Проект «Волшебный мир театра. Дистанционные творческие конкурсы "город мастеров"


«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Программа по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

1. Пояснительная записка

Детство - это радость, игра, слияние с природой. Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Цель программы - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успеш­но решить многие воспитательно-образовательные задачи до­школьного учреждения: развить художественный вкус, твор­ческие способности, сформировать устойчивый интерес к теат­ральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка по­требность обращаться к театру, как к источнику эмоциональ­ного сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх-представлениях с помощью та­ких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произве­дения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоз­дают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать со­бытия, взаимоотношения между героями этого произведения.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творче­ства (художественно-речевого, музыкально-игрового, танце­вального, сценического).

Для того чтобы решать эти задачи, необходимо наличие в детском учреждении педагога, который бы не только прово­дил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том чис­ле и по театрализованной деятельности. Педагог детского театра должен помочь воспитателям изме­нить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми (вплоть до участия в них в роли «актеров»). Его цель - не ограничиваться сценарной, режис­серской и постановочной работой с детьми-«актерами», а че­рез всю жизнь детского сада, через все виды детской деятель­ности провести решение задач, направленных на формирова­ние в детях творческого начала.

Работа над спектаклем - анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способст­вующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем - проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 мин. Эти занятия могут прово­диться как в первую, так и во вторую половину дня. Но такая работа не должна проходить в изоляции от той воспитательно-образовательной деятельности, которую осуществляют воспи­татели групп, музыкальный руководитель, педагог по изодея-тельности.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движения­ми, жестами, мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дик­ция, ведется работа над артикуляцией с помощью скорогово­рок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литера­турным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомят­ся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по со­держанию спектакля, учатся рисовать различными материа­лами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскур­соводов по выставочному залу. Они рисуют афиши и пригласи­тельные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральной студии под руководством специалиста про­водятся речевые упражнения, разыгрываются различные этю­ды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгры­вание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол бибабо и пр.).

Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева): одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрыва­ют эту же пьесу в форме настольного театра; третьи - драмати­зируют.

В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласи­тельные билеты для детей-зрителей (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто примет участие в оформлении выставки в фойе детского театра, повесит афишу, кто поможет подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т. д. - это в первую половину дня. После дневно­го сна игра-действие продолжается: теперь нужен контролер, экскурсовод, дежурный по залу, сцене, в кафе; артисты пере­одеваются в костюмерной... В назначенный час приходят гос­ти (дети другой группы и взрослые). Спектакль начинается. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артис­тов, включить в действие взрослых.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше двух-трех. Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театра­лизованных игр (настольные, стендовые, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлече­ния, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре

Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисован­ные художником, различные герои (персонажи), действия при­думаны драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, буду­щее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только

14 люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебни­ки театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постанов­щик танцев, хормейстер и др.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и вни­мательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфетки и пр.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомиться с содержанием (с программой), в фойе найти фотографии артистов, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложно­му», начиная с младшего дошкольного возраста, а также ис­пользование всего комплекса средств и методов театрально-игровой деятельности помогут успешно решить поставленные задачи.

Задачи по театрально - игровой деятельности

Для детей 5-6 лет

Театральная азбука

Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью осо­бых средств могут рассказать нам о разных событиях, о пере­живаниях людей. Основные средства художественно вырази­тельности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чув­ства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.

В театре работает много людей. Кроме артистов, художни­ки, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра карти­нок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над инто­национной выразительностью речи.

Игры-драматизации

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, со­вершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.

Игры-спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе вы­разительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершен­ствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая де­тям такие варианты, как: спектакль на художественно-рече­вой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на об­рядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей иг­рой радость окружающим.

Для детей 6-7 лет

Театральная азбука

Углублять знания детей о театре, как о виде искусства. Сфор­мировать устойчивый интерес к театральному искусству, по­требность каждого ребенка обращаться к театру, как источни­ку особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.

Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь пре­красное и доброе.

Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Артисты по-разному рассказывают о событиях, о пе­реживаниях людей. Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Уточнить представления детей об особенно­стях различных театров: опера, балет, драматический театр, народный балаганный театр, кукольный, детский.

Познакомить с театрами своего города (наиболее известны­ми). Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в теат­рах (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример и т. д.).

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля; в целом уточнить знания правил поведения во время посеще­ния театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

В фойе посмотреть фотовыставку к этому спектаклю (фото­графии артистов и сцены из спектакля).

Определить любимый вид жанра, наметить любимые сюже­ты и разыграть их (как оперу, балет, драматический спектакль или кукольный).

Стимулировать активность детей к организации самостоя­тельной театрализованной деятельности.

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (бибабо, на гапите, пальчиковый, марионетки, с «жи­вой рукой», настольный, теневой и др.).

Познакомить с новыми типами театров: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение с музыкальным сопровождением и без него).

Игры-драматизации

Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании обра­зов различных персонажей.

Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.

Игры-спектакли

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразитель­ных средств для передачи образа, развивать способность к сво­бодному выбору движений, действий, жестов, мимики, инто­нации, к передаче игрового образа. В целом, развивать сцени­ческое творчество.

Способствовать расширению диапазона эмоционального вос­приятия выражения различных эмоций (радость, горе, удив­ление, испуг и пр.).

Ввести новый тип игр-спектаклей: спектакль пантомимы, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль на обря­довой основе, спектакль-балет или спектакль на хореографи­ческой основе.

Развивать умение детей выражать основные эмоции и адек­ватно реагировать на эмоции окружающих.

Представленный ниже учебно-тематический план - это ва­риант целостного подхода к решению задач через все основные виды детской художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется обратить внимание практиков, что предлагаемый репертуар к детским спектаклям ориентировочный и поэтому заменяемый. Но вся работа строится по данной схеме, исходя из поставленных задач.

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра -исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности , свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равно­мерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напря­гать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать сло­ва героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внима­ние, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру пове­дения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное от­ношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направлен­ные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артику­ляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и сти­хи, тренировать четкое произношение согласных в конце сло­ва. Учить пользоваться интонациями, выражающими основ­ные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания до­школьниками элементарными знаниями и понятиями, про­фессиональной терминологией театрального искусства. В раз­дел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, осно­вы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; разви­вать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложе­ниях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхи­щенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Общие программные задачи

Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наб­людательность, находчивость, фантазию, воображение, образ­ное мышление.

Развивать музыкальный слух.

Развивать умение согласовывать свои действия с други­ми детьми.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуа­циях.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Учить сочинять этюды по сказкам.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы зна­комых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать двигательные способности, ловкость, подвиж­ность.

Учить создавать образы живых существ с помощью вы­разительных пластических движений.

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить строить диалог.

Научить пользоваться интонациями, выражающими ос­новные чувства.

Знакомить с театральной терминологией, видами теат­рального искусства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

2. Основное содержание

Структура учебного планирования

Виды детской деятельности

Задачи

Формы

Сентябрь

Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды.

Октябрь

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию арти­куляционного аппарата, развивать дик­цию, добиваться разнообразия интона­ции, уточнять знания детей об особен­ностях, повадках животных

Чтение нового литературного произведения

Занятие со всеми детьми

Театрально-игровая деятельность

Рас­сказать об особенностях этого вида ис­кусства, о видах театра, о главных вол­шебниках театра Знакомство с героями литературного произведения, с их ха­рактеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра

Работа с малыми подгруппами детей

Музыкальная деятельность

Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) че­рез музыкальный образ

Слушание музыки к выбранному произведению

Занятие со всей группой

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творче­ство)

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для пере­дачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познако­мить с внешним видом героев, события­ми времени года, когда они происходят

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для пе­редачи различных чувств

(см. кни­гу М. Чистяковой «Психогимнастика»)

С малыми подгруппами и индивидуально

Учить передавать особенности птиц, жи­вотных, особенности их окраски через практическую деятельность

Использовать иллюстрации, ре­продукции с картин близких содер­жанию сюжета.

Со всей группой детей

Ноябрь

Развивать память детей. Учить переска­зывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией

Разучивание текста к литературному произведению.

Подгруппами и индивидуально

Театрально-игровая дея­тельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству)

Знакомить детей с элементами актер­ского мастерства - это помогает глав­ным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания геро­ев, их чувства. Учить детей пересказы­вать сказку по ролям (отдельные эпизо­ды), в соответствии с событиями и пе­реживаниями героев менять интонацию, выражение лица

Рассказать об особенностях жес­та, мимики, интонации. Показать на своем примере различные об­разы. Разыгрывание детьми от­дельных диалогов, сцен

С подгруппами, используя все виды театрализо­ванных игр для разыгрывания одной и той же сцены

Музыкальная деятельность

Учить детей петь, чисто интонируя, вы­разительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа

Разучивание песен к литературному произведению

Со всей группой

Творческая деятельность

Упражнять детей в самостоятельном под­боре движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом

Импровизационные танцы различ­ных персонажей

С группами и индивидуально

Изобразительная деятельность

Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отражая свои впе­чатления от литературного произведения

Рисование различными материа­лами по сюжету или отдельных персонажей

Фронтально

Декабрь

Художественно-речевая деятель­ность

Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями переда­вать диалогическую часть текста

Пересказывание детьми сюжета по ролям

Фронтальные в игровой форме

Театрально-игровая деятель­ность (занятия по театральному искусству)

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над целостной постановкой спектакля

Фронтально и подгруппами

Творческая деятельность

Добиваться самостоятельности, инициати­вы в выборе средств для передачи обра­за, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии

Творческие задания на танцеваль­ное и музыкально-игровое твор­чество импровизированного харак­тера

Подгруппами и индивидуально

Музыкальная деятельность

Развивать активное эмоциональное сопе­реживание музыкальным образам в ис­полнительской деятельности

Продолжать учить песни, танцы, му­зыкальные игры к спектаклю

Со всей группой, подгруппами, индивидуально

Изобразитель­ная деятель­ность

Закреплять умение детей, рисовать различными материалами деко­ративные узоры

Изготовление афиши, пригласи­тельных билетов. Совместно со взрослыми подготавливать декора­цию к спектаклю, отдельные атри­буты, маски

Коллективная и индивидуальная работа

Постановка музыкального спектакля по выбранному литературному произведению

для детей детского сада и родителей.

Аналогичная структура работы по театрализованной постановке следующего литературного произведения в период с января по май.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» Муниципального образования «Островский район»

«Волшебный

мир театра»

КОНСПЕКТ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ

Составитель:

педагог дополнительного образования

Сторожко Валентина Вячеславовна

г. Остров, 2016 г.

Раздел образовательной программы: «Вводное занятие».

Тема занятия: «Волшебный мир театра»

Цель: формирование интереса к театральному творчеству

Образовательная задача:

Познакомить детей с основами актёрского мастерства, определить основные качества, необходимые актёру (речь, пластика, творческое мышление);

Развивающие задачи:

Развивать творческие способности детей;

Формировать первоначальные навыки актёрского мастерства;

Воспитательная задача:

Воспитывать позитивное творческое отношение участников занятия к театральной деятельности.

Возраст участников: 7-10 лет.

Форма проведения: занятие-игра.

Тип занятия: комбинированный.

Приёмы: беседа, игра, задания-упражнения, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Структура занятия

    Организационный этап.

- Знакомство. Введение в тему занятия.

- Игра на знакомство «Снежный ком».

    Основная часть

    Сценическая речь.

Дыхательные упражнения;

Артикуляционные упражнения;

3. Сценическое движение.

Упражнение на снятие мышечных зажимов;

- Упражнение на ориентацию в пространстве;

4. Актёрское мастерство.

Упражнение на развитие внимания;

Упражнение на развитие воображения и фантазии;

Театральная импровизация. Спектакль-экспромт.

    Заключительный этап.

- Рефлексия. Подведение итогов.

Конспект занятия

    Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Вячеславовна, я педагог дополнительного образования Дома детского творчества. Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие в один из волшебных миров. А как называется этот волшебный мир, вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок:

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок, окончен акт

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из начальных букв слов – отгадок складывается слово «ТЕАТР»

Итак волшебный мир в который мы с вами сегодня отправимся называется – ТЕАТР. Но прежде чем мы с вами отправимся в наше путешествие давайте встанем в круг и познакомимся. А сделаем мы это с помощью игры «Снежный ком».

Вспомните, как мы катаем зимой снежный ком. Берём маленький комочек снега, и катая снежок по снегу увеличиваем его в размере. У каждого из вас есть имя. (обращаясь к ребёнку стоящему по левую руку) Вот как твоё имя? (ребенок называет своё имя). Представь, что ты маленький «снежок». (обращается к остальным детям) А вы ребята тот снег который будет прилипать к нашему «снежку». Сейчас «снежок» выберет к кому первому он покатиться. Подойдя к выбранному человеку «снежок» назовёт своё имя и возьмёт выбранного за руку, а тот в ответ назовёт своё имя. Затем «снежок» выбирает следующего, кто прилипнет к нему и уже вдвоём они подойдут к третьему участнику и назовут свои имена, сначала снежок, потом второй участник. Третий участник называет своё имя и берёт второго участника за руку. Далее все действия повторяются, пока вы все не очутитесь в одном большом «снежном коме».

Игра на знакомство «Снежный ком»

II . Основная часть

1. Беседа по вопросам о театральном искусстве.

Ну, вот мы и познакомились. Переходим к теме нашего занятия: «Волшебный мир театра». Сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и попробовать себя в качестве актеров. Для начала ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

Что мы называем театром?

Зачем люди ходят в театр?

Нравится ли вам смотреть театральные представления?

Без кого не может существовать театр?

Кто сам хотел бы стать юным актёром?

Ребята, а знаете ли вы, что в нашем городе в Доме детского творчества есть несколько детских театральных коллективов, в которых вы тоже сможете, если захотите, научиться актёрскому ремеслу. Каждый коллектив имеет своё название, детский театральный коллектива которым руковожу я, называется «Маска». И сегодня я предлагаю вам почувствовать себя учениками нашей школы юных актёров и в конце занятия сыграть спектакль-экспромт. Согласны?

А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий актёр? (ответы детей)

  1. Сценическая речь.
Для того чтобы стать хорошими актёрами мы на своих занятиях учимся хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

Для начала мы учимся правильно дышать. И помогают нам в этом специальные упражнения.


Дыхательные упражнения

    Упражнение « Погреем ручки ».

Поставим ладошки перед губами и широко раскрытым ртом медленно выпускаем воздух на ладошку.

    Упражнение « Свечка ».

Поставьте указательный палец перед губами. Набираем носом в себя побольше воздуха, останавливаем дыхание, после чего выпускаем воздух изо рта тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

    Упражнение « Снайпер ».

То же, что и «свечка», но воздух выдыхаем одномоментно и за максимально короткое время.

    Упражнение « Упрямая свечка».

То же, что и «снайпер», но воздух выдыхаем в несколько приёмов без дополнительного добора воздуха.

    Упражнение « Насосик и мячик ».

А теперь разбиваетесь на пары. Один из вас - «насосик», другой - «мячик». Вначале « мячик » сдут, то есть вы в расслабленной позе сидите на корточках на полу. « Насосики » со звуком « пс-с » и сгибаясь в пояснице до прямого угла « накачиваете » « мячик ». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. « Мячик » постепенно « надувается ». При этом воздух набирается порциями. Когда « мячик » надут, « насосик » выдергивает « затычку », и « мячик » со звуком « ш-ш-ш » сдувается. Выдох происходит длительно.

Теперь вы поменяетесь ролями и повторите упражнение.

Ещё мы учимся правильно говорить, для этого нужны другие упражнения, например: Артикуляционные

    Упражнение « Рожицы ».

Поднимаем правую бровь. Опускаем. Поднимаем левую бровь. Опускаем. Поднимаем и опускаем обе брови. Не раскрывая губ, подвигаем нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздуваем ноздри. Пошевелим ушами. Вытягиваем лицо. Расплываемся в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить её. Проделываем то же самое с нижней губой. А теперь корчим рожи, « кто смешнее » или « кто страшнее ».

    Упражнение « Треугольник ».

С предельно точной артикуляцией произносим гласные в следующем порядке « А – О – У – Э – Ы – И ». Со второго раза добиваемся того, чтобы звук летел как можно дальше.

Усложняем . Добавляем согласную « Б ». « В ». « Г ».

Для тренировки дикции мы используем пословицы, скороговорки, стихи.

Давайте попробуем запомнить и произнести, например вот такую скороговорку:

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

А теперь попробуем проговорить её с разной эмоциональной окраской:

Гневно, со злобой;

С чувством радости;

С досадой;

Задумчиво;

С чувством вины;

Мечтательно.

    Сценическое движение.

Молодцы, чтобы стать настоящим актёрами мы так же учимся красиво двигаться – это называется сценическим движением.

Упражнение на снятие мышечных зажимов «Разбалансировка»

Каждый из нас - это одно целое, где голова, шея, руки, ноги, торс подчиняются команде мозга и работают сбалансированно.

Но теперь мы попробуем почувствовать и поработать каждой частью своего тела отдельно, так будто наши органы не зависят друг от друга. Как будто отключили магнит, который удерживал все вокруг себя. Движется только голова, корпус на месте. Шея. Правое плечо. Левое плечо. Теперь только корпус, при этом голова и ноги не двигаются. Корпус закрыли, открыли (раскрывается диафрагма). Только палец левой руки, только кисть, только локоть. Нижняя часть туловища, все остальное не движется. Правое колено, левое колено, оба колена. Части тела двигаются сами по себе, независимо от других частей тела.

Упражнение на ориентацию в пространстве «Молекулы и атомы»

Участники изображают броуновское движение молекул. По команде педагога: " Молекула-2, молекула-3 и т. д.", участники разбиваются на группы (атомы) по 2, 3 и т. д. человек. Если кому то не хватило места в атомах на несколько секунд они присаживаются на стулья. Как только звучит команда: "Молекула свободна", дети вновь начинают двигаться. Как только в команде образуется 2 участника, игра останавливается.

    Актёрское мастерство.

На наших занятиях мы, также учимся быть интересными зрителю – это называется актёрское мастерство. А чтобы совершенствовать в себе актёрское мастерство надо развивать своё воображение, фантазию, внимание, память.

Упражнение на развитие внимания «У тебя есть бум-бум-бум?» .

Один из вас сейчас выйдет за дверь, он будет водящим. С остальными мы загадаем, например предмет одежды, который у кого-то из вас есть, у кого-то его нет. После того как водящий вернётся в помещение, он будет задавать один единственный вопрос каждому из вас: «У тебя есть бум-бум-бум?». Если на вас сегодня есть этот предмет вы отвечаете: «Есть». Если же на вас сегодня нет этого предмета вы отвечаете: «Нет». Водящий должен догадаться какой предмет одежды мы загадали.

Упражнение на развитие воображения и фантазии

Представьте что вы, какой то сказочный персонаж, и постарайтесь без слов сыграть нам этого своего героя, чтобы мы узнали, кто вы загадали.

Театральная импровизация

Сегодня мы прикоснулись к деятельности актёра, которую он проходит для того, чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актёров. Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы сможете применить полученные сегодня знания, и конечно, добавите свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.

Сейчас методом жребия мы распределим роли в нашем спектакле-экспромте. На столе лежат карточки с рисунками. Выберите одну карточку, картинка подскажет вам кто ваш герой. Действующие лица: котенок, солнце, 2 сороки, бумажка, петух, 2-3 курицы, щенок, лошадь, телега, бабочка, ветер.

Наш спектакль построен на экспромте, то есть играется сразу без репетиции, просто слушайте текст сюжета который буду читать вам я, и выполняйте действия по тексту.

«Котёнок» спектакль-экспромт

Сегодня КОТЕНОК впервые вышел из дома. Было теплое летнее утро, ярко светило СОЛНЦЕ, раскидывая свои лучи во все стороны. КОТЕНОК уселся посреди двора и стал щуриться на СОЛНЦЕ. Вдруг его внимание привлекли две СОРОКИ, которые прилетели и сели на забор. КОТЕНОК стал медленно подкрадываться к птицам. СОРОКИ не обращая внимания на котёнка стрекотали, не умолкая. КОТЕНОК высоко подпрыгнул, но промахнулся, а СОРОКИ улетели. Ничего не вышло. КОТЕНОК стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ВЕТЕРОК и гнал по земле БУМАЖКУ. БУМАЖКА громко шуршала. КОТЕНОК схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. БУМАЖКА улетела, подгоняемая ВЕТЕРКОМ.
И тут КОТЕНОК увидел ПЕТУХА. Высоко поднимая ноги, ПЕТУХ важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к ПЕТУХУ бросились КУРЫ. Недолго думая, КОТЕНОК бросился в стаю и схватил одну КУРИЦУ за хвост. Но КУРИЦА так больно клюнула КОТЕНКА, что он заорал истошным криком и отбежал в сторону.
В это время около дома остановилась ЛОШАДЬ с ТЕЛЕГОЙ, ЛОШАДЬ спокойно стояла и жевала сено, оставленное ей хозяином. КОТЕНОК подкрался и решил посмотреть на лошадь поближе, но ЛОШАДЬ так фыркнула на него, что он со всех ног бросился прятаться за ТЕЛЕГУ. Посидев немного за ТЕЛЕГОЙ, КОТЕНОК увидел БАБОЧКУ которая залетела во двор и порхала с одного цветка на другой. КОТЁНОК старался подкрадывался к ней несколько раз, но в самый решающий момент БАБОЧКА перелетела на другой цветок.

За этим занятием и застал КОТЁНКА соседский ЩЕНОК, пробегавший мимо забора. ЩЕНОК остановился и припадая на передние лапы, громко залаял на КОТЕНКА, а потом бросился во двор и попытался его укусить. В ответ КОТЕНОК громко зашипел, выпустил когти и ударил ЩЕНКА по носу. ЩЕНОК убежал, жалобно поскуливая.

КОТЕНОК почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом КОТЕНОК почесал задней лапой за ухом, растянулся рядом с телегой во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но КОТЕНОК почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство КОТЕНКА с улицей.

    Заключительный этап.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия актёры дарят друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу.

Подведение итогов .

Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире театра. Наверняка каждый из вас ещё не раз отправится в этот мир в качестве зрителя. А вот стать одним из волшебников этого мира смогут только те, кто пройдёт обучение в школе юных актёров. Поднимите руки те, кто из вас хотел бы попробовать свои силы в театральном искусстве? Всем спасибо! До следующей встречи!

(Для детей с тяжелыми нарушениями речи)

I. Пояснительная записка

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

1.1. Введение

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки с участием детей играют важную роль в их развитии, приобщают детей к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, развивают речь.

Дети - дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир и словарный запас.

Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов тетра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности дошкольника.

1.2. Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, прежде всего, развитие личности ребёнка. Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы у ребёнка сформировались данные качества, необходимо способствовать развитию речи как средства общения. Очень важно совершенствовать диалогическую речь, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Формировать умение содержательно и выразительно драматизировать литературные произведения

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя», является театр и театрализованные игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая в ненавязчивой форме помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности развитием воображения, фантазии. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Таким образом, можно сделать вывод , что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Актуальность работы мы видим в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Вместе с тем в детских садах развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

С этой целью нами была разработана вариативная программа под названием «Волшебный мир театра»

Театрализованная деятельность соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой развивающей силы в развитии речи. «Волшебный мир театра» является интегрированной, позволяющей объединить различные элементы коррекционно - развивающего процесса и процесса «проживания» различных ролей в жизни воспитанников, программой.

Участниками программы «Волшебный мир театра», являются воспитанники логопедической группы 5-7 летнего возраста.

1.3.Цели и задачи программы

Целью вариативной программы «Волшебный мир театра» является: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Познавательные:

  1. Познакомить детей с разнообразными видами театра: кукольный, теневой, пальчиковый и т.д.

2. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развивающие:

1. Приобщить детей к театрализованному творчеству, развить их речь.

2. Подготовить ребенка к дальнейшему восприятию сценической речи и сформировать интонационную выразительность такой речи.

3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

4. Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).

5. Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) через организацию театрализованной деятельности.

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Воспитательные:

  1. Создать благоприятные условия для развития интереса детей к театру.
  2. Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на исполняемые произведение.
  3. Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

1.4. Пути реализации целей и задач:

  • Знакомство детей с театральной куклой и театральными играми;
  • Знакомство с видами театров;
  • Знакомство с основами актерского мастерства;
  • Самостоятельная театрализованная деятельность.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)»: воспитанники учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Художественно-эстетическое развитие»: воспитанники знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Социально-коммуникативное развитие»: у воспитанников развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Чтение художественной литературы»: воспитанники знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5. «Познавательное развитие», воспитанники знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

6. «Социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание)»: воспитанники изготавливают атрибуты к играм-драматизациям, инсценировкам, театрализации.

7. Физическое развитие, здоровье: проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. артикуляционной гимнастики, динамических пауз.

«Волшебный мир театра»

2.1. Развитие ребенка в театральной деятельности

Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие условия:

  • имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный и другие.
  • костюмы и маски для игр - драматизаций;
  • ширма;
  • набор декораций;
  • аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы».

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини спектакли в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде.

В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и других театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.

2.2. Теоретическая и практическая значимость программы.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.

Теоретическая значимость программы определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить представления о положительном влиянии театрализовано - игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста

Практическая значимость программы заключается в том, что разработанный цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализованой деятельности могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста. Данная программа, может применяться в рамках образовательной программы по речевому развитию дошкольников, а также как дополнительная для использования в творческой деятельности.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:

1 «Развивающая среда», 2 «Дети», 3 «Взрослые».

Первое направление - формирование развивающей среды:

Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр и др.).

Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Второе направление это работа с детьми:

Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы :

  • Музыкально-ритмическая разминка: включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые: развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение (способности к пластической импровизации).
  • Дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
  • Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
  • Игры, минута шалости, физическая минутка;
  • Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

Просмотр спектаклей и беседы по ним;

Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

Отдельные упражнения по этике;

Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

Игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)

Третье направление - взрослые:

Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

  • выставка театров разного вида;
  • Организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
  • Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
  • конкурс афиш, пригласительных билетов;
  • совместное выступление детей и их родителей;
  • выступление кукольного театра;
  • мастер-классы, консультации, беседы.

2.4. Методы и приемы вариативной программы:

  • Наглядные: показ, пример, взаимопомощь педагога; личный пример
  • Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание. обсуждения;
  • Практические: разучивание, повторение, самостоятельное исполнение ролей как в коллективе, так и индивидуально, инсценировка и драматизация

2.5. Формы работы:

Групповая

Программа разработана на старший дошкольный возраст. Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной к школе групп без какого-либо отбора 1 раз в неделю по зо минут, что в год составляет 18 часов. Оптимальное количество детей на занятии – 12 человек.

Предполагается и индивидуальная работа, пятиминутка, в вечернее время, направленная на решение конкретных проблем и затруднений воспитанника.

Необходимый материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, этапа организованной деятельности. Этапы организованной деятельности постоянно повторяются, закрепляется т.к. у данной категории воспитанников наблюдается пассивный словарь, нарушение внимания, памяти, мышления, темпа и ритма.

Успех в достижении результатов будет зависеть от речевой подготовленности воспитанников и от волевых качеств: терпения, настойчивости, выдержки.

2.6. Ожидаемые результаты организованной деятельности программы «Волшебный мир театра»:

  • Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй,
  • речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.
  • Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
  • Обогащение театрального уголка.
  • Повышение культурного уровня дошкольников.
  • приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи.
  • полноценное развитие всех сторон речи детей: диалогической и монологической.
  • эмоциональная и выразительная речь. - положительное отношение к театральным играм у 100%детей.
  • развитие творческих способностей.
  • умение детьми распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.

"Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей..."
(Б. М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой, ни для кого не секрет, что игры у детей пользуются неизменной любовью и только игра связывает детей между собой, с взрослыми. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.
«Волшебный край!» - так когда – то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувство великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Театр – «светлая радость детства», - один из самых ярких, красочных и доступных ребенку сфер искусства. Коллективное художественное действо способно обеспечить ребенку такой подъём чувств, который, независимо от его эмоционального состояния, заразит его радостью и ожиданием чего-то яркого, интересного, прекрасного. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр! Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков (А. П. Ершова)
Цели театрализованной деятельности – развивать творческие способности детей средствами театрального искусства; сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализованная деятельность доставляет детям не только радость, она рассматривается намного шире, включает в себя ежедневные упражнения, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка, формированию личностной культуры, развитию социальных навыков. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
В процессе совместной деятельности совершенствуются у детей умение перевоплощаться в образы различных персонажей, развивается творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, умение использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе детского сада необходимо оформить театральный уголок с разными видами театра: настольный театр, театр пяти пальцев,театр би-ба-бо, театр масок, театр ручных теней, пальчиковый теневой театр, магнитный театр
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
Театрализованная деятельность можно осуществлять с детьми ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности.
Театрализованная деятельность обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. Именно театральная игра помогает раскрыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребенка. «Введите в мир театра малыша, и он узнает как сказка хороша, проникнется и мудростью и добротой и с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой»