Тоска тема одиночества человека в многолюдном городе. Тема одиночества человека в рассказе «Тоска


1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагог: Бекяшева Раиса Борисовна

Предмет: литература

Класс: 9 Б

Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Тип урока: урок чтения и изучения произведения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
  2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь

Ближнему в трудную минуту.

Оборудование урока:

  1. Проектор, экран, компьютерная презентация.
  2. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
  3. Карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.

Здравствуйте, ребята!

Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:

"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.

Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).

Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.

III. Работа над содержанием рассказа.

Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

Составление кластера.

Вопросы классу:

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Ощущаете ли вы себя одинокими?

Каково лексическое значение этого слова?

Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

В каком значении использовано это слово в рассказе?

Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).

Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

Фронтальная беседа по вопросам:

Каково начало рассказа? Зачитайте.

(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).

Какова роль данного описания?

(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

А как чувствует себя главный герой Иона?

(Ему тоскливо, плохо).

А почему ему плохо? (У него умер сын.)

Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

Кому?

(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

Итак, сделаем вывод:

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

Выполним это задание в группах.

1 группа:

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа:

Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

3 группа:

Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.

Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

Почему Иона решил рассказать ей всё?

(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

Как вы объясните многоточие?

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…

Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)

Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною - пустота,

Но за спиною – тишина.

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И - нет небес.

Варлам Шаламов 1938 год

Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?

(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.

Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.

Тоска

Зелёная, громадная

Накрывает, поглощает, гнетёт

Некому рассказать о своём горе

Одиночество

Выставление оценок за урок.

Всем спасибо за урок.

V. Задание на дом.

Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.П. Чехова. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?


ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ТОСКА»

ЦЕЛИ : продолжить знакомство учащихся с творчеством;

провести исследование содержания рассказа «Тоска»,

Развить навыков анализа художественного произведения, основываясь на методе критического мышления, выразительного чтения.

Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.

Создать особый эмоциональный настрой во взаимодействии с реальностью слов, помощь учащимся в написании творческих работ

Регулятивные УУД:

Обучение целеполаганию;

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели;

Самостоятельно ставить новые цели;

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД:

Давать определения понятиям;

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Излагать содержание прочитанного текста;

Строить рассуждения.

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Осуществлять сравнение;

Обобщать понятия;

Извлекать информацию, представленную в разных формах;

Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Создавать тексты различного типа

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Пользоваться монологической и диалогической формами речи;

Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты:

Предметные

Умение анализировать художественный текст, вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста, аргументировать свою точку зрения

Метапредметные

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение создавать устные и письменные тексты разных типов

Личностные:

Создавать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВЫЗОВ. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского писателя, которого в свое время назвал Пушкиным в прозе, вошедший в историю мировой культуры как непревзойденный мастер рассказа и нового типа пьесы, обладавший огромным талантом отражать тончайшие душевные переживания своих героев.

Представьте, пожалуйста, этого писателя.

Действительно, речь пойдет об Антоне Павловиче Чехове, в котором гениальный художник соединился с замечательной личностью. Первый наш урок носил название « 100 фактов о Чехове», в подготовке к которому вы искали информацию о писателе, которой нет в учебнике. Какие штрихи к портрету А. Павловича вы бы добавили?

СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

"В детстве у меня не было детства", - говорил Чехов.

1."Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать", - писал Чехов своему брату в 1889 году. Детство Чехова, отец которого, Павел Егорович, держал торговую лавку, было подчинено поистине каторжному режиму. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре, организованном Павлом Егоровичем. Кроме того, все дети учились ремеслу, Антоша - портняжному. Тяжелый нрав отца, распространявшийся не только на детей, но и на жену, Евгению Яковлевну, смягчился только тогда, когда Антон стал главным кормильцем в семье.

2. Дед Чехова был крепостным

Дед Чехова, Егор Михайлович, был из крепостных, но впоследствии смог выкупить себя и свою семью на волю. Дед Чехова был, по-видимому, первым грамотным человеком в семье, что и помогло ему получить вольную и вывести в люди своих сыновей. Сам Чехов никогда не забывал о своем происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь», - писал Чехов книгоиздателю в марте 1894 года.

3. Чехов был врачом . Несмотря на писательскую деятельность Чехов продолжал быть врачом всю свою жизнь. В письмах к брату подписывал себя шутливо - «брат и сестра Антоний и Медицина», продолжал участвовать в медицинских съездах и знакомиться с открытиями в этой сфере. Лечил и больных в своем подмосковном Мелихове, помогал больным в Ялте.

Даже перед смертью, весной 1904 года, писал из Ялты знакомому: «Если буду здоров, то в июле или августе поеду на Дальний Восток не корреспондентом, а врачом».

4.У Чехова было около 50-ти псевдонимов

При публикации в журналах свои рассказов и «юморесок» Чехов «действовал» под псевдонимами. Скрывая настоящее имя автора, они еще и развлекали читателя, придавали произведениям больший комический эффект. Фантазия Чехова не знала границ: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Дяденька - какими только «кличками», как называл их Чехов, ни подписывал он свои произведения.

Всего у Чехова было около 50 псевдонимов, самым же известным из них, без сомнения, является «Антоша Чехонте».

5.О большом интересе Чехова к Лермонтову и о высокой оценке его творчества говорили многие современники Антона Павловича. Чехов и сам признавался: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать».

6.Воспоминания об удивительном сочетании в характере Чехова общительности и открытости с «необычайной скромностью» «проскальзывают» практически во всех воспоминаниях о нем. Вот как, например, писал о Чехове его современник: «Он был не из тех, что любят производить впечатление... Когда он замечал, что от него ждут и, что называется, смотрят ему в рот, он как будто старался как можно меньше отличаться от всех».

7. Последними фразами чеховского письма к сестре были: "Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно".
Действительно, Чехов обладал бесценным человеческим свойством - он умел любить людей.

Люди, которые соприкасались с Антоном Павловичем ощущали высокое благородство его натуры, тянулись к нему, общение с ним оставило у многих благодарный след.

СЛАЙД Вот еще одна цитата М. Горького

« Мимо все этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

Скверно вы живете, господа!

Какие качества личности отмечает М. Горький в?

Знакомы ли вам эти господа? Где мы их встречали?

Давайте вспомним о ком и чем рассказал нам писатель.

Иван Дмитриевич Червяков. В каком рассказе мы встречаем данного героя? Почему, по вашему мнению, писатель дает герою именно такую фамилию? О чем рассказ?

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.

Из какого рассказа данный отрывок? Прокомментируйте тему и идею данного произведения.

Гм!!! Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!

Из какого рассказа отрывок? Почему рассказ назван « Хамелеон»?

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческой работы.

Выделите понятия, которые помогали нам понять тему и идею произведений, мысль писателя?

Поэма, элегия, рассказ

Размер стихотворения, парная рифма, художественная деталь

Фантастика, мистика, реальность

Тема, идея

Заглавие, хорей, ямб.

Один известный русский писатель говорил: «О, эти постоянные мучительные поиски названий!» Действительно, хорошее заглавие - большая находка автора.

Слайд Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассказ, с которым мы с вами сегодня познакомимся, называется « Тоска»

С какими словами у вас ассоциируется данное слово? А с каким цветом? А с какой геометрической фигурой?

Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову.

(Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние, скука)

Посмотрите на лексические значения данного слова.

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка...

Тоска (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь

2. Словарь Ожегова

Тоска

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное.

Итак, что такое тоска мы с вами знаем. А что хотим узнать?

Мы начнем чтение рассказа не совсем обычным образом. Я прочитаю вам финал произведения, после чтения отрывка, я попрошу дать ответ на вопрос, почему герой испытывает тоску?

"Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона. -- Спать всегда успеешь... Небось, выспишься..."

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...

Жуешь? -- спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. -- Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...

Иона молчит некоторое время и продолжает:

Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей всё...

Что же случилось у Ионы?

Что удивило вас?

Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному?

-Какой вопрос нас заинтересовал? Почему Иона рассказывает о своем горе животному? Вот на этот вопрос мы с вами и должны будем ответить в конце урока. Запишите его, пожалуйста, в центре листа. Что мы с вами должны будем сделать, чтобы получить ответ на вопрос? Как мы будем работать?

Что значит имя Иона?

Иона – древний пророк, чьи писания вошли в Библию. В переводе имя Иона означает « голубь».Голубь - символ души и связи с миром божественного, птица - вестник. Какую же весть принес нам герой по имени Иона?

Обратим внимание на эпиграф рассказа. Кому повеем печаль мою?...

Что значит слово повем? (поведаю, расскажу)

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

-ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

- В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

- КАК ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ РАСКРЫВАЕТ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ?

- ИОНА НАХОДИТСЯ В ТАКОЙ ПОЗЕ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЗАМЕРЗ?

- С КЕМ СРАВНИВАЕТ ИОН ПИСАТЕЛЬ? ПОЧЕМУ КАК ПРИВИДЕНИЕ?

- КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ЛОШАДЬ?

-В ОТРЫВКЕ ПОВТОРЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО РАЗ ОДНО И ТОЖЕ СЛОВО? КАКОЕ?

-КОГДА ЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ?

- СЛОВА ГОРОД В ЭТОМ ОТРЫВКЕ НЕТ, КАКОЕ СЛОВО ВМЕСТО СЛОВА ГОРОД ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР?

ОМУТ, ПОЛНЫЙ ЧУДОВИЩНЫХ ОГНЕЙ.

2.-- Извозчик, на Выборгскую! -- слышит Иона. -- Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

На Выборгскую! -- повторяет военный. -- Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

Куда прешь, леший! -- на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. -- Куда черти несут? Пррава держи!

Ты ездить не умеешь! Права держи! -- сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Какие все подлецы! -- острит военный. -- Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

Что? -- спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.

Сворачивай, дьявол! -- раздается в потемках. -- Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!

Поезжай, поезжай... -- говорит седок. -- Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...

-Как бы вы назвали данный отрывок?

-Иона берет первого седока. Найдите предложение, которое раскрывает состояние Ионы.

- Прочитайте реплики других людей. Что окружает героя?

Почему Иона сначала не может издать даже звука? Почему горло его онемело?

-Дает ли надежду быть выслушанным Ионе военный?

- Найдите те строки, когда язык тела выдает огромное желание все рассказать?

Почему военный закрывает глаза? Он на самом деле уснул? Как называется то качество, когда на беду другого человек закрывает глаза?

Оформите, пожалуйста, кластер.

3. По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

Извозчик, к Полицейскому мосту! -- кричит дребезжащим голосом горбач. -- Троих... двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак -- для него теперь всё равно, были бы только седоки... Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничапья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.

Ну, погоняй! -- дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. -- Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...

Гы-ы... гы-ы... -- хохочет Иона. -- Какая есть...

Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

Голова трещит... -- говорит один из длинных. -- Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.

Не понимаю, зачем врать! -- сердится другой длинный. -- Врет, как скотина.

Накажи меня бог, правда...

Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.

Гы-ы! -- ухмыляется Иона. -- Ве-еселые господа!

Тьфу, чтоб тебя черти!.. -- возмущается горбач. -- Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

Все помрем... -- вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. -- Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?

А ты его легонечко подбодри... в шею!

Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

Гы-ы... -- смеется он. -- Веселые господа... дай бог здоровья!

Извозчик, ты женат? -- спрашивает длинный.

Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена -- сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина...

-Какое название вы бы дали этой части рассказа?

- Что рубль, что пятак, были бы седоки? Как вы можете объяснить эту фразу Чехова?

-Почему Иона хохочет, и тоска его понемногу отлегает?

Вам нравятся эти господа? Почему? Какие качества своей души они проявляют по отношению к Ионе? веселые господа.. говорит Иона.. испытывает ли он злость по отношению к этим пьянчугам?

И все-таки Иона решается рассказать о своем горе и невольно выдает мысль, которая наиболее его гложет. Найдите ее.

Господа приехали, и Иона опять остается в одиночестве. Тоска его разрастается? Найдите эпитет, какая тоска? Кого ищут глаза Ионы?

Оформите, пожалуйста, свой кластер .

4.Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем..

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

Милый, который теперь час будет? -- спрашивает он.

Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

"Ко двору, -- думает он. -- Ко двору!"

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе "спираль" и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...

"И на овес не выездил, -- думает он. -- Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен..."

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

Пить захоспрашивает Иона.

Стало быть, пить!

Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

Какое название дали бы этой части произведения?

Как Иона обращается к дворнику? Может ли это обращение к другому человеку раскрыть нам характер Ионы?

После встречи с дворником какое слово отражает состояние героя? Как ему?(изгибается),невмоготу.

Почему и здесь его никто не выслушал, не посочувствовал? А С БАБАМИ ГОВОРИТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ. ТЕ ХОТЬ И ДУРЫ, НО РЕВУТ ОТ ДВУХ СЛОВ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЛУЧИВ СОЧУВСТВИЕ, ИОНА БЫ ЗАПЛАКАЛ, И ТОГДА ТОСКА прорвалась бы наружу.

Финал произведения нам известен. Герой отправляется к своей лошаденке. И пусть лошаденка ничего не сможет сказать, зато она не отвернется, не упрекнет и не уйдет.

« ЛОШАДЕНКА ЖУЕТ, СЛУШАЕТ И ДЫШИТ НА РУКИ СВОЕГО ХОЗЯИНА» ЧТО ПОЛУЧАЕТ ОТ ЛОШАДЕНКИ ИОНА?

Готовы ли вы ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Почему же Иона рассказывает о своем горе лошаденке?

О чем же рассказал нам Антон Павлович Чехов? С чем сталкивается главный герой Иона? О какой главной человеческой заповеди пытается напомнить нам с вами Чехов?

Актуально ли произведение Чехова в наши дни? Почему? Ведь профессия ямщика уже далеко в прошлом?

Конечно, данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько легче было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

РЕФЛЕКСИЯ

Скажите мне, что конкретно вы чувствуете сейчас? Какое чувство испытывает сейчас ваше сердце?

« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»

Скажите, пожалуйста, услышали ли сегодня вы, счастливые и довольные дети, молоточек писателя? Ваши размышления я прошу вас излить на бумагу дома. На следующем уроке мы будем читать и обсуждать ваши работы. Выбор заглавия своей работы тоже остается за вами.

Спасибо за урок! До свидания!

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат г. Грязи

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: . Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Продолжить формирование умения анализировать художественный текст

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве

III. Знакомство с темой урока. (слайд 1 )

1. Слово учителя

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 2 )

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

(слайд 3 )«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:

(слайд 4 ) I. История создания рассказа «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении.

1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия .

2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?

(слайд 5 ) Из «Словаря живого великорусского языка: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу , Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

2. История создания рассказа

(слайд 6 ) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Работа над эпиграфом:

(слайд 7 )

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль », некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

4. Работа с текстом

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

О чем думает каждый из них?

Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

5. Композиция рассказа

(слайд 8 ) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической , по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

(слайд 10 ) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт )

6. Роль художественной детали (слайд 11 )

Среди других писателей выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

7. В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12 )

С начала повествования указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга - это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

V. Рефлексия

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание: подг. к уроку в/чт (рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике

Проблема одиночества была актуальна во все времена. Существует она и в современном мире. Разумеется, сегодня люди пользуются интернетом и различными средствами связи, позволяющими общаться безгранично. Однако, по данным психологов, тот, кто чаще всего обращается к социальным сетям, более других ощущает чувство одиночества, то есть отсутствие родственной души. Порой такой человек придумывает какие-либо жизненные события и истории. И это все для того чтобы привлечь к себе внимание. Часто возникает у тех людей, которые не хотят принимать то общество, которое их окружает.

Они противопоставляют себя другим, всячески пытаются оградиться от всего мира и нередко идут против общепринятых норм и традиций.

Ребенок и одиночество

С существованием проблемы легче согласиться в том случае, когда у человека нет семьи, друзей и близких людей. Однако ситуации бывают разные. Иногда чувство одиночества посещает человека, находящегося в окружении родственников. К сожалению, такой феномен существует, хотя и кажется просто невероятным.

Так, существует проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей. Аргументы, приводимые психологами, свидетельствуют об опасности данного явления. Ведь страхи и эмоции, пережитые в раннем возрасте, оказывают сильное влияние на формирование личности, а, следовательно, и на всю жизнь человека. Именно поэтому взрослые должны обратить внимание на проблему своего малыша.

Каковы же причины того, что ребенку становится одиноко? Самая очевидная из них - отсутствие внимания со стороны близких ему людей. Нередко взрослые настолько поглощены своими заботами и проблемами, что на свое чадо у них просто не хватает свободного времени. Задумайтесь, может, в вашей семье сложилась такая ситуация? Если да, то она требует немедленного исправления. И в пользу такого шага говорит весомый аргумент. Проблема одиночества, по мнению психологов, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, угнетенными и отчужденными. Ребенок, предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий.

Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход родителей к вопросам воспитания. Некоторые папы и мамы ошибочно полагают, что лучше самого ребенка знают, что ему нужно. При этом происходит игнорирование интересов еще не сформировавшейся личности. Оказывать такое давление на маленького человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание.

Как оградить ребенка от одиночества?

Возникшая проблема требует немедленного устранения. Конечно, пути ее решения непросты, однако они существуют. Отогнать от ребенка чувство одиночества помогут постоянные усилия близких ему людей. Главным помощником в этом будет служить родительская любовь. Но она должна выражаться не в материальных благах, а в искренней чуткости, заботе и участии в жизни малыша. Нужно постоянно интересоваться делами своего чада и не отмахиваться от него, когда он приглашает вас поиграть с ним.

Проблема детского одиночества в литературных произведениях

Многими писателями и публицистами поднималась тема отсутствия внимания к жизни и интересам маленького человека. Они нередко рассуждали над тем, как же возникает проблема одиночества. Аргументы из литературы, которые могут быть приведены по данной теме - повесть Павла Санаева - «Похороните меня за плинтусом». Главный герой произведения - мальчик Саша Савельев. Он рассказывает читателям об утраченных мечтах и несбывшихся надеждах по причине нравственного безразличия взрослых. У мальчика нет игрушек и нет друзей. Все это заменяет лишь маленькая мышка. Когда ее не станет, Саша в полной мере ощутит одиночество ребенка среди взрослых людей.

Такое же чувство овладевает и героиней повести, написанной Диной Сабитовой «Три твоих имени». Это история о страшной судьбе девочки, которая прошла настоящий ад полуголодной нищей жизни сначала в родной семье, а затем в детском доме и у приемных родителей.

Мужское одиночество

Нередко представители сильной половины человечества не имеют никаких привязанностей и близких связей. Некоторые мужчины считают такое состояние нормой. Так ли это? Для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть, какой в противовес этому приводится психологами аргумент.

Проблема одиночества, по мнению специалистов, может крыться в неадекватной самооценке мужчины. Такой человек просто уходит от отношений с окружающими ему людьми. Он боится критики своих способностей и талантов, которая принесет ему боль.

Причиной одиночества мужчины может стать отсутствие коммуникативных навыков в общении с окружающими. Часто в основе такой незрелости лежит застенчивость, которая возникла из-за психологической травмы, полученной в детстве или в юности.

Причиной может стать наличие социофобии. Корни этого явления лежат глубоко и кроются в навязывании мальчику взрослого мнения. Например, начало посещения детского сада при психологической неподготовленности малыша. Это становится причиной испуга и приводит к возникновению желания проводить время в одиночестве, подальше от других детей.

Причиной замкнутости мужчины может стать психопатология, выражающаяся в депрессии, аутизме, шизофрении, склонность к алкоголизму. Проблема одиночества возникает и у тех молодых парней, которые имеют сильную эмоциональную привязанность к своей матери. Однако не только в результате неразвитости или человек не контактирует с окружающим его миром. Как прямую противоположность всему сказанному выше можно привести и другой, достаточно веский аргумент. Проблема одиночества порой становится элементом духовного роста. Здесь разговор идет о вершине развития человека.

Тема одиночества мужчины в литературных произведениях

Чувство отсутствия привязанностей преследует многих представителей сильной половины человечества. Многочисленные аргументы, к проблеме одиночества человека имеющие прямое отношение, встречаются в произведениях отечественных и зарубежных писателей. Есть книги, которые буквально пронизаны этим чувством, и среди них - труды Маркеса.

Во многих произведениях этого автора поднимается проблема одиночества. Аргументы из литературы, принадлежащей перу Маркеса - герой его романа «Посторонний». Кроме этого, об одиночестве писал Альберт Камю, а также Трумен Капоте («Завтрак у Теффани») и Герман Гессе («Демиан»). В этих произведениях одиночество является особой жизненной канвой с вплетенными в нее надеждами и терзаниями, отчужденностью и уединением, внутренними конфликтами и противоречием.

Весомый аргумент к проблеме одиночества человека, избравшего путь служения - это роман Л. Толстого «Война и мир». В этом произведении перед нами предстает образ великого полководца Кутузова. Он спасает страну и щадит жизни солдат, отдавая Москву без боя. Основная задача, которую ставит перед собой главнокомандующий - избавить Русь от врагов с минимальными потерями для своей армии. Однако официальная власть придерживается другого мнения. Она желает добиться славы любой ценой. В итоге автором поднимается проблема трагического одиночества человека. Аргументы к ней - отставка, а затем преждевременная смерть великого полководца. Такова плата за принятое решение.

Во многих произведениях русских писателей поднималась проблема одиночества. Аргументы из литературы по этому вопросу - герой А. Пушкина Евгений Онегин. На первый взгляд его можно было отнести к социально активной личности. Онегина с радостью принимали в Причем герой получал истинное удовольствие от ведения столь праздной жизни. Однако в конце романа Онегин делает для себя вывод о том, что он всегда был «чужой для всех…».

В каких еще произведениях поднимается проблема одиночества? Аргументы из литературы могут быть приведены следующие:

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его главный герой Базаров одинок как в любви, так и в дружбе и взглядах.
  2. Роман Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нем образ Печорина - это многогранное одиночество, как лирическое, так и гражданское, а также вселенское.
  3. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ее герой, Александр Чацкий, испытывает одиночество, не находя поддержки своим мыслям в социуме. Свою ситуацию он воспринимает как личную трагедию.

Женское одиночество

Жалобы на данное состояние можно часто слышать от представительниц слабого пола. Причем тема такого одиночества волнует, как правило, именно самих женщин. К сожалению, испытывать такое чувство могут даже замужние дамы или те, у кого имеются любовные отношения.

В чем же истоки данной проблемы? Психологи объясняют ее наличие:

Комплексами и неуверенностью, когда женщины сравнивают себя с красотками с обложек глянцевых журналов;

Стереотипами, когда дамы полагают, что мужчины любят только блондинок, женятся на стервах и т. д.;

Отсутствием осмысленности в поиске партнера.

Но как бы там ни было, психология касается, как правило, отсутствия рядом любимого мужчины. О возникновении этого чувства говорят даже те разведенные девушки, у которых есть дети. Свое состояние они проецируют на малыша, говоря: «Мы никому не нужны». Желание женщины иметь семью заложено самой природой. Маленькие девочки уже в детском саду начинают играть в дочки-матери, варить в пластмассовой кастрюльке суп и пеленать кукол. При этом они мечтают о красивом муже и о роскошной белой фате.

Однако такова что, даже одев обручальное колечко на руку, представительница слабого пола может ощущать себя одиноко. Нередко это объясняется тем, что многие семьи живут как бы по инерции, и супругов не интересуют настроения и мысли друг друга. Нередко случается такая ситуация, когда женщина с любовью готовит для своего мужа ужин, получая в ответ дежурное «спасибо».

Иногда дамы сами обрекают себя на одиночество после неудачного романа. Они болезненно переживают ситуацию, испытывая унижение. И здесь возникает проблема преодоления одиночества. Аргументы, приводимые психологами, указывают на то, что ее необходимо решать. В противном случае женщина станет еще несчастнее, чем была раньше. Создавать новые отношения ей будет мешать страх ее предубежденности, что все мужчины - это зло.

Тема одиночества женщины в литературных произведениях

О жизни простой русской колхозницы повествует в своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Это одинокая женщина, потерявшая на фронте своего мужа и схоронившая шестерых детей. Матрена Васильевна, так зовут главную героиню рассказа, в одиночку борется с тяготами жизни. Ей, имеющей трудовой стаж в совхозе, не выплачивают пенсию. Не смогла она добиться и выплат за потерю кормильца. Однако Матрена не утратила своих человеческих чувств. Она с готовностью откликается на чужую беду и продолжает нести крест хранительницы домашнего очага.

Очень ярко женское одиночество показано в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Это произведение о разрыве отношений главной героини со всеми сферами жизни. Здесь же автором освещена и проблема влияния одиночества на человека. Аргументы в пользу того, что любовь Вронского и Анны обречена на провал, очевидны. Отчуждение общества и его неприятие возникших чувств, противоречащих морали светских кругов. Молодая и жизнерадостная в начале романа женщина в итоге доведена до полного отчаяния и гибнет под колесами поезда.

Одиночество людей преклонного возраста

Проблема невостребованности, появление чувства покинутости и непонимание со стороны молодежи часто сопровождает стариков. Это усугубляется тем, что также испытывают на себе отсутствие поддержки и заботы государства. А ведь нередко это проблема одиночества человека, посвятившего себя другим. Аргументы в пользу необходимости ее решения - социальные аспекты вопроса.

Каковы же причины появления одиночества в преклонные годы? Это отсутствие родственников и детей или отдельное проживание от них. Нелегко старики переносят и смерть супруга или супруги. Для Российского государства характерна еще одна проблема одиночества пожилых людей. Аргументы к затворничеству стариков - финансовая беспомощность и невозможность справиться с бытовыми и гигиеническими вопросами.

Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях

О жизни старой деревенской женщины повествует рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Его главной героине, Екатерине Ивановне пришлось испытать одиночество, несмотря на то, что у нее есть дочь Настя. Автором поднимается проблема одиночества старых людей. Аргументы, подтверждающие ее существование - это осознание главной героиней своей ненужности, ведь дочь не навещает ее уже в течение четырех лет. Это приводит к тому, что старая женщина доживает свои дни в полном одиночестве.

Эта же проблема поднималась и А. С. Пушкиным. В своей повести «Станционный смотритель» он показал, насколько страшна картина одиночества старого человека. Герой истории, Самсон Вырин был оставлен дочерью, поехавшей вслед за любимым.

То, как меняет человека одиночество, убедительно показал нам Н. В. Гоголь. Герой его романа «Мертвые души» Плюшкин сам отстранил от себя своих детей. Он боялся, что те разорят его. Результатом одиночества Плюшкина стала деградация личности.

Одна из проблем жителей больших городов

Огромное скопление народа в мегаполисах не позволяет людям часто встречаться и не располагает к тесному душевному общению. Все торопятся и бегут по своим делам, часто не обращая внимания на того, кто находится рядом. Женщины и мужчины живут как будто по инерции. Однако наступает определенный момент, и каждый из них понимает, что наступило одиночество, ведь рядом никого нет. Найти описание такого состояния можно во многих литературных произведениях. Есть оно и в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи». В нем автором поднимается проблема одиночества людей в больших городах. Аргументы, подтверждающие существование такой ситуации - несовпадение интересов и тотальное разъединение людей. В центре повествования Ф. М. Достоевского - история одинокого Мечтателя. На его жизненном пути повстречалась девушка Настенька. Мечтатель влюбляется в нее и с ее помощью пытается выбраться из «темницы» одиночества.

Однако Настенька любит другого и остается верна своему чувству. Она извиняется за свое предательство в написанном Мечтателю письме. Тот прощает девушку, но, продолжая любить ее, остается одиноким в не понимающем его холодном городе.

  • Талантливые, умные люди тоже бывают одиноки
  • Одиночество убивает человека, особенно если оно вынужденное
  • Причиной одиночества могут быть взгляды человека на окружающий мир
  • Одинокому человеку гораздо сложнее жить, чем тому, у кого есть семья и близкие друзья
  • Одиночество может быть вынужденным: человек становится одиноким в силу ужасных обстоятельств
  • Человеку, у которого нет друзей, тяжело жить в обществе

Аргументы

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя, получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве единственного человека, который ее по-настоящему любил – свою маму. Настя получила письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня, его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она много времени провела на могиле.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Нигилиста Евгения Базарова тоже можно назвать одиноким. Сначала он общается с Аркадием Кирсановым, но скоро пути молодых людей расходятся. Одиночество Евгения Базарова связано с его взглядом на мир. С мнением этого человека решил бы согласиться далеко не каждый, уж слишком далеки взгляды героя от того, что веками было принято в обществе. Людям сложно смотреть на природу как мастерскую, отрицать почти все, к чему они привыкли. У героя много последователей, но мы понимаем, что никто из них не предан нигилизму по-настоящему. Поэтому одиночество Базарова хоть и закономерно, но в какой-то степени тяжело для него самого.

М. Шолохов “Судьба человека”. Одиноким Андрея Соколова сделала война. Погибла вся его семья: сначала снаряд угодил в его дом, где в это время были дочери и жена, а 9 мая, в самом конце войны, от пули снайпера погиб сын Анатолий. Андрей Соколов остался один, без дома и семьи. Найти силы жить и в какой-то степени скрасить одиночество герою помог Ваня, маленький мальчик, родители которого погибли. Андрей Соколов представился его отцом и забрал ребенка к себе. Так нашли друг друга два одиноких человека, в судьбы которых беспощадно вмешалась война.

А.И. Солженицын “Матренин двор”. У Матрены Васильевны Григорьевой не было ни живого мужа, ни детей. Была только воспитанница Кира, к ней привязанная. Матрена была обречена на одиночество. Даже работать она нормально не могла, потому что время от времени страдала по несколько дней от странного недуга. Люди приходили к женщине только тогда, когда им было что-то нужно. Так и часть избы забирали при жизни, не думая о последствиях. Но доброта Матрены не знала границ, редко можно встретить такого человека. Женщина не отказывалась помочь другим, когда ее просили, даже если ей это было не по силам. Только после смерти Матрены Васильевны всем до нее появилось дело: каждый хотел получить какое-то наследство. Поражает эгоизм людей, которые обрекали человека на одиночество при жизни, а после смерти начинали делить имущество.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Пока Мартин Иден не был богат и знаменит, никто не верил в его будущее, не говорил хорошо о его начинаниях. Когда герой начинал строить будущее писателя, он был одинок и спасался только любовью Руфи. Скоро и возлюбленная отвернулась от Мартина Идена. Но когда о нем заговорили, когда у него появились деньги, посыпались дружеские приглашения на обеды, с мольбой о прощении вернулась Руфь. Только для Мартина Идена все это уже ничего не значило. Он понимал, что ничуть не изменился с того времени, когда его творчество все еще отвергали. Вся работа к тому времени была уже сделана. Поэтому среди всеобщего внимания Мартин Иден стал еще более одинок, чем прежде. Мир вокруг казался ему отвратительным.

Д. Киз “Цветы для Элджернона”. История Чарли Гордона противоречива. В начале произведения мы видим его слабоумным человеком, объектом насмешек. Позже же Чарли Гордон становится гением, пусть и временно. Но он оказывается еще более одинок, чем прежде. Все считают Чарли слишком умным, эгоистичным, не способным проявлять чувства и эмоции. Интеллектуальные способности человека, возрастающие в геометрической прогрессии, не способствуют общению с людьми. Герой оказывается одиноким. Слабоумному Чарли Гордону гораздо легче жить, чем Чарли Гордону с выдающимся интеллектом. Умственные способности только подталкивают к одиночеству, хотя сначала герою кажется, что с умным человеком люди общаются более охотно. В реальности все оказывается совсем не так.