Современные молодёжные субкультуры – польза и вред. Современные молодёжные субкультуры – польза и вред Культура молодежи 21 века


Вчера, 19:22

Молодежные субкультуры 21 века отличаются своей оригинальностью и самобытностью. Бесконечное множество разнообразных течений в основном сформировалась за счет музыкальных направлений.

Субкультуры 21 века, впрочем, как и любые другие, призваны изменять мировоззрение людей, за счет совершенствования собственного «Я». Но каждое движение имеет свой «возраст». Уже после нескольких лет вчерашние «бунтари» становятся обычными людьми, а на смену им приходит новое поколение, стремящееся к познанию идейного понятия.
Безусловно, каждая субкультура отличается по классовой принадлежности, возрасту и полу. Отличимые черты – определяющие факторы, выделяющие приоритеты и демонстрирующие сходство всех представителей движения. К ним относят: одежду, стиль проведения и специфические символы. Среди всего разнообразия некоторые молодежные движения выражают протест обществу, носят экстремальный характер, или наоборот стремятся к отчуждению и закрытости от внешнего мира. Выделяют несколько групп, в которые входят субкультуры, отличающиеся мировоззрением и специфическим интересом. Давайте рассмотрим некоторые их них.

Музыкальные субкультуры


Из названия этой группы становится понятно, что в нее входят субкультуры, основанные на разнообразных стилях музыки.
– поклонники , и . Одежда для представителей движения не являются определяющим фактором. Главное – многочисленные татуировки и пирсинг.
– поклонники готик-металла, готик-рока и дарквэйва. Отличимые элементы – преобладание черной одежды, многочисленные серебряные украшения и символы смерти.
– поклонники разновидностей хэви-металла.
Рэперы и брей-дансеры – поклонники хип-хопа и рэпа. Отличаются одеждой ярких цветов, сленгом и мировоззрением.
Эмо – поклонники пост-хардкора и эмо. В одежде преобладают черные и рогозовые цвета (возможны и яркие оттенки). Косая челка – основной атрибут характеризующий принадлежность к движению.
Инди – поклонники направления инди-рок.
– поклонники направления панк-рок. Отличимая черта – сторонники движения придерживаются собственной идеологии, заключающейся в агрессии к внешнему миру и пренебрежению общественных норм.
Рейверы – поклонники мощной танцевальной музыки и любители ночных дискотек. Основные составляющие – легкая, беззаботная жизнь и стремление к моде.
Риветхеды – поклонники индустриальной музыки.
– поклонники . По сути это своеобразная субкультура, имеющая множество разновидностей и отличимых особенностей.

Имиджевые субкультуры


Исходя из названия понятно, что входящие в нее субкультуры отличаются по поведению и стилю одежды.
. По сути, сторонники движения не имеют определенную идеологию, предпочитают электронную клубную музыку.
. «Умершее» советское движение, вдохновленное западным образом жизни.
, мажеры. Основная составляющая – стремление к жизни, рекламируемой в гламурных «мужских» и «женских» журналах (погоня за модой, одеждой и косметикой).
Тедди-бой . Субкультура основана на подражании подростков «золотой молодежи».

Иные субкультуры


В данную группу входят движения, основанные на мультипликации, играх, кино или литературе.
Геймеры – фанаты видеоигр, живущие в своем виртуальном мире и избегающие тесного реального общения с окружающими.
– фанаты японской мультипликации (анимэ).
Фурри – движение, основанное на интересе к анимированным или сказочным животным. Довольно часто фанаты воплощаются в костюмы антропоморфных животных, и в таком виде предстают перед публикой (катаются на сноубордах, мотоциклах или устраивают импровизованные представления перед публикой).

В большей степени молодежные объединения в группы, ни что иное как, реализация потребностей, становление собственного «Я» и одно из средств для выхода внутренней активности, что свойственно не только подросткам. Возможно, именно поэтому многие молодежные субкультуры 21 века не только направляют, но и управляют современной молодежью. Это позволяет предупреждать культурный «застой» и развиваться на должном уровне.

Предпосылки к появлению субкультур 21 века

Многие помнят о существовании таких субкультур, как готы, эмо, панки – многие также и сами пробовали себя в этой стихии, были не только активными участниками субкультур, но и их организаторами. Основная цель субкультур – заявить о себе, показать свои отличия от традиционной культуры, желание предложить совершенно новые ценности, которые будут полностью отличаться от общепринятых и устаревших.

Но и субкультурные течения не стоят на месте: те неформальные объединения, которые были некогда популярны, сегодня отходят на второй план. Им на смену приходят совершенно новые, которые задают тон всему поколению 2010-х. Немного об истории: большая часть молодежных субкультур возникли после Второй Мировой Войны. Тогда они существовали не в том виде, в котором сейчас (если, конечно, пережили такой огромный промежуток времени). Именно после Второй Мировой Войны подростки стали обзаводиться деньгами, у них появились возможности для реализации своего внутреннего потенциала, доступ к продуктам массового производства.

В 50-е и 60-е годы произошел настоящий бум в неформальной сфере. Многие из субкультур в том или ином виде существуют и по сей день (например, субкультура байкеров или хиппи). Но все изменилось, когда в жизни подростков появился Интернет. если раньше настоящие рокеры были рокерами независимо от обстоятельств, то сейчас эта субкультура в некотором смысле стала маской, которую можно или снять, или надеть, если это будет удобно самому человеку. Так, в кругу семьи человек может быть одним, обсуждать одни интересы и вещи, а в кругу своих друзей он является настоящим рокером, обсуждает тонкости субкультуры, надевает на себя характерную одежду, использует аксессуары.

Замечание 1

Сейчас, в отличие от того, что было 50-60 лет назад, фрагментарное вхождение в субкультуру является нормой. Человек может просто разделять интересы, но при этом также принадлежать к ряду других субкультур. Он также искренне заинтересован в писателях, различных музыкальных исполнителях – от классики до рока и металла. Но когда-то это было практически непозволительно и осуждалось, ведь быть членом субкультуры – значит полностью отдаваться ей, не разделяя при этом интересов других неформальных объединений.

К тому же, Интернет размывает возрастные границы. Раньше субкультурам и их интересам были подвержены в основном подростки, но теперь даже маленький ребенок имеет неограниченный доступ к информации о неформальных объединениях, и может с раннего возраста идентифицировать себя с одним или со сразу несколькими из них. Взрослые также не ограничивают себя в выборе субкультур. Таким образом, в субкультуру входят не только лица подросткового возраста, но и дети, и совсем зрелые люди. В одной семье могут быть представители сразу нескольких противоположных неформальных объединений.

Современные субкультуры 21 века: характеристика

Новые субкультуры, которые возникли в 21 веке, совершенно не соответствуют тому набору признаков, которые определяли субкультуры несколько десятков лет назад. Некоторые исследователи даже утверждают, что их нельзя назвать истинными субкультурами, и дают им название «культурных миксов». Но, тем не менее, следует сделать акцент на некоторых современных субкультурах и понять их сущность:

  1. «Ванильки» - данная субкультура довольно специфична. Появилась в 2010-е годы и распространилась в основном среди девушек подросткового возраста. Название произошло, согласно исследователям, от того, что девушки любят одежду «ванильных» оттенков. Мировоззрение данной субкультуры сводится к трем ключевым идеям: подчеркнутая женственность и слабость, любовь к депрессивности и скрытому трагизму, что выражается в их отношении ко всему происходящему. Третья черта – особый стиль в одежде (принты с британским флагом, большие очки, неаккуратный пучок). Сегодня «ванилька» носит скорее отрицательное значение и означает что-то очень приторное и чересчур нежное;
  2. «Тамблер-герл» - иными словами веб-панк. Также подвержены в основном девушки, которые получили такое название потому, что копируют стиль, которые распространен на известном сайте Tumblr. Характерные черты – черные кресты на фоне космоса, тонкие черные ошейники (чокеры), туфли на очень высокой плоской подошве, короткие юбки, шляпы с широкими полями. Субкультура поддерживается массовым производителем – одежду и аксессуары тамблер-герл может найти в специальных тематических интернет-магазинах. В отличие от ванилек, для тамблер-герл депрессия – это обычная состояние, поскольку в мире каждый может ранить девушку. Над депрессией также можно шутить, чтобы победить ее;
  3. Корейская волна – еще одна субкультура, которая в основном состоит из фанатов южнокорейских музыкальных групп. Название «корейская волна» было придумано вовсе не в Корее, а в Китае. Именно туда эта волна докатилась гораздо раньше, чем в другие страны. Популярность корейских музыкальных групп выше, поскольку они многочисленнее по составу (обычно в группу может входить от 5 до 10 участников!). Между участниками существуют очень сложные отношения, которые приковывают взгляды фанатом, наблюдающих будто за реалити-шоу, а не за реальной жизнью участников. Представители данной субкультуры также используют слово «ольджан», чтобы называть моделей с большими глазами, маленьким носом и губами. Фанатки корейской волны стремятся достичь кукольной внешности благодаря пластической хирургии, а также умелому макияжу и, конечно же, фотошопу.

Таким образом, сегодня большая часть субкультур в основном ориентируется не на идеологию и философские идеи, а на внешнюю составляющую. В этом они сильно отличаются от субкультур, которые существовали ранее, где весь упор делался на основные ценности и нормы. Именно поэтому сегодня субкультуры принято называть «культурными миксами», а приверженцы к ним ориентируются на то, подойдет им тот или иной стиль или нет, а не на продвижение каких-либо норм и идей в жизнь.

Ведущую роль в формировании, распространении и разнообразии молодежных субкультур играет медиа-культура. Кроме того, медиа-культура сама по себе, непосредственно порождает новые, ранее неизвестные и даже невозможные разновидности молодежных субкультур. И современные субкультуры молодежи 21 века уже не такие деспотичные. Речь идет о так называемых геймерах, хакерах, блоггерах и подонках. На первый взгляд, названные группы трудно назвать субкультурами: они не имеют таких выразительных внешних признаков и поведения как хиппи, панки, готы, эмо или скинхеды и др. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» - М: Профиздат, 1990г. Но отсутствие внешних проявлений в кибер-субкультурах не мешает увидеть в этих социальных слоях именно современные, новые молодежные субкультуры. Представители кибер-субкультур не имеют такой идейной направленности, как скинхеды, готы, но поведенческая ориентация на виртуальность, опосредованная мультимедийными технологиями, в большей или меньшей степени означает уход от реальной жизни, тенденцию к самореализации не в традиционной форме, а с помощью языка-сленга, специфических интересов, обособления себя, группы единомышленников от общественности, определенных статусных отношении и т.д., указывающих на них именно как на субкультуру. Кибер-субкультуры, соответственно, имеют и характерные признаки. Прежде всего, это мультимедийная компетентность. Эти группировки - именно субкультуры досуга. Вспомним хотя бы рокеров и байкеров, представители которых в жизни могут заниматься обычной для общества деятельностью, но в свободное время, на досуге. Они исповедуют другие ценности, реализуют отличные от традиционных интересы и идеи.

Так же, например, и блогеры или хакеры: в реальной жизни могут выполнять обычные дела, а самоутверждаться, декларировать и реализовать свои идеи через интернет-технологии - в виртуальной реальности. И здесь уместно вспомнить следующий признак кибер-субкультур - противоречивость их проявления. Можно констатировать, что субкультуры молодежи в начале третьего тысячелетия значительно отличаются от субкультур второй половины XX века. И не только по форме, функциям, идеям и целям, но и по способу образования, детерминированным средствами массовой коммуникации, которые в разные времена влияли на их появление разными путями.

Обобщая все сказанное, можно сказать, что медиа-культура - как закономерный результат развития общей культуры человечества, опосредованный техническим развитием средств массовой коммуникации, в широком смысле охватывает производство и потребление медиа-продукции и тесно связано с массовой культурой через ее систему ценностей - формирует, поддерживает существование и порождает новые субкультуры, и молодежные в частности. Наряду с социальными, психологическими причинами, которые обусловливают возникновение и распространение молодежных мини-обществ, медиа-культура играет очень важную роль, которая заключается в распространении информации о возникновении неформальных молодежных течений. Подытоживая, можно сказать, что медиа-культура, как общественный феномен производства и потребления информации, существенно влияет на формирование молодежных субкультур.

Сегодня на улицах (особенно, это касается больших городов и мегаполисов) можно встретить молодёжь не совсем обычного вида. Длинные чёрные одежды, пугающий макияж, или наоборот – кричаще розовые тона и смешные причёски, которые превращают молодых парней и девушек в каких-то кукольных персонажей из непонятно какого мультфильма или кинофильма. Вам даже может показаться, что вы попали на какой-то костюмированный бал-маскарад. Но, это вовсе не так. Просто, вам посчастливилось встретиться с представителем некой субкультуры.

О том, что такое субкультуры, как они влияют на подрастающее поколение и почему наши дети превращаются в готов и эмо – и пойдёт речь в нашей сегодняшней публикации. Вместе с вами мы постараемся не только ответить на этот вопрос, но и разберёмся в том, полезное или вредное влияние оказывает на психику подрастающего поколения такой способ самовыражения, как принадлежность к определённой субкультуре…

Что такое субкультуры

Субкультурами называют часть культуры общества, которая в чём-то (а, иногда и во многом) отличается от доминирующей культуры, и имеет собственную шкалу ценностей, язык общения, манеру поведения, одежду и, конечно же, свою концепцию мировоззрения.

Так, к примеру, на сегодняшний день, наиболее известные молодёжные субкультуры это:

  • байкеры (с их неизменными мотоциклами и кожаными одеждами),
  • гламуры (поклонники гламура и всего прекрасного),
  • готы («люди в чёрном» с соответствующей готической и даже иногда вампирской идеологией),
  • граффитеры (произведения искусства под названием граффити на стенах вашего подъезда – дело их рук),
  • металлисты («железные люди, слушающие Металлику), панки (о высоте их ирокезов можно слагать легенды),
  • растманы (люди-одуванчики, которые наследуют хиппи, но имеют свою точку зрения на этот мир),
  • рэперы (поклонники рэпа),
  • скинхеды (с этими бритоголовыми мальчиками лучше не встречаться в тёмной подворотне),
  • хиппи (к слову сказать, вымирающая субкультура),
  • эмо (грустные мальчики и девочки, готовые заплакать по поводу и без повода)…

Почему 21 век называют пиком рассвета субкультур

Да-да, по словам психологов и социологов,

именно 21 век можно назвать пиком расцвета всяких субкультур.

И, если постараться отыскать ответ на вопрос «почему?», то можно прийти к довольно смелому заключению. С тем, что, в принципе субкультуры, как явление в обществе, существовали всегда – не поспоришь. Однако, пик расцвета, который попадает именно на наше время, психологи связывают с тем явлением, что у общества нет больше национальных идей, и происходит обесценивание жизненных ценностей, и всё это в комплексе и создаёт такие благоприятные условия для развития и даже появления новых субкультур.

Другими словами, человек – существо разумное, и его разум постоянно требует от него или . Так, наши древние предки верили в языческие божества, наши прабабушки и прадедушки – в силу партии. А, во что верим мы с вами? Во что верят наши дети? К сожалению, в графе «вера» у многих из нас стоит прочерк, потому что верить не во что. Общество не отличается особыми высокими моральными устоями, религия вроде бы как уже не актуально и до неё необходимо ещё «дорасти», а вот субкультуры – когда ты за маску эмо или гота можешь спрятать самого себя – это как раз то, что нужно и то, что удобно….

Почему субкультуры так популярны в среде молодежи

Хорошо, скажет кто-то, дефицит веры толкает нас навстречу субкультурам, но не все же становятся расстаманами или скинхедами?

Как правило, именно молодые люди, в возрасте от 15 и до 25 лет попадают под влияние субкультур и пополняют ряды таких общественных меньшинств.

Почему? Именно молодёжь (согласно своей возрастной специфики психологии развития и формирования личности) проявляет наиболее бурно протестную реакцию, которая и является претензией на свободу, независимость, самостоятельность, которые лежат в основе любой субкультуры. Такой вот подростковый протест против мира и законов взрослых, их мировоззрения, образа жизни и ценностей.

С годами, когда такой юношеский максимализм немного «успокаивается», и молодёжь и подростки уже не так остро реагируют на проявления мира. Подросток понимает, что лучше приспособиться и проявить гибкость по отношению к миру, чем противостоять ему…

Видео о молодёжных субкультурах:

Польза субкультур

Если идеология субкультуры не разрушает психику подрастающего поколения, не противопоставляет подростка всему окружающему миру, не провоцирует его на открытый конфликт и не несёт суицидальных мотивов, а также, не разрушает психику и физическое здоровье подрастающего поколения – то вреда в такой субкультуре нет. Наоборот, это способ самовыражения и самопроявления своей индивидуальности, и наличие интересов и ценностей в жизни…

Многие молодые люди отмечают, что их включение в субкультуры проявляется не только на уровне внешних атрибутов, но и на душевном состоянии. Какие известные субкультуры существуют?

Хиппи – одна из самых известных молодежных субкультур, история которой началась в США в далеких 1960-х годах. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х годов. Изначально хиппи старались протестовать против пуританской морали протестантизма, стараясь привлекать людей к природе, любовь, пацифизм. В XXI веке настоящих хиппи практически невозможно найти.

Субкультура гранж появилась благодаря уникальному стилистическому направлению в рок-музыке. При этом пик расцвета пришелся на конец 1980-х – середину 1990-х годов. Родиной гранжа стал американский город Сиэтл (штат Вашингтон).

Представители этой субкультуры являются настоящими почитателями следующих музыкальных групп:

  • Pearl Jam;
  • Alice in Chains;
  • Nirvana;
  • Soundgarden.

Эти музыкальные коллективы представляют собой «Сиэттлскую четверку», причем они исполняют качественную тяжелую музыку.

Субкультура эмо – это последний новый стиль, который напоминает готов и Glam Rock. Девушки и парни стараются визуально соотносить себя с субкультурой. При этом традиционными атрибутами стиля становятся следующие элементы:

  • волосы, которые зачесываются набок;
  • платки на шею;
  • подводка для глаз черного цвета;
  • очень узкие джинсы.

Эмо с первых минут можно выделить из толпы, но при этом крайне важно понимать, что же все-таки движет ими. В большинстве случаев представители субкультуры эмо стараются проявлять свое настоящее отношение к миру, используя для этого различные визуальные атрибуты и оригинальный стиль в одежде, необычный темный макияж.

Панк

Эта молодежная субкультура появилась в середине 1970-х годов. При этом она начала свое развитие сразу в нескольких странах:

  • Великобритания;
  • Австралия;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада.

Панки отличаются наличием особенного мнения к обществу и политикам. При этом они получили поддержку от американского художника и продюсера Энди Уорхола, который успешно взаимодействовал с Velvet Underground. Солист группы, Лу Рид, — это основатель альтернативного рока, который тесно связан с панк роком.

Chik – это один из самых необычных стилей, набирающий пик своего развития каждые несколько лет. Одними из самых достойных представителей считаются Джонни Депп, а также Джастин Тимберлейк. У обоих знаменитостей отмечается особенный стиль одежды, который доказывает прямое отношение к субкультуре chik: клетчатые брюки, заправленная футболка, классические кроссовки.

Chik

Chik – это один из самых необычных стилей, набирающий пик своего развития каждые несколько лет. Одними из самых достойных представителей считаются Джонни Депп, а также Джастин Тимберлейк. У обеих знаменитостей отмечается особенный стиль одежды, который доказывает прямое отношение к субкультуре chik: клетчатые брюки, заправленная футболка, классические кроссовки.

Субкультура рокеров начала активно развиваться в середине 60-х годов. Пик пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В то время рокеры были выходцами из рабочих семей, поэтому они представляли собой необразованное и проблемное общество. В последнее время образ рокеров воспринимается совсем по-другому, привлекая к себе все больше положительного внимания.

Основные отличия рокерской одежды:

  • кожаная куртка. В большинстве случаев куртки украшаются значками и надписями;
  • большие ботинки;
  • поношенные джинсы;
  • длинные волосы. При этом допускается зачес назад.

Главный атрибут рокеров – это мотоцикл, который также может быть украшен различными надписями и символами. В большинстве случаев мотоцикл воспринимается в виде атрибута свободы, власти, стремления к эмоциональному накалу.

Gansta Rap – это субкультура, которая начала свое развитие в конце 1980-х годов. Субкультура напрямую связана с hardcore rap, который является жестким и шумным направлением рэпа. Во многих ситуациях тексты песни с 100% точностью отображали реальность, но иногда они оказывались преувеличенными версиями комиксов. Hardcore rap, несмотря на свое оригинальное исполнение, остался одним из самых успешных направлений hip-hop.

Glam Rock – это романтическое направление субкультуры рок. Музыкальное движение возникло в Великобритании в начале 1980-х годов, которое сумело оказать серьезное влияние на поп и рок сцену Англии. Glam Rock представляет собой своеобразную альтернативу панк-культурмы, так как она воспевала гламурные стороны жизни и оставляла вне внимания социальный протест.

Масленок – это отросток культуры британского Teddy Boy. Эта субкультура, прежде всего, имеет прямое отношение к парням. В большинстве случаев парни одеваются следующим образом:

  • узкие джинсы;
  • Т-майки из плотных материалов;
  • волосы, которые должны быть причесаны назад.

В каждом случае британский Teddy Boy старается наполнить свою жизнь музыкальными автоматами, автомобильными путешествиями, коктейль барами.

Dandy Flapper – это субкультура, которая преобладала у девочек. Представительницы прекрасного пола старались выглядеть соответствующим образом:

  • красная помада;
  • разноцветные платья;
  • прилизанные волосы;
  • прически, украшенные блестками.

Dandy Flapper привлекал и мужчин, которые ограничивались твидовым костюмом и котелком.

Каждая субкультура заслуживает особенного внимания, ведь она отражает особенности культурной жизни молодежи в определенный период истории.

Видео: 10 самых известных субкультур молодежи