Основные критерии логистической транспортной системы. Логистика перевозок — уникальные возможности для бизнеса


10.1. Транспорт и логистика

Миссия транспортировки в системе логистического сервиса: «доставлять нужный товар требуемо­го качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами ». В структуре логистических затрат транспортные расходы составляют значи­тельную долю – 20-40% и более, поэтому оптимизация решений в транспор­тировке позволит логистическому менеджменту получить значительную эко­номию затрат, но потребует и специального внимания.

Транспортный сервис в современных условиях включает не только соб­ственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с пере­мещением продукции транспортным средством (или средствами) по определен­ной технологии в цепи поставок и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспорти­ровкой состоит из нескольких основных этапов:

    выбор способа транспортировки;

    выбор вида транспорта;

    выбор транспортного средства;

    выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;

    оптимизация параметров транспортного процесса.

При организации транспортировки необходимо согласовать и спланиро­вать ее операции совместно с другими логистическими функциями, напри­мер, складированием, грузопереработкой, упаковкой и т.п.

В процессе транспортировки решается большое число оптимизационных задач. Кроме того, при организа­ции интегрированной логистики необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями:

    совместное планирование транспортных процессов на различных ви­дах транспорта в случае смешанных (интермодальных, мультимодальных) перевозок;

    обеспечение технологического единства транспортно-складского про­цесса;

    совместное планирование транспортного процесса со складским и про­изводственным процессами и др.

Достоинства и недостатки различных видов транспорта в ЛС. Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубо­проводный.

При выборе способа транспортировки, транспортного средства и конк­ретного перевозчика логистический менеджер должен учитывать присущие каждому виду транспорта достоинства и недостатки в табл. 10.1.

Каждый вид транспорта (за исключением трубопроводного) имеют соответствующую производственно-техническую базу, необходимую для эксплуа­тации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и характеризуется технико-эксплу­атационными параметрами подвижного состава, путей сообщения и терминалов. Для подвижного состава такими параметрами являются:

    техническая и эксплуатационная скорость;

    габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;

    мощность двигателя (силовых установок);

    грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.

Для путей сообщения:

    пропускная способность;

    ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;

Для терминалов:

    полезная складская площадь;

    число оборотов (скорость оборота);

    производительность подъемно-транспортного и складского оборудова­ния и т.д.

Таблица 10.1

Сравнительные характеристики видов транспорта

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических усло­вий, времени года и суток, Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; зна­чительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км.

Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энер­гоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж (потребления). Недостаточно высокая сохран­ность груза.

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок.

Ограниченная география перево­зок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру.

Внутренний водный (речной)

Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность географии пере­возок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глу­бин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность пере­возок и сохранность груза.

Автомобильный

Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использовать различ­ные маршруты и схемы доставки. Высокая сохранность груза, возможность отправки груза мелки­ми партиями. Широкие возможности выбора наи­более подходящего перевозчика.

Низкая эффективность. Зависимость от погодных и дорож­ных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чис­тота. Невозможность длительного ожи­дания разгрузки. Возможность хищения груза и уго­на автотранспорта.

Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты пере­возок.

Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы. Высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность.

Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость.

Особые виды грузов (газ, нефте­продукты, эмульсии сырьевых ма­териалов). Транспортировка только больших объемов грузов.

Основные направления повышения конкурентоспособности отечественных транспортных и экспедиторских компаний:

    развитие производственно-технической базы, инфраструктуры транс­портного сервиса, информационных систем поддержки логистического процесса для осуществления транспортировки;

    совершенствование действующий системы документооборота и таможен­ных процедур оформления грузов;

    повышение уровня взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, тамож­нями, другими предприятиями и потребителями их услуг;

    создание единой нормативно-правовой базы, принятие современных законов в области транспортной логистики;

    внедрение современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.

10.2. Основные способы транспортировки (виды перевозок)

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки (ЗЛС) логистичес­кой цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза в ЗЛС (потребителю), затраты на перевозки, Например, при крупнотоннажных отправках и наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния - автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раз­дельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, напри­мер: железнодорожным - автомобильным, речным - автомобильным, мор­ским - железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки являет­ся обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных докумен­тов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешан­ной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчи­ка, представляющего другой вид транспорта. Таким образом, грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на «своем» участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинирован­ных) видов транспортировки часто обусловлено в ЛС структурой дистрибу­тивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью мак­симального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты рознич­ной торговли - автомобильным.

А.Н. Родников считает смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение синонимами, т.е. «транспорти­рование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с пере­валкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладель­ца» . Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбини­рованные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы (ст. 788 ГК РФ).

В соответствии с Европейским соглашением СЛКП под термином ком­бинированная перевозка «понимается перевозка грузов в одной и той же грузо­вой единице, транспортном оборудовании, к которому относятся крупнотон­нажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны) с использованием нескольких видов транспорта».

Современная практика транспортировки связана с расширением пере­возок одним экспедитором (оператором) из одного диспетчерского цен­тра и по единому транспортному документу (мультимодальные, интермо­дальные, трансмодальные, А-модальные, комбинированные, сегментиро­ванные и пр.).

Необходимо отметить, что до сих пор в России нет устоявшейся терми­нологии по указанным способам перевозки. Обычно «интермодальной (ин­тегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспорт­ному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта» .

По определениям UNCTAD ( United Nation Conference on Trade and Development ) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назна­чения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути сле­дования независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом офор­мляется единый перевозочный документ» .

Винтермодальных системах укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех уча­ствующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транс­порта выступают в качестве клиентов, оплачивающих его услуги.

В «Терминологическом словаре» по логистике под мультимодалъными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспортны­ми средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэро­порт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транс­портными средствами, принадлежащими одной и той же фирме экспресс-по­чты)» .

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о пере­возке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает гру­зовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки являются:

    присутствие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала);

    единая сквозная ставка фрахта;

    единый транспортный документ;

    один ответственный за груз и исполнение договора перевозки.

Основными принципами интермодальных и мультимодальных систем перевозок в ЛС являются следующие:

    единый коммерческо-правовой режим;

    комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок;

    максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

    единый организационно-технологический принцип управления пере­возками и координация действий всех логистических посредников, уча­ствующих в транспортировке;

    кооперация логистических посредников;

    комплексная инфраструктура перевозок различными видами транспорта.

Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно-импорт­ных операций) существенное значение приобретают таможенные процеду­ры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит мар­шрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках единство коммерческо-правового режима означает:

    гармонизацию габаритных характеристик грузовых единиц и транспортных средств;

    упрощение таможенных формальностей;

    внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.

Как было указано выше, до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимо­сти продолжить стандартизацию терминологии смешанных грузовых пере­возок и формирование законодательной базы. Некоторые основные определения в области международного транспортного права, касающиеся способов перевозки, приведены в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Определения способов перевозок и сопутствующих терминов,

применяющиеся в международной практике

Термин

Определение

Источник

Унимодальная перевозка

Перевозка грузов одним видом транспорта одним или не­сколькими перевозчиками. Если участвует только один перевозчик, то он выдает собственный документ перевоз­ки, например, коносамент, транспортную накладную, на­кладную на авиаперевозку и т.д. Если перевозчиков не­сколько {например, перевозка осуществляется из одного порта через другой в третий с перевалкой груза в проме­жуточном порту), то один из них может выдавать сквозной коносамент на всю перевозку от порта до порта или только на ту ее часть, которая осуществляется его собственным судном).

Интермодальная перевозка

Перевозка грузов несколькими видами транспорта, причем один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта (или порта) отправки до пункта (или порта) назначения через все промежуточные пункты (или порты). В зависимо­сти от того, как разделяется ответственность за перевозку, выдаются различные виды документов перевозки.

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Сегментирован­ная перевозка

Перевозчик, организующий перевозку, берет на себя от­ветственность только за «свою» часть. Он может выписать коносамент на интермодальную или комбинированную перевозку.

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Мультимодаль­ная перевозка

Оператор, организующий перевозку, берет на себя ответ­ственность за всю перевозку. При этом он выдает доку­мент мультимодальной перевозки.

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Комбинирован­ная перевозка

Перевозка грузов в одном и том же контейнере или транс­портном средстве последовательно различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным и т.д.) с использованием сквозного документа, например, коноса­мента FIATA .

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Договор смешанной перевозки

Один договор на перевозку грузов, по крайней мере, двумя различными видами транспорта.

Правила ЮНКТАД/МТП в отношении до­кументов сме­шанных пере­возок

Оператор смешанных перевозок (ОСП)

Любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки. Подразумевает ответственность за осуществление ука­занного договора в качестве перевозчика.

Правила ЮНКТАД/МТП в отношении до­кументов сме­шанных пере­возок

Документ смешанной перевозки

Документ, удостоверяющий договор смешанной перевозки, может быть заменен сообщениями электронного обмена данными: в виде оборотного документа; в виде необоротного документа с указанием имени грузо­получателя.

Правила ЮНК­ТАД/МТП в отношении до­кументов сме­шанных пере­возок

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических це­пях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.

Терминальные перевозки. Одними из основных объектов логистической инфраструктуры МТК яв­ляются грузовые терминалы (определение было дано в 9.2).

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, назы­вается терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных РТЛС чрезвычайно возросло, что предопределено прежде всего интегрированием большого числа логистических функций. Терминал взаи­модействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, посредниками, таможней, банками и рядом других контрагентов.

В общем случае терминал осуществляет операции консо­лидации/комплектации груза и разукрупнения партий груза. В обычном режиме грузы, возвратная тара и товарно-транспортные до­кументы проходят циклы терминальной грузопереработки,

Основные технологические процессы сопровождаются рядом поддержи­вающих процессов и дополнительных логистических услуг, в частности, ве­дением расписания и графика выполнения технологических процессов; кон­тролем за состоянием и подготовкой тары; оказанием разнообразных услуг клиентам, начислением оплаты и контролем за движением платежей и т.п.

Грузовая единица. Одним из ключевых параметров для организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской обработкой, является грузовая единица – некоторое количество товаров, которые погружают, транспорти­руют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связы­вают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.

Существенной характеристикой грузовой единицы является соответствие ее размеров транспортному средству и способность сохранять целостность и первоначальные геометрические формы в процессе транспортировки и грузопереработки. Согласованные размеры грузовых единиц, а также парамет­ров оборудования для их переработки позволяют эффективно использовать материально-техническую базу различных участников логистического про­цесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания (платформы) для формирования грузовой едини­цы используют обычно стандартные европоддоны (европаллеты), для авто­транспорта их размер составляет 1200x800x150 мм или 1200x1000x150 мм. Исходя из этих размеров определяется базовый модуль упаковки.

Грузовая единица сохраняет целостность в процессе выполнения логистических опе­раций благодаря пакетированию – т.е. связыванию грузовой единицы и под­дона в единое целое.

Существуют различные методы пакетирования грузовых единиц: обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, рези­новыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.

Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:

    высокую степень сохранности грузов;

    сравнительно низкие затраты труда;

    эффективное выполнение погрузо-разгрузочных работ благодаря их комплексной механизации и автоматизации; перегрузку без перефор­мирования;

    безопасное выполнение складских работ.

10.3. Выбор логистических посредников транспортной логитике

В логистическом процессе фирма может использовать различные вариан­ты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) при организации доставки продукции к конкрет­ным пунктам логистической цепи (цепи поставок). Прежде всего логисти­ческий менеджмент фирмы решает вопрос, создавать ли свой парк транспорт­ных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной сис­темы критериев:

    затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);

    затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников;

    скорость (время);

    качество (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).

Создание собственного парка связано с большими капитальными вложе­ниями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслу­живания и ремонта транспортных средств и инфраструктуру. В конечном итоге оно может быть оправдано в случае получения значительного выигры­ша в качестве, надежности и себестоимости при больших устойчивых объе­мах перевозок. Как правило, оправдано создание собственного парка авто­мобильных транспортных средств (железнодорожных вагонов, цистерн и т.п.). Оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом воз­можно большего числа критериев.

В большинстве случаев центральная компания в цепи поставок (фирма - производитель товара или торговая компания) обращается к услугам специ­ализированных транспортных или транспортно-экспедиционных фирм.

Логистические процедуры выбора включают:

    выбор вида транспортировки (способа перевозки или системы достав­ки грузов);

    выбор вида (или нескольких видов) транспорта;

    выбор основных и вспомогательных логистических посредников.

Все указанные процедуры выполняются на основе одного или системы критериев при соблюдении заданных ЛС ограничений. Эти ограничения обусловлены целями логистической стратегии фирмы или факторами окру­жающей макро- и микроэкономической среды. Например, в системе дистрибьюции ограничениями могут быть время доставки ГП, затраты на транс­портировку, сохранность груза, дислокация ЗЛС, где осуществляется скла­дирование или перевалка груза на другой вид транспорта, и т.п.

Выбор способа транспортировки, вида транспорта и логистических по­средников производится на основе системы критериев. К основным крите­риям выбора способа транспортировки и вида транспорта относятся:

    минимальные затраты на транспортировку;

    согласованное время транзита (доставки груза);

    максимальная надежность и безопасность;

    минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;

    мощность и доступность вида транспорта;

    продуктовая дифференциация.

В зарубежной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные системы ранговых показате­лей. С точки зрения приоритета отдельных критериев (показателей) процеду­ра ранжирования при выборе отдельных видов транспорта при организации транспортировки в ЛС служить лишь для прибли­зительной оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Выбирая соответствующий вид транспорта, логисти­ческий менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико-эксплуатационные характеристики и пространственную доступ­ность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохран­ности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процес­са, международных экологических требований.

В то же время процедуры выбора способа транспортировки (перевозки), вида транспорта и перевозчика являются взаимосвязанными и по сути многокритериальными и должны решаться специальными методами векторной оптимизации. Сложность многокритериального подхода к рассматривае­мой проблеме выбора заключается в разнонаправленности критериев, раз­ной размерности и качественном характере многих показателей.

Центральное место среди решений относительно транспортировки зани­мает выбор перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто логистичес­кий менеджер доверяет этот выбор транспортно-экспедиционной фирме (экспедитору), с которой у грузовладельца имеются давние деловые отноше­ния. При этом экспедитору выдаются определенные характеристики груза, критерии и ограничения из перечисленных.

Когда логистический менеджер выбирает перевозчика самостоятельно, он должен следовать определенному алгоритму (рис. 5.5). Когда определе­ны способ перевозки и вид транспорта, проводится анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое число перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Основными критериями предварительного отбора пе­ревозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность соблюдения сроков поставки, сохранность груза. Процедура выбора включает дополнительно систему других количественных и качественных показателей.

10.4.Транспортно-экспедиционное обслуживание

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транс­портировке является транспортно-экспедиторская фирма (или экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса (ГК) РФ по до­говору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за воз­награждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или гру­зополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных до­говором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экс­педитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избран­ным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и полу­чение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Экспедитор , как правило, оказывает клиентам дополнительные услуги:

      оформление документов для экспорта-импорта грузов;

      выполнение таможенных формальностей;

      проверка комплектности и состояния груза;

      погрузка-разгрузка транспортных средств;

      уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;

      хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;

      информационные услуги, страхование и т.п.

Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в ЛС.

За рубежом многие крупные транспортно-экспедиторские фирмы и ком­пании по экспресс-доставке - такие, как Ryder , DHL , Schenker - BTL , Federal Express , UPS , Leasnay , TNT , ASGAB , и другие выполняют большое число раз­личных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя ло­гистические функции в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации . Это позволяет фирмам-производителям ГП и грузоотправите­лям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.

Транспортно-экспедиторское обслуживание начинается с момента принятия груза к перевозке и включает следующие операции :

    подготовку груза к транспортировке,

    доставку его к станциям железнодорожного и ав­томобильного транспорта, портам морского и речного транспорта, аэропор­там,

    оформление товарораспорядительных документов и сдачу груза пере­возчику,

    его хранение, упаковку и маркировку.

Экспедиторское об­служивание выполняется также в процессе самой транспортировки и связано с передачей груза с одного вида транспорта на другой. Последнее включает работы по доработке груза, приведению его в случае необходимости в транс­портабельное состояние, исполнению таможенных формальностей в портах и пограничных станциях, рассылке транспортных документов и извещений об отгрузке. Транспортно-экспедиторское обслуживание также осуществля­ется в конечных пунктах назначения груза.

В настоящее время транспортно-экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие основные операции:

    Организацию и оформление перевозки.

    Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и с его складским хранением.

    Приведение товара в транспортабельное состояние.

    Подготовку документов, представляемых таможенным органам, для перемещения товара через таможенную границу.

В транспортно-экспедиторских фирмах, как правило, заняты специали­сты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, меж­дународным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тари­фов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевоз­ки. Существуют специальные компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам.

Почти у всех транспортно-экспедиторских фирм и компаний есть посто­янные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение орга­низовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Современный экспедитор - часто одновремен­но и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морс­ких, речных и воздушных судов. Крупные экспедиторские фирмы обыч­но располагают различными транспортными средствами для перевозки гру­зов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоезда­ми. Экспедиторские фирмы часто содержат эти средства в крупных специа­лизированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.

Крупные транспортно-экспедиторские компании располагают собствен­ным складским хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтера­ми и вагонами. Перечислим услуги транспортно-экспедиторских фирм:

    консультации грузоотправителей или грузополучателей при выборе вида транспортного средства с учетом удобства, скорости и стоимости доставки груза;

    организация доставки груза со склада отправителя на железнодорож­ную станцию или в порт и со станции или порта на склад получателя;

    новая упаковка, маркировка и комплектация погрузочных партий, кон­солидация мелких партий в сборную крупную отправку для максималь­ного использования провозной способности контейнера, вагона или судна;

    подготовка и оформление документов для заключения договора перевозки груза с перевозчиком или с его агентом, брокером;

    помощь в таможенном, санитарном, карантинном и ином оформлении отправок;

    передача груза перевозчику или его агенту (порту, станции) и оформ­ление приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаментов, накладных и т.д.);

    организация хранения груза на складах и погрузочно-разгрузочных работ в пунктах перегрузки и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;

    содействие в расчетах между продавцом и покупателем за реализованный товар путем передачи банку по месту отгрузки товара необходи­мых транспортных и товарных документов;

    прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового аген­та (порта, станции), проверка числа мест, массы груза, состояния его тары и упаковки;

    оформление с перевозчиками или их грузовыми агентами коммерчес­ких и других актов о недостаче или излишках груза, порче и поврежде­нии груза и тары, пересортице и т.п.;

    расчеты за перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы в пункте отправления/прибытия;

    рассортировка крупных партий импортных грузов в более мелкие, а также по сортам, размерам и т.п., последующая их переупаковка и пе­ремаркировка;

    организация сопровождения груза проводниками в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специальных грузов (цитрусовых, зерновых и т.п.).

Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно-экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделе­ний - транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.

Помимо вышеназванных услуг, транспортно-экспедиторские предпри­ятия помогают экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспорт­ной составляющей его экспортной цены. В международной торговле суще­ствует практика составления расценочного листа, куда включаются все рас­ходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспе­дитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспор­теров многие транспортно-экспедиторские фирмы могут предоставить не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, куда вклю­чены все расходы международного экспедитора в процессе транспортиров­ки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и веде­нием переписки.

Также необходимо отметить, что экспедитор зачастую действует как опе­ратор смешанной перевозки. Современный экспедитор - часто одновремен­но и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морс­ких, речных и воздушных судов. Поэтому, приняв поручение на перевозку груза, он прежде всего использует свои транспортные средства.

26 03

Производя товар, каждый предприниматель в первую очередь думает о его реализации и получении максимально возможной прибыли. Именно поэтому он стремится за короткий период охватить как можно большее пространство, где этот товар будет актуален и востребован. Обратившись в любую компанию, заказчик может столкнуться с несколькими предложениями решения поставленной задачи. В этом случае выбрать правильный вариант помогут основы транспортной логистики для начинающих предпринимателей и частных лиц, которые решили воспользоваться услугами грузоперевозки. Именно знание основ транспортной логистики поможет правильно выбрать компанию среди конкурирующих фирм, которой можно доверить свой груз.

История появления транспортной логистики

Мало кто обращал внимание на тот факт, что логистика появилась ещё в древние времена, когда существовали специальные служители, распределяющие продукты между различными провинциями, поселениями, людьми. Главный смысл заложен в самом слове «логистика» (logistike) – способность вычислять, оценивать, рассуждать. Яркий пример – прокладка торговых путей для караванов с заморским товаром. И всё же как отрасль создание транспортной логистики относят ко времени Второй мировой войны. Приходилось решать стратегические задачи, целью которых было правильное распределение продовольствия и снабжение армии оружием и боеприпасами. Логистика разделилась на несколько видов, и транспортный был только её небольшой долей. Постепенно значение термина видоизменилось и включило в себя управление складским хозяйством и товародвижением. Каждый заказчик будет знать, изучив транспортную логистику, как считать расходы на доставку груза, и какому виду транспорта отдать предпочтение.

При разработке системы доставки грузов в логистике учитываются следующие факторы:

  • габариты груза;
  • грузоподъёмность транспортного средства;
  • дальность пути следования;
  • временной промежуток.

От того насколько быстро будет подобран способ перевозки груза, рассчитан путь, задействованы другие участники транспортной логистики зависит коммерческий успех конкретной компании или предпринимателя. Поэтому цели и основные задачи транспортной логистики заключаются в организации регулярных поставок, максимальном использовании грузоподъёмности транспортного средства, правильно выбранного пути следования груза.

Основные этапы транспортной логистики:

  • подбор оптимального вида транспорта;
  • оценочный расчёт предполагаемых расходов;
  • подготовка пакета документов;
  • погрузка и установка груза;
  • транспортировка;
  • разгрузка на требуемом пункте.

Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках может сочетаться с корректировкой деятельности другого вида транспорта.

Факторы, мешающие стремительному развитию логистики:

  • экономическая нестабильность;
  • слабый уровень производственной базы по изготовлению тары и упаковки;
  • плохие дороги, не позволяющие развивать максимально допустимую скорость;
  • низкий уровень производственной базы.

Но даже при существующих трудностях значение транспортной логистики велико и за ней будущее.

Основные понятия транспортной логистики

Сущность транспортной логистики кратко заключается в следующем – организовать своевременную доставку груза в конкретную местность к конкретному часу. При этом необходимо выполнить следующие задачи:

  • проанализировать пункты доставки и свойства груза;
  • подобрать нужный вид транспорта;
  • выбрать конкретного перевозчика и других партнёров;
  • выстроить маршрут;
  • постоянно контролировать перемещение груза;
  • сформировать и обеспечить единство всех «фигурантов» процесса грузоперевозки;
  • осуществить оптимизацию процесса движения.

Освоив понятия транспортной логистики, каждый заказчик понимает, насколько это важно для дальнейшего развития компании.

Транспортная и складская логистика – «две стороны одной медали»

Транспортная логистика в России не может эффективно существовать без хорошо отлаженной системы складского учёта. Ведь именно запас товаров на складах позволяет избавиться от серьёзных простоев и срывов выполнения спецзаказа. Рассмотрим, как организована транспортная логистика автопроизводителей в Германии. В этой стране автомобильная промышленность занимает значительный удельный вес, и влияет на производственную деятельность поставщиков автозапчастей. Здесь разработаны специальные системы обеспечения внутреннего рынка, где применяется концепция «точно в срок» и «точно одно за другим».

Смысл концепций заключается в своевременной поставке нужных запчастей на производство. А для предприятий, где нет складов, логистика поставки комплектующих деталей настолько точно рассчитана, что поставляет продукцию строго в нужный момент на конвейере. Вся Европа чётко работает по этому принципу и эффективно решает оптимизационные проблемы транспортной логистики. Для России эта модель пока не приемлема из-за относительно низкого уровня развития производства. Для эффективной работы транспортной логистики внедряются специальные программные продукты, которые рассчитывают маршруты для конкретных видов транспорта, объёма продукции, её веса и других аналитических исследований. Информационные технологии в транспортной логистике позволяют сравнивать фактические и плановые маршруты, которые наглядно отражают отклонения и позволят выявить необоснованные простои.

Логистика с экономической точки зрения представляет собой деятельность по организации, управлению и оптимизации движения разного рода потоков от их источника до непосредственного потребителя. Эта наука подразделяется на несколько видов. Одним из них является транспортная логистика.

Это своеобразная система, которая отвечает за организацию доставки. Иными словами, транспортная логистика занимается перемещением тех или иных из пункта А в пункт Б. При этом выбирается оптимальный маршрут движения. Активное применение данной области знаний происходит в шестидесятые годы XX века. Именно на этот период приходится интенсивное развитие производств. Стало ясно, что знание обо всех пунктах движения сырья позволяет выявить потери. Таким образом, грамотная транспортная логистика снижает себестоимость товара. Существенную роль в развитии науки сыграли достижения НТП, благодаря которым стала возможна связь на огромных расстояниях.

Функции и задачи

Принято различать оперативные и координационные Первые связаны с менеджментом движения ценностей в сфере непосредственного производства и распределения. Вторые связаны с координированием уровня спроса и предложения. Сюда относят анализ и (преимущественно материальных) производственного процесса, планирование и прогнозирование развития рынков, о потребностях клиентов и многое другое. Иными словами, основываясь на получаемых данных, логистика связывает потребности клиентов с возможностями предприятия.

Теперь о задачах. Их можно разделить на две большие группы: общие (глобальные) и частные. К первым следует отнести достижение максимально возможного результата при минимальных издержках. Ко второй группе задач относят создание минимального уровня запасов, сокращение временного периода, необходимого для осуществления перевозок, и многие другие.

Если говорить о функциях, характерных для такого вида рассматриваемой науки, как транспортная логистика, то здесь важное место уделяется персоналу, без которого невозможно достижение цели. Сюда же относят необходимость проведения классификации а также организацию ценовой политики.

Транспортная логистика: система и инфраструктура

Далее речь пойдет о транспортно-логистической системе. Данное понятие характеризует всю совокупность клиентов и производителей товаров, услуг, а также используемые для их взаимосвязи пути сообщения, транспорт, здания и сооружения, системы управления и иные ресурсы. Транспортная логистика не может существовать без соответствующей инфраструктуры.

Ведь перемещение объектов, их хранение, складирование и сопровождение всех процессов финансовыми и информационными потоками невозможно, если отсутствуют необходимые для этого технические средства. Инфраструктура обеспечивает бесперебойное и точное выполнение всех функций. От качества осуществляемых перевозок во многом зависят итоговые объемы затрат. Поэтому транспортная логистика на предприятии должна учитывать также следующие аспекты: эффективность функционирования каждого в отдельности, эффективность организации перевозок от производителя к потребителю, а также учет хранения и обработки грузов, что особенно важно для клиента.

Заключение

Транспортная логистика играет огромную роль в деятельности предприятия. Это необходимое звено системы, поскольку данная наука отвечает за управление всеми потоками, а осуществление менеджмента материального потока невозможно без организации его перевозки. Таким образом, транспорт должен не только эффективно использоваться, но и быть гибким. Это позволит реализовать основную цель транспортно-логистической системы даже в условиях быстро меняющегося спроса.

1. Введение

2. Транспортная логистика

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика широко ориентирована на потребителя. Её цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач.

Задачи, решаемые в логистике: глобальные, общие, частные.

Логистика объединяет такие сферы экономической деятельности, как логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д.

Транспортная логистика

Транспортирование – логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств, начинающаяся с погрузки в место отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Данная логистическая операция включает в себя:

1. процесс транспортирования груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда факторов, в том числе разновидности груза, категории скорости, вида отправки;

2. доведение товара до покупателя путем отгрузки соответствующим вида транспорта. Если договором отгрузки не определено, на каких условиях и каким видом транспорта осуществляется доставка, то право выбора транспорта и определение условий транспортировки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (п. 1 ст. 510 ГК РФ);

3. транспортирование груза к терминалу в месте отправления и с терминала в месте назначения или со склада поставщика в адрес конечного потребителя.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

К основным задачам транспортной логистики относятся:

· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

· выбор вида транспортного средства;

· выбор типа транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

По назначение выделяют две группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – это совокупность отраслей сферы материально производства, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов, багажа, пассажиров и в перевозке почты. Понятие «транспорт общего пользования» охватывает железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Связь транспорта общего пользования с промышленного и торговыми предприятиями осуществляется через подъездные пути, входящие в систему промышленного транспорта. Железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт в большинстве стран рассматриваются как естественные монополии и являются объектами регулирования специальных государственных органов. Для других видов транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики наиболее характерной являются олигополия, т.е. структура рынка транспортных услуг, при которой несколько крупных перевозчиков на основе неформальных договоренностей контролируют основную часть рынка. В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организации его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

Можно выделить следующие основные виды транспорта: железнодорожный; морской; воздушный; трубопроводный.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Рассмотрим сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта, которые следует учитывать при выборе транспортного средства.

Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.

Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). крытые вагоны используются для перевозки ценных грузов и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых наволоченных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т.

Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместительностью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместительностью – произведением длины вагона на его ширину и высоту. Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместительности вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместительности вагона при перевозке того или иного грузу можно судить по соответствующим коэффициентам.

Для выполнения грузовых, коммерческих и других операций железная дорога имеет грузовые станций, которые оснащены грузовыми устройствами и сооружениями. Грузовая станция – комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.

Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка груженом и порожнем состояниях.

Для выполнения операций по погрузке и отгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота имеются морские и речные порты и пристани. Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующим сооружением, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.

Внутренний водный (речной) транспорт. Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

Транспорт – это своеобразный связывающий элемент, который находится между самими звеньями великой логистики и большая часть операций по доставке груза осуществляется с помощью него. Это привело к возникновению отдельной отрасли в системе логистики – так называемой транспортной логистики – перемещение заказанного товара за требуемое время, оптимальным маршрутом в нужную точку с минимальными денежными затратами.

Транспортная логистика в целом охватывает три основных области:

  • контроль над операциями с товаром, возникающими на маршруте следования груза, с применением различных средств коммуникации и новейших информационных технологий;
  • процесс организации и планирования доставки груза с минимальными финансовыми расходами;
  • предоставление необходимой информации для товаровладельца.
Транспорт, как неотъемлемая часть логистики, потребляет около пятидесяти процентов всех затрат, выделенных на логистику. Он участвует во многих логистических процессах, поэтому требует согласованности между всеми участниками транспортного процесса. Давайте рассмотрим основные задачи транспортной логистики:
  • согласование транспортно-складского процесса;
  • создание рабочих систем транспортировки товаров;
  • выбор нужноготипа и вида транспорта;
  • определение оптимальных по времени и затратам маршрутов доставки товара;
Для успешного решения вышеописанных задач, необходимо соблюдать основные принципы транспортной логистики: требуемый грузнужного качества необходимо перевозить малейшими затратами, и должен он прибыть к заказчику в установленное время и в должном объеме.

С развитием системы логистики, роль транспорта в этой системе значительно меняется. В наше время транспортное обслуживание определяется оптимальным соотношением прибыли и расходов с учетом пожеланий отправителя и (или) получателя.

Транспортировка может быть внутренней и внешней, все зависит от варианта ее использования. Данные виды транспортировки связаны между собой и составляют общую систему транспортного типа.

Таким образом, транспорт становится основной частью процесса транспортирования товара. В этой системе функции транспортной логистики заключаются в успешном процессе хранении и перемещении груза. Этот процесс должен быть выгоден как во временном варианте, так м и в экономическом. В случае экономии финансов на повторной погрузке и выгрузке товара используется функция хранения груза, при этом необходимо учесть увеличение времени, необходимое на доставку товара к потребителю.

Выделение транспорта в отдельную область логистики способствовали такие факторы:

  • наличие огромного числа экспедиционных предприятий, которые играют основную роль в процессе оптимальной доставки груза;
  • способность транспорта создавать устойчивую, надежную и стабильную систему реализации товара;
  • высокая цена транспортирования, которая в отдельных случаях может достигать пятидесяти процентов от общих логических затрат на доставку груза;
  • решение большого количества транспортных проблем.
Логистика – это соединенная в одно целое: экономика, технологии и современная техника. Задача транспортной логистики это вообще отдельный сложный процесс. Среди задач и целей можно отметить обеспечение технологического и экономического характера.

Технологическое единство достигается путем использования единой технологии транспортировки.

Экономическое единство – это построение тарифной системы по результатам исследования конъюнктуры рынка.

Техническое единство подразумевает согласованность всех характеристик транспортной системы, как в межвидовом резерве, так и внутри отдельных видов.

Основным принципом логистики является сведение расходов к минимуму. На транспорте экономии можно добиться за счет дальности и масштабов перевозки груза.

Экономия финансов за счет дальности перевозимого расстояния достигается тем, что при увеличении маршрута уменьшается стоимость использования транспорта при расчете на единицу расстояния. Например, транспортировка одного товара на 1 000 километров выйдет дешевле, чем транспортировка двух товаров (или товаров того же веса) на 500 километров.

Экономия денежных средств за счет масштабности перевозимого товара достигается тем фактом, что чем больше груз, тем меньшие расходы на единицу товара (веса), или же, использование мощных видов транспорта (водный или железнодорожный), будет дешевле, чем использование воздушного или автомобильного транспорта.

Вышеизложенные принципы нужно брать во внимание при поиске альтернативных видов транспортирования. Следует добиваться максимальной дальности перевозки и максимальной загруженности транспортных средств, учитывая также все пожелания заказчика.

Оптимальность транспортных издержек должна быть такова, чтобы совокупность всех логистических издержек была минимальной. Это можно достичь путем установления равновесия между качеством доставки и транспортных расходов.

При составлении модели транспортного обслуживания необходимо учитывать график доставки товара и маршрут движения транспорта. Создание оптимального маршрута позволит точно вычислить количество транспортных средств, которые необходимы для успешной перевозки груза. При определении и соблюдении сроков доставки и выбранных маршрутов, можно сэкономить запасы потребителя в несколько раз.

Этого можно достичь при соблюдении таких операций:

  • составление карты размещения потребителей;
  • прогнозирование необходимого количества товаров и объема перевозок;
  • передача информации о заказчиках;
  • составление графиков поставки товара по времени;
  • фиктивная работа;
  • выбор подвижного состава;
  • составление оптимальных маршрутов.
Основой транспортной логистики являются именно транспортные средства, они обязаны соответствовать заявленным требованиям и владеть определенными свойствами. Транспорт должен обладать такой способностью: в соответствии с небольшими запасами продукции пользователя, через небольшие интервалы времени перевозить необходимые партии грузов на установленные расстояния. Самым популярным и основным критерием при выборе типа перевозки считается максимальное использование их грузоподъемности и вместимости, сохранность грузов, а также уменьшение финансовых затрат на саму перевозку.