Баня в европе. В баню – за важными контрактами


Влияние Христианства. После падения Римской империи традиции купания в Европе увяли. Христианская церковь, стремясь окончательно уничтожить остатки языческого Рима, в большинстве терм преобразовала в храмы. Все-таки, бани не были совершенно забыты. В XII-XIII веках в Европе распространилась идея турецкого хаммама, привезенная участниками крестовых походов. Культура средневековых бань распространилась и на другие страны Европы - северную Италию, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Англию, Скандинавию. В XIII-XVI веках бани и культура купания в банях процветала. В то время в каждом крупном городе можно было найти общественную баню.

В XIII веке было запрещено женщинам и мужчинам мыться вместе, должны были устанавливаться дни для мытья женщин и мужчин. Однако и дальше продолжались в банях кутежи и гулянки, несмотря на предупреждения о распространяющихся эпидемиях и венерических болезнях. Интересно, что уже во времена средневековья, по требованию представителей власти, человек намеревавшийся построить общественную баню, обязан был купить лицензию. В городах такими правами торговали, но лицензию можно было и взять в аренду или унаследовать.

Представители знати или богатые горожане дарили права на открытие бань школам, больницам или монастырям, чтобы они могли заняться прибыльным делом. С VI века монастыри общественные банистроили по соседству с горячими или другими источниками, чья вода считалась лечебной. Католическая церковь, даже купание одного бедного относила к благодеянию. Церковь активно пропагандировала купание в банях, в целях поддержания чистоты, до XIV века. Со временем спектр услуг, оказываемых баней, расширялся.

Через некоторое время общественность стала отрицательно смотреть на бани, это фактически и привело к увяданию средневековой культуры бань. Отношение церкви к баням сталь также отрицательным, потому, что бани в основном превратились в места увеселений, они способствовали распространению эпидемий и болезней. Источники по истории утверждают, что в 1920 году в городах уже почти невозможно было найти бань, разве что в отдаленных деревнях, в Альпийский долинах,а также в Балтийских государствах, Финляндии и на севере России.

Банщик - важное лицо. Работавшие в бане люди - банщики, считались очень важными особами. Со средневековых времен, человек, имеющий банную лицензию мог сам быть банщиком, присматривающий за купанием и топкой бани, или для этой цели мог нанимать другого человека. Спрос на людей с профессиональными знаниями банщика рос, во многих городах Европы они стали объединяться в гильдии банщиков, иначе - профсоюзы, со строгими письменными правилами, касающиеся морали, процедур, платежей за услуги бани. Квалификация банщика присваивалась только после сдачи экзаменов, которые принимали медики.

Желавшие стать профессиональными баншиками должны были соответствовать ряду требований:быть не моложе 15 лет, их здоровье должно было оцениваться как прекрасное, кроме того, должны были уметь читать и писать, знать основы арифметики, а также владеть немецким и латинским языками. Банщики Средневековья были “мастерами на все руки”, а не профессиональными банщиками, так как им приходилось не только присматривать за купанием в бани, но заниматься и другими делами. В маленьких банях чаще всего трудилась все члены семьи - заготавливали дрова, стирали полотенца, чистили баню и помогали купающимся...

Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства знаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира... Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке - все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок - вплоть до начала эпохи Возрождения.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.
Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. Э.Фукс в своей «Истории нравов в эпоху Ренессанса» приводит следующие данные. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере - девять, в самом Ульме - десять, в Базеле - одиннадцать, в Нюрнберге - тринадцать, во Франкфурте-на-Майне - пятнадцать, в Вене - двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых «услуг» расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.

В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.

При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России. Передовая в техническом отношении Англия первой забила тревогу. В 1842 году в Ливерпуле и в 1845 году в Лондоне появляются первые общественные бани нового типа, с централизованным водоснабжением и канализацией.

В 1846 году английский парламент принимает так называемый акт сэра Генри Дьюкингфильда, согласно которому начинается массовое строительство подобных сооружений. Индустриализация вводит в историю имена новых героев, в частности имя инженера Уильяма Линдли, который разработал множество технических проектов новых общественных бань не только в Англии, но и в Германии. Английское понятие «комфорт», вошедшее в XX веке во все языки мира, подразумевало в числе многих признаков правильно организованного домашнего быта обязательное присутствие горячей ванны.

С воцарением королевы Виктории Англия - владычица морей - все увереннее становится мировой законодательницей мод, а английские товары отличного качества в больших количествах наводняют мир.

В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге « Геркулесовы столбы ». Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе «с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью». Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.

В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс «Гидропатический институт святой Анны». Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. За всю свою жизнь Бартер успел построить еще десяток аналогичных комплексов.

Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. А в 1871 году он издал работу «О бане» - один из первых фундаментальных трудов о сущности и происхождении бани, в котором, в частности, Курман отдал должное Уркварту как великому пропагандисту восточных бань на Западе. Еще один из самых ранних примеров общественных банных построек этого периода в Европе - банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.

Гамбург и Берлин в 70-х годах XIX столетия вполне можно было назвать мегаполисами — промышленными, культурными и деловыми центрами усиливающейся Германии. Дело в том, что в то время определяла тенденции мирового развития именно Британия, поэтому неудивительно, что для реализации такого проекта был использован британский опыт. Упоминавшийся выше английский инженер Уильям Линдли разработал не только проект банного центра, но и уникальную по тем временам систему отвода сточных вод. В этом деле Гамбург стал первым городом континентальной Европы, который обзавелся очистными сооружениями (до этого все нечистоты сливались по системе канализации в ближайшую реку).

Чтобы построить здание в районе Швайнмаркт, пришлось также разрабатывать новую систему водоснабжения. Банный центр выглядел наподобие нашей пожарной каланчи. В центре располагалась высокая дымовая труба в виде круглой башни из кирпича. Вокруг нее внизу были построены два кольца сооружений: внутреннее было предназначено для принятия душа, а внешнее - для ванн общественного пользования, раз-деленное на мужскую и женскую половины. Центр открылся для посещения в 1854 году, а к 1867 году число его посетителей составило около 100 000 мужчин и 25 000 женщин.

В это же время набирает силу мода на русскую паровую баню. Впечатления многих путешественников, побывавших в России, создали парилке имидж развлечения для сильных мужчин. В крупных городах Европы - Париже, Берлине - строятся русские бани как экзотические развлекательные заведения. Позднее русская парная наряду с другими разновидностями бальнеологических процедур войдет в качестве обязательного элемента в водно-оздоровительные комплексы. Однако события начала века, отгородившие Россию от Запада, оттеснили в сознании европейцев русскую баню на второй план. С севера Европы на ее место уверенно вступила финская сауна. Не отличаясь по сути ничем от русской бани, сауна за каких-нибудь 15 лет из простого и нехитрого изобретения маленького народа стала повсеместным повальным увлечением. Во второй половине XX века в Европе сауна становится неотъемлемым элементом рекреационных, спортивных, туристических центров, гостиничных комплексов. Кроме того, развивается отрасль производства оборудования саун и отдельных частей для их строительства и монтажа: печей, разборных кабинок и пр.

С момента написания данной статьи часть вышеописанных бань успела закрыться, но зато открылись новые.

UPDATE по этой ссылке: http://ledokolov.ru/saunas.html

В странах Европы считается довольно распространённым явлением общие или совместные бани и сауны. Где мужчины и женщины, а так же их дети, моются вместе без плавок и купальников. Откровенно говоря, нахождение в бане в купальнике или плавках - довольно глупое занятие. Нет ничего более мешающего нормально принимать банные процедуры, чем синтетические текстильные принадлежности на теле. Это конечно если вы не просто зашли погреться, а сознательно пришли в баню именно за тем, что даёт телу контраст 100-градусной парилки и почти 100% влажности воздуха, и холодный душ или купель. А также травяной чай, фрукты, неглубокий бассейн, чтобы расслабиться, а не плавать на скорость, медитативная музыка, махровый халат и неяркий свет.


В Германии и в Австрии в 70% бань и саун нет отдельных мужских и женских отделений, это было бы слишком дорого. От 5 до 18 парилок буквально на любой вкус и цвет и несколько бассейнов разной глубины и температуры строить отдельно для мужчин и отдельно для женщин никто не станет. А нахождение в бане в плавках и купальниках, как описано выше, - довольно вредное и нелепое занятие, не дающее человеку почувствовать всю прелесть и глубину банной процедуры. Бывает, конечно, что такое заведение устраивает отдельный женский день. Раз в неделю, например, или раз в месяц. Чтобы женщины, не терпящие нахождение рядом множества незнакомых обнажённых мужчин, тоже моги прийти и расслабиться. В остальные дни подавляющее большинство бань и саун Германии и Австрии, включая те, что при аквапарках - общие и «безкупальниковые».


В Голландии таких бань вообще 100%, других просто нет. В Восточной Европе (Польше, Чехии, Венгрии и Словакии) таких бань примерно половина. А вот несмотря на кажущийся стереотип, в северной Европе (Швеции, Финляндии и Прибалтике) таких бань как раз очень мало. Не знаю с чем связано.


В Москве (Питере, Киеве, Екатеринбурге и других городах б.СССР) официально таких бань не существует. Тем не менее, вы удивитесь, сколько их на самом деле. Все они не носят официальных характер общих или совместных бань, но при желании вполне можно найти о них информацию в открытых источниках.


Как это происходит. Находится некий организатор, который договаривается с каким-нибудь помывочным заведением о том, что один раз в неделю (как правило) он будет снимать всё помещение на несколько часов на себя под компанию. Гарантирует, что это будет происходить постоянно (т.е. без пропусков) и за это получает скидку. Да и вообще, любому предприятию выгодно иметь постоянных гарантированных клиентов. Далее организатор зовёт сначала своих знакомых, затем те приводят своих, потом появляется группа Вконтакте, на Facebook или где-то ещё. Куда могут записываться все желающие (ну, или друзья друзей).


Среди определённых кругов - посетителей таких бань, - постепенно распространяется информация о том, что в понедельник там-то и там-то у того-то баня. А в четверг там-то и там-то - у другого. И так далее. Информация тоже вполне открытая, и её можно при желании найти.


Справедливости ради отметим, что не все организаторы рады, когда к ним приходят незнакомцы прямо с улицы. Многие просят предварительно хотя бы позвонить по телефону и рассказать о себе, откуда взял информацию, кого знает, с кем придёт и так далее. Телефоны публикуются в открытом доступе. До сих пор много «клубного» остаётся в таких мероприятиях у нас в стране. В Европе, где это носит официальный характер, естественно никаких организаторов нет, можно приходить и уходить в любое время, а за адекватностью вашего поведения следит владелец заведения, точнее его сотрудники.


Что можно сказать о правилах? Правила везде общие: не употреблять наркотики, не быть сильно пьяным, не заниматься сексом. Многие организаторы алкоголь не приемлют вообще. Как и тяжёлую, нездоровую пищу на общий стол. Знакомиться и проявлять знаки внимания никто не запрещает. На всякий случай второй раз напишу: секс запрещён. Нет, есть конечно ещё более закрытые встречи, где собираются ради секса. Но сейчас речь совсем не о таких заведениях.


Поверьте мне, там, где собираются ради секса, баня как таковая вообще никому не интересна. Интересует наличие «комнат отдыха», а вот парилки всю дорогу простаивают пустые. Не за этим там народ собирается. Не удивлюсь, если одни и те же люди по одним дням ходят в одну баню помыться, а в другой день, в другую, извините, потрахаться. Везде, как говорится, свои клубы по интересам. И каждому - своё.


Ещё хотелось бы подчеркнуть, что «клубный» характер мероприятий подразумевает взаимное уважение, соблюдение правил конкретных организаторов (например, могут попросить громко не разговаривать, или не приносить пиво, или приходить только со своей парой). Если посещаете первый раз, лучше сначала присмотреться как ведут себя остальные.


Итак, в Москве общих совместных бань сразу несколько.

Бани в гостинице «Измайлово» на 30-м этаже, в корпусах Альфа и Вега

Вместимость - 40 человек. Помещения почти симметричные, но есть и существенные отличия. В Альфе всего одна, но большая финская парилка. В Веге финская парилка поменьше, но есть турецкий хамам, причём очень жаркий, жарче положенных 40 градусов. Кроме того, в Веге есть ванна-джакузи, а в Альфе такой ванны нет. В обоих корпусах - одинаковый бассейн 3х5 метров.


Известны совместные сеансы по пятницам с 19:00 до 23:00. В Альфе - в понедельник, среду и четверг в то же время. В субботу с 14:00 до 18:00. В воскресенье два сеанса с 14:00 до 18:00 и с 19:00 до 23:00. По корпусу Вега кроме пятницы с 19:00 до 23:00 ничего не известно.


Завод «Компрессор», м. Авиамоторная, 2-я ул. Энтузиастов

Вместимость - 20 человек. Есть финская сауна, подобие хамама (просто тёплая комната на 4 человека с паром и деревянными лавками), бассейн 3х3 метра. Бассейн всегда холодный. Так как это - отдельно стоящее здание, то есть возможность выходить на улицу. Весьма домашняя обстановка, много сопутствующих банным процедурам вещей. Владелец бани предпочитает проводить время со своими гостями.


Совместные сеансы практически каждый день по будням с 19:00 до 23-24:00 и по выходным либо с 14:00, либо с 16:00, либо с 19:00.


Бассейн МЭИ, ул. Красоноказарменная, д. 13 Б

Вместимость - 30 человек. Есть небольшая, но весьма жаркая финская парилка, купель, инфракрасная кабинка на 1-2 человека. Большая комната отдыха с бильярдным столом. С некоторыми организаторами есть договорённость о бесплатном посещении бассейна (25 метров, требуется наличие плавок/купальника и резиновой шапочки).


Совместные сеансы проводятся в сауне №2Б по понедельникам, пятницам и воскресеньям с 19:00 или 20:00 до 23:00. И хотя место уже довольно давно известное среди обще-банной тусовки, найти информацию по организаторам весьма непросто.


Баня у м. Октябрьское поле, на улице Народного ополчения, 43 к2

Вместимость - 50 человек. Самое большое пространство. Финская парилка, бассейн 3х5 метров, джакузи. Много комнат отдыха. В одной стоит бильярдный стол и стол для настольного тенниса. В другой есть массажный стол, в третьей можно проводить сеансы энергетических или тантрических практик.


Совместные сеансы по пятницам с 20:00 до 24:00, по субботам с 19:30 до 23:00, средам с 19:30 до 22:30. Есть и в другие дни, но мне они не известны.


Баня у м. Владыкино, в Гостиничном проезде , 8к1

Вместимость - 30 человек. Финская парилка, большой турецкий хамам, бассейн 3х3 метра. Хамам - огромный - баня даже с улицы так и называется «Хамам».


Совместные сеансы стабильно проводятся по воскресеньям с 19:00 до 23:00 и изредка в другие дни.


Баня в Lotus-House (бывший «Женский мир») на Почтовой улице

Это самое новое пространство из всех перечисленных. Сделано не по русскому, а скорее по европейскому стандарту. Например, тут совсем нет закрытых комнат отдыха с кроватями. Зато есть сразу несколько парилок. Вместимость - 30 человек. Две финские парилки и два хамама. Все с разными температурами. Бассейна нет. Очень интересно сделаны душевые кабины - в деревянных бочках.


Совместные сеансы по пятницам с 17:00 до 23:00 и по воскресеньям с 19:00 до 23:00.


Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может - ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической - там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.


Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались - они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” - так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта - существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века - это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это - появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?


Вода и дрова - без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.


Франсуа Клуэ - Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим - мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные - крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности - насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей - пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX - начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая - стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований . Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.


Альбрехт Дюрер - Женская баня, 1505-10


Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» - моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии - множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади - местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) - там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце - огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.


Альбрехт Альтдорфер - Купание Сусанны (фрагмент), 1526

Главная башня замка - донжон - господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей - от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами - в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему - каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег...

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет - чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное - спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.