По обучению грамоте в подготовительной группе. Занятие по обучению грамоте для подготовительной группы «Закрепление пройденного материала
Цели занятия:
Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.
Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.
Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.
Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.
Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.
Оборудование : дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.
1 Орг. Момент
2 Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня
Реченька спаси меня
(Гуси-лебеди)
Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Ра-ра-ра- начинается игра.
СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.
(Выбегает баба-яга под музыку)
Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.
(Убегает баба-яга)
Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)
3.Фонетическая зарядка
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Что мы произнесли? (Звуки)
Что такое звуки?(мы слышим, произносим)
Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».
(передаем яблоко называя слово)
…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.
Физминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
- Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку
Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.
Лимон-зеленая фишка
Рыба-синяя фишка
(Работа с карточками и фишками)
Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.
- Встречаем печку
Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?
Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.
Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.
Физминутка
Руки подняли
И покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули
Тихо встряхнули
Это деревья в лесу
Руки подняли плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже
Покажем, руки положим назад.
(Баба-яга выбегает под музыку)
- Отгадайте загадку
На опушке
На дорожке
Стоит дом
На курьих ножках
Звуковой анализ слова изба
Ск-ко звуков в слове? (4)
1 зв? (и) гласный
2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.
3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.
4 зв? (а)гласный
Сколько слогов в этом слове? Молодцы!
Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.
- Работа в тетради
Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.
Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,
угощайтесь
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Образовательные цели:
продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
Учить называть слова по заданной модели.
Развивающие цели:
развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);
развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
развивать умение называть слова на заданный звук.
Воспитательные цели:
воспитание навыка самостоятельной деятельности;
воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).
Ход занятия
I. Организационный этап.
II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
III. Основной этап.
Игра «Кто больше?»;
Игровое упражнение «Докончи слово»;
Игра «Малышки-коротышки»;
Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;
Словесная игра «Скажи правильно»;
Игра «Назови братца»;
Игра «Узнай звук»;
Словесная игра «Заблудился звук»;
Игра «Кто внимательный?»;
Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;
Игра «Исправь ошибку»;
Игра «Назови слова».
IV. Заключительный этап.
Ход занятия
(Дети входят в группу, здороваются с гостями)
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)
— Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?
(Звонит звонок, дети становятся в круг)
Воспитатель:
— Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).
— Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)
— Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.
(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)
— Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)
— Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).
— Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)
— Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)
— А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)
— Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).
— Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).
— А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
— Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)
— Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).
— Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).
— Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.
— А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.
— Умница, правильно все сделал.
— Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).
(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)
— Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).
(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).
— Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).
— Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).
Молодцы!!!
Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
— А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!
(Звонит звонок, занятие закончилось)
Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам работающим в школе будущих первоклассников. План составлен на основе книги «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н.В.Сентябрь
1. Буква Аа и звук (а).
Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. Развитие фонематических представлений, зрительного и звукового внимания, общей и тонкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр.26
2. Буква Уу и звук (у).
Формирование умения находить новую букву среди других букв. Чтение слияний Ау, уа. Развитие фонематических представлений, зрительного и звукового внимания, общей и тонкой моторик, координации речи с движением, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности. стр. 30
3. Закрепление знания букв А, У.
Чтение слияний ау, уа. Закрепление знания букв А, У и умение находить их среди других букв алфавита. Чтение слияний ау, уа. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. стр. 34
4. Буква Оо и звук (о).
Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр.36
Октябрь
5. Буква Ии и звук (и).
Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Совершенствование навыка чтения слияния гласных. Совершенствование фонематических представлений, воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука (и) , развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности. стр. 40
6. Ознакомление с буквой Т. Буква Т и звук (т)
Формировать умение находить букву Т среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр. 44
7. Закрепление пройденных букв.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять двусложные слова с пройденными буквами. Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой моторики, координация речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. стр.48
8. Буква Пп и звук (п).
Знакомство с буквой Пп и звуком(п) . Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления двусложных слов с ней. Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей, тонкой моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливым. Воспитания любви к природе. стр. 51
Ноябрь
9. Буква Нн и звук (н).
Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Формирование понятия о предложении.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Формирование сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.57
10. Буква Мм и звук (м).
Ознакомление с буквой М. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.
Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.62
11. Буква Кк и звук (к).
Знакомство с буквой К. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Формирование представления о предложении.
Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слухового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 69
12. Буква Бб и звуки (б) –(б’).
Знакомство со звуками (б), (б’), буквой Бб, формирование понятий о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.85
Декабрь
13. Буква Дд и звуки (д) –(д’).
Ознакомление со звуками (д), (д’), буквой Дд. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, грамотных навыков, координации речи с движением.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.93
14. Буква Вв и звуки (в) –(в’).
Ознакомление со звуками (в) –(в’) и буквой Вв. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. стр.117
15. Буква Хх и звуки (х) –(х’).
Ознакомление со звуками (х) –(х’) и буквой Хх. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Хх. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 127
16. Буква Ыы и звук (ы).
Ознакомление со звуком (ы) и буквой Ыы. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ы.
Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.133
Январь
17. Буква Сс и звуки (с) –(с’).
Ознакомление со звуками (с) –(с’) и буквой Сс. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Сс. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.138
18. Буква Зз и звуки (з) –(з’).
Ознакомление со звуками (з) –(з’) и буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 145
Февраль
19. Буква Шш и звук (ш).
Ознакомление со звуком (ш) и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.151
20. Буква Жж и звук (ж).
Ознакомление со звуком (ж) и буквой Жж. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений с новой буквой Жж. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.159
21. Буква Ээ и звук (э).
Ознакомление со звуком (э) и буквой Ээ. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ээ. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.170
22. Буква Йй и звук (й).
Ознакомление со звуком (й) и буквой Йй. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 175
Март
23. Буква Ее.
Ознакомление с буквой Ее. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ее. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.180
24. Буква Ёё.
Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза и анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.185
25. Буква Юю.
Ознакомление с буквой Юю. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.188
26. Буква Яя.
Ознакомление с буквой Яя. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Яя. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.192
Апрель
27. Буква Цц и звук (ц).
Ознакомление с буквой Цц и звуком (ц). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.200
28. Буква Чч и звук (ч).
Ознакомление с буквой Чч и звуком (ч). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.204
29. Буква Щщ и звук (щ).
Ознакомление с буквой Щщ и звуком (щ). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков (ш) – (щ), зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр.208
30. Буква Лл и звуки (л), (л’).
Ознакомление с буквой Лл и звуками (л), (л’). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 215
Май
31. Буква Рр и звуки (р), (р’).
Ознакомление с буквой Рр и звуками (р), (р’). Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 220
32. Буква Ь.
Ознакомление с буквой Ь. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений. Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 230
33. Буква Ъ.
Ознакомление с буквой Ъ. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематических представлений. Развитие общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 236
34. Закрепление пройденных букв.
Закрепление навыков чтения слогов, слов, предложений, текстов с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Формирование представлений о русском алфавите. Развитие фонематических процессов, мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости, подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. стр. 247
Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.
Задачи.
- Закрепить умение детей подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
- Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
- Учить правила написания предложения (графически).
- Совершенствовать умение детей читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
- Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Материал и оборудование.
Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству детей), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.
Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.
Предварительная работа:
- Д/игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
- Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
- Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.
Ход занятия. Методические приёмы.
Этическая зарядка
Игра «Улыбнись друг другу».
Воспитатель интересуется у детей: «Из чего состоят слова?» (ребята отвечают). Каждому ребёнку предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.
Сюрпризный момент «Мобильный звонок»
Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.
Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, воспитатель предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.
Воспитатель выясняет у детей, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (дети отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Воспитатель уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.
На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена детей. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.
Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.
Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает детям прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.
ло | е |
кет | пор |
то | па |
та | да |
Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).
Игра - путешествие.
Первая остановка – река. Воспитатель предлагает детям ребусы-картинки, разгадывая которые дети читают и называют всё то, что они могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.
Ребус "Колокольчик"
Ребус "Рыбак"
Ребус "Трава"
Ребус "Радуга"
Ребус "Школа"
Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)
Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.
Дети выясняют, что у речки удивительное название «Крошка». Воспитатель предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.
Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Детям предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.
Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, воспитатель предлагает детям написать письма друзьям и отправить их с сорокой.
Дети садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Написанные детьми письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока дети писали письма, неожиданно пошёл дождь.
Зрительная гимнастика «Капля».
Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.
Снова воспитатель обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно замок.
Ситуация-провокация.
На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в этот замок? Почему?
- Ребятам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
- Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями замка, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так у замка постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.
Сюрпризный момент.
Появляются Том и Тим. Благодарят детей за освобождение.
Ребята возвращаются в детский сад на самолёте.
Динамическая пауза «Самолёт».
Рефлексия
Воспитатель привлекает к себе всех детей.
- Обнимая, даёт положительную оценку каждому ребёнку, интересуется, что запомнилось на занятии?
- Где побывали?
- Какие испытания пришлось преодолеть?
- Где было труднее всего?
- Почему справились со всеми трудностями?
Воспитатель говорит детям, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.
План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с
(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).
Тема.Знакомство детей с предложением.
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.
Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.
Ход НОД:
I часть. Дети сидят полукругом.- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».
Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть.
А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза.
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей
. Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть.
Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.