Образ природы в отечественной и мировой литературе (Программа). Понимание национализма в отечественной и мировой литературе


Блокада Ленинграда

Женщина на войне

Война без прикрас (документальная литература)

А. Адамович, Д.Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)

На большом фактическом материале - документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, - авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру, её первое издание невозможно было найти в библиотеках.

Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»

С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

Ф. Абрамов «Потомок Джима».

Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова».

(Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)

Общие тезисы по теме:

Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».



1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть».

И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»

И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.

Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.

М.Пришвин «Кладовая солнца»

В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

«Слово о полку Игореве»

В.Астафьев «Царь-рыба»

В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего.

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.

В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!

Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство"

«...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

В.Шукшин «Залетный»

Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.

Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Б.Ш. Окуджава «Мышка»

Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Н.Д. Телешов «Белая цапля».

Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Формулировка «Чем люди живы?» подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу…

Тема любви.

nА.Н. Островский «Гроза»

Пьеса «Гроза» - социально-нравственная драма. Тема любви в пьесе А.Н.Островского не является главной. Писатель утверждает (идея), что любить по-настоящему – значит жертвовать ради любимого человека всем, что у тебя есть.

Любовь Катерины – Основа ее жизни – любовь к Богу, к матери, к любимому человеку. Катерина любит не так, как окружающие её женщины. Она готова на жертву ради любимого человека. Героиня нарушает даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для неё священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.

Любовь Тихона Кабанова – любовь раба. Тихон по-своему любит Катерину, но боится её чувства. Он не защищает её, а только молча жалеет.

Любовь Бориса – любовь рабская. Человек безвольный, не способный на решительные действия, не готов взять ответственность за любимую женщину. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Борис советует Катерине покориться судьбе и терпеть.

Любовь Варвары – любовь легкомысленной женщины. Она не способна на большую любовь, несмотря на то что сбегает с Ваней Кудряшом. Не верится, что Варвара и Кудряш смогут создать крепкую семью, ведь они одинаково смотрят на отношения мужчины и женщины.

nИ.С.Тургенев «Отцы и дети»

nВ.А. Жуковский «Светлана»

nА.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин» и т.д.

nМ.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени»

nЛ.Н.Толстой «Война и мир»

nФ.М.Достоевский «Преступление и наказание»

nА.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева

nМ.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.

nБунин «Лапти», «Чистый понедельник»

nПлатонов «Юшка»

nПушкин «Капитанская дочка»

nСолженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»

nТолстой «После бала»

nШолохов «Тихий Дон»

nШукшин «Калина красная»

Чем люди живы?

Что составляет основу, саму сущность жизни людей?

Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. Важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская.

Размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль Евгения Базарова – главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «Напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (Базаров о жизни своей матери). Вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? Жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как Анна Сергеевна Одинцова? Посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» В сцене «Под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? Зачем нужна жизнь, если она не вечна? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? В чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая «математическая точка» по сравнению с вечностью? Как должен распорядиться своей жизнью человек? Какой цели себя посвятить?

Л.Н. Толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «Война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. Суть жизни одних людей (светское общество в салоне Шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. Внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». Этих людей он относит к партии « войны». Им Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. Всех Болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. Ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. Эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни.

Эти традиции наследуют Турбины - герои романа М. Булгакова «Белая гвардия», воспитанные на книгах Пушкина и Толстого. Их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. И они готовы защищать Город, Дом, дворянские понятия о чести и долге. Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой. За окнами дома - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном».

Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему…Содружество людей и вещей выстояло», и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни - вот чем жив человек.

Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть.

Надежда Геннадьевна Горох

Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького)

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Рассказ «Челкаш»

Тезис: «Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче» (Е.Б.Тагер)

Что больше всего ценит в жизни Челкаш? О какой жизни мечтает?

Найдите описание портрета героя. С какой птицей сравнивает Челкаша автор? Почему?

Какие представления о свободе у Гаврилы? Совпадают ли они с представлением о свободе Челкаша?

Что движет поступками Гаврилы? Почему в голове религиозного парня зреет замысел убийства?

Кто из героев, на ваш взгляд, духовно выше?

_______________________

Тезис: «М.Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу, возможности». (А.А.Волков)

Каков идеал человека, по М.Горькому? Докажите примерами из его произведений.

В каких горьковских образах утверждается идея беззаветной любви к людям?

____________________________

Тезис: «В своем творчестве Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей» (А.Н.Семенов)

Присутствуют ли эти вопросы в «Песне о Соколе», рассказах «Челкаш»? Как на них отвечает автор?

Творческая работа:

Поразмышляйте в эссе над вопросом об истинных ценностях человека.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Тезис: «Жизнь - нетающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». (Б. Шоу)

Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»? Над чем заставил вас задуматься рассказ?

В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?

«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).

Творческая работа:

Голубые искры попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, какая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги, другие всю свою жизнь превращают в подвиг. Напишите эссе на тему «Люди с пылающими сердцами».

Конференция организуется кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького и проводится в рамках государственного проекта «Год экологии в России (2017)».

Конференция состоится в здании Литинститута 7 декабря 2017 года. Материалы конференции будут опубликованы в одном из сборников научных трудов Литинститута.

Программа конференции

(четверг)

день пленарных заседаний

Пленарное заседание (утреннее)

Регламент выступлений: 10-15 минут

Приветственное слово ректора Литературного института имени А.М. Горького д.ф.н. профессора Варламова Алексея Николаевича

Приветственное слово проектора по творческой и научной работе Литературного института имени А.М. Горького к.ф.н. доцента Дмитренко Сергея Федоровича

Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

Мысленный пейзаж работы Вордсворта: о методах и приемах создания

Гачева Анастасия Георгиевна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

Образ природы в философском наследии Н.Ф. Федорова: религиозно-философский и литературный контекст

Морозова Ирина Васильевна д.ф.н., профессор РГГУ, Институт филологии и истории, кафедра сравнительной истории литератур

Природа в женском тексте Старого Юга

Баркова Элеонора Владиленова, д.филос. наук, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова Экофилософия и художественная литература в перспективах развития мировой культуры

Чекалов Кирилл Александрович, д.ф.н., заведующий отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН

Дунай в романах Жюля Верна

Лунина Ирина Евгеньевна, д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой истории зарубежных литератур МГОУ

Природа и человек в книге Мэри Хантер Остин «Страна маленького дождя» (Mary Hunter Austin«The Land of Little Rain»)

Левина Вера Николаевна, д.ф.н., доцент РУДН

Пейзаж как экологический маркёр художественного текста

Эванс Джеймс, старший преподаватель кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького (Англия)

«Причудливый» образ природы в детской литературе

Папян Юрий Михайлович, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и стилистики Литературного института имени А.М. Горького

Об анализе образа и о том, «как образ входит в образ»

Саленко Ольга Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького

Изобразительный образ и индивидуальный стиль в любовной лирике А. Апухтина, А. Фета, К. Фофанова, А.Блока

Завгородняя Галина Юрьевна, д.ф.н., профессор кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького

Символика пейзажной детали в стихотворениях А. Теннисона

Пленарное заседание (дневное)

Ведущие: зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького, профессор Тарасов Борис Николаевич, доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Попов Михаил Николаевич

Казнина Ольга Анатольевна, д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького, профессор литературного института имени А.М. Горького

«Природа как метафизическая среда в творчестве С.Т.Кольдриджа

Тарасов Борис Николаевич, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Пантеизм или христианство? (образ природы в лирике Тютчева)

Гладков Александр Константинович, к.и.н., старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук

Поэтика природы между язычеством и христианством: натурфилософские аспекты западноевропейской латинской литературы эпохи Средневековья

Федоров Алексей Владимирович, к.ф.н., руководитель Филологического центра издательства "Русское слово"

Охота в жизни и в творчестве А.К. Толстого

Гвоздева Татьяна Борисовна, к.и.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Образ Олимпии в античной литературе

Лебедева Виктория Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

К вопросу о «болотной теме» в русскоязычном дискурсе В. Набокова

Арутюнов Сергей Сергеевич, поэт, доцент Литинститут им. А.М.Горького

О переводах Роберта Фроста Николаем Работновым и об иллюзиях 2001 года

Филин Андрей, поэт, драматург

Роль природы в аналитической психологии К.Г. Юнга

Зайцева Елена Александровна, к.иск.н, проф. МГИМ имени А.Г. Шнитке

Предсказательные обряды в русском календарном фольклоре

Дубах Татьяна Михайловна, к.ф.н., доцент кафедры немецкой филологии Уральского государственного педагогического университета

Образ природы в прозе Артура Шницлера

Завершинская Елена Александровна к.ф.н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета

Диалог с Ш. Бодлером в стихотворении «Природа» М. Уэльбека

Литвиненко Нинель Анисимовна, профессор МГОУ, доктор филологических наук Жанровый модус романтического образа природы в романистике Жорж Санд 1830-1840- гг.

Джамбеков Шарани, д.ф.н.профессор Чеченского государственного педагогического университета, член союза писателей России

Мир природы в романе-дилогии Шимы Акуева «Красные цветы на снегу» (к 80летию со дня рождения чеченского поэта и прозаика)

Бочкарёва Светлана Владимировна, к.филос.наук, учитель английского языка, Кованова Г.И., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №19» г. Кургана

Диалог Человека и Природы с точки зрения литературы разных народов

Бузская Ольга Маратовна, к.филос.наук, доцент

Экология планеты в романе Фрэнка Герберта «Дюна»

Байроновское общество при Литературном институте имени А.М. Горького

Ведущие секции: ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, доцент кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького Муратова Ярослава Юрьевна

Шишкова Ирина Алексеевна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького

Зигфрид Сассун как байронический герой

Кешокова Елена Алимовна, к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Образ природы в поэзии английского сентиментализма XVIII века

Никола Марина Ивановна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой всемирной литературы МПГУ

Символика топоса Колона в прозе XX века: Э.М. Форстер и А. Бошо

Черноземова Елена Николаевна, д.ф.н., профессор МПГУ

«Садовые чары» Сарры Аллен и традиции женской прозы

Муратова Ярослава Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького

Точка созерцания природы в современной британской литературе: Кэтлин Джейми поэтический сборник «The Bonniest Company» и сборники очерков «Sightlines», «Findings»

Добросклонская Татьяна Георгиевна, д.ф.н. профессор МГУ

«Национально-культурная специфика ландшафта в контексте литературно-художественного творчества».

Лаштабова Наталия Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета

Природа Ирландии в романе Б. Стокера «Ущелье Змеи»

Редина Ольга Николаевна к.ф.н., доцент МГОУ

«Философия пейзажа в романах О. Хаксли»

день секционных заседаний

Секция аспирантов

Ведущие секции доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Кешокова Елена Алимовна, аспирант Альбрехт Ольга Викторовна

Смолянская Александра Алексеевна (студентка магистратуры СПбГУ)

«Не-антропоморфный взгляд на общество в литературе: текстовая омонимия» (в контексте произведений «Холстомер» Л.Толстого, «Путешествия Гулливера…» (4-я часть) Дж. Свифта, «Скотный двор» Дж. Оруэлла, «Скотский бунт» Н.Костомарова и «Бунт» В. Реймонта

Альбрехт Ольга Викторовна (Литературный институт им. А.М. Горького)

Образ сада в романе Э. Золя «Проступок аббата Муре»

Соколов-Пурусин Роман Сергеевич (Литинститут им. А.М.Горького)

Поэтическая концепция природы в поэмах А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Цветаевой

Ратникова Екатерина Николаевна (ИМЛИ имени А.М. Горького)

Образы сакрального и профанного пространств в повести братьев Стругацких и «Пикник на обочине»

Кулик Наталья Михайловна (МГОУ)

Образ природы в романе Джека Керуака «Бродяги Дхармы»

Гладунов Игорь Константинович (МГОУ)

Образ сада в романе Л. Норфолка «Пир Джона Сатурналла»

Гурова Мария Юрьевна (Литературный институт имени А.М. Горького)

Образы эдельвейса в военной истории

Карпова Анна Вадимовна (МГПУ)

Функции пейзажа в творчестве Ж. Грака

Семенец Антонина Валерьевна (Украина) (Литинститут имени А.М. Горького)

Символичность образа пустыни в романах А. Картер

Богатырева Ксения Рамзановна (Литературный институт имени А.М. Горького)

"О многофункциональности образа природы в романе Джона Фаулза "Волхв"

Шуваева-Петросян Елена Алексеевна (Армения) (Литературный институт имени А.М. Горького)

Андрей Битов в пейзаже

Висаитова Диана Рамзановна (МГИМ имени А.Г. Шнитке)

Тема испанской природы в творческих поисках renacimiento

Бевз Иван (Литературный институт имени А.М. Горького)

Городское пространство в романе В. Каминера "Руссендиско"

Хэ Син (Китай) (Литературный институт им. А.М.Горького)

Функции пейзажа в китайской классической литературе

Иванов Юрий Юрьевич (Литературный институт им. А.М.Горького)

Образ города в творчестве Стивена Кинга

Клюева Анжела Николаевна (ЮФУ)

К проблеме выявления визуальных образов природы в ранних рассказах Дж. Апдайка

Шевченко Светлана Николаевна (МГЛУ)

Картины природы в поэтических произведениях У.К. Брайанта

Завгородний Алексей Михайлович (Литературный институт им. А.М.Горького)

Пейзаж в прозе Н.В. Гоголя: специфика перевода на французский язык

Секция студентов

Ауд. 32, с 16:00 ауд. 46

Ведущие: доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Попов Михаил Николаевич, профессор кафедры философии и религиоведения МГПУ Бессонов Борис Николаевич, аспирант Соколов-Пурусин Роман Сергеевич.

Бессонов Борис Николаевич, д.филос.н., профессор

Коэволюция природы, общества и человека – путь решения экологических проблем

Попов Михаил Николаевич, к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Метафизика природы в произведениях немецких экспрессионистов

Нуруллаев Алекс Давлатович (Лесосибирский педагогический институт)

Образ природы в творчестве В.П. Астафьева

Бондарчук Анастасия Андреевна (Лесосибирский педагогический институт)

Образ леса в повестях Н.Волокитина

Дыкан Александра Аленовна (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)

Образ сада в лирике Б. Л. Пастернака и в контексте традиций живописи модерна

Балхина Анастасия Зауровна (МГУ)

Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Джека Лондона

Русецкая Елизавета Сергеевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Мыскин Роман Юрьевич (Литературный институт им. А.М.Горького)

Город и природа в романе «Путешествие Лао Цена» Лю Э.

Царева Анастасия Владимировна, Королева Мария Сергеевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Роль природы в концепции романа Эмилии Бронте «Грозовой перевал

Полина Андреевна Лубнина, Кристина Денисовна Гришина (Литературный институт им. А.М.Горького)

Символика пейзажа в «Саломее» О.Уайльда.

Иванова Валерия Сергеевна, Орлова Василиса Владиславовна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Художественная школа и школа слова у прерафаэлитов

Казарян Луиза Казаросовна, Марголина Софья Семеновна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Метафизика природы в поэзии проклятых поэтов

Гареева Гульнара Равильевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Изображение природы в прозе Генриха Гейне

Мироненко Алла Андреевна (Литературный институт им. А.М.Горького))

Роль пейзажа в пьесе Юджина О’Нила «За горизонтом»

Громова Анастасия Александровна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Традиция изображения в персидской средневековой поэзии

Киченко Елизавета Николаевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Природа в поэзии Ф. Г. Лорки

Арутюнова Анна Сергеевна (РЭУ им. Плеханова)

Экофилософский и экзистенциально-гуманистический смысл стихотворения Б. Пастернака «Снег идет».

Вахрилина Александра Сергеевна (РЭУ им. Плеханова)

Проблемы человеческой глупости, жадности, тщеславия и их противопоставление ответственности, самоотверженности и борьбе за справедливость в масштабах Вселенной в научно-фантастическом романе Айзека Азимова «Сами Боги»

Сукора Ангелина Александровна (РЭУ им. Плеханова)

Философский смысл образов природы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Кожевникова Юлия Олеговна (РЭУ им. Плеханова)

Эффект бабочки» как проблема экофилософии (на примере рассказа Рея Брэдбери «И грянул гром»).

Тарасьева Анастасия Ивановна и Нечаев Алексей Алексеевич (РЭУ им. Плеханова)

Проблемы связи человека и природы в новеллах Эрнеста Хемингуэя

Савельева Юлия Александровна, Медетова Ильмира Адистуллаевна (Астраханский государственный архитектурно-строительный университет)

Человек и природа в отечественной литературе

Абелян Вячеслав и Князькова Галина (Литературный институт им. А.М.Горького)

Образ моря и леса в цикле романов «Тристан и Изольда»

Кто из нас не ощутил божественного слияния с окружающей природой и то уми­ротворяющее состояние, в которое погружается душа, словно растворяясь в окру­жающем мире?

Конечно, наиболее тонкое постижение духа природы свойственно нашим поэтам и писателям, которых отличает особая восприимчивость окружающего мира.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти проникновенные стихотворные сточки созданы Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1836 году («Не то, что мните вы, природа»...) . Подчёркивая, что не всякий человек способен проникнуться духом природы, поэт описывает то волшеб­ное действие, которое она производит на тонко чувствующих её людей: в их душу «входят» лучи, в груди «цветёт весна» , таинственный мир природы во всем вели­колепии и красоте раскрывается перед ними.

Природа была источником, питающим и творчество Сергея Александровича Есенина; пейзажные зарисовки его ранней лирики никого не могут оставить равно­душным. Красота Рязанщины, родины поэта, напитала его поэзию синью небес:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску...

(«Запели тёсаные дроги...»)

Поэт не мыслит себя без родной природы:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

(«Матушка в Купальницу по лесу ходила»)

Сергей Есенин находит удивительно точные поэтические слова для выражения того внутреннего перерождения, очищения, которое наступает в его душе при сопри­косновении с миром природы:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

(«Я пастух, мои палаты...»)

С трепетом и необыкновенной любовью поэт замечает каждое движение, проис­ходящее в мире природы:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

(«Закружилась листва золотая»)

И не устаёт объясняться ей в любви:

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол/.../

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

(«Я сегодня влюблён в этот вечер...»)

Не только поэты, но и прозаики с помощью художественного слова передают уди­вительно благотворное воздействие природы на душу человека. Так, например, в произведении Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об ужении рыбы» , напи­санном в 1847 году, писатель пишет, что только в деревне, не подмосковной, а в дальней «можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отно­шений!» И призывает «туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовест­ных мыслей, забот и попечений!» И утверждает, что именно там, на берегу рек и озёр, «улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолю­бивые мечты, разлетятся несбыточные надежды»! То есть уйдёт всё наносное, ненужное человеку, исчезнут мнимые ценности, придёт понимание истинной кра­соты, стремление к вечным идеалам любви, правды, абсолютной истинности нрав­ственных ценностей. С.Т. Аксаков убеждён, что благодаря природе человек может избавиться и от агрессивности в общении, примириться не только с окружающими людьми, но и с самим собой: «Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхож­дение к другим и даже к самому себе».


Более того, природа, пишет писатель, способна и укрепить в нас веру в собствен­ных силах, избавить от сковывающей неуверенности, от депрессивной усталости, наполнить нас живительной новой энергией: «Неприметно, мало-помалу, рассеет­ся это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши» .

Таким образом, человек, являясь частью нашей природы, не может, не соприка­саясь с ней, обрести счастья, здоровья, уверенности в себе и должен черпать свои силы как творческие, так и духовные, душевные и физические в соприкосновении с миром природы, не позволять себе надолго растворяться в шумном пространстве города и быть слишком долго изолированным от неё.

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве.

Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.

В СССР, а потом в России дискуссии о национализме стали возможны только в условиях начавшейся демократизации. Но именно тогда возникли массовые национальные движения, представители элит в союзных и автономных республиках выступили с обоснованием идей национализма. Полемика вокруг национальных проблем выходила далеко за пределы научного сообщества, она оказалась неотъемлемой частью всей политической жизни нашего общества.

В советской, а затем в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле - как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В социологии под национализмом имели в виду систему установок и политических идей об исключительности, превосходстве «своего» народа над другими, нетерпимости, нежелании смешиваться с другими народами (эксклюзивизм), а также действия, направленные на их дискриминацию.

Под влиянием национальных движений в союзных республиках, которые в начале перестройки способствовали падению тоталитарного режима, у российских политиков и ученых вырос интерес к мировому опыту оценки национализма. Еще в СССР начали переводиться работы Э. Геллнера, обсуждаться идеи Э. Кендури, Э Хобсбаума, Э. Смита, Б. Андерсена, Д. Холла. В западной литературе национализм трактовался как принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать.

Верность идеям этнического возрождения стала мобилизующей силой общественных движений, направленных на достижение собственной государственности 22 . Нация должна быть как можно более независимой, что требует достижения ею некоторого политического суверенитета 23 .

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации 24 .

Несоответствие деклараций национализма его реальной практике, которое реально имеет место, не избавляет от необходимости объективного анализа сути национализма. Поэтому ученые пытались найти такое определение понятия «национализм», с которым согласились бы и его противники, и его сторонники (последние воспринимали его позитивно). Приведенное выше понимание национализма отражает не оценку его, а именно суть.

В начале национальных движений в СССР признанию права народов самим решать свою судьбу, создавать государственность и определять меру независимости способствовала привычная для советской науки ленинская трактовка права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Это право, пусть и декларативное, было записано в Конституции СССР, а кроме того все прекрасно помнили ленинские высказывания о национализме больших и малых народов, о позитивной направленности национально-освободительных движений в процессе деколонизации. Все упиралось в одну проблему - отсутствие действенного механизма осуществления этого права.

Но вскоре обнаружилось несоответствие деклараций национализма реальной практике, что отмечалось и в западной литературе правда тогда оно не вызвало к себе особенно острого внимания. Впоследствии же неоднократные нарушения гражданских прав людей, не принадлежавших к титульной национальности, в получивших независимость государствах на постсоветском пространстве снова дали основание для употребления термина «национализм» (прежде всего в политической литературе) в оценочном (негативном) смысле. Несостоятельности его постулатов была, например, посвящена статья П.Е. Канделя «Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире» 25 . Политики в России не употребляли понятие «национализм» в нейтральном смысле. Задачей же ученых было проанализировать объективно его суть.

В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский (государственный) иэтнический- этнонационализм. Первый иногда называюттерриториальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма.

Этнический национализм (этнонационализм) может быть политическим или культурным. Основанный на понимании нации как этнической общности, политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему.

Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух непременных условиях: во-первых, если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной направленности против других культур, и во-вторых, если у него нет стремления возродить и распространять те архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

Обычно критике подвергается именно политический этнонационализм, который характеризуют как направленный на достижение преимуществ для одного народа во власти, идеологии, культуре. Этнонационализм доминирующих народов в крайних формах доходит до дискриминации по отношению к другим национальностям, узурпации государственных институтов и идеологии. Этнонационализм недоминирующих этнических групп в экстремальных формах преследует цели сепаратизма, устранения неравенства любыми путями и средствами.

Различая гражданский и этнический национализм, Э. Смит, на наш взгляд, верно отмечает, что это всего лишь два идеальных типа и что «каждый национализм содержит гражданские и этнические элементы в разной степени и разной форме» 26 . Характер национализма, его направленность зависят от источников, которые его порождают и питают.

Природа как источник красоты

(эстетическое воздействие на человека)

а/ Примерное вступление

Человек и природа… Это одна из «вечных» тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала статьчище. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной. (56 слов)


б/ Примерное рассуждение

Многие п оэты и писатели понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В произведениях талантливых авторов картины природы открываю нам восхитительный мир, волнуют своей неповторимостью, напоминают читателям: не губите красоту вокруг себя. (46 слов)

в/ Аргументация (примеры из литературы – развёрнутые, указываем точно авторов и названия произведений в кавычках!)

Обратимся к произведениям русской литературы . Одним из замечательных произведений, где показано эстетическое воздействие природы на человека, является стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Стихотворение открывается риторическим восклицанием, передающим радостное настроение лирического героя: «Мороз и солнце; день чудесный!» И, действительно, благодаря поэтическому таланту А.С.Пушкина, мы попадаем в мир зимней сказки, видим картину чудесного утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Поэт создаёт очень зримую картину природы. В этом ему помогаютцветовые эпитеты: «голубыми небесами», «янтарным блеском», глаголы со значением цвета: «чернеет» (лес), «зеленеет» (ель). Нам понятно состояние поэта, который любуется красотой зимнего утра, предает свое восхищениекартиной родной природы. (103 слова)

Приведу другой пример . В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть эпизод «Ночь в Отрадном». По дороге в рязанское имение сына главный герой князь Андрей Болконский останавливается на ночлег в имении Ростовых. Ночью он слышит разговор Наташи Ростовой и Сони. Наташу восхищает красота лунной весенней ночи, она высовывается из окна, смеется, будит Соню: «Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало» . Светлый, счастливый, поэтический мир любимой героини Л.Толстого, её умение видеть красоту природы, восхищаться ею передает автор в этой сцене.

Восторженное состояние героини передается и князю Андрею, вызывая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», заставляет другими глазами посмотреть на окружающий мир, на самого себя.Лунная весенняя ночь в Отрадном пробуждает в душе героя желание жить, радоваться, любить. (116 слов)

Возможные аргументы:

  1. Николай Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»
  2. Олеся в повести А.И.Куприна
  3. Стихотворение Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» В стихотворении Е.Баратынский встречает весну ликующим, радостным гимном. Поэт восторженно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и у поэта пробуждает порыв к идеалу, желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней… (И другие лирические стихи русских поэтов о природе)

Примерное заключение

Даже на примере двух этих произведений можно судить о том, что

жизнь природы оказывает огромное влияние на человека, меняет его внутренне, делает лучше. (23 слова)

Итог - 344 слова

Http://mmoruli.rusedu.net/post/7146/98428