Шумерская культура. Художественное ремесло Шумера


Правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях (на глиняных табличках, на папирусе), а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению "из уст в уста". До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.

2. Рождение литературы.

В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.

Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.

Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.

В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.

Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.

Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.

3. Знания шумеров.

Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.


В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.

Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Скачать рефераты по истории , календарно-тематическое планирование, онлайн уроки истории 5 класс , бесплатные электронные издания , домашняя работа

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Среда обитания и особенности шумерской культуры

Всякая культура существует в пространстве и во времени. Первоначальным пространством культуры является место ее возникновения. Здесь находятся все отправные точки развития культуры, к которым относятся географическое положение, особенности рельефа и климата, наличие водных источников, состояние почв, полезные ископаемые, состав флоры и фауны. Из этих основ на протяжении веков и тысячелетий складывается форма данной культуры, то есть специфическое расположение и соотношение ее компонентов. Можно сказать, что каждый народ принимает форму той местности, в которой он длительное время живет.

Человеческое общество архаической древности может воспользоваться в своей деятельности только теми объектами, которые находятся в пределах видимости и легко доступны. Постоянное соприкосновение с одними и теми же предметами впоследствии определяет навыки обращения с ними, а через эти навыки - и эмоциональное отношение к этим предметам, и их ценностные свойства. Следовательно, через материально-предметные операции с первоэлементами ландшафта происходит оформление основных черт социальной психологии. В свою очередь, сформированная на основе операций с первоэлементами социальная психология становится основой этнокультурной картины мира. Ландшафтное пространство культуры является источником представлений о сакральном пространстве с его вертикальной и горизонтальной ориентацией. В этом сакральном пространстве размещается пантеон и устанавливаются законы мироздания. Значит, форма культуры неизбежно будет состоять как из параметров объективного географического пространства, так и из тех представлений о пространстве, которые появляются в процессе развития социальной психологии. Основные представления о форме культуры можно получить при изучении формальных особенностей памятников архитектуры, скульптуры и литературы.

Что касается существования культуры во времени, то здесь также можно выделить два вида отношений. Прежде всего, это время историческое (или внешнее). Любая культура возникает на определенном этапе социально-экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Она вписывается во все основные параметры этого этапа и, кроме того, несет в себе информацию о времени, предшествующем ее образованию. Стадиально-типологические черты, связанные с характером протекания основных культурных процессов, при совмещении с хронологической схемой могут дать довольно точную картину культурной эволюции. Однако наряду с историческим временем необходимо всякий раз учитывать время сакральное (или внутреннее), явленное в календаре и различных ритуалах. Это внутреннее время очень тесно связано с повторяющимися природно-космическими явлениями, как-то: смена дня и ночи, смена сезонов, сроки сева и созревания злаковых культур, время брачных отношений у животных, различные феномены звездного неба. Все эти явления не просто провоцируют человека на отношение к ним, но, являясь первичными в сравнении с его жизнью, требуют подражания и уподобления себе. Развиваясь в историческом времени, человек старается максимально закрепить свое существование в череде природных циклов, встроиться в их ритмы. Отсюда возникает содержание культуры, выводимое из основных особенностей религиозно-идеологического мироощущения.

Месопотамская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. На юге равнина обрывается соленым Персидским заливом, на севере переходит в пустыню. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой. На равнине все крупные предметы выглядят одинаково, они тянутся ровной линией по направлению к горизонту, напоминая массу людей, организованно движущихся к единой цели. Однообразие равнинного рельефа весьма способствует возникновению напряженных эмоциональных состояний, противостоящих образу окружающего пространства. По мнению этнопсихологов, народ, живущий на равнине, отличается большой сплоченностью и стремлением к единству, стойкостью, трудолюбием и терпением, но вместе с тем склонен к немотивированным депрессивным состояниям и выплескам агрессии.

В Месопотамии протекают две полноводные реки - Тигр и Евфрат. Они разливаются весной, в марте - апреле, когда в горах Армении начинается таяние снегов. При половодье реки несут много ила, служащего отличным удобрением для почвы. Но половодье губительно для человеческого коллектива: оно сносит жилища и истребляет людей. Кроме весеннего половодья людям часто приносит вред сезон дождей (ноябрь - февраль), во время которого дуют ветры с залива и разливаются каналы. В целях выживания нужно строить дома на высоких платформах. Летом в Месопотамии царит страшная жара и засуха: с конца июня по сентябрь не проливается ни одной капли дождя, а температура воздуха не падает ниже 30 градусов, причем тени нет нигде. Человек, постоянно живущий в ожидании угрозы со стороны таинственных внешних сил, стремится понять законы их действия, чтобы спасти от смерти себя и свою семью. Поэтому больше всего он сосредоточен не на вопросах самопознания, а на поиске постоянных основ внешнего бытия. Такие основы он видит в строгих движениях объектов звездного неба и именно туда, наверх, обращает все вопросы к миру.

В Нижней Месопотамии много глины и почти нет камня. Люди научились использовать глину не только для изготовления керамики, но и для письменности и для скульптуры. В культуре Месопотамии лепка превалирует над резьбой по твердому материалу, и этот факт немало говорит об особенностях мировосприятия ее обитателей. Для мастера-гончара и скульптора формы мира существуют как бы уже готовыми, их нужно только уметь извлечь из бесформенной массы. В процессе работы происходит проецирование идеальной модели (или трафарета), сложившейся в голове мастера, на исходный материал. В результате возникает иллюзия присутствия некоего зародыша (или сущности) данной формы в объективном мире. Такого рода ощущения вырабатывают пассивное отношение к действительности, стремление не навязывать ей собственные конструкции, а соответствовать мнимым идеальным прообразам сущего.

Нижняя Месопотамия небогата растительностью. Здесь практически нет хорошего строительного леса (за ним нужно идти на восток, в горы Загроса), зато много тростника, тамариска и финиковых пальм. Тростник растет по берегам заболоченных озер. Связки тростника нередко использовали в жилищах в качестве сиденья, из тростника строили и сами жилища, и загоны для скота. Тамариск хорошо переносит жару и засуху, поэтому он растет в этих местах в большом количестве. Из тамариска производили рукоятки для различных орудий труда, чаще всего для мотыг. Финиковая пальма была настоящим источником изобилия для владельцев пальмовых плантаций. Из ее плодов готовили несколько десятков блюд, включая лепешки, и кашу, и вкусное пиво. Из стволов и листьев пальмы изготовлялась различная домашняя утварь. И тростники, и тамариск, и финиковая пальма были в Месопотамии священными деревьями, их воспевали в заклинаниях, гимнах богам и литературных диалогах. Такой скудный набор растительности стимулировал изобретательность человеческого коллектива, искусство добиваться больших целей малыми средствами.

В Нижней Месопотамии почти нет полезных ископаемых. Серебро нужно было доставлять из Малой Азии, золото и сердолик - с полуострова Индостан, лазурит - из районов нынешнего Афганистана. Парадоксальным образом этот печальный факт сыграл весьма положительную роль в истории культуры: жители Месопотамии постоянно находились в контакте с соседними народами, не зная периодов культурной изоляции и не допуская развития ксенофобии. Культура Месопотамии во все века своего существования была восприимчива к чужим достижениям, и это давало ей постоянный стимул к совершенствованию.

Еще одна особенность здешнего ландшафта - обилие смертоносной фауны. В Месопотамии около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Неудивительно, что одной из характерных особенностей данной культуры является развитие травной и заговорной медицины. До нас дошло большое число заклинаний против змей и скорпионов, иногда сопровождаемых рецептами магических действий или траволечения. А в храмовом декоре змея - самый сильный оберег, которого должны были бояться все демоны и злые духи.

Основатели месопотамской культуры принадлежали к разным этносам и говорили на неродственных между собой языках, но имели единый хозяйственный уклад. Они занимались преимущественно оседлым скотоводством и ирригационным земледелием, а также рыболовством и охотой. Скотоводство сыграло в культуре Месопотамии выдающуюся роль, повлияв на образы государственной идеологии. Наибольшим почитанием отмечены здесь овца и корова. Из овечьей шерсти делали превосходную теплую одежду, которая считалась символом состоятельности. Неимущего называли «не имеющий шерсти» (ну-сики). По печени жертвенного ягненка пытались узнать судьбу государства. Более того, постоянным эпитетом царя был эпитет «праведный овечий пастух» (сипа-зид). Он возник из наблюдения за овечьим стадом, которое может организовываться лишь при умелом направлении со стороны пастуха. Не менее ценилась и корова, дававшая молоко и молочные продукты. На волах в Месопотамии пахали, производительной мощью быка восхищались. Не случайно божества этих мест носили на голове рогатую тиару - символ могущества, плодородия и постоянства жизни.

Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их эмоционального сплочения. Поэтому люди здесь научились жить организованно и при необходимости безропотно жертвовать собой. Каждый город возникал и развивался вблизи своего канала, что создало предпосылку для независимого политического развития. До конца III тысячелетия не удавалось сформировать общегосударственную идеологию, поскольку каждый город был отдельным государством со своей космогонией, календарем и особенностями пантеона. Объединение происходило только во время тяжелых бедствий или для решения важных политических задач, когда требовалось избрать военного вождя и представители различных городов собирались в культовом центре Двуречья - городе Ниппуре.

Сознание человека, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Все интеллектуальные усилия направлялись на учет имущества, на изыскание возможности приращения этого имущества, на совершенствование орудий труда и навыков работы с ними. Мир человеческих чувств того времени был куда богаче: человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий.

Все предметы и явления окружающего мира были или понятны, или непонятны человеку. Понятного можно не бояться, его необходимо учитывать, а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в сознание целиком, поскольку мозг не может правильно отреагировать на него. Согласно одному из принципов физиологии - принципу «шеррингтоновой воронки» - количество поступающих в мозг сигналов всегда превышает количество рефлекторных ответов на эти сигналы. Все непонятное посредством метафорических переносов превращается в образы мифологии. Этими образами и ассоциациями древний человек мыслил мир, не отдавая себе отчета в степени важности логических связей, не отличая причинную связь от ассоциативно-аналоговой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций нельзя отделить логические мотивировки мышления от магико-прагматических.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Символы шумерской культуры Под символами шумерской культуры мы в данном случае понимаем наиболее частотные образы, многократно использованные как шумерской традицией, так и преемниками шумеров - вавилонянами и ассирийцами. Не имея возможности подробно осветить в

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 1 Великорусская историческая среда обитания и национальный характер Древние римляне полагали, что начинать любое повествование нужно ab ovo – с яйца. Того самого, из которого вылупилась курица. Собственно говоря, этого правила придерживались не только римляне.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Особенности эллинистической культуры Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Среда обитания русского государя Первые политические вызовы были Василием III пережиты с разной степенью благополучности. Казань стала проблемой на востоке, Крым - на юге. Михаил Глинский не смог снабдить Россию очередной порцией земель Великого княжества Литовского,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

автора Константинова С В

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Среда обитания Мало кому из столичных городов мира так не повезло с климатической средой обитания, как Петербургу. Из крупнейших мегаполисов, население которых превышает один миллион человек, Петербург - самый северный. Он находится на 60-й параллели, расположен севернее

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Эта культура была речной. Основным занятием населения Шумер было ирригационное земледелие. Необходимо было объединить усилия для содержания в порядке сложной оросительной системы. Объединение населения Шумер впервые было осуществлено политическими средствами. Появление публичной власти привело к увеличению налогов. На этой почве участились восстания, в результате чего шумерское государство просуществовало недолго. Шумеры оказались под влиянием семитского города Аккад. Аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию. Значение аккадского периода в истории Шумер было настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Краткий расцвет Шумеро-Аккадского царства (II-I тыс. до н. э.) принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра - сикль. Вместе с установлением товарно-денежных отношений появилось долговое рабство и первые законы. Возникает суд. Государство было с централизованной властью, поля жрецов и царей обрабатывались рабами.

Основу экономики Шумера составляли земледелие и скотоводство. В Шумерах была развита металлургия, изготавливались бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н. э. вступили в железный век. В производстве посуды применялся гончарный круг. Успешно развиваются ткацкое, камнерезное, кузнечное ремесла. Между шумерскими городами и другими странами - Египтом, Ираном, Индией - развивается торговля. Шумеры изобрели свое письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. финикийцами, она составила основу письма почти всех современных алфавитов.

Шумер представлял собой систему городов-государств, во главе каждого стоял покровитель, приравненный к Богу. В системе религиозно-мифологических верований главным был миф об умирающем и воскресающем боге (таковым был бог Думузи). Шумеры одушевляли силы природы, за которыми стояло отдельное божество - неба (Ан), земли (Энлиль), воды (Энки). Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог».

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. Все сооружения сооружались не из камня, а из кирпича. В строительстве широко использовались арки и своды. Храмы воздвигались в честь богов, украшались рельефами. В Шумере сложился особый тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую башню, прямоугольную в основании. На верхней площадке зиккурата находилось «жилище бога». Большое развитие в Шумере получила скульптура. Как правило, она имела культовый, «посвятительский» характер: верующий ставил сделанную по его заказу статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. В аккадский период скульптура становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым большим шедевром этого времени является портретная голова из меди царя Саргона. Известным открытием в области шумерской литературы стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытал, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.


Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества. К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.

Ирригационное земледелие как основа цивилизации

Месопотамией (Междуречьем) греки назвали земли между реками Тигр и Евфрат, которые на территории современного Ирака текут почти параллельно друг другу. На юге Месопотамии народ, который назвали шумерами, создал первую цивилизацию в этом регионе. Она просуществовала до конца 3-го тыс. и стала базой для развития других цивилизаций региона, прежде всего для вавилонской культуры 2-го и 1-го тыс. до н. э.

Основой шумерской, как и всех других восточных цивилизаций, явилось ирригационное земледелие. Реки приносили с верховьем плодородный ил. Зерна, брошенные в ил, давали высокие урожаи. Но надо было научиться отводить избыток воды в период разлива и подавать воду в период засухи, т. е. орошать поля. Орошение полей называется ирригацией. По мере роста населения людям приходилось орошать дополнительные участки земли, создавая сложные ирригационные системы.

Ирригационное земледелие явилось основой для цивилизационного рывка. Одним из первых следствий развития ирригации стал рост численности населения, проживающего в одной местности. Теперь десятки родовых общин, т. е. несколько тысяч человек, жили вместе, образовав новое сообщество: крупную территориальную общину.

Для того чтобы поддерживать сложную систему ирригации и обеспечить мир и порядок в округе с большим количеством населения, потребовались специальные органы. Так возникло государство – институт власти и управления, который стоял над всеми родовыми общинами округи и выполнял две внутренние функции: хозяйственного управления и социально-политического управления (поддержание общественного порядка). Для управления требовались знания и опыт, поэтому из родовой знати, накопившей навыки управления в рамках рода, сформировалась категория людей, осуществлявших функции государственного управления на постоянной основе. Государственная власть распространялась на всю территорию округи, и эта территория была вполне определенной. Отсюда возникло и другое значение понятия государства – определенного территориального образования. Свою территорию надо было защищать, поэтому главной внешней функцией государства стала защита своей территории от внешней угрозы.

Появление в одном из поселений органов управления, чья власть распространялась на всю округу, превращала это поселение в центр округи. Центр стал выделяться среди других поселков размерами и архитектурой. Здесь строились наиболее крупные здания светского и религиозного характера, наиболее активно развивались ремесло и торговля. Так появились города.

В Шумере города с прилегающей сельской округой долгое время существовали самостоятельно как города-государства. В начале 3-го тыс. такие шумерские города-государства, как Ур, Урук, Лагаш, Киш, насчитывали до 10 тыс. жителей. К середине 3-го тыс. плотность населения возросла. Например, население города-государства Лагаш превышало 100 тыс. чел. Во второй половине 3-го тыс. ряд городов-государств был объединен правителем города Аккад Саргоном Древним в царство Шумера и Аккада. Однако объединение не было прочным. Более прочные крупные государства существовали в Месопотамии только во 2-м и 1-м тыс. (Старо-вавилонское царство, Ассирийская держава, Ново-вавилонское царство, Персидская держава).

Общественный строй

Как был устроен город-государство Шумера в 3-м тыс. Во главе стоял правитель (эн или энси, затем лугаль). Власть правителя была ограничена народным собранием и советом старейшин. Постепенно должность правителя из выборной становится наследственной, хотя долго сохранялись процедуры подтверждения народным собранием права сына занять пост отца. Формирование института наследственной власти было связано с тем, что правящая династия обладала монополией на опыт управления.

Важную роль в становлении наследственной власти играл процесс сакрализации личности правителя. Он стимулировался тем, что правитель совмещал светские и религиозные функции, поскольку религия у земледельцев тесно переплеталась с производственной магией. Главную роль играл культ плодородия, и правитель как главный распорядитель хозяйственных работ выполнял обряды, призванные обеспечить хороший урожай. В частности, он совершал обряд «священного брака», который проводился накануне посевных работ. Если главное божество города было женским началом, то в священный брак с ним вступал сам правитель, если мужским – то дочь или жена правителя. Это придавало семье правителя особый авторитет, ее считали более близкой и угодной богу, чем другие семьи. Обожествление живущих правителей для шумеров была нетипичным. Лишь в конце 3-м тыс. правители требовали считать себя живыми богами. Их так официально именовали, но из этого не следует, что люди верили в то, что ими правили живые боги.

Единство светской и религиозной власти закреплялось и тем обстоятельством, что вначале в общине был единый административный, хозяйственный и духовный центр – храм, дом бога. При храме существовало храмовое хозяйство. В нем создавались и хранились запасы зерна для страховки общины на случай неурожая. На храмовой земле выделялись участки для должностных лиц. Большинство из них совмещали административные и религиозные функции, поэтому их традиционно именуют жрецами.

Из храмовых запасов кормилась еще одна категория людей, выделившихся из общины – профессиональные ремесленники, которые сдавали в храм свою продукцию. Важную роль играли ткачи и гончары. Последние делали керамику на гончарном круге. Литейщики плавили медь, серебро и золото, заливая их затем в глиняные формы, умели делать бронзу, но ее было мало. Значительная часть продукции ремесленников и излишки зерна шли на продажу. Централизация торговли в руках храмовой администрации позволяла более выгодно закупать те товары, которых не было в самом Шумере, прежде всего металлы и дерево.

При храме формировалась и группа профессиональных воинов – зародыш постоянной армии, имевших на вооружении медные кинжалы и копья. Шумеры создали боевые колесницы для вождей, запрягая в них ослов.

Ирригационное земледелие, хотя и требовало проведения коллективных работ по созданию оросительной системы, в то же время позволяло сделать основной хозяйственной ячейкой общества патриархальную семью. Каждая семья работала на отведенном ей участке земли, и другие сородичи не имели права на результат труда этой семьи. Семейная собственность на произведенный продукт возникла потому, что каждая семья могла сама себя прокормить, и поэтому не было необходимости обобществлять и перераспределять этот продукт в рамках рода. Наличие частной собственности на произведенный продукт труда сочеталось с отсутствием полной частной собственности на землю. По представлениям шумеров земля принадлежала богу – покровителю общины, а люди лишь пользовались ей, принося за это жертвы. Так в религиозной форме сохранялась коллективная собственность на землю. Общинная земля могла передаваться в аренду за плату, но нет твердо установленных случаев продажи общинной земли в частную собственность.

Появление семейной собственности способствовало возникновению имущественного неравенства. В силу действия десятков житейских причин одни семьи становились более богатыми, а другие более бедными.

Однако более важным источником неравенства стала профессиональная дифференциация в обществе: богатство концентрировалось прежде всего в руках управленческой элиты. Экономической основой этого процесса явилось появление прибавочного продукта – избытка в продуктах питания. Чем больше избыток, тем больше были возможности у управленческой элиты присвоить его часть, создав себе те или иные привилегии. До определенной степени элита имела право на привилегии: управленческий труд был более квалифицированным и ответственным. Но постепенно имущество, полученное по заслугам, становилось источником дохода, несоразмерного заслугам.

Своим богатством выделялась семья правителя. Об этом свидетельствуют погребения середины 3-го тыс. в Уре. Здесь найдена гробница жрицы Пуаби, похороненной со свитой из 25 человек. В гробнице найдены прекрасные утварь и украшения из золота, серебра, изумрудов и лазурита. В том числе корона из золотых цветов и две арфы, украшенные скульптурными изображениями быка и коровы. Бородатый дикий бык – олицетворение урского бога Нанны (бога Луны), а дикая корова – олицетворение жены Нанны, богини Нингаль. Это позволяет думать, что Пуаби была жрицей, участницей обряда священного брака с богом Луны. Погребения со свитой – редкость и связаны с каким-то очень значительным событием.

Характер украшений показывает, что знать уже жила другой жизнью. Простые люди в это время довольствовались немногим. Одежда мужчин летом состояла из набедренной повязке, женщины носили юбки. Зимой к этому добавлялся шерстяной плащ. Пища была простой: ячменная лепешка, бобы, финики, рыба. Мясо ели по праздникам, связанным с принесением животных в жертву: люди не решались есть мясо, не поделившись с богами.

Социальное расслоение порождало конфликты. Наиболее серьезные проблемы возникали тогда, когда обедневшие общинники теряли свою землю и попадали в кабалу к богатым вследствие неспособности вернуть взятое в долг. В тех случаях, когда общине грозили крупные конфликты, обусловленные долговой кабалой, шумеры применяли обычай, который назывался «возвращение к матери»: правитель отменял все кабальные сделки, возвращал заложенные участки земли ее первоначальным владельцам, освобождал бедняков от долгового рабства.

Итак, в шумерском обществе были механизмы, которые защищали членов общины от потери свободы и средств к существованию. Однако в нем были и категории несвободных людей, рабов. Первым и основным источником рабства являлись межобщинные войны, т. е. рабами становились чужие для общины люди. Вначале в плен брали только женщин. Мужчин убивали, ибо их трудно было держать в повиновении (раб с мотыгой в руках мало, чем уступал войну с копьем). Женщины-рабыни работали в храмовом хозяйстве и рожали детей, становившихся работниками храмов. Это были несвободные люди, но их нельзя было продать, им доверяли оружие. От свободных они отличались тем, что не могли получить наделы общинной земли и стать полноправными членами общины. По мере роста численности населения стали брать в плен и мужчин. Они работали при храме и в семейных хозяйствах. Такие рабы продавались, но и они, как правило, не подвергались жесткой эксплуатации, поскольку она порождала опасность восстания и связанных с этим потерь. Рабство в Шумере носило преимущественно патриархальный характер, т. е. рабы рассматривались как младшие и неполноправные члены семьи.

Таковы были основные черты общественного строя шумерских городов-государств первой половины 3-го тыс.

Духовная культура

Письменность. Мы знаем о шумерах потому, что они изобрели письменность. Рост храмового хозяйства сделал важным учет земли, запасов зерна, скота и т. д. Эти потребности и стали причиной создания письменности. Шумеры начали делать записи на глиняных табличках, которые высыхали на солнце и становились очень прочными. Таблички дошли до наших дней в большом количестве. Они расшифрованы, хотя порой и весьма приблизительно.

Вначале письмо носило вид стилизованных рисунков-пиктограмм, обозначавших наиболее важные предметы и действия. Знак ноги означал «идти», «стоять», «приносить» и т. д. Такое письмо называют пиктографическим (рисунчатым) или идеографическим, поскольку знак передавал целую идею, образ. Затем появились знаки для обозначения корней слов, слогов и отдельных звуков. Поскольку знаки выдавливались на глине клиновидной палочкой из тростника, постольку шумерское письмо ученые назвали клиновидным или кунеформическим (кунеус – клин). Выдавливать знаки было легче, чем рисовать палочкой на глине. Потребовалось шесть веков, чтобы письмо из напоминательных знаков превратилось в систему передачи сложной информации. Это произошло около 2400 г. до н. э.

Религия. Шумеры перешли от анимизма к политеизму (многобожию): от одушевления и почитания явлений природы к вере в богов как высших существ, создателей мира и человека. Каждый город имел своего главного бога-покровителя. В Уруке верховным богом был Ан – бог неба. В Уре – Нанна, бог Луны. Шумеры стремились поместить своих богов на небе, полагая, что именно оттуда боги наблюдают за миром и управляют им. Небесный, или звездный (астральный), характер культа повышал авторитет божества. Постепенно сложился обшешумерский пантеон. Его основу составляли: Ан – бог неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог воды, Ки – богиня земли. Они представляли четыре главных, по мнению шумеров, элемента вселенной.

Богов шумеры представляли себе как антропоморфных существ. Богам посвящались специальные храмы, где жрецы ежедневно выполняли определенные обряды. Кроме храмов каждая семья имела глиняные фигурки богов и держала их в доме в специальных нишах.

Мифология и литература

Шумеры сочинили и записали много мифов.

Вначале мифы создавались в устной форме. Но с развитием письменности появились и письменные варианты мифов. Фрагменты сохранившихся записей относятся ко второй половине 3-го тыс.

Известен космогонический миф о создании мира, согласно которому первичной стихией мира являлся водный хаос или великий океан: «Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда». В недрах океана зародились бог неба Ан, изображаемый с рогатой тиарой на голове, и богиня земли Ки. От них пошли другие боги. Как видно из этого мифа, у шумеров не было представления о Боге-творце, создавшем землю и все живое на земле. Природа в форме водного хаоса существовала вечно, или по крайне мере, до возникновения богов.

Важную роль играли мифы, связанные с культом плодородия. До нас дошел миф о правителе по имени Думузи, который добился любви богини Инанны и тем обеспечил плодородие своей земли. Но затем Инанна попала в подземный мир и, чтобы выбраться из него, послала туда вместо себя Думузи. Шесть месяцев в году он сидел в подземелье. В эти месяцы земля становилась сухой от солнца и ничего не родила. А в день осеннего равноденствия наступал праздник нового года: Думузи выходил из подземелья и вступал в супружеские отношения с женой, и земля давала новый урожай. Каждый год в городах Шумера отмечали священный брак между Инанной и Думузи.

Этот миф дает представление об отношении шумеров к загробной жизни. Шумеры верили в то, что после смерти их души проваливаются в подземный мир, из которого нет выхода, и там много хуже, чем на земле. Поэтому земную жизнь они рассматривали как высшую награду, которую боги даровали людям в обмен на службу богам. Именно шумеры создали представление о подземной реке как границе подземного мира и о перевозчике, который перевозит туда души усопших. У шумеров были зачатки учения о воздаянии : чистую питьевую воду и покой в подземном мире получают войны, погибшие в бою, а также многодетные родители. Улучшить свою жизнь там можно было и правильным соблюдением похоронного обряда.

Важную роль в формировании мировоззрения шумеров играли героические или эпические мифы – сказания о героях . Наиболее известен миф о Гильгамеше, правителе Урука конца XXVII в. Сохранилось пять историй о его подвигах. Одним из них был поход в Ливан за кедровым деревом, в ходе которого Гильгамеш убивает хранителя кедров великана Хумбабу. Другие связаны с победами над чудовищным быком, исполинской птицей, волшебной змеей, общением с духом своего погибшего друга Энкиду, который рассказал о мрачной жизни в подземном мире. В следующий, вавилонский, период истории Месопотамии будет создан целый цикл мифов о Гильгамеше.

Всего в настоящее время известно более ста пятидесяти памятников шумерской литературы (многие сохранились лишь частично). В их числе помимо мифов, имеются гимны, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о социальных бедствиях, псалмы в честь царей. Широко представлены поучения, споры-диалоги, басни, анекдоты, пословицы.

Архитектура

Шумер называют цивилизацией глины, ибо в архитектуре в качестве главного материала использовали кирпичи из глины. Это имело печальные последствия. От шумерской цивилизации не дошло ни одного сохранившегося памятника архитектуры. Об архитектуре можно судить только по сохранившимся фрагментам фундаментов и нижних частей стен.

Важнейшей задачей было строительство храмов. Один из ранних храмов раскопан в шумерском городе Эреду и относится к концу 4-го тыс. Это прямоугольная постройка из кирпичей (глина с соломой), в торцах которой находились, с одной стороны, статуя божества, а с другой стороны, стол для жертвоприношений. Стены украшены выступающими лопатками (пилястрами), которые расчленяют поверхность. Храм поставлен на платформу из камня, поскольку местность была болотистой и фундамент проседал.

Шумерские храмы быстро разрушались, и тогда из кирпичей разрушенного храма делали платформу и ставили на нее новый храм. Так постепенно к середине 3-го тыс. сложился особый шумерский тип храма – ступенчатая башня (зиккурат ). Наиболее известным является зиккурат в Уре: храм высотой в 21 м стоял на трех платформах, украшенных изразцами и соединенных лестницами-пандусами (XXI в. до н. э.).

Скульптура в основном представлена небольшими фигурками из мягких пород камня, которые ставились в нишах храма. Статуй божеств сохранилось мало. Наиболее известная – голова богини Инанны. Из статуй правителей сохранилось несколько скульптурных портретов Гудеи – правителя города Лагаша. Сохранилось несколько настенных рельефов. Известен рельеф на стеле Нарам-Суэна, внука Саргона (около 2320 г. до н. э.), где царь изображен во главе войска. Фигура царя крупнее фигур воинов, над его головой сияют знаки Солнца и Луны.

Глиптика, резьба по камню – излюбленная форма прикладного искусства. Резьба делалась на печатках, сначала плоских, потом появились цилиндрические печати, которые прокатывались по глине и оставляли фризы (декоративные композиция в виде горизонтальной полосы).

На одной из печатей сохранился рельеф, изображающий царя Гильгамеша в виде могучего героя с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок.

О высоком уровне развития ювелирного дела свидетельствуют упоминавшиеся выше украшения Пуаби – арфа, корона из золотых цветов.

Живопись представлена в основном росписью по керамике. Дошедшие изображения позволяют судить о канонах. Человек изображался так: лицо и ноги в профиль, глаз в фас, туловище развернуто на 3/4. Фигуры укорочены. Глаза и уши изображены подчеркнуто крупными.

Наука. Хозяйственные потребности шумеров положили начало развитию математических, геометрических, астрономических знаний. Для проведения учета храмовых запасов шумеры создали две системы счета: десятеричную и шестидесятеричную. И обе дошли до наших дней. Шестидесятеричная сохранилась при исчислении времени: в 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд. Число 60 взяли потому, что оно легко делилось на многие другие числа. Было удобно делить на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, и 30. Потребности, связанные с прокладкой оросительных систем, измерениями площади полей, строительством зданий привели к созданию основ геометрии. В частности, шумеры использовали теорему Пифагора за 2-го тыс. лет до того, как ее сформулировали греки. Вероятно, именно они первыми разделили круг на 360 градусов. Вели наблюдения за небом, связывая положение светил с разливами рек. Выделяли различные планеты и созвездия. Особенно внимательно следили за теми светилами, которые были связаны с божествами. Шумеры ввели стандарты мер длины, веса, площади и объема, стоимости.

Право . Порядок мог существовать лишь в том случае, если есть известные всем законы, т. е. обязательные для исполнения нормы. Совокупность обязательных норм, охраняемых силой государства, принято назвать правом. Право возникает до появления государства и существует в виде обычаев – норм, сложившихся на основе традиции. Однако с появлением государства понятие «право» всегда связано с государственной властью, поскольку именно государство официально устанавливает и охраняет правовые нормы.

От III династии Ура до нас дошел, хотя и не полностью, самый древний из известных свод законов, составленный правителем Шульги, сыном Ур – Намму (XXI в. до н. э.). Законы защищали имущественные и личные права граждан: поля общинников от захватов, от затопления соседями по небрежности, от ленивого арендатора; предусматривали компенсацию хозяину за ущерб, причиненный его рабу; защищали право жены на денежную компенсацию в случае развода с мужем, право жениха на невесту после уплаты ее отцу брачного дара и др. Очевидно, что эти законы опирались на длительную правовую традицию, не дошедшую до нас. Правовая традиция шумеров имела религиозное обоснование: считалось, что именно боги создали набор правил, которым все должны следовать.

Наследие шумерской цивилизации

Около 2000 г. III династия Ура пала под ударами новой волны семитских племен. Семитский этнический элемент стал доминировать в Месопотамии. Шумерская цивилизация как бы исчезает, но на самом деле все основные элементы ее культуры продолжают жить в рамках Вавилонской цивилизации, получившей название по имени Вавилона – главного города Месопотамии во 2-м и 1-м тыс. до н. э.

Вавилоняне взяли у шумеров систему клинописного письма и долгое время использовали уже ставший мертвым шумерский язык как язык знаний, постепенно переводя на семитский (аккадский) язык шумерские научные, правовые, религиозные документы, а также памятники шумерской литературы. Именно шумерское наследство помогло самому известному царю Старо–вавилонского царства Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создать самый крупный свод законов Древнего мира, состоящих из 282 статей, детально регулирующих все основные стороны жизни вавилонского общества. Знаменитая Вавилонская башня, ставшая символом Ново-вавилонского царства, существовавшего в середине 1-ом тыс. до н. э., также являлась прямой наследницей ступенчатых шумерских зиккуратов.



Китай

Индия

Египет

В. до н.э. –среди шумерских городов возвышается Вавилон.

Около 3000 до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата, на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров.

Шумер

ХРОНОГРАФ

ок. 3000 до н. э. - в Шумере возникла письменность - клинопись .

24 в. до н. э. - основатель великой Аккадской державы (пала в 22 в. до н.э.) Саргон Древний объединил Шумер, простиравшейся от Сирии до Персидского залива.

1792-1750 до н. э. – годы правления Хаммурапи, строительствозиккурата Этеменанки, известного как Вавилонская башня.

2-я пол. 8-1-я пол. 7 вв. до н. э. – период наивысшего могущества Ассирии.

7 в. до н.э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце Ниневия крупнейшую из известных библиотек,

605-562 до н. э. – годы расцвета Вавилонии при царе Навуходоносоре II.

70-е годы 19 века - открытие Джорджом Смитом Эпоса о Гильгамеше.

Раннее Царство (ок. 3000-2800 до н. э) – появление письменности - иероглифы ; в начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса (травянистое растение) стали делать писчий материал.

Древнее Царство (2800-2250 до н. э.) – строительство пирамид.

Среднее Царство (2050-1700 до н. э.)

Новое Царство (ок. 1580 - ок. 1070) - строительство огромных храмовых комплексов.

Поздний период (ок. 1070 - 332 до н. э.)

сер. 3-го - 1-я пол. 2-го тыс. до н. э - Хараппская цивилизация - археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане.

ок. 1500 г. до н.э. – упадок Хараппской культуры; заселение долины Инда ариями.

10в. до н.э. – оформление «Ригведы»- древнейшего сборника вед.

20-е гг. 20 века - открытие Хараппской цивилизации.

Около 2500 г. до н.э. культура Луншан, одна из первых династий.

ок.1766-1027 гг. до н.э - первые известные образцы китайской письменности на гадательных костях, относящиеся ко времени династии Шан.

XI по VI в. до н. э. - «Книга песен» («Ши цзнн») - собрание произведений песенно-поэтического творчества китайцев.

Бассейн рек Евфрат и Тигр называют Месопотамией, что в переводе с греческого означает Междуречье или Двуречье. Эта природная область стала одним из крупнейших земледельческих и культурных очагов Древнего Востока. Первые поселения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелетии до н. э. В 4-3 тысячелетиях до нашей эры на территории Месопотамии начали формироваться древнейшие государства.

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.



В 1889 году американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 году археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты , служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.

Шумер - одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 - начале 2 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (главными политическими центрами были Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) - основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива, объединили Шумер. Главным центром стал город Аккад, чье название послужило именем новой державы. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев - племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц. На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) - царя-строителя, который возвел неподалеку от Лагаша грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность. В конце 3 тысячелетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

В XIX в. до н.э. среди шумерских городов возвышается Вавилон [шумер. Кадингирра («врата бога»), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon] - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата (к юго-западу от современного Багдада). Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (правил в 1792-50 до н. э.) превратил Вавилон в крупнейший политический, культурный и экономический центр не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня. В 1595 г. до н. э. в Вавилон вторглись хетты под предводительством Мурсили I, разграбившие и разорившие город. В начале 1-го тыс. до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя.

Последующий период истории Вавилона был связан с непрекращающейся борьбой с Ассирией. Город неоднократно разрушался и отстраивался заново. Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.).

Древнее государство в Северном Двуречье Ассирия (на территории современного Ирака) в 14-9 вв. до н. э. неоднократно подчиняла Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я пол. 8 – 1 -я пол. 7 вв. до н. э.

В 626 до н. э. Набопаласар, царь Вавилона разрушил столицу Ассирии, провозгласил отделение Вавилона от Ассирии и основал нововавилонскую династию. Вавилон усилился при его сыне, царе Вавилонии Навуходоносоре II (605-562 до н. э.), который вел многочисленные войны. За сорок лет своего правления он превратил город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены. С 539 г.до н.э. Вавилон практически перестал существовать как независимое государство. Он завоевывался то персами, то греками, то А. Македонским, то парфянами. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о величественном городе, спрятанном под холмами.

В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразившим те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Помимо этого, сохранилось описание греческого историка Геродота, побывавшего в Вавилоне во время своего путешествия, составленное между 470 и 460 до н. э., но в деталях «отец истории» не вполне точен, так как не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Интерес к Вавилону вспыхнул после того, как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. В 1765 году датский ученый К. Нибур отождествил Вавилон с арабской деревушкой Хилле. Начало систематическим раскопкам положила немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899). Она сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. До Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, немецкая экспедиция раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Музее Передней Азии в Берлине.

Одним из крупнейших и наиболее значительных достижений ранних цивилизаций было изобретениеписьменности. Древнейшая в мире система письма представляла собой иероглифы , которые первоначально носили рисуночный характер. В дальнейшем иероглифы превратились в символические знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, то есть обозначали сочетания двух или трех согласных звуков. Другой разновидностью иероглифов – идеограммами - обозначали отдельные слова и понятия.

Рисуночный характер иероглифическая письменность утратила на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э.. Около 3000 г. до н.э. в Шумере возникла клинопись. Этот термин ввел в начале XVIII века Кемпфер для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Названиеклинопись соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях шумерийских и первых вавилонских царей, носит все черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу - глине и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях. Клинопись - письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых 300 наиболее употребительны. В их числе более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано. Среди записей, датируемых 26 в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора - жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Одним из важных достижений ассирийской и вавилонской культур было создание библиотек. Крупнейшую из известных нам библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н.э.) в своем дворце Ниневии – археологи обнаружили около 25 тысяч глиняных табличек и фрагментов. Среди них: царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные памятники, научные тексты. Литература в целом была анонимна, имена авторов полулегендарные. Ассиро-вавилонская литература полностью заимствована из шумерских литературных сюжетов, изменены лишь имена героев и богов.

Самым древним и значительным памятникомшумерской литературы является Эпос о Гильгамеше («Сказание о Гильгамеше» - «О все видавшем»). История открытия эпоса в 70-х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита , сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию; стремясь доказать подлинность своей находки, Смит в 1873 году отправился на место раскопок в Ниневии и нашел новые фрагменты клинописных табличек. Дж. Смит умер в 1876 в разгар работы над клинописными текстами во время третьей поездки в Месопотамию, завещав в своих дневниках последующим поколениям исследователей продолжить начатое им изучение эпоса.

Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун. «Царский список» из Ниппура - перечень династий Двуречья - относит правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27–26 вв. до н. э.). Продолжительность правления Гильгамеша «Царский список» определяет в 126 лет.

Существует несколько версий эпоса: шумерская (III тыс. до н.э.), аккадская (конец III тыс. до н.э.), вавилонская. «Эпос о Гильгамеше» изложен на 12 глиняных таблицах. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеш меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую быстротечность жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие ему может принести вечная слава его имени.

Шумерские сказания о Гильгамеше являются частью древней традиции, тесно связанной с устным творчеством и имеющей параллели с сюжетами других народов. В эпосе содержится одна из древнейших версий о Всемирном потопе, известная по библейской книге Бытия. Интересно также пересечение с мотивом греческого мифа об Орфее.

Сведения о музыкальной культуре имеют самый общий характер. Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во все три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением:

  • Фольклор (от анг. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии;
  • Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ;
  • Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Соответственно музыка звучала во время культовых и дворцовых церемоний, на народных празднествах. Мы не имеем возможности восстановить ее. Лишь только отдельные рельефные изображения, а также описания в древних письменных памятниках позволяют делать определенные обобщения. Например, часто встречаемые изображения арфы дают возможность считать ее популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого инструмента, по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. По-видимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, которое считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: «В дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…»