Виды вокала и певческих голосов. Искусство пения - это искусство дыхания


Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush

МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса

Глава 1: Сказка и быль.
1.1. Определение магии голоса

Голос – это совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, которые человек издает при разговоре, пении, крике, смехе, плаче, стоне и т.п. В образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости), а также колебания голосовых связок при прохождении через них воздуха.

Магии дать четкое и однозначное определение гораздо сложнее, поскольку все очень по-разному понимают, что это такое. В данной работе под словом «магия» мы будем понимать действия, которые вызывают в человеке различные эмоциональные и физические состояния, причем косвенным ("сверхъестественным") путем, а не непосредственно. Например, не слова, не действия, а просто тембр голоса может вызвать у слушающего человека волнение, восхищение, слезы и т.д. и т.п.

Вокал - искусство управления голосом, преимущественно применяющимся для пения. "Преимущественно" потому, что вокалом занимаются не только профессиональные певцы, но и просто любители попеть; более того, многие занимаются вокальной постановкой голоса для использования приобретенных навыков в речи (те, кто публично выступает, от актеров до профессоров) или "просто для себя" - чтобы стать увереннее в себе, найти способ творческой реализации и пр.

Исходя из определения голоса, встает ряд закономерных вопросов. Значит, можно в рамках магии голоса говорить о магии смеха? Магии плача? Магии крика? Магии разговорной речи? Магии пения? Ведь звуки бывают разные. Да, можно. Например, давно известно, что смех обладает лечебным действием, продлевает жизнь. Громкий, не сдерживаемый плач очищает, освобождает человека от негативной энергии. Крик позволяет выплеснуть агрессию или излишнюю ажитацию и в итоге так же, как и плач, благотворно влияет на психику. На уроках мастера Дилле по тарабарщине и энергомеханике заходит речь о магии голоса в разговорной речи. Важна не только фраза, но и то, как она произносится: каким тоном, с какой громкостью, как обрамляется паузами.

Однако главным фокусом настоящей работы будет магия голоса в применении к искусству пения . То есть мы будем говорить не просто о голосе, а о певческом голосе . Почему? Когда человек поет и поет правильно, свободно, открыто, волшебные свойства голоса используются гораздо полнее, чем когда человек говорит, плачет или смеется. Ведь в пении есть все: и разговор, и смех, и плач, и стон, и крик, и хрип, и шепот. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса, кроме того, в разговоре не раскрывается вся сила голоса, не проявляются все обертона.

Важной особенностью магии певческого голоса является то, что голос – это инструмент, данный почти всем нам природой . Можно, конечно, забросить этот уникальный и ценный инструмент на чердак и не пользоваться им. Но он у нас есть, так или иначе. Мы можем достать его с чердака, протереть от пыли, а затем приложить усилия, чтобы настроить. Такая настройка – это работа над техникой, постановка голоса. Однако настроенный инструмент – это еще не музыка. Его еще предстоит наполнить, а наполнение – наша душа. У каждого – своя, уникальная, единственная. Потому и оттенков в голосах, свойств в магии голоса – бесконечное множество, как и проявлений творческого начала в разных людях.

Следующий вопрос – как именно заниматься, ведь вокал бывает разный. Три основных стиля, подразумевающие разную постановку голоса, - это 1) академическое , 2) эстрадно-джазовое и 3) народное пение . Каждый из этих стилей имеет свою специфику, свой арсенал приемов, свои методы постановки голоса, свое применение. Так, академический и народный вокал имеют довольно строгие каноны, отклонения от которых не приняты, эстрадный вокал более свободен, поскольку предполагает поиск индивидуальной манеры у каждого певца. Внутри трех этих «основных» типов вокала есть еще и множество стилей, которые также отличаются разнообразием. Эстрадно-джазовый вокал – это и популярная музыка (поп), и рок, соул, и блюз, и рэп, и шансон и пр. Народное пение различно у разных народов: есть тирольское пение и ирландский «шаннос», есть тувинское горловое пение и американский стиль кантри. Академический вокал – это и барочное, и камерное пение, и опера. В современную эпоху появилось множество промежуточных жанров (фолк-рок, рок-опера и мн.др.), которые еще больше усложнили проблему выбора для себя вокального стиля.

И это еще не все. Существует немалая разница между сольным пением, пением в ансамбле и пением в хоре. Между пением с аккомпанементом и пением acapella (без сопровождения музыкальных инструментов). Наконец, просто между пением в рамках какого-то стиля и «пением в душе», для себя, для узкой компании друзей и т.п.

Посмотрим внимательнее, в чем разница между основными вокальными типами.

НАРОДНЫЙ ВОКАЛ

Народное пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, обладает камерностью (т.е. не слишком громкое), имеет грудное звучание (при выходе из грудного диапазона может ипользоваться головное звучание – т.н. «тонкий голос» или «фистула»), и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»). Впрочем, вариаций народного мнения почти так же много, как много есть разных народов. Полный обзор представить, к сожалению, невозможно в рамках данной работы, но приведу несколько примеров разных видов народного вокала.

Русское народное пение характеризуется теплотой грудного тембра, открытыми гласными, которые придают яркость и пронзительность звучанию, но при этом (в сравнении с академической манерой), «прямым звуком» (т.е. отсутствием вибрации в голосе) и меньшим резонансом, чем тот, который есть в голосах оперных певцов. Пример: Мила Кикина, Реченька .

Тирольское пение («йодль», «йодлер», «йодлинг») – оcобая манера пения без слов, для которой характерно быстрое переключение голосовых регистров: чередование грудного звука с головным. Такой вид пения появился среди альпийских пастухов, как способ переклички друг с другом. В народных песнях йодли часто выступают в роли припева. Эта техника, кстати, была взята на вооружение в эстрадном вокале. Пример традиционного йодля . Пример использования техники йодля в современном фолк-роке (Сергей Калугин, «Адель» - слушаем припев).

Шан нос (sean nos) старый стиль») – традиционное пение шотландцев и ирландцев на гэлик. Это пение acapella (без сопровождения), с наличием большого количества вокальных украшений. С их помощью певец как бы аккомпанирует сам себе. Обычно при пении sean nos используется верхний «головной» регистр, голос звучит светло, подвижно и очень легко. Пример пения шан нос (певица Brid Ní Mhaoilchiaráin)

Канте фламенко , также известное под названием андалузское пение (cante aiidalos) и глубокое пение, - народное искусство, принесенное в Андалузию цыганами flamencos. В пении фламенко можно выделить около ста жанров и стилистически самостоятельных форм. Общие черты, свойственные канте фламенко, - это очень экспрессивное пение, глубоким, объемным, но при этом открытым звуком (недаром существует термин cante jondo – глубокое пение). Для удержания такого объема требовалась серьезная работа с брюшным дыханием. Канте фламенко – пение на крике, который может срываться на хрип. Поэтому очень часто певцы фламенко поют на высоких участках своего диапазона, не разговорных, где можно кричать, но не произносить. Кстати, во фламенко есть даже прием jaleo – крик. Певцы выкрикивают либо отдельные звуки, либо слова, не имеющие отношение к сюжету песни, либо слова и короткие выражения, уточняющие происходящее, либо целые фразы. Пример канте фламенко (Esperanza Fernández & Paco Fernández).

Горловое («обертоновое») пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцев, алтайцев, башкиров, хакасов) и монгольских (монголов, калмыков) народов, а также для тибетцев, южноафриканского народа коса и канадских инуитов. Горловое пение - это низкочастотное жужжание, создаваемое не только колебанием голосовых связок, но и сокращениями горла. В этом стиле широко используется изменение формы резонаторов (полостей рта, горла, глотки), что усиливает громкость обертонов, а также позволяет певцу даже издавать несколько разновысотных тонов одновременно. У этого искусства существует более 50-и разновидностей, с которыми при желании можно ознакомиться и даже послушать на странице сайта overtone.ru . Горловое пение предназначалось для исполнения длинных эпических сказаний и для шаманских ритуалов. "Горловое пение подражает звукам животных, и создаваемые звуки созвучны вселенским. Для меня эти звуки - как ритмы единого целого », - говорит Николай Ооржак, современный исполнитель хоомея.

Надо отметить, что не только горловое пение может подражать звукам живой и неживой природы. Многие народные вокальные традиции свидетельствуют о том же. В этой связи вспоминается легенда Перу, Има Сумак, певица с диапазоном в 4 октавы. Ей неоднократно предлагали пойти с ее голосом в оперу, но она неизменно отказывала. Ее путь был - оставаться в рамках фольклора инков. И немало исполненных ей композиций содержат элементы подражания пению птиц и другим природным звукам. Послушайте, например, великолепную песню Jungla или песню, которая так и называется, Птицы . Има здесь - сама как часть джунглей, часть природы. Сама естественность и сила.

Итак, как мы видим из вышесказанного, у каждой народной вокальной традиции есть свои правила, которые по умолчанию необходимо выполнять. Это нигде специально не оговаривается, но вряд ли тувинскому шаману пришло бы в голову запеть в духе русского народного пения, а андалусийской цыганке петь легким и невесомым головным звуком а-ля шан нос.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ

Профессиональное пение, разумеется, появилось позже народного и не могло не основываться на народных традициях (к примеру, итальянская опера имеет в своей основе традиции неаполитанских песен). Однако с течением времени профессиональное пение вырабатывало свои жесткие правила, исходя из определенного канона красоты. За пределы этого канона выходить было не принято.

Спешу уточнить, что в широком смысле академический вокал – это не только оперное классическое пение. Это и литургическое пение, и барочное bel canto (конец XVII – начало XVIII вв.), и камерное пение, и оперетта. Академическая база применяется и в мюзиклах, и в джазе, и в различных эстрадных экспериментах. Посмотрим на разные виды академического пения чуть подробнее.

Литургическое пение , то есть пение как часть богослужения, было различным в разных культурах, и говорить на эту тему можно не меньше, чем о разных стилях народного пения. Есть свои каноны в литургическом пении канторов и хоров в синагогах (пример традиционного пения - Московский мужской еврейский хор под руководством А.Цалюка), свои каноны в римской католической службе (пример – григорианский хорал, Agnus Dei в исполнении монастырского хора аббатства Нотр-Дам де Фонтенбло), свои – в православной (пример – Господи, помилуй в исполнении камерного хора Ликостояние), не говоря уже о многочисленных литургических традициях в разных уголках мира, разговор о которых, - совершенно отдельная тема, поскольку некоторые из этих традиций в силу своей специфики не вписываются в понятие академического вокала (как, например, пение в тибетских монастырях, сохранившее народные традиции горлового пения, но не сформировавшее принципиально нового канона).

Внутри академического литургического пения имеются и свои различия.

1) Так, в православных хорах допускается присутствие женского вокала, а в иудейских хорах петь разрешено только мужчинам. То же верно в отношении григорианских хоралов. Такая особенность идет из убеждения, что женский голос вызывает не религиозные, но чувственные мысли, что недопустимо при богослужении.
2) Хоры в разные эпохи и в разных культурах строились по-разному. Например, в древних церковных хорах использовалось лишь два типа голоса: тенор и дискант. С XII века стал прибавляться еще один тип голоса - concordance (аналог современного контратенора), который был ниже дисканта, но по звучанию отличался от тенора. В эпоху позднего Средневековья в певческой хоровой практике появилось уже разделение на четыре голоса: бас, тенор, альт и дискант/cantus (верхний голос). Позднее (примерно с XVII века) верхний голос (сопрано) стали исполнять фальцетисты, а затем – кастраты, что, опять же, привело к изменению звучания.

Разумеется, есть общие черты, свойственные для литургического пения.

1) Литургическая музыка исполняется, как правило, без инструментального сопровождения. В некоторых случаях мелодию дублирует орган, однако это именно дублирование, а не аккомпанемент.
2) Голоса в литургическом пении звучат практически инструментально. Звук очень прикрытый, звучащий округло, прямой, усиливаемый резонаторами, ни в коем случае не форсируемый. Дыхание очень жестко контролируется и расходуется экономно.
3) Голоса в богослужениях звучат строго, подчеркнуто безэмоционально.
4) Исидор Севильский в своей «Этимологии» дал определение идеального литургического голоса, призванного напоминать «пение ангелов на небеси». "Vox perfecta" должен быть высоким («нестись в божественную вышину»), ясным («наполнять наш слух»), сладким («ласкать наши души»). Это определение касалось католического пения, однако в большой мере оно описывает общее положительное отношение к высокому тону в литургическом пении.

Bel Canto в музыке европейского барокко . Термин “bel canto” (прекрасное пение) привыкли применяют к классической итальянской опере, однако на самом деле расцвет бельканто, «высокого академического пения», наступил раньше, в XVII-XVIII вв. Более того, в академическом вокале все связано, и сформировавшиеся профессиональные правила литургического пения как раз и легли в основу законов бельканто. То, о чем мы только что говорили: отсутствие звукового форсирования (благо залы были маленькие, это можно было себе позволить), ровное звуковедение на всем диапазоне, округлое звучание голоса, красота тембра. Кардинальная разница заключалась в том, что светское пение как бы «спустило звук с небес на землю», уделило больше внимания материальной красоте, и в этом помогли народные и городские «легкие» песни, например, итальянские виланеллы, балетти, неаполитанские канцонетты и пр.

У этого стиля пения, впрочем, выделились свои характерные особенности, помимо вышеприведенных. Основная – это обилие виртуозных вокальных украшений. Недаром такой тот стиль первое время называли даже не bel canto, а canto figurato – украшенное пение. Голос должен был звучать очень подвижно и легко, чтобы можно было выполнять сложнейшие украшения, озвучивание преимущественно перекладывалось на высокий головной резонатор, использовалась легкая опора - на высокое грудо-ключичное дыхание (а не на грудно-брюшное или брюшное, как в классической опере или в некоторых народных стилях). От певца требовались идеальное легато, точная атака звука с последующей его филировкой, чистая интонация, мягкое соединение грудного и головного регистров голоса. Еще одной отличительной особенностью стиля была вокальная импровизация. Певцы сами определяли, сколько будет украшений в том или ином вокальном пассаже и какими эти украшения будут. Пример барочного пения - Venti Turbini, Lascia che pianga , из фильма «Кастрат Фаринелли». Главенствующую позицию по-прежнему занимали высокие мужские голоса – фальцетисты, контратеноры и кастраты (главные герои сцены), но в последней четверти XVI века появились женские сопрано, звучащие насыщеннее и теплее. И отсюда появилось новое требование в вокальном стиле – требование естественного тона звучания.

Оперное пение . Лишь в XVIII веке вместе с реформой Глюка начала формироваться опера, которая начинает быть похожей по звучанию на ту оперу, к которой мы привыкли. Появляется драматизм в сюжете, а, следовательно, требование, чтобы певец не просто издавал красивые звуки, наполненные сложными украшениями, а выражал живые человеческие эмоции. Не только выпевал рулады, как птица, на столь любимом в прошлые эпохи высоком тоне», но и эпоционально декламировал тексты на средних и низких участках диапазона. Кроме того, у оперы появилось усиленное оркестровое сопровождение, которое не смогли бы «перекрыть» невесомые легкие барочные голоса. Соответственно, хотя некоторые элементы бельканто в новом академическом стиле и сохранялись (и сохраняются по сей день), появились новые требования к постановке голоса. Голоса стали мощнее и объемнее (но потому и тяжелее), дыхательная опора, соответственно, – ниже, звучание – темнее (был открыт темный «крытый» тон в верхнем регистре, который звучал очень сильно и позволял «пробивать» оркестр), совершенная барочная кантилена стала нарушаться эмоциональными акцентами, паузами, энергией подачи. Еще одно существенное изменение, произошедшее в новой опере, - это запрет на импровизацию и уменьшение роли певца (в эпоху барокко певец был самым главным в музыке; отныне важное значение приобрело еще и инструментальное сопровождение). Пример оперного вокала: Анжела Георгиу исполняет арию O mio babbino caro из оперы Пуччини Gianni Schicchi .

В соответствие с задачами оперы (подбор исполнителей на разные роли) была разработана классификация голосов, окончательно сформировавшаяся к XIX веку. В классификации учитывались диапазон, сила, окраска и тембр голоса, а также наиболее подходящие для голоса оперные партии. В приложении № 2 вы можете познакомиться с этой классификацией вместе с примерами. Это может быть любопытно, поскольку определение типа голоса имеет немалое значение по сей день и не только в академическом пении.

Камерное пение (от латинского “camera” – «комната») - еще один жанр вокального искусства, относящийся к академическому пению, и ставший популярным в XIX веке. В камерном стиле солисты и камерные ансамбли исполняют романсы, песни, арии; в расчете на не такое большое помещение, как оперный театр (и поэтому голоса могут быть не столь крупными и мощными, как они обязаны быть в опере). Камерное пение требует от исполнителя - помимо традиционной академической кантилены и ровного тембра - богатой и тонкой нюансировки, работы с динамикой звука. Каждое произведение – это целый вокальный спектакль. Пример – Серенада Шуберта в исполнении Рихарда Таубера .

Итак, в академическом пении есть свои строгие правила, требующие определенной постановки голоса, работа над которой может занимать около 10 лет. Каноны «академа» отличаются от канонов разных видов народного вокала, хотя и имеют историческую связь друг с другом.

ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ

В этой рубрике разнообразие вокальных стилей будет огромным. И это понятно: ведь, в отличие академического и народного вокала, здесь правит не канон, а поиск индивидуальной манеры. Некие общие стилистические черты, разумеется, наблюдаются, но любые отклонения от канона возможны и приветствуются.

Джазовый вокал . Строгой формулировки джазового вокала не существует, поскольку он определяется индивидуальными качествами певца. Из навыков, необходимых джазовому певцу, обязательно нужно назвать идеальное чувство ритма (в джазе очень специфическая и непростая фразировка), идеальное чувство гармонии, позволяющее импровизировать (ибо импровизация – суть джаза), подвижность голоса. Джазовый голос, как правило, открытый, глубокий, с опорой на брюшное и диафрагмальное дыхание, но при этом подвижный. В джазовом вокале часто встречаются эксперименты с использованием разных резонаторов, в том числе носового, использованием фальцета, глиссандо, вибрации, возможно резкое форсирование нот. Многие из таких джазовых экспериментов пришли из вокала народного – фольклора североамериканских негров, блюза и спиричуэлс. Характерный для джазового вокала прием , также заимствованный из африканского фолка, – скэт (scat). Это слоговое (безтекстовое пение), основанное на артикуляции не связанных по смыслу звукосочетаний. С помощью скэта джаз-вокалисты подражают звучанию музыкальных инструментов. Пример скэта - Dream, a little dream, Louis Armstrong and Ella Fizgerald (в самом начале, когда вступает Элла; ближе к концу, и Элла Фицжеральд и Луис Армстронг). Достаточной популярностью в джазовом вокале пользуется субтон (расщепление звука, при котором проходит очень много шипа и дыхания; т.е., проще говоря, пение с придыханием). Пример: все та же песня, но в исполнении The Mamas and the Papas , первый куплет поется на субтоне.

Эстрадный вокал - пение с эстрады; но, как правило, под эстрадой прежде всего подразумевается легкая популярная музыка. Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока. Главная задача эстрадного вокалиста – поиск своей индивидуальной манеры пения. Эстрадный вокал ближе к обычной речи, чем академический или народный, и поэтому особенно важное значение имеют четкая и внятная дикция. Кстати, в эстрадных песнях чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания и дикции, чем в академе. Некоторые эстрадные стили и вовсе не подразумевают ничего большего, кроме владения речевой манерой пения и актерским мастерством в исполнении (как, к примеру, авторская песня или шансон). Звук в эстрадном вокале более открытый и более естественный, чем в академическом вокале; часто – более легкий, на более высокой опоре, чем народный. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов. Приемов в эстрадном вокале очень много. Перечислю лишь некоторые: 1) уже упоминавшийся в связи с джазом субтон ; 2) пение на фальцете , 3) быстрый переход с опоры на фальцет и наоборот («йодль », известный нам по народной музыке, тирольскому пению), 4) слайд/глиссандо (плавный переход - «съезд» - с одной ноты на другую). Некоторые приемы из арсенала рок-вокалистов иногда также используются вокалистами эстрадными. Показательный пример песни, в которой используется и субтон, и пение на фальцете, и йодли, и скрим (Sam Brown, Stop). Еще один показательный пример использования фальцета, гроулинга и йодлей - Zombie, Cranberries .

Рок-вокал и различные его вариации, в том числе вокал в стиле хард-н-хэви. Рок-вокал подразумевает все тот же поиск своей индивидуальности у вокалиста, но, в отличие от джаза и эстрады (а тем более академа и большинства стилей народного вокала), подразумевает активное использование немузыкальных шумов в пении. Характерные приемы рок-вокалиста – это различные виды расщепления («драйв»): 1) скрим (визгливый хрипящий крик), 2) гроулинг (рычание, исходящее из области живота вокалиста), 3) гуттурал («утробное бульканье», производимое вибрационным напряжением связок на вдохе), 4) хриплый голос , 5) субтон . Рок-вокал очень эмоционален, отсюда использование всех этих приемов. Технически освоить такие приемы очень сложно (неправильное пение в этом стиле травматично для голоса), поэтому рок-вокалист должен обладать серьезной вокальной подготовкой, владеть арсеналом академических, народных и эстрадных вокальных средств. Обязательна хорошая опора и отличное владение дыханием (от вокалиста требуется управлять очень мощным дыхательным потоком), правильное использование резонаторов. Пример расщепления в тяжелом вокале: Scream Bloody Gore, Death .

Промежуточных видов эстрадного вокала очень много, говорить можно об этом бесконечно. Использование на эстраде других вокальных стилей тоже явление нередкое. Вспомним, например, финнский коллектив Nightwish , бывшая солистка которого, Тарья Турунен, поет мощным академическим вокалом под хард-роковое сопровождение. На Евровидении 2009 шведская певица Малена Эрнман продемонстрировала соединение эстрадной подачи с подачей академической в одной песне: La voix . Есть даже исполнители, которые сознательно поют в стиле «пения под душем»: на минимальной вокальной динамике. Тут можно, например, вспомнить творчество Сюзанны Вега .

Как мы видим, способов использования вокала невероятно много. Значит ли это, что магия голоса в разных его вокальных применениях будет различна ? На мой взгляд, безусловно. Литургический вокал способен настраивать человека на мысли о духовном, вечном, божественном; вызывать желание жить праведной жизнью; «очищать душу». Барочное пение аппелирует к нашему разуму и заставляет нас восхищаться красотой и искусностью – как техники вокала, так и всего, что мы видим вокруг себя. Камерный и оперный вокал может вызывать в нас самые разные эмоции, в зависимости от сюжета. Он может вызвать восхищение мощью и силой, переживания самого разного толка: от воспоминания о любви до героического настроя. Есть люди, которым академический вокал кажется искусственным, а потому непонятным. И отдаленность от реальности, действительно, присутствует, за счет стремления достичь красоты и гармонии. Считается, что гармония, присутствующая в академическом вокале, способна оказывать благотворное влияние на психику и физиологию человека. Близкие же к обычной жизни эмоции человек может получить, слушая эстрадный вокал. Тут и понятный, близкий к речевому, тембр голоса, и приемы, которые также похожи на то, что человек может понять: крик или шепот. Тяжелый вокал в стиле хард-н-хеви с его экстремальными приемами способен вызывать в человеке агрессию, может обладать разрушительным действием. А может (применяемый в разумных дозах) дать всплеск адреналина и энергии.

Овладение любым из вокальных стилей подразумевает свою специфику, свою школу. Однако есть база, общая для любого певческого стиля . Это все, что связано с раскрытием естественного, природного голоса человека, с его личностными особенностями. Подражание чужому голосу, насилие над своим не приведут ни к чему хорошему ни в одном из вокальных стилей. Какой бы вид магии голоса в пении вы бы не выбрали, для начала нужно узнать собственный организм, научиться свободно пользоваться дыханием, освоить технику звукоизвлечения, поставить звук на опору. Хорошее пение всегда естественно и свободно, не вызывает у поющего неприятных и болезненных ощущений. Именно с открытия естественного голоса и следует начинать освоение магии голоса, что я и хотела бы предложить читателям моей работы.

Наконец, важно упомянуть еще и то, что ни один голос, благодаря своему тембру , не вписывается в самые сложные классификации и категории. Все голоса неповторимы, у каждого есть своя магия . Каждый представляет собой единый и неделимый комплекс из множества уникальных свойств. А еще в каждом отдельно взятом голосе могут в разное время звучать самые разные оттенки. Один и тот же голос может быть мягким и теплым или жестким и властным; грубым и мрачным или испуганным и робким; ликующим и уверенным или грустным и меланхоличным; равнодушным или полным торжества. Оттенков, выражающих самые разные чувства и настроения, столько же, сколько волн в океане. Это-то и прекрасно, это-то и придает магии каждого голоса неповторимость и уникальность.

Добавлю также, что уникальный и неповторимый тембр голоса, о котором мы говорим, может казаться окружающим приятным или неприятным, и от этого очень часто зависит успешность и реализация человека в обществе. Голос может привлечь или оттолкнуть. «Хорошим» голосом обычно считают голос теплый, низкий, мелодичный, уверенный, спокойный, вибрирующий, естественный, свободный, звучный, выразительный. «Неприятным» голосом называют голос визгливый, хриплый, дрожащий, пронзительный, писклявый, резкий, скрипучий, гнусавый, отрывистый, напряженный, бесцветный, монотонный, неуверенный. Недостатки тембра можно устранить при определенной работе с голосом. Такая работа ни в коем разе не уберет индивидуальности тембра, она устранит зажимы, из-за которых и появляются, как правило, неприятные призвуки в голосе.

(c) Серая Метелка, 2009

Музыка как вид искусства

3. Вокальное искусство

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное пения - кантилена;

декламационный стиль, где пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив», в сопровождении аккордов клавесина и «аккомпанированный речитатив», с развитым оркестровым сопровождением. Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке и монологи);

колоратурный стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без слов - вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.

Древнегреческая культура

Духовная культура в контексте историзма

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело...

История развития искусства

Временем возникновения Византии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим двум сыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскую империю...

Кино - как синтетический вид искусства

Чтобы вести разговор о кино - как о виде искусства, необходимо разобраться, что мы вкладываем в эти понятия. Современный толковый словарь определяет искусство - как художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура...

Культура Беларуси во второй половине XIX начале ХХ века

Культура западноевропейского Средневековья

На XII-XIV вв приходится наивысший расцвет средневековой Европы. Этому периоду культурной истории соответствует готический стиль искусства. Термин происходит от итальянского слова gotico (свойственный готам) и носил условный характер...

Культура и искусство XVII–XIX веков

Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение в Риме...

Культура и искусство Кампучии

Следы человеческой деятельности, сохранившиеся на территории Кампучии, относятся к середине 5 тыс. до н. э. На протяжении всей истории изучения памятников архитектуры Камбоджи важную роль играли раскопки...

Культура Мезоамерики

В научной литературе этот народ часто именуется ягуарьими индейцами. Это можно объяснить тем, что они отождествляли себя с ягуарами, считая их своими тотемами. Согласно легенде...

Культура Руси

Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву...

Мировая культура XX века

Что касается авангардного искусства, то это явление, целиком принадлежащее светскому миру и миру искусства, и не должно претендовать на некую особую роль в жизни человека. Правда, на заре рождения авангардизма...

Музыка как вид искусства

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства...

Особенности древнеегипетской культуры

Древнее и среднее царства. Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру...

Средневековая арабско-мусульманская культура

Средневековая арабская архитектура впитала в себя традиции ими же завоеванных стран - Греции, Рима, Ирана, Испании. Искусство в странах ислама также развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети...

Средневековое общество

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих...

Искусство пения


Предисловие

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу".
Термин "вокальная школа" в узком смысле слова предполагает совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. "Национальная вокальная школа" - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса. Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выраженным "вибрато", легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пассажей итальянцев отличались от инструментального "прямого" звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения представителей русской вокальной школы.

В середине XX века произошла нивелировка национальных школ. В настоящее время вряд ли правомерно говорить о национальных школах, ибо существует единая эталонная школа вокального искусства. Ее представителями являются певцы всего мира независимо от национальной принадлежности: русские Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, болгарин Николай Гяуров, испанка Мансеррат Кабалье, гречанка Мария Каллас, американка Биверли Силз, испанец Хозе Карерас, уроженка Австралии Джоан Сазерленд и многие другие.
В наш век бурного научно-технического прогресса представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.

Экспериментально-теоретические исследования так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной педагогики и в конечном счете - исполнительства.
В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им. Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им. Гнесиных.

О пении и певцах

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе.
Петь любят все. Но певцами можно назвать только таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональные, ими могут быть и любители. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного особой окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок (складок). Голосовые связки могут быть длинными или короткими, толстыми и тонкими. Они, как струны музыкального инструмента, воспроизводят звуки различной высоты и тембра. Вторым важным фактором, от которого зависит тембр голоса, являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гаймаровы полости, твердое небо, носовая перегородка: не меньшую роль играет строение грудной клетки и т.д. Кроме того, на природу тембра влияет форманта - призвук, почти неизменный по частоте, присутствующий во всех тонах данного голоса и придающий ему характерную окраску. Красота тембра голоса зависит от обогащения звука голоса обертонами (дополнительными, более высокими тонами).

От совокупности всех перечисленных природных качеств зависят те или иные качества тембровой окраски голоса: яркий или тусклый звук, высокий или низкий, приятный или некрасивый оттенок звучания и т.д. Способность певца управлять голосом (и тембром в особенности) равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.
Певческий звук, как и всякий другой, существующий в природе, есть не что иное, как колебание воздуха, имеющее определенную частоту.

Кроме тембра, всякий музыкальный звук имеет три качественных признака: высоту - определенное количество колебаний звуковой волны в секунду, громкость - интенсивность этих колебаний и продолжительность.
Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обостренный общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. И все же музыкальный слух поддается развитию.
Здесь же заметим, что вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.
Часто для выступлений на сцене певцы пользуются микрофоном. Но никакие технические усовершенствования не могут заменить природной красоты человеческого голоса.

Три манеры пения

С детских лет человек слышит народное пение, которое близко к нашей речи. Природная чистота интонации человеческого пения достигается естественной связью между преставлением высоты звука и его воплощением голосовым аппаратом, работающим в привычной речевой манере. Народное пение, по состоянию при нем голосового аппарата, можно назвать естественно-разговорным. Чаще всего народный голос имеет грудное звучание. Октавный диапазон грудного звучания может "передвигаться", что зависит от свойств голосового аппарата (более открытое или закрытое произношение гласных и согласных звуков, гортанный или носовой оттенок и т.д.). Грудное пение при выходе за рамки октавного диапазона требует головного звучания, называемого у русских народных певцов пением "тонким голосом" (у женщин), а у мужчин "фистулой" и отличается неприкрытостью и ровностью.

Разговорной манерой пения пользуются также драматические актеры. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академи¬ческой манере. Красивые народные голоса встречаются не часто и требуют к себе бережного отношения. Характерной представительницей певиц с народной манерой является Александра Стрельченко.

Молодежь сейчас чаще слышит легкую эстрадную музыку и поэтому невольно, а порой и сознательно юноши и девушки подражают эстрадным ис¬полнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу.
Чтобы понять - почему, вначале поговорим об академической манере пения.
Вот о каком интересном событии из жизни будущего великого певца Италии читаем мы в книге А.Лесса "Титта Руффо".

"И вот однажды, раздувая кузнечные мехи (он работал кузнецом), Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти (некоторое время жившем в их доме, баритона) стараясь показать, как он поет. И вдруг Руффо в самом деле запел. Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разлившейся подобно наводнению. Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от радости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения, проговорил: "Мама... у меня голос... баритон!"

Рождение голоса (даже классического) для одних неожиданность, хотя это вполне можно объяснить, а для других долгий кропотливый труд.
История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Виньиамино Джильи, Марио Ланца, Галли Курчи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато... и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова...
Их голоса являются эталоном звучания в академической манере (прикрытого звучания голоса).

Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной.
Академическая постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых данных человека.

"Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.
Интересно, что можно иногда наблюдать ловкие подражания академических певцов "открытому" пению. Шаляпин, исполняя народные песни или создавая народные образы, применял более "открытый" звук. Это была сознательная стилизация народного пения.

Итак, мы разобрали две манеры пения: открытую и прикрытую, народную и классическую (академическую).
Певцами классической эстрады становятся певцы с академической манерой пения: И.Кобзон, Л.Лещенко, Л.Сенчина... и оперные певцы.

На современную эстраду (легкой и джазовой музыки) приходят певцы и певицы полуприкрытой манеры прямо из самодеятельности. Они становятся исполнителями российской или зарубежной эстрадной песни, солистами вокально-инструментальных ансамблей.

При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек" - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие же переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.
Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, который при работе в обучении может стать красивым, профессионально звучащим. По мнению профессора Гандольфи, "каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане".

"При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." - Фелия Литвин.
Как известно, современное вокальное исполнительство основано на лучших классических традициях русской вокальной школы, созданной и закрепленной в течение длительного времени великими композиторами - М.Глинкой, А.Даргомыжским, М.Мусоргским и творчеством таких представителей вокального искусства, как О.Петров, А.Воробьева - Петрова, Ф.Стравинский, П.Хохлов, А.Нежданова, Л.Собинов и Ф.Шаляпин, имена которых украшают русскую музыкальную культуру.
Они определили и основные художественные требования русской вокальной школы.

Список используемой литературы.
1. «Вопросы вокальной педагогики». Выпуск 7 - 1984 г.
2. Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.
3. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.
4. Лемешев С.Я. Путь к искусству.
5. Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество.
6. Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.

Создавать художественные образы, передавать восторг, отчаяние, теплоту с помощью голоса люди научились давно, а пение, как искусство зародилось, когда возникло стремление выражать чувства в музыкальной линии. Ни один инструмент не может передавать богатство человеческих эмоций, как голос. Что такое вокал, и почему в погоне за идеалом люди порой теряют самое главное - свободу, искренность, легкость исполнения - интересует многих наших современников.

Вокальное исполнение - одно из древнейших способов донести яркие образы народного творчества. В процессе развития певческий феномен сформировал особые музыкальные направления, когда мастерское владение голосом рождало кумиров на эстраде, в опере, фольклоре.

Вокалист должен обладать определенными способностями:

  • правильно воссоздавать звуки различной высоты;
  • владеть чувством ритма;
  • знать нотную грамоту, теоретические основы;
  • уметь координировать слуховой механизм с голосовым аппаратом.

Некоторые навыки вокалисты развивают в процессе обучения, получают знания, необходимые для профессионального воплощения в любом направлении.

Классическое исполнение

По мере того как развивались разные стили, академический вокал, истоки которого начинаются с XVI века, остается базовой основой для всех исполнителей. Чтобы научиться петь хорошо, недостаточно иметь сильный голос.

Что такое академический вокал? Профессионалы знают, что половина успеха зависит от правильного дыхания, а работа заключается в ежедневных тренировках. У педагогов по мастерству есть масса приемов, при помощи которых они добиваются максимального раскрытия гортани. Специальные методики помогают совершенствовать технику для глубокого насыщенного пения.

  1. Умелое использование резонаторов певческого аппарата один из важнейших аспектов вокала. Для большинства вокалистов навыки приходят с накоплением опыта. Способность направлять звук в нужное русло - важное условие для вокалиста.
  2. Владение точкой опоры. Академический певец должен уметь извлекать звуки нижней и верхней позиции. Для этого используются головные, грудные резонаторы.
  3. Развитие образного мышления. Все знают - голос исходит из гортани, но артист должен представлять, что звуки зарождаются в груди, а уж потом вырываются наружу. При исполнении высоких нот репетиторы добиваются легкости звучания, ощущения, что звук, проникая через мягкое нёбо, выходит из темени.

Когда связки максимально открыты, при одинаковой тесситуре становится намного выразительнее. Обладателю уникальной гортани Ф.И. Шаляпину не нужно было «зевать» днями напролет, ходить с ложкой во рту, чтобы раскрыть связки.

Есть мнения, что Лучано Паваротти не использовал никакие точки и позиции, он пел при естественном положении связок, но уникальность его тембра, излучающий тепло голос вряд ли кто-то станет оспаривать. Но даже систематичные тренировки не всем помогают приблизиться к идеалам.

Особенности эстрадного исполнения

Популярное искусство во многом отличается от классического стиля, но далеко не каждый, обладающий красивым голосом, умеет петь современный репертуар. Школа эстрадного искусства основывается на собственных приемах и отличительной манере исполнения.

Когда спрашивают, что такое эстрадный вокал, людям интересно знать, какой смысл отражает это выражение, и чем популярное исполнение отличается от академического творчества. Ступени базовой подготовки вокалисты проходят практически одинаково. Они работают над дыханием, развитием диапазона, умением управлять голосовым механизмом.

Классический стиль обычно воспринимается подготовленными и музыкально образованными людьми. Эстрадный вокал - это открытая манера извлечения и подачи звука, он понятен для большинства слушателей. Светское содержание, простая форма изложения тоже требует от исполнителя определенных навыков. Уроки эстрадного мастерства, как и в других направлениях певческого искусства, начинаются с выполнения определенных упражнений:

  • изучения основ правильного дыхания;
  • извлечения резонаторного звука;
  • освоения певческих позиций.

После подготовительных упражнений начинается работа над и номерами для выступлений. Вначале исполнители испытывают трудности - сложно объединить все моменты. Но регулярные и последовательные занятия позволяют в дальнейшем не задумываться об академических основах - они выполняются механически. Эстрадное исполнение объединяет несколько направлений:

  • выразительный джаз;
  • мелодичные и зажигательные народные песни в современных обработках;
  • бардовские композиции;
  • рок-музыка;
  • поп-музыка.

Это позволяет выходить за рамки культурных, социальных и языковых традиций. Отличия вокального мастерства среди академических исполнителей и эстрадных певцов размыты. Во всех случаях профессиональный артист должен обладать главным богатством - голосом, четкой дикцией, широким диапазоном.

Оттачивая мастерство базовыми упражнениями, ежедневными репетициями, вокалисты выходят на сцену, не концентрируясь на технике исполнения. Публика наслаждается представлением и одаривает певца аплодисментами. Слушатели не задумываются над тем, чего стоило академическому или эстрадному исполнителю его успешное выступление.

Вокальное искусство — вид музыкального исполнения, основанный на мастерстве владения певческим голосом. Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но артистическое пение, как академическое, так и эстрадное, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, нужно уметь петь, чтобы служить искусству и сохранить голос. Что дает школа? Она создает музыкальный инструмент, превращает гортань, дыхательную систему и резонаторы в гармоничное целое, которое может породить музыкальный звук, соответствующий эстетическим и акустическим законам. Акустическим же законам нет дела до различия школ, потому что они ведают лишь самой физической природой звука. Школа лишь исправляет недостатки и несовершенства.
В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно, пели простые и спокойные мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент примитивных инструментов. Пение, танцы и музыка лежали в основе воспитания, составляли основу гуманитарной части обучения в гимназиях, где вокальные упражнения перемежались с атлетическими, имея целью добиться гармоничного развития личности.

Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.

Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квинтет, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Пение выигрывает в музыке мелодичной, дающей возможность певцу передавать исполняемое свободно, не делая над голосом слишком больших усилий, не утомляя его приёмами, противными его натуре. Музыка для пения не должна носить на себе характера инструментального, то есть не должна заключать в себе приёмов, более подходящих к инструменту, чем к голосу.

Специальность «Эстрадный вокал»

Эстрадный вокал — эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

На отделение вокального исполнительства принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. В задачи обучения входят формирование и развитие:

  • художественного восприятия музыки.
  • певческих навыков.
  • исполнительских навыков.
  • навыков овладения сценическими приемами, характерных для разных жанров эстрадной музыки.
  • чувство метра и ритма.
  • тембра голоса.
  • бережного отношения к слову.
  • навыков вокального исполнения произведений.
  • навыков работы с фонограммой и микрофоном.
  • навыков сольного исполнения в сопровождении оркестра, фортепиано и других музыкальных инструментов.

Основной предмет – сольное пение. Занятия проводятся в индивидуальной форме. В младших классах по 1 часу в неделю (40 минут), а в старших классах по 2 часа.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (1 урок в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Музыкальная литература

Вокальный ансамбль – групповые занятия. В младших классах по 1,5 часа в неделю, в старших по 2 часа в неделю. Здесь воспитываются способности к коллективному творчеству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, дикции, строе, ритмической организации и нюансировки.

Сценическое движение – групповые занятия, где формируются музыкально – двигательные и художественно – творческие танцевальные способности учащихся. Развиваются чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, танцевальная выразительность, координация движений. Танцевальные движения – это дополнительные средства выразительности. Хорошее общее впечатление от внешности исполнителя, его манер, его позы, жестов крайне необходимо для успешного испонения вокального номера.

Музыкальный инструмент –

Специальность «Академическое пение».

Академическое пение – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Одно из прекраснейших изобретений человечества – это хор. В последние годы хоровое движение в России идет впере. Рождаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы. Все больше и больше юных исполнителей интересуются хоровым пением. Почему? Наверное потому, что…В первую очередь – хор дает человеку ощущение счастья. Можно сказать, что хоровое пение имеет оздоровляющий эффект. Ну, а детское хоровое пение – это один из реальных путей формирования физически и духовно здорового молодого поколения.
Хор – это особая – «ячейка общества», как большая семья, где каждая, обладает своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. Особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский:
«Какое могучее средство – это хоровое пение!
В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
И, наконец хор – как признаются сами участники этого творческого содружества – это просто весело!

На отделение хорового пения принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. В задачи обучения входят не только обучение данному виду искусства. В процессе осущетвляется развитие детского голоса, решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности учащегося, а также умение ученика подчинить свою индивидуальность задачам коллектива, в чем проявляется главная суть хорового исполнительства – коллективность.

Основной предмет – хор. Групповые занятия по 3,5 часа в неделю на протяжении всего периода обучения. Здесь прививается детям любовь к хоровому пению. Создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела.

Сольфеджио

Музыкальная литература (с 4 класса один урок неделю).Этот предмет действительно имеет много точек соприкосновения и с литературой, и с историей, и с живописью. Ведь вся история развития культуры неотделима от развития музыкального искусства. На уроках музыкальной литературы дети, имеющие склонность к гуманитарным наукам, углубленно, на профессиональном уровне, изучают историю искусств. Путешествуя из века в век, они знакомятся с мировыми музыкальными шедеврами и их создателями. Они свободно ориентируются в таких художественных течениях, как барокко, классицизм, романтизм, модернизм.

Вокальный ансамбль – групповые занятия по 0,5 часа в неделю. Здесь воспитываются способности к коллективному творчеству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, дикции, строе, ритмической организации и нюансировки.

Вокал – индивидуальные занятия по 1 часу в неделю на протяжении всего срока обучения. Цель занятий – улучшение вокальной стороны звучания всего хора через индивидуальную работу с певческим голосом каждого ребенка. Особенно этот предмет рекомендуется перспективным учащимся для более полного раскрытия певческого потенциала (подготовка солистов к концертам и конкурсам), а также учащимся, у которых существуют проблемы в накоплении вокально – хоровых навыков на групповых занятиях (необходим индивидуальный подход).

Музыкальный инструмент – любой, по желанию учащегося. Занятия в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

С пециальность «Фольклорное искусство».

Народно-песенное творчество — тот первоисточник, который заложил основу русской музыкальной культуры. В России коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития.
Характеризуя русское народное хоровое пение, следует отметить прежде всего его многоголосную основу, использование примарных звуков, наиболее удобных и естественно звучащих в певческом диапазоне. Певцы гибко «ладили» между собой, поэтому пение отличалось слитностью звучания, чистотой интонирования. Выразительная интонация слова, распевность мелодии, которая насыщалась тембровыми красками, придавали народному пению особую теплоту, проникновенность и задушевность.
Русское народное пение вытекает из естественной живой интонации речи, звуковая волна как бы подчиняется смыслу пропеваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определенным словом, а чувство - интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально-драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становятся средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Слово в русском пении всегда было предметом особой заботы. Манера исполнения русских песен характеризуется прежде всего бережным отношением к слову. Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства - радость и раздумье о жизни, раскрывал свое душевное богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобретало глубокую осмысленность и искренность.
Именно на основе народного пения исторически развивались высокая профессиональная хоровая культура России и профессиональное музыкальное образование.

Особенно ярко обозначились принципы русской певческой школы во второй половине XIX столетия, в эпоху общественного подъема. Распевность в этот период становится еще более характерной и самобытной стороной русского хорового исполнения, которое отличается также непринужденной и свободной подачей звука, чистотой интонации динамически ровного и темброво — слитного органного звучания.
Народное пение всегда было и остается по сей день неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры. Русское народное пение, в частности хоровое народное пение, обладает многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием и огромными влиянием на эмоциональный, нравственный и душевный настрой как исполнителей, так и слушателей. Именно это объясняет постоянный интерес к хоровому исполнению народных произведений и обуславливает его популярность.

Такое возрождение любви к национальной культуре неслучайно и уже не воспринимается как нечто экзотичное и чисто декоративное. Сегодня народная культура снова стала духовной основой общества. Манящее, искреннее, энергичное живое пение хоровое и сольное народное пение не оставит никого равнодушным. Чистота песенных форм, поэтическая легкость и яркая живая энергетика – это то, что выгодно отличает русское народное пение.

На отделение фольклорного искусства принимаются дети в возрасте 8 – 11 лет и обучаются по программе пятилетнего обучения.

Основной предмет – хор (по 2 часа в неделю). Здесь развиваются музыкальные способности учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого учащегося в интенсивную практическую деятельность.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (по 1,5 часа в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Народное творчество - групповые занятиясо 2 класса один урок неделю. Этот предмет является основой для расширения музыкального кругозора, формирования музыкального вкуса и профессионализма. Изучение народного творчества включает в себя широкий круг вопросов:

  • знакомство с наиболее значительными и яркими образцами русского фольклора.
  • изучение его основных жанров с последующим практическим применением полученных знаний в хоровой исполнительской практике.
  • краткая музыкальная характеристика фольклорных жанров.
  • понятие обряда, северной и южной традиций.
  • умение ориентироваться в структуре обряда.
  • определять по тексту незнакомой песни ее жанровую принадлежность.

Изучение жанров фольклора тесно связано с примерами из русской музыкальной классики.

Вокальный ансамбль – групповые занятия по 0,5 часа в неделю. Здесь воспитывается бережное отношение к народно – песенному искусству, развиваются навыки многоголосия, унисона. Вырабатываются качества единения в интонации, четкой дикции, строе, ритмической организации и нюансировки. Ведется работа над народной исполнительской манерой и приемами, свойственными народному пению.

Вокал – индивидуальные занятия по 1 часу в неделю на протяжении всего срока обучения. Цель занятий – постановка голоса. Музыкальный инструмент певца – голос, функционирует по законам физиологии. Голос требует бережного отношения, гигиена голоса – область очень важная для каждого певца. Вокально – техническое развитие учащегося осуществляется путем систематической работы по созданию правильного певческого звучания. Необходимо научит вокалиста разбираться в музыкальном содержании произведения, форме, идейной и эмоциональной сущности теста.

Фольклорная хореография – групповые занятия по 2 часа в неделю. Изучение основ фольклорной хореографии расширяет исполнительские возможности учащихся, формирует навыки исполнения танцевальных элементов в разных стилях, знакомит с историей народных танцев. Основные задачи – ознакомление с основными элементами народного танца, ознакомление с характерными особенностями танцевального искусства различных областей России, приобретение элементарных навыков сценического воплощения народного танца.

Музыкальный инструмент – любой, по желанию учащегося. Занятия в индивидуальной форме по 1 часу в неделю.

Преподаватели отдела хоровых дисциплин

Нечаева Татьяна Владимировна
заведующая отделением,
преподаватель по классу вокала,
образование высшее,общий
стаж работы 28 лет,стаж работы по специальности 28 лет,
высшая квалификационная категория. Руководитель вокальных ансамблей:
«Смайлик», «Конфетти», «Дуэт», «Мандаринки», «Данко»

Герасименко Светлана Викторовна

стаж работы 14 лет,стаж работы по счпециальности 14 лет,
первая квалификационная категория.Руководитель хоровых коллективов:«Петушок», «Капельки», «Детство», «Колокольчик», «Каприччио», «Бамбино».

Солодкова Мария Владимировна
преподаватель по классу вокала, хора,образование высшее,общий
стаж работы 10 лет, стаж по специальности 10 лет,э вторая квалификационная категория.
Руководитель фольклорного ансамбля «Горлинка».

Чонгова Евгения Игоревна
преподаватель по классу вокала и хора фольклорного отделения.
образование высшее,общий
стаж работы 4 года, стаж работы по специальности 4 года.
Руководитель фольклорного ансамбля «Масленица»

Бечер Валерий Исаакович
концертмейстер фольклорного отделения, образование высшее,
общий стаж работы 39 лет,стаж работы по специальности 39 лет,

Черницына Анна Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин фольклорного отделения, образование высшее,
общий стаж работы 21 год,стаж работы по специальности 21 год,

Головина Елена Николаевна
концертмейстер отделения вокального исполнительства,
образование высшее,общий
стаж работы 32 года,стаж работы по специальности 32 года,
высшая квалификационная категория.

Малахова Галина Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин вокального и хорового отделов, образование средне — специальное,общий стаж работы 42 года,стаж работы по специальности 42 года,
первая квалификационная категория.