Музыкальный продюсер. Кто такой музыкальный продюсер


ПРОДАВЦЫ ЗВУКА
Десять самых влиятельных музыкальных продюсеров России Любовь бывает разной - любовь кошки к мышке, вампира - к человеческой крови, ребенка - к конфетам, от которых, как известно, портятся зубы. Бывает любовь народная. Чувство страшное по силе и необъяснимое по сути. Так сначала любили Гитлера, потом Леню Голубкова. Так любят группы «Чайф» и «Руки вверх». И редко кто догадывается, что КТО-ТО заставляет их ЛЮБИТЬ. Что на путях-дорогах любви куча проходимцев - Лис и котов Базилио, которые мечтают только о том, чтобы провести несчастного Буратино, оставив ему лишь деревянный нос и необъяснимую любовь. А самим отправиться в темный лес и закопать в одном им известном месте пять заветных золотых, а потом сидеть и дожидаться их всходов. Речь, как вы уже поняли, о музыкальных продюсерах. Теоретизировать не будем - посмотрим на живые примеры и составим рейтинг

ПЕРВОЕ МЕСТО
Юрий АЙЗЕНШПИС («Кино», «Технология», Влад Сташевский, «Динамит»; гендир продюсерской фирмы «Медиастар»)
Юрий Шмильевич Айзеншпис готов убить любого, кто случайно произнесет его отчество как «Шмильич». С гением продюсерского искусства - никакой фамильярности. Несмотря ни на что, он практически всегда остается эстетом. Проведя более полутора десятков лет на зоне, Айзеншпис не сделал себе ни одной татуировки. А где-то полгода назад он все из тех же эстетических соображений закрасил благородные седины на голове черной краской, после чего по кулуарам поползли упорные слухи: Юрий Шмильевич отправился на поиски новой однополой любви. Про Айзеншписа рассказывают абсолютно ужасные вещи, кроют на чем свет стоит и считают самым большим монстром шоу-бизнеса. Он на самом деле очень хороший профессионал (достаточно посмотреть на список имен, которые он раскрутил). С ним предпочитают не связываться все... кроме музыкантов. Он никогда не позволял себе никаких непорядочных вещей по отношению к людям, за которых он взялся. Если этот человек берется за дело, то доводит вверенный коллектив до определенного уровня, - при этом не имеет значения, какого уровня музыка и сам исполнитель.
Если Айзеншпис снимает клип - это действительно дорого. Он снимает его на свои деньги, иногда даже рискуя именем.
За группу «Кино» Айзеншпис взялся, когда они уже были популярны. Но без талантливого продюсирования музыканты не заработали бы столько, сколько получили. Годы, которые «Кино» проработала с Айзеншписом, - лучшие годы группы.
Следующий проект, который он взялся раскручивать - «Технология», - тоже оказался удачным. Может, он и не так уж много заработал на них, но поднял с нуля и раскрутил до достойного уровня.
Айзеншпис - великолепный бизнесмен и креативщик, он очень хорошо понимает, что в данный момент времени «покатит», а что нет.

ВТОРОЕ МЕСТО
Игорь МАТВИЕНКО («Любэ», «Иванушки», «Девочки»)
Матвиенко - творческий человек. В основном он занимается тем, что отбирает для групп материал и сам пишет песни. Например, музыку «Атас» и «Давай наяривай» написал именно он. Не обидел и «Иванушек» - «Вселенная» и «Два бездонных океана глаз» - тоже дело его рук. С моментами бизнеса Игорь Игоревич предпочитает связываться меньше. Для подобных нужд (чтобы руки не марать) он создал «Продюсерский центр Игоря Матвиенко», где всеми пиарами и контрактами занимаются специально обученные сотрудники. Сам он в бизнес старается особо не лезть, хотя вкусы «пипла» представляет себе достаточно хорошо. Хороший показатель его человечности - долговременные отношения с одними и теми же людьми - как с группами, так и с околомузыкальными деятелями, которые помогают ему в продюсерском центре. Например, с одним из лучших поэтов-песенников в стране Александром Шагановым он работает уже около 10 лет.

ТРЕТЬЕ МЕСТО
Александр ШУЛЬГИН (Валерия; владелец прав на «творческое наследие» Визбора)
У Шульгина, по нашей информации, плохой характер. К людям он относится в основном негативно. В среде шоубиза ходят упорные слухи, что он бьет свою жену, певицу Валерию. Между прочим, мать троих детей и средство зарабатывания денег. Что думает по этому поводу Валерия, нам никто не скажет, потому что на всех интервью певицы муж-страж - непременный атрибут. При всем при этом Шульгин - хороший бизнесмен. Он - один из самых практичных и перспективных в данный момент людей в сфере шоу-бизнеса. В то время, когда он находился в должности генерального продюсера «Рек рекордз», это была одна из самых преуспевающих звукозаписывающих компаний, которая занималась коммерческой музыкой. Она успешно составляла конкуренцию даже «Союзу», который вообще считался вне конкуренции.
Он первым рассмотрел и записал «Мумий-тролля». Удачный опыт продюсирования поставил на собственной жене.
Мало кто помнит, что свою первую пластинку Валерия записала в Германии, называлась она «Тайга симфони» и пелась на английском языке. Альбом получил плохую критику и у нас, и на Западе. Критики и там и здесь вдоволь посмеялись над акцентом волжской девушки. Ей это пошло на пользу - она запела по-русски. На этот раз то, что велел ей строгий муж. И не просчиталась.
Шульгин работает по западному стандарту - нанимает для исполнителя профессиональных музыкантов, аранжировщиков. Но до Айзеншписа он недотягивает. Там, где Юрий Шмильевич все сделает блистательно и в бешеном темпе, Шульгин будет действовать медленно и с расстановкой. Потому и остается лучшим из средних.

Дмитрий ГРОЙСМАН («Чайф», «Серьга» в лучшие свои годы)
Гройсман занялся «Чайфом», когда группа уже набирала известность. Но именно он довел ее до стадионного уровня. «Чайф» удержал планку, даже когда упал рейтинг «Алисы» и «Агаты Кристи». Народная любовь к группе остается само собой разумеющимся делом, даже когда новые альбомы уже не так хороши. Устойчивый положительный имидж группы не позволяет ругать солидного Шахрина, молодецкие прыжки по сцене и осуждать его за кошмарные произведения вроде «Аргентина-Ямайка - 5:0». И все потому, что Гройсман - хороший бизнесмен. Был бы креативщиком получше - может, и «породил» бы еще какой-нибудь «звездный» коллектив.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО
Олег НЕСТЕРОВ (Найк Борзов, «Нож для Фрау Мюллер», «Ундервуд» и др.; генпрод рекорд-компаний «Легкие», «Снегири»)
Нестеров, как известно, сам музыкант. (Помните, романтично так пел про ландыши: «Карл-Маркс-штадт, Карл-Маркс-штадт»...). Его группа «Мегаполис» - редкий пример довольно приличной, исконно московской группы. Может быть, поэтому свою продюсерскую деятельность Нестеров выстраивает больше в форме помощи утопающим. Вытаскивает малокоммерческие проекты, интересные по большому счету только узкой публике. Миссия благородная, но малоприбыльная. Похоже, Нестерова это не волнует - он до сих пор продолжает собирать «под крылышко» молодые некоммерческие проекты.

ПЯТОЕ МЕСТО
Александр ПОНОМАРЕВ («Сплин», «Би-2», «Наутилус» на закате своей карьеры)
Пономарев выгонял из «Сплина» музыкантов, раздувал звездную болезнь у Саши Васильева и периодически вел себя не очень красиво. К примеру, на заре юности группы «Сплин» был такой человек - Сергей Рымов. Он за свои деньги возил «Сплин» из Питера в Москву, искал им деньги под запись первых пластинок. Музыканты даже одно время жили у него. Потом к «Сплину» пришел Пономарев и Рымова отодвинул. Тогда «Сплин» начал делать чисто коммерческие вещи типа «Орбит без сахара». В результате - любовь стадионных масс. Пономарев достаточно неплохо чувствует русскорокерскую конъюнктуру. Песни его групп хорошо ротировались, альбомы продавались, но в творческом плане с этого момента и «Сплин», и сам Васильев стали гнить и портиться. Еще немного, и это будет вчерашний день.
У Пономарева есть один отличительный минус - ни одну группу он не поднял с нуля. На «Сплин» присел, когда он поднимался, а «Би-2» оседлал, когда на улицах в угаре распевали «Полковника».

ШЕСТОЕ МЕСТО
Владимир МЕСХИ (продюсер фестиваля «Максидром»; «Маша и Медведи», «Конец фильма», «Агата Кристи»)
Месхи носит прическу «каре»и издалека похож на человека, который пахнет рок-н-роллом. Еще минимум лет пять он наверняка будет пользоваться бешеным успехом у девочек, которые «созрели» и хронически «жуют орбит без сахара». Как мужчина.
Как продюсер Месхи очень не любит, когда кто-то заявляет, что как минимум половина заслуги в деле создания «Максидрома» принадлежит Михаилу Козыреву. Хотя сам он к созданию фестиваля действительно руку приложил и худо-бедно продолжает тащить его до сих пор (Козырев к фестивалю уже никакого отношения не имеет). Что до продюсирования групп, то первоначально взлетевшая «Маша» съехала с рельсов, а преуспевающая «Агата Кристи» вдруг взяла да и «захирела». Все это говорит об одном - Месхи не может протащить проект от начала до конца.

Леонид ГУТКИН (Данко, «Братья Улыбайте»; гендиректор «Крем рекордз»)
Среди «подшефных» Гуткина не выросло ни одной яркой звезды. Данко, который так проникновенно провыл «Малыша», суперпроектом все равно не стал и, по всей видимости, не станет. «Братья» после хип-хоп-баллады о «Юлии», которая «любит Юрия» и поэтому не может вести привычный образ жизни, как-то очень быстро почувствовали себя популярными, потонули в собственном пафосе и еще больше опопсели. Разве что Дельфин, который записывается на «Креме», - настоящая звезда. Но в том-то и дело, что только записывается. (Но он, по нашим сведениям, скоро разрывает контракт.) Такой нетворческий подход к «производству» со стороны известного продюсера совершенно непонятен. Ведь сам Гуткин какой-никакой, но все же музыкант. (В свое время нынешний директор рекорд-лейбла с удовольствием музицировал в группе «Автограф». Он был тогда самым флегматичным музыкантом группы. Флегматиком, судя по его продюсерскому стилю, он остался и до сих пор.)

СЕДЬМОЕ МЕСТО
Иосиф ПРИГОЖИН (Кристина Орбакайте, Александр Маршалл, Паскаль; генеральный продюсер Nox music)
Не так давно Иосиф Пригожин выпустил книжку произведений с туманным названием «Политика - вершина шоу-бизнеса» - пособие для начинающих продюсеров. В книге автор явно любуется самим собой. Ближе к середине книги именитый гражданин высказывает мнение, удивляющее новизной. «Российского шоу-бизнеса нет! - пишет Иосиф Игоревич на странице 97. - Его никогда не было». Тем не менее в мире несуществующего шоу-бизнеса Пригожин умело отбирает проекты с изначальным именем и бюджетом, а потом стрижет с них купоны. Он уверенно сидит в своей нише (примерно как те, кто работает с Басковым).
Пригожин - человек амбициозный и самовлюбленный. Достаточно прочитать все ту же книгу, чтобы убедиться в этом. На каждой странице Иосиф Игоревич отсвечивает ореолом гуру. Неудивительно, что недавно он умудрился связаться с таким же нарциссом, как и он сам, - нижней строчкой нашего хит-парада Леонидом Бурлаковым.

ВОСЬМОЕ МЕСТО
Леонид БУРЛАКОВ (раньше - «Мумий-тролль», Земфира, теперь - «Тандем», «Седьмой прохожий»)
Леонида Бурлакова очень любят журналисты (своими многократными громкими заявлениями о том, что именно он раскрутил Земфиру и «МТ», Бурлакову удалось убедить четвертую власть в собственной звездности). Зато его очень не любят музыканты, работавшие с ним хотя бы непродолжительный период времени. И есть за что. Первым пострадал Илья Лагутенко.
В сфере шоу-бизнеса ходят упорные слухи, что Бурлаков задолжал музыкантам «МТ» энную сумму денег, которые заработали музыканты, наделал долгов от имени группы, потратил их, а под занавес вытащил «МТ» на заведомо ущербный последний концерт в «Олимпийском».
Илья забрал у него все права и ушел. Потом ушла Земфира. При этом много не потеряла - спродюсировал ее в основном Лагутенко, а рука Бурлакова функционировала только в области загребания денег.
Хотя это не мешало «суперпродюсеру» утверждать, что гений - именно он.
После чего покинутый всеми Бурлаков отправился сотрудничать с Иосифом Пригожиным. Сотрудничество закончилось, едва успев начаться. Виной всему послужили финансовые несостыковки Пригожина с Бурлаковым. Оставшиеся без финансирования новые проекты Бурлакова вряд ли долго продержатся. Хотя это не мешает ему постоянно кормить музыкантов «завтраками».

Оценки в рейтинге выставим по пятибалльной системе. Критерии следующие.
1) Моральные качества
Суперхороших и суперчестных продюсеров не бывает. Профессия такая - надо и рыбку съесть, и музыканта не обижать. Поэтому моральные качества товарищей мы будем оценивать, отвечая на вопрос: честен ли гражданин с вверенными ему музыкантами?
2) Креативщик
Степень подкованности, умение ориентироваться в конъюнктуре музыки, понимание музыкальной конъюнктуры - очень важные качества продюсера.
3) Бизнесмен
Умение делать деньги для себя и для группы, стараясь при этом "кинуть" как можно меньше партнеров, - признак хорошей деловой хватки.

Оценки будем ставить, как в школе, - по пятибаллной системе.

Продюсер Мораль Креатив Бизнесмен В сумме
Айзеншпис 5 4 5 14
Бурлаков 0 3 0 3
Нестеров 4 4 3 11
Шульгин 3 4 5 12
Пригожин 2 3 3 8
Матвиенко 4 5 4 13
Пономарев 3 3 4 10
Гроссман 5 3 4 12
Месхи 2 4- 4 10-
Гуткин 4 3 3- 10-

Пожалуй, до сих пор самым известным и крутым продюсером в России является покойный Юрий Айзеншпис . Он получил образование инженера-экономиста, но быстро связал свою жизнь с музыкой. Однако в 1970 году он был арестован: в результате обыска в его квартире было конфисковано 15 585 рублей и 7675 долларов. Осужден по 88 статье (Нарушение правил о валютных операциях). Вышел он из тюрьмы в 1988 году, отбыв в заключении 18 лет. По возвращении из мест не столь отдаленных Айзеншпис снова занялся музыкой, в частности, организуя концерты молодых исполнителей. Он был директором группы "Кино" (с 1989 по 1990). Сотрудничал с группой "Моральный кодекс", Владом Сташевским, певицей Линдой, являлся продюсером Кати Лель, Никиты, Саши. Последним его "детищем" был Дима Билан, который стал поистине его лебединой песней. В 2005 году Айзеншпис умер от инфаркта.

ПО ТЕМЕ

Продюсер Иван Шаповалов получил известность, "раскрутив" группу "Тату" – девичий дуэт, который пропагандировал однополую любовь, искусно подогревая интерес недвусмысленными касаниями друг друга и поцелуями. Солистками были "черненькая" Юля Волкова и "рыженькая" Лена Катина. В 2000 году вышла первая песня "Я сошла с ума", которая буквально взорвала чарты России. Группа достигла международного признания. Их синглы, как англо-, так и русскоязычные возглавляли хит-парады в Австралии, Великобритании, Германии, США и других странах. Их дебютный англоязычный сингл All the Things She Said стал одним из самых успешных и возглавлял главные музыкальные чарты мира. "Тату" стали первой и единственной российской группой, получившей награду IFPI за число проданных альбомов. В 2003 году на конкурсе "Евровидение" группа заняла третье место. В 2004 году Шаповалов перестал сотрудничать с "Тату", занялся другими проектами, но они не получили большой известности. В 2012 году у продюсера обнаружили рак мозга, однако в ходе своевременного лечения Шаповалову удалось победить недуг.

Максим Фадеев с раннего детства увлекся музыкой – в пять лет поступил в музыкальную школу. Вообще, он сам мечтал выступать, однако в начале пути его творчество было никому не нужно, и он решил заняться продюсированием. В 1993 году он стал сотрудничать с певицей Линдой. За это время первый продюсерский проект Фадеева обрел грандиозную популярность, специалистов же восхищало невиданное до этого на отечественной поп-сцене качество музыкального продукта. Рекордное количество зрителей за всю историю российского шоу-бизнеса (400 тысяч) собрал совместный концерт Фадеева и Линды на "Певческом поле" в Киеве 1 сентября 1997 года. В 2002 году он стал продюсером шоу "Фабрика звезд", далее сотрудничает с певицей Глюк`Oza, которая интриговала, не показывая своего лица и делая лишь мультяшные клипы. В 2006 году Фадеев стал продюсером группы Serebro. Продюсер имеет дом на Бали, но часто бывает в России, где продолжает успешно работать и даже выступать, записывая собственные песни.

Мало кто знает, что именно Игорь Матвиенко открыл стране певца Женю Белоусова, чья жизнь прервалась буквально на пике славы. Главным и, пожалуй, самым успешным детищем продюсера является группа "Любэ", которая без малого уже 20 с лишним лет радует множество поклонников по всему миру. Так же Матвиенко продюсирует девичью группу "Фабрика" и мальчуковую – "Иванушки International". Именно он стал в 2002 году продюсером и руководителем музыкального проекта Первого канала "Фабрика звезд". В феврале 2014 года назначен музыкальным продюсером церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Для самой трогательной сцены церемония закрытия "Зеркальный мир" сделал аранжировку, объединившую композиции "Свой среди чужих, чужой среди своих" Эдуарда Артемьева и "До свидания, Москва" Александры Пахмутовой.

Продюсер Виктор Дробыш , так же как Фадеев и Матвиенко, сразу понял, что свяжет свою жизнь с музыкой. Именно он стал автором песни Бурановских бабушек Party for Everybody, которые заняли почетное второе место на "Евровидении-2012". Дробыш стал продюсером четвертого сезона шоу "Фабрика звезд", после чего занялся творческим продвижением выпускников: групп "Тутси", "К. Г. Б.", а также таких исполнителей, как Юлия Михальчик, Наталья Подольская и Стас Пьеха. Интересно, что кроме продюсирования, Дробыш популярен в качестве композитора, написавшего много музыки для песен, впоследствии ставших хитами.

Процесс перехода экономики в рыночные условия затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности, и том числе и музыкальную индустрию. В этой области, как и в любой другой области культуры произошли коренные изменения. В первую очередь следует отметить выделение экономического блока отношений в сфере музыкальной индустрии. Так, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, все больше выдвигается как необходимая часть продюсерской деятельности в музыкальном бизнесе. Взаимодействие этих двух составляющих - экономики и творчества – обеспечивает одновременно конкурентоспособность и оригинальность музыкальных проектов, которые являются объектом пристального внимания публики.

Музыкальный продюсер (англ. music producer ) - лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла 3 , радиопередачи и т. п.). Продюсер подбирает звукоинженеров 4 , монтажёров 5 , ассистентов. Как правило, у крупных лейблов 6 имеются свои студийные продюсеры, нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров.

Продюсерская деятельность (продюсирование ) – это некий творческий процесс, реализация какого либо проекта от начала и до конца. 7

Профессия «продюсер» только сейчас начинает появляться в московских ВУЗах. А те, кто становился продюсерами до этого, были своего рода первопроходцами, они полагались только на собственную интуицию.

Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои отличительные особенности, технологию, «подводные камни», но вместе с тем подчиняется законам, характерным и для других видов общественной деятельности. Она включает в себя множество процессов. Среди них финансовые, кадровые, социальные и многие другие. Так, экономика музыкального проекта - одна из важнейших составляющих управления и предпринимательства в этой сфере.

Рассмотрим все компоненты шоу-бизнеса, объединенные управленческим рычагом, за который отвечает продюсер (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты общественной деятельности продюсера.

Как видно из рисунка, музыкальная индустрия включает в себя такие элементы, как экономика, творчество, право и менеджмент. Как же соотносятся все эти компоненты в музыкальном бизнесе? Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна без дополнительных пояснений. Организацию любого проекта обеспечивают управленческие отношения, опирающиеся на личностный фактор. К тому же организация любого музыкального проекта начинается с подбора артистов и других участников, ответственных за различные участки процесса. Вот здесь и необходим профессиональный менеджмент. А обеспечивают управленческие отношения на цивилизованном уровне правовые принципы, нашедшие свое отражение в законодательстве и договорном регулировании.

Музыкальное продюсирование или продюсирование музыкального проекта – это сложный многоуровневый процесс, который требует от продюсера как творческо-управленческой фигуры большой отдачи сил, времени и нервов.

Понятие продюсера как человека, ответственного за финансирование, производство и распространение продуктов культуры, в частности музыкального продукта, на практике возникло уже давно. Но получает свое признание у официальных структур постепенно.

Продюсерская деятельность тесно связана с другими сферами культуры - кино, театром, телевидением. Это происходит по той причине, что шоу-проект представляет собой синтез различных видов искусств. Он включает в себя музыкальный материал, режиссуру, работу клипмейкера, имиджмейкера и т. п. Но так или иначе основным объектом интереса продюсера является интеллектуальная собственность. В первую очередь, она имеет определенную ценность как объект культуры, а в бизнесе продюсера интересует и цена, за которую эта собственность приобретается.

Многогранность продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта, которая включает в себя не только традиционные приемы продвижения (например, концертная и гастрольная деятельности, информационная поддержка и т. д.), но и специфические – мерчендайзинг 8 , участие в престижных музыкальных фестивалях, создание промокампании 9 в Интернете. Несмотря на такую разностороннюю деятельность, продюсер делает ставку, как правило, на одно или несколько направлений. Таким образом, появляются проекты, фундаментом которых являются либо оригинальная идея, либо вокальные данные исполнителей, либо мастерство композитора.

Естественно, продюсер заинтересован охватить все стороны проекта, но основной акцент, основную направленность увидеть достаточно несложно.

Как было отмечено, музыкальный бизнес включает в себя организацию большого числа разно-уровневых событий, людей и процессов. Все они так или и иначе связаны с генерированием идеи, созданием проекта, продвижением на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности своей деятельности продюсеру нужно учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику. Особенно важно это стало в период становления договорных отношений на цивилизованный уровень.

Под понятиями продюсерская деятельность и продюсирование подразумевается деятельность, направленная на организацию и решение поставленных задач, направленных на реализацию проекта.

Различают множество ответвлений продюсерской деятельности, которые выступают как самостоятельные профессии в различных отраслях мира искусства и шоу-бизнеса. Студийный продюсер сотрудничает с киностудиями и не ведёт финансовые вопросы. Его задача только лишь художественная сторона проекта. Однако, на ряду с этим, он не несёт ни каких рисков. Независимый продюсер ищет спонсоров своего проекта, занимается вопросами распространения. Генеральный продюсер несёт полную ответственность за проект, определяет бюджет проекта, заключает контракты с исполнителями. Исполнительный продюсер по сути выполняет всю работу, курирует развитие проекта, творческие и организационные моменты. Линейный продюсер возглавляет блок, касаемый реализации проекта, следит за графиком съёмок. Саунд-продюсер занимается вопросами звукозаписи, качеством музыкального материала.

Таким образом под понятием продюсер подразумевается организатор разноуровневых творческих, управленческих, правовых и экономических событии, процессов и явлений.

Clan Soprano Studio - продюсер, композитор, автор текстов, саунд-инженер

Александр Сахаров (Clan Soprano Studio) Продюсер, композитор, автор текстов, саунд-инженер, продюсер и автор более 100 треков, 5 из которых занимали 1-е места в российском радиочарте.

Классик сказал, что все мы родом из детства. Многие согласны, что оттуда, из детства, все особенности, заморочки и во многом характер личности. Вот и российский шоу-бизнес родом из 90-х и до сих пор переживает свои детские комплексы. И это отражается не только на самих участниках, но и на публике.

В представлении обычного человека дело обстоит так: есть артист, у него имеется продюсер, который приходит вместе с артистом на некую абстрактную студию, там записывают какую-нибудь песню, которая как будто сразу берется ниоткуда, потом снимают клип и показывают его по телевизору. И все - звезда готова.

Так было в 90-е, и то отчасти. Тогда было много креатива и энергии нового времени, музыкальная индустрия начала быстро, а где-то даже нагло развиваться, породив многих новых героев. Появился «Ласковый Май», потом «Руки Вверх», более или менее успешно приспособились к новым законам старые звезды, начала развиваться рэп-культура, а кроме того, на рельсы шоу-бизнеса встали бывшие бунтари-рокеры, например, Виктор Цой и группа «Кино» (да-да, их последние альбомы выпускались и раскручивались по всем канонам музыкальной поп-индустрии).

В итоге в XXI век мы вошли с абсолютно новым шоу-бизнесом, ярким в идеях, но очень кустарным и робким в плане профессионализма участников. Все делалось на коленке, но публику это устраивало, так как представить, что может быть как-то иначе, никто не мог. Да и после громоздкой и неповоротливой советской эстрады люди готовы были воспринимать музыку любого качества, лишь бы она была другая.

Поэтому продюсером в России стихийно стали считать того, кто своими усилиями разного толка, от вложения денег до организации концертов или раздачи кассет, обеспечит артисту популярность. И все бы так и продолжалось, если бы интеграция с мировым шоу-бизнесом и доступность информации в Интернете не дали нам всем понять что «там» все как-то иначе. Продюсерами называют таких людей, как Timbaland и Pharrel Williams. Diplo и Skrillex получают Грэмми как продюсеры песни Where Are Ü Now, исполненной Джастином Бибером. И эти ребята совсем не соответствуют обывательскому образу продюсера как «дядьки с пузом, который отслушивает девочек, развалившись на диване».

Поэтому давайте разбираться, кто как называется и главное – кто за что отвечает. Продюсер – это человек, который отвечает за то, какой продукт в итоге услышит публика. Продюсер может сделать все сам, то есть полностью написать песню, сделать аранжировку, записать вокал, произвести сведение трека, создать концепцию видеоряда. Может часть этих функций делегировать. Но все равно решение о том, что должно получиться в финале, принимает исключительно продюсер. А в танцевальной музыке бывает так, что успешный трек сделан вообще без артиста. И в данном случае титульным лицом такого трека является сам продюсер. В качестве примера можно привести такие очень успешные треки: Martin Garrix – Animals – почти инструментальный трек или Chainsmokers – Don"t Let Me Down, где голос вокалистки звучит, но, по сути, не является основополагающим, а певица просто приглашена продюсерами для реализации их задумки.

К счастью, в России постепенно приходит понимание значимости и роли продюсера, потому что случайно купленная песня из интернет-рассылок типа «Песни на продажу. Часть 3» не приносит артисту желаемого результата. Просто что-то спеть – мало. Нужно создавать концепцию артиста, вытаскивать из него то самое классное, честное, сильное, что в нем есть, придумывать и качественно воплощать интересное звучание, искать яркие пути реализации финального музыкального продукта. И это все – задача продюсера. А тот, кто вкладывает деньги, называется инвестор. Тот, кто руководит административным процессом, называется исполнительный директор или менеджер. Концертный директор организовывает концерты; тур-менеджер находится непосредственно в туре с артистом.

Но этот процесс идет медленно, и пока на наших премиях продолжают раздавать «тарелки» певцам. А в это время на Грэмми награда присуждается не столько исполнителю, сколько продюсеру, достаточно просто открыть в Википедии список победителей, и вы увидите вот такую информацию:

«Запись года: "Uptown Funk" – Марк Ронсон при участии Бруно Марса. Продюсеры – Джефф Баскер, Бруно Марс & Марк Ронсон. Звукозапись – Josh Blair, Serban Ghenea, Wayne Gordon, John Hanes, Inaam Haq, Boo Mitchell, Charles Moniz & Марк Ронсон, мастеринг-инженер – Том Койн».

Здесь видно, кто создавал этот трек и принимал решение. Заметьте, Бруно Марс здесь и соавтор, и сопродюсер, потому что новое поколение певцов обязательно принимает участие в создании музыки, у них есть ощущение того, что они через музыку хотят сказать людям. А те певцы, которые продолжают считать, что не важно, что петь и как, и кем это будет сделано, лишь бы было много ротаций на радио, уже сейчас все чаще оказываются «за бортом». Да и публика стала грамотней, стала разбираться в том, как и кто создает музыку, и ее требования к качеству сильно растут.

Поэтому реальный скачок в развитии шоу-бизнеса в России возможен только в том случае, если все участники будут понимать эти принципы, каждый заниматься своим делом, профессионально развиваться, разбираться в звукозаписи, студийном процессе, быть актуальным и следить за всеми инновациями в мировой музыкальной индустрии. Только тогда, через какое-то время, российская музыка ни в чем не будет отставать от мировой.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия «музыкальный продюсер» в России. Под словом «продюсер» в нашей стране, как правило, понималось «спонсор-менеджер». Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер «Мадонна» гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя «Любэ» и «Иванушек» начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию «Рекорд», первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил «Любэ», подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа «Любэ» взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - «Иванушки International». Будучи по факту бойзбендом, «Иванушки» функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме «Любэ» и «Иванушек» Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу «Фабрика звезд»: два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - «Корни» и «Фабрика» - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными «клиентами» Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители «Фабрики звезд 7».

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной «Фабрики звезд», от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников «Евровидения», занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

ФОТО starface

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля «Юрмала» совершенно «фирменным» своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету «Фабрики звезд», которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и «простую» публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио «Серебро», также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.