Трагедия печорина ее сущность и причины. В чем трагедия печорина? Примерный текст сочинения


Cлайд 1

Cлайд 2

«... Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться». ПЕЧОРИН

Cлайд 3

Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Cлайд 4

Просмотр видеофрагмента Как вы думаете, почему авторы фильма взяли для финальной сцены слова, произносимые Печориным в повести «Бэла»? Обоснуйте свое мнение.

Cлайд 5

Кто же виноват в судьбе Печорина? Время и общество Он сам Судьба Социальные причины Нравственные причины Философия Печорину присущи черты романтизма - конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Характер героя - одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со "вторым я «не давали ему свободы. Герой пытается "убежать от себя". Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что, может быть, Печорину изначально была предначертана такая судьба.

Cлайд 6

Анализ видеофрагментов -Насколько образ Печорина в фильме соответствует вашему представлению о главном герое романа Лермонтова? - Какое место в жизни Печорина занимали дружба и любовь?

Cлайд 7

Составьте кластеры 1 гр. – Дружба в жизни Печорина. 2 гр. – Любовь в жизни Печорина.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Критика романа В.Г. Белинский: "проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования" "такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него" "совершенно новый мир искусства" "переходное состояние духа" "глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины", глубокое знание человеческого сердца и современного общества.

Cлайд 11

Критика романа С.О. Бурачок: "нет ни религиозности, ни народности" образ Печорина является клеветой на русскую действительность, "на целое поколение людей" "отвратительных и грязных" героев "в натуре этакие бесчувственные, бессовестные люди невозможны": "В ком силы духовные хоть мало-мальски живы, - заключал критик, - для тех эта книга отвратительно несносна".

Cлайд 12

Критика романа О.И. Сенковский: "Г. Лермонтов, - писал Сенковский, - счастливо выпутался из самого затруднительного положения, в каком только может находиться лирический поэт, поставленный между преувеличениями, без которых нет лиризма, и истиною, без которой нет прозы. Он надел плащ истины на преувеличения, и этот наряд очень к лицу им". "нельзя выдавать Героя нашего времени за что-нибудь выше миленького ученического эскиза".

Cлайд 13

Критика романа Ф. Булгарин: "Лучшего романа, - писал Булгарин, - я не читал на русском языке".

Cлайд 14

Критика романа С.П. Шевырев: "Всё содержание повестей г-на Лермонтова, кроме Печорина, принадлежит существенной жизни; но сам Печорин, за исключением его апатии, которая была только началом его нравственной болезни, принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность".

«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.

Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.

Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.

Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.

Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.

Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

Несколько интересных сочинений

    Некоторые герои имеют непростое происхождение. Одним из таких героев является Варенуха Иван Савельевич. Варенуха относится к второстепенным героям эпопеи «Мастер и Маргарита».

Лермонтов в «Герое нашего времени» отразил судьбу целого поколения интереснейших, образованнейших и талантливейших людей, великих гениев, которыми были перенасыщены 30-е годы XIX века. Очень жаль, но свою жизнь они зачастую заканчивали глупо, так как бесцельно загоняли себя в полный нравственный и эмоциональный тупик. В чем трагедия Печорина? Пожалуй, начнем с того, что в портрет нашего героя автор вложил целый ряд различных человеческих пороков, которые он часто замечал у своих современников. Эти пороки, как пожиратели душ, действовали на личность разрушительно, вводили в полное отчаяние, приводили к постыдным и безрассудным поступкам, доводили до сумасшествия и даже до самоубийства.

Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»

В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.

В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?

Портрет героя

Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.

Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.

Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.

Обольститель

Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений. Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени». Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.

Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений. Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево. Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.

Наука во спасение

Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.

Эксперименты

Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна - по невежеству и простосердечию, другая - от привычного и постоянного кокетства.

Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.

Никчемность и невостребованность

Что могло руководить этим человеком? А ничего, кроме абсолютного равнодушия и бесчеловечности. Оправдывал он свои поступки тем, что еще с детства взрослые, воспитывая в нем высоко благородную натуру, заостряли свое внимание на его якобы дурных свойствах, которых не было, но они через некоторое время проявлялись по его собственному желанию. Он становился злопамятным, завистливым, готовым обманывать и в итоге превратился в «нравственного калеку». Его якобы благие намерения и желания зачастую отворачивали от него людей.

Печорин со всеми его талантами и жаждой деятельности остался невостребованным. Личность его вызывает разные точки зрения, с одной стороны - неприязнь, с другой - симпатию, однако трагичность его образа отрицать нельзя, раздираемый противоречиями, он по образу близок к Онегину и Чацкому, ведь они тоже ставили себя отдельно от общества и не видели никакого смысла в своем существовании. А все потому, что не нашли для себя высокой цели. Да, именно высокой, так как такого плана людей абсолютно не интересуют низменные житейские цели. В этой жизни они приобрели только способность видеть людей насквозь, хотели изменить весь мир и все общество. Они видят путь к совершенству через «приобщение к страданиям». Вот и все, кто с ними встречаются, подвергаются их бескомпромиссному испытанию. В общем, на этом можно и закончить сочинение на тему «В чем трагедия Печорина».

Сочинения по литературе: В чем трагедия печорина В истории жизни Печорина - главного героя романа М. Ю. Лермонтова - отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его "понимает и... часто встречал".

Это "портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии". Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки. Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, "водяное общество"). И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся "силы необъятные". Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа.

Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что "скука не живет под чеченскими пулями", он отправляется на Кавказ. Однако где бы Печорин ни появился, он становится "топором в руках судьбы". В повести "Тамань" поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни "мирных контрабандистов".

В повести "Бэла" Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести "Княжна Мери". В "Фаталисте" сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести "Максим Максимыч" он подрывает веру старика в молодое поколение. На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов.

Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что "любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". В разговоре с Вернером он говорит, что "из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства". "Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия", признается герой. Если Печорин "без участия" относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям? Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: "...

такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать...

я сделался нравственным калекой..." Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: "Герой нашего времени". С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой - указывает на то, что Печорин является порождением своего времени.

Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности. "Герой нашего времени" - одно из самых значимых произведений русской классической литературы, а Печорин - один из самых ярких и запоминающихся образов. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа.

Печорин - человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, непонятый окружающими и не понимающий их. В чем-то он сродни Евгению Онегину. Тот тоже не видел никакого смысла в своем существовании и ставил себя отдельно от общества. Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер.

Облик главного героя написан очень любовно, с большой тщательностью. Это позволяет увидеть Печорина как наяву. Внешность его сразу производит впечатление. Даже такие, казалось бы незначительные, черты, как темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности, противоречивости и в то же время - аристократичности. Глаза у Печорина никогда не смеются и блестят холодным стальным блеском. Всего несколько фраз, но как много этим сказано!

Внешность главного героя описывается только во второй главе и дополняет то, что мы уже знаем о нем. Первая глава посвящена истории мимолетного увлечения Печорина и трагической гибели молодой женщины, похищенной им. Все заканчивается печально, но надо признать, что Печорин не стремился к этому и не знал, что так будет. Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако его постигло очередное разочарование. Он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука - его извечный враг. Что бы ни делал Печорин - это делается от желания чем-то занять себя.

Но уже ничто не приносит удовлетворения. Читатель начинает понимать, что за человек перед ним. Печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. Он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. При этом он походя губит всех, кто встречается ему на пути. Здесь опять уместно провести параллель с Онегиным, который также хотел от жизни удовольствий, а получал лишь скуку. Оба героя не считались с людскими чувствами, поскольку воспринимали окружающих не как живых существ со своими мыслями и эмоциями, а, скорее, как интересные объекты для наблюдения. Раздвоенность личности Печорина в том, что первоначально он обуреваем самыми благими намерениями и начинаниями, но, в конце концов, разочаровывается и отворачивается от людей. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею.

С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно, а затем холодно отвернулся от старого друга. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, молодым и восторженным, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное. Беда в том, что Печорин прекрасно понимает, как заставляет страдать окружающих.

Он холодно, рассудительно анализирует свое поведение. Зачем он добивается любви труднодоступной женщины? Да просто потому, что его прельщает тяжесть задачи. Ему совершенно неинтересна женщина, которая уже любит его и на все готова. Почему-то в своих недостатках Печорин склонен обвинять общество. Он говорит, что окружающие читали на его лице признаки "дурных свойств". Именно поэтому, считает Печорин, он и стал обладать ими. Ему и в голову не приходит винить себя.

Интересно то, что Печорин действительно может довольно объективно оценить себя. Он постоянно подвергает анализу свои собственные мысли и переживания. И делает это с каким-то научным интересом, как будто проводит над самим собой эксперимент. Печорин, вращаясь в обществе, стоит вне его. Он наблюдает за людьми со стороны, как и за собой. Он лишь свидетель жизни, но не ее участник. Он пытается найти хоть какой-то смысл в своем существовании.

Но смысла нет, нет Цели, к которой следовало бы стремиться. И Печорин приходит к горькому выводу, что единственное его назначение на земле - разрушение чужих надежд. Все эти печальные раздумья приводят Печорина к тому, что он становится равнодушен даже к собственной смерти. Мир, в котором он живет, опостылел. Нет ничего, что привязывало бы к земле, нет человека, который понял бы метания этой странной души. Да, были люди, которые любили Печорина. Он умел производить впечатление, был интересен, язвителен, изыскан. Кроме того, он обладал эффектной внешностью, что не могло остаться незаметным для женщин.

Но, несмотря на всеобщее внимание, не было никого, кто понимал бы его. И это сознание было тяжело для Печорина. Ни мечты, ни желаний, ни чувств, ни планов на будущее - ничего не было у Печорина, ни одной нити из тех, что привязывают людей к этому миру. Зато было полное и ясное осознание своей никчемности. Печорина остается только жалеть.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ХОТИМЛЬ-КУЗМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка урока литературы в 9 классе

«Трагедия Печорина, её сущность и причины»

(Обобщающий урок по роману

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Разработчик:

Федюшина Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

обобщить знания по образу Печорина;

проследить историю его внутренней жизни.

Развивающая

формировать умения и навыки художественного пересказа;

развивать логического мышление учащихся;

формировать умение ставить вопросы и отвечать на них.

Воспитательная

формировать систему нравственных ценностей учащихся.

Ресурсы урока

текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация Microsoft Power Point , видеофрагменты фильмов по роману «Герой нашего времени» реж. С. Ростоцкий; реж. А. Котт, выдержки из статей В.Г. Белинского «Герой нашего времени», С.П. Шевырева «Герой нашего времени».

Тип урока

обобщения и систематизации знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент

Деление на группы

На уроке мы будем работать в группах. У вас на партах лежат геометрические фигуры разных цветов. Объединитесь в группы по цвету фигур.

    Вспомним правила работы в группе. Назовите по одному правилу каждый.

Чтобы вы не забывали данные правила, на столе у каждой группы лежит памятка «Правила работы в группе».

2. Мотивация

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе "личный" или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

В течение нескольких уроков мы изучали бессмертное произведение Лермонтова и сегодня подведем итоги.

    «... Я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться». Из чьих уст мы слышим эти слова в романе? (Печорин )

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Поговорим о трагедии Печорина, её сущности и причинах.

Запишите тему урока – «Трагедия Печорина, её сущность и причины».

3. Актуализация знаний

    Что о Печорине мы узнали, работая с романом?

Ответы учащихся

    Откуда же в Печорине столько противоречий? Почему все, кто оказывается рядом с ним, становятся несчастными? Кто виноват в том, что почти все события, описанные в романе, заканчиваются трагически? Печорин? А может быть, общество?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся дать в ходе урока.

4. Целеполагание

    Чего же мы должны достичь на уроке? Что узнать? Чему научиться?

Ответы учащихся

(Составить психологическую характеристику Печорина, дать ответы на проблемные вопросы; научиться анализировать текст, выбирать из текста нужную информацию; познакомиться с критикой романа).

5. Обобщение и систематизация знаний

Итак, роман дочитан. Печальна судьба героя.

1. Просмотрим видеофрагмент финальной сцены фильма «Герой нашего времени».

Просмотр видеофрагмента

    Как вы думаете, почему авторы фильма взяли для финальной сцены слова, произносимые Печориным в повести «Бэла»? Обоснуйте свое мнение. (Каждая группа высказывает свое мнение )

2. Кто же виновен в судьбе Печорина?

    Предлагаю заполнить следующую таблицу:

Кто виновен в судьбе Печорина?

(несостоявшейся судьбе)

Время и общество

Он сам

Судьба

Социальные причины

Нравственные

Философия

Печорину присущи черты романтизма - конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество.

Он один против окружающего мира.

Характер героя - одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со "вторым я"

не давали ему свободы. Герой пытается "убежать от себя" .

3. Посмотрите видеофрагмент фильма, где Печорин говорит о своем характере и судьбе.

Просмотр видеофрагмента

    Что он говорит о своем характере?

    Какой вывод мы можем сделать? Какова причина того, что Печорин стал «лишним человеком» в жизни?

Индивидуализм (нравственный принцип ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества) - главная причина того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

4. Какое место в жизни Печорина занимали дружба и любовь?

    Составьте кластеры:

1 гр. – Дружба в жизни Печорина;

2 гр. – Любовь в жизни Печорина.

    Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, несмотря на неблагоприятные поступки?

Смелость, жажда неизведанного, воля – отличают Печорина от других людей его произведения и позволяют автору называть Героем своего времени.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Познакомьтесь с выдержками из критических статей на роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», представьте позицию критика:

1 гр. – В.Г. Белинского;

    гр. – С.П. Шевырева.

2. В течение 5 минут обсудите вопрос: мог ли Печорин быть героем нашего времени? Представьте и аргументируйте вашу точку зрения.

7. Рефлексия

    Вспомните цель, поставленную в начале урока.

    Достигли ли мы поставленной цели?

Прием «Три «М»:

    Назовите 3 момента, которые хорошо получились во время урока.

    Добавьте одно действие, которое могло бы улучшить работу.

8. Домашнее задание

Создать проекты «Печорин – герой нашего времени?» (по группам)

Приложение 1.

ПАМЯТКА

Правила работы в группе

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

    Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

    Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.

Приложение 2.

Выдержки из критической статьи В.Г. Белинского «Герой нашего времени»

    "проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования"

    "такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него"

    "совершенно новый мир искусства"

    "переходное состояние духа"

    "глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины", глубокое знание человеческого сердца и современного общества.

    Роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается. Так линия круга возвращается в точку, из которой вышла, и никто не найдет этой исходной точки. В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен возбудить всеобщее внимание, весь интерес нашей публики. Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность -- вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства.

Выдержки из критической статьи С.П. Шевырева «Герой нашего времени»

    «Всё содержание повестей г-на Лермонтова, кроме Печорина, принадлежит существенной жизни; но сам Печорин, за исключением его апатии, которая была только началом его нравственной болезни, принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность» .

    «Извлечем же в нескольких словах все то, что мы сказали о характере героя. Апатия, следствие развращенной юности и всех пороков воспитания, породила в нем томительную скуку, скука же, сочетавшись с непомерною гордостью духа властолюбивого, произвела в Печорине злодея. Главный же корень всему злу -- западное воспитание, чуждое всякого чувства веры. Печорин, как он сам говорит, убежден в одном только, что он в один прегадкий вечер родился, что хуже смерти будто ничего не случится, а смерти не минуешь. Эти слова -- ключ ко всем его подвигам: в них разгадка всей его жизни. А между тем эта душа была сильная душа, которая могла совершить что-то высокое... Он сам в одном месте своего журнала сознает в себе это призвание, говоря: "Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и верно было мне назначенье высокое, потому я чувствую в душе своей силы... Из горнила [страстей пустых и неблагодарных] я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений..." Когда взглянешь на силу этой погибшей души, то становится жаль ее, как одну из жертв тяжкой болезни века...»