Самые известные барды России: список, краткая информация. Барды России


Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», - говорил Владимир Высоцкий

Хранители традиций

Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут - авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…

Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась - «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.

Эти песни обладали какой-то невероятной магией - простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»

Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста):

«Поющий институт»

Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.

Бард Ада Якушева:

Юлий Ким с гитарой:

КСП - от и до

Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП - клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».

А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».

«Магнитиздат»

Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».

Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»

С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.

«Песни нашего века»

В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.

И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…

Великие барды XX столетия

Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году - из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.

Александр Галич:

Булат Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:

Булат Окуджава:

Неистов и упрям,

гори, огонь, гори.

На смену декабрям

приходят январи.

Прожить лета б дотла,

а там пускай ведут

за все твои дела

на самый страшный суд.

Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого - Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».

Владимир Высоцкий:

Александр Городницкий - один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.

Александр Городницкий:

Юрий Визбор:

Виктор Берковский - российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

Бардовская (авторская) песня стала важной составляющей культурной жизни СССР. Давайте же вспомним тех знаменитых советских бардов, которых больше нет с нами, но чьё творчество оставило яркий и незабываемый след.
АДЕЛУНГ ГЕОРГИЙ (Юрий)НИКОЛАЕВИЧ (3 апреля 1945 - 6 января 1993).

Родился в Москве. Окончил 3 курса Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Работал геологом. С 1962 писал песни на собственные стихи. Регулярно участвовал в сложных походах на плотах и занимался альпинизмом. Последние годы был промышленным альпинистом.
Автор многих песен, одна из которых - «Мы с тобой давно уже не те...» - стала, как сейчас принято говорить, культовой в определённых кругах, в т.ч. геологических.
Погиб в Москве при проведении работ на высотном здании.АНЧАРОВ МИХАИЛ ЛЕОНИДОВИЧ (28 марта 1923 - 11 июля 1990).


Один из основоположников жанра авторской песни в СССР.
Родился, жил и скончался в Москве. В 1941 году с первого курса Архитектурного института ушёл на фронт, воевал десантником, демобилизовался в 1947. Окончил музыкальную школу по классу рояля, Военный институт иностранных языков и Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Писатель, поэт, драматург, переводчик, архитектор, живописец. Автор потрясающих повестей «Теория невероятности», «Золотой дождь», романов «Записки странствующего энтузиаста», «Самшитовый лес» и др., которые повлияли на мировоззрение не одного поколения. С 1967 - член Союза писателей СССР. По его сценарию снят первый советский телесериал «День за днём».
Песни писал со второй половины 30-х годов преимущественно на свои стихи. Играл на семиструнной гитаре. Автор таких широко известных в своё время песен, как «МАЗ», «Кап-кап», «Баллада о парашютах», «Большая апрельская баллада», «Антимещанская песня», «Песенка про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку» и др.
Владимир Высоцкий называл Анчарова своим учителем.
БАСАЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (2 января 1951 - 2 ноября 1991).


Родился в Иванове. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Учился в Ивановском энергетическом институте (1968-1973), во время учёбы начал заниматься авторской песней. Турист-водник, кандидат в мастера спорта по водному туризму. Лауреат фестивалей авторской песни в Костроме, Иванове, Калинине, Сосновом Бору. Его «Кострома», «Маме», «Ночной вокзал», «Настроение» и сейчас звучат на фестивалях авторской песни, а песня «Катамаран» стала гимном уже нескольких поколений туристов-водников.
Трагически погиб 02.11.1991 года. В 1995 г. ивановское творческое объединение «Реформа» выпустило сборник его стихов и песен «За тех, кому дойти не удаётся».
БАЧУРИН ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (25 мая 1934 - 1 января 2015).


Родился в Ленинграде, жил в Москве. Окончил Московский полиграфический институт. Живописец, график, член Союза художников СССР (1968). Играл на шести- и семиструнной гитаре. Стихи начал писать в 7 лет, песни - с 1967 года на свои стихи. Некоторое время выступал с ансамблем «Золотое с голубым». Вышли несколько пластинок на фирме «Мелодия» (первая - «Шахматы на балконе» - в 1980 году).
Песни Бачурина звучат на радио и телевидении, в кинофильмах и спектаклях - напр., известные песни «Дерева» (из телеспектакля «Лика»), «Сизый лети, голубок» (из спектакля «Обрыв»).
БАШЛАЧЁВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ («СашБаш». 27 мая 1960 - 17 февраля 1988).

Родился в Череповце, где и жил до 1984 года. С 1977 работал на Череповецком металлургическом комбинате художником. В 1978 поступил в Уральский государственный университет (Свердловск) на факультет журналистики. В 1983 появилась первая известная песня Башлачёва - «Грибоедовский вальс» («Баллада о Степане»). Окончив университет, вернулся в Череповец, работал в газете «Коммунист». В сентябре 1984 показал свои песни А. Троицкому, с которым незадолго до того познакомился. С подачи Троицкого уехал в Москву с серией квартирников (концертов, проводящихся в обычной квартире, в домашних условиях). Потом поехал в Ленинград, где и остался. Играл бесчисленные квартирники в Ленинграде, Москве, других городах. Весной 1987 начал сниматься в документальном фильме А. Учителя «Рок», но в процессе съёмок от участия в них отказался. Из фильма убрали все кадры с участием Башлачёва. В июне выступил на V фестивале Ленинградского рок-клуба, где получил приз «Надежда». В августе написал последнюю песню (не сохранилась). С этого дня новых песен не писал, пребывал в постоянной депрессии. В сентябре начал было сниматься в документальном фильме П. Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным», но в процессе работы сниматься отказался.
17 февраля 1988 года покончил с собой, выбросившись с 8 этажа.


Подлинное признание получили песни Башлачёва «Время колокольчиков», «Ванюша», «Похороны шута», «Музыкант» и другие.
БЕРКОВСКИЙ ВИКТОР СЕМЁНОВИЧ (13 июля 1932 - 22 июля 2005).

Родился в Запорожье, Жил в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов (МИСиС) и аспирантуру, металлург. 8 лет работал на заводе в Запорожье, несколько лет преподавал прокатное дело в Индии. Кандидат технических наук (1967), доцент МИСиС.

Песни писал на чужие стихи. Имена поэтов говорят сами за себя: Ю. Левитанский, Д. Сухарев, Р. Рождественский, Р. Киплинг… Был одним из руководителей знаменитого проекта «Песни нашего века». Широко известны песни «Вспомните, ребята», «Глория», «На далёкой Амазонке», «Ночная дорога», «Кинематограф», «Под музыку Вивальди» и многие другие.
ВАХНЮК БОРИС САВЕЛЬЕВИЧ (16 октября 1933 - 2 июня 2005).

Родился в с. Гришки Волковинецкого р-на Каменец-Подольской области УССР (ныне Деражнянский р-н Хмельницкой обл. Украины). Окончил историко-филологический факультет МГПИ им. Ленина по специальности «учитель русского языка, литературы, истории СССР». Песни писал с 1955 года на свои стихи, играл на 7-струнной гитаре. Был лауреатом конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодёжи в Бресте (1965) и Москве (1966), являлся активным участником и членом жюри Грушинского и Ильменского фестивалей авторской песни. Член Союза журналистов СССР, затем - Союза журналистов России. Мастер спорта СССР по футболу. В 1964-1968 гг. - корреспондент радиостанции «Юность»; в 1968-1978 - корреспондент звукового журнала «Кругозор». С 1978 - кинодраматург.
Песни Вахнюка «Терема», «Бежала, голову сломя», «Успокой» пела Алла Пугачёва; некоторые его песни пели и другие известные исполнители: Нани Брегвадзе, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Владимир Трошин.
Погиб в ДТП: он и две его внучки, 6 и 9 лет, были сбиты машиной на пешеходном переходе.
ВИЗБОР ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ (20 июня 1934 - 17 сентября 1984).


Родился, жил и скончался в Москве. Имел литовско-украинские корни (его будущий отец Юзеф Визборас прибыл в Москву в 1917 году, где и познакомился с Марией Шевченко, приехавшей из Краснодона), но считал себя русским человеком. Окончил факультет русского языка и литературы МГПИ им. Ленина. Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был корреспондентом радиостанции «Юность», журнала «Кругозор», сценаристом на студии документальных фильмов. Член Союзов журналистов и кинематографистов СССР. В качестве актёра снялся в фильмах «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Возмездие» Александра Столпера, «Красная палатка» Михаила Калатозова, «Рудольфио» Динары Асановой, «Ты и я» Ларисы Шепитько, «Начало» Глеба Панфилова, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой (роль Бормана). Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Памир, Кавказ и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.


Общепризнанный корифей жанра авторской песни. Писал песни с 1951 года на свои стихи (за малым исключением). Автор трёх сотен замечательных песен, среди которых культовые «Милая моя» («Солнышко лесное»), «Домбайский вальс», «Ты у меня одна», «Серёга Санин», «Рассказ технолога Петухова...» («Зато мы делаем ракеты, /И перекрыли Енисей, /А также в области балету /Мы впереди планеты всей»).
ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ (25 января 1938 - 25 июля 1980).

Родился в Москве. Окончив школу, некоторое время учился в Московском инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре имени Пушкина, в 1964-1980 - в Московском театре драмы и комедии на Таганке. В нескольких спектаклях со сцены звучали его песни. С 1959 снимался в кино, значительное число песен сочинялось им для кинофильмов, хотя не все песни в итоге вошли в кинокартины. Во второй половине 60-х годов начал исполнять песни, аккомпанируя себе на 7-струнной гитаре, в дружеских компаниях, позднее - на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг его слушателей стремительно расширялся, за короткое время Высоцкий приобрёл всенародную популярность и недовольство советских официальных кругов. Его репутация приобрела некий оттенок «крамольности».
Во второй половине семидесятых часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. До самого конца жизни продолжал активную концертную деятельность.
Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём песенном творчестве. Это и любовная лирика, и баллады, и стилизации под «блатные» песни, а также песни на политические темы (часто сатирические или даже содержащие резкую критику общественного строя), песни об отношении к жизни простых людей, юмористические песни, песни-сказки и даже песни от лица неодушевлённых «персонажей» (напр., «Песня Микрофона»). Многи песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (напр., «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».


В 1987 Высоцкому посмертно была присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
В 1989 в Москве создан Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
ГАЛИЧ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ (настоящая фамилия - Гинзбург. 19 октября 1918 - 15 декабря 1977).

Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), детство провёл в Севастополе, до эмиграции жил в Москве. С 1972 года - православный. Окончил театральную студию им. Станиславского. Во время Великой Отечественной войны к несению воинской службы был признан непригодным по состоянию здоровья, явился одним из организаторов, руководителей и участников комсомольского Фронтового театра. Песни сочинял с конца 50-х на свои стихи. Автор около 20 пьес и киносценариев. Лауреат премии КГБ за сценарий фильма «Государственный преступник». Его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны - лирический мажор и патетика в драматургии (пьесы о коммунистах, сценарии о чекистах), с другой - ёрничанье и сатира в песнях. Когда Галич впервые исполнил несколько сатирических песен на слёте самодеятельной песни в Петушках, многие участники слёта обвинили его в неискренности и двуличии.
С 1955 - член Союза писателей СССР, исключён в 1971. С 1958 член Союза кинематографистов СССР, исключён в 1972. Последующие после исключения из Союзов события показали, что Галич совершенно не был к ним готов и репрессий по отношению к себе никак не ожидал. Хотя это-то и было странно: сочиняя свои антипартийные песни, он не мог не понимать, что играет с огнём… Положение Галича стало катастрофическим. Только что он был одним из самых преуспевающих авторов в стране, получал большие деньги, которые от души тратил в дорогих ресторанах и заграничных вояжах - и всё это в одночасье исчезло. Снимались с репертуара спектакли, замораживалось производство начатых фильмов. Галич стал потихоньку распродавать свою богатую библиотеку, подрабатывать «литературным негром» (писать за других), давать платные (3 рубля за вход) домашние концерты.
В июне 1974 покинул СССР. Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции «Свобода». Скончался в Париже. 15 декабря 1977 года в квартиру Галича доставили из Италии стереокомбайн «Грюндиг», сказали, что подключение будет завтра, для чего придёт мастер, но Галич решил опробовать телевизор немедленно, благо жена вышла в магазин. Мало знакомый с техникой, он вставил антенну вместо нужного гнезда в отверстие на задней стенке аппаратуры, коснувшись ею цепей высокого напряжения. Его ударило током, он упал, упёрся ногами в батарею и замкнул таким образом цепь…
Западные СМИ (и, естественно, советская диссидентура) без каких бы то ни было оснований приписали смерть Галича «проискам КГБ».
ДУЛОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (15 мая 1931 - 15 ноября 2007).


Родился и жил в Москве. Окончил химфак МГУ, работал в Институте органической химии Академии наук, защитил докторскую диссертацию.
Песни писал с 1950 года (преимущественно на чужие стихи). Аккомпанировал себе на 7-струнной гитаре, музыкального образования не имел. Самая известная его песня «Хромой король» бытует на русском, французском, немецком языках, а также на эсперанто. Широкую известность в русскоязычной среде получили также песни Дулова «Тайга», «Дымный чай», «Телепатия», «Несчастная девчоночка» и другие.
ЖДАНОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (10 февраля 1948 - 9 февраля 2013).


Родился на хуторе Широком Донецкой области. Музыкальное образование получал у слепого учителя музыки, нося к нему на занятия с хутора в городской ДК свой баян. Потом изучил гитару. Филолог, инженер-эколог. Жил и работал в Москве.
Начиная с 1960 года, написал более 400 песен, две трети из которых не были материализованы в звукозаписи. Известность получили многие его песни, в частности, «Там, где нас нет», «Скиф», «Хозяин Пустоты», «Белая лодочка» и другие.
Скоропостижно скончался от вирусной пневмонии за полчаса до своего шестидесятипятилетия.
ЗАХАРЧЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА (4 апреля 1961 - 21 января 2008).


Родилась в Ростове-на-Дону. Одновременно занималась на пяти подготовительных курсах Ростовского Государственного университета: филологическом, историческом, юридическом, биологическом и мехмате, в итоге выбрала юридический факультет, который и окончила в 1984 году. Работала следователем и помощником прокурора, 3 года преподавала в университете государственное право.
Песни писала с 1975 года на свои стихи. В 1986 году получила Гран-при I Всесоюзного фестиваля авторской песни, после чего начала активную гастрольную деятельность. Объездила весь Союз. На протяжении нескольких лет была организатором фестиваля «Ростовское метро».
Наиболее известные песни - «Сад» («Чёрная смородина»), «Лампочка», «Идёт война, но это не событие...», «Монолог современного Горбатого» и др.
21 января 2008 скоропостижно скончалась: не выдержало сердце. Ходят упорные слухи, что это было самоубийство.
ИВАНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (22 июня 1933 - 7 октября 2016).

Родилась в Москве. Окончила школу-студию МХАТ в 1955 г. и была принята в труппу Московского передвижного драмтеатра. В 1957 перешла в театр «Современник». Снялась более чем в 80 фильмах (одной из самых запоминающихся её киноролей является, безусловно, бухгалтер Шурочка в фильме «Служебный роман»). Народная артистка РСФСР (1989). В 1990 основала при ГИТИСе детский музыкальный театр «Экспромт», при котором руководила детской студией актёрского мастерства. Вела курс актёрского факультета Международного славянского института им. Гавриила Державина. Являлась профессором Славянской академии гуманитарных наук.
Песни начала писать в 60-е годы. Мужем Людмилы был доктор физико-математических наук, бард и писатель Валерий Миляев. Они познакомились в 60-х, Валерий уже тогда был известным бардом. В одну из их первых встреч он спел «Улицу Горького» и сказал: «Мне очень нравится эта песня. Её Ада Якушева написала». Людмила обиделась: «Как это Якушева?! Это моя песня!»
Помимо «Улицы Горького», Ивановой написаны известные «Может быть», «Половинка», «Про начальника» и др.
КЛЯЧКИН ЕВГЕНИЙ ИСААКОВИЧ (23 марта 1934 - 30 июля 1994).


Родился в Ленинграде. В апреде 1942 во время блокады мать Евгения умерла, отец был на фронте, и мальчика эвакуировали в Ярославскую область, где он воспитывался в детдоме. В сентябре 1945 вернувшийся с фронта отец забрал сына в Ленинград.
Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Работал инженером-проектировщиком в строительных организациях Ленинграда, затем - в ленинградском отделении Худфонда.
Песни писал с 1961 года. Лауреат I и II ленинградских конкурсов самодеятельной песни (1965 и 1967), конкурса туристской песни I Всесоюзного слёта победителей походов по местам боевой славы в Бресте (1965), II Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в Москве (1969). Был членом и председателем жюри многих фестивалей. Выступал как артист Ленконцерта и Росконцерта. Написал более 300 песен.
В 1990 с семьёй уехал на ПМЖ в Израиль, где и проживал до своей кончины.
КРУПП АРОН ЯКОВЛЕВИЧ («Арик». 30 октября 1937 - 25 марта 1971).

Родился в Даугавпилсе (Латвия). В войну жил в эвакуации в Алма-Ате, потом - в латвийской Лиепае. Окончил Ленинградский институт киноинженеров (1964), по распределению уехал в Минск, работал инженером-оптиком на заводе С.И.Вавилова.
Песни начал писать в 1959 на свои стихи. Лауреат конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодёжи в Бресте (1965) и Москве (1966). Был председателем первого минского КСП (клуба самодеятельной песни) «Свiцязь».
Увлекался горным туризмом и альпинизмом. 25 марта 1971 года А. Крупп и восемь его товарищей: Миша Корень, Аня Нехаева, Володя Скакун, Саша Носко, Вадим Казарин, Саша Фабрисенко, Федя Гимеин, Игорь Корнеев погибли под лавиной во время похода в Восточных Саянах.
КУКИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (17 июля 1932 - 7 июля 2011).

Родился в посёлке Сясьстрой Ленинградской области, до 1973 года жил в Петергофе, затем в Ленинграде. Окончил с отличием Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта в 1954 году. Работал тренером по фигурному катанию в детских спортивных школах Петродворца, Ломоносова, Ленинграда.
Песни начал писать с 1948 года, сначала для джаза, где играл на барабане, потом для институтских капустников. С 1963 года появились песни, написанные в геологических экспедициях на Камчатку, Дальний Восток, Памир, в Горную Шорию. Лауреат конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодёжи в Москве (1966). С 1968 года выступал от Ленконцерта, с 1971 работал в Ленинградской областной филармонии, с 1979 - в Ленконцерте, с 1988 - в ленинградском театре-студии «Бенефис». Автор ставших бардовской классикой песен «За туманом», «Поезд», «Маленький Гном», «Париж», «Говоришь, чтоб остался я...» и др.
ЛАНЦБЕРГ ВЛАДИМИР ИСААКОВИЧ («Берг». 22 июня 1948 - 29 сентября 2005).


Один из классиков бардовской песни. Родился в Саратове, жил в Москве, Нюрнберге. Окончил Саратовский политехнический институт, работал инженером-механиком в КБ, инженером по игровым аппаратам, лаборантом в школе, музыкантом в пансионате, руководителем КСП, педагогом-организатором, зам. директора детского реабилитационного центра, методистом центра школьного краеведения. Основатель «Костров» и «Второго канала». Участник инициативных групп летних трудовых КСПшных лагерей «Кабачок», слётов «Костры», конкурсов-мастерских «Второй канал», детского бардлагеря «ЛДПР» («Летучая детская поющая республика») на Грушинских фестивалях, руководитель творческих мастерских, в т.ч. детских. Лауреат многих фестивалей авторской песни. Автор известных песен «Алые паруса», «Кошачий вальс», «Художник» и др., а также замечательной книги «И петь нам, и весело петь!» - своеобразного сборника КСПшных анекдотов.
ЛАРИОНОВ ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (28 июня 1953 - 14 мая 1994).


Жил в Калининграде. С 1985 года активно участвовал в деятельности калининградского КСП «Парус». Песни писал на свои стихи. Охотно принимал участие в различных бардовских фестивалях. Организовал юношеский мотоклуб, запчасти для старых мотоциклов покупал на свои деньги, которые «на заре перестройки» пытался зарабатывать перегоном машин из Германии. За одну из таких пригнанных из Германии машин был убит грабителями.
Нам остались его замечательные песни «Африка», «Принцесса» и другие. С 1994 года на берегу Балтийского моря под городом Пионерском проходит организованный активистами КСП «Парус» ежегодный фестиваль авторской песни памяти Валерия Ларионова.
ЛОПАТИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ (5 февраля 1965 - 15 мая 1993).


Родился в Витебске. Окончил училище лёгкой промышленности, получив профессию радиотехника. Стоял у истоков витебского клуба авторской песни «Аккорд» и первого в Витебске фестиваоя АП «Шляпа», позже ставшего знаменитым «Витебским листопадом». Был одним из авторов литературно-публицистического журнала «Идиот», издаваемого сначала в Москве (1983-1985), затем в Витебске.
Автор многих песен, так и не записанных при его жизни, трагично и нелепо оборвавшейся 15 мая 1993 года.
В Витебске проводится фестиваль памяти Александра Лопатина «Острова».
ЛУФЕРОВ ВИКТОР АРХИПОВИЧ (20 мая 1945 - 1 марта 2010).

Родился и жил в Москве. Окончил биофак Московской ветеринарной академии и эстрадное отделение Государственного музыкального педагогического училища им. Гнесиных по классу гитары. Работал лаборантом в Центральном институте гематологии и переливания крови, расклейщиком афиш, дворником, дежурным пожарным. Песни писал с 1966 г. преимущественно на свои стихи, играл на 6-струнной гитаре. В 1967 создал ансамбль «Осенебри» (просуществовал до 1970). В феврале 1985 основал театр-студию «Перекрёсток» (проект был закрыт в 2003 по финансовым причинам). Луферову принадлежит авторство известных песен «Шляпа», «Песня на два голоса», «Перед тем, как к вам прийти, зашёл я к Господу...» и др.
МАТВЕЕВА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА (23 октября 1945 - 11 августа 1976).

Родилась в г. Куйбышевка-Восточная Амурской обл. (ныне г. Белогорск), жила и скончалась в г. Химки Московской области. Песни писала с 1967 преимущественно на свои стихи. Окончила Московский инженерно-строительный институт (1970), была направлена на работу в московский институт «Гидропроект». Но работать в «Гидропроекте» ей не довелось из-за обнаруженной врачами опухоли на твёрдой оболочке мозга. 16.10.1970 в нейрохирургическом институте им. Бурденко Матвееву прооперировали и удалили опухоль. Медиками было проведено радиологическое лечение, но срок оставшейся Вере жизни врачи определили в 4-6 лет, и Матвеева об этом знала. Из-за этого концентрация и сила чувств в её песнях достигла невозможных вершин, которых, наверное, не удавалось достичь в авторской песне никому, ни до Матвеевой, ни после.
Успев написать всего около 60 песен, Вера Матвеева вошла в ряды классиков жанра. Её песни и сегодня находятся в репертуаре многих исполнителей, издаются в сборниках и антологиях авторской песни. С 1981 в Подмосковье проходят туристские слёты её памяти.
МАТВЕЕВА НОВЕЛЛА НИКОЛАЕВНА (7 октября 1934 - 4 сентября 2016).


Родилась в Царском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области. Поэтесса, прозаик, бард, драматург, литературовед. С 1950 по 1957 работала в детдоме Щёлковского р-на Московской области. С детских лет писала стихи, печаталась с 1958 года. Окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. Член Союза писателей СССР с 1961 года. Вышло более 20 книг, более 10 музыкальных альбомов (пластинка её песен, выпущенная в 1966, была первым в СССР музыкальным альбомом бардовской песни). Весь Советский Союз знал песни Н. Матвеевой «Цыганка», «Страна Дельфиния» и др.
МИЛЯЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (5 августа 1937 - 16 декабря 2011).


Родился в Куйбышеве, вырос и жил в Москве. Окончил физфак МГУ. Один из создателей агитбригады физфака. Физик, директор Тарусского филиала Института общей физики Академии наук РФ, зав. Отделом экологических и медицинских приборов ИОФ РАН, главный учёный секретарь Академии ИПРБ, доктор физико-математических наук, профессор.
В последние годы тесно сотрудничал с организованным его женой, актрисой Людмилой Ивановой, детским музыкальным театром «Экспромт», для спектаклей которого написал множество текстов.
Авторство самой знаменитой песни Миляева - «Весеннее танго» (известна также как «Приходит время» или «Вот идёт по свету человек-чудак...») - многие ошибочно приписывают Сергею Никитину, часто её исполнявшему. «Весеннее танго» звучит в проекте «Песни нашего века» как одна из наиболее известных и «народных» песен.
ОКУДЖАВА БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (9 мая 1924 - 12 июня 1997).


Родился в Москве в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии (отец - грузин, мать - армянка). В 1942 ушёл на фронт, служил миномётчиком, после ранения и госпиталя - связистом. В 1945 демобилизовался. В 1950 окончил филфак Тбилисского госуниверситета и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 перевёлся в школу г. Калуги, затем работал в издательстве областной калужской газеты «Молодой ленинец». В 1956 вернулся в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», зав. отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 ушёл со службы, занимался творческой деятельностью. С 1962 - член Союза писателей СССР.
Стихи писал с детства. Первая песня появилась в 1943 году. Писал также прозу, киносценарии.
С началом «перестройки» активно окунулся в политику, объявив себя демократом. В 1990 вышел из КПСС, где состоял с 1955 года. Одобрил расстрел Белого дома в октябре 1993, подписал адресованное Ельцину «письмо 42-х», призывая запретить все виды коммунистических партий и движений, закрыть газеты «Советская Россия», «День», «Правда», «Литературная Россия», телепрограмму «600 секунд», признать нелигитимными Съезд народных депутатов, Верховный Совет РФ и все образованные ими органы, в т.ч. даже Конституционный суд. Дал соответствующее интервью газете «Подмосковные известия». Как сказал потом социолог Борис Кагарлицкий, «слушать песни Окуджавы про „комиссаров в пыльных шлемах“ после его заявлений, что ему не жалко безоружных людей, погибших в Белом доме, как-то не хочется». Прекрасный актёр Владимир Гостюхин публично сломал и растоптал пластинку песен Окуджавы. Знаменитый литературный критик, литературовед, публицист Вадим Кожинов публично отказывался подавать руку подписавшим это «расстрельное» письмо.
Умер Окуджава в Париже. Последнее, что он написал - поздравительное стихотворение на день рождения А. Чубайса.
СЕМАКОВ ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ (7 июля 1941 - 8 августа 1988).

Родился в деревне Слободищи Вологодской области, жил и умер в Москве. Окончил Одесское мореходное училище, затем Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Работал актёром и режиссёром в театрах Владимира, Томска, Красноярска, Ленинграда, Москвы. Песни на свои стихи начал писать в 1968 года, когда работал в театре на Таганке (некоторое время был дублёром В. Высоцкого).
Из-за редкого генетического заболевания у Семакова начали увеличиваться суставы и меняться голос. В 1972 году Леонид вынужден был оставить театр, был разнорабочим, геологом, таксистом, рыбаком. Об этом периоде своей жизни он рассказывал: «Еле передвигался, боли были страшные. Врач посоветовал больше ходить пешком, ну я и пошёл. Сначала до Урала и обратно, потом на юга». С 1981 года работал сценаристом и режиссёром документальных и научно-популярных фильмов. Оставил нам много самобытных песен, в т.ч. «Земляничная поляна», «Мама», «Монолог Фомы Гордеева».
СТЁРКИН СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (25 мая 1942 - 25 апреля 1986).


Родился и жил в Москве. Окончил факультет электронной техники Московского энергетического института. Работал на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ), начальником цеха на заводе «Хромотрон», главным конструктором проекта во ВНИИКА «Нефтегаз», в последний год жизни был директором Дома культуры МЭЛЗ.
Песни писал с 1959 года в основном на чужие стихи, реже - на свои. Аккомпанировал себе, как правило, на аккордеоне. Был активным участником и автором представлений СТЭМа (студенческого театра эстрадных миниатюр) МЭИ; как автор песен стал известен после поездки в 1960 со студенческой агитбригадой, тогда у него появились песни «Лотошинская агитбригадная» и «Дорожная».
Многие его песни стали известными благодаря гитарным переложениям, сделанным другими исполнителями. Открыл для музыкальной общественности песни на стихи А. Аронова «Если у вас нету тёти...» и Р. Рождественского «Мгновения», позже ставшие широко известными с музыкой М. Таривердиева.
ТКАЧЁВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (18 января 1955 - 9 ноября 2010).

Родился в Москве. Окончил среднюю школу (с золотой медалью по классу фортепиано) при Юрловской хоровой капелле, находившейся под патронажем Гнесинского училища. Окончил МИТХТ (Московский институт тонкой химической технологии им. Ломоносова). Инженер-химик. Кандидат химических наук.
Работал на кафедре МИТХТ, в Физико-химическом центре РАН, с 1996 - в частной фирме.
Песни писал с 1970 года на свои стихи. Победитель фестиваля «Физтехпесня» (1976), лауреат II и III Московских конкурсов самодеятельной песни (конец 70-х), лауреат конкурсов МИФИ-76, «Москворечье-76», многих других. Широко известен своими остросоциальными песнями «Лекция о международном положении в доисторическом племени», «Памяти Высоцкого» и др.
ЧУГУЕВ ГЕННАДИЙ ИРАКЛИЕВИЧ (6 октября 1960 - 30 июня 2009).


Родился в Тбилиси. Учился в Ленинградском университете авиационного и космического приборостроения по специальности «радиотехника». Работал инженером-электронщиком в Баку. Был членом Бакинского клуба авторской песни (1984-1987). Дипломант ряда фестивалей Южного региона. Занимался горным туризмом, альпинизмом. Инструктор-спасатель. В 1986 принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Последние годы жил в Таганроге. Автор получивших известность песен «Подколодная змея», «Стук», «Боль» и др.
ЯКУШЕВА (Кусургашева)АРИАДНА (Ада)АДАМОВНА (24 января 1934 - 6 октября 2012).

Родилась в Ленинграде, жила в Москве. Окончила факультет русского языка и литературы МГПИ им. Ленина. Радиожурналистка, член Союза журналистов. В 1966-1968 работала редактором радиостанции «Юность».
Писала песни на свои стихи. Первую - «Песня Москве» («В институте под сводами лестниц...») - сочинила в 1954 году. Была организатором и руководителем ансамбля студии песни МГПИ. Автор любимых многими песен «Вечер бродит по лесным дорожкам...», «Ты моё дыхание» и др. Некоторые песни написаны Якушевой совместно с Ю. Визбором, женой которого она была в период с 1958 по 1968 год (в 1968 вышла замуж за радиожурналиста Максима Кусургашева).

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку.

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку. К сожалению, мастерство современных «звезд» спускается все ниже с лестницы из мрамора , оставляя современным ценителям качественной музыки желать лучшего. То ли дело музыка бардов 20 века! Мы предлагаем вам вспомнить 5 самых известных бардов России, которые уже стали легендой.

Кто не слышал о Владимире Высоцком? Он обладал уникальным поэтическим даром – тексты его песен наполнены острым сарказмом на действительность, но в то же время не теряют оптимизма. Помимо всего прочего, поэт-песенник был невероятно талантливым актером театра и кино. До сих пор загадкой остается причина его смерти, но в сердцах поклонников Высоцкий до сих пор жив.

Булат Окуджава также является одним из ярчайших представителей жанра авторской песни, его авторству принадлежит более 200 композиций, среди которых знаменитые и перепетые на разный лад «Песня беспризорника», «Ваше благородие» и еще много-много других. В честь Окуджавы назван даже один из астероидов Солнечной системы.

Песни Юрия Визбора, по сравнению с наболевшими проблемами двух вышеперечисленных авторов, наоборот, отличаются удивительной мелодичностью и нежностью. Особенно популярными были его песни (например, «Милая моя, солнышко лесное») в 60-70-х годах. А сегодня проводится множество бардовских фестивалей его имени.

Александр Розенбаум живет и здравствует и по сей день, и продолжает радовать своих поклонников великолепными песнями собственного исполнения. Уникальная черта этого автора – его либо обожают, либо просто не воспринимают, но серединных эмоций его талант не вызывает. Интересно, что изначально Розенбаум был врачом скорой помощи, и только в 1980 году он ушел на эстраду.

Олег Митяев более всего известен своей песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которую пели на любом застолье и в любом походе. Он родился в простой семье рабочего, и пошел по стопам отца. Но в начале 80-х музыка в его сердце все же победила обыденность, и

Бардовские песни - уникальный жанр, одновременно близкий душам и далёкий от будничной жизни больших городов.

Бард представляется нам путешественником, променявшим комфорт и постоянство на романтику: костёр в лесу, палатку, старую гитару и ночное звёздное небо.
Барды не могут жить так, положено в обществе, потому что изнутри на них давит песня. Они продолжают давние традиции менестрелей, трубадуров, путешествующих музыкантов, которые столетиями ходили по миру, чтобы нести людям песню о настоящем чувстве, об истинной красоте, о чистой любви и о реальной, тяжелой, но прекрасной жизни.

Глубокие смыслы, внимательность к действительно ценным моментам в жизни - вот что отличает этот жанр песни. Авторские песни всегда глубоко трогательны, естественны и душевны. Это музыка, которая вызывает трепет, пробуждает память, очищает человека от суеты и ежедневной загруженности. На фестиваль бардовской песни мечтает попасть каждый человек, однажды прикоснувшийся к бездонной мудрости и вечной доброте этого музыкального направления.

Барды России - это мощное стилевое направление, самостоятельная уникальная группа музыкантов, влияющая даже на мировые тенденции.
Представители этой группы сформировали свой уникальный жанр, объединив широту русской души с любовью к величию российской природы, силой чувств и переживаниями, с которыми может столкнуться только наша душа. Российские барды создают песни, которые мгновенно становятся народными, музыку, которая навсегда остаётся играть в душе. Они рассказывают истории о позабытой стороне жизни, к которой мы тянемся всей своей сущностью. Они возвращают покой и умение любить мир, какие бы препятствия он не создавал на нашем пути.

Песни бардов как бы лишены автора. Их создаёт душа, в них отражается судьба целого поколения, целой эпохи. Это умная и тонкая музыка, пробуждающая в человеке лучшие черты. Каждый день Вас окружает мир, где слабого ждёт поражение, а сильный вынужден бороться каждую минуту. В этих обстоятельствах очень важно найти поддержку от тех, кто умеет любить эту сложную жизнь и делиться любовью к ней со слушателями.

Качественная музыка, которую исполняют российские барды - это украшение для любого праздника и мероприятия. Это частица душевности, которой нам так не хватает в современной быстрой жизни. Авторская песня делится со слушателями философией и силой, заряжает энергией, успокаивает.

Предлагаем организациию концертных программ с участием участников проекта "Песни нашего века": В.Берковский, Дмитрий Богданов, А.Мирзаян, Л.Сергеев, Г.Хомчик, Лидия Чебоксарова, Константин Тарасов, Дмитрий Сухарев, Сергей Никитин, Алексей Иващенко, Вадим и Валерий Мищуки, Сергей Хутас, Евгений Быков, ансамбль "Песни нашего века", хор МИСиС и другие.

Исполнители бардовской песни:

ИВАСИ (Алексей Иващенко и Георгий Васильев)
Вячеслав Ковалев (Санкт - Петербург)

Кукин Юрий
Боков Валерий
Александр Гейнц и Сергей Данилов



Леонид Сергеев
Галич Александр

Мищуки Вадим и Валерий
Болдырева Екатерина

Старченков Николай
Данской Григорий
Захарченко Любовь
Высоцкий Владимир
Макаренков Александр
Окуджава Булат

Визбор Юрий
Клячкин Евгений
Ланцберг Владимир

Суханов Александр
Козловский Андрей
Группа Грассмейстер
Смехов Вениамин
Крупп Арон
Третьяков Виктор
Щербаков Михаил
Матвеенко Сергей
Дудкина Наталья
Ким Юлий
Паньшин Владимир (г.Снежинск)
Анатолий Киреев
Баранов Андрей
Калачев Виктор
Розанов Владимир
Боханцев Сергей
Наумов Сергей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Внеклассное мероприятие

на тему:

«Бардовская песня»

студента 5-го курса

Заочной формы обучения

Филологического факультета

Лисейцева К.В.

Цель: Знакомство с бардовской песней.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с историей бардовской песни, с лучшими представителями этого песенного жанра.

Развивающая: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.

Воспитательная: использовать силу воздействия бардовской песни на формировании личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры.

Методы и приёмы: словесно-иллюстрационный, слайдовая презентация, беседа, музыкальное сопровождение, литературный рассказ.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Музыкальное оформление:

Б.Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья»

С.Никитин «Каждый выбирает по себе»

В. Высоцкий. «Я не люблю»

Б.Окуджава «Грузинская песня»

О.Митяев «Как здорово»

Наглядные пособия, оборудование: использование компьютерной программы «Power Point» для показа портретов известных бардов; записи песен в авторском исполнении.

/Звучит песня Булата Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья»/

Вступление.

Я говорю вам - Добрый день!

Хочу улыбки видеть ваши.

Чтобы с лица исчезла тень,

И теплой была встреча наша.

Давайте постараемся забыть хотя бы на время все грустное, что с вами сегодня случилось: кто-то получил плохую отметку, кого- то обидели недобрым словом, у кого-то просто было плохое настроение. Сейчас вы здесь, среди единомышленников. Все мы разные, но всех нас объединяет одно – гитара. И она для каждого из нас - самый надежный и преданный друг. Она всегда помогает нам в трудную минуту. Когда мы берем ее в руки, прижимаем к своему сердцу, играем или поем любимые песни, на душе становится легче, и мы смотрим на мир уже другими глазами.

/Слайд №1 « Бардовская песня»/

Сегодня мы поговорим о бардовской песне, познакомимся с представителями этого жанра. Некоторые имена вам уже известны. Кто–то из вас сам исполняет песни известных бардов. Мы попытаемся разобраться в характерных особенностях этих песен. И я думаю, что слова, сказанные известным российским бардом Юрием Визбором, в какой-то, степени помогут нам в этом.

/Слайд № 2 Слова Ю. Визбора/

«И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души…»

Бардовская песня.

Скажите, пожалуйста, знаете ли вы кого-нибудь из известных бардов?

Чтобы понять суть бардовской песни, обратимся к происхождению этого слова. Известна такая притча. Еще задолго до Рождения Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца - друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранник назывался - БАРД.

Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

/Слайд №3 Бардовская песня – это …/

Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, ее исцелению. Бардовскую песню, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем только проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа, работа мысли, чувств, памяти, сердца. Эта работа души.

Бардовская песня это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. У каждого автора своя интонация. Она узнаваема среди других песен. Это песни не для развлечений. Их нельзя слушать между делом.

Бардовские песни не пишутся на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъёма. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство гордости, уважения, надежды, нежности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Главным является то, какова сама песня.

Бардовская песня - искусство целостное. Автор пишет стихи, придумывает к ним музыку и сам исполняет свое произведение. Поэтому очень часто бардовскую песню называют авторской. Преимущество этого жанра состоит в том, что в нем во главу ставятся стихи, поэтический текст.

«Что петь, а не как петь – вот в чем суть авторского исполнения».

/Звучит песня в исполнении Сергея Никитина «Каждый выбирает по себе»/

Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы.

/Слайд №4 с портретами бардов/

Чтобы соответствовать истинному предначертанию барда, автор-исполнитель должен быть хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир.

Михаил Леонидович Анчаров - один из основоположников бардовской песни, писатель, поэт, драматург, переводчик, архитектор, живописец, член Союза писателей СССР (1967).

Городницкий Александр Моисеевич - геолог, океанолог, поэт. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Автор более 230 научных работ, статей в журналах. Член Московского союза писателей (1972), Лауреат 1 Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 г. Известные песни: «Атланты», «Перекаты», «Снег», «Предательство».

Булат Окуджава – целая эпоха в истории авторской песни. Один из основоположников жанра бардовской песни. Родился в Москве, жил на Арбате. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. В 1937 родители арестованы, отец расстрелян, мать сослана в лагерь. Возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 в 17 лет добровольцем ушел на войну. Окончил филологический факультет Тбилиского государственного университета, работал учителем, редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1956 году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару. В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик. Член Союза писателей СССР, с 1992 - член комиссии по помилованиям при президенте РФ, с 1994 - член комиссии по Государственным премиям РФ. Известные песни: «Грузинская песня», «Давайте восклицать», «Ах, война», «Арбат», «Здесь птицы не поют» и др.

/Звучит «Грузинская песня» Булата Окуджавы/

Булат Окуджава, Михаил Анчаров были первыми. За ними пришли:

Виктор Берковский - металлург, кандидат технических наук (1967), доцент в институте стали и сплавов. Песни сочинял на стихи М. Светлова, Э. Багрицкого, Н. Матвеевой, Р. Рождественского, Б. Окуджавы, Д. Сухарева и других российских и зарубежных поэтов. Известные песни «Гренада», «На далекой Амазонке», «Вспомните, ребята» и др. Был одним из руководителей проекта «Песни нашего века» (1999).

Юлий Ким. По образованию - педагог. После окончания Московского педагогического института пять лет работал на Камчатке, затем в Москве - в физико-математическом интернате. В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Член Союза кинематографистов СССР (1987 г.).

Юрий Визбор - один из наиболее ярких и одаренных представителей старшего поколения бардов, стоящих у истоков авторской песни. Родился в Москве, окончил Московский государственный педагогический институт. Журналист, создатель радиостанции «Юность», журнала «Кругозор» с гибкими пластинками. Художник драматург, написавший несколько пьес и киносценариев. Кинематографист, автор документальных фильмов, актер, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах. Увлекался путешествиями и горными походами. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Поэт и певец, автор более трехсот песен. Известные песни «Перевал», «Лесное солнышко», «Домбайский вальс», «Серега Санин», «Наполним музыкой сердца» и др. Член Союза журналистов и Союза кинематографистов. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы.

/Звучит песня Юрия Визбора «Милая моя»/

В конце 60–х, в начале 70–х годов сделала качественный скачок профессиональная песня. Стали популярны ВИА. Песня обратилась к проблемам, волнующим молодежь, появились новые формы подачи песни. Менялась и авторская песня. Появились и новые авторы исполнители:

/Слайд №5 с портретами Вадима Егорова, Новеллы Матвеевой, Александра Суханова, Александра Дольского, Юрия Кукина/

Ярким представителем бардовской песни этого времени является Владимир Высоцкий.

/Слайд №6 с портретом Высоцкого/

Родился в Москве. В 1955 году поступил в Московский инженерно-строительный институт. С первого семестра уходит из института. С 1956 по 1960 гг. Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. В 1960-1964г. работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В 1968 году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль». Автор нескольких киносценариев. Вместе с актёрами «Театра на Таганке» ездил с гастролями за границу - в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию, Польшу. Записал около 10 радио-спектаклей, дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

Давайте послушаем песню «Я не люблю» в исполнении автора.

/Исполняется песня Владимира Высоцкого «Я не люблю»/

Именно Высоцким был придуман термин «авторская песня». Вот что он говорил по этому поводу: «Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию. Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно также вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии, вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

В 70-80 годы продолжалось самоутверждение бардовской, авторской песни. Бардовская песня становится один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год во всех уголках страны.

Самый известный из них Грушинский фестиваль.

/Слайд № 7 с Грушинского фестиваля/

Он традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самаре. Идея Грушинского фестиваля возникла в 1967 году после того, как на реке Уде трагически погиб, спасая детей с перевернувшейся лодки, студент Куйбышевского авиационного института, исполнитель туристических песен Валерий Грушин.

В 90-е годы возрастает число концертов с участием бардов. Меняется содержание авторской песни. Она откликается на самые актуальные события эпохи, значительно вырос уровень владения гитарой. Многие авторы-исполнители стали участниками известного проекта «Песни нашего века».

/Слайд №8 «Песни нашего века»/

Это Сергей Никитин, Алексей Иващенко, Георгий Васильев, Вадим и Валерий Мищуки, Сергей Леонидов, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова.

Наверно самым популярным и известным бардом нашего времени можно считать Олега Митяева.

/Слайд №9 Олег Митяев/

Окончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, отслужил в армии, поступил и окончил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность-тренер по плаванию. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. Снялся в нескольких фильмах. Наиболее известные песни: «Соседка», «Как здорово», «Давай с тобой поговорим», «Лето - это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди, скоро лето!» Творчество артиста смогли оценить жители Германии, Франции, Италии, ЮАР, Израиля и Америки.

Давайте сейчас все вместе исполним песню Олега Митяева «Как здорово».

/Слайд №9 с текстом песни, звучит песня в исполнении Олега Митяева «Как здорово»/

Итак, что же такое «бардовская песня»?

Бардовская песня – это самостоятельное явление нашей отечественной культуры.

Жанр бардовской песни – один из самых массовых видов творчества.


Похожая информация.