Ансамбль скрипачей. Методические заметки


Произведения из репертуара Ансамбля скрипачей Большого Театра.

Идея создания этого прославленного коллектива принадлежала концертмейстеру оркестра Большого театра Юлию Марковичу Реентовичу, руководившему ансамблем с 1956 года до своей смерти в 1982 году. Ансамбль скрипачей Большого театра был создан в конце 1955 года, а его первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения.

«Первые шаги ансамбля скрипачей, - пророчески писал тогда Дмитрий Шостакович, - нас убеждают в том, что будущее этого коллектива прекрасно, и он займет видное место в строительстве советской музыкальной культуры».

Реентович не был великим композитором. Он не был и великим скрипачом, лауреатом международных и всяческих конкурсов.

Его имени нет даже во всезнающей Википедии!
И нет ни одной видеозаписи выступлений некогда прославленного Ансамбля скрипачей Большого театра, основателем и бессменным руководителем которого он являлся.
Есть только скупые несколько строчек биографии, да рассказы о его коллективе в статье, посвященной скрипачке ансамбля и его последовательнице Марте Кушнирской

Вот в эти несколько строк уложилась биография этого талантливейшего мастера:
Юлий Маркович Реентович, скрипач.

Родился 12 ноября 1914 в Тамбове. Отец - скрипач и педагог Марк Наумович Реентович, ученик Леопольда Ауэра.
В 1931 окончил Тамбовский музыкальный институт по классу скрипки профессор М.Н. Реентовича.
В 1931-1935 совершенствовался в Москве у Абрама Ильича Ямпольского.
С 1931 - артист, с 1952 - концертмейстер оркестра Большого театра.
С 1956 - художественный руководитель организованного им Ансамбля скрипачей Большого театра.
С 1976 - Народный артист РСФСР. Даже не СССР.
И всё.
Но внутри этих коротеньких биографических строчек - целая жизнь.

Фибих "Поэма"


Но какой же след на земле оставил этот человек, если даже спустя 30 лет после смерти его с благодарностью и восхищением вспоминают, ищут записи выступлений его коллектива - а ищут, как оказалось, многие! И до потери пульса радуются, когда все-таки находят.
А потом скачивают их себе и слушают, слушают, слушают...

Рахманинов "Вокализ"


Профессор Т. Докшицер:

«Юлий Маркович не замечал мелочей, заботился о каждом, отвечал за всех и делал все для всех. Ему, казалось, не мешали трудности и неудобства гастрольной жизни. Организационные неурядицы, которые порой возникали перед концертом, он преодолевал спокойно, тихо, гасил в себе раздражительную реакцию и к людям обращал улыбку и ободряющие слова. Его огромное человеческое обаяние в жизни и на сцене с одинаковой силой действовало и на окружающих, и на публику».

Шуберт "Аве Мария"


Давид Ойстрах так писал об этом ансамбле:

«Разумеется, все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств РСФСР Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом, - скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль».

Шостакович. Романс из к/ф "Овод".


Ансамбль был действительно удивительным и чудесным.
Это был первый и единственный в Союзе классический профессиональный ансамбль из 17-ти скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижера и без нот - они играли свои партии наизусть, тем не менее все скрипки звучали синхронно.
И от этой божественной музыки, так пронзительно-проникновенно исполненной его ансамблем, хочется плакать - но не потому, что плохо, а потому что происходит какой-то катарсис, и душа начинает звучать в унисон этим стройно и светло поющим скрипкам


Римский - Корсаков "Полет шмеля".

Специально написанных для скрипичного ансамбля произведений не было, не было и соответствующего репертуара - и лучшие композиторы Советского Союза создавали аранжировки классических произведений специально для этого коллектива, а также писали музыку именно для него. Среди них такие имена, как Г. Рождественский, Г. Заборов, Л. Фейгин, А. Гурфинкель, Р. Щедрин, А. Хачатурян, Е. Светланов, М. Чулаки.

Глюк. Мелодия из Оперы "Орфей и Эвридика"

За время своего существования он дал более двух тысяч концертов, выступал во многих городах и почти во всех республиках Советского Союза, на целинных землях Казахстана, Алтая, Сибири.
Слушатели двадцати стран мира также имели возможность услышать этот необыкновенный ансамбль.

Бах. "Аве Мария" Поет Г.Олейниченко.

Фирма «Мелодия» выпустила более 100 грампластинок с его записями. И счастливые обладатели этих раритетов теперь ищут способы, чтобы их оцифровать.

Коллектив часто выступал на радио и телевидении, озвучивал кинофильмы, сопровождал выступления многих выдающихся артистов нашей страны.

Таривердиев. "Не исчезай".

Это не был ансамбль "для музыкальной элиты" - они выступали на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, воинских частях и студенческих клубах. Артисты не считались с неудобствами и, когда не было настоящей сцены, играли на импровизированной.

Коллектив давал много и благотворительных концертов, особенно в начале своей деятельности.

Дворжак. "Мелодия"

Из рассказов о выступлениях коллектива

В пригороде Новосибирска играть пришлось в одном из рабочих клубов в нетопленном помещении.
Артисты вышли во фраках и платьях, мерзли пальцы.
В первых рядах зала оказались бабушки в белых платочках, в последнем - мужчины с бутылками: шум, гам...
Реентович приказал играть «Аве Марию» Шуберта.
В какой-то момент из первых рядов послышались рыдания. Когда смолкли последние звуки музыки, увидели в последнем ряду мужчин с так и не початыми бутылками в руках, они словно онемели.
Несколько секунд полного молчания, и взрыв аплодисментов с криками «Здорово! Давай еще!»
«Вот ради чего стоит жить», - резюмировал Реентович.

А в Лондоне выступление проходило в одном из лучших концертных залов.
Он был полон, но музыкантов удивило наличие полицейских.
Не успели артисты занять места на сцене и поднять скрипки, как из первых трех рядов поднялись молодые ребята с транспарантами в руках: «Убирайтесь в свою Россию...» Полицейские не вмешивались.
«Стойте с поднятыми скрипками», - распорядился Реентович.
Так и стояли 15 минут, пока публика сама разбиралась с «бунтовщиками». В конце концов большую часть удалось выпроводить из зала, а остальные свернули транспаранты и уселись слушать.
Концерт прошел с большим успехом, причем было замечено, что особенно рьяно аплодировали как раз эти первые ряды.

Шопен. "Грусть".


Пресса разных стран тоже приятно поражала единодушием.

Характерной была публикация в голландской газете «Де телеграф»:
«Ансамбль скрипачей Большого театра является коллективом новой музыкальной формы, не существующей нигде в мире... Необходимо заметить, что обработки всей исполненной программы были безупречны, и блестящее исполнение семнадцатью скрипками напоминало одну скрипку. Этот концерт, без сомнения, явился настоящим событием для Запада».
Увы, ничто не вечно под Луной.
В 1982 году Реентович умирает, не дожив двух лет до своего семидесятилетия.
Ансамбль, лишившись авторитетного руководителя, начал распадаться, и в 1984 году он прекратил свое существование.

Текст из разных источников.

Цель: формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Программа построена по принципу от простого к сложному. Обучение профессиональным навыкам игры на инструменте необходимо сочетать с изучением теории, истории музыкальной культуры, сольфеджио.

Для обеспечения творческого развития личности ребенка необходимо решать следующие задачи :

Развивающие:

  • стимулировать развитие эмоциональности;
  • обогащать воображение;
  • развивать память и мышление, умение собраться в ответственный момент, донести до публики свое ощущение искусства.

Образовательные:

Воспитательные:

Условия приёма.

Приём в ансамбль скрипачей возможен для детей с 5 до 9 лет. При поступлении детей в ансамбль предъявляются достаточно высокие требования к данным ребенка:

  • отличный музыкальный слух
  • память музыкальная
  • чувство ритма
  • координация движений (мышечно-двигательная способность)
  • способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

Отбор детей в коллектив происходит по результатам предварительного прослушивания, на первую ступень обучения.

Ансамбль скрипачей может состоять из нескольких групп: группа первого года обучения, группа второго года обучения, группа третьего года обучения и более старших. Занятия в каждой группе должны проводиться 2 раза в неделю по 2 часа. Параллельно проходят занятия индивидуальные, в большей степени это касается начинающих. Так же возможны индивидуально-групповые занятия, по 2-3 человека. На индивидуальных занятиях основное внимание уделяется работе над постановкой, звуком, штрихами. Эта же работа может иметь продолжение на групповом занятие (2-3 человека), также необходимо на этих занятиях уделять время читке нот с листа, т.к. этот навык совершенно необходим ансамблисту. На занятиях всего ансамбля или его основных групп (I, II и т.д. скрипок) большее время и внимание нужно уделять изучению, отработке репертуара ансамбля.

Режим работы коллектива.

Первая ступень развития учащихся предполагает индивидуальные занятия. На второй ступени обучения для учащихся помимо индивидуальных занятий появляются и групповые формы обучения игре на скрипке. Это могут быть, игра в различных ансамблях (дуэты, трио) развивают такие необходимые навыки как: ритмичность, чистота интонирования. Третья и четвертая ступень обучения предполагает индивидуальные занятия - один час в неделю, групповые ансамблевые занятия - 2-3 раза в неделю по 2 часа.

Необходимо отметить возможные формы коллективного исполнения (музицирования) в детском ансамбле скрипачей. Первые, малые скрипичные ансамбли - всевозможные дуэты и трио, начиная с двухголосных примеров, содержащихся в любых учебных пособиях (“Юный скрипач” I выпуск), завершая дуэтами различных авторов.

Скрипичные ансамбли с фортепиано - сочинения и переложения для двух скрипок, трёх скрипок и фортепиано. В таких ансамблях возможно привлечение учащихся фортепианного отдела для исполнения партии сопровождения.

Массовые скрипичные ансамбли (унисоны). Эти ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле. Методы работы с ансамблем связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах: Первое - принципы постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий. Второе - принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого - мастерства скрипача. Третий - принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве. Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно. Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.

Занятия учащихся, индивидуальные и групповые, должны проводиться с аккомпониментом фортепиано. Необходимо с первого года обучения предусмотреть работу концертмейстера.

Регулярные занятия с аккомпонементом фортепиано имеют большое значение, т.к. исполняя даже несложные пьесы с фортепиано, ученик получает первые навыки ансамблевой игры. Ученик должен научится слушать партию фортепиано, чисто интонировать.

Формы и методы

В работе с ансамблем скрипачей наряду с индивидуальными занятиями, широко практикуются коллективные формы занятий. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, в филармонию -можно причислить к формам занятий и обучения, всё это должно вызывать интерес к музыке, к инструменту.

С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод. На занятиях так же важно использовать магнитофонные записи эффективно сочетание записей с “живым” исполнением, здесь есть возможность сравнить звучание оркестра (или ансамбля) с звучанием скрипки-соло, познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.

Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Большое значение имеет тон речи педагога, его эмоциональная окраска. Беседа, рассказ, пояснение - разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.

Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.

Выбор метод и приёмов зависит от возраста детей. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. В работе с более старшими детьми все методы используются в равной доле, дополняют друг друга. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

В ансамбле должен быть концертмейстер - скрипач, старший и более опытный среди других.

Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованное самостоятельное занятие. Во время индивидуальных занятий руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новое задание. Наилучшая форма работы сочетание словесного объяснения, исполнения музыкального произведения или фрагмента педагогом, прослушивание записи профессиональных исполнителей и своё собственное.

Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе.

Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также желательно участие в районных и городских конкурсах, в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ и т.д. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.

Для занятий ансамбля скрипачей (также как и индивидуальных занятий) необходимо просторное помещение, где можно свободно разместить фортепиано, пульты, магнитофон, шкаф для нот, книги, несколько стульев.

Для руководителя коллектива большое значение имеет методическое обеспечение, которое включает в себя всевозможные методические и учебные пособия, скрипичные ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, различные наглядные пособия: графические изображения музыкальных знаков и терминов, книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития исполнительских навыков учащихся является воспитание у них свободной и естественной постановки. На первых годах обучения эта тема будет основной, она требует внимания и упорной, настойчивой работы и учащихся и педагога.

“Фундамент скрипача – музыкальная основа – закладывается начальным обучением”. Д.Ф. Ойстрах

Важную роль в процессе усвоения правильной постановки играет подбор скрипки и смычка, соответствующий по размеру физических данных ученика.

Первые уроки с начинающими посвящаются развитию музыкально-
слуховых представлений, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом, усвоению первоначальных навыков постановки и звукоизвлечению.

Другая форма совместно-раздельного музицирования - исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебного музицирования - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.

Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении навыков, приемов, штрихов и т.д. Эта работа происходит систематически в течение всех лет обучения на основе учебно-тренировочного материала, который включает в себя гаммы, упражнения, этюды на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения, т.к. дают наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения какого-либо технического приёма, штриха. Далее каждый новый элемент, навык, штрих закрепляется и совершенствуется на специальном этюдном материале. И только после того как учащийся вполне овладел тем или иным техническим приёмом, можно приступать к исполнительской работе над музыкальными произведениями, в которых данный элемент, навык используется.

В работе над исполнительской техникой необходимо требовать осмысленный подход к исполнению гамм, этюдов, упражнений, исключить пустую механическую работу.

Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.

Первая ступень предполагает большей частью индивидуальное обучение и занятия в ансамбле также. Занятия проходят два раза в неделю. В этот период занятия в ансамбле также необходимо, но в простой, игровой форме, с использованием открытых струн. Я бы очень рекомендовала “Скрипичную азбуку” Зимина, Гуревич, и ансамбли сборников Э.В. Пудовочкина “Светлячок”. Требования к первой ступени программы следующие:

Первая позиция. Движение смычка по открытым струнам. Установка пальцев левой руки. Полутоны. Основные штрихи: деташе, легато, сочетание деташе и легато, маркатто, мартле. Несимметричные штрихи. Упражнения для укрепления пальцев и развития беглости. Гамма и арпеджио в прелах 1 позициии. Этюды на различные виды техники (соединение струн, смешанные штрихи – деташе-легато).

Вторая ступень “Младший ансамбль”. Следующий этап в становлении коллектива, более сложный, предполагает третий и четвертый год обучения.

В индивидуальной работе с учеником данного периода обучения: овладение грифом в пределах трех позиций, изучение 2-й и 3-й позиции и основных видов переходов, знакомство с аппликатурой хроматического звукоряда, однооктавные и двухоктавные гаммы, отработка техники переходов. Для репертуара ансамбля скрипачей этого периода обучения как образец может быть рекомендован цикл Ж. Металлиди “Ансамбли скрипачей”, Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 2, 3. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются.

Третья ступень “Концертный ансамбль” - дети 5-6 года обучения. Главный акцент, продолжая индивидуальную работу, делается на занятия в ансамбле. Репертуар: Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 4-5, Ансамбли юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано, вып. 2. В индивидуальной работе необходим дальнейший технический рост (штрихи спиккато, стаккато), особенно в исполнении гамм, арпеджио, этюдов. Постоянно рекомендуется обращать внимание на качество звука, т.е. речь идет о кантилене.

Последующая работа идёт в направлении овладения более сложными ритмами, интонационными оборотами, развитием беглости, параллельно используя это в практике ансамблиста. Большое внимание на этом этапе необходимо уделить фразировке, культуре звука, вибрации. Другими словами, идет совершенствование первоначальных навыков.

Четвертая ступень Рекомендуется как подготовительный период для учащихся, ориентирующихся на дальнейшее профессиональное обучение. Естественно, что ученики третьей и четвертой ступеней – это опора, костяк ансамбля. Это прежде всего, опора в техническом плане (владение штрихами, беглость, умение читать с листа), а в психологическом смысле (аспекте) – это пример для подражания младшим участникам ансамбля. Очень важно создать атмосферу товарищества, поддержки в ансамбле. Для репертуара этого периода обучения можно рекомендовать произведения крупной формы, миниатюры зарубежной и русской классики. В репертуаре этого периода, конечно необходимы произведения классиков: двойные концерты Вивальди, Баха и дуэты Гайдна и произведения современников Металлиди, и др.

Трудности репертуара 3 и 4 ступеней включают в себя владение вибрацией, гибкой фразировкой, филированием звука на диминуэдо, рубатная манера исполнения, синхронное исполнение мелизмов и ритмических фигур. Помимо технических навыков (прозрачного, “теплого” звукоизвлечения, владения штриховыми приемами), учащиеся должны обладать опытом игры, т.к. отношения между исполнителями могут изменяться: они по очереди солируют и аккомпанируют.

Список литературы

1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.

2) Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.

3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.

4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.

5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.

6) М. Берлянчик Основы воспитания начинающего скрипача. Из-во “Лань”, 2000 г.

Выступление ансамбля «Виола» в г. Красноярске на конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2011 г.

Характеристика творческой деятельности ансамбля скрипачей «Виола» МБОУ ДОД Каратузская детская школа искусств

Детский ансамбль скрипачей «Виола» образовался 01 сентября 2003 года. Со дня образования и по сегодняшний день руководит этим коллективом преподаватель по классу скрипки Кроткова Галина Игоревна. Ансамбль скрипачей– уникальный в своём роде коллектив, занимающийся пропагандой высокого классического искусства в районе .На сегодняшний день в нем две группы: ансамбль старших классов «Виола» и ансамбль младших классов «Светлячок», которые плодотворно функционируют и активно развиваются.

В настоящее время в ансамбле занимаются 19 человек:7 детей от 13 до 15 лет – старшая группа; 12 детей от 7 до 12 лет – младшая группа и подготовительная группа. В ансамбле «Виола» помимо детей играет и мама одной из участниц – Кассина О.О.С радостью и большим энтузиазмом в коллективе продолжают заниматься и бывшие выпускники школы. Трое выпускников ансамбля закончили обучение в школе искусств, успешно обучаются в Красноярском колледже искусств им. П.И. Иванова – Радкевича, по специальности оркестровые струнные инструменты, по классу скрипки и альта. Самая первая выпускница ансамбля, успешно окончив Красноярский колледж искусств им.П.И.Иванова-Радкевича, в настоящее время обучается в Красноярской Академии музыки и театра по классу альта, в составе ансамбля скрипачей и альтистов летом 2009 года участвовала в Международном фестивале, проходившем в Японии, в 2010 году – в музыкальном фестивале, проходившем в Шотландии.

Ансамбль «Виола»- это яркий сплочённыйколлектив. Ребята относятсядруг к другу с уважением и заботой. За годы совместного творчества у них развились такие качества как коммуникация, взаимопомощь. К своим занятиям они относятся серьёзно и ответственно. Г.И.Кроткова ведет активную работу по формированию личностной, социальной, семейной культуры обучающихся. Регулярно проводятся с учениками духовно-нравственные беседы, классные часы на различные морально-этические темы. Культурный уровень детей растет с каждым годом, они учатся слушать, понимать и любить классическую музыку, развиваются творческие способности детей, расширяется круг интересов, многие дети стали активнее, организованнее, дети очень любят играть в ансамбле, в коллективе царит атмосфера дружбы и взаимопонимания, благодаря таланту и организаторским способностям педагога постоянно поддерживается интерес детей к занятиям, поэтому они осваивают такой сложный инструмент как скрипка с увлечением и радостью. Интересных результатов руководитель добилась используя такой вид групповой технологии, как работа в разновозрастных группах. Младшие учатся у старших, усваивают практические навыки, старшие заботятся о младших, отвечают за воспитание у них определённых качеств, развития навыков и умений.

Благодаря выигранному гранту в 2010 году был приобретен комплектскрипок разных размеров и теперь участники ансамбля играют на хороших, качественных инструментах фирмы “ Yamaha ”.

Как руководительтворческого коллектива Галина Игоревна ведет очень увлеченно активную работу, стараясь развивать коллективы в музыкальном, техническом, художественно-эстетическом направлениях. Репертуар обучающихся строится прежде всего на развитии игрового аппарата,эмоциональных качеств ребенка, его внутреннего мира. Идёт постоянная работа над обновлением репертуара, интересной аранжировкой произведений, идейным исполнительским и художественным уровнем.

Репертуар ансамбля «Виола» разнообразен, включает в себя классическую музыку старинных композиторов, произведения крупной формы, пьесы современных авторов, произведения в эстрадном стиле, обработки народной музыки. Г.И.Кроткова делает переложения произведений для ансамбля скрипачей, составляет адаптированные редакции хрестоматийных произведений, сочиняет партии для второй и третьей скрипок. Накоплена большая база фонограмм, написанных целенаправленно для этого коллектива, что позволяет значительно расширять репертуар за счет использования современных технических возможностей.

В 2010 году Галина Игоревна и её коллективприняли участие в реализации проекта «Музыкальная академия на колесах», организованного при поддержке правительства Красноярского края, в рамках которого прошли 2 концерта скрипичных ансамблей Минусинской ДМШ «Крещендо» (рук. Жернакова О. О., конц. Колесникова И. С.) и Каратузской ДШИ «Виола» (рук. Кроткова Г. И., конц. Матвеева В. А.). 28 апреля в с. Каратузское и 4 мая в г. Минусинск с большим успехом у зрителей состоялись эти выступления. Каждым ансамблем подготовлена программа из 5-7 произведений, а так же 2 произведения, посвященные 65-летию Великой Победы, были исполнены совместно двумя ансамблями. Сотрудничество очень благотворно отразилось на психологическом климате в детских коллективах. Они познакомились и подружились друг с другом, вдохновились творчеством своих сверстников, расширили свой музыкальный кругозор.Реализация этого проекта получила широкий положительный резонанс у жителей Каратузского района: статья в газете «Восхитили талантом», благодарность от районного Совета ветеранов. Это мероприятие формирует нравственно-эстетические ценности у растущей личности, воспитывает активную жизненную позицию, поднимает престиж обучения в музыкальной школе, способствует развитию учебно-воспитательного процесса, устойчивого интереса к ансамблевому музицированию, а так же профессиональной ориентации учащихся.

Ансамбль скрипачей «Виола» ведет активную работу в культурно-просветительском направлении,которая широко известна не только в нашем районе, но и за его пределами. Деятельность ансамбля и его руководителя освещалась неоднократно в местной, региональной прессе и на краевом телевидении. Стали традиционными концерты классической музыки, в которых участвуют скрипачи ансамбля, музыкальные гостиные, где дети узнают о жизни и творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, проходят классные часы с просмотром видеофильмов и прослушиванием музыкальных шедевров классической музыки, ежегодные мероприятия – «Посвящение в скрипачи» , «Праздник этюдов»,сольные концерты одаренных учащихся и многое другое.

К различным мероприятиям и праздникам Галина Игоревна разрабатывает необычные и интересные сценарии, которые воплощает в жизнь вместе со своим ансамблем. В рамках школьной филармонии преподавателем были проведены цикл лекций-концертов о скрипичной музыке для учащихся общеобразовательных школ, музыкальные сказки были представлены для воспитанников детских садов.

С 2006 года Г.И.Кротковой был разработан и реализован социокультурный проект: фестиваль детского музыкального искусства « Классическая музыка в Таятах». Этот фестиваль проводится ежегодно и является отчетным концертом ансамбля скрипачей и его солистов. Он очень популярен среди жителей села, и зал всегда заполнен желающими соприкоснуться с классической музыкой.

Галина Игоревна и её коллектив активно участвуют в краевых акциях, проводимых в районе:«Помоги пойти учиться», «Дорогами добра», «Спасибо деду за Победу», устраивают благотворительные концерты для детей-инвалидов, ветеранов войны и труда, малообеспеченных слоев населения. Ансамбль скрипачей «Виола» является частым и желанным гостем на сельских мероприятиях и концертах, таких как, « Новогодние ёлки», «Женский день 8 Марта», « День Победы», « 1 июня – день защиты детей», «День пожилого человека», « День Матери», и многих других.Ежегодно скрипачи участвуют в мероприятии, посвященном Дню Памяти Героя России Ивана Кропочева. Учащиеся класса скрипки оказывают музыкальную поддержку в школьных и районных турах конкурса « Ученик года».

Ансамбль «Виола» несомненно стал своего рода «визитной карточкой» нашего села. Системное обучение и ответственное отношение к делу позволяют коллективу достигать высоких результатов в творчестве.Ребята достойно представляют свое творчество в различных концертах, фестивалях и показывают хорошую результативность в районных, зональных, региональных, межрегиональных, республиканских конкурсах.

2009 год

Диплом ансамбля скрипачей за успешное выступление в Зональном отборочном туре Краевого конкурса ансамблевой и оркестровой музыке.

Диплом ансамблю скрипачей «Виола» за участие в районном фестивале «Звезды Приамылья» , прошедшего в рамках Всероссийского фестиваля «Салют Победы».

Благодарственное письмо ансамблю скрипачей «Светлячок» за участие в районном фестивале «Звезды Приамылья», прошедшего в рамках Всероссийского фестиваля «Салют победы».

2010 год

Диплом лауреата II степени Лещёва София в открытом региональном конкурсе скрипачей и виолончелистов «Юные дарования 2010».

Благодарственное письмо Кассина Дарья за успешное выступление в открытом региональном конкурсе скрипачей и виолончелистов «Юные дарования 2010».

Благодарственное письмо Кроткова Екатерина за успешное выступление в открытом региональном конкурсе скрипачей и виолончелистов «Юные дарования 2010».

Диплом лауреата III степени ансамблю скрипачей «Виола» в районном фестивале «Звезды Приамылья».

2011 год

Диплом лауреата II степени ансамблю скрипачей старших классов в региональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки «Юные дарования 2011».

Благодарственное письмо ансамблю скрипачей младших классов за успешное выступление в региональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки «Юные дарования 2011».

Диплом за успешное выступление в номинации «Ансамбли струнных инструментов» в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2011.

Диплом лауреата II степени ансамблю скрипачей «Виола»в республиканском конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2011.

2012 год

Диплом лауреата I степени ансамблю скрипачей VII

Диплом лауреата II степени Лещева София VII районного фестиваля «Звезды приамылья».

Диплом III место Кассина Дарья в региональном конкурсе скрипачей «Юные дарования 2012».

Диплом II место Лещева София в региональном конкурсе скрипачей «Юные дарования 2012».

Благодарственное письмо Кассиной Дарье за успешное выступление в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе юных исполнителей им.Н.Л.Тулуниной – 2012 год.

Благодарственное письмо Лещевой Софии за успешное выступление в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе юных исполнителей им.Н.Л.Тулуниной – 2012 год.

2013 год

Диплом ансамблю скрипачей ДШИ с.Каратузское за успешное выступление в Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки 2013 год.

За активное участие коллектива в жизни села и района, большой вклад в развитие культуры, активное участие в подготовке и реализации совместных культурных проектов, качественную подготовку лауреатов и дипломантов краевых, региональных и межрегиональных конкурсов, коллектив и руководитель награждены дипломами и благодарственными письмами.

Директор МБОУ ДОД

Каратузская детская школа искусствТ.П. Сомова