Диапазон струнных смычковых инструментов. История струнно-смычковых инструментов и их развитие


В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.

Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.

К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.

Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 / 4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.

Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.

Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.

Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.

Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.

Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/ 3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.

Виолончели подразделяют на сольные и учебные:

♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей "Страдивари", они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;

♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.

Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/ 2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).

Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.

По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.

Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.

Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы "f ", отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.

Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).

Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.

Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.

Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.

Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).

Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.

Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам

Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.

История исполнительского искусства

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для учащихся IV курса

специальности «Инструментальное исполнительство» специализации «оркестровые струнные смычковые инструменты»


Составитель Калинина В.Н.

От составителя: учебное пособие охватывает исторический период от зарождения струнно-смычкового инструментария до середины XIX века.

1. Историческое развитие струнных смычковых инструментов.

2. Выдающиеся скрипичные мастера и школы скрипичных мастеров.

3. История формирования смычка.

4. Эпоха Возрождения. Расцвет скрипичного искусства в Западной Европе.

5. Итальянское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

6. Французское скрипичное искусство XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

7. Скрипичное искусство Германии XVII-XVIII вв., первой пол. XIX века.

8. Камерно-инструментальное творчество И.С. Баха. Сонаты и партиты для скрипки соло.

9. Мангеймская школа.

10. Камерно-инструментальное творчество композиторов Венской классической школы.

11. Становление и развитие жанров камерно-инструментальной музыки.

12. Скрипичное искусство в России от народных истоков до середины XIX века.

Приложение: звучат старинные струнные смычковые инструменты (видео).

Историческое развитие струнных смычковых инструментов

Сведения по истории смычковых инструментов не очень богаты и подробны. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые струнные инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим из них, по-видимому, был раванастрон .

Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому (по другой версии – цейлонскому) царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад – вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служила грифом и шейкой, в ее верхнем конце находились отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой – из бамбукового дерева. (Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов).

Эрху

В настоящее время очень популярен китайский народный инструмент эрху - китайская скрипка, который по своей конструкции очень близок к древнему раванастрону.



Эрху - старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двухструнная скрипка с металлическими струнами. Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.


Кяманча

Очень похож на раванастрон, но уже более совершенен инструмент кяманча. Кяманча (Kamanche), Кеманча, – этнический (Персия, Иран) струнный смычковый инструмент XV века. "Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Длина классической кеманчи 40-41 см, ширина 14-15 см. Корпус выполняется в форме разрезанной вдоль груши. Овальная головка инструмента, а также шея и корпус изготовляются из цельного куска дерева, иногда из кокосового ореха. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Исполнитель держит инструмент вертикально и играет сидя, опирая длинную металлическую ножку инструмента о пол или колено.


Классическая кеманча. Кеман (был распространён в Армении).

Девушка, играющая на кеманче. Миниатюра 1662г.


Существуют различные теории происхождения скрипки: от смычковых инструментов, занесённых арабами в VIII в. в западноевропейские страны; от среднеазиатских, кавказских инструментов, от смычковых инструментов скандинавских и прибалтийских стран, от средневековой кроты, жиги, смычковой лиры .



Смычковая лира

Упоминания о смычковой лире обнаружены в сочинениях о музыке, относящимся к IX веку.

Наиболее распространена версия происхождения скрипки от средневековых инструментов типа фиделя и ребека. Фидели начинают появляться в Европе в X веке: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела (в романских странах) - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе XI веке и сохранялся в различных видах около шести столетий. В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента a gamba и a braccio.

Фидель Фидель


Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.

Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, Название ребека, от арабского ребаб или рабаб, выдавало его с головой. Понятно, инструмент появился в Европе в результате начавшихся с VIII века контактов с арабами, ну хотя бы во время крестовых походов. Название фиделя, происходящее от латинского fides - струна, ничего не говорило о его происхождении, но то, что его особенно любили менестрели и жонглёры, странствующие профессиональные музыканты средневековой Европы, чей тип творчества и образ жизни сложились под влиянием Востока, также говорило о восточном происхождении и фиделя. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в X-XV веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.

Характерными чертами ребека были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку, и колковая коробка с поперечными колками. Лады на грифе отсутствовали.

Классический ребек


Ребек имел обычно три струны, квинтовый строй ребека - G, D, A установился еще до появления скрипки. Играли на ребеке, обычно держа его в горизонтальном положении.

На рубеже XIV – XV веков можно констатировать начавшееся ранее расслоение фиделеобразных инструментов и выявление двух ярко выраженных линий в его развитии. Одна из них, связанная с практикой народных музыкантов, социальное положение которых было низким и бесправным, привела к скрипке; другая, бытовавшая в придворно-замковой практике и соприкасавшаяся с лютней, привела к образованию семейства виол.

Давид Тенирс Младший. Дуэт. Джованни Беллини. Деталь алтаря

(ребек) церкви Св. Захария, Венеция 1505 г.

В XIV в. ясно намечаются два направления в развитии фиделя, приведшие в XV столетии к образованию семейства виол и семейства смычковых лир.

Виола (итал. viola) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от XV до XVII столетия, хотя они появились намного раньше. В начале XI столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. Время происхождение виол неясно, это вероятно конец X столетия, когда в Европе был признан смычок. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке.


Семейство виол (иллюстрация из трактата Михаэля Преториуса Syntagma musicum )

По сравнению со скрипками, виола была более длинная и легкая, и в результате производила менее интенсивный звук. В отличие от скрипки виола не имела характерной формы. Некоторые инструменты имели плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Все эти инструменты в подавляющем большинстве случаев располагали шестью струнами. Струны на виолах были размещены очень близко друг от друга, гриф был разделен ладами, - поперечными металлическими порожками, а подставка имела очень ничтожную выпуклость. Старинные виолы в основном были сведенные к четырем важнейшим видам в подражание вокальному квартету, излагались четырехголосно, то есть в оркестре виол им поручались четыре вполне самостоятельных голоса или партии. Все прочие разновидности виол (а их было довольно много) отличались друг от друга размером, звучностью, числом струн или внешним видом, но они никогда не были постоянными участниками смычкового оркестра.

Виолы

На рубеже XV – XVI веков произошло разделение виол на две группы: a gamba и a braccio. (Позднее виолами назывались инструменты «ножного» типа держания). К XVII веку насчитывалось десятки видов виол: дискантовая (сопрановая), высокая дискантовая (сопрановая), малая альтовая, альтовая, большая басовая, контрабасовая виола (виолоне), тенор – виола, кант – виола, виоль д`амур, виола да бардоне (баритон), виола – бастрада и др.

С XVII века виолы начали утрачивать своё значение, стали вытесняться скрипичным семейством. Несколько дольше удержались виола да гамба и виоль д`амур (виола любви).


Карл Фридрих Абель.

Виола да гамба (итал . viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение, для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. (Гёте назвал Карла Фридриха Абеля - последним виртуозом на гамбе).

Вытеснение виольного семейства скрипичным происходило постепенно и дольше других конкурировала с виолончелью соответствующая ей по размерам виола да гамба, но и она к концу XVIII века утратила своё значение (чтобы спустя сто с лишним лет вернуться в концертные залы благодаря исполнителям – аутентистам, начиная с Христиана Дёберайнера).

Виоль д’амур

Виоль д"амур - последняя представительница смычкового семейства виол - впервые появилась во второй половине XVII века в Англии. По внешнему виду она не отличается от других виол: плоская нижняя дека, покатые плечи, квартово-терцовый строй, но держится виоль д"амур не способом «а гамба», как все другие виолы, а на плече, подобно скрипке.

Характерной особенностью инструмента являются подгрифные струны - их называют резонирующими или симпатическими. На них не играют, но они колеблются и резонируют во

время исполнения на основных струнах и тем самым придают звучанию виоль д"амур своеобразную таинственность.

Виоль д`амур

По внешнему виду виоль д"амур, пожалуй, самый красивый инструмент из всех смычковых. Исключительно изящна форма корпуса, особенно его «талия», повторяющая контуры резонансных отверстий в виде огненных язычков, сделанных на верхней деке. Декоративным украшением являлась «готическая роза», которую вырезали под грифом на верхней деке. Длинный ящичек с множеством колков, завершающийся вырезной головкой, либо девичьей, либо амура с завязанными глазами, дополнял изысканность формы. Все это вместе взятое позволяет говорить о старинном инструменте как подлинном произведении искусства.

По размеру виоль д"амур может быть приравнена к небольшому альту, поэтому на ней чаще всего играют альтисты, для которых освоить старинный инструмент больших сложностей не представляет. На инструменте очень легко играть аккорды, арпеджио, различные многозвучные сочетания, флажолеты.

Смычковая лира , возникшая в Италии в XVI-XVII вв. по виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку.Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн – от 5 до 10. В противоположность семействам виол и скрипок, лиры различались между собой не только по размеру, тембру и диапазону, но и по ряду других признаков, делающих объединение этих инструментов в одно семейство несколько условным.

В процессе развития фиделя в скрипку определяющее влияние оказали лиры, державшиеся a braccio (в руках), т. е. лира a braccio и примыкающая к ней лироне a braccio. Низкие же лиры отразили влияния лютни и виолы. Ранняя лира a braccio отличалась от фиделя лишь количеством струн. Помимо пяти струн на грифе, она имела еще две, расположенные вне грифа струны, так называемые бурдоны, применявшиеся

для своеобразного аккомпанемента в виде выдержанных звуков. Уже на позднем фиделе можно встретить использование нижней струны в качестве бурдона. Лира a braccio имела безладовый гриф. Квартово-квинтовый строй фиделя при его эволюции в лиру переходит в квинтовый строй.

Лиры a braccio

Строй лиры a braccio полностью совпадал со строем современной скрипки и отличался только удвоением «соль» и наличием бурдонов. В процессе развития лиры в скрипку следует отметить появление на корпусе сперва двух, а затем и четырех углов, а, также приближение формы дек и резонансных отверстий к скрипичным. Широкое применение получили лиры на своей родине, в Италии. Их можно было встретить и у народных певцов-сказителей и в академических музыкальных кругах. В XVI веке лиры, особенно приближающаяся по размеру к виолончели лира a gamba, часто применялись для сопровождения мадригалов.

Яков Дак.

(Музыкальный быт 16-го века).


Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, – это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки – такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку. Кроме того, считается, что современный контрабас сочетает в себе ряд свойств скрипичного и виольного семейств.

Современный контрабас

Многие факты указывают на раннее развитие народных смычковых инструментов у славян, что свидетельствует о безусловной связи скрипки с народными инструментами славян.

Польская мазанка Злобцоки

В Польше при археологических раскопках были обнаружены два инструмента: первый из них (2-я половина XI века) – двухструнный, близкий по размерам и долблёному корпусу позднейшей пошетте (карманной скрипке); второй - почти вдвое больший по размеру. По предположению польского учёного З. Шульца, второй из обнаруженных инструментов, является предком одного из древнейших инструментов – трёхструнной мазанки , корпус которой выдалбливался из цельного куска дерева. Название «мазанка» произошло от древнего польского слова «мазаня» - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели колковую коробку, настраивались по квинтам и не имели ладов. К другому типу древних польских смычковых инструментов принадлежали трёх- и четырёхструнные злобцоки , генсле (или генслики) . По размерам они были больше мазанок, также настраивались по квинтам, имели яркий, открытый звук. Как и у мазанки, корпус злобцоки вместе с шейкой и головкой сделан из одного куска дерева. Четыре струны (в старинных три) настроены как у скрипки. При игре эти инструменты держали на плече или верхней части груди.

Несколько позднее, во 2-й половине XV века в Польше отмечено появление народного инструмента с названием скрипица . Его характерные черты – квинтовый строй и, предположительно, четыре струны. Видимо скрипица и явилась первым польским инструментом, вобравшим в себя характерные черты различных, но имеющих типовое сходство смычковых инструментов. Подобное название в XVI веке появляется и в России (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель ).

Болгарская гадулка

В Западной Европе были распространены обе формы держания инструмента: a gamba и a braccio. То же было и в славянских странах: болгарская гадулка и сербская гусла держались a gamba; польская генсле – a braccio.Проникли эти инструменты в славянские земли со стороы Азии. По теории Курта Закса, известного немецкого инструментоведа, именно от балканских славян заимствовала Западная Европа инструмент фидель (в германских странах) или виелу (в романских странах).

Смычковые инструменты на Руси были известны с глубокой древности (X – XI вв.) и в основном держались в позиции a gamba. Один из древнейших струнных смычковых инструментов Руси – смык или смычок . Точно сказать что это за инструмент невозможно, так как о нём упоминается только в народных песнях. Не путать название инструмента с современным значением этого слова, одно из первых названий смычка – «лучец» , с XVI века название «смык» переносится на смычок.

Скорее всего смык - это разновидность гудка. Имеются многочисленные упоминания о гудке в песнях, хронике, старинных изображениях. Но сам инструмент в народной музыкальной практике был утерян. Только во второй половине XX века во время археологических раскопок в Новгороде были обнаружены подлинные экземпляры этого инструмента. Гудок имел грушевидный корпус с плоским дном и прямой декой с резонаторными отверстиями.

Старинные русские народные инструменты (гудок)

Струн (обычно жильных) было три. Две нижние настраивались в унисон либо в интервал и обеспечивали бурдон. На верхней струне исполнялась мелодия. При игре инструмент держали вертикально, упирая в колено. Звук извлекался при помощи смычка с конским волосом, которым водили сразу по трем струнам. Очевидно, существовали гудки разных размеров, что отражено в названиях: гудочек, гудок, гудало, гудище.

Предклассический тип скрипки в славянских странах сложился в период со второй половины XIV века до конца XV века. В живописи начала XVI века запечатлены изображения первых образцов вполне сложившегося инструмента. В этот период наиболее развитым инструментом оказалась польская скрипка, слава о которой распространилась по всей Европе. Народные инструменты медленно уходили из народной и профессиональной практики. Наиболее долго сосуществует со скрипкой виола. Семейство виол с XV до середины XVIII века было широко распространено в ряде европейских стран, в особенности в Германии, Англии и Франции.

Таковы были основные типы смычковых инструментов, сосуществовавших в народной и профессиональной практике в эпоху, предшествовавшую Возрождению. Стремительный процесс развития скрипки предклассического типа обусловливался несколькими причинами: высоким уровнем народного инструментального искусства, тенденциями звуковой и технической выразительности, навыками построения инструментов различного типа. Это предопределило качественное своеобразие смычкового инструментария – концентрацию наиболее ценных черт, рождённых в более ранние эпохи.

Развитие и совершенствование скрипки шло по пути установления классических пропорций в её строении, отбора дерева, поисков грунтовки и лака, формы подставки, удлинения шейки и грифа и т. п. Длительный путь от примитивной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Италия с её налаженным ремесленным производством инструментов, наличием выдающихся мастеров оказалась наиболее способной придать скрипке совершенную классическую форму и развернуть массовое изготовление профессиональных инструментов для развивающегося профессионального искусства.

Скрипка, виолончель, контрабас. Пожалуй, самые известные инструменты, на которых играют смычком. И то, не многие знают, что контрабас – это тоже смычковый инструмент. Большинство привыкли видеть контрабас в руках чернокожего дяди с сигарой в зубах, неторопливо щипающего струны. Но тем не менее. Смычковых в Мире великое множество.

Большинство из них — это народные инструменты, которые не претерпели никаких существенных конструктивных изменений со временем, и дошли до наших дней почти в том же виде, в каком они были сотни лет назад. Наша эпоха повсеместной электрификации породила электроверсии скрипки и контрабаса, что открыло перед исполнителями абсолютно новое и обширное поле для экспериментов, учитывая огромное количество дополнительных обработок к ним. Как бы то ни было, принцип работы этих инструментов остаётся одинаковым и неизменным для всех.

Рассмотрим скрипку и смычок для неё.

С конструкцией скрипки всё более-менее понятно – деревянный полый корпус, гриф, колки, струны. Со смычком тоже – деревянная трость, вдоль которой натянут пучок конских волос.

Самый интересный вопрос – это процесс звукообразования. Смычком водят по струнам в оба направления, другой рукой зажимая их. Появляется звук, по сути – скрип. Колебания от струн передаются в корпус, который начинает резонировать и, за счёт этого, мы можем слышать звук скрипки.

Рассмотрим подробнее.

Конский волос, который образует полотно смычка, довольно грубый по своей фактуре и имеет зазубрины, которые можно увидеть под микроскопом. Плюс – предварительно его натирают канифолью, для улучшения сцепления со струной. Сами струны производят различными способами и из различных материалов. Самым распространённым материалом для скрипичных струн является метал, нейлоновые полимеры и жилы животных.

Да, жилы животных. С таких струн всё началось и их производят до сих пор, добавляя в волокна различные капроновые нити, подвергая всевозможной обработке для улучшения прочности и нанося дополнительную обмотку из различных материалов.

Так вот.

Смычок, при движении в одну из сторон, слегка подкручивает струну, за счёт сцепления и своей фактуры, но, в момент предельного сопротивления, струна срывается и проскальзывает, при трении создавая колебания, и, соответственно, звук.


Это всё происходит очень быстро и звук воспринимается однородным. Чем короче струна, тем больше колебаний она совершает, соответственно, звук становится выше. Таким образом, скрипач, зажимая струну на грифе в разных местах, регулирует звуковысотность инструмента.

Смычковые инструменты являются безладовыми. Это означает, что высоту звука скрипач регулирует, ориентируясь сперва на свой слух, а в дальнейшем на опыт.

И это не удивительно, так как механизм действия очень схож, с той разницей, что голосовые связки раскачивает воздух из лёгких, а скрипичную струну смычок, при этом, та самая безладовость инструмента привносит некой спонтанности в исполнение, так как малейшее движение пальцев скрипача, которые зажимают струну, влияют на её длину, а значит и на высоту звука.

Люди же не машины, и именно это, с технической точки зрения, несовершенство, добавляет обаяния в музыку, ведь так или иначе, беря в руки инструмент и начиная на нём играть, человек отражается в звуке полностью, как в зеркале…

Тем более, если это звук скрипки.

Струнными называются музыкальные инструменты, источником звука в которых является вибрация струн. В международной классификации они именуются как хордофоны. Наиболее известными и популярными инструментами этого класса считаются: гитара, скрипка, альт, арфа, домбра, балалайка, кобыз, гусли, виолончель и многие другие.

Классификация струнных инструментов

Музыка образуется посредством колебания одной или нескольких сильно натянутых нитей, представляющих собой своеобразную тетиву. Называется это приспособление струной. Она натягивается между перемычками на корпусе инструмента. Различаются такие нити по материалу, из которых их изготавливают. Это может быть и медь, и серебро, и нейлон.

Сегодня выделяют следующие типы струнных инструментов:

1. Щипковые. Примерами являются гитары, гусли, балалайки, арфы, домбры, ситары, уды, укулеле и прочее. Здесь главным способом получения звучания является щипок. Это действие осуществляется либо пальцем, либо специальным плектром. Стоит отметить, что к данной классификации иногда относят и некоторые клавишные инструменты. Ярким примером является клавесин, где по струне вибрирует пластиковый язычок.

2. Смычковые. Самыми известными представителями этой группы являются такие струнные музыкальные инструменты, как скрипка, кобыз, контрабас, альт и виолончель. Для получения звука используется специальный смычок из дерева и натянутых волосков по концам конструкции. Ведение такого приспособления по струнам вызывает краткосрочную мелодичную вибрацию.

3. Ударные. Эти струнные музыкальные инструменты требуют дополнительных аксессуаров для игры. Таковым является маленький молоточек. Ударным струнным инструментом в редких случаях считают фортепиано. Однако самым известным примером будут цимбалы. Примечательно, что все действия молоточком производятся самим играющим.

4. Остальные. Все прочие струнные музыкальные инструменты, которые не попали в общепринятую классификацию, принадлежат неопределенному виду. Например, эоловая арфа. Для звукоизвлечения потребуется колебание тетивы, вызванное потоком воздуха.

Разновидности струнных щипковых инструментов

Аль-уд, или просто уд, является настоящим культурным достоянием Средневекового Востока. В переводе с арабского название инструмента означает «дерево». Корпус имеет округлую форму. Гриф относительно короткий, без ладов. Именно поэтому у аль-уда столь уникальное звучание. Комбинация струн состоит из 5 пар. Все они должны быть настроены в унисон. Есть и альтернативные версии инструмента с 13 струнами. Изготавливается тетива из нейлона, в древности - из кишки животного.

Арфа - музыкальный инструмент, который известен миру по средневековым поэмам и легендам. Это один из самых популярных и красивых представителей группы струнных щипковых. В настоящее время существует множество разновидностей арф, отличающихся по форме, количеству струн и звучанию. Наибольшее распространение инструмент получил в Великобритании. Представляет собой каркас изогнутой формы с множеством параллельно натянутых струн. Поражает мелодичностью и мягким переливом тонов.

Еще одним интересным щипковым инструментом является домбра, или дамбур. Считается национальным достоянием Казахстана. Представляет собой своеобразную гитару с двумя сильно натянутыми нейлоновыми струнами. Настраивается либо в квинту, либо в кварту. Лады должны быть жильными. Располагаются в самом верху грифа.

Самым популярным западным струнным инструментом считается мандолина. Звучание достигается щипковыми действиями по четырем двойным струнам. Отличаются такие инструменты по форме: удлиненные, лютневидные, плоскодонные. Необычным представителем является флорентийская мандолина, так как у нее пять струн.

Особенности гитары

Это самый распространенный инструмент в мире. Применяется как для сольного выступления, так и для аккомпанемента. Подходит для абсолютно любого направления и стиля музыки, от блюза до рока. К примеру, испанская гитара - струнный инструмент, который совместил в себе национальное звучание западноевропейских и арабских народов. Он состоит всего из пяти струн. Широкое распространение получил с XV века.

Также не лишним будет вспомнить о национальной русской гитаре. Ее принципиальным отличием является количество струн - семь. Появилась она только в начале XIX века. В то время по популярности этому инструменту не было равных. На нем играли такие виртуозы своего дела, как Михаил Высоцкий, Семен Аксенов, Андрей Сихра и многие другие великие музыканты.

Тем не менее на сегодняшний день самой распространенной считается гитара классическая. Она бывает разных размеров, может отличаться креплениями грифа, однако одно остается неизменным - число струн. Их в классической гитаре должно быть шесть. Кроме того, она имеет конструкцию колкового механизма. Гитара классическая бывает акустической и электронной.

Уникальность балалаек

Это музыкальные русские народные инструменты (струнные по категории, щипковые по типологии). Балалайка имеет треугольный корпус и три струны. Для звукоизвлечения необходимо ударять пальцем по натянутым нитям одновременно. Такое действие в древности называлось бряцанием.

Балалайка - музыкальный инструмент, который является символом русской культуры наряду с гармонью. Корпус может быть от 60 до 170 см. По форме инструменты бывают слегка изогнутыми или овальными. Корпус состоит из шести отдельных сегментов. Верхушка грифа немного отогнута назад. Ладов может быть от 16 до 31. Струны на современных балалайках карбоновые. Благодаря этому достигается столь звонкое звучание.

Конструкция бандуры

Данный струнный щипковый инструмент считается в Украине народным. Корпус всегда овальный, имеется короткая шейка. Бандура - музыкальный инструмент с огромным количеством струн. В современных моделях их может быть до 64, в старинных вариациях - от 12 до 25. Тетива натягивается от края шейки до деки. Чем выше будет щипок по грифу, тем ниже будет звучание.

Кроме того, бандура - музыкальный инструмент, который имеет отличительный тембр. Достигается он смешанным строем по регистрам. Для игры на бандуре следует защипывать струны. На пальцах должны быть надеты специальные наперстки.

Одни историки считают предком инструмента русские гусли, другие - кобзу. В некоторых летописях XIV века сохранились упоминания и рисунки, характеризующие некий музыкальный предмет, крайне распространенный в Киевской губернии.

Разновидности группы смычковых

Это преимущественно старинные народные струнные музыкальные инструменты. Названия самых распространенных из них: скрипка, альт, контрабас и виолончель. Все эти инструменты сегодня являются фундаментом любого симфонического оркестра. Еще одной разновидностью группы считается октобас. В партиях он фигурирует достаточно редко из-за низкого звучания. Для звукоизвлечения необходимо провести смычком по одной или нескольким струнам. Диапазон таких инструментов охватывает порядка семи октав.

Популярность к смычковым пришла в XVII веке. Уже тогда уличные музыканты научились совмещать разнотембровые инструменты в однородное звучание. Чаще всего такие импровизированные оркестры состояли из скрипачей и виолончелистов. Интересно, что для извлечения звука из контрабаса можно пользоваться и смычком, и пальцем.

Особенности группы ударных

Получение мелодии при игре на таких инструментах достигается легким ударом специального молоточка по струнам. Цимбалы являются самым ярким примером группы. Кроме того, иногда в качестве ударного инструмента используют фортепиано, где для этого есть специальный автономный механизм.

Другим небезызвестным представителем группы является клавикорд. Принцип игры на нем сводится к надавливанию на струны медными тангенотами. В результате получается специфическое звучание. От силы и частоты удара зависит тональность. Аналогичную процедуру можно проделать с гитарой или скрипкой. Иногда для усиления органичности звучания музыканты слегка ударяют пальцем или смычком по струнам.

Отдельным подвидом группы считаются гортанно-резонирующие инструменты. Примерами могут служить диджириду и варган.

«Свободные» струнные инструменты

Эоловая арфа не входит ни в одну из вышеописанных групп, так как главным приемом ее звукоизвлечения является колебание струны, вызванное движением воздуха. Благодаря этому достигается максимально душевная и тонкая мелодия. В древности такую арфу считали предметом богов.


Есть отдельный вид струнных инструментов, к которым приделаны клавиши. В таком случае музыкант взаимодействует не напрямую с конструкцией звучания. Примером инструмента является клавесин. В нем струны цепляются маленькими язычками.

Некоторые инструменты представляют собой комбинированный тип. В средневековье их почитали бродячие музыканты. Они могли одновременно играть на щипковом струнном инструменте смычком в виде колесика.

Извлечение звуков

Для этой процедуры струна должна быть натянута до определенного предела. Любое касание к ней производит звук. Струны настраиваются так, чтобы в итоге музыкант мог взять желаемые ноты. Воздействовать на тетиву можно посредством щипка, удара, смычка, потока воздуха.

Чем сильнее будет натяжение струны и меньше ее толщина, тем тоньше получится звук. На тональность также влияет длина тетивы, количество ладов, размер корпуса и барабана, длина грифа. Мелодичность зависит от материала изготовления струны. Медные звучат звонче, серебряные - тоньше, нейлоновые - глухо и грубо и т. д.

На извлечение нот также влияет зажимание пальцами или предметом определенных ладов. При игре на гитаре это действие называется аккордом.

Воздействие на струны

Самая тяжелая и кропотливая процедура звукоизвлечения считается у скрипки. Для игры на этом инструменте смычок должен двигаться по струнам по центру между нижним порогом и накладкой грифа. Положение - перпендикулярное грани скрипки. Для изменения тембра следует сдвинуть смычок ближе к нижнему порогу корпуса.

Игра на щипковых инструментах требует знания определенной последовательности нот. Касание с тетивой происходит в середине барабана. И не имеет разницы, гитара это или русские струнные музыкальные инструменты, такие как балалайка или гусли.

Для игры на клавишных первоначально следует выбрать предмет манипуляции: язычок, молоток или тангеноту. Прямого воздействия музыканта на струны нет.

Акустические инструменты

Струна во время вибрации будет всегда издавать тихий звук. Поэтому для усиления тональности были придуманы специальные конструкции. У щипковых инструментов они называются барабанами. Во время колебания звук попадает в замкнутое пространство, создавая эхо, и выходит из него усиленным в несколько раз. Чем больше барабан, тем выше громкость мелодии.

Акустические струнные музыкальные инструменты всегда делаются только из качественной древесины: ели или клена. Эти материалы отличаются прочностью, гибкостью и легкостью. Некоторые инструменты могут быть произведены на основе углеродных волокон (виолончель).

Электронное звучание

Для увеличения громкости в начале XX столетия в скрипках использовались так называемые диафрагменные резонаторы или раструбы. Подобные конструкции ранее применялись в механических граммофонах.

К 1920 году резонаторы постепенно начали исчезать, так как на их место пришли электронные звукоусилители. Их принцип действия основывался на магнитном звукоснимателе, который принимал колебания, преобразовывал их в мощный сигнал и выдавал ноты через динамики.

Со временем появились цельнокорпусные инструменты, в которых устранялись лишние шумы, скрипы и эхо. Современное усилительное музыкальное оборудование позволяет не только увеличивать громкость звучания, но и придавать ему дополнительные эффекты.

Струнными называют музыкальные инструменты, в которых источником звука является колебание струн. В системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля - Закса они получили название «хордофоны».

История возникновения струнных инструментов

Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.

А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание. На этом принципе построена конструкция струнно-смычковых инструментов.

Смычковые струнные инструменты

Одними из первых смычковых инструментов были виолы. Как отдельное семейство они возникли в 15 веке. Виолам характерен нежный матовый тембр слабой силы. Они представлены несколькими разновидностями: альтовые, дискантовые, контрабасовые, теноровые. Каждой подгруппе характерен свой размер и, соответственно, высота звучания. Виолы принято держать вертикально, на коленях либо между ними.

Появившись в 15 веке, быстро приобрела популярность во всей Европе, благодаря сильному звуку и виртуозным возможностям. В итальянском городе Кремоне появились целые семьи мастеров скрипичных дел, чьи скрипки по сей день считаются эталоном. Это всем известные фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, сформировавшие так называемую кремонскую школу. И сегодня играть на скрипке Страдивари - большая честь для самых именитых музыкантов всего мира.

Вслед за скрипкой появились другие смычковые инструменты - альт, контрабас, виолончель. Они сходны по тембру и форме, но различаются между собой размерами. Высота звука будет зависеть от длины струн и размеров корпуса: контрабас дает низкую ноту, а скрипка звучит минимум на две октавы выше.

По очертаниям струнно-смычковые инструменты напоминают виолу, только с более изящными формами и круглыми «плечами». Выделяется среди них контрабас, которому делают «покатые» плечи, чтобы позволить музыканту дотянуться до струн.

Для разных смычковых инструментов характерен разный способ расположения: компактные альт и скрипка удобно держать на плече, а вот громоздкие контрабас и виолончель ставят вертикально на пол или специальную подставку.

И еще один важный факт: именно струнно-смычковым инструментом обычно доверяется главная роль в оркестре.

Струнные щипковые инструменты

Второй подвид струнных музыкальных инструментов, щипковые - это сольные, часто любительские, инструменты. Самым распространенным среди них является гитара, применяемая в различных музыкальных жанрах начиная с 15 века и по сегодняшний день.

К этому же типу инструментов относят балалайки, гусли, домры и их разновидности - от пикколо до контрабаса. Они особенно популярны в фольклорных оркестрах, реже используются в симфонических.