Личность и ее роль в судьбе страны (по роману «Петр Первый» А. Н


Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый".
Он всеобъемлящей душой
На троне вечный был работник
А.С. Пушкин
I Идейный замысел романа.
II Становление личности Петра I.
1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий.
2) Вмешательство Петра I в исторический процесс.
3) Эпоха, формирующая исторического деятеля.
III Историческая и культурная ценность романа.
Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом.
Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композицияЕ, установление центраЕ зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа.
В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра.
Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований.
Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям.
Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Задачи и тесты по теме "Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого Петр Первый."

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

А. Толстой проблему "личность и история" решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в "Войне и мире". Если для Л. Толстого народ - главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жестоким. Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А. Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впечатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, осталось у него на всю жизнь. "Ужас далеких детских дней" не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требовательный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став царем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость. Он казнит не сотнями, а тысячами тех, кто выступает против его преобразований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе кораблики - и это не просто игра. Он примеривается к настоящей армии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский проницательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции. Петр ставит перед собой задачи небывалых масштабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтийскому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося "прорубить окно в Европу", вывести Россию на мировой уровень.

Петр - человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится "черного" труда, овладел четырнадцатью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхождения, а по деловым качествам. Однако "демократичный" царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным деятелем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрицательными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих желаниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности. Человеческие слабости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра разрушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами (бритье бород, насильно вводимые ассамблеи, запрет на ношение национальной одежды).

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совершенно очевидно, что писатель выступает как апологет петровских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятельность оправдана историей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Личность и ее роль в судьбе страны (по роману «Петр Первый» А. Н. Толстого) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер", - объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому историческому роману о петровском времени были рассказы "Наваждение", "Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа",
    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    По горизонтали: 5. Редактор газеты “Общее дело”, один из персонажей романа “Эмигранты”. 6. Первый роман трилогии “Хождение по мукам”. 9. Имя главного героя романа “Похождения Невзорова, или Ибикус”. 11. Один из главных героев трилогии “Хождение по мукам”. 12. Воинское звание А. Н. Толстого. 15. Главный герой рассказа “Егорий - волчий пастырь”. 18. Повесть писателя о героике гражданской войны, написанная в 1928 году. 19. Персонаж повести “Приключения Растёгина”. 20. Реальная историческая
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,

Личность Петра I и эпоха в историческом романе "Петр I" А. Н. Толстого

1. Введение.


2. Сведения из биографии писателя.


3. Текст реферата.


4. Список использованной литературы.

Введение.

«Петр Первый» - произведение, которое из всего курса школьной литературы мне понравилось больше всего. Я читал эту книгу, находясь на берегах Черного моря, в Крыму, в городе-герое Севастополе. Передо мной очень ясно вставали картины из романа, особенно в тех эпизодах, где действия происходили в степях или в Крыму. Мне не хочется рассматривать этот роман с критической точки зрения, поскольку я считаю, что в этом нет необходимости. В нем все так как нужно. Но поскольку это исключительно мое мнение, мне придется проанализировать текст по заданной проблеме.

А.Н. Толстой.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск (ныне Пугачевск) Саратовской губернии - 23 февраля1945, Москва). Русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Детство. Первые шаги в литературе. Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) - преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие». Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул. Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными.

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности. А фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Характеры и изображение исторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого» исключительно захватывающим чтением несмотря на то, что таких элементов авантюрности, «подстроенных» автором встреч одних и тех же персонажей друг с другом или с их знакомыми, знающими о них, как в «Хождении по мукам», «Ибикусе» или особенно в «Повести смутного времени», роман о Петре не содержит. Изображенное время не отличалось утонченностью, что позволило писателю обойтись без развернутого психологизма, в котором он не был силен. «Поток сознания» дан единственный раз, когда показывается закопанная по шею женщина-мужеубийца, которую Петр, стыдясь перед иностранцами варварского обычая, велит пристрелить. Но о том, что чувствуют и переживают его персонажи, Толстой дает возможность догадаться. Василий Волков после крамольных речей ночующего у него Михайлы Тыртова и вопроса: « - Доносить пойдешь на мой разговор?» - отворачивается к стене, «где проступала смола» /замедление/, и «долго спустя» отвечает: « - Нет, не донесу». Меншиков рассказывает царю после измены Анны Монс с Кенигсеком о Екатерине, живущей у него во дворце. «Петр, - не понять, - слушая или нет... Под конец рассказа кашлянул. Алексашка знал наизусть все его кашли. Понял, - Петр Алексеевич слушал внимательно». Дважды в романе показаны физиологические признаки страха при опасности смерти от вражеского оружия. Во время азовского похода, когда можно из тьмы получить татарскую стрелу: «Поджимались пальцы на ногах». В конце романа под Нарвой подполковник Карпов радуется, что остался жив после залпа: «И отвалил преодоляемый страх, от которого у него поднимались плечи...». Вообще же Толстой не стремился в «Петре Первом» быть художником-баталистом, описания боев у него обычно коротки, лучше всего передается неразбериха и сумятица массовой смертельной драки.

Роман многогероен, но ни один эпизодический персонаж не теряется среди других. Толстой изобретателен в антропомимике. Так, сатирический образ боярина Буйносова создается, в частности, нелепой, комической фамилией (персонаж «буен», но только носом). Любвеобильный персонаж наделяется прозвищем Вареной Мадамкин. А колоритное прозвище Федьки Умойся Грязью, заставляющее читателя представить себе физиономию, которую даже грязью можно отмыть, вряд ли мог придумать кто-нибудь, кроме Толстого. Писатель не побоялся принизить тем самым сильного, талантливого человека из народа с чрезвычайно драматический судьбой.

Личность Толстого чрезвычайно противоречива так же, как его творчество. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, чьи произведения считались художественно и идеологически безупречными. За исключением периода 1923-1927, когда Толстой не раз жаловался на материальную нужду, он и при советской власти прожил жизнь большим барином. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день, даже с утра после своих пышных и невоздержанных барских приемов. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи. Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам».

Толстой - очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности. Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей , как А. А. Ахматова или М. А. Булгаков , а от O. Э. Мандельштама получил пощечину. Еще в середине 1920-х гг. Д. П. Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого - удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов» (С. Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. London, 1992. С. 794). Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей.Наследие Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.


ТЕКСТ РЕФЕРАТА.

Лично я считаю, что историческую роль Петра Первого трудно оценить иначе, как решающая в историческом развитии России и ее интеграции в мировое сообщество, сокращение разрыва в экономическом развитии между Россией и европейскими странами. А вот, например, современный критик, работающий под псевдонимом Л.И. Лазарев, написал очень емкую статью, в которой он развивает тему эпохи и роли Петра Первого в историческом развитии России. Он считает несколько иначе:

«Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ". Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и трагедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих "птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской – все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, "когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кирилловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицына; из Троице-Сергиевой лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа.

Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось,""

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр становится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: "Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды России. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционное по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконно русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. " Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены произошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития России, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со старым.

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, месяцы, и все-таки движение времени ощущается во всем: в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в частности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. (Семья Бровкиных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимаются быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".»

А вот например критик (его фамилия А. М. Турков), который, как и я, придерживается позиции искренности деятельности Петра и его патриотизме, привел свои взгляды нижеприведенной статье:

«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию..." - такой видится писателю эпоха, изображаемая в "Петре Первом". Действие романа разворачивается на необозримом географическом пространстве: от Черного моря до Архангельска, от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. В систематическом противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра в развитии, в неуклонном движении его личности вперед. Принцип контраста выдерживается Толстым и в последующих главах романа. Петр постоянно, но ненавязчиво противопоставляется королю Августу ("шармант и симпатию"), грубому и ограниченному солдафону – Карлу, твердокаменному коменданту Нарвы - Горну, а также ближайшим сподвижникам - Францу Лефорту и Александру Меньшикову. В характере Петра и его деятельности ярко проявились главные устремления эпохи, ее сущность. Алексей Толстой сумел оценить историческое место своего героя, правдиво изобразить масштабы его деятельности, дать художественное исследование целой эпохи.
Из множества эпизодов и картин складывается достоверный художественный мир, в центре которого царь-преобразователь и его деятельность. Противоречивый образ государя становится связующим звеном всех событий и судеб в романе».

Когда я прочел очерк выдающегося литератора и публициста В.А. Чалмаева, то окончательно утвердился в своей позиции по поводу роли Петра I в Истории России. Видно, что автор глубоко убежден в позитивности роли царя-реформатора:

«...чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.

А. Н. Толстой

Роман Алексея Николаевича Толстого "Петр I" повествует о далекой эпохе конца XVII - начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 год.

Алексей Толстой мог бы сказать о себе словами Белинского: "Для меня Петр - моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России". В романе "Петр I" продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой - Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого - неизменно волновал образ великого реформатора.

Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это - Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что "колокол лить", что "шпагу калить", что "пистолет делать" - все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов - "редкой умелости человек", мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и "ярыжек" (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состоянии.

Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и "поступь" Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.

Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.

Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю.

Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. "От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит".

В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: "... в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву". Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр "не умывался, ел на ходу". С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане -таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.

Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему "строгие, страшноватые", у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.

На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет "грозное величие" монарха, вдохновленного высокой государственной целью: "Дело было европейское: шутка ли - штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете". Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.

С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья.

Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый - национальный деятель большого масштаба. После "Полтавы" Пушкина роман Алексея Толстого - это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.

Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы. Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокрутельную карьеру, став близкими сподвижниками царя.

Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.

В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.

Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: "пыточные" записи, старинные судебные акты, так называемые материалы "Слова и дела", фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века. Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя России и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру I и его эпохе.»

Большинство историков также оценивают роль Петра как позитивную, но все равно однозначно ее оценить нельзя. Слишком всеобъемлюща была его политика. В любом случае мы должны помнить о этой великой эпохе преобразований.

Если они были негативными, то мы должны помнить их для того, чтобы они не повторились больше никогда. Если же они были позитивны, то мы должны помнить их для того, чтобы гордится своей страной и этой эпохой.

Список использованной литературы и ресурсов.


1. Роман А.Н. Толстого Петр Первый;

2. Учебник по литературе В.А. Чалмаева, О.Н. Михайлова;

3. Интернет-ресурсы из поисковой системы Яndex;

4. Интернет-ресурсы из Интернет-сайта www.kostyor.ru

Экзаменационный реферат на тему: «Личность Петра I и эпоха в историческом романе «Петр I» А. Н. Толстого»

Больше работ

Проблема народа и личности является основным аспектом главной проблемы романа – «становление личности в истории». Вопрос о соотношении «народ-личность» рассматривался Толстым на основе выявления движущих сил эпохи. В связи с рассмотрением указанной темы автор акцентирует свое внимание на некоторых моментах: историческая роль народа в петровских преобразованиях, сложность отношений Петра и народа, подготовка восстания и др.

Образ Петра показан А. Толстым как актуальный в конкретную эпоху. Автор подчеркивает, что именно Петр мог стать тем «преобразователем», в котором нуждалась Россия, т.к. в полной мере понимал потребности времени. Петр показывается как человек решительный, мужественный, внутренне сильный, ведь он идет против боярства, да и во многом наперекор желанию народа (судостроительные верфи были непривычным для них занятием). Но Петр и расчетливый, умный политик, который смог «перебороть» первую волну сопротивлений (бегство в леса, на Дон), а после вывести страну на кардинально новый уровень: «Стал не мир, а кабак… В бездну катимся… ».

Не чужда Петру и жестокость. Вспомним сцену подавления стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Кончалась византийская Русь ». Неоднократно автор подчеркивает противоречивость своего героя, создавая его не только как фигуру «времени», но и как человека, воплотившего в себе лучшие черты русского национального характера.

Важнейшую роль в романе играет сопоставление Петра с Голицыным . Василий Голицын высказывает идеи, близкие и Петру, но в силу своих личностных качеств воплотить их не может. Отсюда гибель светлых надежд, таланта, образования. Петр, в противоположность Голицыну, деятелен и тверд; в нем нет голицыновской мягкости и доброты. У Петра есть цель, и на пути к ней герой не щадит ни себя, ни окружающих. Странен для человека 18 века и выбор соратников Петра: ему не важно материальное состояние и социальный статус, напротив, предпочтение Петр отдает личностным качествам преданности, верности, решительности, ответственности, способности все схватывать «на лету», надежности. Поэтому понятна тяга Петра к простому человеку. Петр искренне покровительствует самородным талантам и народной смекалке: он приветствует рвение братьев Бажениных к созданию водяных мельниц, желание учиться и трудиться первого «навигатора» Ивана Жигулина и др.

Образ Петра в романе не статичен: мы видим развитие в герое его «бойцовских» качеств уже с юношеских лет. Он ненавидит боярство, наблюдая за борьбой Милославских и Нарышкиных, зато с радостью проводит время в шумных играх или в немецкой слободе. Петр энергичен, трудолюбив, прост в обращении с людьми; все это противопоставляется размеренной, сытой жизни без занятий и увлечений, свойственной для «власть имущих».

Петром руководит страстное желание блага России «сонной, нищей, неповоротной ». Оказавшись в Архангельске, герой. Видя иноземные торговые суда, понимает необходимость экономического развития своей страны, создания флота и налаживания торговых отношений. Как воистину мудрый правитель, Петр осознает все преимущества своего государства («сидим на великих просторах и нищие ») и не раз рассуждает о причинах бедности России («черт привел родиться царем в такой стране »).

Несмотря на раскрытие образа Петра как не падающего духом, самостоятельного, вдумчивого, талантливого правителя, автор не идеализирует своего героя: неоднократно подчеркивается классовая ограниченность Петра, его стремление укрепить крепостнический строй, чрезмерное благоговение перед западными идеями, неполагающее обращение с женой и др.

Образ Петра во многом новаторский , т.к. автор показывает героя в его развитии, в становлении тех качеств, которые в образе являются доминирующими. Петр представлен автором как живая личность со своими слабостями и сильными сторонами, а также как часть своей эпохи.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Создавая великий роман, А.Н.Толстой, стремился представить его не в свете исторического рассказа о властвовании царя, а показать ход истории России в зависимости от деяния главного героя – Петра Первого. Основной задачей, автор, поставил раскрытие роли личности в ходе истории, и ее влияние на будущее. Каждая страница романа акцентирует внимание на взаимном влиянии сильной личности и эпохи.
Во главе угла стоит весомая историческая личность Петр Первый. Но автор рисует его не как царя, который управлял страной, а показывает его как простого человека, которому предстоит принять немало сложных решений. Толстой показывает, как формируется личность Петра, какие испытания ему пришлось пройти, чтобы обрести силу духа и нравственные ориентиры.
Образ, который рисует нам автор, показывает главного героя как многогранную личность, которая находится в постоянном развитии. Петр никогда не хотел останавливаться на достигнутом. Он снова и снова ставил перед собой цели, которые отчаянно добивался. В этом я вижу силу его личности и несокрушимость духа.
Начало романа знакомит читателя с робким мальчишкой, который претендует на престол. Уже с детства Петру приходилось сталкиваться с постоянной борьбой, упорно идти к своей цели. Это воспитало в главном герое стойкость духа и терпеливость. Приближаясь к середине романа, Петр уже выглядит, как уверенный муж России, готовый служить на благо Родины. Он уже обуздал многие тонкости царского дела и является отличным дипломатом, бесстрашным полководцем.
Роман А.Н.Толстого, рисует самые важные события в жизни России, которые стали следствием мудрых решений Петра. Он учился у жизни, быстро усваивая все уроки. Главный герой выглядит как проводник в новую жизнь, он открывает новые горизонты для народа, дает ему возможности для развития.
Автор показывает не только как сама эпоха влияет на главного героя, Толстой так же указывает, что Петр вмешивается в привычное течении жизни и готов менять его на благо народа и Родины. Его характер становится все более закаленным, рассудок все более холодным, а сердце все более горячим.