§2. Техники высокой печати


Ксилография – гравюра на дереве, использующаяся для печати изображений и текстов. На отшлифованную поверхность наносится рисунок, после чего линии рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.

Ксилография возникает в Китае, и тесно связана с буддизмом, который поощряет распространение сутр. Самая старая из дошедших до нас китайских печатных работ датируется 684~705 годом.

Изображения на ткани ксилографическим способом делаются в Центральной Азии и в Византийской Империи, а в исламском Египте появляются примеры печати на бумаги, относящиеся к 1000 году.

В Европе печать на ткани распространяется раньше печати на бумаги, и является обычным явлением к 1300 г. Делать ксилографические оттиски на бумаге стали практически сразу, как бумага стала широко доступна около 1400 г.

Техника ксилографии была такой же, как и в Азии: на деревянной доске вырезали зеркально рельефное изображение или текст, затем на рельеф наносили краску, а печатник прижимал к этой доске лист бумаги, легко приглаживая ее щеточкой.

Библия бедняков

В Европе ксилографическим способом печатали изображения святых, тексты молитв, светские произведения, например календари, игральные карты.

Ксилографические книги стали массовой литературой для бедных, зачастую полуграмотных горожан. Поэтому они снабжались большим количеством иллюстраций, и по современным меркам были не книгами, а комиксами.

Типичный пример – "Библия бедняков", популярный пересказ Ветхого и Нового заветов с многочисленными иллюстрациями. Единственный пример книги той поры, не содержащей изображений – учебник латинской грамматики.

Для печати книг с изображениями, так называемых "блочных книг" использовали одну доску, на которой располагался и текст, и картинки. Гравюры прикладывали к бумажном листам, заполняя их. Чтобы листы книги не перепутались и не растерялись, их склеивали вместе.

Большинство ксилографических книг около 1480 г. были напечатаны только на одной стороне листа, - трудно было печатать на обеих сторонах, не испачкав первую сторону. Иногда отпечатанные листы склеивали пустыми сторонами, но это было неудобно. Технические условия печатания на обеих сторонах листа были созданы только изобретением печатного пресса.

Ксилографические книги к середине XV в. получили распространение во всей Западной Европе. Центрами их изготовления были Северная Германия и Голландия. В 1417 г. антверпенские ксилографы объединились в один цех с иллюминаторами и художниками-резчиками. Так возникает цех печатников.

Ксилографические "книги для бедных" не признавались образованными людьми и духовенством. В монастырские библиотеки и частные коллекции они не попадали, а переходили из рук в руки, пока не изнашивались. "Серьёзные" книги продолжали писать на пергаменте.

Фактически, в позднем средневековье существует два типа книгопроизводства – пергаментные манускрипты для религиозной и университетской литературы, и бумажная ксилография для малообразованного простого народа.

Однако в скором времени изобретение и совершенствование наборных шрифтов и печатного пресса вытесняет как манускрипты, так и ксилографию из книжного производства в Европе.

Тем не менее, сохраняется и развивается школа ксилографической печати художественных гравюр, и долгое время она является основным способом создавать иллюстрации к ранней печатной книге в Европе.

Или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

История [ | ]

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока . В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия .

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . В «Алмазной сутре » (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники: эстампажи и печать притиркой [ | ]

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж - технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) - это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов - чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями .

Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам .

Усматриваются сходство с эстампажем и в приёмах печати торцовой гравюры притиркой - единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов; о чём - далее .

Техника [ | ]

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра [ | ]

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра [ | ]

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV -XV веков . В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели , подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре .

Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы .

Мастера ксилографии [ | ]

  • Мастер E. S. (1420-е - около ) - немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер ( -) - немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден ( -) - голландский художник.
  • ( -) - французский график.
  • Томас Бьюик ( -) - английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч ( -) - немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс ( -) - английский гравёр
  • Холевиньский, Юзеф ( -) - польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ ( -) - русский художник, гравёр
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( -) - российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов ( -) - русский и советский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин ( -) - русский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский
  • Гиббингс, Роберт ( -) - ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель ( -) - бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер ( -) - нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов ( -) - русский советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин ( -) - русский советский график.

Многие знают, что такое рисунок, а что собой представляет гравюра, знают не все. Но и рисунок, и гравюра относятся к графике, выражением которой является линия и штрих. Однако различие все-таки существует. Гравер наносит изображение на твердую деревянную поверхность, создавая ксилографию. Значение слова, кстати, идет от греческих лексем: "ксилон" - "деревянная доска" - и grapho - "рисую". Затем делается оттиск на бумагу или другой материал. Об этом древнем виде искусства наша статья.

Древняя гравюрная техника

Так По определению, это способ высокой печати, выполняющаяся при помощи печатных досок, на которые путем резьбы нанесен рисунок. Ксилография - вид прикладного искусства, имеющий многообразие областей применения. В сравнении с фресками и мозаикой она считается молодым видом искусства.

Работа гравера и сам процесс создания ксилографии начинался с рисунка. Художник либо сам создавал гравюру на дереве - ксилографию, либо обращался к профессионалу. В основном преобладало разделение труда на протяжении почти четырех столетий: художник создавал рисунок, гравер воспроизводил его.

Предшественники ксилографии

Некоторые исследователи истории графического искусства считают, что косвенный предшественник ксилографии - это эстампаж, который представляет собой прямой оттиск рельефного изображения. Впервые он появился в колыбели человеческой цивилизации Месопотамии, в 3000 году до н. э. Круглые печати для вдавливания в глину явились доказательством создания эстампов. За этим последовал период трафаретов в Древнем Египте.

Эта практика печати изображений соотносится с временем появления бумаги в Китае, ориентировочно со II веком н. э. Как правило, это были плоские рельефы, оттиснутые на увлажненный лист писчего материала. Притиранием его специальными щеточками или простукиванием получали воспроизведение этого рельефа на бумаге. Далее шла обработка этого оттиснутого рельефа. Способом эстампа пользовались и после возникновения ксилографии.

Ксилография в странах Востока

По своему происхождению самая ранняя техника печатной графики - ксилография. Появилась она на Востоке. Исторические источники Китая дают информацию о том, что печать при помощи деревянных дощечек производилась в стране с VI века. Однако самая ранняя из археологических находок - гравюра, дошедшая до наших дней, - датируется 868 годом. На ней изображен Будда в окружении святых. В Корее были найдены отпечатки текста, оттиснутые в VIII веке.

Буддизм приобрел всеобъемлющее значение в культурной жизни Японии. Так, в 741 году правителем государства было приказано построить в каждой провинции буддийский храм. К тому времени были созданы храмовые ансамбли в городе Нара. В одном из них, в храме Хорюдзи, до наших дней сохранились древнейшие образцы ксилографии (это и печатный текст в том числе). Первой, достаточно достоверной датой в истории японского книгопечатания является 770 год. В этом году было изготовлено миллион маленьких пагод высотой 13,5 см, для того чтобы вложить в каждую из них печатные буддийские заклинания и пожаловать их храмам. Это непрошитые отдельные страницы в виде двух досок с завязками.

Ксилография в арабских странах и Западной Европе

Гравюры с деревянных дощечек появились в арабских странах как результат проникновения их из стран Дальнего Востока. При помощи ксилографии в Египте издавались книги на арабском языке, относящиеся к периоду между X и XIV веками. Также в Египте использовались так называемые набойки для печати узоров на тканях, и это также ксилография.

Быстрое распространение гравюры на дереве в Западной Европе относится к XV веку. Она была похожа на технику, по которой изготовлялись доски для набойки. Образцы таких дощечек сохранились в виде работ с орнаментами и сюжетными композициями итальянской работы. Фрагмент печатной формы, вырезанной во Франции, изображает распятие, датирована работа 1397 годом.

Эпоха Раннего Возрождения придает ксилографии несколько иное значение. Гравюра не имеет декоративно-прикладного значения, а развивается как самостоятельный вид искусства. Круг гравюр расширяется от отдельных листов до карт и календарей массового потребления. В 1461 году выходит первая книга в Германии с гравюрами на дереве.

Древние принты из Японии

Вопрос о том, является книгопечатание в Японии заимствованным или самостоятельным явлением, решается по-разному до настоящего времени. Ряд ученых считают, что такое искусство, как ксилография, в Японии развивалось из производства набивных тканей, другие же утверждают, что оно пришло в Японию из Китая. Однако древнейший памятник ксилографии (дарани) обнаружен в Японии, а не в Китае.

Японские граверы в своих работах изображали различные сцены бытовой жизни и динамичные позы из репертуара актеров. Такие принты участвовали в выставках и печатных изданиях Кабуки. К началу XIX века широкую популярность в Японии получила цветная ксилография. Выполнялась она из нескольких досок, окрашенных в разные цвета. Когда Япония открыла свои торговые пути в Европу в 1868 году, известные художники, такие как Тулуз-Лотрек, Дега, Уистлер и Ван Гог, стали известными коллекционерами этих принтов и часто привносили аспекты стиля ксилографии в свои собственные произведения искусства.

Этапы работы гравера

Технические приемы выполнения ксилографии с момента ее возникновения усложнились, но основа выполнения ее осталась прежней. Этапы работы над ксилографией выглядят следующим образом. Основные инструменты гравера - нож, стамески различной ширины и долото, при помощи которых он создает рисунок на доске. Деревянная доска, на которой "выбивается" рисунок, - это спил дерева с мягкой древесиной (груша или бук). Доску перед работой грунтуют. На подготовленной к работе доске выбивается вышеуказанными инструментами рисунок в зеркальном изображении.

Следующим этапом работы будет накатывание валиком на рисунок специальной типографской краски. На поверхность доски накладывается лист бумаги или материала, на котором должен отпечататься рисунок. Оттиск может делаться как вручную при помощи рычажного пресса, так и при помощи электрического пресса-станка. Рисунок переходит на материал. Гравюра выполнена.

Такой же техникой печатались тексты и иллюстрации до изобретения книгопечатания. Мастера умели в контрастных черно-белых линиях своих гравюр передать разнообразие эмоциональных оттенков. Это отчетливо видно в "Пляске смерти" Г. Гольбейна и мощном "Апокалипсисе" А. Дюрера.

Почему гравюра, а не рисунок?

Понимая, насколько непрост способ изготовления ксилографии, задаешь себе вопрос: для чего художнику выполнять сложную и трудоемкую работу, а не рисунок на бумаге? Рисунок уникален. Сколько бы ни было с этого рисунка копий, они остаются репродукциями. А это не искусство. В репродукции нет неуловимого присутствия автора. В ней другой автор, передающий в копии свою энергетику, свои цвета. То есть это всего лишь напоминание об оригинале.

Главное качество ксилографии - это возможность тиражировать рисунок. С помощью подготовленного трафарета на одной доске, выполненного автором, можно получить оттиски в необходимом количестве. Всё это будет авторской работой, под которой ее создатель может поставить свою подпись.

Ксилография в России

К первым представителям этого вида графики можно отнести граверов середины XIX века Е. Бернадского и В. Матэ. Последний был великим мастером и выдающимся педагогом. Из его класса гравюры в училище Штиглица вышли большие мастера: А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, В. Масютин, П. Шилинговский. Эти мастера сформировали школу советской ксилографии, продолжая работать со старыми темами графики: пейзажем, портретом, книжной иллюстрацией. А. П. Остроумова-Лебедева стояла у истоков авторской ксилографии.

Центральной фигурой ксилографии после 1920 года стал В. Фаворский. Это художник широкого диапазона. В одном человеке сочетались гравер, монументалист, оформитель. Но, по мнению самого Фаворского, он более себя раскрыл в такой области, как книжная ксилография. Его школа в советской ксилографии занимала лидирующее место, а многие из его учеников стали крупными художниками (Д. Константинов, А. Гончаров, М. Пиков).

Выставка гравюры в Москве

В Государственной Третьяковской галерее в ноябре 2015 года проходила выставка "Материалы и техники гравюры. Ксилография". На ней были представлены, хранившиеся в запасниках гравюры. Среди них около 200 оригинальных работ и гравюр, а также более десятка графических альбомов. Отображение таймфрейма охватывает период с начала XVII до 1930-х годов. При создании экспозиции учитывались хронологический принцип и стремление, насколько это возможно, поддержания целостности полученных коллекций. Посетители могли познакомиться с материалами, рассказывающими о технике ксилографии. Экспонаты выставки являлись образцами всех видов и форм ксилографии, начиная с лубочной картинки и заканчивая линогравюрами.

Одним из экспонатов выставки была грушевая рамка, выдержавшая 87 тысяч отпечатков. Это с неё печатаны были листы напрестольного Евангелия начала XVII века. До внедрения фототехнологий ксилография была востребована как имитирующая рисунок карандашом и живопись. Живописные картины граверы выполняли зеркально, чтобы была сохранена достоверность полотна.

На выставке были продемонстрированы различные эпохи в искусстве ксилографии. Это японская, европейская и русская графики. Были представлены доски и принты. Выставка познакомила с работами современных авторов, их гравюрами, а также различными жанрами ксилографии.

Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Ксилография - самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI-VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе - в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры - спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают - именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг - при печати оно будет белым, а рисунок - черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии - дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях - в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами - точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro - светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень - с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева , И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Гравюра режется на крепком и упругом дереве, причем здесь в отличие от гравюры на металле, выбираются будущие светлые места, а будущие темные места оттиска (это высокая печать).

Самый лучший материал для досок – пальма, затем самшит кавказский, используется так же бук и груша. Гравюры, не предназначены для многочисленного тиражирования, можно делать и на других, более мягких породах дерева, например на березе.

Доски для гравюр готовят следующим образом. От бревна отпиливают кружки примерно 3см. в течение 2-х недель их просушивают в комнатных условиях. Затем из каждого кружка вырезают по прямоугольнику, которые снова сушат. Лицевую сторону прямоугольника шлифуют шкурками и полируют пемзой.

Режут гравюру на дереве обычными резцами (стамесками) которые называются штихелями. Они получают различные сечения в зависимости от назначения. От их назначения и называют их по – разному: грабштилем, тонштилем, болштилем, и т. д. Самые большие белые места вынимаются стамесками. Эти инструменты можно изготавливать и самостоятельно, используя для этого надфили или некоторые стоматологические и хирургические инструменты.

Чтобы вырезанный рисунок был хорошо виден, доску слегка тонируют тушью. Можно тонировать и типографической краской, разбавленную бензином. Затем доску протирают воском и до блеска полируют суконкой. Рисунок, подлежащий переводу на доску, делают на бумаге иле кальке мягким карандашом, прикладывают лицом к доске и притирают, карандаш переходит на вощеное дерево.

Подготовленная для гравирования доска обязательно кладется на подушку, сшитую из кожи или из прочной парусины и набитую сухим песком. Она служит для того, чтобы во время работы доску можно было свободно поворачивать и класть с любым наклоном, отдельным в каждом отдельном случае.

Сидеть при работе надо прямо, не сгибаясь, руки держать на весу. Процесс гравирования требует выдержки и терпения, спешить тут никак нельзя.

Литография.

Литография – от греческого: Litos – камень и графо – пишу. Это вид графического искусства, когда изображение исполняется на особом отполированном камне и затем с него печатается на специальном станке. Если рисунок на камне исполняет сам автор – художник, то такое изображение называется автолитографией. Печатанье производится не с выпуклой или рубленой формы, а с совершенно гладкой плоскости и является результатом физико-химических процессов, происходящим между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. На поверхности печатной формы получаются две среды, обладающие разными свойствами: одна (образующая рисунок) принимает на себя краску, а другая (образующая пробели между элементами изображения) не принимает ее.

Это происходит потому, что литографский камень состоит в основном из углекислого кальция, обладающего способностью с одной стороны, легко принимать на себя жиры, а с другой – под действием азотной кислоты становится совершенно невосприимчивым к ним.

На плоский камень наносят специальным литографским карандашом рисунок, после чего камень обрабатывают кислотой и, слегка увлажнив его, наносят краску. Краска пристает только в тех местах, где рисунок, а с чистого камня скатывается и он остается чистым. Литографский карандаш или тушь представляют собой смесь сала, мыла, воска, некоторых смол и пигмента.

Литография как способ печати была изобретена в конце Х\/111 века в Германии печатником А.Зенефельдом. В начале Х1Х века получила распространение сначала только как черно-белая. Чтобы получать цветное изображение, оттиски в то время раскрашивали акварелью от руки. В середине Х1Х века появилась цветная литография, в которой изображение печаталось с нескольких камней, по числу применяемых красок. Как самостоятельный вид подлинного графического искусства цветная литография зародилась только в конце Х1Х века.

Этим видом графического искусства можно заниматься, имея лишь специальное оборудование и мастерскую.