Н тол. Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича


Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище, в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Первая мировая война и Октябрьская революция заставили Толстого обратиться к теме великой личности в истории. «Четыре эпохи влекут меня: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, Гражданской войны 1918-1920 гг. и наша сегодняшняя», - писал он в дневнике. Все эти замыслы ему удалось осуществить.

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925- 1927 гг.).

В 30-40-х гг. Толстой завершил «Хождение по мукам» (1940-1941 гг.), работал над романом «Пётр Первый» (1929-1945 гг.). Другому любимому историческому деятелю, Ивану IV Грозному, Толстой посвятил пьесы «Орёл и орлица» (1941-1942 гг.), «Трудные годы» (1943 г.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.

(1882-1945) русский поэт, прозаик, драматург, публицист

Сегодня отношение к Алексею Николаевичу Толстому можно расценить как несколько странное. Основоположника русского исторического романа, создателя эпопеи о судьбе русской интеллигенции, мастера, блестящего стилиста считают только писателем-конъюнктурщиком, писавшим в угоду вождям и на потребу времени.

Алексей Толстой принадлежал к древнему дворянскому роду. Его мать, Александра Леонтьевна Тургенева, была известной писательницей, автором повести «Воля», и печаталась в различных столичных журналах под псевдонимом А. Бостром. Позже она стала известна как автор рассказов для детей, в том числе и для самых маленьких. Сборник ее рассказов «Подружка», который вышел в 1892 году, удостоился почетного отзыва на Бельгийской всемирной выставке, а другой сборник - «Как Юра знакомится с жизнью животных» - отмечал известный издатель И. Сытин, называя его образцом научной популяризации для детей. А. Тургенева обладала несомненным литературным талантом. Она умела наблюдать, подмечала малейшие детали, которые делали ее описания природы, животных и людей жизненными и очень зрительными.

Александра Леонтьевна увлекалась идеями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова . Поэтому ее брак с графом Толстым, человеком своего времени, крутым и неуступчивым по характеру, означал отказ ото всего, что было ей дорого. Правда, вначале глубокое чувство любви сглаживало противоречия между супругами, и в браке родилось трое детей.

Но тем не менее, когда Александра Леонтьевна полюбила романтически настроенного А. Бострома, она решила уйти вместе с ним, хотя и была беременна своим четвертым ребенком. Алексей родился на степном хуторе Сосновка под Самарой, который принадлежал его отчиму. Свои детские впечатления он впоследствии отразит в повести «Детство Никиты».

Вначале он намеревался получить какую-либо профессию, поэтому закончил Самарское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт. Однако слишком многое мешало ему: и ранняя женитьба на Ю. Рожанской, и занятия литературным творчеством. Ведь мать всячески поощряла творчество Алексея. Считая себя средней писательницей, она мечтала, чтобы сын развил ее дар. Позже образ матери Толстой отразит в рассказе «Логутка» и повести «Детство Никиты». Она станет для него и своеобразным символом, архетипом женского начала в жизни человека. Когда в 1906 году Александра Леонтьевна умерла, Алексей Толстой почувствовал себя необычайно одиноким человеком.

В 1907 году Алексей встретил в артистической среде художницу Софью Дымшиц. С этого времени, как он сам считал, начался новый этап в его жизни: «Любовь есть начало человеческого пути», - писал Толстой в одной из автобиографий.

Действительно, в том же, 1907 году выходит «го первая книга - сборник стихов «Лирика». Правда, несмотря на то, что многие стихи этого сборника интересны и талантливы, они недостаточно оригинальны. Алексей Николаевич Толстой находился под влиянием разных традиций, но его собственный голос еще не определился. А вскоре увлечение стихами у него прошло, и больше уже писатель к ним не возвращался.

Одновременно проходит и увлечение живописью. Как вспоминала позднее С. Дымшиц, известный художник Л. Бакст несправедливо отнесся к талантливым и своеобразным работам Толстого и посоветовал ему заниматься литературой.

В то время в жизни Алексея Толстого происходит сразу несколько событий: его первая жена, Ю. Рожанская, дает ему развод. После смерти ребенка их уже ничто не связывает. Кроме того, умирает отец Толстого, передав ему графский титул и состояние в тридцать тысяч рублей.

Алексей Николаевич Толстой принимает важное для себя решение - навсегда связать свою судьбу с литературой. Он начинает работать над сборником «Сорочьи сказки», который вышел в 1910 году. Сюда вошли как его собственные оригинальные произведения, так и обработки русских народных сказок. Простая и доверительная интонация, динамичный сюжет делают их явлением в литературных кругах наряду с произведениями других молодых писателей, среди которых - «Ярь» и «Перун» С. Городецкого, «Лимонарь» А. Ремизова и «Сказки» Федора Сологуба . Такой большой интерес к собственной культуре был распространенным явлением в ту пору.

Но все-таки рождение Алексея Толстого как писателя состоялось после того, как появились его произведения из жизни мелкопоместного дворянства. В 1911 году у него вышел цикл произведений «Заволжье» и роман «Чудаки», а в 1912 году - «Хромой барин». В иронической форме Толстой рассказывает о тех, кого в свое время любовно и романтически возвышенно изобразил Гоголь в «Миргороде» и «Старосветских помещиках». Толстой уже не просто высмеивает, а дает яркую шаржированную обличительную характеристику, как, например, делает это в своем произведении «Приключения Растегина».

Он входит в литературную и художественную среду Москвы и Петербурга, дружит со многими писателями и художниками, бывает на званых вечерах, в клубах, литературных кафе и ресторанах. Его считают перспективным молодым писателем, который сумел запечатлеть подлинную русскую действительность.

Накануне Первой мировой войны Алексей Толстой пробует свои силы в драматургии, и в 1913 году в Малом театре состоялась премьера его пьесы «Насильники». За несколько лет он пишет семь пьес, среди них комедию «Нечистая сила» (1916), пьесу «Касатка» и другие.

В годы Первой мировой войны, Алексей Николаевич Толстой становится военным корреспондентом, пишет очерки и рассказы, в которых пытается рассказать о войне изнутри, показать быт простых людей.

Октябрьскую революцию он принял сложно. Писатель обращается к самым разным темам и проблемам, как бы пытаясь понять происходящее. В 1922-1925 годах Толстой пишет социально-фантастический роман «Аэлита», в котором рассказывается о революции на Марсе, и в то же время пытается найти объяснение тому, что происходит, в русской истории, приступив к работе над петровской темой: в 1918 году выходят его рассказы «Наваждение» и «День Петра». Потом он на некоторое время уезжает из России и пишет о русской эмиграции (первая редакция романа «Сестры»).

Именно начало работы над трилогией «Хождение по мукам», в которую вошли романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», позволило ему обратиться к современности и показать сложную судьбу интеллигенции в переломные моменты истории.

Однако, несмотря на оптимистический финал трилогии, нельзя говорить о том, что позиция писателя была однозначной. Он по-прежнему сложно относится к происходящему: то в художественной форме изобличает капитализм, что видно по его роману 1925-1927 годов «Гиперболоид инженера Гарина», то в таком же критическом духе описывает эмиграцию в повести 1931 года «Черное золото», позже напечатанной под названием «Эмигранты». Толстому приходилось преодолевать и другую проблему: он неизменно отстаивал собственную точку зрения и собственное видение происходящего. Сложность существования личности в послереволюционный период писатель показывает через образ главной героини в своем рассказе «Гадюка», опубликованном в 1928 году.

В личной жизни у Алексея Толстого вновь наступают перемены. Пережив кратковременное увлечение семнадцатилетней балериной М. Кандауровой, он делает предложение Н. Крандиевской, дочери издателя и поэтессы. В своих воспоминаниях С. Дымшиц писала: «Алексей Николаевич входил в литературную семью, где его творческие и бытовые запросы должны были встретить полное понимание. Несмотря на горечь расставания (а она была, не могла не быть, после стольких лет совместной жизни), это обстоятельство меня утешало и успокаивало».

Крандиевская стала другом и матерью детей Толстого, воспитывала и дочь Марину от С. Дымшиц, и своего сына Федора от первого брака, и их с Толстым детей - Дмитрия и Никиту. Они прожили счастливо двадцать лет, пока в жизнь писателя не вошла его третья жена, Л. Толстая. По воспоминаниям Екатерины, дочери Никиты Толстого, отец тяжело переживал этот разрыв, обида не прошла и после смерти Алексея Толстого.

Итак, двадцатые годы проходят в основном в стороне от литературных группировок, Толстого даже называют попутчиком. Однако после образования Союза советских писателей в 1934 году и смерти Максима Горького ситуация резко меняется. Сталину становится очевидным, что нужен новый лидер, каким и стал Алексей Николаевич Толстой. Писатель был вынужден подчиниться обстоятельствам, что, несомненно, сказывается и на его творчестве. Он пишет ряд откровенно тенденциозных вещей - роман «Хлеб», где возвеличивается роль Сталина при обороне Царицына во время Гражданской войны, и пьесу об Иване Грозном, где отображается новый взгляд на историю.

Откровенная борьба художника с нормами его времени отразилась и в третьей части его исторического романа «Петр Первый», над которым писатель работал с 1929 по 1945 год. Но тем не менее преобладание отстраненного взгляда автора на историю, тщательный отбор исторических фактов и их соответствие исторической реальности, прописанность деталей и яркие образные характеристики сделали произведение Алексея Толстого своеобразным эталоном данного жанра.

Чтобы лучше прочувствовать прошлую эпоху, он превратил свой дом в своеобразный музей. Писатель покупал мебель и предметы быта петровского времени, коллекционировал разнообразные документы.

Именно долг художника и гражданина обусловил появление его страстных и в то же время необычайно образных описаний в публицистике военного времени. Толстой торопился, работал сразу над несколькими вещами. Но смерть от рака горла в 1945 году не позволила ему осуществить все задуманное.

Интересно сложилась судьба потомков Алексея Толстого. Он практически заложил основу целой династии, поскольку у Никиты Толстого было семь детей. Правда, далеко не все потомки писателя проявляли интерес к искусству, но многие из них, хотя и в разных сферах, продолжили семейную традицию. Дмитрий Алексеевич стал композитором, автором музыки к театральным спектаклям и кинофильмам. Бродячий ген живописца со временем отразился в Екатерине Никитичне Толстой. По профессии она биолог, но всегда стремилась рисовать. Ведь и Наталья Крандиевская не только писала достаточно интересные лирические стихи, но и была живописцем. Ее брат тоже был художником, а сестра - известным скульптором.

Татьяна Никитична Толстая (родилась в 1951 году) продолжила писательскую линию. Другой ее дед, Михаил Лозинский, был очень известным поэтом-переводчиком. Толстая начала печататься с 1983 года, в 1987 году объединила 13 рассказов в сборник «На золотом крыльце сидели».

Простые и незатейливые рассказы автора о русской жизни привлекли внимание читателей в ряде европейских стран, Толстая даже некоторое время преподавала искусство прозы в США. Практически вместе с В. Токаревой и Л. Петрушевской она стала родоначальником так называемой женской прозы, основанной на исследовании бытового мира.

Ее последние на сегодняшний день произведения - роман «Кысь» (2000).

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) - писатель с чрезвычайно разносторонним и оригинальным дарованием. Из-под его пера выходили значительные литературные произведения в самых различных жанрах: исторические романы, драматические произведения, научная фантастика, сатира.

Алексей Толстой - АЭЛИТА (Закат Марса) [ранняя версия романа]

Без сомнения, все любители фантастики, в нашей стране, знают этот роман Алексея Толстого, рассказывающий о путешествии инженера Лося и красноармейца Гусева на Марс. А трагическая любовь Лося и Аэлиты является, наверно, самой романтичной историей в отечественной фантастике.

Книгу составили широко известные фантастические романы классика русской советской литературы А. Н. Толстого.
СОДЕРЖАНИЕ:
Аэлита
Гиперболоид инженера Гарина
Художник Н. Байрачный
Текст печатается по изданиям:
Толстой А. Аэлита. Минск: Маст, лит., 1978.- 128 с.
Толстой А. Гиперболоид инженера Гарина. Фрунзе: Мектеп, 1978.-256 с.

Наши соотечественники в начале XX века организуют экспедицию на Марс и находят там цивилизацию, которую образовали выходцы с погибшей Атлантиды. Аэлита, дочь главы Марса, влюбляется в землянина - инженера Лося.

Заканчивается год русских революций - одна тысяча девятьсот семнадцатый. Начинаются военные годы, столкновение сил, рвущих страну на части.
Даша и Иван, Катя и Вадим - всех их разбрасывает по гудящей от войн России. Они оказываются вдали друг от друга, и даже по разные стороны фронта.

В книгу замечательного советского писателя Алексея Николаевича Толстого вошли повести и рассказы, написанные им в 1924-1928 годах. Повесть ГАДЮКА рассказывает о совсем юной девушке - купеческой дочери Ольге Зотовой, ступившей в огонь Гражданской войны и прошедшей через многие жестокие испытания.

Это - пожалуй, первая из российских книг, в которой элементы научно-фантастические и элементы приключенческие переплетены так тесно, что, разделить их уже невозможно. Это - "Гиперболоид инженера Гарина". Книга, от которой не могли и не могут оторваться юные читатели нашей страны вот уже много десятилетий!

Аннотация издательства: "Роман "Гиперболоид инженера Гарина" и повесть "Аэлита" положили начало советской научно-фантастической литературе. Они правдиво отражают борьбу людей за подлинный прогресс в области общественной жизни, науки и техники".
По возможности сохранена орфография оригинала. В некоторых случаях внесены исправления, частично оговоренные в комментариях. Текст соответствует тексту печатного издания - V_E.

Из книги: Алексей Толстой "Собрание сочинений в 10 томах. Том 4" (Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1958 г.)

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».