдел научно-исследовательской работы
  • «шнитке-центр»
  • учебно-методический кабинет
  • центр студенческого творчества
  • отдел информационного и технического обеспечения
  • библиотека
  • редакционно-издательский отдел
  • отдел кадров
  • бухгалтерия
  • отдел эксплуатации учебных корпусов
  • общежитие

При институте работают:

  • Школа им. Ю.А. Шапорина.
  • Колледж МГИМ им.А.Г.Шнитке.
  • МГИМ им.А.Г.Шнитке
  • Аспирантура.

Институт сегодня

Образовательная деятельность

Кафедра народных инструментов /КНИ/

Кафедра народных инструментов включает в себя секции и предметные комиссии струнных народных инструментов, а также баяна и аккордеона.

Среди первых преподавателей отдела народных инструментов – известные в 1920-х годах исполнители Д.П.Александров и Г.Г.Михайлов, выдающийся исполнитель-балалаечник, дирижер, заслуженный артист РСФСР Н.П.Осипов, гитарист П.С.Агафошин.
В разные годы на кафедре работали: заслуженный деятель искусств РСФСР, организатор первого домрового оркестра в Москве П.Н.Алексеев, а также К.С.Алексеев, долгие годы возглавлявший в музыкальном училище им. Октябрьской революции русский народный оркестр; автор «Школы игры на трехструнной домре», первый преподаватель трехструнной домры в училище А.Я.Александров; его ученики – А.Н.Лачинов и С.Н.Лачинов; выдающийся исполнитель-виртуоз на трехструнной домре, народный артист РФ А.А.Цыганков; балалаечники: заслуженный артист РСФСР Б.А.Романов, М.В.Владимиров, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, А.С.Ильин, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат всесоюзных и международных конкурсов В.И.Розанов, заслуженный артист РСФСР М.Г.Филин, народный артист СССР П.И.Нечепоренко.

Среди выпускников – народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании Н.Н.Некрасов, народный артист РФ А.В.Тихонов, народный артист РФ В.А.Зозуля, заслуженный артист РФ, гитарист, композитор, дирижер и педагог А.М.Иванов-Крамской, гитарист и композитор В.А.Дитель, лауреат всероссийских и международных конкурсов Е.Р.Шабалин и многие другие.

Обучение игре на баяне также началось еще в бытность Музыкального техникума им. «Красной Пресни». Замечательные педагоги С.П.Беликов, А.А.Набатов, Н.К.Отделёнов, В.Я.Переселенцев, В.И.Розанов, П.Н.Шашкин воспитали не одно поколение баянистов, ставших известными музыкантами. Институт по праву гордится первым отечественным лауреатом международного конкурса А.Резчиковым, дирижёрами А.Лазаревым и В.Федосеевым, композитором В.Темновым.

В разные годы исполнительскую элиту баянного искусства украшали имена выпускников училища Б.Тихонова и В.Галкина, С.Слепокурова и Ю.Прохорова. Огромный вклад в укрепление профессиональной основы класса баяна внёс В.Д.Накапкин. Яркой страницей в истории учебного заведения было создание оркестра тембровых гармоник под руководством В.Г.Соморова. Значительный вклад в развитие специальности внес профессор А.И.Леденев. В 90-е годы на кафедру баяна и аккордеона были приглашены известные музыканты: народный артист РФ, профессор Ф.Р.Липс, народный артист РФ, профессор В.А.Семёнов, заслуженный артист РФ, профессор Ю.А.Вострелов.

В настоящее время кафедру возглавляет заслуженный артист РФ, заслуженный деятель РФ, профессор В.Б.Болдырев.

Заведующий кафедрой:
Болдырев Владимир Борисович

Председатели предметных комиссий:
Болдырев Владимир Борисович
Леденев Андрей Иванович

Состав кафедры:
Баскакова Любовь Викторовна – доцент (класс аккордеона); Белов Рудольф Васильевич – профессор, заслуженный артист РФ (класс домры); Бобышева Валентина Антоновна – доцент (класс аккордеона); Болдырев Владимир Борисович – профессор, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России (класс балалайки); Вострелов Юрий Алексеевич – профессор, заслуженный артист РФ (класс баяна); Горобцов Михаил Анатольевич – профессор, народный артист РФ (класс альтовой домры); Еловникова Галина Георгиевна – преподаватель (класс домры); Жук Любовь Яковлевна – профессор, заслуженная артистка РФ (класс гуслей); Комолятов Николай Андреевич – профессор, заслуженный артист РФ (класс гитары); Кузнецов Вадим Александрович – доцент, лауреат Всероссийского и международного конкурсов (класс гитары); Лачинова Татьяна Суреновна – преподаватель (класс ансамбля); Леденев Андрей Иванович – доцент, действительный член международной академии информатизации (класс баяна); Липс Фридрих Робертович – профессор, народный артист РФ (класс баяна); Лукащук Аркадий Анатольевич – доцент, заслуженный артист РФ (класс баяна); Лукин Сергей Федорович – профессор, народный артист РФ (класс домры); Недосекин Вячеслав Александрович – старший преподаватель (класс баяна); Ом Галина Моксановна – доцент, заслуженный работник культуры РФ (класс домры); Осокин Сергей Викторович – преподаватель (класс аккордеона); Пуриц Наталья Васильевна – преподаватель (класс практики); Семенов Вячеслав Анатольевич – профессор, народный артист РФ (класс баяна); Судариков Александр Федорович – преподаватель (класс баяна); Суркова Евгения Клавдиевна – доцент (класс домры); Шабалин Евгений Робертович – старший преподаватель, лауреат Всероссийского и международного конкурсов (класс балалайки).

Кафедра оркестровых струнных инструментов /КОСИ/
Кафедра оркестровых струнных инструментов является одной из самых молодых. Ее открытие после длительного перерыва состоялось в 1997 году. А истоки обучения игре на струнных смычковых инструментах лежат в далеких 20-х годах прошлого столетия, в бытность Государственного музыкально-инструкторского техникума им. Октябрьской революции: тогда на отделе смычковых инструментов работали скрипач В.А.Ревич, альтист Н.Б.Соколов; симфоническим оркестром в разное время руководили преподаватели Московской консерватории Н.П.Аносов, К.С.Сараджев, В.С.Смирнов, Ю.Н.Тимофеев.

После открытия в 1997 году на кафедре работали музыканты московских оркестров Л.Я.Каплан, А.А Земляной. В настоящее время на кафедре работают: народный артист РФ, профессор В.А.Пикайзен, народный артист РФ, профессор Р.И.Габдуллин, доцент В.И.Руденко и многие другие известные музыканты. Большую учебную и концертную работу ведет симфонический оркестр, которым руководит известный дирижер С.И.Казюлин.

В разные годы кафедру возглавляли: заслуженный артист РФ, профессор М.А.Курицкий (1997-1998), заслуженный артист РФ, профессор Л.Б.Евграфов (1998-2001), солистка оркестра ГАБТ Д.О.Калашкова (2001-2003).

С 2003 года кафедру возглавляет заслуженный артист РФ, профессор И.И.Богуславский.


Богуславский Игорь Исаакович

Состав кафедры: Богуславский Игорь Исаакович – заслуженный артист России, профессор, академик Международной академии информатизации при ООН (класс альта); Евграфов Лев Борисович – заслуженный артист России, профессор (класс виолончели); Пикайзен Виктор Александрович – народный артист России, профессор (класс скрипки); Габдуллин Рустем Искандерович – народный артист России, профессор (класс контрабаса);

Курицкий Михаил Лазаревич – заслуженный артист России, профессор (класс виолончели и квартета); Иголинский Владислав Григорьевич – заслуженный артист России, профессор (класс скрипки); Руденко Владимир Иванович – доцент (класс методики и музыкального исполнительства); Калашкова Дагмара Ояровна – доцент (класс скрипки); Подгорная Людмила Васильевна – доцент (класс арфы); Мамонова Оксана Геннадиевна – преподаватель (класс скрипки).

Кафедра духовых и ударных инструментов /КДИ/

История кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов тесно связана с ранним периодом становления учебного заведения. В 1929 году в Государственном музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции (как тогда называлось учебное заведение) были открыты классы духовых и ударных инструментов. Первыми преподавателями стали известные музыканты М.И.Табаков, В.Н.Солодуев, А.А.Щетников и другие.

Среди выпускников отдела довоенного периода, оставивших заметный след в истории отечественного исполнительского искусства игры на духовых инструментах – народный артист СССР, валторнист Б.В.Полех, долгое время работавший солистом Большого театра.

Во время Великой Отечественной войны по причине ухода на фронт большинства студентов обучение игре на духовых инструментах прекратилось и было возобновлено лишь в 1983 году по инициативе заместителя директора училища им. Октябрьской революции И.А.Зикса.

С преобразованием в 1993 году училища имени Октябрьской революции в Московский государственный музыкальный колледж (ВУЗ) была основана кафедра духовых и ударных инструментов. Практику коллективной игры на духовых и ударных инструментах студенты получают в духовом оркестре, которым руководит заслуженный работник культуры РФ, доцент А.М.Паутов. Выпускники кафедры работают в лучших оркестрах и учебных заведениях России. На кафедре работают известные музыканты: заслуженный деятель искусств РФ, профессор И.Ф.Пушечников, народный артист РФ, профессор И.П.Мозговенко, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Ю.С.Воронцов, заслуженный работник культуры РФ М.А.Измалков и другие.

Кафедру со дня ее основания возглавляет заслуженный работник культуры РФ, профессор В.И. Дегтярева.

Заведующий кафедрой и председатель предметной комиссии:
Дегтярева Валентина Ивановна

Состав кафедры:
Беленов Леонтий Дмитриевич - доцент, кандидат искусствоведения (класс валторны); Воронцов Юрий Сергеевич - профессор, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России (класс саксофона); Горбенко Василий Алексеевич - преподаватель, заслуженный артист России (класс тубы); Дегтярев Александр Леонтьевич - профессор, заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук (класс ансамбля); Дегтярева Валентина Ивановна - профессор, заслуженный работник культуры России (класс флейты); Измалков Михаил Акимович - преподаватель, заслуженный работник культуры России (класс тромбона); Капустин Александр Григорьевич - преподаватель, (класс фагота); Красильникова Людмила Ильинична - доцент, заслуженный работник культуры Р.Ф. (класс ударных инструментов); Кричевский Владимир Борисович - доцент, заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук (класс трубы); Лебедев Виктор Афанасьевич - преподаватель (класс тромбона); Маслов Размик Авраамович - профессор, доктор искусствоведения (класс кларнета); Мозговенко Иван Пантелеевич, профессор, народный артист России (класс кларнета); Паутов Анатолий Михайлович - доцент, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Р.Ф. (класс трубы); Прокопов Вячеслав Михайлович - профессор, заслуженный артист России (класс трубы); Пушечников Иван Федорович - профессор, заслуженный деятель искусств России (класс гобоя).

Кафедра специального фортепиано /КСФ/
Кафедра специального фортепиано (КСФ) Московского государственного института музыки имени А.Г.Шнитке основана в 1993 году. Динамично развивающаяся, обладающая высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом, кафедра сумела достичь за прошедшие годы значительных результатов.

Многие студенты кафедры стали лауреатами международных конкурсов, а преподаватели являются постоянными членами жюри престижных международных и региональных конкурсов, научно-практических конференций, участниками мастер-классов в России и за рубежом.

За период ее существования кафедрой заведовали: Д.Г.Галынин (1992-1995), А.В.Моздыков (1995-1998), О.Ч.Мусорин (1998-2002), Г.В.Дзюбенко (2002-2003), Б.А.Печерский (2003), Н.А.Горлинская (2003-2004).

С 2005 года кафедру возглавляет заслуженный деятель культуры Киргизской Республики, профессор В.Б.Носина.

Заведующая кафедрой: Носина Вера Борисовна

Председатель предметной комиссии: Моздыков Александр Викторович

Состав кафедры: Алешина Ольга Александровна – преподаватель, заслуженный работник культуры Московской области (класс концертмейстерского мастерства); Багратова Елена Будимировна – старший преподаватель (класс концертмейстерского мастерства); Бродская Елена Михайловна – преподаватель (педагогическая практика); Вячеслав Вячеславович Есаков – старший преподаватель (заведующий секцией камерного ансамбля); Котляревский Игорь Леонидович – профессор, заслуженный артист России (класс концертмейстерского мастерства); Кузнецов Владимир Игоревич – преподаватель, лауреат Международного конкурса (специальное фортепиано, фортепианный ансамбль); Курицкий Михаил Лазаревич – профессор, заслуженный артист России (камерный ансамбль); Леонова Людмила Николаевна – преподаватель (педагогическая практика); Масычев Сергей Васильевич – преподаватель (специальное фортепиано, история фортепианного искусства); Моздыков Александр Викторович – заведующий предметно-цикловой комиссии колледжа, доцент, кандидат педагогических наук (специальное фортепиано); Мусорин Олег Чарович – доцент, солист Москонцерта (специальное фортепиано, камерный ансамбль); Носина Вера Борисовна – профессор, заслуженный деятель культуры Кыргызстана (специальное фортепиано); Петренко Татьяна Ивановна – доцент (методика); Ступакова Ольга Яковлевна – преподаватель, заслуженный работник культуры РФ (специальное фортепиано, фортепианный ансамбль); Цыпин Геннадий Моисеевич – профессор, доктор наук, заслуженный работник высшей школы (фортепианное исполнительское искусство и педагогика (XX в.), основы научно-исследовательских работ в области музыкальной культуры и педагогики); Ширинская Галина Сергеевна – профессор, заслуженная артистка России (камерный ансамбль); Юшина Юлия Натановна – преподаватель (специальное фортепиано, фортепианный ансамбль).

Виктор Сергеевич Смирнов являлся художественным руководителем и главным дирижёром в период с 1954 по 1960 годы. В. С. Смирнов смело пропагандирует новые произведения, успешно осуществляет содержательные музыкально — драматические композиции. Ещё в 1947 году под управлением В. С. Смирнова состоялась премьера оперы-былины «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова в концертном исполнении, с участием солистов — вокалистов ГАБТа А. И. Батурина, А. К. Турчина, Е. И. Антонова. Интересно, что Гречанинов, будучи за границей, слушал оперу по радио и через своего родственника просил передать большую благодарность оркестру и его руководителю:" Шлю искреннюю глубокую благодарность В. С. Смирнову за исполнение «Добрыни Никитича» его замечательным народным оркестром. Очень сожалею, что не был на премьере 1 июня и не слыхал исполнения. Сердечный привет и благодарность всем артистам оркестра, певицам и певцам. А. Гречанинов, Нью-Йорк, 12 июня 1947 г.". К подобным постановкам следует отнести и «Снегурочку» на музыку П. И. Чайковского. Успешно была осуществлена музыкально — литературная композиция на музыку А. Холминова к драме М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».

15 января 1955 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся концерт, посвящённый 35-летию Государственного русского народного оркестра им. Н. П. Осипова. Юбилейным концертом были приглашены дирижировать: Народный артист РСФСР, профессор А. В. Гаук, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Н. П. Аносов, Заслуженный артист РСФСР П. И. Алексеев, которые вместе с главным дирижёром В. С. Смирновым, дирижёрами В. Д. Гнутовым, П. В. Куликовым и С. М. Колобковым провели всю программу. В качестве солистов выступали: Народный артист СССР А. Пирогов, балалаечник П. Нечепоренко, домрист А. Александров, гусляры В. Беляевский, В. Городовская, О. Никитина. В программе были произведения Андреева, Ипполитова-Иванова, Чайковского, Римского-Корсакого, Куликова, Будашкина, русские народные песни. Отрадно заметить, что появились и свои оркестровые композиторы: Владимир Дитель (обр. р. н. п. «Коробейники») и Вера Городовская.

После смерти Н. П. Осипова оркестр возглавил его брат — Дмитрий Петрович Осипов, Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Руководя коллективом в течении девяти лет, он не только продолжил, но и углубил основные направления его деятельности. При Д. П. Осипове оркестр начал выезжать на гастроли за рубеж, выступал с ведущими солистами. Д. П. Осипов уделял много внимания воскрешению незаслуженно забытых русских народных песен, которые в чудесных оркестровках пели такие мастера как В. Барсова, А. Пирогов, И. Козловский, С. Лемешев, М. Максакова, Л. Русланова…

С 1960 года и по 1962 год в качестве дирижёра оркестра работал Виталий Дмитриевич Гнутов. Музыкант большого творческого диапазона (он окончил Высшее училище военных капельмейстеров и факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории), он показал себя не только как дирижёр широкого плана, но и интересный дирижёр — аккомпаниатор. Интенсивная творческая работа принесла свои результаты — молодой дирижёр завоевал авторитет среди коллег и привлёк внимание публики. Его исполнительское искусство отмечено высокой культурой, волевой устремлённостью, способностью раскрыть художественный замысел композитора, чуткостью к специфике народного оркестра, оказавшейся такой близкой характеру его дарования. В. Гнутов постоянно заботится о расширении и обогащении репертуара. Под его управлением в оркестре впервые прозвучали многие произведения П. Куликова, А. Мосолова, А. Муравлёва, А. Холминова, Н. Чайкина и состоялись авторские вечера Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, С. Туликова. Оркестр под управлением В. Д. Гнутова подготовил целый ряд концертных программ с участием ведущих вокалистов страны. В. Д. Гнутову принадлежит огромное количество обработок для оркестра народных песен. Тесно связан В. Гнутов и с коллективами художественной самодеятельности, он оказывает творческую помощь отдельным коллективам, дирижирует ими, участвует в подготовке праздников и фестивалей…

28 (15) мая 1918 года в Москве, на Красной Пресне, при Университете им. А. Л. Шанявского была открыта 1-ая Народная музыкальная школа. Пройдя через ряд реорганизаций, в 1929 году она была преобразована в Московский Областной инструкторско-педагогический музыкальный техникум им. Октябрьской революции (с 1942 г. – музыкальное педагогическое училище им. Октябрьской революции ), на базе которого в 1990-е годы был создан Московский государственный институт музыки. В 1999 году институту было присвоено имя его выдающегося выпускника – композитора Альфреда Гарриевича Шнитке . С 2006 года ректором института является профессор, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук Александр Леонтьевич Дегтярев .

Большой вклад в организацию 1-й Народной музыкальной школы внесли воспитанники Московской консерватории Надежда Яковлевна Брюсова (сестра поэта В. Я. Брюсова) и один из крупнейших музыкантов-теоретиков, пианист и композитор Болеслав Леопольдович Яворский . Сделать музыку достоянием широких масс и подготовить инструкторов и педагогов по общему музыкальному образованию – вот задачи, которые ставили перед собой преподаватели нового учебного заведения. В школе были созданы основные, дополнительные и специальные курсы общего музыкального образования, включающие многие предметы, в том числе такие, как «слушание музыки», «теория музыки», «история музыки», «хоровое пение», и уже в 1921 году открылось Отделение русских народных инструментов . Школа становится первым в России учебным заведением, где обучение игре на народных инструментах происходит на профессиональной основе.

В эти годы на отделении народных инструментов преподают известные исполнители: домрист Д. П. Александров , мандолинист Г. Г. Михайлов , руководитель «Первого симфонического оркестра гармонистов» (1926 г.) Л. М. Банович . Оркестр домр (четырехструнных ) возглавил Петр Николаевич Алексеев .

Вот, что писала газета «Правда» об одном из отчетных концертов Школы: «Из программы выступления взрослых особенно выделяется удачно подобранным репертуаром, дисциплинированностью и точной фразировкой исполнения оркестр домр под руководством товарища Алексеева» (Н.К. Вечер музыкально-инструкторской школы, «Правда», 1926, 8 июня) . В конце 20-х – начале 30-х годов в музыкальном техникуме начинает свою педагогическую деятельность хоровой и оркестровый дирижер, домрист, композитор Константин Сильверстович Алексеев , ранее работавший дирижером в оркестре, организованном од ним из создателей четырехструнной домры Г. П. Любимовым. Долгие годы К. С. Алексеев руководил домрово-балалаечным оркестром учащихся, преподавал домру, дирижирование и инструментовку, был заведующим отдела. Ему принадлежит несколько пособий по инструментовке для оркестра русских народных инструментов. В трудных условиях 20-х годов, не имея никаких методических пособий, преподаватели Народной школы закладывали основы обучения игре на народных инструментах в нашей стране, формировали литературу путем обработки народных песен и переложений классической музыки, а также произведений современных композиторов.

Обучение игре на баяне началось в Народной музыкальной школе еще в середине 20-х годов. Первыми преподавателями были А. Ф. Данилов , В. И. Косырев , B. C. Рожков . В формировании методики обучения важную роль сыграли музыканты, начавшие свою педагогическую деятельность в предвоенные годы и первое послевоенное десятилетие. Это: П. Н. Шашкин , В. О. Хведченя , И. М. Егоров , Г. Т. Тышкевич , Н. К. Отделенов , С. П. Великов , А. А. Сурков . Огромный вклад в укрепление профессиональной основы класса баяна внес выпускник училища, заслуженный работник культуры РФ В. Д. Накапкин , долгие годы он возглавлял секцию баяна. Среди преподавателей класса баяна, проработавших в училище несколько десятилетий - М. А. Панкин , заслуженных работников культуры России: А. Т. Гаценко , Н. С. Канаев , А. А. Набатов , В. Я. Переселенцев . Воспитанниками училища по классу баяна являются: народный артист России А. Н. Лазарев , известные исполнители, педагоги, композиторы - Б. Е. Тихонов , В. Н. Мотов , Л. В. Гаврилов , С. С. Коняев , В. И. Темнов ; В. И. Горлинский , возглавлявший училище, а затем МГИМ с 1989 по 2005 год. К числу первых отечественных лауреатов международных конкурсов принадлежат выпускники училища А. Резчиков , В. Галкин , С. Слепокуров .

Основателем класса гитары (с 1930 г.) в музыкальном техникуме стал , автор первой в СССР «Школы игры на шестиструнной гитаре». В 1936 году музыкальный техникум им. Октябрьской революции посетил выдающийся испанский гитарист Андрес Сеговия, которому были представлены лучшие ученики класса Агафошина , ставший позднее известным исполнителем, дирижером, педагогом, автором музыкальных произведений и учебно-методических пособий для гитары (с 1959 г. – заслуженный артист России), и Дмитрий Челноков . В числе выпускников музыкального техникума (училища) по классу гитары: композитор В. А. Дитель , яркий преподаватель-гитарист Г. И. Еманов (оба - ученики Агафошина), лауреат международного конкурса Н. А. Кошкин , один из самых исполняемых и издаваемых в мире композиторов-гитаристов, и заслуженный артист России А. П. Мартынов (оба - класс Еманова). Н. А. Кошкин, преподававший в училище в 80-е годы, воспитал, в свою очередь, лауреатов международных конкурсов Е. Ю. Финкельштейна и К. А. Гитман , а также преподавателя кафедры дирижирования и руководителя камерного оркестра МГИМ им. А.Г. Шнитке А. С. Рейна.

Класс балалайки был открыт в техникуме им. Октябрьской революции в 1930 году. Его возглавил выдающийся исполнитель-виртуоз, еще ребенком участвовавший в концертах Великорусского оркестра В. В. Андреева в качестве солиста, Николай Петрович Осипов . По воспоминаниям одного из воспитанников училища С. Н. Лачинова, на занятиях у Осипова часто присутствовали учащиеся разных классов, внимательно наблюдая за его интересной работой с учеником. Будучи человеком высокой культуры, Николай Петрович умел найти индивидуальный подход к каждому из молодых музыкантов, давал советы, касающиеся чтения литературы и других вопросов. В 1940 году Н.П. Осипов оставил педагогическую работу, заняв пост художественного руководителя и главного дирижера Государственного русского народного оркестра; в этом же году он получил звание заслуженного артиста РСФСР. Лучшие ученики Н.П. Осипова заслуженные артисты России Б. А. Романов и М. Г. Филин достойно продолжили дело своего учителя, став солистами и концертмейстерами двух ведущих народных оркестров страны, – Государственного оркестра (с 1946 – им. Н.П. Осипова) и оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В 1949 году Б. А. Романов вернулся в родное музыкальное училище в качестве педагога. Проработав более 20 лет, он воспитал немало замечательных музыкантов, в том числе народного артиста России, лауреата международных конкурсов А. В. Тихонова .

Среди других выпускников училища по классу балалайки, впоследствии ставших его преподавателями, - блестящий исполнитель, солист оркестра народных инструментов при хореографическом ансамбле «Березка» Л. В. Владимиров и его ученик, заслуженный деятель искусств России, народный артист России, долгие годы возглавлявший ансамбль «Березка» и ансамбль Песни и пляски им. В. С. Локтева, А. С. Ильин . В 50-е годы в училище приходит известный балалаечник, автор обработок и переложений для балалайки В. Е. Авксентьев , начавший свою исполнительскую и музыкально-общественную деятельность еще в дореволюционные годы. В училище им. Октябрьской революции преподавал также выдающийся музыкант, один из основоположников современной школы игры на балалайке, народный артист СССР П. И. Нечепоренко . Яркой страницей в истории отдела стала преподавательская деятельность заслуженного работника культуры РФ Ю. П. Мардасова, организовавшего в училище популярный в 80-е годы ансамбль русских народных инструментов. Из воспитанников училища по специальности «балалайка» надо назвать народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера АОРНИ ВГТРК Н. Н. Некрасова, народного артиста России, художественного руководителя оркестра «Русские узоры» В. А. Зозулю , лауреата международных конкурсов В. П. Минеева , известного музыканта-теоретика, профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке Ю. Н. Бычкова .

В 1936 году в музыкальном техникуме открылся класс трехструнной домры. Вести этот класс был приглашен концертмейстер Государственного оркестра русских народных инструментов А. Я. Александров , годом раньше окончивший техникум с квалификаций инструктора-педагога и исполнителя на народных инструментах. Свою преподавательскую деятельность он начинал как мандолинист (мандолину Александров осваивал под руководством Г. Михайлова). Со временем А. Я. Александров стал известным исполнителем, педагогом-методистом, создавшим «Школу игры на трехструнной домре» (1972), а также целый ряд хрестоматий и сборников учебного и концертного репертуара для данного инструмента. В техникуме А. Я. Александров не более трех лет. Среди его первых учеников – братья А. Н. и С. Н. Лачиновы , сыгравшие значительную роль в становлении методики обучения игре на 3-хструнной домре (прекрасно владевшие также и мандолиной). Долгие годы они будут преподавать в музыкальном училище им. Октябрьской революции трехструнную домру (Сурен Николаевич – также и 4-хструнную), воспитав немало замечательных исполнителей и педагогов. В 1949 году был назначен директором музыкального училища им. Октябрьской революции и оставался им до 1968 г. Все свои силы он отдавал любимому делу, являясь неутомимым пропагандистом домры, балалайки и баяна. А. Н. Лачинов вел большую общественную работу как член и председатель жюри различных конкурсов, а также устроитель грандиозных юбилейных концертов. Он первым подготовил к печати и издал собрание сочинений В. В. Андреева, обработки и переложения Н.П. Осипова, баяниста И. Я. Паницког о. Среди творческих трудов А. Лачинова – многочисленные хрестоматии и сборники для вышеназванных инструментов, статьи, посвященные известным музыкантам-народникам. В 1966 году А. Н. Лачинов был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.



Среди преподавателей училища по классу трехструнной домры – выдающийся исполнитель современности, композитор, народный артист РФ А. А. Цыганков . Из выпускников можно отметить педагога училища по классу дирижирования М. С. Колчеву (ученица Д. П. Александрова), кандидата педагогических наук М. В. Бутневу , работавшую в училище и МГИМ в течение 30 лет (ученица А. Н. Лачинова). В числе воспитанников училища: заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАМ им. Гнесиных В. С. Чунин (ученик Д. П. Александрова), заслуженная артистка России О. И. Зайцева (ученица С. Н. Лачинова), лауреат Всероссийского и международного конкурсов И. А. Глыбина (ученица Цыганкова).

В конце 80-х – начале 90-х в училище сформировался класс звончатых гуслей. Его основатель – Заслуженная артистка России, профессор Л. Я. Жук , посвятившая свою жизнь возрождению этого старинного инструмента. Она является автором учебных программ и методических пособий, учебников «Искусство игры на гуслях» и «Искусство игры на многострунных безгрифных инструментах»; первой исполнительницей многих оригинальных произведений для гуслей, написанных в содружестве с нею или по ее инициативе отечественными композиторами. Среди первых выпускников Л.Я. Жук – Н. Дьяченко, М. Рожнова, Ю. Тульская, М. Беляева, Л. Муравьева.

В 1993 году, в связи с созданием на базе училища высшего учебного заведения, Отдел народных инструментов был преобразован в Кафедру баяна–аккордеона и Кафедру струнных народных инструментов . В настоящее время обе кафедры объединены в Кафедру народных инструментов , включающую в свой состав Предметную комиссию струнных народных инструментов , которую возглавляет профессор, лауреат Всероссийского и международного конкурсов В. А. Кузнецов (класс гитары), а также Предметную комиссию баяна и аккордеона , ее руководитель – профессор, заслуженный работник культуры РФ, действительный член международной академии информатизации А. И. Леденев (класс баяна-аккордеона). Заведующим кафедрой является профессор, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, кавалер Ордена Дружбы, известный исполнитель и педагог-методист (класс балалайки).

На кафедре работают: класс баяна - Ф. Р. Липс , народный артист РФ, профессор В. А. Семенов Ю. А. Вострелов , заслуженный артист РФ, профессор А. А. Лукащук , заслуженный работник культуры РФ А. Ф. Судариков , лауреат международных конкурсов, доцент В. А. Недосекин , преподаватель Н. В. Пуриц ; класс аккордеона - заслуженный работник культуры РФ, доцент В. А. Бобышева , доцент Л. В. Баскакова С. В. Осокин ; класс трехструнной домры – народный артист РФ, профессор С. Ф. Лукин , заслуженный артист РФ, профессор Р. Ф. Белов , заслуженный работник культуры РФ, доцент Г. М. Ом , лауреат Всероссийских и международных конкурсов К. Б. Шарабидзе , преподаватели Г. Г. Еловникова и Е. К. Суркова ; класс альтовой домры – народный артист РФ, профессор М. А. Горобцов ; класс балалайки - лауреат Всероссийского и международного конкурсов, доцент Е. Р. Шабалин ; класс гитары – заслуженный артист РФ, профессор Н. А. Комолятов , класс гуслей – заслуженная артистка РФ, профессор Л. Я. Жук ; класс ансамбля - преподаватели Т. С. Лачинова и Ю. В. Савельева .

Ветераны кафедры А. Ф. Судариков и Г. Г. Еловникова являются выпускниками музыкального училища им. Октябрьской революции (Еловникова – класс Д. П. Александрова, Судариков – класс В. Я. Переселенцева ). Воспитанник Еловниковой М. А. Горобцов стал основателем на кафедре класса альтовой домры (с 1993 г.). Другой выпускник училища, А. И. Леденев (ученик В. Я. Переселенцева и В. Д. Накапкина ), за 21 год работы на отделении, а затем кафедре народных инструментов воспитал целую плеяду лауреатов Всероссийских и международных конкурсов, среди них - молодой преподаватель кафедры, талантливый исполнитель Сергей Осокин. Широко известный балалаечник Евгений Шабалин получил профессиона льное образование у В. Б. Болдырева. Выпускницами МГИМ являются Ю. В. Савельева (класс Р. В. Белова ), К. Б. Шарабидзе (класс С. Ф. Лукина ). Руководитель ансамбля «Серенада» Т. С. Лачинова окончила теоретическое отделение музыкального училища им. Октябрьской революции.

Преподаватели кафедры постоянно проводят в Москве и других городах России мастер-классы, участвуют в научно-методических конференциях, посвященных вопросам педагогики и исполнительства, являются авторами различных пьес и обработок для народных инструментов, составителями и редакторами хрестоматий, сборников, учебных пособий; имеют публикации в периодической печати и научных изданиях; постоянно участвуют в обновлении учебных программ. Многие преподаватели гастролировали в России и за рубежом, имеют студийные аудиозаписи, записи в фонде радио. Ряд педагогов ведут активную концертную деятельность и в настоящее время. Среди последних публикаций, изданных непосредственно в МГИМ, необходимо отметить 4 выпуска «Библиотеки народника» (2010-2011 гг.), в которую вошли пьесы для балалайки и фортепиано В. Панина, произведения для балалайки и других инструментов (4 выпуск, составитель – Е. Шабалин); оригинальные аранжировки для ансамбля народных инструментов «Джаз-экспромт» его руководителя, преподавателя теоретической кафедры института А. В. Пчелинцева (ансамбль функционировал на КНИ в период с 1992 по 2007 г.). Автором проекта является В. Б. Болдырев, ему же принадлежит общая редакция данного издания.

Помимо специальности и ряда основных дисциплин, таких как ансамбль, концертмейстерский класс, история исполнительства, методика преподавания, педагогическая практика, учащиеся КНИ имеют возможность факультативно изучать следующие предметы: композиция, аранжировка и импровизация, постановка голоса.

На базе кафедры народных инструментов существуют Оркестр русских народных инструментов колледжа , русский народный оркестр «Москва» и оркестр «Виват, аккордеон» .

Руководителем Оркестра русских народных инструментов колледжа с 2011 года является выпускник КНИ МГИМ им. А.Г. Шнитке (класс Е. Р. Шабалина), лауреат Всероссийских и международного конкурсов И. Я. Рейбарх .

Оркестр «Москва» был сформирован в 1996 году. Его создатель – заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Игорь Юрьевич Громов . Коллектив по праву считается одним из ведущих народных оркестров России. Оркестр постоянно участвует в фестивале современной музыки «Московская осень», является первым исполнителем целого ряда сочинений отечественных ком п ози торов.

В 2011 году руководителем оркестра «Москва» становится лауреат Всероссийских и международных конкурсов И. А. Мокеро в. Дирижерское образование он получил на кафедре оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке (класс И. Ю. Громова) и в Московской консерватории (класс народного артиста России, профессора Г. Н. Рождественского);
в настоящее время – аспирант МГК.

Оркестр «Виват, аккордеон!» был создан в 1987 году. Все эти годы его бессменным руководителем является Валентина Антоновна Бобышева . Оркестр – лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, обладатель Золотого диплома на видеоконкурсе Musicgolden Trophy (Нью-Йорк, 2008).

Помимо небольших однородных и смешанных ансамблей на кафедре созданы следующие коллективы:

Лауреаты и дипломанты многочисленных Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, в том числе международных конкурсов в Бельгии, Италии, международного фестиваля «Созвездие мастеров» 2005 и 2007 г., ансамбли «Русский класс» и «Интрада» , основу которых составляют трехструнные домры (руководитель и основатель – Г. М. Ом ); лауреат фестиваля международного благотворительного фонда В. Спивакова "Москва встречает друзей" ансамбль «Русь» (основатель – М. В. Бутнева, руководитель – Ю. В. Савельева ); лауреат Ш Всероссийского фестиваля-конкурса «Хранители наследия России», международного фестиваля «Созвездие мастеров» (2009 и 2011) ансамбль неаполитанских инструментов «Серенада» , основу которого составляют мандолины (основатель – С. Н. Лачинов, руководитель – Т. С. Лачинова).

Воспитанники колледжа и вуза МГИМ им. А.Г. Шнитке постоянно завоевывают награды на Всероссийских и международных конкурсах, в том числе таких, как Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, всероссийские конкурсы «Звонкие струны России» и «Домристы ХХI века», Международный конкурс им. М. Ф. Рожкова, Международный конкурс аккордеонистов в г. Клингентале (Германия), международные конкурсы «TabulaRasa», «Кубок Севера», «Кубок Белогорья», «Кубок мира», «Трофей мира».

В 2000 г. Выпускниками колледжа КНИ МГИМ им. А.Г. Шнитке стали баянист Айдар Гайнуллин (класс А. Леденева) и гитарист Артем Дервоед (класс Н. Комолятова). В настоящее время эти феноменальные музыканты приобрели мировую известность. А. Дервоед - лауреат двадцати престижных международных конкурсов, А. Гайнуллин является лауреатом восемнадцати международных состязаний и обладателем нескольких кинематографических премий за музыку к кинофильмам.

Среди лауреатов последних лет: балалаечники - Д. Калинин, Д. Павлов, А. Жуков, П. Теребиленко, И. Виноградов, И. Бадян, А. Попов, С. Акимов, Д. Бычков, Р. Сычев, Р. Хохряков, М. Барсуков, А. Пыпин; домристы - А. Щеглина, Д. Бражников, А. Марков, Е. Припускова, Г. Буров, Е. Батюкевич, А. Рубина, М. Жукова, Е. Пономарькова, Э. Романица, И. Колосова, О. Горлова, И. Исакова; домристы-альтисты - Ю. Неверова, Н. Свиридова, К. Салищева; гитаристы - Д. Загуменников, Б. Фокеев, К. Орлов, Т. Касаткина, Е. Станиловская, К. Югай, И. Александрова, Е. Фоменко, гитарист и композитор В. Горлинский; гусляры - Е. Мартьянова, А. Беликова, А. Старшинова, А. Старчак; баянисты и аккордеонисты - А. Луковский, И. Пуриц, П. Зябко, А. Салахов, Э. Аханов, А. Крикливый, Н.Болотин, А. Шкиндерова, И. Савина, А. Скипин.

Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке является одним из учредителей I-го Открытого Московского конкурса исполнителей на народных инструментах учащихся ДМШ и ССУЗов (домра, балалайка). Конкурс состоялся в декабре 2010 года в здании МГИМ при активном участии КНИ.

Кафедра народных инструментов МГИМ им. А.Г. Шнитке еще довольно молода, но она сложилась на базе учебного заведения, где, как уже отмечалось, обучение игре на народных инструментах было впервые в нашей стране поставлено на профессиональную основу. Динамичное развитие кафедры, несомненно, будет отмечено новыми успехами и творческими достижениями.

Материал подготовила
Т. С. Лачинова