Средневековая культура западной европы презентация. Презентация - культура средневековой европы


Слайд 1

Культура ранней средневековой Европы

Слайд 2

План
1. Представления средневекового человека о мире. 2. Представление об устройстве Вселенной и Земле 3. Представление о времени. 4. Каролингское Возрождение. 5. Семь свободных искусств 6. Искусство рукописной книги.

Слайд 3

Представления средневекового человека о мире.
Первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.

Слайд 4

Представление об устройстве Вселенной и Земле
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». Они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа.

Слайд 5

Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
.

Слайд 6

Каролингское Возрождение.
Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

Слайд 7

Семь свободных искусств
в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума», «квадривиума». «Тривиум» включал в себя: -грамматику (умение читать и писать на латыни), -риторику (красноречие), -диалектику (искусство рассуждать). Каролингский иллюстратор Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили: - арифметика, - геометрия, - астрономия, - музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

Слайд 8

Искусство рукописной книги
В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги.В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи - свитком из пергамена. 1 книга шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу. На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красиво изготовленных, огромного размера Библий с дорогими переплетами делали для соборов, где их прикрепляли цепями - чтобы не украли.

«Архитектура Западной Европы Средневековья» - Массивная крыша. Главная башня. Романский стиль архитектуры. Интерьер романской церкви. Собор в Вормсе. Замки. Портал. Замок Сюлли. Замок Лидс. Монастырь. Сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Собор в Майнце. Донжон. Королевский дворец Алькасар. Замок Алькасар. Замок в Речестере.

«Культура Средневековой Европы» - Фома Аквинский - монах доминиканского ордена. Какие два архитектурных стиля один за другим получили развитие. В городах стали возникать не церковные школы, а с XII века - университеты. Петр Абеляр. Многие философы занимались алхимией. В XII веке в Северной Франции зародился новый стиль. Образование в средние века.

«Художественная культура европейского Средневековья» - Списки Корана. В.И. Баженов. Принципы. Принципы канонического изображения. Черты культуры информационного общества. Романтизм. Основные идеи. Периоды древнерусской иконописи. Явление культуры. Наука. Консультация. Черты культуры. Разум. Понятийный аппарат. Черты культуры Древнего Рима. Проблема. Люди древнекитайской цивилизации.

«Литература Средних веков» - Рыцарская / куртуазная культура. Англосаксонская литература. Городская / народная культура. Церковная культура. Литература средних веков. Сюжет. Беовульф. Стилистическая характеристика поэмы. Рыцарский роман. Три типа средневековой культуры.

«История культуры Средневековья» - Собор Парижской Богоматери. Приоритет социально-культурных ценностей Средневековья. Церкви больше не похожи на крепости. Художественная культура. Литургическая драма. Искал алхимик камень. Культура эпохи Средневековья. Главные формы живописи. Жан-Жак Руссо. Фасад. Термин “Средние века”. На сцену выходил Бог.

«Культура Раннего Средневековья» - Эпические песни. Образцы и авторитеты. Культура Западной Европы в раннее средневековье. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Жонглёры и шуты. Смена времен года и сутки. Время. Представление средневекового человека о мире. Литература. Каролингское Возрождение. «Дворцовая Академия».

Всего в теме 11 презентаций


1. Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.


1. Представления средневекового человека о мире. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.


1. Представления средневекового человека о мире. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Индийский океан в Средние века считался замкнутым.


1. Представления средневекового человека о мире. Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков. К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или эпидемия.


1. Представления средневекового человека о мире. В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы - таковы были солнечные часы. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. месяц обновления.


1. Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Ночь - это время появления сверхъестественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам. День для средневекового человека светел и добр. Прекрасно солнце, сверкающее на латах


2. Каролингское Возрождение. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран - Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал школьные учебники.


3. «Семь свободных искусств». Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях. Позднее, в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. В соборных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.


3. «Семь свободных искусств». Для той эпохи очень важными были понятия «образец» и «авторитет». Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты - мудрецы. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии «образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе - Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.


4. Искусство рукописной книги. В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.


5. Литература. Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.


5. Литература. С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счета времени - от Рождества Христова. Лангобард Павел Диакон создал «Римскую историю». В XI веке епископ Адам Бременский написал сочинение об истории Бременского епископата и о крещении скандинавских народов.

Слайд 2

План урока

  • Представления средневекового человека о мире
  • Каролингское Возрождение
  • «Семь свободных искусств»
  • Искусство рукописной книги
  • Литература
  • «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»
  • Слайд 3

    В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

    Слайд 4

    1. Представления средневекового человека о мире

    Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

    • Мир по представлению Геродота
    • Мир по средневековым представлениям
  • Слайд 5

    В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени).

    • Песочные и водяные часы
    • Солнечные часы
  • Слайд 6

    Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

    Слайд 7

    Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

    Слайд 8

    2. Каролингское Возрождение

    Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

    Слайд 9

    При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

    Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

    Слайд 10

    Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

    Слайд 11

    3. «Семь свободных искусств»

    Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

    Слайд 12

    В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума».

    «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

    Слайд 13

    Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

    Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

    Слайд 14

    4. Искусство рукописной книги

    В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон.

    Книга раннего средневековья

    Слайд 15

    Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.

    Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

    Слайд 16

    5. Литература

    С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов.

  • Слайд 17

    В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем, что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.

    Посмотреть все слайды