Где отучиться на режиссера. Высшие курсы сценаристов и режиссеров: что нужно сдавать, факультеты


В России немало театральных учебных заведений и каждое имеет свою специфику работы и программу обучения одарённых людей. Чтобы мечта о театре или кино воплотилась в жизнь нужно правильно выбрать и поступить в избранное учебное заведение. Лучшие театральные учебные заведения расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

ГИТИС появился благодаря П.А. Шостаковскому вначале как Музыкально-драматическая школа. Располагается в Москве и является крупнейшим в России и в мире. ГИТИС – лучшее учебное заведение для изучения сценической речи. Он представляет собой мечту талантов сценического искусства.

Театральные ВУЗы, в том числе и ГИТИС сильно отличаются от других учебных заведений.

  • Для поступления нужно пройти отборочные туры (их три), после этого абитуриент получает возможность сдавать вступительные экзамены по актёрскому мастерству.
  • Следующий этап – коллоквиум, оценивающий уровень эстетического и культурного развития.
  • Заключительным этапом поступления служит суммирование всех набранных баллов с баллами ЕГЭ по русской литературе и русскому языку.

Обучение проводится на очном и заочном отделении. ГИТИС обучает на восьми факультетах по всем театральным направлениям. Режиссёрский факультет является старейшим, там работают 9 мастерских. Там производится обучение цирковой режиссуре и режиссуре драмы. Драматическая режиссура состоит из теоретической и практической части. Практическая учит будущего режиссёра лучше понимать актёра, используя знание того, какие составляющие включает в себя актёрская игра на сцене.

Что такое ВГИК

  • ВГИК расположен в Москве. Вуз готовит специалистов с высшим, средним специальным и дополнительным образованием. Сегодня практически все деятели профессионального кино Российской Федерации являются выпускниками ВГИКа.
  • Режиссёрский факультет ВГИК обучает будущих звукорежиссёров, режиссёров анимации, игрового и неигрового кино. Приём желающих учиться производится на конкурсной основе.
  • ВГИК готовит актёров кино и драмтеатра. Желающие учиться во ВГИКе на актёрском факультете готовят чтецкую программу, которую нужно довести до убедительного, захватывающего просмотра, заготовить ответы на вопросы мастеров.
  • В учебном заведении есть Учебная киностудия для производства кинофильмов и видео. ВГИК – единственная в России школа экранных искусств, имеющая подобную киностудию.

ВГИК предоставляет возможность получения среднего профессионального образования, так как имеет в составе Колледж кино, телевидения и мультимедиа.

Поступление в театральный ВУЗ

Ознакомится с информацией о поступлении в ГИТИС или ВГИК позволит семинар для абитуриентов. Семинар предоставляет сведения о том, как готовиться, что нужно, что важно, с чего начинать. Семинар проводится вместе с ГИТИС, поэтому там присутствуют преподаватели, набирающие студентов в этом году. Семинар подскажет направление движения и учебник, по которому нужно готовиться.

Семинар проводится на платной основе, проходит несколько часов, включает мастер-классы, лекции.

Многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, так шансы поступить возрастают. Из года в год конкурс в ГИТИС, ВГИК и другие театральные учебные заведения гигантский: на одно место претендует до двухсот человек. Поэтому часто перед приёмом документов устраиваются прослушивания.

Чётких правил, по которым проводятся экзамены, как и критериев оценки одарённости, нет, так как профессия творческая. Поступление зависит от человека, который набирает курс, поэтому следует разузнать, что он предпочитает, какие у него требования, характер преподавания. Важный критерий отбора – внешние данные. Актёрская игра должна подкрепляться яркой харизматичной внешностью актёра. Следует также освоить азы теории актёрского мастерства, выбрав подходящий учебник.

Что за учебное заведение ВКСР

Высшие курсы сценаристов и режиссёров – это негосударственное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования России. Это одно из самых старых в России учебных заведений для людей с высшим образованием.

Учебное заведение Высшие курсы сценаристов и режиссёров основано в 1963 году в Москве. В его состав входят продюсерский, сценарный и режиссёрский факультет.

В начале работы ВКСР слушатели принимались исключительно по направлению Союзов кинематографистов, киностудий, республиканских Госкино. Чуть позднее, в период «оттепели» Хрущёва курсы открыли путь в кино талантливым людям, ранее получившим высшее образование по другой специальности. Примеры – архитектор Георгий Данелия, медик Илья Авербах, инженер Глеб Панфилов.

Как поступить

На курсы зачисляются желающие учиться моложе 35 лет по результатам творческого конкурса, который проводится в два этапа.

  • Предварительный конкурс представляет собой рассмотрение комиссией представленных работ в виде автобиографии, изложенной в литературной форме, произведения в письменном виде на тему «Событие или случай, свидетелем или участником которого вы были» и рецензии на игровой кинофильм. В дополнение можно сдавать творческие произведения, выполненные в других видах и жанрах (фильм, фото, рисунки).
  • Вступительные экзамены в форме собеседования. Экзамены призваны выявить общий уровень культурного развития будущего слушателя, знания в сферах кино, музыки, литературы, театра, изобразительного искусства. Также выполняется специальное задание, имеющее отношение к выбранной профессии.

Приём лиц, предоставивших необходимые документы и прошедших по конкурсу, производится после заключения договора о представлении образовательных услуг на платной основе и произведения оплаты за обучение.

Обучение на ВКСР

Обучение проходит в творческих мастерских, руководители которых – ведущие мастера кино. Методическое управление ведут советы режиссёрских отделений и сценарских. В компетенцию советов входит обсуждение всех вопросов, связанных с обучением, сопровождение защиты курсовых и дипломных работ и принятие решения о выпуске слушателей.

Результатом подготовки на сценарном отделении ВКСР является дипломная работа в виде сценария полнометражного фильма, предложенного к выпуску.

Оканчивающим режиссёрский факультет нужно подготовить дипломный короткометражный фильм, состоящий не более чем из трёх частей. Выпускники отсылаются работать на киностудии, направившие их на обучение.

Театральные учебные учреждения в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Петербург славится театральными ВУЗами и училищами. Здесь расположены Щепкинское и Щукинское театральные училища, которые кардинально различаются в методах обучения студентов.

В Санкт-Петербурге находится Высшая школа режиссёров и сценаристов. Подготовка здесь проходит в двух направлениях:

  • Долгосрочное обучение, длящееся 2 года (4 семестра), мастерские. Проходит по вечерам и в выходные дни.
  • Тренинги и курсы, состоящие из 10–15 занятий.

По окончании долгосрочного обучения выдаётся Свидетельство, если защищена дипломная работа (сценарий, фильм), то Диплом о дополнительном профессиональном образовании.

Краткосрочное обучение подразумевает посещение курсов и тренингов, состоящих из трёх, десяти или пятнадцати занятий. Они помогут понять основы кинематографической профессии и по какому пути нужно двигаться дальше, какие книги по режиссуре следует изучить, какой учебник предпочесть.

МИР Бориса Юхананова

Мастерская индивидуальной режиссуры Бориса Юрьевича Юхананова находится в Москве. Здесь ведётся работа с актёром, композитором, художником, хореографом, оператором, преподаются основы актёрского мастерства, игра актёра и искусство создания рисунка, постановка, разработка ситуации.

Мастерская индивидуальной режиссуры обучает драматургии, сценарному мастерству, философии искусства, созданию информационных проектов, перфомансов, инсталляций в сфере современного искусства. Изучается специфика режиссуры, разбор и анализирование сценария, построение кадра, основы монтажа, разработка эпизода, современные технологии в кино.

Рассматривается создание телевизионных форматов, режиссура телепроектов и реалити-шоу, основы работы над сериалами, основы организации кастинга, маркетинг, основы работы продюсера.

Мастерская реализует профессиональную переподготовку и повышение квалификации в очно-заочной, заочной и дистанционной формах обучения. Назначение мастерской – подготовка мастеров, способных работать результативно в сложившихся современных условиях.

Развитие режиссёрских способностей у детей

У детей режиссёрская игра появляется на более раннем этапе, чем сюжетно-ролевая. Уже на первом году жизни ребёнок передвигает предметы, создавая подобие общения. Режиссёрская игра в детском возрасте появляется в тот момент, когда ещё недостаточно развиты навыки общения со сверстниками, ребёнок не умеет учитывать желания и интересы других людей.

К концу третьего года жизни малыш «режиссирует» собственный замысел с игрушками, которые выступают в роли персонажей игры. Подобная игра для ребёнка легче, ведь неодушевлённые предметы не имеют собственных желаний. Режиссёрская игра служит подготовкой к общению со сверстниками.

Режиссёрская игра имеет ярко выраженный сюжетно-ролевой характер, главной составляющей в ней является речь: ребёнок комментирует события и собственные действия, меняя при этом интонации, темп и громкость выражений. Режиссёрская игра строится на опыте и детских представлениях об окружающем мире. Правильно организованная педагогом, родителем или воспитателем разовьёт детское мышление, воображение, поведает и неизведанном, что важно в период взросления.

Творческие способности необходимо развивать с самого раннего детства. Это обусловит всестороннее развитие личности в будущем, заложит основы общения с другими людьми, позволит развить врождённый талант. Благодаря совершенствованию одарённости с самого раннего детства, упорному труду на пути к воплощению мечты, откроются двери лучших театральных ВУЗов в Москве и Санкт-Петербурге.

Имена и фамилии ведущих режиссёров мира и страны у всех на слуху. Однако мало кто знает, как можно получить эту профессию, где надо учиться и как устроиться на работу. Узнайте об этом, прочитав подробный обзор.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Режиссер - это человек, который управляет всеми творческими процессами в театре, кино или на телевидении. У него достаточно широкий спектр обязанностей, грамотное выполнение которых позволит создать настоящий шедевр. Первые режиссеры появились одновременно с театральными постановками. Впервые о них упоминается в словаре Даля как о людях, управляющих игрой актеров и созданием представления. Но само понятие режиссуры зародилось лишь в конце 19 века. Оно применялось как ансамблевость или подчинение всех процессов в театре одному замыслу. Данная идея одновременно зародилась в Париже и Берлине. В 20 веке режиссура начала стремительно развиваться в кинематографе. Но следует помнить, что истоки данного искусства остаются в театре, откуда и был перенесен режиссерский опыт.

Описание

В наши дни режиссура имеет колоссальное развитие. Теперь это не один человек, а целый спектр специалистов, которые подчиняются режиссеру-постановщику. В зависимости от типа работ определяется суть профессии. Существуют такие направления режиссуры:

Сутью профессии режиссера является управленческая работа съемочными процессами. Он видит картинку в целом и четко понимает, каким должен быть каждый персонаж. Режиссер является интерпретатором сценария, который доносит задумку автора до актеров и следит за ее выполнением.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить шанс устроиться на работу режиссером, следует выбрать одну из таких специальностей:

  • Режиссура театра.
  • Режиссура игрового кино.
  • Режиссура неигрового кино.
  • Режиссура анимационного фильма.
  • Кинорежиссура.
  • Режиссура неигрового кино- и телефильма.
  • Режиссура театрализованных представлений и праздников.
  • Режиссура шоу-программ.
  • Режиссура эстрады.
  • Режиссура цирка.
  • Режиссура.

Все выше перечисленные специальности позволят работать режиссером. Выбирать следует исходя из того, в какой сфере вы бы хотели проявить свой талант: кино, театр, телевидение, цирк, эстрада и т.д.

Где учиться

Высших учебных заведений, в которых преподается режиссура не так уж много в нашей стране, но самыми престижными являются:

  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Театральный институт им. Б. Щукина.

Данные вузы не единственные, но признаны самыми престижными. Если вам удалось поступить в один из них и с успехом закончить, без работы вы точно не останетесь.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Каждый режиссер выполняет целый спектр управленческих обязанностей:

Режиссер во всем спектре своих обязанностей выступает связующим звеном между всеми составляющими съемочного процесса. Хорошая режиссура - гарантия успеха любого фильма или шоу.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит сильным и волевым людям. Режиссер должен быть прирожденным лидером и уметь управлять огромным количеством персонала одновременно. Он должен быть профессионалом своего дела и обладать огромным творческим потенциалом. Режиссер беспристрастен и не заводит любимчиков - это важно в творческом коллективе. Данный специалист должен быть начитанным, артистичным и интеллектуально развитым. Широкий кругозор - лучший помощник постановщика.

Востребованность

Данная профессия не слишком востребована. Мало кто решается вкладывать средства в молодых, неизвестных режиссеров.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Гонорары у режиссера зависят от того, где он занят. Если это не очень прибыльные небольшие театры или цирк, то оклад около 15-30 тысяч в месяц. Масштабные же представления в больших, известных театрах и съемки кино - это уже совсем другие цифры. Суммы не разглашаются.

Легко ли устроиться на работу

Если вы известный режиссер, то проекты сами будут вас находить. Новичкам же приходится сложно. Инвесторы обычно ищут именитых специалистов, а не выпускников вузов. Режиссура доступна тем, у кого есть связи и солидные спонсоры. Именно они являются решающим фактором и помогают выйти в люди.

Как обычно строится карьера

Началом карьеры становится должность ассистента режиссера. Вы будете выполнять мелкие поручения и получать самое главное - практику и опыт. Ведь наблюдая за работой профессионала, вы очень быстро переймете его годами накопленный опыт.

Режиссер - это следующий этап развития. Если вы работаете не в слишком крупном проекте - это вершина. В масштабных мероприятиях - вы помощник постановщика. Вы контролируете процессы второго плана и получаете возможность проявить свои режиссерские качества. Вашу работу проверяет и корректирует режиссер-постановщик. Именно он исправляет недочеты и обучает вас самым значимым тонкостям данной работы.

Режиссер-постановщик - это пик карьеры. Вы получаете всю власть и помощников, которые займутся второстепенными процессами. Теперь вы руководите творческими направлениями работы. Эта должность достается только самым опытным и хорошо зарекомендовавшим себя режиссерам.

Перспективы профессии

Основной перспективой профессии является участие в известных кинопроектах. В результате вы сможете получить популярность и любовь публики и инвесторов. Именно они предоставят вам дальнейшую работу и солидные гонорары. Качественно отснятые и вызывающие восхищение критиков фильмы - пропуск в мир зарубежного кино. Это уже абсолютно другой уровень и возможность заработать солидные суммы.

Кафедра истории и исторического архивоведения создана в 2018 году в рамках факультета государственной культурной политики. Вместе с тем, кафедра ведет преподавание истории России и зарубежных стран на всех факультетах МГИК.

Кафедра педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии ведет свою историю с первых лет существования нашего вуза. Кафедра осуществляет профессиональную подготовку бакалавров по направлению подготовки: “Искусства и гуманитарные науки” профиль “Артпедагогика”. Артпедагог – уникальный специалист, умеющий использовать традиционные педагогические методы в синтезе с различными видами искусства в развитии личности.

Кафедра философии

Кафедра философии образована в октябре 2018 г. на основе кафедры социально-философских наук, которая существовала с марта 2010 г.

Основной функцией кафедры является организация и координация образовательного процесса и научных исследований, направленных на изучение актуальных философских проблем. Сотрудники кафедры изучают теоретические и исторические проблемы философии, типы философской мысли; разрабатывают методологию, наиболее эффективную для современного состояния философских наук.

Кафедра туризма

Кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению подготовки Туризм. Профили подготовки бакалавров: Технология и организация экскурсионных услуг, Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности, Историко-культурный туризм; профиль подготовки магистров – Организация и управление турбизнесом.

Кафедра менеджмента и технологий социально-культурной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности – одна из старейших кафедр университета, которая преемственно продолжает и развивает лучшие традиции вузовской подготовки специалистов социально-культурной сферы. Она является ведущей кафедрой социально-культурной деятельности страны, определяющей содержание и направление развития российского социокультурного образования, задающей тон многим новаторским начинаниям, способствующей формированию нового поколения работников культуры, ученых и педагогов.

Кафедра культурно-досуговой деятельности

Кафедра культурно-досуговой деятельности осуществляет подготовку кадров бакалавров и магистров по направлению 51.03.03: «социально-культурная деятельность» профилю «постановка и продюсирование культурно-досуговых программ».

Кафедра экономики культуры и правоведения

На кафедре работают исключительно доктора и кандидаты наук – высокопрофессиональные специалисты в области экономики, маркетинга, менеджмента, социологии, политологии и правоведения, имеющие опыт работы в организациях и органах управления федерального и регионального уровня.

Кафедра музейного дела и охраны культурного наследия

Подготовка музейных кадров реализуется в МГИК с 1986 года. Кафедра музейного дела и охраны культурного наследия начала свою деятельность с 27 февраля 2017 года.

Кафедра культурологии

Кафедра осуществляет подготовку культурологов по профилям: история культуры, художественная культура, межкультурные коммуникации, а историков искусства по профилю история искусства.

Кафедра лингвистики

Кафедра лингвистики создана в 2018 году в рамках факультета государственной культурной политики. Задачей кафедры лингвистики является расширение культурного лингвистического кругозора учащихся, формирование духовной общности, изучение филологических дисциплин в сопоставлении с историей развития русской культуры, в том числе как элемента мировой культуры.

Кафедра иностранных языков

Кафедра иностранных языков МГИК – одна из старейших и замечательных кафедр университета. Она была создана в 1938 г. Под руководством заведующей кафедрой, профессора Л. А. Жумаевой трудится работоспособный, творческий, владеющий профессией коллектив, который впервые в истории преподавания иностранных языков начал создавать учебные пособия, специально предназначенные для вузов культуры.

Кафедра управления информационно-библиотечной деятельностью

Кафедра создана на базе предметно-методической комиссии организационно-управленческих дисциплин кафедры библиотековедения, самостоятельно функционирует с 1 июня 2004 г.

Кафедра информатизации культуры и электронных библиотек

Кафедра основана в 2000 г. для подготовки кадров по специализации "Технолог автоматизированных библиотечно-информационных систем". Для данной квалификации был разработан комплекс дисциплин, ориентированный на применение новых технологий.
С 2015 г. кафедра информатизации культуры и электронных библиотек является базовой кафедрой МГИК в ГПНТБ.

Кафедра документоведения и архивоведения

Кафедра документоведения и архивоведения осуществляет набор абитуриентов по направлению «Документоведение и архивоведение» с присвоением степени «Бакалавр документоведения и архивоведения».

Кафедра библиотековедения и книговедения

Кафедра библиотековедения основана в 1933 году. Является старейшей в университете.
Кафедра библиотековедения и книговедения осуществляет подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» с присвоением степени бакалавр.

Кафедра эстрадно-джазового пения

Кафедра эстрадно-джазового пения осуществляет подготовку специалистов в области профессионального музыкально-эстрадного искусства по специальности «Музыкальное искусство эстрады», специализация – «эстрадно-джазовое пение».

Кафедра сольного народного пения

Кафедра готовит специалистов по направлению подготовки: Искусство народного пения, профиль: сольное народное пение, степень выпускника: бакалавр, магистр, квалификация: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель. Форма обучения – очная и заочная.

Кафедра академического пения

Кафедра академического пения осуществляет подготовку специалистов в области профессионального вокального искусства по специальности 051000 «Вокальное искусство» (квалификации: «Оперный певец. Концертно-камерный певец. Преподаватель» (специалитет); «Концертно-камерный певец. Преподаватель» (бакалавриат).

Кафедра специального фортепиано

Кафедра специального фортепиано открыта в 2001 году. Кафедра является выпускающей по программам бакалавриата и магистратуры. За время работы кафедра подготовила выпускников, которые успешно работают преподавателями и концертмейстерами в ведущих учебных заведениях России и зарубежья, в том числе в РАМ им. Гнесиных, МГИМ им. А.Г.Шнитке, ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова, ведущих ДМШ и ДШИ, в том числе в ЦДШИ г.о. Химки, МЭО «Радость», ДМШ им. А.Верстовского.

Кафедра теории и истории музыки

Кафедра осуществляет фундаментальную подготовку музыкантов - специалистов и бакалавров - всех направлений подготовки и профилей по музыкально-теоретическому циклу дисциплин.

Кафедра оркестрового дирижирования

Кафедра оркестрового дирижирования ведёт образовательную деятельность по направлениям: "Музыкально-инструментальное искусство", профиль "Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты" (по видам: домра, балалайка, гитара, гусли звончатые, гусли клавишные), профиль "Оркестровые струнные инструменты" (по видам: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), уровень подготовки - бакалавриат, магистратура; "Дирижирование", профиль "Дирижирование оркестром народных инструментов", уровень подготовки - бакалавриат, магистратура; профиль "Оперно-симфоническое дирижирование", уровень подготовки - магистратура".