Тема одиночества в рассказе тоска. Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях


Обратилась к теме реферата, посвященной «Одиночеству человека в мире по рассказу А.П.Чехова «Тоска»», неслучайно, ведь Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

Равнодушие - вот еще одна причина моего обращения к данной теме. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа «Тоска» проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

2. Цели и задачи, которые ставлю перед собой:


  • более глубокое познание данного произведения литературы;

  • выявить тему, проблемы рассказа;

  • глубже рассмотреть творчество А.П.Чехова.

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.


  1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

  2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

  3. Художественная деталь в рассказе.
III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска».

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

К.Чуковский

ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть;

душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь.

В. И. Даль («Толковый словарь

живого великорусского языка»)

А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Не ставя перед собой цель проведения всестороннего текстологического анализа, нам хотелось бы рассмотреть лишь один аспект рассказа - клинико-психологический, изучение которого, безусловно, обогащает понимание основного смысла «Тоски», а также ярко проявляет этическую и философскую позицию А. П. Чехова, не только как писателя, но и как врача.

Медицинское образование, по мнению одного из литературных критиков, придавало наблюдениям А. П. Чехова-писателя «особый характер: оно сообщало им необычайную широту и глубину» (Кройчик, 1982: 6). Практическая медицина, не в меньшей степени, чем литература, была истинным призванием А. П. Чехова. Например, А. И. Куприн в своих воспоминаниях замечает: «если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нем, как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте. (…) Верил он в медицину твердо и крепко, и ничто не могло пошатнуть этой веры» (цит. по: Кройчик, 1982: 6).

О своем клиническом, естественно-научном мироощущении, служившим отправной точкой и своего рода камертоном в литературном творчестве пишет в автобиографии и сам А. П. Чехов: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок» (Чехов, 1979: 271).

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

Начало «Тоски» напоминает увертюру к музыкальному произведению, в которой звучит основная тема рассказа, объединяются в единое целое эмоциональный, событийный, философский и клинико-психологический планы. «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…» (Чехов, 1982: 42). Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который «бел, как приведение» и своей неподвижностью, напоминает снежное изваяние.

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета, и это произведение не исключение. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, "дверью обозналась", забрала наследника, который "настоящий извозчик был". После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга - своего напарника - лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Душевное состояние Ионы А. П. Чехов описывает с клинической тщательностью: неподвижность неестественно согнувшегося тела в течение многих часов, апатия - «упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег…» (там же), заторможенность реакции. Подобно снежному покрову, Иону окутывает депрессивная завеса, которую старый извозчик «отдернуть» самостоятельно не может, и когда сквозь нее до него доносится чей-то голос: «Извозчик!», он интуитивно начинает искать помощи у окликнувшего его человека. Иону переполняют переживания об ушедшем сыне, и, чтобы справиться со своим горем, ему необходимо с кем-нибудь поговорить «с толком, с расстановкой» и о том, как сын заболел, и как сын страдал, «что говорил перед смертью», и о дочке, оставшейся в деревне, и много еще о чем. Но выговориться, излить свою горесть Ионе не удается. Четырежды в рассказе повторяется ситуация несостоявшегося общения и установления полноценного психологического контакта Ионы с другим человеком.

Первый седок, военный, выводит извозчика из душевного оцепенения: «Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь» (Чехов, 1982: 43). Но как только он высаживает военного в пункте назначения, он вновь сгибается на козлах в застывшую позу, и душа в тягостной неподвижности замирает на неопределенное время. «Проходит час, другой…».

Шумная компания молодых людей - новые седоки - тоже не хотят слушать о его горе, но даже вертящееся тело одного из седока за своей спиной и ругательства в свой адрес, помогают на мгновение Ионе преодолеть жгучее чувство одиночества. Молодые люди расплачиваются и исчезают в темном подъезде, «Иона долго глядит им вслед». «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» (Чехов, 1982: 45). Еще одна неудачная попытка установления контакта поднимает новую волну утихшей ненадолго тоски, тягостное онемение сменяется мучительной тревогой в душе, глаза Ионы «бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…» (там же).

Описывая тоску Ионы Потапова, применяя литературный прием метафоры, А. П. Чехов раскрывает сущность психических и физических страданий человека с депрессивным расстройством: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…» (там же).

В рассказе А. П. Чехова нигде нет прямого указания на религиозность главного героя. Тоска Ионы не направлена к высшему миру, это не «тоска по трансцендентному» - так данное состояние души определяет русский философ Н. А. Бердяев (цит. по: Бурно, 2008: 123). Между тем, понимание отечественным богословом и литературоведом М. М. Дунаевым чеховского рассказа как обращенного к религиозному чувству человека заслуживает внимания. В ситуации острого горя человек испытывает потребность пережить в чьей-то душе близость себе, способность понять, сострадать. И Бог, замечает М. М. Дунаев, «незримо присутствует в событии - ожиданием Своим, что человек откликнется на Его истину. «Се, стою у двери и стучу…» (Дунаев, 1998: 262). Хотел ли об этом сказать А. П. Чехов, рассказывая историю об извозчике Ионе Потапове, похоронившем сына и в своей мучительной тоске в течение нескольких дней не встретившем ни одного человека, который бы увидел его тоску и сгладил болезненную «нойку сердца»? Обратимся к нескольким высказываниям писателя, сделанным им на страницах своих записных книжек: «Между «есть бог» и «нет бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало» (Чехов, 2000: 19). А далее: «Без веры человек жить не может» (там же: 20).

Приведенные слова писателя, безусловно, не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос ни о степени религиозности молодого А. П. Чехова, ни тем более о разработке им религиозной темы в рассказе «Тоска», поскольку данные размышления о боге и вере относятся к записям 1891–1904 годов. Иона Потапов, не увидевший в мелькающем перед глазами среди пестрящих в сумерках городских огней людском потоке способной к состраданию живой души, возвращается ко двору. Но и здесь нет представляемого в воображении Ионы слушателя: охающего, вздыхающего, причитающего над постигшим его несчастьем. «На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…» (Чехов, 1982: 45). Человек в состоянии острого горя, охваченный депрессивными переживаниями, с одной стороны постоянно тоскливо сосредоточен на личности умершего, с другой - оставаясь в одиночестве ему «самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…» (там же: 46). Нарушается сон, а потребность с кем-либо поговорить о покойном только усиливается в ночные часы.

Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, «тоска громадная, не знающая границ». В финале рассказа Иона идет в конюшню и изливает свою тоску о сыне лошади. Но такая развязка чеховского рассказа ничуть не сентиментальна и не пессимистична. Напротив, Иона Потапов, в конечном итоге, находит самого лучшего в его положении слушателя, искреннего в своей природной естественности, созвучного томящейся душе существо.

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга - это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания - проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы "тоска громадная, не знающая границ", таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость и равнодушие.

Эта тема актуальна и для нас, живущих в 21 веке, ведь мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга). Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир».

  2. Дунаев, М. М. (1998) Православие и русская литература. В 5 т. М.: Христианская литература. Т. 4.

  3. Кройчик, Л. (1982) Человек с молоточком // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 5–23.

  4. Чехов, А. П. Автобиография (1979) // Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука. Т. 16.

  5. Чехов, А. П. (1982) Тоска // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 42–46.

  6. Чехов, А. П. (2000) Записные книжки. М.: Вагриус.

Во все времена, многих литературных деятелей интересовали люди, которые жили отдельной от общества жизнью, имели собственные представления о мире, которые часто не совпадали с общественным мировоззрением.

Человек, который имеет в себе силы противостоять общественному мнению, всегда был вожделенным прототипом для литературного героя. Образ одинокого отрешенного человека в русской литературе был поддан изменениям, которые были вызваны первую очередь разными историческими эпохами.

Способы изображения одиночества

Для литературного процесса первой половины XIX века весьма характерным является два направления изображения одиночества литературного героя. Первоначально, лирические герои - одиночки были бунтарями, которые проявляли активное несогласие с закостенелым мировоззрением большинства населения.

Их одиночество заключалось в том, что мысли не нашедшие поддержки в социуме так и оставались личными, человек был своеобразным отшельником и воспринимал это в первую очередь как личную трагедию. Ярким примером такого литературного течения является Александр Чацкий главный герой комедии «Горе от ума».

Чацкий был вынужден жить в отчужденном для себя мире старых устоев, его окружало общество, которое не стремилось менять свой привычный и праздный образ жизни. В этом и выражается одиночество Чацкого . Литературный герой сталкивается не только с непониманием, но и активным протестом против его личности. Чацкий остается один на один со своими идеями, так и не достигнув того, чтобы социум хоть на крупицу прислушался его.

Перед героем стоит выбор: или повиноваться низким общественным традициям, или сохранить собственные идеалы и навсегда покинуть ненавистное ему окружение. Чацкий выбирает последнее и остается верным самому себе, несмотря на то, что добровольно обрекает себя на одиночество.

Одиночество реализма

Со временем одиночество литературных героев приобретает более острую философскую окраску. Литературные произведения пропитаны в первую очередь реализмом. Лирический герой даже не осознает своего одиночества, что служит причиной того, что в жизни допускает катастрофические ошибки.

Он создает для себя иллюзию, не понимая на самом деле, что является одиноким отшельником. Писатели изображают личность, для которой чужды стремления к личной свободе. В литературных произведениях вина за одиночество человека возлагается в первую очередь на общество, которое это спровоцировало своим влиянием.

На страницах русской литературы появляется еще один герой- одиночка Евгений Онегин. Не особо наблюдательный читатель может поспорить с одиночеством Евгения Онегина.

На первый взгляд он был социально активной личностью. Воспитанный по всем правилам общества, Онегин был желанным гостем на всех светских раутах и получал искреннее удовольствие от своей праздной жизни.

Однако конец романа расставляет все точки над «і»: Онегин делает ужасающей для себя вывод, что всю свою жизнь был “чужой для всех…».

Лирический герой выбрал ложные методы борьбы с собственным одиночеством. Ему казалось, что балы и светские приемы смогут хоть как-то утолить

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Задачи:

Обучающая : уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока – чтение с остановками.

I . Целеполагание.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

-синонимов

тоска – грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

2)скука.

-словарь В.Даля

Тоска (теснить) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

Как вы думаете, каким будет рассказ – весёлым или грустным?

II . Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

Вопросы:

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег – это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по –видимому, не расположен слушать»

Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

    Он не умеет ездить?

    В Петербурге снегопад?

    Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

    Он погружен в себя, в свои думы?

Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

    Ему не нужны деньги?

    Он переживает и не думает о деньгах?

    Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

    По другой причине?

С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

    Он устал?

    Погода плохая?

    Поздний час?

    лошадь жалеет?

    Никто не согласился выслушать его?

Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

    Ему нужно выговориться?

    Он ждёт сочувствия?

    Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

    Это первое большое горе в его жизни?

Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

Какова её реакция?

Смешон или страшен этот эпизод?

Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

III. Обобщающая беседа.

У рассказа есть эпиграф . Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

    Как его понять?

    Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

    В чём нравственный смысл рассказа?

    Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV .Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

Равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать.

Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

V .Рефлексия . Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Тоска

Громадная, не знающая границ,

Просит, поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

Сострадание.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Проблема одиночества была актуальна во все времена. Существует она и в современном мире. Разумеется, сегодня люди пользуются интернетом и различными средствами связи, позволяющими общаться безгранично. Однако, по данным психологов, тот, кто чаще всего обращается к социальным сетям, более других ощущает чувство одиночества, то есть отсутствие родственной души. Порой такой человек придумывает какие-либо жизненные события и истории. И это все для того чтобы привлечь к себе внимание. Часто проблема одиночества возникает у тех людей, которые не хотят принимать то общество, которое их окружает.

Они противопоставляют себя другим, всячески пытаются оградиться от всего мира и нередко идут против общепринятых норм и традиций.

Ребенок и одиночество

С существованием проблемы легче согласиться в том случае, когда у человека нет семьи, друзей и близких людей. Однако ситуации бывают разные. Иногда чувство одиночества посещает человека, находящегося в окружении родственников. К сожалению, такой феномен существует, хотя и кажется просто невероятным.

Так, существует проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей. Аргументы, приводимые психологами, свидетельствуют об опасности данного явления. Ведь страхи и эмоции, пережитые в раннем возрасте, оказывают сильное влияние на формирование личности, а, следовательно, и на всю жизнь человека. Именно поэтому взрослые должны обратить внимание на проблему своего малыша.

Каковы же причины того, что ребенку становится одиноко? Самая очевидная из них – отсутствие внимания со стороны близких ему людей. Нередко взрослые настолько поглощены своими заботами и проблемами, что на свое чадо у них просто не хватает свободного времени. Задумайтесь, может, в вашей семье сложилась такая ситуация? Если да, то она требует немедленного исправления. И в пользу такого шага говорит весомый аргумент. Проблема одиночества, по мнению психологов, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, угнетенными и отчужденными. Ребенок, предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий.

Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход родителей к вопросам воспитания. Некоторые папы и мамы ошибочно полагают, что лучше самого ребенка знают, что ему нужно. При этом происходит игнорирование интересов еще не сформировавшейся личности. Оказывать такое давление на маленького человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание.

Как оградить ребенка от одиночества?

Возникшая проблема требует немедленного устранения. Конечно, пути ее решения непросты, однако они существуют. Отогнать от ребенка чувство одиночества помогут постоянные усилия близких ему людей. Главным помощником в этом будет служить родительская любовь. Но она должна выражаться не в материальных благах, а в искренней чуткости, заботе и участии в жизни малыша. Нужно постоянно интересоваться делами своего чада и не отмахиваться от него, когда он приглашает вас поиграть с ним.

Проблема детского одиночества в литературных произведениях

Многими писателями и публицистами поднималась тема отсутствия внимания к жизни и интересам маленького человека. Они нередко рассуждали над тем, как же возникает проблема одиночества. Аргументы из литературы, которые могут быть приведены по данной теме – повесть Павла Санаева – «Похороните меня за плинтусом». Главный герой произведения – мальчик Саша Савельев. Он рассказывает читателям об утраченных мечтах и несбывшихся надеждах по причине нравственного безразличия взрослых. У мальчика нет игрушек и нет друзей. Все это заменяет лишь маленькая мышка. Когда ее не станет, Саша в полной мере ощутит одиночество ребенка среди взрослых людей.

Такое же чувство овладевает и героиней повести, написанной Диной Сабитовой «Три твоих имени». Это история о страшной судьбе девочки, которая прошла настоящий ад полуголодной нищей жизни сначала в родной семье, а затем в детском доме и у приемных родителей.

Мужское одиночество

Нередко представители сильной половины человечества не имеют никаких привязанностей и близких связей. Некоторые мужчины считают такое состояние нормой. Так ли это? Для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть, какой в противовес этому приводится психологами аргумент.

Проблема одиночества, по мнению специалистов, может крыться в неадекватной самооценке мужчины. Такой человек просто уходит от отношений с окружающими ему людьми. Он боится критики своих способностей и талантов, которая принесет ему боль.

Причиной одиночества мужчины может стать отсутствие коммуникативных навыков в общении с окружающими. Часто в основе такой незрелости лежит застенчивость, которая возникла из-за психологической травмы, полученной в детстве или в юности.

Причиной мужского одиночества может стать наличие социофобии. Корни этого явления лежат глубоко и кроются в навязывании мальчику взрослого мнения. Например, начало посещения детского сада при психологической неподготовленности малыша. Это становится причиной испуга и приводит к возникновению желания проводить время в одиночестве, подальше от других детей.

Причиной замкнутости мужчины может стать психопатология, выражающаяся в депрессии, аутизме, шизофрении, склонность к алкоголизму. Проблема одиночества возникает и у тех молодых парней, которые имеют сильную эмоциональную привязанность к своей матери. Однако не только в результате неразвитости или деградации личности человек не контактирует с окружающим его миром. Как прямую противоположность всему сказанному выше можно привести и другой, достаточно веский аргумент. Проблема одиночества порой становится элементом духовного роста. Здесь разговор идет о вершине развития человека.

Тема одиночества мужчины в литературных произведениях

Чувство отсутствия привязанностей преследует многих представителей сильной половины человечества. Многочисленные аргументы, к проблеме одиночества человека имеющие прямое отношение, встречаются в произведениях отечественных и зарубежных писателей. Есть книги, которые буквально пронизаны этим чувством, и среди них - труды Габриэля Гарсиа Маркеса.

Во многих произведениях этого автора поднимается проблема одиночества. Аргументы из литературы, принадлежащей перу Маркеса – герой его романа «Посторонний». Кроме этого, об одиночестве писал Альберт Камю, а также Трумен Капоте («Завтрак у Теффани») и Герман Гессе («Демиан»). В этих произведениях одиночество является особой жизненной канвой с вплетенными в нее надеждами и терзаниями, отчужденностью и уединением, внутренними конфликтами и противоречием.

Весомый аргумент к проблеме одиночества человека, избравшего путь служения - это роман Л. Толстого «Война и мир». В этом произведении перед нами предстает образ великого полководца Кутузова. Он спасает страну и щадит жизни солдат, отдавая Москву без боя. Основная задача, которую ставит перед собой главнокомандующий – избавить Русь от врагов с минимальными потерями для своей армии. Однако официальная власть придерживается другого мнения. Она желает добиться славы любой ценой. В итоге автором поднимается проблема трагического одиночества человека. Аргументы к ней – отставка, а затем преждевременная смерть великого полководца. Такова плата за принятое решение.

Во многих произведениях русских писателей поднималась проблема одиночества. Аргументы из литературы по этому вопросу – герой А. Пушкина Евгений Онегин. На первый взгляд его можно было отнести к социально активной личности. Онегина с радостью принимали в светском обществе. Причем герой получал истинное удовольствие от ведения столь праздной жизни. Однако в конце романа Онегин делает для себя вывод о том, что он всегда был «чужой для всех…».

В каких еще произведениях поднимается проблема одиночества? Аргументы из литературы могут быть приведены следующие:

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его главный герой Базаров одинок как в любви, так и в дружбе и взглядах.
  2. Роман Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нем образ Печорина – это многогранное одиночество, как лирическое, так и гражданское, а также вселенское.
  3. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ее герой, Александр Чацкий, испытывает одиночество, не находя поддержки своим мыслям в социуме. Свою ситуацию он воспринимает как личную трагедию.

Женское одиночество

Жалобы на данное состояние можно часто слышать от представительниц слабого пола. Причем тема такого одиночества волнует, как правило, именно самих женщин. К сожалению, испытывать такое чувство могут даже замужние дамы или те, у кого имеются любовные отношения.

В чем же истоки данной проблемы? Психологи объясняют ее наличие:

Комплексами и неуверенностью, когда женщины сравнивают себя с красотками с обложек глянцевых журналов;

Стереотипами, когда дамы полагают, что мужчины любят только блондинок, женятся на стервах и т. д.;

Отсутствием осмысленности в поиске партнера.

Но как бы там ни было, психология женского одиночества касается, как правило, отсутствия рядом любимого мужчины. О возникновении этого чувства говорят даже те разведенные девушки, у которых есть дети. Свое состояние они проецируют на малыша, говоря: «Мы никому не нужны». Желание женщины иметь семью заложено самой природой. Маленькие девочки уже в детском саду начинают играть в дочки-матери, варить в пластмассовой кастрюльке суп и пеленать кукол. При этом они мечтают о красивом муже и о роскошной белой фате.

Однако такова женская психология, что, даже одев обручальное колечко на руку, представительница слабого пола может ощущать себя одиноко. Нередко это объясняется тем, что многие семьи живут как бы по инерции, и супругов не интересуют настроения и мысли друг друга. Нередко случается такая ситуация, когда женщина с любовью готовит для своего мужа ужин, получая в ответ дежурное «спасибо».

Иногда дамы сами обрекают себя на одиночество после неудачного романа. Они болезненно переживают ситуацию, испытывая унижение. И здесь возникает проблема преодоления одиночества. Аргументы, приводимые психологами, указывают на то, что ее необходимо решать. В противном случае женщина станет еще несчастнее, чем была раньше. Создавать новые отношения ей будет мешать страх ее предубежденности, что все мужчины – это зло.

Тема одиночества женщины в литературных произведениях

О жизни простой русской колхозницы повествует в своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Это одинокая женщина, потерявшая на фронте своего мужа и схоронившая шестерых детей. Матрена Васильевна, так зовут главную героиню рассказа, в одиночку борется с тяготами жизни. Ей, имеющей трудовой стаж в совхозе, не выплачивают пенсию. Не смогла она добиться и выплат за потерю кормильца. Однако Матрена не утратила своих человеческих чувств. Она с готовностью откликается на чужую беду и продолжает нести крест хранительницы домашнего очага.

Очень ярко женское одиночество показано в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Это произведение о разрыве отношений главной героини со всеми сферами жизни. Здесь же автором освещена и проблема влияния одиночества на человека. Аргументы в пользу того, что любовь Вронского и Анны обречена на провал, очевидны. Отчуждение общества и его неприятие возникших чувств, противоречащих морали светских кругов. Молодая и жизнерадостная в начале романа женщина в итоге доведена до полного отчаяния и гибнет под колесами поезда.

Одиночество людей преклонного возраста

Проблема невостребованности, появление чувства покинутости и непонимание со стороны молодежи часто сопровождает стариков. Это усугубляется тем, что пожилые люди также испытывают на себе отсутствие поддержки и заботы государства. А ведь нередко это проблема одиночества человека, посвятившего себя другим. Аргументы в пользу необходимости ее решения – социальные аспекты вопроса.

Каковы же причины появления одиночества в преклонные годы? Это отсутствие родственников и детей или отдельное проживание от них. Нелегко старики переносят и смерть супруга или супруги. Для Российского государства характерна еще одна проблема одиночества пожилых людей. Аргументы к затворничеству стариков – финансовая беспомощность и невозможность справиться с бытовыми и гигиеническими вопросами.

Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях

О жизни старой деревенской женщины повествует рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Его главной героине, Екатерине Ивановне пришлось испытать одиночество, несмотря на то, что у нее есть дочь Настя. Автором поднимается проблема одиночества старых людей. Аргументы, подтверждающие ее существование – это осознание главной героиней своей ненужности, ведь дочь не навещает ее уже в течение четырех лет. Это приводит к тому, что старая женщина доживает свои дни в полном одиночестве.

Эта же проблема поднималась и А. С. Пушкиным. В своей повести «Станционный смотритель» он показал, насколько страшна картина одиночества старого человека. Герой истории, Самсон Вырин был оставлен дочерью, поехавшей вслед за любимым.

То, как меняет человека одиночество, убедительно показал нам Н. В. Гоголь. Герой его романа «Мертвые души» Плюшкин сам отстранил от себя своих детей. Он боялся, что те разорят его. Результатом одиночества Плюшкина стала деградация личности.

Одна из проблем жителей больших городов

Огромное скопление народа в мегаполисах не позволяет людям часто встречаться и не располагает к тесному душевному общению. Все торопятся и бегут по своим делам, часто не обращая внимания на того, кто находится рядом. Женщины и мужчины живут как будто по инерции. Однако наступает определенный момент, и каждый из них понимает, что наступило одиночество, ведь рядом никого нет. Найти описание такого состояния можно во многих литературных произведениях. Есть оно и в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи». В нем автором поднимается проблема одиночества людей в больших городах. Аргументы, подтверждающие существование такой ситуации – несовпадение интересов и тотальное разъединение людей. В центре повествования Ф. М. Достоевского – история одинокого Мечтателя. На его жизненном пути повстречалась девушка Настенька. Мечтатель влюбляется в нее и с ее помощью пытается выбраться из «темницы» одиночества.

Однако Настенька любит другого и остается верна своему чувству. Она извиняется за свое предательство в написанном Мечтателю письме. Тот прощает девушку, но, продолжая любить ее, остается одиноким в не понимающем его холодном городе.

  • Талантливые, умные люди тоже бывают одиноки
  • Одиночество убивает человека, особенно если оно вынужденное
  • Причиной одиночества могут быть взгляды человека на окружающий мир
  • Одинокому человеку гораздо сложнее жить, чем тому, у кого есть семья и близкие друзья
  • Одиночество может быть вынужденным: человек становится одиноким в силу ужасных обстоятельств
  • Человеку, у которого нет друзей, тяжело жить в обществе

Аргументы

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя, получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве единственного человека, который ее по-настоящему любил – свою маму. Настя получила письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня, его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она много времени провела на могиле.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Нигилиста Евгения Базарова тоже можно назвать одиноким. Сначала он общается с Аркадием Кирсановым, но скоро пути молодых людей расходятся. Одиночество Евгения Базарова связано с его взглядом на мир. С мнением этого человека решил бы согласиться далеко не каждый, уж слишком далеки взгляды героя от того, что веками было принято в обществе. Людям сложно смотреть на природу как мастерскую, отрицать почти все, к чему они привыкли. У героя много последователей, но мы понимаем, что никто из них не предан нигилизму по-настоящему. Поэтому одиночество Базарова хоть и закономерно, но в какой-то степени тяжело для него самого.

М. Шолохов “Судьба человека”. Одиноким Андрея Соколова сделала война. Погибла вся его семья: сначала снаряд угодил в его дом, где в это время были дочери и жена, а 9 мая, в самом конце войны, от пули снайпера погиб сын Анатолий. Андрей Соколов остался один, без дома и семьи. Найти силы жить и в какой-то степени скрасить одиночество герою помог Ваня, маленький мальчик, родители которого погибли. Андрей Соколов представился его отцом и забрал ребенка к себе. Так нашли друг друга два одиноких человека, в судьбы которых беспощадно вмешалась война.

А.И. Солженицын “Матренин двор”. У Матрены Васильевны Григорьевой не было ни живого мужа, ни детей. Была только воспитанница Кира, к ней привязанная. Матрена была обречена на одиночество. Даже работать она нормально не могла, потому что время от времени страдала по несколько дней от странного недуга. Люди приходили к женщине только тогда, когда им было что-то нужно. Так и часть избы забирали при жизни, не думая о последствиях. Но доброта Матрены не знала границ, редко можно встретить такого человека. Женщина не отказывалась помочь другим, когда ее просили, даже если ей это было не по силам. Только после смерти Матрены Васильевны всем до нее появилось дело: каждый хотел получить какое-то наследство. Поражает эгоизм людей, которые обрекали человека на одиночество при жизни, а после смерти начинали делить имущество.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Пока Мартин Иден не был богат и знаменит, никто не верил в его будущее, не говорил хорошо о его начинаниях. Когда герой начинал строить будущее писателя, он был одинок и спасался только любовью Руфи. Скоро и возлюбленная отвернулась от Мартина Идена. Но когда о нем заговорили, когда у него появились деньги, посыпались дружеские приглашения на обеды, с мольбой о прощении вернулась Руфь. Только для Мартина Идена все это уже ничего не значило. Он понимал, что ничуть не изменился с того времени, когда его творчество все еще отвергали. Вся работа к тому времени была уже сделана. Поэтому среди всеобщего внимания Мартин Иден стал еще более одинок, чем прежде. Мир вокруг казался ему отвратительным.

Д. Киз “Цветы для Элджернона”. История Чарли Гордона противоречива. В начале произведения мы видим его слабоумным человеком, объектом насмешек. Позже же Чарли Гордон становится гением, пусть и временно. Но он оказывается еще более одинок, чем прежде. Все считают Чарли слишком умным, эгоистичным, не способным проявлять чувства и эмоции. Интеллектуальные способности человека, возрастающие в геометрической прогрессии, не способствуют общению с людьми. Герой оказывается одиноким. Слабоумному Чарли Гордону гораздо легче жить, чем Чарли Гордону с выдающимся интеллектом. Умственные способности только подталкивают к одиночеству, хотя сначала герою кажется, что с умным человеком люди общаются более охотно. В реальности все оказывается совсем не так.