Откуда взялся дед мороз рассказ для детей. История Деда Мороза – его появление и развитие


Для самых маленьких Дедушка Мороз – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!

Родина Дед Мороза - Турция?

Даже Турция официально претендует на статус родины Деда Мороза!

Подарки доставались послушным и прилежным детям, а остальных Дедушка «поучал» палкой, которая со временем превратилась в волшебный посох. Самых непослушных Дед Мороз пугал страшными сказками. Но со временем характер самого главного персонажа праздника изменился в лучшую сторону. Подарки теперь получают все.

Великий Устюг стал официальной резиденцией Дедушки. Да и помощников у Дедушки прибавилось. А Снегурочка стала его постоянной спутницей и внучкой.

Снегурочка. Дочка или внучка?

Загадочный образ Снегурочки появился только в России. В других странах женского персонажа нет рядом с главным новогодним героем. По данным русского фольклора, Снегурочкой стала девочка, вылепленная из снега.

В 1873 году А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны. Прекрасная бледная светловолосая девушка одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой ( , меховая шапка, рукавички). В пьесе Снегурочка погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

Равноправное значение образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок Снегурочка становится внучкой Деда Мороза, обязательной помощницей в общении с детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. С тех пор взрослые и дети зовут Снегурочку, если вдруг ее нет рядом с Дедушкой.

В каждой стране есть свой новогодний дедушка!

У нашего Деда Мороза очень много родственников, которые помогают ему сделать незабываемым по всему миру:
Австралия, США - Санта Клаус.
Австрия - Сильвестр.
Англия - Батюшка Рождество.
Бельгия, Польша - Святой Николай.
Греция, Кипр - Святой Василий.
Дания - Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас.
Италия - Бабо Наттале.
Испания - Папа Ноэль.
Казахстан - Аяз-ата.
Камбоджа - Дед Жар.
Карелия - Паккайнен.
Китай - Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь.
Колумбия - Папа Паскуаль.
Монголия - Увлин Увгун.
Нидерланды - Сандерклаас.
Норвегия - Ниссе (маленькие домовые).
Румыния - Мош Джерилэ.
Узбекистан - Корбобо.
Финляндия - Йоулупукки.
Франция - Дед Январь, Пер Ноэль.
Чехия - Дед Микулаш.
Швеция - Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен).
Япония - Одзи-сан.

ТЫ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ САНТА-ХРЯКУСА.
- Зачем? Ради мира, доброй воли и звона волшебных бубенцов? Да всем наплевать! Он просто старый толстый клоун, который заставляет людей веселиться в страшдество! И я пережила все это ради какого-то старика, который лазает по детским спаленкам?
- НЕТ. РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОЛНЦЕ ВСТАЛО.
Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Dead Мороз

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.

Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть - потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

* * *

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

Исторический облик Деда Мроза.
Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег).
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Посох - хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день;-) Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.

Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе - Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года - серединой зимы - январем. Холоден и студен первый месяц года - царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую - заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза - в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят - из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где “и летом студено”.

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз - скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница - внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Дед Мороз и РПЦ
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.
Мифологический образ
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.
Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун ( Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния - 21 декабря. ), Позвизд( Позвизд — согласно источникам конца XVII века славянский бог ветра, хорошей и плохой погоды. Брат Догоды . ), Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Коляда — празднество зимнего солнцестояния (21-25 декабря), солнцеворот .

Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика — Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в «Слове о полку Игореве») растет, и солнце крепнет.
Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) — солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь -Велес, корова — Макошь, козел — веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь — солнце, лебедь — Лада, утка- Рожаница (прародительница мира), петух — символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

Масленица - это праздник , посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны.

Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны 23 марта - до XVв. Поскольку этим праздником провожали зиму и встречали новое лето, отсюда и Летоисичисление, и Новолетие. То есть Масленницей встречали фактический новый год, приходом нового лета. А Колядой встречали рождение нового солнца.
У Северных народов до сихпор празднуется встреча нового солнца, праздник Хейро.
Хэйро - праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Продолжительность полярной ночи на широте Дудинки составляет полтора месяца. Она заканчивается в середине января, когда диск солнца появляется над горизонтом. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия, благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило северные народы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.

А у славян Хорс, созвучно, не правда ли?

Кто такой Дед Мороз - этим вопросом задаются не только дети, но и взрослые, ведь не каждый знает, где живет этот новогодний персонаж, кто помогает ему справляться с таким объемом работы и как правильно написать письмо, чтобы получить заветный подарок к празднику.

Воспоминания детства греют душу человека на протяжении жизненного пути, в таких рассказах черпаются силы для преодоления взрослых трудностей. Самые яркие - волшебные события, которые детский разум не может понять, но искренне радостно их воспринимает. Кто такой Дед Мороз, объясняют малюткам дети чуть постарше, он приносит подарки и массу позитивных эмоций. Искренняя вера в чудо – часто проходит вместе с детством, но отвергать существование Деда Мороза не смеют даже взрослые.

Существует ли настоящий Дед Мороз?

Вопрос ребенка, существует ли Дедушка Мороз, не должен застать родителя врасплох, надо уверенно сказать - да. Из поколения в поколение старшие члены семьи рассказывают младшим о сказочном, не выдуманном персонаже, повелителе зимних морозов и снегопадов. В мифологии славян его ассоциировали с кузнецом, сковывая воду, он дивным образом вырисовывал рисунки из инея. Дыхание Деда Мороза – морозная стужа, слезы сосульки, а седые густые волосы – облака из снега, жена - Зима.

В первый раз Дед Мороз пришел на Рождественские праздники в 1910 году, но советская власть запретила ему появляться, и на несколько лет он ушел в вынужденный отпуск. В канун 1936 года, о нем вспомнили и начали приглашать на праздники Нового года. Дед Мороз стал дарителем подарков детям у елки, его приглашают сниматься в кино, а вместе с ним на публике появляется внучка Снегурочка и мальчишка, символизирующий Новый наступающий год.

Кто такой Дед Мороз - история происхождения

Существует история, как появился современный Дед Мороз, ведь выглядел он так не всегда. У славян существовал бог Морок – повелевающий зимней стужей, морозами и снегами. Он был хитер и лукав, любил обманывать и вводить в заблуждение. Встреча с Мороком не приносила удачи, его боялись и задабривали дарами – для него готовили вкусные блины и кутью, выставляя их за окнами, припрашивали не уничтожать посевы, не заморозить путешественников в дорогах.

Прошло много времени, и Морок подобрел, добрых и трудолюбивых он легко стал одаривать подарками, пример сказка «Морозко» где главная героиня с покладистым и кротким характером после испытаний получила подарки, а ленивая и злая сестра была заморожена насмерть. Каждый родитель всегда объясняет чаду, что Дед Мороз в первую очередь приходит к послушным и хорошим - чтобы получить подарок, надо себя хорошо вести.

Где живет настоящий Дед Мороз?

Дед Мороз живет в Великом Устюге, в нескольких километрах от городского центра, имеет усадьбу – резной терем, расположенной в сосновом бору, на берегу речки. Там он проводит большую часть времени – читает письма, принимает присланные детьми подарки рисунки и открытки. К самому дому, откуда Дед Мороз, выходит лишь на , можно попасть, прокатившись на русской печке вместе с Емелей. На дорожке, ведущей к дому, можно встретить:

  • Бабу Ягу;
  • Двенадцать Месяцев;
  • Медвежонка;
  • Белочку;
  • Лисичку;
  • Бабушку Аушку;
  • Старичка-Лесовичка;
  • Мудрую Сову.

В доме Деда Мороза целые хоромы – музей подарков из разных уголков планеты. Есть комната в которой загадывают желание под звон колокольчиков, можно зайти в рабочий кабинет, побывать в обсерватории и спальне, увидеть огромный шкаф с шубами шапками и валенками. Единственным секретом сказочного персонажа станет комната с подарками, о ней не принято говорить, а тем более показывать гостям.

Как выглядит Дед Мороз?

Деда Мороза знают как строгого и вспыльчивого старика, но он всегда справедлив, очень любит детей, причем выступает в роли поучительного персонажа, а не няньки. Внешнее описание Деда Мороза известно всем, высокий седовласый старик ему много-много лет, имеет длинную бороду до пояса или пола и густые седые брови, символизирующие мудрость и могущество, румяные щеки – крепкое здоровье. Спутать его с другими персонажами трудно, наряд Деда Мороза яркий и запоминающийся, каждый элемент символизирует определенную силу, мешок с подарками и волшебный хрустальный посох всегда при нем.

  1. Шапка – искусно расшита серебряными и золотыми нитями с жемчугами.
  2. Длинная теплая шуба - обычно красная, но может быть синего или голубого цвета, края оторочены лебяжьим пухом, украшена шуба орнаментом из драгоценных нитей.
  3. Рукавицы – теплые варежки.
  4. Рубаха и штаны из лена.
  5. Обувь – валенки.

Как зовут Деда Мороза?

Как называют Деда Мороза в разных странах мира - сказочного персонажа зовут по разному, причем не всегда его визит к детям совпадает с новогодними праздниками. Самый известный Санта Клаус – американский дедушка, тоже в красном костюме, но с штанами и широким черным ремнем – приходит в Рождественские праздники, подарки прячет в чулок у камина. В Польше это - Святой Николай, во Франции его называют Пэр Ноэль, в Греции величают Василием, в Испании Олентцеро или Папа Ноель, в теплой Камбоджи он - Дед Жара, норвежским детям дарит подарки Йолиниссе, словацким - Микулаш.


Помощники Деда Мороза

Самым ответственным работниками, кто помогает Деду Морозу готовить подарки являются Снеговик и Снегурочка, снежинки, Метелица или Зимняя Вьюга, юный мальчишка – Новый год, очень смышлёный и шустрый не по годам, часто они не только готовят подарки, но и появляются возле новогодней елки. На праздничных утренниках, отважные детки, часто вызываются помочь старому дедушке, подержать посох, или подсказать нужную информацию. В резиденции Деда Мороза помогают готовить подарки персонажи из новогодних сказок и мультиков, живущие в сказочных домиках возле его терема.

Помощник Деда Мороза Снеговик

Снегурочка Дед Мороз и Снеговик – главная тройка персонажей приходящие на новогодний праздник. Снеговик веселый и смешной, несет тяжелый мешок, любит рассказывать о интересных приключениях и разных препятствиях, внезапно случившихся по дороге на праздник. Над ним подшучивает детвора, но он не обижается, напоминает Деду Морозу, что ждут другие дети и пора спешить.

Кто такая Снегурочка?

Путешествует русский Дед Мороз со Снегурочкой, красивая юная спутница, которой нет у его зарубежных коллег. Она послушна и дружит с лесными жителями, любит петь с детками песенки, раздавать подарки. Одета в белую или голубую шубку из пуха и снега, длинную косу волос, украшает повязка из хрустальных снежинок. Часто её похищают злые силы, и приходиться Деду Морозу с Снеговиком выручать красавицу из плена – опаздывать на торжественный праздник.

Кони Деда Мороза

Приезжает на праздник к новогодней елке, или званным гостем в дом, Дед Мороз на тройке лошадей, запряженной в санки. Правит упряжкой сам или поручает помощнику Снеговику. Загадочным методом он успевает побывать в разных местах, поздравить взрослых и подарить подарки детям. Следует признать, что если Дед Мороз уверен, что не успевает, он поручает самым ответственным помощникам взять его наряды под тайным прикрытием из густой бороды побывать на празднике, где очень ждут.


Как вызвать настоящего Деда Мороза?

Исполняя заветное желание ребенка, как вызвать Деда Мороза можно пригласить его в дом с персональным визитом, но детям, как и взрослым, весело в компании. Самый задорный сказочный персонаж подаривший кучу желанных подарков может не создать праздничную атмосферу в индивидуальной обстановке. В таких случаях вариантом станет организация детского торжества вместе с другими родителями и их детьми на предварительно оговоренной территории.

Как правильно написать письмо Деду Морозу?

Заветное желание можно записать и отправить как обычную открытку, не следует начинать с требований – хочу и мне надо, лучше начать из приветствия и рассказа о себе, совершенных хороших делах, за минувший год. Письма, написанные детьми, следует перед отправкой прочитать родителям, для исправления ошибок. Ответ на письмо обязательно будет.

Новый год неразрывно связан с соответствующими атрибутами: ароматной елочкой, гирляндами и елочными игрушками, Снегурочкой, и, конечно же, ее дедушкой. Редко кто знает, как появился , и вряд ли кому известно, что поначалу он был отрицательным персонажем. Когда-то вместо теплой нарядной шубы он носил плащ, дубасил непослушных детей посохом, и был почти калекой, имея по три пальца на руках. Заинтригованы? Тогда перейдем к истории.

Страх перед Мороком

Русский Дед Мороз ассоциируется с добрым волшебством, весельем и подарками, которые дети находят под елкой и в новогодних сапожках, таких как этот.

Однако все не так просто: восточные славяне когда-то считали его злым зимним духом и называли Мороком, который также упоминается как бог холода и зимы. Ученые, изучающие жизнь древних славян, уверены, что именно от «морока» появилось слово «мороз».

Морок считался воплощением зла и ледяного холода и представлялся как горбатый неряшливый старик, обутый в лапти и одетый в рубаху изо льна. Там, где он проходил, земля, реки и леса превращались в ледяное царство: он все заковывал морозом. Именно свойства превращать живое в мертвое делало облик старца таким зловещим: славяне верили, что тот, кто попадется ему на пути, превратится в кусок льда. Вот откуда пошли выражения «заморочить голову» и «упасть в обморок».

Впоследствии страх уступил место любознательности, и люди выделили ряд примет, например, что снежные и холодные зимы оборачиваются урожайной летом и осенью. Чтобы получить больше урожаев, они стали завлекать Морока в Чистый четверг и святочную неделю, выставляя на крылечко кутью или блины. Говорят, приманка действовала «на ура»: утром еды на крыльце не оказывалось, а рождественские и святочные дни были трескуче морозны.

От злого бога к доброму волшебнику

Перемена отношения к старцу, несколько столетий слывшему злым духом, выразилась в изменении образа. Он «избавился» от лохмотьев и лаптей, и нарядился в валенки, добротную шубу и теплую шапку.

Новый посох украсился бычьей головой, олицетворявшей счастье и плодородие. Хотя его руки по-прежнему представлялись трехпалыми, теперь на них были теплые перчатки.

А вот с внешним видом пока было проблематично: божество оставалось сердитым и косматым, с прозвищем Студенца или Трескунца.

Не Морок, а Мороз Иванович!

Когда свершилось Крещение Руси и язычество всячески выкорчевывалось, о Мороке было забыто, но он никем не был заменен.

Первое упоминание о появилось только в 19 веке, и то это был не наш привычный русский Дед Мороз, а Николай Угодник (Чудотворец). Святой Николай – добрейший старец, прославившийся бескорыстием и готовностью помочь всякому, кто нуждается. При Александре II его образ впервые стал ассоциироваться с новогодними и рождественскими праздниками, но тогда о резиденции Деда Мороза в России еще и не упоминалось. Николай посещал дома и одаривал детишек подарками, которые они находили под елочкой или в рождественском сапожке.




Только ближе к началу 20 века Дед Мороз получил свой сегодняшний статус.

Его «нарядили» в длиннополую красную (синюю) расписную шубу, отороченную густым мехом, теплую шапку и валенки. Посох украсил наконечник – звезда.

Вот как появился Дед Мороз в России, живший тогда, по легенде, в огромном ледяном дворце и спавший на снежных перинах. Где именно стоял дворец старца, никто не знал.

Владимир Одоевский прозвал волшебника Морозом Ивановичем, ведь негоже называть взрослого человека просто по имени. Дед Мороз стал любимцем детей и взрослых, хотя его дары еще нужно было заслужить: их получали только те, кто хорошо вел себя в минувший год. Только послушные и прилежные дети получали конфеты и пряники. Лодырям и грязнулям доставалась ледяная сосулька, а злым кривлякам – удар посохом по лбу!

Когда свершилась революция, о добром волшебнике забыли и даже стали преследовать тех, кто не хотел отказываться от традиций. Но чуть погодя, в 1936 г он вновь появился на детских праздниках – уже в сопровождении внучки Снегурочки.

Наш обновленный русский Дед Мороз превратился в окончательного добряка, превратившего посох из орудия наказания в волшебный пульт управления елочными огнями!

Подарки стали более доступны: их мог получить и лодырь, и неряха, главное, чтобы он рассказал выученный наизусть новогодний стишок или спел песенку.

Ближе к 90-м годам в Росси появилась резиденция – поначалу в Архангельске, позже – в Великом Устюге, где она находится и сегодня. Многие российские дети пишут ему письма, указывая желаемые подарки, и каждый знает, что желание непременно сбудется, ведь Дед Мороз – воплощение доброго чуда, которого с замиранием ждут детские сердца!