Художественная литература для 2 младшей группы. Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»


Рыбалка Маргарита Викторовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС "ЖУРАВУШКА"
Населённый пункт: Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала: статья
Тема: Чтение художественной литературы во второй младшей группе
Дата публикации: 14.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование художественной литературы на занятиях в детском саду -

мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает

улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка.

Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению,

воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно

совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики

выбранного произведения.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление,

воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему

миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для

малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в

обществе.

Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе

позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные

образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств,

красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает

эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит

с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы

отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг

может быть составлена для удобства) отличается использованием большого

количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят

стабильный интерес к чтению.

стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и

семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и

лиса». Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на

тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-

чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-

заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к

деду…», «Тили-бом! Тили-бом!». Помимо чтения сказок, стихотворений

также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития

творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников

запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки

«Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется

первое знакомство малышей с миром профессий. Среди поэтических

«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан»,

Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее

допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна.

Формирование гуманности Чтение художественной литературы во 2 младшей

группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с

выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными

сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в

подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство

гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится

сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при

общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в

подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта,

сочувствие, справедливость, забота.

Эстетическое воспитание С помощью художественного слова дети понимают

красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о

нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А.

Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой

думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка.

Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных

характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время,

когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику,

эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.

Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к

чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг

воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со

стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель

одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д.

Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца - Длинные

уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и

сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности

бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его

младшей группе детского сада. Какие еще произведения вошли в этот

перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с

семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не

должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в

данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о

«Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» с опорой на иллюстрации»

Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» во 2 младшей группе.

Воспитатель Гатина А.Т.

Задачи:

1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас.

3. Развивать эмоциональное восприятие содержания сказки, запоминание действующих лиц и последовательность действий

4. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Материалы: рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок». Портрет К.И. Чуковского, книги с его произведениями, сюрпризная коробка.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку. А на ней надпись: «Открыть любознательным детям ». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) А вам интересно, что в этой коробке? (Да!) Значит вы тоже любознательные!

А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель: Ребята, в этой коробке находятся книжкки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок сказок из этих книжек, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название сказки, обязательно скажите.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать,

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, (Айболит)!» «Айболит»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький (фонарик). «Муха-Цокотуха»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по (дорожке). «Федорино горе»

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха)

Это просто (таракан)! (Ха-ха-ха) «Тараканище»

Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

Дети отвечают.

На магнитную доску вывешивается портрет К.И Чуковского

Воспитатель: Оказывается в нашей коробке спрятались книги К.И.Чуковского. Вы все их хорошо знаете. Но вот эту книгу мы с вами еще не читали.

Из коробки достается книжка К.И Чуковского «Цыпленок »

Рассматривание обложки

Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку, и отвечают на следующие вопросы:

Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)

Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да)

Приготовьтесь, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

В заключении занятия воспитатель просит ответить на вопросы:

Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Кто написал сказку?

Какие герои были в сказке?

Упражнение «Подбор определения к заданному слову»

Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т.д.)

Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т.д.)

Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т.д.)

А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,)

Воспитатель: Давайте поиграем.

Подвижная игра «Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму - курицу. Идет

Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены

За спину.

А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет

Жёлтые цыплятки. движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! «Грозит» пальчиком.

Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой

Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают

Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно

Землю лапкой разгребать клюют корм

Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 27.04.2014 19:37 Просмотров: 28826

    Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

    Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

    Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступи­ла...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка при­мчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

    Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

    Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

    Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад № 247» г. Саратов

    Учебно-методическая разработка. Перспективный план в ДОУ

    Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования.

    Тексты прилагаются.

    Сентябрь «Мы и наш детский сад»

    «Игрушки»

    «На что похоже солнце» Т. Бокова

    Вспомнить, что летом дети много играли с игрушками; помочь вспомнить знакомые стихи

    Познакомить детей с понятием «рифма»; развивать мышление

    «Мои игрушки» З. Петрова

    «Некогда» Б. Иовле

    Помочь детям научиться слушать стихотворные тексты; воспитывать бережное отношение к игрушкам

    Воспитывать умение различать плохие и хорошие поступки

    «Лето» В. Орлов

    «Утренние лучи» К. Ушинский

    Закрепить основные признаки лета

    Развивать умение слушать небольшие рассказы; продолжать знакомить детей с сезонными признаками

    Н. Калинина «В лесу»

    Стихотворение «Осеннее»

    Продолжать учить детей слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания о деревьях, цветах

    Продолжать знакомить детей с осенними признаками; расширять кругозор

    Октябрь «Мы и природа»

    Стихотворение «Трава. Кусты. Деревья»

    И. Токмакова «Осенние листья»

    Закреплять знания детей о видах растительности

    Продолжать знакомить детей с основными осенними признаками

    Ф. Гуринович «Огород»

    «По ягоды» Я. Тайц

    Закрепить знания об овощах и месте их произрастания

    Продолжать учить слушать небольшие произведения; воспитывать любовь к близким

    Н. Кисилева «Котенок и щенок»

    Русская народная песенка «Коровки»

    Поддерживать интерес к сказкам; закрепить знания о домашних животных; знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения

    Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами; закреплять знания о домашних животных; учить отвечать на вопросы по тексту

    С. Маршак «Детки в клетке»

    К. Чуковский «Айболит»

    Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знания о диких животных

    Продолжать учить слушать большие по объему стихотворные произведения, отвечать на вопросы; закрепить знания о диких животных

    Ноябрь «Цветная страна»

    Л. Разумова «Красный цвет»

    «Светофор» Б. Житков

    Закрепить знания красного цвета; продолжать учить детей находить в окружающем предметы красного цвета

    Продолжать развивать умение слушать рассказы; закрепить знания красного цвета; продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения

    К. Чуковский «Цыпленок

    «Солнышко, похожее на маму» А. Павлова

    Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; закрепить знание желтого цвета.

    Продолжать знакомить детей с природными явлениями; учить детей находить в окружающем предметы желтого цвета

    В. Сутеев «Капризная кошка»

    «Разноцветный подарок» П. Синявский

    Учить оценивать поступки героев; закрепить знание основных цветов

    Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знание основных цветов

    «Карандаш» Я. Тайц

    «Сказка про то, как краски рисовали» М. Шкурина

    Учить понимать юмор литературных произведений; закрепить знание синего цвета

    Познакомить детей с тем, что при смешивании красок получается другой цвет

    Декабрь «Зима»

    М. Клочкова «Снежинки»

    Зима для здоровья З. Александрова

    Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега

    Помочь детям понять пользу морозного воздуха

    Стихотворение «Птица»

    Стихотворение «Зимующие птицы»

    Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц

    Закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой

    Стихотворение «Звери зимой»

    «Как на горке снег» И. Токмакова

    Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери

    Продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой

    О. Чусовитина «Скоро,скоро Новый год»

    Н. Мигунова «Новый год»

    Помочь детям запомнить стихотворение

    Продолжать знакомить детей с новогодними стихами

    Январь «Мы и наша семья»

    Потешка «Вот наши ручки»

    Про нос и язык. Пермяк Е. А.

    Продолжать знакомить с малыми формами фольклора; закрепить знание частей тела человека

    Продолжать знакомить детей с назначением частей тела

    З. Александрова «Плохая девочка»

    «Сам» В. Степанов

    Помочь понять детям, что все люди разные и поступают по разному; учить оценивать поступки героев

    Прививать детям положительные привычки

    Е. Благинина «Голышок - малышок»

    «Сто одежек»

    Закрепить знания детей о видах одежды

    Расширять словарный запас детей названиями предметов одежды

    Февраль «Наша семья»

    Н. Павлова «Чьи башмачки»

    «Модница и туфельки»

    Виктор Полянских

    Продолжать учить слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания обуви

    Продолжать знакомить детей с разнообразием видов обуви

    Стихотворение «Моя семья»

    «Помощница» Е. Благинина

    Помочь понять детям, кто является их семьей

    Помочь детям понять, чем можно помочь дома

    Полюбуйтесь-ка, игрушки!

    Е. Благинина

    Приходите, поглядите!

    Е. Благинина

    Воспитывать желание помогать взрослым

    Поддерживать желание детей совершать хорошие поступки

    З. Александрова «Дождик»

    И. Пивоварова «Волшебные палочки»

    Развивать усидчивость, внимание; закрепить знание о фиолетовом цвете

    Развивать умение воспринимать стихотворные тексты; закрепить знание основных цветов

    Март «Мы и наш дом»

    З. Александрова «Что взяла - клади на место»

    «У стола четыре ножки» С. Я. Маршак

    Помочь понять смысл стихотворения; закрепить знания мебели

    Продолжать знакомить детей с предметами мебели

    Что нельзя купить?

    Владимир Орлов

    «Три копейки на покупки» Ш. Галиев

    Помочь понять детям, что не все можно купить за деньги

    Помочь понять детям, что игрушки дорогие; воспитывать скромность

    И. Токмакова «Ай да суп»

    «Ой как вкусно пахнет щами»

    Помочь заучить наизусть небольшие стихи; закрепить знания о кухонной и столовой посуде

    Закрепить знания предметов столовой и кухонной посуды

    Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»

    К. Чуковский «Муха-цокотуха»

    Учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания о чайной посуде

    Учить слушать большие по объему стихотворные произведения; продолжать учить отвечать на вопросы

    Апрель «Весна и времена года»

    А. Плещеев «Мой садик»

    Р.н.с. «Заюшкина избушка»

    Учить находить в стихотворении сезонные признаки

    Познакомить с новой сказкой; помочь понять причину таяния лисичкиной избушки

    «Старик и яблони» Л. Толстой

    «Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина

    Познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья

    Воспитывать бережное отношение к природе

    В. Сутеев «Кораблик»

    «Солнечная краска» М. Скрябцова

    Помочь понять смысл произведения: закрепить знание голубого цвета

    Довести до сознания детей смысл рассказа; закрепить голубой цвет

    Э. Мошковская «Добежали до вечера»

    Н. Калинина «Утром»

    Закрепить знание частей суток

    Продолжать знакомить с частями суток

    Май «Что мы знаем и умеем»

    Считалка «Мы делили апельсин»

    Лето Л. Корчагина

    Помочь запомнить считалку; закрепить знания о фруктах

    Продолжать знакомить детей с сезонными признаками

    «Медведь» Г. Ладонщиков

    «Времена года» А. Кузнецова

    Закрепить знания детей о временах года; воспитывать чувство юмора

    Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

    В. Осеева «Плохо»

    «Страшный рассказ» Е. Чарушин

    Помочь детям понять смысл рассказа; воспитывать доброту, сострадание

    Развивать умение слушать произведения большие по объему; довести до сознания детей смысл

    «Здравствуй, лето» Т. Бокова

    Загадки об игрушках

    Развивать умение воспринимать стихотворный текст, выделяя сезонные признаки

    Развивать умение отгадывать загадки; мышление

    На что похоже солнце? Татьяна Бокова

    На что похоже солнце?

    На круглое оконце.

    Фонарик в темноте.

    На мяч оно похоже,

    На блин горячий тоже

    И на пирог в плите.

    На жёлтенькую пуговку.

    На лампочку. На луковку.

    На медный пятачок.

    На сырную лепёшку.

    На апельсин немножко

    И даже на зрачок.

    Только если солнце мяч — Почему же он горяч?

    Если солнце — это сыр,

    Почему не видно дыр?

    Если солнце — это лук,

    Все бы плакали вокруг.

    Значит, светит мне в оконце

    Не пятак, не блин, а солнце!

    Пусть оно на всё похоже,

    всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!

    Скачать Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы

    Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

    Задачи:

    Образовательные:

    • помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
    • формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
    • учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
    • пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
    • активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
    • показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.

    Развивающие:

    • развивать диалогическую речь,
    • развивать звуковую культуру речи,
    • развивать внимание, память,
    • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    Воспитательные:
    воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
    воспитывать отзывчивость (желание помочь).

    Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.

    Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»

    Ход НОД

    Создание мотивации для предстоящей деятельности.

    Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».

    — Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).

    Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.

    — Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
    — Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
    — Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
    — Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)

    — Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.

    Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).

    Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.

    — Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.

    Физминутка «Маркиз»


    То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
    Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
    Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
    У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.

    — Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
    — Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
    — Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
    — Почему котята стали белые? (ответы детей)
    — Почему котята стали серые? (ответы детей)
    — Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
    — Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
    — Котята были любопытными, они познавали мир.

    А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.

    На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.

    — Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
    — Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
    — Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
    — А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
    — Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
    — А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
    — Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)

    Подведение итога деятельности


    — Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
    — Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.

    Рефлексия

    На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.