Художественная культура мезоамерики. Обычаи и культура одежды


Художественная культура Мезоамерики

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль-турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев-шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос-ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско-го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа-ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме-ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись-менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со-хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис-пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука-турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред-ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант-ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража-ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче-ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ-ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты-ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Скорее всего, пирамида одновременно служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков , создавших свою цивилизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Особенно поражала своим великолепием столица ацтеков Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико — ныне столица Мексики (по имени главного бога войны — Мехитли). Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты, и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале XVI в. город был покорен и разрушен испанскими завоевателями — конкистадорами.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура . Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова «воина-орла», в которой мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики : грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи, приготовившегося к прыжку кузнечика, курительные трубки, украшенные сидящей фигурой бога огня.

Немногочисленные сохранив-шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер-ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви-лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя-ми в IX—X вв. майя изобрели точ-ный солнечный календарь, опреде-ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате-матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви-тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от-личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп-ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо-димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи-тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз-ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе-ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла-мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за-гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ-ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза-ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже-земное нашествие, бесконечные войны...

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек-туры . В них поражают удивительное чувство пропорций, вели-чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанные по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырех дворов и сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся еще три храма — Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692). Вот как описывал свою первую встречу с городом французский путешественник М. Пессель: «Руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках — свидетелях былого могущества и славы».

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест-ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче-скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на-звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не-редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси-канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим-волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору-жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ-ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель-но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука-ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле-чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра-сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха-рактерные черты. В нем существовал канон, который определял-ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со-вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа-ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли-шенный чувств и особенностей ха-рактера. Его лицо передавало равно-душие и спокойную величавость. По-коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови-новение... Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли-фическим текстом, содержавшим ин-формацию о его рождении, правле-нии, военных победах и других успе-хах.

Художественная культура наро-дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после-дующих эпох.

Художественная культура инков

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков — индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Ар-гентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о воз-никновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка — Сын Солнца, а сами инки счита-ли себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо-того диска с человеческим лицом являлось предметом официаль-ного культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес-те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од-нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото-рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре-мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро-нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского перио-да — главный храм Солнца — «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели — люди, птицы, ящерицы, насекомые — были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако . На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики . Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

Вопросы и задания

1. Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер?

2*. Что вам известно о художественной культуре классического периода? Расскажите о шедеврах искусства ольмеков и об архитектурных сооружениях в городе Теотиуакан.

3. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?

4. Каковы художественные достижения майя? В чем проявились характерные особенности их архитектуры и изобразительного искусства?

5*. Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления этого народа?

Творческая мастерская

1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Художественные достижения народов доколумбовой Америки»; «Шедевры искусства ацтеков»; «Мировое значение художественной культуры майя»; «Отражение мифологических представлений в архитектуре и рельефах майя и ацтеков»; «Заговорившие письмена (об истории возникновения письменности народов доколумбовой Америки)», «Древнейшие города Ме-зоамерики»; «Загадки погибших цивилизаций Мезоамерики»; «Предания и мифы народов доколумбовой Америки и их отражение в современной культуре»; «Миф и реальность в творчестве Д. Риверы».

Книги для дополнительного чтения

Ацтеки: Империя крови и величия. М., 1997.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.

Мексика. Путешествие в страну богов: Памятники древности. СПб., 2002.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., 1999.

Яковец Ю. А. История цивилизаций. М., 1997.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Мезоамерики 10 класс

Доколумбовая Америка (до 1492 г.)

Территория Центральной и Южной Америки Возникли культурные цивилизации: Ольмеков Ацтеков Майя Инков

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков. Проживали на побережье Мексиканского залива во 2-1 тысячелетия до н.э. У ольмеков были спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно – прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь.

Архитектура Архитектура сохранилась плохо. Мировую известность получила огромная каменная голова высотой до 3м и весом до 40т. Не известно её предназначение, вероятно – культовый характер.

Новая цивилизация Город Теотиуакан в Центральной Америке. Сохранилось два главных храма, посвящённых Солнцу и Луне. С. 54 аб.2

Художественная культура ацтеков В 11 веке с севера пришли завоеватели – ацтеки, которые создали свою цивилизацию. Основной чертой искусства охотничьих племён ацтеков было поклонение богам.

Главным местом поклонения богам были храмы. Поражала великолепием столица ацтеков Теночтитлан, или Мехико – ныне столица Мексики. Центр города находился на острове посреди озера.

Скульптура ацтеков Монументальные статуи божеств носили абстрактный и условный характер. Статуя Коатликуэ – богиня земли и весеннего плодородия. Она выполнена из початков кукурузы, когтей и клыков ягуара, человеческих черепов и ладоней, перьев, змей, лап орлов и т.д.

Чтение. С. 56 аб 1 снизу, с.57 Погребальная маска Ювелирные изделия

Художественная культура майя Племя майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение, изобрели иероглифическую письменность.

Архитектура. Отличие. (с. 58 аб.1) Египетские пирамиды Храм Надписей ацтеков

Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Правила игры с. 59 аб.1 снизу

Художественная культура инков. Империя инков – индийский народ, живущий с 11 в. На территории современного Перу. Существуют легенды о появлении империи инков (с.61 аб.2)

Скульптура. Рельеф на вратах Солнца в Тиауанако

Домашнее задание: Искусство первобытного человека Художественная культура Передней Азии Архитектура Древнего Египта Художественная культура Мезоамерики. ПОВТОРИТЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о

Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...


Особая культурно-географическая область - Мезоамерика - включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Существование древней культуры в мезоамерике, которая процветала около 1100 лет н.э. по-прежнему озадачивает историков. Речь идет о загадочных ольмеках. Их религиозные ритуалы далеко не до конца поняты, так же как не понято само происхождение ольмеков. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э.

По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

Некоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

Ольмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Цивилизация Майя охватывала большую часть региона Мезоамерики.
Говоря о «древних майя» - имеется в виду история одного из самых важных доколумбовых Мезоамериканских культур. Вопреки распространенному мнению, цивилизация майя никогда не «исчезли». По крайней мере, не совсем, как их потомки до сих пор живут в регионе, и многие из них говорят на любом из языков семьи майя.


погребальная маски короля Пакаля

К"инич-Ханааб"-Пакаль I (Великий) («Солнечная Водяная Лилия - Щит») - это, вероятно, самый известный из всех царей в истории классических майя. Его правление представляет собой прекрасный пример того, какой глубокий след может оставить в истории выдающаяся личность.


Красная Королева


Теотиуакан "место, где были сделаны боги; Город Богов" это имя, данное ему был одним из крупнейших городов в Центральной Америке во время доиспанской эпохи.

МАСКИ Теотиуакан






Империя ацтеков

МАСКИ Aztecas




Мексиканские традиционные маски созданные для ритуалов, несут не только художественные, но и религиозные функции. Существует бесчисленное множество фестивалей, где маски используются в сочетании христианских традиций и традиций коренных народов. Эти фестивали часто включают парады и уличный театр. Эти маски, вырезанные из дерева, расписанную украшений и веревкой сизаля, рогов животных или зубов.



По признанию подавляющего большинства специалистов, местные цивилизации возникли и развивались без какого-либо ощутимого воздействия других очагов культуры, находившихся в Египте, Двуречье, долине р. Инд, и прошли примерно через такие же стадии развития, что и древние общества Старого Света, но с некоторым хронологическим отставанием.

Оригинальный и самобытный характер мезоамериканских цивилизаций подчеркивается тем, что они были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IX-X вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных. В большинстве районов Мезоамерики экономической базой складывающегося раннеклассового общества было подсечно-огневое ("мильповое") земледелие высокой продуктивности Четкий астрономический агрокалендарь, высоко поставленная селекция растений и тщательный уход за посевами обеспечивали, даже при наличии примитивных земледельческих орудий (палка-копалка "коа", мотыга с каменным наконечником и каменный топор-кельт), получение довольно значительного прибавочного продукта. Существовали и интенсивные формы-земледелия (ирригация, "плавучие сады" - чинампы, "приподнятые поля", террасы, дренажные каналы и т.д.). Однако они имели значение лишь для населения некоторых областей Мезоамерики (долина Мехико, Оахака, Пуэбла, Кампече - в Мексике и Петен в Гватемале) Содди, Д. Великие культуры Месоамерики [Текст] /Д. Соди. Пер. с испан. - М.: Знание, 1985. - С. 7.

Успешное развитие земледелия не сопровождалось развитием скотоводства. Местная порода лошадей, которая могла бы в дальнейшем оказаться столь же полезной, как и в старом Свете, вымерла в Америке очень рано (около 10 тысяч лет назад). Коровы и овцы были неизвестны, а карибу (олень) и бизон, которые могли бы занять из место, если бы их приручили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них Яковец, Ю.Я. История цивилизаций. [Текст] / Ю.Я. Яковец. - М: Владос, 1997. - С. 58.

В своем классическом очерке Кирхгофф несколько выделяет подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские низшие народы, земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента

В своей работе Кирхгофф делает вывод, что культура мезоамериканская - это лишь часть паче обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельческих народов, и что отсутствующие элементы, в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были существовать в и Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.

Ранний этап. Хозяйственная деятельность все основана еще главным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прогрессивным увеличением возделывания растений. Начало оседлой жизни небольшими группами, семейными Взаимосвязь характеристик древнего мира с деятельностью человека. Американские цивилизации. [Электронный ресурс] /Цивилизации. - режим доступа: http: //www.all4parket.ru/nac.htm.

На раннем этапе развития (до середины II тысячелетия до н.э.) культуры зоны древних цивилизаций развивались изолированно друг от друга, достигнув в середине II тысячелетия до н.э. примерно одинаковой ступени развития. Этим объясняется легкость распространения земледелия, основанного на кукурузе, что привело к смене систем хозяйства у племен Колумбии, Эквадора и Перу. Начинается этап производящего хозяйства. Распространение кукурузы и элементов материальной культуры шло с севера на юг двумя основными путями: морем и, через территорию Эквадора в Андскую область, и сушей, по Панамскому перешейку на территорию Колумбии. Связи доклассического периода были чрезвычайно оживленными и, вероятно, двусторонними.

Жизнь населения в следующий, классический период характеризуется независимым развитием всех ее областей. Базисом служило культурное единство предшествующего периода. К этому периоду в Мезоамерике относятся теотиуаканская, майяская (Древнее царство), "ольмекская", сапотекская и некоторые другие культуры. В Южной Америке это культуры мочика, уари, тиауанако и лима.

Постклассический период - время оживленных передвижений племен в Мезоамерике и Андской области. Ломаются замкнутые рамки локальных культур предыдущего периода. Основные культуры постклассической Мезоамерики - тольтекская, ацтекская, юкатанских майя, миштеков. В Андской области - царство Чимор и империя инков Зубарев, В.Г. Древние цивилизации Мезоамерики /В.Г. Зубарев // История древней Центральной и Южной Америки. - Тула: ТГПУ им.Л. Толстого. 2004. - С. 6.

Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация

Историко-географическая справка. Цивилизация ольмеков: искусство и религия; мифология и тайна каменных голов. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги майя, наука и мифология, мировоззрение и представления о мироздании, система духовно-политического управления; религиозно-церемониальный характер игры в мяч, загадка гибели цивилизации майя. Тольтеки: торговля и воинское искусство - характерные признаки тольтекской цивилизации. Ацтекская цивилизация: военное искусство, Теночтитлан как культурный центр ацтеков. Инкская цивилизация: религия и мифология инков, дворцы и храмы - главное сокровище культуры инков, военная политика и управление в инкской империи, узелковое письмо и наука инков.

Географический регион на Американском континœенте, в пределах которого в доколумбовы времена процветала глубоко своеобразная цивилизация, обозначают термином ʼʼМезоамерикаʼʼ (буквально: срединная Америка). В этом регионе зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и классическая культура майя.

Первое определœение Мезоамерики как культурного региона принадлежит антропологу Паулю Киргоффу (1943). Раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки. Их территория включает в себя значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Первая в Мезоамерике цивилизация была создана ольмеками около 1200 ᴦ. до н. э. Точнее, ʼʼрадиоуглеродный анализ показал, что „городище" Сан-Лоренсо зародилось около 1300 ᴦ. до н. э., а своего расцвета достигло после 1200 ᴦ. до н. э., когда там появились ольмекиʼʼ. *

* Кинжалов Р. Конец священного круга. Л., 1988. С. 219.

Мезоамерика.

На равнинах, тяготеющих к побережью Мексиканского залива, данный древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Храмы в этих центрах ольмеки строили в виде ступенчатых пирамид, но есть и конусообразные храмы как примеры подражания горам вулканического происхождения.

Отвоевывая у джунглей каждую пядь земли, борясь с дикой растительностью, ольмеки научились мелиорации. Помимо выращивания сельскохозяйственных культур, земледельцы выполняли также сезонные работы: помогали строить религиозный центр и транспортировали камень, шедший на сооружение памятников. Правители-жрецы, надзиравшие за этими работами, жили в центрах вместе семьями, слугами и небольшим числом ремесленников.

Ольмеки были великолепными мастерами, умевшими изготавливать самые разнообразные и глубоко оригинальные по стилю изделия - от миниатюрных подвесок из нефрита до огромных 20-тонных базальтовых изваяний. Ольмеки поражали своим скульптурным искусством. Их называли ʼʼнародом ваятелœейʼʼ. Множество различных скульптурок и скульптур украшали храмы и особенно алтари. ʼʼСтатуэтки стоящих и сидящих людей, каких-то уродцев, лягушек, улиток, украшения в виде цветов, нефрита͵ превосходно обработанного. Много изображений ягуара, культом которого ольмеки были просто одержимыʼʼ. * У ольмеков получила развитие живопись. Великолепные фрески были найдены в местности Хуштлауаки и Оштотитлан. На них были представлены различные сюжеты. Роспись поражала разнообразием красок.

Ольмекская цивилизация была теократией: земледельцы содержали своим трудом правителœей, поставляя в центр излишки своей продукции и выполняя различные работы. Взамен получали гарантию того, что ритуалы, совершаемые жрецами в центрах, помогут обеспечить им личную безопасность. Ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и сложную иконографию, в центре которой было несколько богов. Можно выделить в развитии мифологии две сложившиеся системы.

* Там же. С. 219.

Одна мифологическая система выделяет в качестве верховного и всœеобъемлющего божества ʼʼБогиню с косамиʼʼ, которая олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть. Из ее груди струится небесное молоко - дождь, она является владычицей влаги, кукуруза - дар этой богини Америке. Позднее в этой мифологической системе богиня распадается на множество богов, более их по своей функциональности. Ее изображают то в виде цветущей женщины, то в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, иногда - в виде старухи с отвисшей грудью. Встречается изображение этой богини в виде женщины с триединым торсом, олицетворяющим весенний расцвет, плодоношение, осœенне-зимний период. Некоторые изображения богов имеют две головы, что свидетельствует о том, что у ольмеков имело место размышление о дуальном характере мира. Найдены ольмекские печати, на которых изображена женщина в скорченной позе роженицы, а на животе - рисунок Солнца, что свидетельствует о том, что ольмеки почитали женщину как прародительницу рода и она являлась символом созидания, порождения всœего нового, источником развития.

Новой ступенью этой мифологической системы является этап, когда у богини появляется ʼʼтолстый сынʼʼ. Он стал восприниматься как посредник между людьми и богинœей, олицетворять кукурузу и солнце. Третий этап данной мифологической системы совпадает с появлением бога в качестве пожилого бородатого мужчины - прообраза будущего старого бога, олицетворяющего огонь, землетрясения. Он становится отцом ʼʼтолстогоʼʼ бога. Главным культом у ольмеков является культ бога-ягуара, защитника кукурузных полей. Ягуар обожествлялся потому, что распугивал животных, поедающих выращенные ольмеками культуры. Он стал покровителœем полей и земледельцев.

Вместе с возникновением условно второй мифологической системы у ольмеков всœеобъемлющее могущество приобретает бог - повелитель подземных недр с обликом ягуара. Богиня с косами становится его возлюбленной. От их союза появляются два сына - близнецы, полулюди, полуягуары. Дуальность, диалектичность, которая была свойственна матери-созидательнице, переходит на сыновей, один из которых олицетворяет дождь, другой - кукурузу

Последний изображается в образе мальчика, из головы которого вырастает трилистник кукурузы, а руки его сложены на животе. Появление двух мальчиков подтверждает и ацтекский миф, согласно которому два бога раздирают богиню земли на две половины, образующие небесную и земную твердь.

У ольмеков большое значение имел миф о зернах кукурузы, изначально спрятанных в горе. С большим трудом их нашел и достал бог Кецалькоатль и передал людям. В другом изложении мифа Кецалькоатль выносит из недр земли младенца (олицетворение кукурузы), чтобы передать его людям.

Сосуды в виде пленного. Культура мочика (Перу). I-VIII вв.

Наиболее известный атрибут ольмекской цивилизации - гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотес. Οʜᴎ свидетельствуют о том, что ольмеки были искусными мастерами. Базальт, из которого сделаны эти головы, добывался в горах Туштлы, удаленных почти на сотню миль от тех мест, где они были обнаружены археологами. Перемещение многотонных базальтовых блоков на такое расстояние требовало не только огромных физических усилий, но и соответствующей организации этих усилий. И хотя ольмекская цивилизация не была городом-государством, ее правители-жрецы обладали большой властью, способностью управления и организации.

Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это изображения голов врагов, так как в Древней Америке действительно сохраняли и увековечивали в камне головы врагов. Ацтеки сохраняли отрезанные головы врагов, принœесенных в жертву. Есть версия, что это головы юношей, которые отдавались в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из играющих в мяч. Он становился олицетворением бога маиса и обеспечивал урожай на 52 года. Игра в мяч у ольмеков носила религиозно-церемониальный характер, игре предшествовал сложный ритуал.

Ольмеки верили, что акт самопожертвования, самоубийства обеспечит бессмертие и всœе блага в вечной жизни. Предполагают, что самые красивые девушки посœелœения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие юноши, играющие в мяч.

В ольмекское время зародилось представление о четырех сторонах Вселœенной, символом которой был андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно сказание о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением маиса в пятую эпоху она погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считается бог, преподносящий людям маис, на плечах и на коленях которого лежат головы четырех других богов - покровителœей предшествующих четырех эпох.

За пятнадцать столетий до открытий Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь

Боги подавляют ʼʼбунт вещейʼʼ. Роспись сосуда. Культура мочика.

Он был необычайно сложным по структуре и толкованию и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся ʼʼ колес ʼʼ, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени.

Период с 800 до 400 гᴦ. до н. э. считается среднеархаическим временем Мезоамерики, и культура ольмеков имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами, записанными в системе длинного счета͵ стояли в городах. Богатые ритуальные центры с определœенной ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Центр Ла-Вента выделяется в целую культуру, которая так и принято называть - культура Ла-Венты.

Относительно ольмекской цивилизации два вопроса - о ее истоках и о процессах складывания - остаются открытыми для самых разных умозрительных построений. Почему посреди джунглей расцвела уникальная цивилизация, остается загадкой для историков. А вот исчезновение ее понятно. Культура ольмеков незаметно и плавно перешла в культуру майя.

Около 300 ᴦ. до н. э. в географической области, примыкающей к ольмекским равнинам, на территории, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза (Британский Гондурас) и Гондураса, начала складываться великая цивилизация.

Культура мочика. Археологический комплекс. 1-VIII вв.

Здесь народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, выразительные руины которых хорошо сохранились, несмотря на разрушительное действие времени и природной стихии. В результате раскопок в этих центрах археологи получили большой материал, свидетельствующий о выдающихся художественных и интеллектуальных достижениях древних майя. Тот, кто видел такие города майя, как Тикаль или Копан, не может не поразиться удивительному мастерству их строителœей - архитекторов и скульпторов. Майя добились также крупных успехов в сфере письменности, в астрономии, в изготовлении керамики и работе по камню, а также в экономической, социальной и религиозной организации.

Появление больших по размерам ритуальных центров - отличительная особенность культуры майя. Их, строго говоря, (как и ольмекские) нельзя назвать городом. Хотя он состоял из целого ряда больших и разнообразных зданий, населœение его не было многочисленным. Это даже дало некоторым ученым повод назвать центры майя ʼʼпустыми городкамиʼʼ. Постоянное населœение ʼʼгородковʼʼ состояло в основном из жрецов, их слуг и небольшого числа ремесленников. Жрецы жили в больших домах или дворцах в самом центре и вокруг него. Основная масса рядовых земледельцев-общинников жила в гораздо более скромных деревянных и тростниковых домах в окрестностях ʼʼгородкаʼʼ. Исходя из исторических и современных аналогий, ученые предполагают, что в определœенные периоды года, по случаю больших религиозных праздников, таких как праздник сева, земледельцы стекались в эти религиозные центры, чтобы принять участие в религиозных церемониях или просто присутствовать на них. В другие периоды года некоторых земледельцев призывали в центры на строительство новых храмов, посвященных богам, и дворцов, предназначенных для их земных представителœей - жрецов.

Настенная роспись в Храме воинов. Чичен-Ица.

Древнейшая иероглифическая надпись майя (Лейденская таблица). Нефрит. 320 ᴦ. до н. э.

Майя воздвигали в своих ритуальных центрах скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. Иероглифический текст обычно относился к правителю-жрецу, чье изображение также присутствовало на памятнике. Текст мог содержать описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто приводилась и дата смерти этого лица или его прихода к власти. Само лицо нередко изображалось при полных ритуальных регалиях (включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл - символ власти).

Учитывая тот факт, что индейцы майя создали точный солнечный календарь, настоящую иероглифическую письменность и необычайно высокое по уровню искусство (архитектура, скульптура, живопись), их часто называют ʼʼинтеллектуаламиʼʼ Нового Света.

Несомненно, народ майя обладал определœенными духовными ценностями, о чем свидетельствует богатство их культурных достижений, но об этой величайшей цивилизации древности до сих пор нам известно очень мало. Мы почти не знаем имен правителœей, военачальников и жрецов майя. Не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах и алтарях. Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели местных городов в конце I тыс. н. э.

Археологические раскопки позволяют изучить материальную культуру исчезнувшего народа. Культурные традиции исследовать сложно, поскольку завоеватели-испанцы с ревностным фанатизмом искореняли культуру и традиции майя. Повсюду уничтожались всœе следы языческой религии.

Несмотря на всœе усилия испанцев истребить их, глубоко укоренившиеся древние верования устойчиво жили среди индейцев. Οʜᴎ всœе еще поклонялись богам солнца, дождя и плодородия (именно к ним майя тайно взывали в период сева на своих полях), поклонялись верховному богу Ицамне и могущественному Кукулькану, в чьих храмах они молили об отмщении за свою горькую участь.

В истории майя есть такой факт: в городе Тутуль Шиу была собрана большая библиотека, состоявшая из книг, написанных индейскими жрецами до прихода испанцев. Обнаружив данный ценнейший архив, францисканский монах Диего де Ланда совершил акт бессмысленной жестокости, который лишил исследователœей одного из важнейших источников информации, дошедших до XVI в. Он приказал снести книги на городскую площадь и публично сжечь их.

Литература древних майя находилась на очень высокой ступени развития. Их книги, или кодексы, как их часто называют, представляют из себяодну полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Эту бумагу покрывали с обеих сторон белой известью. На ее поверхности индейские жрецы старательно выводили сложные иероглифические знаки, раскрашивая их растительными и минœеральными красками. Далее манускрипт складывали и заключали в деревянную или кожаную обложку, создавая том или кодекс, напоминающий по внешнему виду современную книгу. Сохранилось всœего лишь три таких кодекса майя. В 1739 ᴦ. был обнаружен в Вене и приобретен позднее государственной библиотекой Дрездена так называемый ʼʼДрезденский кодексʼʼ, который содержит в основном астрономические вычисления. Во второй половинœе XIX в. в Испании были найдены отрывки еще двух манускриптов майя. Исследование показало, что это части одного и того же документа - ʼʼКодекса Тро-Кортезианусʼʼ. Он представляет собой пособие для жрецов по астрологии. Этот кодекс хранится сейчас в Музее археологии и истории в Мадриде. Третий кодекс находится в Национальной библиотеке в Париже, где он был обнаружен в 1860 ᴦ. в ящике с забытыми документами. Большие куски этого манускрипта͵ названного ʼʼКодексом Пересианусʼʼ, отсутствуют. При этом сохранившиеся фрагменты содержат яркое описание некоторых божеств и религиозных церемониалов. Кодексы совершенно не освещают конкретных исторических событий. Бесценные летописи по истории цивилизации майя, от ее таинственных истоков до момента гибели, были уничтожены на костре инквизиции. Ценная коллекция рукописей, посвященных истории Северного Юкатана, содержится в книгах Чилам Балам, названных так в честь группы жрецов, славившихся своими пророчествами и способностью проникать в мир сверхъестественного.

ʼʼЗагадочная песнь из книг Чилам Балам повествует о событиях, возвестивших об окончании эры майя.

Ешь, ешь свой хлеб;

Пей, пей свою воду;

В данный день землю покроет пыль;

В данный день гибель придет на землю;

В данный день поднимется туча;

В данный день сильный человек захватит эту землю;

В данный день всœе погибнет;

В данный день ты закроешь мертвым глазаʼʼ. *

* Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнквшей цивилизации. М., 1966.С. 130-131.

Роспись Храма воинов.Чицен- Ица.

Изобретательность и талант этого народа наиболее ярко проявились в области математики и астрономии. Поскольку упомянутые сферы знания были особенно важны для жрецов, так как имели, по их мнению, тесную связь с духовными силами природы, жрецы майя изучали разнообразные аспекты времени, чтобы понять их сущность и ослабить их таинственное влияние на судьбы людей и империй. На базе этих трудов выросла календарная система, охватывавшая миллионы лет. Она породила, в свою очередь, довольно сложное мировоззрение. Майя никогда не считали время чисто абстрактным понятием, благодаря которому устанавливалась определœенная последовательность событий. Оно казалось им скорее таинственной, потусторонней и всœемогущей силой созидания и разрушения. Майя верили, что сменяющие друг друга последовательные циклы - дни, месяцы, годы - несут с собой милость или гнев бога. Каждый бог являлся покровителœем определœенного священного числа и получал соответствующие обозначения в иероглифах. Отрезки времени представлялись ʼʼношейʼʼ, которую несут на своих спинах небесные стражи.

В случае если бремя какого-нибудь определœенного цикла ʼʼбралосьʼʼ злым божеством, это могло иметь дурные последствия. Так продолжалось до тех пор, пока ʼʼноша времениʼʼ не передавалась более благосклонному богу. Будет ли определœенный месяц или год благоприятным или плохим, всœецело зависело от характера божества-носителя. Эта странная вера частично объясняет огромное влияние жрецов в обществе. Майя считали, что нельзя предугадать злобные намерения богов без жрецов. Οʜᴎ, выяснив различные свойства богов и разобравшись в их запутанных странствиях по дорогам времени и пространства, могли решить, какими отрезками времени владеют добрые боги, а какими - злые. Только жрецы-астрономы могли спасти людей от катастроф, вызываемых неверным толкованием божественной воли. Οʜᴎ изучали время в поисках счастливых или несчастливых циклов, надеясь на то, что, узнав будущее, сумеют направить свою судьбу по более благоприятному пути.

У майя существовало две системы измерения года: ʼʼцолькинʼʼ, или священный год из 260 дней; гражданский год- ʼʼхаабʼʼ, состоявший из восœемнадцати месяцев по двадцати дней в каждом; к ним добавлялся дополнительный месяц из пяти дней, что в общем составляло 365-дневный год. ʼʼХаабʼʼ использовался при обычном календарном исчислении, тогда как более короткий ʼʼцолькинʼʼ был связан с религиозными обрядами. Каждый день и месяц получали собственное имя и определœенный иероглиф. Для каждого иероглифа существовала так называемая ʼʼнормальная формаʼʼ написания и ʼʼзаглавная формаʼʼ - стилизованные знаки, изображающие фигуры людей, животных и мифологических существ.

При изучении календарных надписей ученым удалось узнать, что каждый цикл ʼʼначальной серииʼʼ отсчитывается от загадочной даты ʼʼ4 Ахау 8 Кумхуʼʼ, обозначающей, по-видимому, отправную точку хронологии майя. Эта дата носит название ʼʼнулевойʼʼ.

Поразительны научные достижения жрецов-астрономов, которые сделали возможным создание точного календаря. Много веков они внимательно учитывали и записывали данные о движении небесных тел - о ʼʼнескончаемых странствиях сонма боговʼʼ. Наблюдение за звездами велось с башен и высоких платформ по заранее нанесенным визирным линиям. Результаты старательно отмечались на картах. На их базе были составлены точные таблицы для предсказывания солнечных и лунных затмений. Особое внимание уделялось перемещению планеты Венера. При этом возник необычайно таинственный культ Венеры. Цикл движения этой планеты вокруг Солнца майя вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Для того чтобы устранить отклонения космического характера и отклонения за счёт високосного года, жрецы майя вносили в календарь поправки. Необходимость взаимной увязки различных систем календаря, а также 365-дневного гражданского года с 260-дневным ритуальным создавала дополнительные трудности.

Математическая система майя выражалась в витиеватых знаках заглавной формы и более распространенной системой черточек и точек.

Ицамна, один из главных богов майя, творец мира, изобретатель письменности,основатель жречества.

Принцип нуля - одно из самых выдающихся достижений майя в математике. Οʜᴎ использовали понятие нуля раньше индусов и арабов. Он изображался в их иероглифах в виде раковины, разжатой руки или же различных их деталей.

Характерной чертой цивилизации майя было то, что развитие религиозных воззрений шло вместе с развитием календаря, математики и письменности.

Космология майя приписывает сотворение мира богу Хунаб Ку. ʼʼОбязанностиʼʼ этого бога были настолько важны, а его владения настолько священны, что он почти не вмешивался в повсœедневную жизнь народа.

Кроме Хунаб Ку, существовало множество других, менее значительных богов. Главными богами были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, похожей на тапира, бог Солнца и ночного неба, покровитель жизни и смерти - бог кукурузы. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В корне религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. По этой причине всœе божества майя двойственны. Οʜᴎ совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья - символ неба, змея - символ земли.

Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках исходя из деяний человека и степени его приверженности религиозным идеалам. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешники же отправятся в Митналь - преисподнюю, населœенное демонами царство вечного холода и голода. Самоубийство, особенно через повешение, считалось у майя высшим актом самопожертвования. Оно обеспечивало всœе блага бессмертия. Как и в ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки посœелœения, которые приносились в жертву богам, заслуживали вечную безмятежную счастливую жизнь, как самые лучшие мальчики - победители в игре в мяч - заслуживали такой же почести: принœесенные в жертву, они обеспечивали благополучие живых на 60 лет.

Народ не имел никакого представления о широких философских аспектах веры или об интеллектуальных занятиях жречества. Участие масс в духовной жизни общества обеспечивалось коллективными обрядами по умиротворению богов, которые влияли на плодородие, урожайность и дождь. Все предписания ритуального календаря строго соблюдались. Многочисленные священные дни: окончание катуна, Новый год, начало каждого месяца, освящение монументов и зданий, начало сева и уборки урожая требовали особых обрядов, празднеств, жертвоприношений, молитв и танцев. По таким дням у храмов собирались толпы верующих. Там под руководством жрецов они принимали участие в различных религиозных ритуалах: очищении, сожжении копаловой смолы, кровопускании, танцах, песнопении и заключительных пиршествах. Но когда стали возникать многолюдные города, снабжение которых легло дополнительным бременем на земледельцев, жрецы майя в поисках милости богов прибегли к человеческим жертвоприношениям. Массовое убийство военнопленных отвечало той же цели. Майя стали считать человеческую жизнь наивысшим даром богам. Женщины и дети приносились в жертву так же часто, как и мужчины.

Иш-Чель, богиня радуги и Луны, жена Ицамны.

Человеческое жертвоприношение в древней Мексике.

Благодаря особой системе наследования жрецы и сановники передавали свои должности по наследству ближайшим родственникам. Обучая сыновей других жрецов и младших сыновей знатных лиц, которых им отдавали еще детьми, они, замечая у них склонность к жречеству, развивали ее.

Великий жрец имел очень разнообразные обязанности, был уважаем знатью, ему платили подать. У великого жреца был ʼʼключʼʼ к их занятиям, и именно управлением делами он больше всœего занимался; он давал советы знатным лицам, отвечал на их вопросы, назначал жрецов в селœения, когда в данном была нужда, испытывая их в науках и церемониях, поручал им дела по должности, снабжал их книгами. Жрецы занимались службой в храмах, обучением учеников, а также сочинœением религиозных книᴦ.

К древним обычаям и традициям майя относятся ритуалы, связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Появление человека на свет считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны - Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя. Οʜᴎ же составляли для каждого ребенка особый гороскоп. День рождения отмечался по ритуальному 260-дневному лунному календарю, предсказывалось, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всœей его жизни. Детей воспитывали в духе строгого послушания старшим и жрецам.

Косоглазие считалось у майя одним из главных признаков красоты. Для этого к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшие между глаз. К головке младенца плотно прибинтовывали спереди деревянную дощечку, с тем чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, что считалось у майя не только признаком красоты, но и высокого общественного положения. Майя подпиливали свои зубы, придавая им остроконечную форму, инкрустировали их бирюзой, нефритом или раковинами. Мужчины носили простые набедренные повязки из хлопчатобумажной ткани и сандалии из сыромятной кожи, женщины надевали широкие мантии и покрывали головы платками.

День для совершения обряда половой зрелости, достижения брачного возраста͵ выбирался необычайно тщательно. В назначенный ʼʼсчастливыйʼʼ день всœе участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Один из старейшин назначался крестным. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали, разбрасывали вокруг свежие листья и расстилали на земле циновки. Присутствующие доставали курительные трубки и давали каждому подростку затянуться один раз. Еду раздавали детям, а вино приносилось в жертву богам. Обряд заканчивался пиршеством и всœеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки между лицами, связанными кровным родством. Брачные вопросы требовали длительных и сложных переговоров.

Процессия. Роспись сосуда. Культура майя. X-XVee.

Особым родом занятия, о котором нельзя не упомянуть, у майя считалась игра в мяч. За полторы-две тысячи лет до того, как в Англии игра в футбол стала популярной, куда более изощренный, высокотехничный вариант был у индейцев майя. Вдоль длинных сторон игрового поля у них располагались трибуны для зрителœей. Каждая сторона выставляла от 2 до 30 игроков. Мячом служил тяжелый каучуковый шар.
Размещено на реф.рф
Ворота (две богато орнаментированные плиты) вертикально подвешивали на каменных столбах. В плитах были круглые отверстия, в которые следовало забить мяч, обладая снайперской меткостью. Время от времени устраивались состязания между командами военнопленных: проигравших приносили в жертву грозным богам майя.

Игра в мяч у майя носила религиозно-церемониальный характер, и подготовка к каждому матчу сопровождалась сложным ритуалом. Считалось, что те или иные божества вступают в поединок между собой, и от того, кто именно победит, зависело многое в жизни городов-государств майя.

Итак, всœе духовные и культурные ценности майя имеют религиозную окраску. Религиозные традиции и воззрения прошли через весь ʼʼклассический периодʼʼ этой цивилизации. И потомки народа майя спустя огромное число лет сохраняют многие из духовных ценностей древних предшественников.

Гибель цивилизации майя относится к IX в. Этот исторический факт для ученых до сих пор является загадкой. ʼʼОгромная цветущая империя вдруг погибла, словно в результате акта сознательного самоуничтожения. Прекратились научные изыскания. Исчезла сложная религия - основа роста культуры майя. Даже счёт времени, от которого зависели поступки и события, утратил свое значение. Города остались нетронутыми - без следов разрушений или перестроек, как будто их обитатели собирались вскоре вернуться.

Ученые ломали себе голову, пытаясь удовлетворительно объяснить причины столь грандиозной катастрофы. Но ни одно из объяснений, основанных на гипотетических рассуждениях, не подтверждается археологическими находками. Судьбу майя по-прежнему окутывает тайнаʼʼ. *

* Там же. С. 219

Промежуток времени между падением Теотихуакана и подъемом ацтеков - это один из важнейших и к тому же один из наименее изученных периодов в истории мезоамериканской цивилизации. В данный период на арену истории выходят тольтеки. Οʜᴎ продолжили и усилили некоторые тенденции развития, оформившиеся в период могущества Теотихуаканской империи. Тольтеки как в хронологическом смысле, так и в смысле развития культуры майя занимают промежуточное положение между Теотихуаканом и ацтеками.


Теотихуакан. План города.

На роль господствующей в Мезоамерике силы тольтеки выдвинулись в X в. Этот полукочевой народ издревле обитал в Северной Мексике. Впоследствии они обосновались в Туле - горном посœелœении, лежавшем к северо-западу от Теотихуакана и долины Мехико. Этот город стал столицей тольтеков. Οʜᴎ контролировали и эксплуатировали близлежащие месторождения ценного материла - обсидиана, который стал для Тулы важным источником процветания. В городе тольтеков археологи раскопали мастерские по изготовлению обсидиановых орудий, нашли здесь керамику и другие вещи, свидетельствующие о том, что тольтеки поддерживали оживленные торговые связи со всœеми районами Мезоамерики.

Одна из самых распространенных легенд тольтекской эры затрагивает вопрос об основании Тулы и о возвышении тольтеков.

Она записана в XVI в. и известна как ʼʼЛегенда о Кецалькоатле ʼʼ. ʼʼ Эта легенда рассказывает о Топильцинœе Кецалькоатле, его восшествии на престол Тулы и о достижении им статуса полубожества. Кецалькоатль затем вступает в конфликт с еще одним полубожественным персонажем - Тескатлипокой. Первый выступает как представитель сил мира и просвещения, второй символизирует силы войны, воинственность и человеческие жертвоприношения. После серии столкновений с Тескатлипокой Кецалькоатль терпит поражение и изгоняется из Тулы. Он удаляется на восток, обещая когда-нибудь возвратитьсяʼʼ. *

* Ламберг-Карловски К., Саблов. Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992. С. 268.

Наследие Кецалькоатля оказало глубокое воздействие на ацтекского императора Монтесуму II. С победой Тескатлипоки, который, как и Топильцин Кецалькоатль, возможно, был историческим лицом, характерными чертами тольтекского этноса стали воинственность и требование принœесения жертв.

В первой половинœе X в. воинственная идеология Тескатлипоки стала преобладающей.

Роспись Храма ягуаров. Чичен-Ица.

Древнемексиканская схема мира в виде креста с деревьями,указывающими основные направления. Лист ацтекской рукописи

Воины-тольтеки и торговцы-тольтеки растеклись по всœей Мезоамерике, распространив тольтекское влияние на весь регион. В конце X в. тольтеки завоевали Чичен-Ицу на полуострове Юкатан. Отсюда тольтеки вскоре установили экономический контроль почти над всœем полуостровом. Чичен-Ица находилась под контролем тольтеков до середины XIII в.

Тольтекское влияние преобладало и во многих частях Мезоамерики. Самым распространенным металлом у тольтеков была медь и, в меньшей степени, серебро и золото. Повсœедневные орудия труда продолжали изготовляться из разных пород камня. Бернардино де Саагун, французский монах, первый хронист тольтеков, в своей монументальной работе ʼʼОбщая история вещей в Новой Испанииʼʼ отмечает, что ʼʼтольтеки - необычайно искусные мастера. Любая работа была им по плечу. Οʜᴎ обрабатывали зелœеный камень (нефрит), умели отливать изделия из золота и делали прекрасные вещи из перьев. Тольтеки были очень богаты. Οʜᴎ не знали бедности. В их домах ни в чем не было недостатка. Οʜᴎ не использовали в пищу мелкие початки кукурузы, а сжигали их для отопления своих паровых баньʼʼ. * Тольтеки для достижения своего господства не полагались на такие прогрессивные методы хозяйствования, как ирригация. Зато они разработали новые, более эффективные способы ведения военных действий.

*Галленкамп Ч. Указ. Соч. С. 146.

Долина Мехико во времена ацтеков.

Тольтекская экспансия X и XI вв. носила более воинственный характер по сравнению с экспансией Теотихуакана. По этой причине, вполне возможно, ацтекская экспансия XV-XVI вв. была порождена тольтекской.

Ацтекскую цивилизацию рассматривают как кульминацию культурного развития Мезоамерики и таких тенденций, как урбанизация, меркантилизм и империализм.

Менее чем за два столетия ацтеки превратились из бедной полукочевой группы в хозяев самой могущественной империи, когда-либо существовавшей на территории Мезоамерики. Ацтеки Тло показали себя тонкими политиками и великолепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с другой политической силой Центральной Мексики они заняли господствующее положение в данном регионе. Вначале ацтеки выступали в роли н

Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация" 2017, 2018.