Жизнь клима самгина литературное исследование. Горький "клим самгин"


В этой статье мы обратимся к роману «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание его станет нашей основной темой. Но для начала немного поговорим о структуре и замысле произведения.

О произведении

«Жизнь Клима Самгина» относят к романам-эпопеям и считают самым крупным произведением Максима Горького. Произведение состоит из 4-х книг, которые писались с 1925 года по 1936 (год смерти писателя).

Идея произведения «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание представим ниже), по словам самого Горького, состоит в том, чтобы показать героя-интеллигента, каких было много во время первой революции 1907 года. Эти люди поначалу горячо поддерживали рабочих и революционное движение, однако постепенно становится ясно, что им не по пути с новой советской Россией. Основная цель - показать причину неверности их позиционирования себя как надклассовой группы.

Говоря проще, Горький изобразил интеллигента, который прошел путь от революционера до эмигранта.

Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина»: краткое содержание

У Ивана Акимовича Самгина, народника-интеллигента, родился сын. Отец решил дать ему мужицкое и необычное, по его мнению, имя - Клим, которое тут же сделало мальчика особенным среди других детей - Любы Сомовой, чей отец был доктором; Бориса, Варвары и Лидии, отпрысков Варавки квартиранта; Игоря Туробоева, который вместе с Борисом учился в военной школе; Алины Телепневой и Константина Макарова, друзей по гимназии; сироты Ивана Дронова, который жил у Самгиных. Между Климом и этими детьми складываются довольно сложные отношения, так как мальчик постоянно пытается выделиться, чем-нибудь отличиться от окружающих. Главным соперником Клима стал Борис. Их вражда не утихала, пока Борис вместе с Варварой не погиб - дети провалились под лед, когда катались на коньках.

Клим учится в гимназии. В это время его впервые одолевает интерес к женщинам. Мать мальчика, заметив это, решает подкупить швейку Риту, чтобы первый сексуальный опыт юноши был «безопасным». Рита соглашается, хотя и в влюблена в Доронова. Обо всем этом становится известно Климу. Это приводит к тому, что юноша разочаровывается во всех женщинах, даже в своей матери.

Макаров влюбляется в Лидию, но после ссоры с девушкой решает покончить жизнь самоубийством. Самгину удается спасти друга, о чем он позже сожалеет - Лида нравилась ему самому.

Студенчество

Пытался изобразить типичного для своего времени героя М. Горький («Жизнь Клима Самгина»). Краткое содержание (1 часть изложена выше) показывает, как хорошо это удалось писателю, несмотря на то, что его герой постоянно пытался выглядеть особенным.

Клим после окончания гимназии отправился в Петербург. Для него началась студенческая пора. У Самгина появился новый круг общения, в который входили: Дмитрий, старший брат Клима, студент, участвующий в революционной борьбе; Серафима Нехаева, питавшая слабость ко всему декадентскому; Марина Премирова; Кутузов, будущий большевик и активный революционер, похожий на Ленина; Владимир Лютов, происходящий из купцов, студент; Елизавета Спивак и ее муж-музыкант. Однако и в новой компании он старался отличаться, подвергая все критическому анализу. За это новые знакомые окрестили его «умником».

Лютов влюбляется в капризную Алину Телепневу, которая сначала соглашается стать его женой, а потом отказывает из-за того, что полюбила Турбоева. Здесь ярко проявляется тема соперничества зажиточного мужика (Лютов) и обедневшего аристократа (Турбоев).

Отдых на даче и неудача в любви

Клим живет на даче вместе с другими своими петербургскими знакомыми. Довольно много о политических и философских настроениях конца 19 начала 20 века можно узнать из романа «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание по главам описывает споры молодого поколения о Западе и России, о философии Выясняется, что Лютов является русским анархистом. Самгин пытается в этих спорах занять особую философскую позицию, но в итоге не занимает совсем никакой. Одновременно с этим Клим пытается признаться Лидии, что любит ее, но получает отказ.

Самгин едет в Москву. Здесь он знакомиться с новыми людьми, московскими интеллигентами, которые отличаются от петербургских ярко выраженной «русскостью». Среди них: дядя Хрисанф, Петр Маракуев, Варвара Антипова и Семион Диомидов.

На квартире Лютова происходит пьянка, на которой Егор Ипатьевский, дьякон-расстрига, читает свои стихи о Ваське, Христе и «неразменном рубле». Смысл их сводится к тому, что даже в ненависти служит Христу. Лютов восхищается стихами. Клим же опять чувствует себя лишним.

Приезжает Николай I, после чего происходят трагические события на Ходынском поле, где было задавлено множество людей, когда праздновалась коронация. Самгин смотрит на толпу и думает о ничтожности личности во время массового психоза.

Происходит окончательный разрыв Клима с Лидией, после чего девушка уезжает в Париж. Самгин едет на промышленную выставку в Нижний Новгород. Здесь он знакомится с Иноковым, своеобразным поэтом и ярким газетчиком.

Новые знакомства

Как сторонник революции, расставляет соответствующие акценты в своем произведении М. Горький. «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание по книгам можно найти в этой статье) - произведении о том, что человек, не имеющих четких убеждений и не относящийся к определенной социальной группе, не способен ничего добиться в жизни.

Клим встречается с Томильным, который уверен в том, что путь к истине пролегает через неверие. Эта ницшеанская мысль оказывается близка Самгину. Герой знакомится с провинциальным историком Козловым, монархистом и охранителем, который отрицает как революцию, так и революционный дух.

Самгин встречает Кутузова, который столь же самоуверен, что и Козлов, хотя придерживается противоположных взглядов. Кутузов говорит о том, что интеллигенция - это «революционеры от скуки». Дома у Клима происходит обыск, после которого герой беседует с Поповым, жандармским ротмистром. Военный дает ему понять, что Клим никогда не станет революционером.

Первый арест и московские волнения

Вновь переносятся в Москву события романа «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание). Здесь Клим активно общается с верхушкой либеральной интеллигенции - Тагильским и Прейсом. Приезжает Кутузов, рядом с которым Самгин понимает, что настоящая революция готовится в стороне от него и его ближайшего интеллигентского окружения. Макаров рассуждает о философском учении Н.Ф. Федорова и месте женщины в истории.

В Выборге умирает Иван Акимович, отец Клима. Самгин едет на похороны и встречается с братом. Сомову и Клима арестовывают. После допроса в полиции Самгину предлагают стать осведомителем. Клим отказывается, но у него появляется мысль, что он поступил неправильно. У Самгина и Варвары Антиповой происходит любовная связь, после которой девушке приходится делать аборт.

В Москве начинаются студенческие волнения. Самгин оказывается в толпе возле Манежа, он испытывает страх. Его выручает агент полиции Митрофанов. Клим отправляется в деревню, где становится свидетелем крестьянских грабежей. У героя появляется страх перед мужиками.

Волнения в Москве продолжаются. Клим вступает в любовную связь с Никоновой, которая оказывается осведомителем полиции.

Революция 1905 года

Серьезно изменило (9 января 1905 год) жизнь Клима Самгина. Краткое содержание по главам рассказывает о том, что Самгин начинает мысленно поддерживать революционное движение. Клим оказывается в тюрьме, его подозревают в революционной деятельности.

Начинается революция 1905 года. Самгин находится в Москве. Здесь Сомова начинает организацию санитарных пунктов, где можно было бы помогать раненным. Клим радостно поддерживать Кутузова и революцию - «пусть все полетит к черту». Однако он понимает, что происходящее затрагивает и его интересы. Гибнет Туробоев. Макаров признает духовный кризис интеллигенции. Происходят похороны Туробоева. Самгин, Алина Телепнева, Лютов и Макаров оказываются в опасной ситуации, из которой их выручают вор Сашка Судаков и черносотенцы.

Русьгород

Начинается описание революционных событий в романе «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание изображает Клима, оказавшегося в самой гуще боевых событий - на баррикадах. Ведет революционную толпу Товарищ Яков. На глазах героя происходит казнь сыщика Митрофанова. Затем он видит гибель Анфимьевны. Клим с ужасом осознает, что стал невольным заложником происходящих вокруг событий.

Климов едет в Русьгород по поручению Кутузова - нужно забрать деньги для большевиков. В поезде он разговаривает с подвыпившим поручиком, рассказывающим, как страшно расстреливать народ по приказу.

Клим знакомится с Мариной Зотовой, довольно богатой женщиной, которая относит себя к людям с народным образом мысли. Она считает, что причиной революции является то, что интеллигенция не знает народ и никогда его не знала. Здесь в обществе знакомых Марины Самгин окончательно убеждается в том, что далек от «народной стихии», оторван от нее. Клим становится свидетелем жестокого убийства губернатора.

Возвращается из-за границы Лидия, Самгин окончательно разочаровывается в ней.

Заграница

К совершенно логичному итогу подводит своего героя М. Горький. Жизнь Клима Самгина (краткое содержание это подтверждает) продолжается уже заграницей. Сначала он едет в Берлин, где его одолевает скука. Затем Клим встречается в Швейцарии с матерью, но понимает, что они стали совершенно чужими людьми. Самгин остается совершенно один. Приходит известие из Женевы - покончил жизнь самоубийством Лютов.

В Париже Клим встречается с Мариной Зотовой. Бердников и Попов предлагают Самгину стать тайным агентом при женщине, обещая хорошую плату, но герой отказывается.

Возращение

Совершенно непонятного и лишнего человека изображает Горький. "Жизнь Клима Самгина", краткое содержание является тому доказательством, - это описание трагедии, которая постигла интеллигенцию во время революции.

Клим, поняв, что его одиночество заграницей только увеличилось, возвращается в Россию. Убивают Марину Зотову. В ее убийстве подозревают Безбедова, который гибнет в тюрьме еще до начала суда.

Умирает Варвара. В Москве Самгин пытается организовать либерально-независимую газету. Приходит известие о смерти Л.Н. Толстого, которое будоражит и пугает всех вокруг.

Первая мировая война

Подходит к концу «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание по частям изложено выше). Разгорается Первая мировая война, которая в романе символизирует разрушение коллективного разума. Самгин едет в Боровичи на фронт. Там он знакомиться с подпоручиком Петровым, который является примером разложения боевых офицеров. Моральное падение армии подтверждается и эпизодом убийства Тагильского разгневанным офицером.

Клим возвращается с фронта. Здесь он попадает на вечер к который говорит о том, что люди станут едины только когда поймут, что одиноки во вселенной.

Начинается 1917 год, а с ним и Судьба главного героя остается неясна, так как роман имеет открытый финал. Вероятнее всего это связано с преждевременной смертью самого Горького, который так и не успел закончить самую объемную вещь в своей жизни.

Так заканчивается роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" (краткое содержание). "Брифли" - ресурс, на котором можно прочитать произведение целиком.

В доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать «необычное», мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика среди других детей его круга: дочери доктора Сомова Любы; детей квартиранта Варавки Варвары, Лидии и Бориса; Игоря Туробоева (вместе с Борисом учится в московской военной школе); Ивана Дронова (сирота, приживальщик в доме Самгиных); Константина Макарова и Алины Телепневой (товарищи по гимназии). Между ними складываются сложные отношения, отчасти потому, что Клим старается отличиться, что не всегда удаётся. Первый учитель - Томилин. Соперничество с Борисом. Неожиданная гибель Бориса и Варвары, провалившихся под лёд во время катания на коньках. Голос из толпы: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» - как первый «ключевой» мотив повести, как бы выражающий ирреальность происходящего.

Учёба в гимназии. Эротические томления Самгина. Швейка Рита тайно подкуплена матерью Клима для «безопасной» сексуальной жизни юноши. Она влюблена в Дронова; Самгин узнает об этом и о поступке матери и разочаровывается в женщинах. Любовь Макарова к Лидии; неудачная попытка самоубийства. Клим спасает его, но потом жалеет об этом, ибо сам втайне симпатизирует Лидии и чувствует, что бледно выглядит на фоне своего друга.

Петербург, студенчество. Новый круг общения Самгина, где он опять-таки старается занять особое место, подвергая «про себя» все и всех критическому анализу и получив прозвище «умник». Старший брат Дмитрий (студент, включившийся в революционную борьбу), Марина Премирова, Серафима Нехаева (влюблённая во все «декадентское»), Кутузов (активный революционер, будущий большевик, своими чертами напоминающий Ленина), Елизавета Спивак с больным мужем-музыкантом, Владимир Лютов (студент из купеческого рода) и другие. Любовь Лютова к Алине Телепневой, выросшей в красивую и капризную женщину. Её согласие быть женой Лютова и последующий отказ, ибо она влюбляется в Туробоева (тема своеобразного соперничества «бедного аристократа» Туробоева и «богатого мужика» Лютова).

Жизнь на даче. Символическая сцена ловли сома на горшок с горячей кашей (сом проглотит горшок, он лопнет, сом всплывёт) - надувательство «господ» мужиком, который тем не менее восхищает Лютова как выразитель загадочной талантливости русского народа. Споры о славянофилах и западниках, России и Западе. Лютов - русский анархист. Клим старается занять особую позицию, но в результате не занимает никакой. Его неудачная попытка объясниться в любви Лидии. Отказ. Подъем колоколов на деревенскую церковь. Гибель молодого крестьянина (верёвка захлестнула за горло). Вторая «ключевая» фраза повести, произнесённая деревенской девочкой: «Да что вы озорничаете?» - как бы обращённая к «господам» вообще. Не зная народа, они пытаются решать его судьбу.

Москва. Новые люди, которых пытается понять Самгин: Семион Диомидов, Варвара Антипова, Петр Маракуев, дядя Хрисанф - круг московской интеллигенции, отличающейся от петербургской подчёркнутой «русскостью». Пьянка на квартире Лютова. Дьякон-расстрига Егор Ипатьевский читает собственные стихи о Христе, Ваське и «неразменном рублике». Суть в том, что русский человек и ненавистью служит Христу. Вопль Лютова: «Гениально!» Самгин опять-таки не находит места в этой среде. Приезд молодого Николая I и трагедия на Ходынском поле, где во время праздника коронации были задавлены сотни людей. Взгляд Самгина на толпу, которая напоминает «икру». Ничтожность личной воли в эпоху всплеска массового психоза.

Окончательный разрыв Самгина с Лидией; её отъезд в Париж. Клим отправляется на Нижегородскую промышленную выставку и знакомится с провинциальной журналистской средой. Иноков - яркий газетчик и своеобразный поэт (вероятный прототип сам Горький). Приезд в Нижний царя, похожего на «Бальзаминова, одетого офицером...».

Самгин и газета. Дронов, Иноков, супруги Спиваки. Встреча с Томильным, проповедующим, что «путь к истинной вере лежит через пустыню неверия» (ницшевская мысль, близкая Самгину). Провинциальный историк Козлов - охранитель и монархист, отрицающий революцию, в том числе и революцию духа. Встреча с Кутузовым, «возмутительно самоуверенным» и оттого похожим на своего антипода - Козлова. Кутузов о «революционерах от скуки», к которым относит всю интеллигенцию. Падение строящейся казармы как символ «прогнившего» строя. Параллельная сцена пиршества «отцов города» в ресторане. Обыск в квартире Самгина. Беседа с жандармским ротмистром Поповым, который впервые даёт Самгину понять, что революционером он никогда не станет.

Москва. Прейс и Тагильский - верхушка либеральной интеллигенции (возможные прототипы - «веховцы»). Приезд Кутузова (каждое его появление напоминает Самгину, что подлинная революция готовится где-то в стороне, а он и его окружение не принимают в ней участия). Рассуждения Макарова о философии Н. Ф. Федорова и о роли женщины в истории.

Смерть отца Самгина в Выборге. Встреча с братом. Арест Самгина и Сомовой. Допрос в полиции и предложение стать осведомителем. Отказ Самгина; странная неуверенность, что поступил правильно. Любовная связь с Варварой Антиповой; аборт.

Слова старой прислуги Анфимьевны (выражающей народное мнение) о молодых: «Чужого бога дети». Поездка Самгина в Астрахань и Грузию).

Москва, студенческие волнения возле Манежа. Самгин в толпе и его страх перед ней. Выручает Митрофанов - агент полиции. Поездка в деревню; сцена крестьянских грабежей. Страх Самгина перед мужиками. Новые волнения в Москве. Любовная связь с Никоновой (окажется полицейским осведомителем). Поездка в Старую Руссу; взгляд на царя через спущенные шторы вагона.

9 января 1905 г. в Петербурге. Сцены Кровавого воскресенья. Гапон и вывод о нем: «ничтожен поп». Самгин в тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Похороны Баумана и всплески «черносотенной» психологии.

Москва, революция 1905 г. Сомова пытается организовать санитарные пункты для помощи раненым. Мысли Самгина о революции и Кутузове: «И прав!.. Пускай вспыхнут страсти, пусть все полетит к черту, все эти домики, квартирки, начинённые заботниками о народе, начётчиками, критиками, аналитиками...» Тем не менее он понимает, что такая революция отменит и его, Самгина. Смерть Туробоева. Мысли Макарова о большевиках: «Так вот, Самгин, мой вопрос: я не хочу гражданской войны, но помогал и, кажется, буду помогать людям, которые её начинают. Тут у меня что-то... неладно» - признание духовного кризиса интеллигенции. Похороны Туробоева. Толпа черносотенцев и вор Сашка Судаков, который выручает Самгина, Алину Телепневу, Макарова и Лютова.

Баррикады. Самгин и боевые отряды. Товарищ Яков - предводитель революционной толпы. Казнь на глазах Самгина сыщика Митрофанова. Смерть Анфимьевны. Самгин понимает, что события развиваются помимо его воли, а он их невольный заложник.

Поездка в Русьгород по просьбе Кутузова за деньгами для большевиков. Разговор в поезде с пьяным поручиком, который рассказывает, как страшно стрелять в народ по приказу. Знакомство с Мариной Зотовой - богатой женщиной с «народным» образом мысли. Её рассуждения о том, что интеллигенция никогда не знала народ, что корни народной веры уходят в раскол и еретичество и это является скрытой, но истинной движущей силой революции. Кошмар «двойничества», преследующий Самгина и выражающий начало распада его личности. Убийство губернатора на глазах Самгина. Встреча с Лидией, приехавшей из-за границы, окончательное разочарование Самгина в ней. Философия Валентина Безбедова, знакомого Марины, отрицающего всякий смысл в истории. Девиз «не хочу» - третий «ключевой» мотив повести, выражающий неприятие Самгиным всего мироздания, в котором ему как бы нет места. Марина и старец Захарий - тип «народного» религиозного деятеля. Религиозные «радения» у Марины, которые подсматривает Самгин и которые окончательно убеждают его в своей оторванности от народной стихии.

Отъезд за границу. Берлин, скука. Картины Босха в галерее, которые неожиданно совпадают с миропониманием Самгина (раздробленность мироздания, отсутствие ясного образа человека). Встреча с матерью в Швейцарии; взаимное непонимание. Самгин остаётся в круглом одиночестве. Самоубийство Лютова в Женеве; слова Алины Телепневой: «Удрал Володя...»

Париж. Встреча с Мариной Зотовой. Попов и Бердников, которые пытаются подкупить Самгина, чтобы он был их тайным агентом при Зотовой и сообщал о её возможной сделке с англичанами. Резкий отказ Самгина.

Возвращение в Россию. Убийство Марины Зотовой. Загадочные обстоятельства, с ним связанные. Подозрение падает на Безбедова, который все отрицает и странным образом погибает в тюрьме до начала суда.

Москва. Смерть Варвары. Слова Кутузова о Ленине как единственном истинном революционере, который видит сквозь будущее. Самгин и Дронов. Попытка организации новой газеты либерально-независимого толка. Разговоры вокруг сборника «Вехи»; мысли Самгина: «Конечно, эта смелая книга вызовет шум. Удар колокола среди ночи. Социалисты будут яростно возражать. И не одни социалисты. „Свист и звон со всех сторон“. На поверхности жизни вздуется ещё десяток пузырей». Смерть Толстого. Слова служанки Агафьи: «Лев-то Николаич скончался... Слышите, как у всех в доме двери хлопают? Будто испугались люди-то».

Мысли Самгина о Фаусте и Дон Кихоте как продолжение мыслей Ивана Тургенева в эссе «Гамлет и Дон-Кихот». Самгин выдвигает принцип не деятельного идеализма, а разумной деятельности.

Начало мировой войны как символ краха коллективного разума. Поездка Самгина на фронт в Боровичи. Знакомство с подпоручиком Петровым, символизирующим разложение боевого офицерства. Нелепое убийство Тагильского разозлённым офицером. Кошмары войны.

Возвращение с фронта. Вечер у Леонида Андреева. Его слова: «Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход - в смерть», - которые словно подводят черту под духовными поисками Самгина.

Февральская революция 1917 г. Родзянко и Керенский. Незавершённый финал. Неясность дальнейшей судьбы Самгина...

Впервые переизданная за 15 лет книга известного исследователя культуры Александра Эткинда «Хлыст: Секты, литература и революция» посвящена взаимоотношениям русской интеллигенции и сектантства накануне революции. Материалом исследования служат тексты властителей дум русского Серебряного века: Владимира Соловьева, Александра Блока, Максима Горького и других. Сама история русского сектантства и сползание империи Романовых в революцию служат скорее фоном для описания взаимоотношения интеллигенции и народа.

Серебряный век был последним в истории русского общества этапом, когда интеллигенция пыталась найти в народе духовные основания для переустройства мироздания. Русские секты сочетали в себе национальное начало и религиозную экзотику. Но самое главное - они воплощали, по мнению интеллигенции, подлинный социальный утопизм, сочетающийся с мистикой. Интерес к сектантству для русских интеллектуалов начала века был своего рода суррогатом революции. В жизни общин хлыстов, скопцов, молокан пытались увидеть уже сотворенное и существующее справедливое общество на земле.

Собственно Эткинд пытается исследовать корни своеобразного ориентализма русской интеллигенции. Смысл и содержание Революции 1917 года во многом кроется в текстах, в которых предпринималась попытка осмыслить народные религиозные поиски. Интересовавшаяся сектами публика себя народом не считала, предпочитая о народе писать. А это позволяло приписывать ему любые свойства. Эткинд подчеркивает, что споры о сектах и религии в начале XX века - это споры о политической жизни.

«Русская Планета» с разрешения издательства «Новое литературное обозрение» публикует фрагмент книги Александра Эткинда «Хлыст: Секты, литература и революция», посвященный роману Максима Горького «Жизнь Клима Самгина»:

«Так и не сумев дописать Клима Самгина, Горький рассказал о титульном герое во множестве подробностей — политических, культурных, сексуальных. Пытаясь упорядочить сырой материал этой Жизни, автор поставил себе неразрешимую задачу. С одной стороны, он очевидно хотел рассказать обо всем, восстановить все, претворить жизнь в текст, создать текстуальный аналог федоровского воскрешения, написать Мавзолей. С другой стороны, новые идейные условия требовали осудить старого, отжившего свое героя. Люди здесь наталкиваются друг на друга и, потоптавшись, исчезают без смысла, как на изображенной тут же Ходынке. Самгин общителен, но холоден, и это подано как черта эпохи; на самом деле таков сочинивший его автор. Больше, чем на русскую историю, роман Горького похож на итальянскую виллу, в которой Горький писал его в конце 1920-х, при Муссолини. Дом, подобно роману, был наполнен странными, вырванными из контекста мужчинами и женщинами. «Тут были люди различнейших слоев общества, […] имевшие к нему самое разнообразное касательство: от родственников и свойственников — до таких, которых он никогда в глаза не видал»,— вспоминал Горького и его виллу Ходасевич. Все в этом доме было точно как в текстах его хозяина: «В романе […] люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он подсказывает читателю, как нужно их понимать, […] очень ловко, но произвольно управляет их действиями» — так, по-домашнему, Горький объяснял свою нарративную политику.

Конечно, всех — хозяина и гостей, автора и героя, и главное, предполагаемого читателя — красивые женщины интересуют больше других людей. В Самгине их много; и очень редко текст задерживается на какой-либо одной. И все же в его распадающейся ткани есть не только заглавный герой, негативный и банальный, но и настоящая героиня, причем положительная и самого необычного свойства. Можно сказать и больше: подлинным героем Жизни Клима Самгина является не слабый интеллигент, а хлыстовская богородица. Для того, кто дочитал роман до его третьего тома, анти-биография Клима Самгина вдруг превращается в агиографию Марины Зотовой.

Третий том писался Горьким долго и трудно; длинные перерывы в работе были вызваны поездками писателя в СССР. Там происходила коллективизация и еще многое другое, а Горький все писал о Зотовой. «Когда я приеду в Россию? Когда кончу роман», — писал Горький из Сорренто в 1927. Откладывал ли он окончательное возвращение в СССР и скорую смерть там, чтобы закончить роман; или, наоборот, затягивал текст, чтобы не возвращаться? Во всяком случае, именно в третьем томе сюжет, наполняясь неосуществленными желаниями, вдруг увлекает читателя, давно уже не ожидающего сюрпризов. Если бы третий том Клима Самгина существовал отдельно, у романа была бы иная судьба; впрочем, другим бы был и его автор.


Мария Закревская-Будберг. Фото: телеканал «Культура»

После событий 1905 года адвокат Самгин, разочарованный интеллигент левых взглядов, возвращается из Москвы на свою родину, в губернский центр под символическим названием Русьгород. Устроившись поверенным в делах у красавицы Зотовой, он поначалу относится к ней так же, как к остальным своим женщинам — с боязливым желанием. Из всех них она — самая красивая, самая умная и самая богатая; и она же едва ли не единственная, с которой у Самгина так и не состоялась близость. К тому же в ее общине собирается несколько прежних подруг Самгина, так что богородица Марина вбирает в себя женское население романа.

Встречаясь с Зотовой и ведя ее запутанные дела, Самгин узнает, что она — лидер местной хлыстовской общины. Зотова называет себя «кормщицей корабля», или «богородицей». Корабль ее немалый, «живет почти в четырех десятках губерний, в рассеянии, покамест — до времени». Первый и, кажется, последний раз в литературе о сектах мы сталкиваемся с таким масштабом: перед нами — фигура вождя всероссийской хлыстовской общины. Впрочем, притязания Марины направлены на еще большее: «мой ум направлен на слияние всех наших общин — и сродных им — в одну». Ничего подобного этой хлыстовке - миллионерше в богатой истории русских сект мы не знаем. Ближе всего ее фигура к историческому Николаю Бугрову, нижегородскому старообрядцу-миллионеру, который тоже известен в основном по описанию Горького. Впечатления от его личности, так запомнившиеся писателю, трансформированы с помощью вполне систематических операций: мужчина превращен в женщину, урод в красавицу, развратник в девственницу, старообрядец в хлыстовку.

Как ни странен этот образ для идеологии социалистического реализма, для его поэтики он вполне естественен. Уже в романе «Мать» положительные герои писались похоже на православные жития святых. Но теперь Горький специально озабочен тем, чтобы создать фигуру радикально новую. «Она не похожа ни на одну из женщин, знакомых мне», — думает Самгин, и даже более того: «среди героинь романов, прочитанных им, (он) не нашел ни одной женщины, похожей на эту». Такова задача, которую поставил перед собой Горький: написать характер без подтекстов, женщину, какой еще не было в литературе. Но и самая необыкновенная из героинь остается внутри литературной традиции. Марина «говорит в манере героинь Лескова», и говорит она часто о литературе. Особое внимание ее, естественно, привлекают статьи и романы о сектах. О классическом таком тексте — романе Мельникова-Печерского «На горах» — она судит с пренебрежением, но советует его читать. Рассуждая о скопцах, Марина воспроизводит идею Розанова о еврейском обрезании как замещении более древней кастрации. Объясняя происхождение своей веры, Зотова указывает, как на свою предшественницу, на жившую за сто лет до нее Катерину Татаринову, известную ей, конечно, только по литературе. Подобно ей и другим своим коллегам в русской словесности — Катерине из Хозяйки Достоевского, Матрене из Серебряного голубя Белого, — Зотова посещает службы православной церкви, а втайне устраивает радения своей общины.

Чистый образ Зотовой нигде не замутнен чем-либо похожим на иронию; восторженные слова, которыми характеризуют ее члены ее общины, нигде — ни в речах и поступках самой Зотовой, ни в обильных и всегда оценочных репликах автора — не опровергаются. Захарий, любимый Горьким типаж героя из народа, бывший каторжник, говорит о Марине: «Необыкновенной мудрости. Ослепляет душу. Несокрушимого бесстрашия». Ему не верит только Самгин, который всегда не прав. Жизненным прототипом Марины Премировой - Зотовой была, по-видимому, многолетняя подруга Горького Мария Закревская-Будберг. Ей посвящена «Жизнь Клима Самгина», и она была с Горьким в те итальянские годы, когда сочинялась эпопея. О хлыстовских интересах Будберг ничего не известно. Вероятно, ее сходство с Зотовой было сугубо психологическим. Писатель вставил образ любимой женщины в ту рамку, которую считал ему соответствующей; но как это часто бывает у писателей, контекст стал жить своей жизнью.

…Горького интересует не народная культура как таковая, но утверждение несовместимости ее особого тела с разумом, жизнью и телом интеллектуала. Русский интеллигент не способен участвовать в великом празднике народной культуры; он не может понять его своей рациональной «системой фраз» и потому реагирует паническим, плохо осознанным, полным противоречий чувством, в котором отрицание перемешано с притяжением».

Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция - М.: НЛО, 2013

3.074. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина»

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868-1936)

Русский писатель и общественный деятель Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) прославился многими пьесами, очерками, рассказами, сказками, автобиографической трилогией, романами «Фома Гордеев», «Мать» и др.

Главным своим произведением писатель считал роман «Жизнь Клима Самгина» (1925-36, не окончен), неоднократно включаемый в XX в. в 100 самых значительных книг мира.

В 1902 г. М. Горький был избран почетным членом Академии наук, но по требованию Николая II выборы признали недействительными, после чего А.П. Чехов и В.Г. Короленко в знак протеста покинули Академию.

В Советской России, а затем в СССР Горький основал издательства «Аcademia» и «Всемирная литература», журналы «Летопись», «Наши достижения», «За рубежом», «Литературная учеба», книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», учредил Институт мировой литературы и Литературный институт, организовал и возглавил Союз писателей СССР (1934).

«Жизнь Клима Самгина»
(1925-1936, не окончен)

Специалисты называют самое крупное, «прощальное» произведение М. Горького многоплановым романом-эпопеей, философской повестью, «идеологическим романом в самом высоком смысле этого слова, раскрывающим насквозь идеологизированную жизнь общества в ХХ в.», скрытой автобиографией писателя (далекой от реальности), модернистским сочинением и пр.

Первоначальное название книги, в которой Горький намеревался изобразить «тридцать лет жизни русской интеллигенции», было «История пустой души».

Позднее роман получил название - «40 лет» с подзаголовком: «Трилогия. Жизнь Клима Самгина». О «завещании», над которым он работал двенадцать лет (1925-36), Горький говорил: «Я не могу не писать «Жизнь Клима Самгина»... Я не имею право умереть, пока не сделаю этого».

Роман печатался частями и отдельными изданиями в 1927-1937 гг. в издательстве «Книга», а также в центральных, республиканских и областных газетах и журналах.

Произведение вызвало самые противоречивые оценки и породило множество острых и длительных споров, что не удивительно - в нем можно найти подтверждение любой точки зрения, т.к. он вобрал в себя все их мыслимое множество.

Место действия романа - Россия (Петербург, Москва, провинция) и Европа (Женева, Париж, Лондон); время - с 1877 по 1917 г. Основные действующие лица - революционеры всех мастей (в т.ч. и с приставкой «псевдо»), философы-атеисты и женщины на любой вкус.

Центральным персонажем, воспринимающим и интерпретирующим по-своему все события, является Клим Самгин.

Начинается действо с того, что у либералов Самгиных родился второй сын, которого, перебрав десяток имен, в т.ч. и героические Самсон и Леонид, нарекли «мужицким» - Клим.

Слабый здоровьем, ребенок рос в интеллигентской атмосфере, в семье, члены которой пострадали за свои убеждения - подвергались арестам, тюремным заключениям, ссылкам. В круг общения мальчика вошли дети квартиранта Варавки, Лидия и Борис, еще несколько ребят. Заметный след в душе юного созерцателя жизни оставил домашний учитель Томилин, изрекавший афоризмы типа «для дела свободы пороки деспота гораздо менее опасны, чем его добродетели». Слова учителя «человек свободен только тогда, когда одинок» стали для Самгина его кредо.

Внушив с младых лет Климу убежденность в незаурядности его ума, родные и не подозревали, что, заложив в нем желание оригинальничать и «выдумывать» себя, обрекли Самгина на одиночество и душевную пустоту. Оригинального ума для поступления в гимназию Климу не хватило - в заведение помог устроиться дедушка, Настоящий Старик. Борис Варавка отправился учиться в Москву, в военное училище.

Привыкнув наблюдать за взрослыми, Клим рано узнал, что они живут не по правде, лицемеря и обманывая друг друга. Увидел, как его матушка «путается» то с Томилиным, то с Варавкой, из-за чего отец Клима ушел из семьи и уехал в Выборг.

Распад семьи вызвал в мальчике одну лишь утешительную мысль, обращенную к матери: «Ей стыдно еще». Видел мальчик жестокую ссору в семействе доктора Сомова, в результате чего жена доктора сошла с ума и покончила с собой, а доктор застрелился на ее могиле.

Пережил Клим смерть бабушки, которая «никого не огорчила, а для него даже оказалась полезной: мать отдала ему уютную бабушкину комнату с окном в сад и мелочно-белой кафельной печкой в углу».

Короче, Самгин зрел вокруг одно лишь пустословие, приправленное прекраснодушными словами о благе народа, животный страх перед этим народом, скуку, серость, пьянство и разврат. Все это питало его и «заряжало» на всю жизнь.

В классе Клим видел себя много умнее сверстников, тем более что в них он усматривал одни лишь недостатки. Когда Бориса Варавку исключили из училища за отказ выдать провинившихся товарищей, и тот вернулся домой, самолюбие Самгина было чрезвычайно уязвлено тем, что приятель детства оказался способен на поступок.

В одно из воскресений подростки пошли на каток, только что расчищенный у городского берега реки. Во время катаний Борис с подружкой провалились под тонкий лед. Клим бросил товарищу ремень, но когда лед стал крошиться, испуганно выпустил свой конец, и Бориса утонул.

Тогда-то и прозвучал чей-то вопрос, мучивший Самгина всю жизнь: «Да - был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?»

Семь недель Клим провалялся в жару в постели. На этом первая глава, занимающая одну двадцатую часть романа, в которой из трех десятков персонажей пятеро к концу ее умерли либо покончили с собой, закончилась, а впереди героя ожидала встреча еще как минимум с 770 персонажами.

В третьей и четвертой частях романа действие трансформировалось в непрерывный внутренний монолог Самгина, «поток мысли и воспоминаний».

Мы специально остановились на первой главе, т.к. в ней Горький заложил коллизии романа и характер Самгина, который можно исчерпать двумя словами - равнодушие и конформизм, указал на ту червоточину, которая станет точить его ум и волю, душу и сердце.

Привыкнув смотреть на себя как на существо неповторимое, предназначенное для «высшей» деятельности, Клим вынужден был искать позицию, которая обеспечила бы ему и «заметность» и «независимость».

Будучи сторонним, холодным наблюдателем жизни, Самгин стал щепкой в водовороте истории. От его слов, поступков, а тем более мыслей, от которых в романе тесно, ничего в жизни не менялось. Какие бы теории Клим не придумывал, каких бы партий не придерживался, все шло независимо от его выбора, хотя он этот выбор делал хамелеонски безошибочно, все время оставаясь «на плаву».

С чем же столкнулся потом наш герой? После гимназии, первых влюбленностей и разочарований, Самгин попал в круг столичного студенчества. «Умнику» пришлось вращаться среди революционеров и декадентов, среди купцов и музыкантов, анархистов и аристократов, участвовать в спорах о славянофилах и западниках, России и Европе - обо всем и ни о чем. Самгин чутко улавливал и запоминал чужие мысли, цитаты, афоризмы, из которых как из кирпичиков строил удобное для общения с другими людьми мировоззрение, которое, однако, так и не стало его собственным.

Оказавшись в Москве, Клим столкнулся с той же говорильней и пьянством, теми же персонами только под другими именами. Разнообразила существование трагедия на Ходынке, в которой погибли его знакомые, но и она не затронула глубин его души. В любви Клим тоже был холоден.

В Нижнем Новгороде Самгин устроился в газету, своими контактами с революционерами вызвал обыск на квартире, арест, беседы с жандармами, предложение стать филером, от которого он, мучимый сомнениями, отказался. Поездки в Москву, Астрахань, Грузию, в деревню, где начались грабежи помещиков, в Старую Руссу, Петербург наполнили его жизнь впечатлениями, серыми как пыль, а читателю представили широчайшую панораму предреволюционной России.

После Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. в Петербурге Самгин оказался в тюрьме по подозрению в революционной деятельности, потом, не желая того, участвовал в революционных событиях, к которым вскоре стал испытывать панический страх. Раздвоенность существования привела к расщепленности сознания, чудовищным ночным кошмарам, снам и видениям, появлению многочисленных «двойников».

Пережив смерть своего отца, жены, многих знакомых, испытав увлечения и разочарования, позиционируя себя выше других, но и осознавая собственную ущербность («в сущности, я бездарен»), не примкнув ни к кому и оттолкнув всех от себя, Клим ничего не изменил в своей жизни, которая была лишь тенью настоящей.

Всякий раз столкновение Самгина с жизнью завершалось чувством, что «действительность унижала его, пыталась раздавить». Отдав дань декадансу, Клим стал апологетом диктатуры вождя, аристократа духа, чем лишний раз подтвердил собственную тенденциозность.

За границей Самгин также не нашел ничего нового. Везде он был фатально одинок. Первая мировая война усугубила его ипохондрию и замкнутость. Февральская революция подвела черту его исканиям и сомнениям.

Горький собирался покончить с Самгиным (сохранились черновики), но не сделал этого - и не потому, что не успел, а скорее всего оттого что Самгин как социальный тип оказался удивительно живуч и вполне вписался бы и в последующую - советскую жизнь.

Роман стал прекрасной иллюстрацией тезы Ф.М. Достоевского - «нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный». Горький посвятил этому всю книгу.

«Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне», - говорил автор.

Что же касается антитезы «герой - народ» - ее вполне раскрывает ответ Настоящего Старика. На вопрос внука, увидевшего на ярмарке «обилие полупьяных, очень веселых и добродушных людей.

А где же настоящий народ, который стонет по полям, по дорогам, по тюрьмам, по острогам, под телегой ночуя в степи?

Старик засмеялся и сказал, махнув палкой на людей:

Вот это он и есть, дурачок!»

О ключевой фразе - «был ли мальчик-то?» - стоит сказать особо. Хотя на нее как на шампур нанизывают свои рассуждение многие исследователи творчества писателя, эти слова не более чем рефрен внутреннего монолога героя, с детства мучимого угрызениями совести. Вряд ли за ней сокрыты иррациональные и метафизические глубины, со дна которых тысяча и один критик прокладывают себе путь наверх.

Главной темой книги стал поиск причин распада великой страны Российской империи. Писатель назвал в числе прочих две актуальные и сегодня: либеральные брожения в образованных слоях общества и выход на политическую арену целого слоя «образованцев», весьма озабоченных удовлетворением собственных амбиций.

М. Горький утверждал, что сокровенный смысл его романа могут постичь только потомки. Имея привычку к чтению, потомкам достаточно прочесть полторы тысячи страниц, чтобы уяснить себе значение этой книги. И хотя, говоря словами одной из героинь романа, «странная привычка - читать; все равно как жить на чужой счет», эта привычка, слава Богу, пока еще не занесена очередными «законодателями культуры» в число вредных.

В 1987 г. вышел одноименный 14-серийный телефильм режиссера В. Титова, адекватно передавшего атмосферу романа.

45. «Жизнь Клима Самгина» М.Горького. Главный герой: Проблематика и поэтика образа.

Макси́м Го́рький, также известный как Алексе́й Макси́мович Го́рький (1868-1936) - русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность.

Последний 11 лет жизни Горький работал над 4хтомной эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). Сам писатель считал роман своей главной книгой. Четвертый том писатель подготовить к печати сам не успел; остался недописанным финал.

"Жизнь Клима Самгина" - это идеологический роман в самом высоком смысле этого слова, раскрывающий насквозь идеологизированную жизнь общества в ХХ веке. В идейных спорах героев прозвучало более 70 имен философов и политиков, более чем на 100 страницах упоминается Лев Толстой, на стольких же Достоевский и Леонид Андреев. Размышляет Самгин и о "Вехах", и о "развенчанном" Горьком. Активизация общественной жизни требует от человека социально-политического самоопределения, и если в глубине души этого нет, то человек вынужден актерствовать, играть - таков объективный вывод писателя.

Замысел – представить духовную жизнь русской интеллигенции на фоне всей России в переломный момент (убийство Александра 2 – революция). Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907-1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь. Самгинский тип мы видим в незавершенной повести «Записки доктора Ряхина» и «Все то же», где герое склонны выдумывать себя, представлять себя значительнее, также как К.Самгин.

“Жизнь Клима Самгина” - образец новаторского исторического жанра. В этом произведении во всех художественных образах, картинах представлена русская история в ее революционном развитии за 40 лет - с 80-х годов XIX века до Октябрьской революции. Горький рассказывает о переломной эпохе в жизни России, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие.

Очень поражает энциклопедичность книги Горького : политика и экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом.

В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах романа Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен.

Главная задача – суд художника над той частью интеллигенции, которая не приняла революцию.

В центре внимания – история пустой души русского интеллигента. Первоначально книга так и называлась – «История пустой души». Перед читателем проходит множество исторических событий, изображённых масштабно и оценённых с философских позиций . Трагедия Ходынки и Кровавого воскресенья 9 января 1905г., массовые демонстрации рабочих, похороны Баумана и др. А рядом – множество людей: рабочих, предпринимателей, священников, чиновников, революционеров, газетчиков, учителей, политических деятелей, купцов, сельских кулаков, сектантов, декадентов и др. Многие действующие лица сюжетно мало связаны между собой, но внутренняя цельность эпопеи несомненна.

Грандиозное художественное полотно, оправдавшее свое подзаглавие "Сорок лет" вобрало и синтезировало социальную проблематику всего предшествующего творчества писателя. Перечислим лишь некоторые из постоянных горьковских мотивов. Заявленное еще в "Вассе Железновой" и "Деле Артамоновых" сомнение писателя в перспективах русского предпринимательства завершается образом Варавки. Понимание того, что для русской ментальности характерно трагическое противостояние личности существующему миропорядку (Фома Гордеев, Егор Булычев и др.) воплотилось в образе Лютова. Скептическое отношение к интеллигенции, претендующей быть "солью земли", но не способной что-либо изменить в народной судьбе и равнодушной к ней, идет от Горького-драматурга 900-х г.г. ("Дачники", "Варвары", "Дети солнца") и реализовалась в главном герое романа и его ближайшем окружении (описание которого, кстати, вовсе не противоречит критическим суждениям о русской интеллигенции в знаменитых "Вехах"). Идущая от "Мещан" и "Матери" тема пролетарского движения раскрыта в патетических картинах первой русской революции и образе Степана Кутузова, только

последний подан с более объективной и подчас нелицеприятной позиции.

Роман стал большим художественным открытием, синтезирующим опыт и Достоевского, русской и мировой литературы первой трети ХХ века. Это сказалось в расширении тематического диапазона - в изображении крупным планом русского сектантства, в пристальном внимании к проблемам пола - а главное, в новых принципах художественного пересоздания жизни.

Центральный образ – образ Самгина – пустой души.

    расхождение формы и сущности. Самгин ведет игру на понижение ценностей. Узнать человека – значит вывернуть его наизнанку, поймать на какой-нибудь лжи. Он ищет в других что-то плохое. Такая установка героя ведет его к потере непосредственности. >>> Основной тон его восприятия жизни – скучно, противно, глупо. Отношение к людям – равнодушие (смерть близких людей). Клим – сторонний наблюдатель.

2. Отношение к правде и иллюзии. Отношение Самгина к правде двоится:

- «адвокат правды» >>> ложная самооценка (наблюдение Самгина за поднятием колокола)

Отвернуться от неугодной ему действительности («А был ли мальчик»)

Мотив мальчика – мотив трагической вины героя перед убитым - традиция Пушкина- Горький трансформирует ее в мотив потери.

Психологические приемы раскрытия внутренней противоречивости Самгина:

    Горький пользуется средствами русских классиков (традиции Достоевского и др.)

    внутренние монологи, в которых самооценка героя расходится с реальным положением вещей

    оценка поведения героя другими героями

    система пародирующих фигур (Самгин и Безбедов, Самгин и Дронов…), т.е. внешние двойники

    образы раздвоенного сознания Самгина т.е. система внутренних двойников (сны, человек, потерявший тень, люди без лиц и т.д.)

    искусство компрометирующей героя бытовой детали.

Фигура Клима Самгина является своеобразным композиционным центром книги . Он претендует на ведущее положение в обществе, на оригинальность, неповторимость, лидерство. Но никаких данных у него для этого нет. Он говорит об идеалах, но в эти идеалы не верит. Он зовёт на борьбу, но сам бороться не собирается. На самом деле его цель – сыто, мещанское. Комфортное существование. И ради него Самгин готов предать то, к чему только что звал. Самгинщина – это внутренняя пустота, духовное обнищание жизни, безликий индивидуализм, бесплодие и пассивность. Знаменитый тезис Самгина: «Человек – это система фраз» - разоблачает его до конца. Неслучайно рефрен «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» сопровождает образ Самгина.

Характер Самгина раскрывается в контактах с многочисленными людьми как близкими, так и враждебными ему. Особенно показательны его отношения с Кутузовым. Именно в Кутузове олицетворена та сила, которой особенно опасается Самгин. Это один из тех «чернорабочих, мастеровых революции», чьими усилиями и осуществляется социальный прогресс. В столкновениях Кутузова и Самгина раскрывается смысл произведения : противопоставляются воля и равнодушие, энергия и дряблость, принципиальность и демагогия.

На деле "движущаяся панорама десятилетий" (А.Луначарский ), и события, и персонажи - а их более 800 - поданы Горьким лишь через поток сознания одного героя. Такой гипертрофированный интерес к личности - характерная черта литературы серебряного века. Уже фамилия "Самгин", как обратил на это внимание Луначарский, заключало в себе "самость", опору на себя, желание быть самим собой. То, что социальные вопросы ничтожны рядом с трагедией индивидуального бытия - кредо Самгина - автором с порога не отвергается. Напротив, экзистенциальные мотивы его раскрытия делают образ Самгина нелицеприятно правдивым, объективно раскрывающим многие стороны человеческого характера.

Оригинальность горьковского проявились в том, что свидетелем эпохи (за сорок лет!) выступил антигерой, почти всегда противостоящий авторской позиции. Это уже не "мир в личности" романтического по своим истокам искусства. А жесткое реалистическое видение, сохраняющее status quo "личностью в мире". Поданный только через восприятие Самгина "мир" тем не менее сохраняет свои очертания, благодаря удачно найденному приему: "... Только Самгин показан "изнутри", все остальные - "извне". Внутренние процессы сознания Самгина даны непосредственно, внутренний мир других героев - только в его восприятии и в прямой речи диалога . Как думает - все остальные показаны только как они действуют и как говорят".

Внешность Самгина отмечена ординарностью . “А лицо у вас обыкновенное”, - сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: “Простонародное имя, ни к чему не обязывает...” Претензия на героическую судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил “выдумать” себя, “иначе никто из взрослых не будет меня замечать”. Он также был озабочен своей оригинальностью. Трудно назвать другое произведение, в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе. И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты.

Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого. Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Он тяготеет к предательству, но сам себе в этом ни за что не признается. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений.

Клим Самгин причислял себя к “лучшим людям страны”, но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как “смуту”. Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее. Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями.

Достигнув сорока лет, он говорит: “Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него “неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. “В сущности, я бездарен”, - признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой. Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких. В противоречивой двойственности - весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интеллигенции, он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству. В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?”

Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: “Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда - устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”.

Сюжетные и фабульные связи ром ана завязываются и развиваются так, будто художественный мир творится без прямого авторского вмешательства, как бы сам по себе, объективно возникая из существующего хаоса. Отсюда определение романа как философской прозы.