Как произошли удмурты и почему так называются. Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи


  • Татарстан Татарстан :
    23454 (2010 г.) , 24207 (2002 г.)
  • Башкортостан Башкортостан :
    21477 (2010 г.) , 22625 (2002 г.)
  • Пермский край Пермский край :
    20819 (2010 г.) , 26272 (2002 г.)
  • Свердловская область Свердловская область :
    13789 (2010 г.) , 17903 (2002 г.)
  • Кировская область Кировская область :
    13639 (2010 г.) , 17952 (2002 г.)
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    3670 (2002 г.)
  • Казахстан Казахстан :
    5824 (перепись 2009 г.)

    Украина Украина :
    4712 (перепись 2001)

    Зыряне и вотяки в традиционной одежде. 1862 г.

    Удмурты в национальных костюмах, фото 1900 года.

    Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык , который относится к финно-угорской группе уральской семьи . Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу . По переписи 2010 года , в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия - православие , в сельской местности включающее остатки дохристианских верований .

    Антропология и генетика

    Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII-XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы . Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки . Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.

    На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами - то есть восточнобалтийским типом , который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры .

    Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты :

    Этническая история

    Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

    В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента - уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). Этимология первого компонента не вполне ясна. По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских , этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» - относительно степного ираноязычного мира , аналогично одному из названий древних славян - анты «жители окраины » .

    Прежнее русское название - вотяки́ (отяки, воть ) - восходит к тому же корню уд- , что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство о́до «удмурт») .

    Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии , а позже - Золотой Орды и Казанского ханства . Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году . Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты - или 1558 год - приняты в местной историографии условно).

    Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года - Удмуртская АО , с - Удмуртская АССР , с - Удмуртская Республика).

    Основные занятия

    Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие , животноводство , меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь , пшеница , ячмень , овёс , гречиха , просо , конопля , лён . Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту , брюкву , огурцы . Важную роль играли охота , рыболовство , пчеловодство и собирательство .

    Развиты были ремёсла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение , ткачество , вязание , вышивка . Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

    Основная социальная ячейка - соседская община (бускель ). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

    Антропонимика

    Уровень образования

    Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) . При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) .

    Материальная культура

    Жилище

    Типичное поселение - деревня (удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба (корка́ ), с холодными сенями . Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах . Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом . Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом - куала .

    В домах находилась глинобитная печь (гур ), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар , котлом. По диагонали от печи располагался красный угол , со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах . Двор включал погреб , хлевы , навесы, кладовые.

    Одежда

    Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м ), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м ), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда - белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м ), или камзол , шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки , лапти (кут ).

    На голове носили налобные повязки (йыркерттэт ), полотенце (чалма, весяк кышет ), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон ). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер , бусы , у южных - монеты . Украшения - цепочки (жильы ), серьги (пель угы ), перстни (зундэс ), браслеты (поскес ), ожерелье (весь ).

    Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

    Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка , скрипка , гармонь , гитара .

    Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество - Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара - Шайтан . Божество домашнего очага, хранитель рода - воршуд . Многочисленны низшие духи: вумурт , вукузё - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё - леший, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, кутӥсь - злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

    Развитым был языческий клир - жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро - уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

    Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

    Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

    Праздники

    Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является

    Удмурты

    УДМУ́РТЫ -ов; мн. Нация, основное население Удмуртии; представители этой нации, страны. Легенды удмуртов.

    Удму́рт, -а; м. Удму́ртка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Удму́ртский, -ая, -ое. У. язык.

    удму́рты

    (самоназвание - удмурт, устаревшее название - вотяки), народ в России, коренное население Удмуртии (496,5 тыс. человек). Общая численность 714,8 тыс. человек (1998). Язык удмуртский. Верующие - православные.

    УДМУРТЫ

    УДМУ́РТЫ (устаревшее - вотяки), народ в Российской Федерации, коренное население Удмуртии (460,5 тыс. чел.), живут также в Татарии (24,2 тыс. чел.), Башкирии (22,6 тыс. чел.), а также Пермской (26,2 тыс. чел.), Кировской (17,9 тыс. чел.), Свердловской (17,9 тыс. чел.) областях, Южном (12,5 тыс. чел), Сибирском (13,5 тыс. чел.) федеральных округах. Общая численность в Российской Федерации 636,9 тыс. человек (1992).
    Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бесермяне, они имеют особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка. Иногда бесермян выделяют как самостоятельный народ и в переписи 2002 года бесермяне учитывались отдельно от удмуртов. Численность бесермян в России - 3,1 тысяча человек. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. 70 % удмуртов считает родным свой национальный язык. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы.
    Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам. Удмурты - потомки автохтонного населения Волго-Камского региона, которое связывается с ананьинской археологической культурой. Чепецкая археологическая культура(9-15 вв.) напрямую связывается с удмуртами. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века под названием арян, арских людей, а также вотяков, до этого они входили в собирательное название «пермь». Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе русского ученого Н.П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце 15 века, а южные - в середине16 века после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932 году она была переименована в Удмуртскую автономную область, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику.
    Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры - рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху, из технических культур - коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры - капуста, огурцы, редька. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы - заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, а также прядение, ткачество, кожевенное, кузнечное дело.
    Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, до начала 20 века почти вся была домашнего производства. В одежде выделяются два варианта - северный и южный. Североудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи надевали холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны. Поверх женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение - платки, шапочки, повязки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
    Для сельских поселений удмуртов была характерна кучевая планировка, со второй половины19 века - уличная. Размеры сел были невелики - несколько десятков дворов. В поселениях находились постройки общественного назначения - святилища, зерновые склады, гумна, колодцы, большую часть территории занимали семейные усадьбы. Родственные группы занимали отдельные улицы или концы деревни. Выделялось два типа застройки усадьбы - П-образная в северных районах и свободная - в южных. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. Зажиточные семьи жили в домах-пятистенках с зимней и летней половинами или двухэтажных домах с кирпичным низом. Печь была глинобитной с вмазанным или подвешенным котлом, по диагонали от нее располагался красный угол, где ставили стол. Летом переселялись в неотапливаемую одно- или двухэтажную клеть (кенос, чум) с галереей, там выделялись помещения для семейных пар. Во дворе была культовая постройка для семейных молений (куа, куала), которая служила и летней кухней. Она имела небольшие размеры, двухскатную крышу и земляной пол, окна и потолок отсутствовали. В центре находился очаг с котлом над ним, дым выходил в щель между скатами крыши. В постройке была полочка, на которую складывали кости и перья жертвенных животных и птиц. В состав дворовых построек входили также хлева, сараи, навесы для хозяйственного инвентаря, погреб.
    В традиционном питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства - кислый подовый хлеб, который пекли обычно из ячменной муки с добавлением различных суррогатов, другие мучные изделия - блины, блины, лепешки, пресные ватрушки, пироги, пельмени. Разнообразны были супы, (например, шид - похлебка с крупой и горохом), каши, напитки - квасы, пиво, медовуха, шербет (вода с медом), сур (пиво). Мясо употреблялось в качестве приправы, после забоя скота делали кровяную колбасу. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты.
    До начала 20 века общественной жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш. Существовали как большие (до 50 человек), так и малые семьи, и наряду с ними гнезда родственных семей (боляк, иськавын) с общими полями, гумнами, банями, широко использовались формы взаимопомощи. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов - воршуды. Названия воршудов часто совпадали с названиями птиц и других живых существ, что объясняется тотемистическими представлениями. Каждый род имел свою куалу, где совершались моления; тамги - знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи.
    Браки у удмуртов совершались по сватовству, но практиковалось и похищение девушки, обычно, с согласия ее родителей. Молодая после свадьбы возвращалась в дом родителей на полгода и более. Архаические верования удмуртов отразились в похоронной обрядности, в обычае класть различные вещи в гроб - хлеб, соль, блины, котелок, топор, нож. Умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах.
    Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений. Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии (их хранили в куале). У удмуртов зафиксировано около 70 воршудов. Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их насчитывалось около 40. Доброму Инмару противопоставлялся Кереметь, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе большую роль играло поклонение священным рощам и деревьям. Существовало жречество, руководившее проведением обрядов.
    В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями. В дни зимнего солнцестояния отмечался праздник толсур с ряжеными, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон – праздник выноса плуга, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице. Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусства, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирелях, волынках.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

    Культура и быт Удмуртского народа

    В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.

    Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.

    Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.

    Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.

    Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.

    Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор - часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.

    Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.

    Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.

    Традиции и обычаи Удмуртского народа

    Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

    Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

    Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр - игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

    Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

    Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов - Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

    Удмурты (ранее: Вотяки ) - финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Большая часть исповедует православие, говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, на Украине и др. частях России, главным образом в Пермской и Кировской областях. Самоназвание - удмурт или утморт.
    Этногенез
    Этнос удмуртов сложился на основе слияния индо-иранских, угорских, тюркских и славянских племен, населявших в древности территорию Приуралья. На севере заметно сильное влияние русских. Контакты русских и удмуртов - с 11-12 вв. Язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу угорских языков. В удмуртском языке кроме угорского выделяется несколько других слоев лексики, индо-иранский, тюркский, славянский. Такие слова, как "мурт", "нянь", "дуньё"(человек, хлеб, мир) - это иранские "мард","нан","дунья"(те же значения), "-кар"(дом, поселение) - индийское "гхар"(дом), "ва"(вода) - общеевропейское "вода, вассер, уотер". Само слово "удмурт" - "луговой человек".

    В другой версии предполагается происхождение удмуртов от води, дугого, более древнего, угорского народа. "Уд" - искаженное "водь". Старое название - вотяки, производится от реки Вотка(приток Камы), также отяки, чудь отяцкая.

    В ПВЛ перечисляются угорские народы, пермь есть, но удмуртов и коми нет. Писец Яхонтов при переписи Перми Великой в 1579 г. упоминает селения Кудымкар, Кува, Купрос, Туманское городище и починок Чазаево. Это говорит отом, что пермские этносы могли тогда уже сформироваться.

    Антропологический тип - среднеевропейский, но иногда с уральским или кавказским, слабо проявленным компонентом. Характерный признак - широкие скулы.

    В 1489 г. север Удмуртии вошел в состав Руси, а юг находился под властью Булгарии, а позже - Золотой Орды. В 1558 Удмуртия окончательно присоединилась к Руси.

    С 1920 г. это -Вотская АО, с1932 - Удмуртская АО, с 1934 - У. АССР, с 1991 - У.Республика.
    Основные занятия
    Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 г. в общих посевах зерновые составили 93%, картофель - 2%. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, конопля, лен. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

    Развиты были ремесла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома(удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 в. сложились металлургия и металлообработка.
    Социальная организация
    Основная социальная ячейка - соседская община(бускель). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, т.е. родственная взаимопомощь.
    Быт и традиции
    Типичное поселение - гурт, располагалось цепочкой вдоль реки, или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой(до 19 века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба(корка), с холодными сенями. Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в 20 в. дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

    В домах находилась глинобитная печь(гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые. Североудмуртский женский костюм включал рубаху(дэрем), с прямыми рукавами, вырезом, съемный нагрудник, халат(шортдэрем), опояску. Одежда - белая. У южных белая одежда бла ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это - та же рубаха, безрукавка(саэстем), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти(кут).

    На голове носили налобные повязки(йыркерттэт), полотенце(чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом(айшон). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных - монеты. Украшения - цепочки(жильы), серьги(пельугы), перстни(зундэс), браслеты(поскес), ожерелье(весь).

    Мужской костюм - косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя одежда без различий - шубы.

    В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы(шуд) - разные, с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты - ряженка. простокваша, творог. Мясо - вяленое, печеное, но чаще отварное, а также студень(куалекьясь) и кровяные колбасы(виртырем). Типичны пельмени, лепешки(зыретем табань и перепечь), блины(мильым).Хлеб - нянь. Из напитков популярны свекольный квас(сюкась), морсы, пиво(сур), медовуха(мусур), самогон.

    Слово пельмень - удмуртское, пель+нянь, ухо+хлеб.
    Декоративно-прикладное искусство
    На территории Удмуртии найдены древние изделия из кости, керамика, бронза. В 19 веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество(ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент - геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, черный, фон - белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В 19 веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живет до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
    Праздники
    Ранее бытовали календарно-обрядовые праздники, но в связи с очень давней христианизацией удмуртов, они приурочены к православным. Сейчас основные праздники - Рождество, Крещение, Пасха, Троица.

    Народные праздники: Толсур - день зимнего солнцестояния(вожодыр), в него проводят свадьбы. Гырыны папон или акашка - Пасха, начало весенней страды. Гербер, гужел юон, куарсур - диалектные названия конца полевых работ. Выль джук -приготовление каши и хлеба из нового урожая. Сизьыл юон - окончание уборки урожая. Выль шуд, силь сиен - начало забоя скота. Праздновались и вскрытие рек(йёкелян) и появление первых проталин(гуждор шыд).
    Духовная культура
    Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки(волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает песенное творчество. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями(крученектон), парный перепляс(ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.

    Исторические музыкальные инструменты: гусли(крезь), варган(ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав(чинчирган, узьы гумы), волынка(быз), и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

    Языческая мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для нее характерна дуалистичесая космогония, трехчленное деление мира. В мире два начала: доброе и злое, три сферы - верхняя, средняя, нижняя. Отсюда три главных бога: Инмар, высший, Керемет(он же Луд, Шайтан), творец зла, Кылдысин, бог земледелия и урожая. Наряду с богами почитался дух воршуд.

    Низшие духи назывались также, кереметы, луды(злые), мурты, пери, или кузё.

    Вумурт - водяной, вукузё - хозяин воды, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тёльпери - дух ветра,тэлькузё - хозяин леса, ягпери - дух бора, мыж - дух болезней, и др. Почиталась священная роща(Луд) и деревья, береза, ель, сосна, рябина, ольха.

    В древности существовал языческий клир, жрец(восясь), знахарь(туно) и торо, уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях. Заклинание, молитва - куриськон.
    Литература
    Энциклопедия "Народы и религии мира", М.-1998.
    Энциклопедия "Мифы народов мира" в 2томах.
    Народы России, энциклопедия, под ред. В.А. Тишкова, М.-1994.
    Истомина "Загадка чуди", Изд.-Кудымкар.
    Удмуртские народные сказки, Ижевск, -1976.

    Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

    Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

    ~~~~~~~~~~~

    «Лица России». Удмурты. «Удмуртия. Домашний очаг», 2008


    Общие сведения

    УДМ‘УРТЫ, утморт, укморт (самоназвание), вотяки (устаревшее русское название), финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах (численность 715 тыс. человек), коренное население Удмуртии, численность 497 тыс. человек. Живут также в Казахстане (16 тыс. человек), на Украине (9 тыс. человек), в Узбекистане, Белоруссии и других государствах бывшего СССР. Общая численность 747 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удмуртов, проживающих на территории России, составляет 637 тысяч человек, по переписи 2010 года в России проживает 552 тыс. 299 удмуртов.

    Удмурты говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. Письменность на основе русской графики. Большая часть верующих Удмуртов - православные, некоторая часть придерживается традиционных верований.

    Удмурты - древний народ. В русских источниках они упоминаются с XIV века под названием арян и вотяков. Под собственным названием «удмурты» они впервые упомянуты в 1770 годах в работе русского ученого Николая Петровича Рычкова.

    В состав Российского государства северные удмурты вошли в конце XV века, а южные - в середине XVI столетия, после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932-м она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. С 1991 года ее название - Удмуртская Республика.

    Основой для формирования древних Удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские (контакты с 11-12 веков), в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. Присоединение Удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558. В 1920 образована Вотская АО, переименована в 1932 в Удмуртский АО, в 1934 преобразована в Удмуртскую АССР, с 1991 - Удмуртская Республика.

    Цикл аудиолекций «Народы России» — Удмурты


    Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. В общих посевах, например, в 1913 зерновые культуры занимали 93%, лён - 4,1%, картофель - 2%, многолетние травы - 0,1%. Традиционные занятия - охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем. Составной частью традиционного хозяйства Удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.). Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с 18 века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы), однако Удмурты использовались лишь на вспомогательных работах.

    Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей. При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда (бoляк, иськавын), сохранялись некоторые элементы общего хозяйства (болячные поля, гумна, бани), широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.

    Поселения (гурт) Удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во 2-й половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у Удмуртов были деревни, сёла, починки.

    Традиционное жилище Удмуртов - наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее - на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг - северные Удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними - полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением - кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.

    Типичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.


    Североудмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи - холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных Удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда - полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь - узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.

    Головные уборы - налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) - аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы - платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных - монеты.

    Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы - валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь - холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.

    Основу питания Удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками - мясной, грибной, капустной и т.д. Одно из любимых кушаний - пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья - из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).


    В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник «толсур» с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон - праздник выноса плуга, выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд). С XIX века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря: Рождеству, Пасхе, Троице.

    Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

    С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    Народная мифология удмуртов близка мифологиям других финно-угорских народов. Для нее характерна борьба доброго и злого начал, трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество - Инмар (другие ипостаси - Кылдысин, Куазь, Инву), злой дух, соперник Инмара - Шайтан.

    Удмурты чтили священную рощу (луд). Некоторые деревья имели для них сакральное значение: береза, ель, сосна, рябина, ольха.

    В устном народном творчестве - мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

    Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

    В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова



    Очерки

    Когда небеса были чисты, как снег

    Вот попались нам на глаза три пословицы. Что у них общего?

    Сердечное слово три зимы греет.

    Кошка сметану не устережет.

    Через одно окно всю улицу не увидишь.

    Общее у них то, что все они действительно мудрые, а значит, полезны для жизни. Есть и еще одна общность - все эти пословицы сочинены удмуртским народом. Различными его представителями. Знакомясь с таким народом, как удмурты, мы сразу же обращаем внимание не только на пословицы и поговорки, но и на сказки.

    Удмуртские сказки мудры и загадочны. Собственно говоря, как раз в загадочности и состоит их мудрость. Разве можно докопаться до священной сути таинственных, непостижимых механизмов, которые движут всем этим миром? Нет, конечно, это невозможно. Тем более, когда в основе мироздания лежат такие грандиозные события.


    Люди были овцами

    «В прежние, далекие, седые времена светлое небо было низко над землей. Люди приносили жертвы милостивой Богине Счастья и Богине Небесной Кары и клали свои жертвы прямо за облака. Жизнь была счастливою, легкою. Светлые богини и боги спускались на землю, беседовали с людьми и охраняли их от зла. Люди были овцами.
    Небеса были чисты, как снег, и белы, как кора молодой стройной березы. И было на земле счастье.

    Но вот времена переменились. Люди из овец превратились в зверей. Стали злословить. Стали ругать небеса. Но боги были милостивы к людям. И вот нашлась низкая женщина. Она злословила про богов. Вместо священной жертвы положила за облака грязные пеленки своего ребенка.

    Ничего не сказали светлые боги. Белое небо посинело. Облака были молчаливы. Но небеса стали подниматься и ушли высоко, чтобы люди не могли их загрязнить. И ушло от людей счастье. Ушло из-за того, что люди сами прогнали это счастье своей пошлостью и низостью.

    А придет небо на землю тогда, когда люди снова станут овцами.

    Впрочем, люди, населяющие землю, когда-то очень отличались от ныне живущих хомо сапиенсов.

    По представлениям удмуртов, в давние времена жили на земле большие люди, великаны-зэрпалы. Жили они очень весело, очень легко. Лес доходил им только до коленей. По лесу они, словно по крапиве, ходили.


    Пошел однажды сын великана погулять, поохотиться. Нашел на дереве какое-то маленькое существо, положил в карман, принес своим родителям.

    Посмотрите-ка, какую птичку, долбящую сосну, я нашел, - сказал он.

    Ох-ох-ох, глупый мой, глупый, - сказал ему отец. - Зачем ты его принес? Это не птица, а маленький человек. Он для своих пчел улей на сосне долбил. Мы все вымрем, а вместо нас такие маленькие люди появятся. Уйдем отсюда поскорее. Кончилась наша жизнь, - сказал великан и заплакал.

    Где упали его слезы, там образовались озера-реки.

    Уйдем отсюда на север, - сказали великаны и ушли. По дороге к их ногам прилипла земля. Где отряхнули они эту землю, там образовались высокие горы.

    Достигнув севера, великаны застыли, превратились в очень большие камни. До сих пор там эти камни есть. Маленькие люди живут, словно черви в навозе копошатся, умирают, а камни-великаны до конца света будут жить - за жизнью маленьких людей наблюдать».

    Навсегда ушли те волшебные великаны-зэрпалы, но осталось множество не менее загадочных существ. К примеру, Луд-Мурт - полевик, охранитель животных. Или Палэс-Мурт - полчеловека, лесное страшилище с одной рукой, с одной ногой и одним глазом. Или же Тэди-Мурт - шутник, беленький старичок, живущий в бане и разыгрывающий любителей попариться.

    Да что там говорить - простой, казалось бы, медведь, и тот совсем не прост.

    Удмурты считают, что медведь произошел от человека, поэтому он слова человеческие понимает, но только говорить не может. При внезапной встрече с медведем следует только сказать ему:

    У тебя, большой человек, своя дорога, а у меня своя. Иди ты своим путем, а меня не тронь.

    Медведь уйдет, не тронет.


    Подражая походке и повадкам животных

    А еще известно, что удмурты были очень искусными охотниками. Это отмечается уже в материалах ученых-путешественников второй половины XVIII века: «В охоте удмурт «настойчив, терпелив и ловок. В простой походке его уже много хитрости и лукавства, он ходит как-то крадучись, избочась и едва поднимая от земли ноги.

    Носки его лаптей прежде устраняют встретившуюся на пути преграду, а потом следует опускание ноги».

    Подражая походке и повадкам животных, охотник как бы маскировался, становился одним из них. Одной из форм маскировки стали, например, и сигнальные пастушьи инструменты, имитирующие голоса птиц и зверей. Как знать, может быть, удмурты использовали эти сигнальные инструменты для того, чтобы контактировать с миром птиц, зверей, животных и даже духов. Все просто: хочешь быть понятым, скажем, рябчиком, говори (пой!) на его языке!

    К особому виду охотничьих сигнальных инструментов относится чипчирган - натуральная продольная труба. Название происходит от звукоподражательного слова «чипсыны» - «свистеть», «разливаться трелью». Звук на этом инструменте извлекается не вдуванием, а втягиванием воздуха. У других финно-угорских народов (например, у коми) такой инструмент тоже есть, правда, он называется иначе.

    В данном случае нас интересует, на каком этапе развития этот сигнальный инструмент, имитирующий, скажем, голос лебедя, вдруг (или не вдруг) стал музыкальным. И теперь на чипчиргане исполняют мелодии обрядовых напевов - рекрутского, плясового. Образ чипчиргана в удмуртских лирических песнях приобретает художественную, эстетическую ценность.

    Есть у удмуртов и такой древний струнный инструмент, как крезь (вроде гуслей).

    Вот история о небесном происхождении этого инструмента:

    «Жила когда-то в лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Куз - Мать леса. Говорят, с нее начался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирало Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Матери Леса.

    Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила мудрую Ель. Ель умерла. Но пришел человек и оживил ее. Он сделал из нее Гусли и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Мелодию Небесной Росы», небо плакало дождем».

    На удмуртском языке слово «крезь» означает и музыкальный инструмент, и жанр фольклора: песни-импровизации на припевные слова.

    Песни и музыка всегда занимали исключительное место в жизни удмуртов. Людей, не умеющих петь, в народе называли «паллян кырзась» (поющий влево) - «никудышный человек». Мол, что с него возьмешь, если он и петь-то не умеет.

    Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах. Под аккомпанемент больших гуслей проводились общественные моления. Кстати, удмурты в основном православные. Гусли были одним из самых почитаемых и любимых музыкальных инструментов удмуртов: большой крезь хранился в родовом хранилище - куале. Бытовой крезь хранился в избе, чтобы быть всегда под рукой.


    Упомянутые гусли были одним из предметов поклонения. Под них исполнялись народные песни, частенько им же они и посвящались:

    Пусть мы молчаливы, язык говорит,
    А на гуслях струна звенит.
    А на гуслях струна звенит,
    В нашем сердце огонь горит.

    Через луга, поля мы ехали,
    Как гром небесный, мы приехали,
    У вас на лугу мы опустились,
    Как стая диких гусей.

    К вам в дом мы вошли,
    И нас стало много, как зерен.
    А когда вы нас попросили встать и спеть,
    Мы все встали, как ожерелье жемчуга,
    И запели.

    Удмурты - древний народ. В русских источниках они упоминаются с века под названием арян и вотяков. Под собственным названием «удмурты» они впервые упомянуты в 1770 годах в работе русского ученого Николая Петровича Рычкова. В состав Российского государства северные удмурты вошли в конце века, а южные - в середине столетия, после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932-м она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. С 1991 года она становится Удмуртской Республикой. По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине. Говорят удмурты на русском и удмуртском языках финно-угорской группы уральской семьи. Верующие исповедуют православие и традиционные культы. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.


    Праздник выноса плуга

    В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник Толсур с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: Геры поттон - праздник выноса плуга, Выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая.

    века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице.

    Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусство, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах - гуслях, свирелях, волынках и др.

    Какие удмурты по характеру? Разные. Но если брать народ в целом, то о характере его лучше всего свидетельствуют сказки. И не волшебные, а так называемые бытовые. Одну такую сказку мы прочитаем.

    Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли.

    Однажды мышь с воробьем нашли на дороге три ржаных зернышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек - боронил.

    Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала ее, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зернышко к зернышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно - воробью, одно - мышке, одно - воробью... Делили, делили, и последнее зернышко лишнее осталось.

    Мышь говорит: - Это зерно мое: когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.

    Воробей не согласился: - Нет, это зерно мое. Когда я боронил, крылышки до крови избил.

    Долго ли, коротко ли они спорили - кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зернышко и улетел прочь.

    «Пусть-ка попробует меня догнать и мое зернышко отнять», - думал он.

    Мышка не погналась за воробьем. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнехонька.

    А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.


    Вот такая сказочка. Смысл ее понятен. А еще нам кажется, что удмурты не только работящие люди, но и умеют беречь время. Почему? Потому, что у них есть замечательная пословица: «День долог, век короток».

    Вывод из этой пословицы напрашивается сам собой. Все, что можно сделать сегодня, делайте сегодня. И тогда ваша жизнь будет длинной и счастливой.

    А вот еще одна удмуртская пословица. Она интересна тем, что отличается от аналогичной русской пословицы. Как бы это поточнее сказать - иным, более конкретным пространственным мышлением. Итак, слушайте: «Яблоко от яблони не падает к корню ели».

    Нам эта пословица нравится, и мы ее с удовольствием запомним. И вам советуем.