Что такое гравюра в живописи. Гравюра


Многих современных ценителей искусства интересует вопрос о том, что такое гравюра, какие имеются техники и виды гравюр.

Гравюра - разновидность графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка. В результате получается картина, процесс создания которой не требует применения кистей либо полотен. Для получения гравюры нужно иметь доску с выбитым на ней изображением, краски и материал, на который планируется наносить оттиск.

Историческое прошлое

Первые гравюры появились на Востоке. Примерно в VI веке н. э. китайские мастера использовали технику гравирования для создания печатей, клейм и оттисков. Такой вид гравюры был лишен изящества и мало напоминал произведения искусства, создавались гравюры с чисто практическими целями. Оттиски делались на мягких породах деревьев. Гравирование на дереве получило название ксилографии.

Европейцам искусство гравировки стало известно лишь в конце XIV - начале XV века. Новая техника использовалась для изготовления игральных и географических карт, книг и документов. К примеру, в Германии распространились гравированные листки с оттисками Священного Писания и картинками, изображающими библейские сюжеты.

В России техника гравировки распространилась лишь во второй половине XV века. Тогда же появились первые граверы.

Техника гравировки

Изначально для изготовления гравюр использовались черные краски, с помощью которых нельзя было прорисовывать пятна, создавать светотень и применять иные художественные приемы. Такая ограниченность не позволяла использовать все преимущества гравирования и создавала массу проблем, решить которые удалось венецианцу Уго да Карпи. Изобретатель предложил использовать несколько досок с одинаковым рисунком, но с разными красками, на него нанесенными.

Новая техника получила название цветной ксилографии. Она позволяла использовать гравирование для создания художественных шедевров, но была трудоемкой, потому не нашла широкого применения. Лишь в конце XIX века появилась возможность использовать данный вид гравюры в широких масштабах.

Гравирование, или ксилография, вне зависимости от цвета, использованных красок, позволяло сделать множество одинаковых рисунков. Оригинальный оттиск использовался до тех пор, пока полностью не стиралась картинка, на нем выбитая.

В качестве доски для нанесения рисунка дерево использовалось недолго, уже в конце XV века, граверы научились делать резцовую , в частности, использовались медные доски. Медь позволяла самостоятельно определять длину и ширину линий, рисунок получался более глубоким, отпечаток - четким и насыщенным. Благодаря овладению техникой гравировки на металле художникам удавалось создавать достаточно сложные рисунки.

Развитие гравировочного искусства не могло остановиться на использовании всего лишь нескольких материалов. В начале XVII века граверами изобретается новая техника создания досок, с которых делался оттиск, получившая название «офорт». С этих пор на доску воздействовали не только механически, прижимая ее к материалу, на котором должен был проявиться оттиск, но и химически.

Новая техника исполнения позволила усовершенствовать граверное искусство, создавая не отдельно взятые образы, а портреты, натюрморты, сатирические рисунки. В особенности если для изготовления оттиска использовалась цветная гравюра. С некоторых пор превратить в гравюру можно было любое произведение искусства.

Разновидности гравюры

В зависимости от характера нанесения рисунка выделяют следующие виды данного искусства.

Выпуклые. Гравюра, выполненная в основном на дереве. Вплоть до конца XVIII века для изготовления таких гравюр использовались плоские отполированные доски продольного распила. Выбранная доска загрунтовывалась, поверх грунтовки с помощью пера наносился рисунок. Линии с обеих сторон отрезались, а дерево между ними выбивалось при помощи долота на глубину до пяти миллиметров. В результате получались выпуклости, на которые при помощи специального валика наносилась краска. Аналогичными качествами обладали:

  1. Рельефная гравюра. Позволяла сделать всего оттиск.
  2. Торцовая ксилография. Позволяла сделать до 1500 оттисков.
  3. Линография. Можно было изготовить до 500 оттисков.

Углубленные. Вид гравюры, получающийся механическим либо химическим способом. В заранее подготовленной пластине из меди, латуни, цинка или железа делается рисунок, состоящий из углубленных комбинаций линий и точек.

В полученные углубления при помощи валика наносится краска, сверху пластина покрывается мокрой бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Разновидностью углубленных гравюр являются:

  • резцовая гравюра;
  • офорт;
  • гравюра сухой иглой;
  • мягкий лак;
  • пунктирная гравюра;
  • акватинта;
  • меццо-тинто;
  • лавис.

Плоские. Вид гравюры, получающийся при использовании техники литографии. В качестве материала для изготовления данного вида гравюры используется особая порода известняка. Известняковая пластина сглаживается, полируется либо, наоборот, оттачивается до появления шероховатой поверхности.

На подготовленную пластину при помощи специального карандаша наносится литографская тушь. Готовый рисунок покрывается кислотой и гуммиарабиком. Подобное травление делает места, покрытые рисунком, восприимчивыми к краске. При этом свободное от рисунка пространство начинает отталкивать краску.

Готовая доска покрывается краской, после чего с нее можно делать любой оттиск.

Цветные. Техника получения цветных гравюр описана выше. На сегодняшний день цветной вид гравюры можно встретить повсеместно, хотя техника их изготовления практически не изменилась.

Гравюра как вид искусства была популярна в Советском Союзе. Гравирование использовалось для изготовления агитационных плакатов и листовок. Современные художники редко когда практикуют изготовления гравюр, поэтому техника эта вновь используется для изготовления печатной продукции.

Гравюра (gravure) — вид графического искусства. Гравюра представляет собой печатный оттиск для печати на бумаге или другой поверхности. Если говорить простыми словами, не особо углубляясь в сложные термины, то гравюра это металлическая доска или плоскость из другого материала, на которой художником вырезан определенный рисунок, и который можно затем перевести на бумагу, полотно или другой материал. Существует большое множество различных видов рельефных досок, с которых можно получить оттиск, способов их изготовления, а также разновидностей гравюры (Эстамп, Плоская гравюра, Выпуклая гравюра, Углубленная гравюра, Литография, Альграфия, Ксилография, Линогравюра, Офорт, Меццо-тинто, Акватинта и другие). В наше время такие гравюрные прессы можно создавать в промышленных условиях, но на заре своего появления и очень долгое время создавались они полностью вручную. Гравюрами увлекались и занимались всерьёз самые великие художники, которые только существовали в истории искусства. Стоит сказать, что гравёры , которые создают «доски» для печатной графики самостоятельно и вручную, существуют и до сих пор. Большая часть из них использует ручной способ производства с целью создать не просто какой-то штамп, а по-настоящему художественное произведение. Так же для этих целей используют не новые, а самые старинные способы создания гравюры, которыми владели и которые использовали такие известные гравёры прошлого, как , и другие.

Первое упоминание о гравюре относится к VI веку н.э. в Китае. Тогда это была техника создания печатей, клейм и оттисков больше не художественного, но прикладного значения, хотя нельзя сказать, что та древняя гравюра не отличалась особой красотой и изяществом. В Европе гравюра появилась в XV веке (первый оттиск с гравюры был сделан в Германии в 1423 году). Изначально доски с рельефным оттиском использовались для печатания игральных карт, затем книг, документов, географических карт, технических рисунков и так далее. Вскоре после того, как техника гравюры распространилась, стала известна и доступна, ей заинтересовались и художники. В России гравюра и первые гравёры появились в 1464 году.

ГРАВЮРА (французский gravure, от graver - вырезать), вид печатной графики, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которую нанесён рисунок посредством гравирования. Специфика гравюры - в её тиражности (т. е. возможности получать множество идентичных оттисков) и особой стилистике, обусловленной техникой обработки печатной формы. По назначению гравюра делится на станковую (эстамп), книжную и прикладную (экслибрис и др.). Различают гравюру авторскую и репродукционную (воспроизводящую произведения живописи или рисунки). Гравюра бывает цветная и чёрно-белая (тоновая), последняя иногда раскрашивается вручную акварелью. гравюры могут объединяться в папки, альбомы, иногда переплетаться (увраж).

Способы обработки печатной формы (клише), с которой производится оттиск, могут быть: механическими - с применением стальных инструментов (гладилка, гранильник, гратуар, гравировальная игла, качалка, матуар, пуансон, рулетка, стипль, шабер, штихель и др.) - резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла; химическими - с применением азотной кислоты - акватинта, лавис, литография, мягкий лак, резерваж. Механические и химические способы подготовки доски нередко сочетаются (офорт, карандашная манера, травленый штрих, пунктирная манера). По материалу печатной доски различаются: гравюры на металле (меди, цинке, стали, олове); гравюры на дереве (ксилография) - обрезная, или продольная (для неё применяются мягкие породы, например липа, груша), и торцовая (твёрдые сорта: берёза, бук, самшит, пальма); гравюры на линолеуме (линогравюра). С 20 века используются также картон, пластмасса, оргстекло.

При исполнении гравюры сначала грунтуется доска, на которую осуществляется перевод подготовительного рисунка с бумаги, затем происходит гравирование (посредством инструментов или травления) и, наконец, печатание. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской для печати, различают выпуклую (высокую), углублённую (глубокую) и плоскую гравюры. При изготовлении выпуклой гравюры краска на клише накатывается валиком, после чего к нему прессом (иногда валиком, косточкой) равномерно прижимается бумага, воспринимающая краску. В углублённой гравюре краска набивается тампонами в углубления, и доска с наложенной влажной бумагой прокатывается между валами офортного станка. При изготовлении плоской гравюры (литография) печатная форма смачивается водой, и накатываемая валиком краска попадает лишь на обработанные водоотталкивающим веществом участки - печатающие элементы, после чего под давлением изображение переносится на бумагу.

Исторический очерк . Гравюра впервые появилась в Китае в 6 веке нашей эры, её происхождение было вызвано потребностью в дешёвом тиражировании текстов и изображений. Развитие техники гравюры связано с художественными ремёслами (резьба по дереву, набойка, ювелирное, оружейное дело и тому подобное). История европейской гравюры тесно связана с историей книгопечатания, её распространению способствовало появление дешёвой бумаги в 14 веке. В Европе первые гравюры (религиозные, сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари, игральные и географические карты, листовки, индульгенции, иконные образы и др.) появились на рубеже 14 и 15 века в Германии и были выполнены в технике ксилографии. Около 1430 года возникли «блочные» ксилографированные книги, где изображение и текст вырезались на одной доске: так началось развитие многотиражной и иллюстративной ксилографии. Около 1461 года в Германии была напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюра на дереве (с тех пор иллюстрирование стало одной из главных сфер применения гравюры).

А. Дюрер. «Жена, облачённая в солнце». Ксилография из серии «Апокалипсис». 1498.

Художественные возможности ксилографии (выразительность линий и контурного рисунка) с наибольшей полнотой раскрыли мастера немецкого Возрождения: А. Дюрер и М. Вольгемут. К концу 15 века развилась книжная гравюра в Италии (основной центр - Венеция).

Цветная ксилография (кьяроскуро) впервые выполнена Л. Кранахом Старшим в Германии, но широкое распространение получила в Италии, где её в 1516 году запатентовал У. да Карпи. Итальянская кьяроскуро варьирует не разные цвета, а градации одного и того же тона, её выразительность основана не на линии, а на пятне и контрастах света и тени. Резцовая гравюра на металле возникла в 1440-х годах в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»); генетически она связана с ювелирным искусством. От ксилографии её отличают более тонкая линия, разнообразная штриховка, дающая возможность детальной моделировки. Выдающимся мастером этой техники в 15 веке был М. Шонгауэр. В Италии А. дель Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь впечатления рельефности и монументальности форм. А. Дюрер сочетал характерную для немецкой гравюры ювелирную точность штриха с итальянской пластичностью образов; тонкостью резьбы отличается серия ксилографий по рисункам Х. Хольбейна Младшего «Пляска смерти» (1538), гравированных Х. Лютцельбургером. Во Франции книги иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. В начале 16 века М. Раймонди (Италия) применил гравюру резцом для репродуцирования живописи; оригинальные резцовые гравюры создавали Лука Лейденский (Нидерланды) и Ж. Дюве (Франция).

В 17-18 веках значительно расширилась сфера применения гравюры: иллюстрировались географические, анатомические и ботанические атласы, книги; наряду с картиной гравюра становится средством украшения интерьера; дешевизна сделала её наиболее подходящей техникой для художественной публицистики (лубок времён Великой французской революции, сатирические серии У. Хогарта в Англии). Возросла потребность в репродукционной графике. Наряду с резцовой гравюрой (П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус во Фландрии; К. Меллан, Р. Нантёй во Франции) развиваются техники, упрощающие процесс гравирования: меццотинто и пунктир (Дж. Р. Смит и Ф. Бартолоцци в Англии); акватинта, лавис и карандашная манера (Ж. Б. Лепренс, Ж. Ш. Франсуа и Ж. Демарто во Франции). Оперирующие пятном и тональными отношениями, эти техники обладали высокими декоративными качествами и были хорошо приспособлены для воспроизведения живописи и рисунка. Резцовая гравюра и офорт выступают часто в сочетании (жанровые сцены Д. Ходовецкого - в Германии). Около 1780-х годов Т. Бьюиком путём усовершенствования ксилографии была создана торцовая гравюра, расширившая возможности гравюры на дереве благодаря введению тональных переходов. В 19 веке торцовая гравюра стала широко применяться для книжной иллюстрации (гравюры Доре во Франции, А. фон Менцель в Германии). В конце 18 века А. Зенефельдером (Германия) была изобретена техника литографии, которая в 19-20 веках получила широкое распространение как сравнительно дешёвая и простая.

В противоположность репродукционным техникам развивается офорт - одна из наиболее гибких техник гравюры, позволяющая фиксировать непосредственные впечатления и добиваться живописных эффектов. Впервые выполненный Д. Хопфером (Германия) в начале 16 века офорт быстро распространился (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии; У. Граф в Швейцарии; Ф. Пармиджанино в Италии). Гравюра занимала важное место в творчестве многих выдающихся живописцев и рисовальщиков 17-18 века, которые преодолевали механическую природу гравюры, придавая ей импровизационность и индивидуальность, сближая гравюру с рисунком. Ж. Калло обогатил офорт повторным травлением, благодаря которому усиливались разнообразие и мягкость переходов, соответствовавшие гротескному трагизму его жанровых сцен. Х. Сегерс, стремясь расширить цветовой диапазон офорта, экспериментировал с цветной печатью. Искусство офорта достигло вершины в творчестве Рембрандта, который динамикой штриха, светотеневой полифонией придаёт графике живописный характер. К офорту в 17 веке обращались К. Лоррен (Франция) («идеальные» пейзажи, напоённые светом и воздухом), фламандский живописец А. ван Дейк (психологические портреты аристократов), чешский художник В. Голлар («космически» беспредельные архитектурные пейзажи) и др. Высокого развития офорт достиг в Голландии (анималистические офорты П. Поттера, жанровые - А. ван Остаде, пейзажные - Х. Сегерса и Я. ван Рёйсдала). В 18 веке к офорту обращались живописцы (Ж. А. Ватто и Ж. О. Фрагонар во Франции). В этой технике А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези (Италия) создавали ведуты и каприччио (архитектурные фантазии). В циклах Ф. Гойи сочетание офорта с акватинтой создало новый уровень выразительных возможностей. Романтичная фантазия У. Блейка (Англия) нашла воплощение в выпуклой гравюре на меди, средневековые мотивы «плясок смерти» - в ксилографиях А. Ретеля (Германия). Художественные возможности литографии были осознаны и реализованы в творчестве французских романтиков Т. Жерико, Э. Делакруа и особенно О. Домье, выполнившего около 4 тысяч произведений в этой технике. Оригинальный офорт возродили живописцы, устремлениям к пленэру которых соответствовали возможности этой техники: Э. Дега, К. Коро, Ф. Милле (Франция); Я. Йонгкинд (Нидерланды). К нему обращались также Дж. Уистлер (США), Л. Коринт, М. Либерман (Германия), А. Цорн (Швеция).

В 17-19 веках развивается цветная ксилография в Японии, проникшая туда из Китая (где цветная гравюра известна с 16 века). С 17 века в Японии создаются эстампы школы укиё-э [жанрист Хисикава Моропобу, портретист Китагава Утамаро, в 19 веке - пейзажисты Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ (Андо) и др.]. Японская цветная гравюра оказала значительное влияние на западноевропейскую живопись и гравюру конца 19 - начала 20 века, её стилистика использовалась европейскими художниками: П. Гогеном во Франции, Ф. Валлоттоном в Швейцарии и др.

В конце 19 века техники репродукционной гравюры всё больше приближаются к фотомеханической репродукции и постепенно вытесняются ею. С 1890-х годов, утратив прикладное значение, возрождалась оригинальная (в том числе обрезная) ксилография, которая развивалась в рамках стиля модерн: станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Англии). На рубеже 19-20 века к гравюре обращаются как символисты (Дж. Энсор в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и реалисты (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Англии). Ксилография сыграла важную роль в сложении стилистики экспрессионизма (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде в Германии). Публицистическая страстность характерна для К. Кольвиц (Германия) и Ф. Мазереля (Бельгия), использование традиций народной гравюры - для Х. Г. Посада и художников «Мастерской народной графики» в Мексике. Выразительные возможности линии, штриха и силуэта в гравюры привлекали к ней П. Пикассо, А. Матисса, Ж. Руо (Франция), Дж. Моранди (Италия), Р. Кента (США).

В России гравюра на дереве распространилась с 16 века благодаря издательской деятельности И. Фёдорова, П. Мстиславца и др. С 17 века мастера Оружейной палаты создают гравюры на металле (С. Ф. Ушаков, А. Трухменский, Л. К. Бунин); параллельно развиваются лубок, конклюзия, печатаются «разрешительные грамоты». В 1-й половине 18 века мастера Гравировальной палаты Академии наук резцом гравируют аллегории, ведуты, баталии, портреты (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев, Г. Ф. Шмидт). Во 2-й половине 18 - начале 19 века преподаватели, выпускники гравировального класса петербургской Академии Художеств и её члены создают шедевры портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, И. В. и К. В. Ческие), резцовой и пунктирной гравюры (Г. И. Скородумов), применяют меццо-тинто (И. А. Селиванов) и лавис (Н. А. Львов, А. Н. Оленин). К офорту обращались архитекторы, скульпторы, живописцы (А. Г. Венецианов, О.А. Кипренский); в офорте создаются карикатуры (И. А. Иванов, И. И. Теребенёв). Гравюру очерком (линеарную) использовал Ф. П. Толстой. Архитектурные пейзажи литографировали А. Е. Мартынов, П. С. Иванов. В 19 веке преобладала репродукционная гравюра: торцовая на дереве с 1825 года (Е. Е. Бернардский, К. К. Клодт, Л. А. Серяков), резцовая на металле (Ф.И. Иордан, И. П. Пожалостин), офорт (И. С. Мосолов, В. В. Матэ). Оригинальный офорт возродили живописцы (И. Е. Репин, В. А. Серов, Т. Г. Шевченко, И. И. Шишкин), по инициативе гравёра Л. М. Жемчужникова и искусствоведа А. И. Сомова было учреждено Общество русских аквафортистов (1871-74). На рубеже 20 века начинается расцвет авторской ксилографии (В. Д. Фалилеев, А. П. Остроумова-Лебедева) и линогравюры (В. И. Козлинский, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова). Возрождается гравюра резцом (Д. И. Митрохин), традиции реалистической гравюры на дереве продолжает И. Н. Павлов, классицистической - П. А. Шиллинговский. В торцовой гравюре в 1910-1920-х годах работали Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и художники его школы - А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. И. Пиков и др., во 2-й половине 20 века - Д. С. Бисти, И. В. Голицын, Г. Ф. Захаров. Офорт 20 века представлен работами Е. С. Кругликовой, И. И. Нивинского, С. М. Никиреева, Б. Ф. Французова. Значительного развития достигла литография (Г. С. Верейский, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин). С середины 20 века распространилась серийная линогравюра, тяготеющая к экспрессивной обобщённости формы, - тоновая (А. А. Ушин) и цветная (В. Е. Попков, В. Г. Старов). Утратив к 20 веку репродукционное значение, гравюра сохраняет художественное благодаря богатству и разнообразию выразительных средств.

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895-1899. Т. 1-2; Delteil L. Le peintre graveur illustré. Р., 1906-1930. Vol. 1-30; Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.; П., 1923; Кристеллер П. История европейской гравюры. М.; Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры. М., 1941; Русская гравюра XVI-XIX вв. Л.; М., 1950; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М.; Л., 1951; Hillier J. Japanese masters of the colour print. L., 1954; Laran J. L’estampe. Р., 1959. Vol. 1-2; Ковтун Е. Ф. Что такое эстамп. Л., 1963; Японская гравюра. М., 1963; Bersier J. Е. La gravure. Р., 1963; Hind А. М. An introduction to а history of woodcut. Boston; L., 1963. Vol. 1-2; idem. А history of engraving and etching... N. Y., 1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410-1914. Р., 1966; Adhemar J. La gravure originale au XX siècle. Р., 1967; Журов А. П., Третьякова Е. М. Гравюра на дереве. М., 1977; Гравировальная палата Академии наук XVIII в. Сб. документов. Л., 1985; Турова В. В. Что такое гравюра. 3-е изд. М., 1986; Очерки по истории и теории гравюры: [В 14 кн.]. М., 1987; Флекелъ М. И. От М. Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX вв. М., 1987; Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988; Описание нескольких гравюр и литографий / Сост. Е. Н. Тевяшов. М., 2003; Вессели И. Э. О распознавании и собирании гравюр. М., 2003; Леман И. И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. М., 2004.

Гравюра - это техника создания и нанесения рисунка, результатом которой является эстамп или печатный оттиск на бумаге или ином материале. Гравюра является частью графического искусства, поскольку основными изобразительными средствами в создании оттисков являются штрихи и линии.

Что такое гравюра

Гравюра - это сложный термин, объединяющий печатные произведения, созданные в различных техниках печати. Оттиск гравюры делается с помощью печатной формы, которая называется доской. Доска может быть как из дерева, так и из других материалов, например, металла или воска. Рисунок на доске является зеркальным отражением эстампа и состоит из пробельных и печатающих элементов.

Примечание: если оттиск является черно-белым и выполнен на белой бумаге, то пробельные элементы на доске - те, что в оттиске получаются белыми, а на печатающие элементы доски наносится краска, которая и «рисует» оттиск.

Техника гравюры разделяется на высокую и глубокую печать. Если гравюра выполняется в технике высокой печати, то на «доске» печатающие элементы находятся выше пробельных, таким образом, чтобы только они касались бумаги. При выборе глубокой печати «доска» выглядит противоположно, то есть пробельные элементы располагаются выше, а печать оттиска основана на контролируемой толщине слоя краски.

Гравюры, выполненные техникой высокой печати, являются плоскими и гладкими, в то время как глубокая печать обеспечивает оттиски неравномерностью и рельефностью изображений.

Кто такой гравер

Гравюра - это вид искусства, требующий больше, чем изобразительный талант художника. Помимо создания рисунка, его идеи и композиции, гравюра требует прикладных умений в создании гравировальных форм и знаний техник работы с печатным станком. Из-за комплексной природы создания гравюры в сегодняшнем искусстве принято разделять значения понятия «гравер».

Общепринятое значение термина объясняет его как создателя гравюры, то есть печатной формы, рисунка на ней и напечатанных оттисков. В этом смысле автором идеи и композиции рисунка может быть как сам гравер, так и другой художник. В узком смысле слово «гравер» является профессиональным и относится к специалисту, владеющему несколькими техниками и приемами гравировки, работающему с различными материалами, такими как стекло, драгоценные металлы, дерево и др.

Виды гравюры

Гравюра - это комплексная техника создания предметов искусства. Существует несколько разделений гравюры на виды:

  • Техника выполнения эстампа различает гравюры высокой печати и гравюры глубокой печати.
  • В зависимости от материала «доски» или печатной формы различается ксилография (вид гравюры на дереве), линогравюра (на линолеуме), гравюра на металле, картоне, воске и др.
  • Способ нанесения рисунка на печатную форму называется техникой гравирования и подразделяется на химическое травление, гравирование резцом, офорт (травление металлической поверхности кислотами), акватинту, или травление с помощью смолы, медерит, или травление спиртом, сухую иглу и другие.
  • Вопросы авторства породили еще один вид - автогравюра, то есть созданная одним человеком - автором оригинальной идеи и композиции, который контролировал процесс ее создания от начала и до конца.

Знаменитые граверы

Самым знаменитым гравером в истории искусства является Альбрехт Дюрер, величайший художник Северного Ренессанса, который вывел гравюру, и ксилографию в частности, на новую ступень развития. Благодаря уникальным по своей детализации и сложности исполнения оттискам, таким как «Меланхолия», «Носорог», «Адам и Ева» и многие другие, Дюрер заслуженно был признан лучшим европейским мастером гравюры.

Лукас ван Лейден, современник Дюрера и широко известный датский художник, который также работал и в жанре гравюры, сумел практически самостоятельно изучить технику высокой печати. Лукас ван Лейден занимался ксилографией с раннего детства, его юношеские работы, такие как «Пилигримы» и «Магомет и монах Сергий» (14 лет), поражают зрелостью и высокой техникой исполнения.

Среди великих художников гравюрой увлекались Рембрандт, Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Уильям Блэйк и Иван Шишкин.

Плоская гравюра

Литография

Л итография (Lifhographie от лито... и...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом.

В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн» или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску, чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используются специально подготовленные пластины из цинка или алюминия

Литография изобретена в 1798 в Германии А Зенефельдером, им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. Достаточно легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен, что уже в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали литографские мастерские. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и так далее.

Среди первых литографов, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Крупнейшим мастером литографии стал французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века в технике литографии работало несколько крупных карикатуристов: Александр Лебедев, Петр Воклевский, Николай Степанов.

В России во второй половине 19 века новый вид искусства литографию прославили художники - Алексей Орловский, Орест Кипренский, Алексей Венецианов. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков - на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации литографии: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и другие. В 30-е года 20 века литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Офорт

В начале XVI века возникает вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников - офорт. Основное достоинство офорта для художника в его живописности и художественной выразительности.

Техника выполнения офорта отличается от гравюры на металле: металлическая доска (в XVI веке чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом или лаком, устойчивыми к воздействию кислоты, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту в металле протравливается рисунок. Офорт сложно перепутать с другими техниками, при прокатывании доски через офортный станок на оттиске остается вдавленный след.

Существуют разные офортные техники, помогающие художнику достигать разнообразных художественных задач.

Во Франции офортом занимался великолепный мастер первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия. Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлееом Сегерсом.

Первенствующим мастером офорта является Рембрандт, который достиг удивительных художественных высот, в совершенстве постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.

В конце XIX столетии новый расцвет офорта. Искусство офорта формируется в целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане). Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России...

Гравюра сухой иглой

Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой на металлической доске, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусенцах «барбах».

Акватинта

Изобретена во Франции в середине 18 века. Подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и к друг другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления покрывают жидким лаком.

Меццо-тинто

В этой технике гравюра была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом – «качалкой» - на доску наносится многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем, чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются светлыми.

Техники печатной графики

Выпуклая гравюра

Ксилография (гравюра на дереве)

Гравюра на дереве (Gravure sur bois (xylographie) - самый древний вид эстампа, где дерево использовалось как материал для выпуклой гравюры, в которой рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном. До конца 18-го века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножами, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

Торцовая, или поперечная ксилография. Доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцевой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцевая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон.

Чем тверже порода дерева (грушевое дерево или самшит) и однороднее ее структура тем тоньше получается изображение. Выполнение гравюры - занятие очень тонкое и кропотливое: штрихи наносятся с помощью гравировальной иглы затем углубления выдалбливаются долотом и стамеской разных размеров. Прежде художники редко сами исполняли свои гравюры, они делали подготовительный рисунок прямо на доске или снабжали им гравера, который приклеивал его на доску.

В западно-европейском искусстве XIX в. торцовая гравюра в отличие от продольной или обрезной использовалась преимущественно в книжной иллюстрации. Она исполняется штихелем на доске из самшита (или других твердых по род дерева) с перпендикулярными к ее поверхности волокнами (поперечный распил). Долгое время считалось, что техника торцовой гравюры была изобретена англичанином Т. Бьюиком однако в своих "Мемуарах" художник рассказывает, что это не так. Тем не менее именно он усовершенствовал эту технику и качество отпечатка. Первым значительным произведением торцовой гравюры являются гравюры к "Басням" Гея (1779).

В словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья». С историей возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии.

Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, с этого времени встречаются первые упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг.

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Сирены".

Первые же образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве» появились на рубеже XIV-XV веков и совпадают с первой датой в истории книгопечатания. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 гола ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.

Особняком стоит искусство восточной ксилографии. Если ранее она передавала лишь религиозные иероглифические тексты, то в XVII веке в Японии появляются иллюстрированные книги, а с 1660-х годов - гравюры светского содержания. В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии ), В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х годов - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э.

Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 - 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной гравюры - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

Линогравюра (гравюра на линолеуме)

Возникла на рубеже 19-20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же, как и в обрезной ксилографии. Краска накладывается валиком, печатается как гравюра на дереве.

Гравюра на картоне

Вид высокой печати. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Толщина картона должна быть не менее 2-х миллиметров.

Штрихи прорезаются иглой или ножом; тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона различными способами. Художественные возможности гравюры на картоне ограничены. При удачном выборе это техники (для определенных решений) получают мягкий, живописный оттиск. Штрих в гравюре на картоне рваный, нечеткий и неустойчивый, тираж гравюры не велик.

Углубленная гравюра.

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическим или химическим способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

Монотипия

Техника одного оттиска. Краски наносятся на идеальную гладкую поверхность печатной формы, не пропускающей воду (стекло, пластик и так далее), с последующим печатаньем на станке.

Шелкография (сериография, сквозная печать, трафаретная печать)

Трафарет как печатная форма первоначально изготовлялся очень просто, на гладкую ткань накладывался вырезанный из бумаги негативный рисунок, и получившийся в результате шаблон заливался сплошной краской, которая в местах не закрытых бумагой, походила сквозь матери и получалось изображение. При этом ткань, представлявшая собой как бы сито, способствовала равномерному распределению краски и получению ровного тона.

Сквозная печать таит в себе неисчерпаемые возможности, позволяя художнику-графику работать над формами не в «зеркальном» изображении, а в прямом: кистью, карандашом, и абсолютно не связывает творческий замысел художника техникой исполнения (заливка, мазок кистью, штрих, точка в любых комбинациях на одной форме).

Оттиск готовых изображений обычно имеет утолщенный слой краски, что дает особый визуальный эффект. Получения оттисков с пастообразным характером возможно только этой техникой, хотя она и требует сравнительно более продолжительной сушки.

В шелкографии печатная форма изготавливается ручным или механическим способами (можно совместить ручной и механический способы). В первом случае те участки изображения, которые должны оставаться белыми, как в старину, заклеиваются фигурными бумажными шаблонами или делают каким-либо иным способом, непроницаемым для краски. В другом случае на покрытое светочувствительным слоем шелковое сито проецируют позитив, в результате чего все пробельные участки изображения задубливаются. При промывании водой незадубленные места смываются и в результате получается, как в первом случае, печатная форма.