Нравственные проблемы рассказа «Матренин двор. Сочинение "Проблематика рассказа «Матренин двор»"


Праведность души каждого человека зависит от того, как именно он жил, как умер, что оставил после себя.

Существование Матрены, главной героини рассказа А.И Солженицына, похоже на жизнь тысячи ее соотечественниц. Автор показывает читателю эпоху подмены жизненных ценностей, время, когда собственность стала не просто предметом, а целью всей человеческой жизни.

Солженицын в данном произведении показывает нам алчных и жадных людей и их негативное отношение к остальным людям. Он наглядно демонстрирует тот народ, который в послевоенный период стал чрезвычайно жестоким и черствым по отношению к окружающим. Ничего не делалось для народа, все уходило богатым. Солженицын демонстрирует читателю общество, которое настолько слепо, что не может отличить добро от зла, рассмотреть тех, кто рядом. Люди стали видеть в добродетели глупость, не одобряя такую жизнь и не понимая ее. Автор задается вопросом, почему вдруг все изменилось: погоня за обзаводом и притеснение простых людей стали «добром», а бескорыстная помощь окружающим, сердечность и простота человека стали глупостью.

Но везде и всегда есть человек, на которого можно равняться и с которого можно брать пример. В рассказе Солженицына такой человек есть - это женщина Матрена. Автор представляет ее как «праведника», всеми способами подчеркивая ее невероятную доброту и безграничную любовь к окружающим людям. Матрена выступает в роли истинной народной нравственности, которая является опорой всего человеческого существования.

Данное произведение может нравиться и не нравиться, однако оно заставляет задуматься над собственным существованием, внимательнее присмотреться к тем, кто рядом и переосмыслить жизненные ценности.

Автор акцентирует внимание читателя на несправедливости, на таких неоднозначных качествах главной героини как слабохарактерность и излишняя доброта. Существование Матрены высвечивает целый ряд нравственных проблем, которые всегда волновали человечество. Волнуют они людей и сейчас.

Мне достаточно сложно ответить на вопрос, касательно целесообразности постоянной бескорыстной помощи чужим людям. Ведь безотказно помогать окружающим, как это делала Матрена, когда у самой нет ни еды, ни приличного дома, ни средств к достойной жизни, невероятно сложно, особенно, когда это не ценится. Мне кажется, чем больше ты помогаешь алчным и злым людям, тем чаще они будут пользоваться этим и тем больше причинять тебе вред. Однако, без таких людей на Земле станет хуже.

Так же и с проблемой одиночества. Матрена одинока, ее покинул муж, погибли дети. Но бороться с одиночеством можно по-разному. Главная героиня рассказа находит спасение в труде. Она работает не покладая рук на неблагодарное государство, соседей и немного на себя. Безусловно, именно на таких, как Матрена, держится русская земля, но почему добродетель должна страдать от тех, кто ее угнетает?..

Еще одна сторона жизни любого народа - его отношение с государством. В данном рассказе автор демонстрирует неутешительный настрой государства к своим гражданам, в роли которых выступает и Матрена. Парадоксально, но государство не выдает людям жизненно необходимые вещи, вынуждая их воровать, за что они потом наказываются!Однако людей нельзя осуждать за воровство, которое было совершено не по злому умыслу, ведь они просто пытаются отстоять свое право на существование в нечеловеческих условиях.

Солженицын коснулся и проблемы любви, семейной жизни. Показав «праведность» Матрены в ее отношении к мужу, преданности к любимым, а также в способности к самопожертвованию: она вышла замуж не по любви, а из жалости. И здесь любовь показана не пылкой страстью, которая угасает со временем. Любовь здесь - это верность, прощение, выполнение долга и самоотдача.

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» как будто отвечает на извечный вопрос «Как правильно прожить жизнь?» Я считаю, что мы живем не для того, чтобы распространять зло и сеять ненависть, а для того, чтобы творить добро и возрождать то прекрасное, что заложено в человеке природой. Не стоит возвышать себя над остальными, нужно просто жить так, как это делала Матрена.

В декабре 1961 года А. И. Солженицын представил главреду журнала «Новый мир» Твардовскому второй рассказ (для ознакомления). Он назывался «Не стоит село без праведника», но практически сразу был переименован в «Матренин двор». Проблема состояла не только в содержании произведения, но и в названии, содержащем «религиозный термин». Опубликовать рассказ удалось лишь через год - в январском выпуске 1963 года самого читаемого в СССР литературного журнала.

Завязка сюжета

То время принято называть оттепелью. Для этого определенные основания были: многие миллионы недавних узников сталинских лагерей и ссыльные покинули места с тяжелым морозным или пустынным климатом и оправились в Европейскую часть Союза - не в крупные города (их туда не пускали), а в деревни и поселки средней полосы. Здесь, среди мягко шелестящих листвою лесов, возле протекающих тихих речек, долгострадальцам все казалось милым и уютным. Тем не менее жизнь даже в этих краях была непростой. Устроиться на работу оказалось непросто, хотя легче, чем совсем недавно, когда даже тачку бывшему заключенному не доверили бы. Эти обстоятельства не смущали рассказчика, от имени которого ведется повествование. Он ощущал насущную потребность в довольно простых вещах, а именно: устроиться работать в сельскую школу учителем математики, найти себе жилье. Это и были его «задачи первичные и проблемы поднятые». В Матренин двор его привела случайная знакомая, торговавшая на железнодорожной станции молоком. Других вариантов не оказалось, свободным местом обладала только пожилая женщина. Звали ее Матреной. Так и состоялось их знакомство.

Пенсия

Итак, шел 1956 год, в стране многое менялось, но колхозный быт оставался убогим. Многие аспекты крестьянской жизни постсталинской эпохи как бы мимоходом осветил Александр Исаевич в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы она стояла перед многими сельчанами необъятной страны. Колхозная пенсия - нищенская, восьмидесятирублевая (8 руб. новыми, послереформенными) - и та не полагалась женщине, честно оттрудившейся всю жизнь. Она ходила по инстанциям, собирала какие-то справки о доходах покойного мужа, сталкиваясь с постоянной тупой черствостью и недоброжелательным чиновничьим безразличием, и, в конце концов, добилась своего. Ей положили пенсию, а с учетом дополнительной выплаты за квартирование учителя (Игнатьича, от имени которого ведется рассказ), ее доходы приобрели, по сельским меркам, колоссальные размеры - целых сто восемьдесят рублей (после 1961 года 18 руб.) - «умирать не надо».

А еще машина торфа…

Торф

Да, этот вид топлива часто используется для отопления в местах с болотистым климатом. Вроде бы его должно хватать всем, но в жесткой советской реальности пятидесятых ощущалась недостача всего, что было нужно людям. Это положение в значительной мере сохранялось в течение всей советской эпохи. В Высоком Поле хлеба не пекли, продуктами не торговали, все это приходилось тащить в мешках из областного центра. Но, помимо снабжения населения съестным, А. И. Солженицын рассказывает о еще одной важной стороне крестьянской жизни в рассказе «Матренин двор». Проблема отопления руководством колхоза была полностью переложена на жителей деревни, и решали они ее самостоятельно и как могли: воровали торф. Игнатьич по наивности считал, что грузовик топлива - это много, что хватит его на всю зиму, а на деле требовалось втрое больше. Таскали торф на себе все женщины деревни - с риском быть пойманными, пряча украденное от председателя, который о тепле в своем доме, конечно, позаботился.

Личная жизнь

Домом Матрена владела просторным, когда-то добротным, но от времени и отсутствия мужских рук пришедшим в ветхость. История этого недвижимого имущества уходит корнями еще в дореволюционное время. Хозяйка была замужем, жила здесь давно, родила шестерых детей, ни один из которых не выжил. Матрена воспитывала племянницу как родную дочь, взяв ее из многодетной семьи брата своего мужа. Была и предыстория: будучи невестой, она собиралась выходить за Фаддея, нынешнего своего «дивиря», но не сложилось. Пропал он в Германскую без вести, а она не дождалась, вышла за его брата. Фаддей позже объявился, был очень сердит, но так уже и осталась Матрена с Ефимом.

Права на недвижимость стали причиной конфликта, возникшего между родственниками, уже решавшими, как они будут делить Матренин двор. Проблемы и аргументы, приводимые будущими наследниками, стали причиной многих противоречий и мистическим образом привели к гибели женщины.

Быт и одиночество

Деревня - особый мир, в которой правят свои неписаные законы. Матрену многие считают бестолковой. Она не ведет домашнего хозяйства так, как принято практически у всех. Хозяйкины материальные проблемы в произведении «Матренин двор» иллюстрированы отсутствием коровы и поросенка, без которых сельчане обычно обойтись не могут. Ее за это критикуют, хотя, казалось бы, какое кому дело до того, как живет одинокая пожилая женщина? Сама она вполне понятно объясняет причину такой нерадивости. Молоко ей дает коза, с которой хлопот по прокорму куда меньше (ей отнюдь не улыбается перспектива кормить пастуха, да и здоровье оставляет желать лучшего). Из живности у нее живут мыши, хромая кошка да тараканы, коих множество, - вот и весь «Матренин двор». Проблема старческого одиночества была, есть и будет.

Праведность

Теперь следует вспомнить о первоначальном варианте названия рассказа. При чем тут праведник, и почему это православное понятие применимо к самой обычной крестьянке, живущей в бедности, одиночестве и мало отличающейся от многих миллионов подобных ей женщин всего Советского Союза? Чем она отличается от других? Ведь не зря же Александр Исаевич хотел назвать свое произведение так? Какие проблемы в рассказе «Матренин двор» он поднимает?

Дело в том, что Матрена обладает важным человеческим качеством. Она никогда не отказывает другим в помощи, не делая при этом различия между «хорошими» и «плохими». Пришла председателева жена, дама важная, и с апломбом требует (не просит) выйти на работу, «помочь колхозу». Она даже не здоровается, лишь уведомляет, что нужно взять с собой. Больная пожилая женщина и хочет вроде бы отказаться, но тут же интересуется, к которому часу приходить. Что же касается соседей, то тут и просить не нужно Матрену - она всегда готова впрячься, не считая это даже услугой со своей стороны и отказываясь от любого материального вознаграждения, хотя оно ей бы ни в коем случае не повредило. Игнатьич ни разу не слышал от нее слова осуждения чьих бы то ни было действий, его хозяйка никогда не сплетничает.

Гибель Матрены

Пресловутый «квартирный вопрос» действительно портит наших, в общем-то, хороших людей. И персонажи произведения тоже страдают от этой проблемы. В рассказе Солженицына «Матренин двор» старик Фаддей стал выразителем суетливого корыстолюбия и чрезмерной хозяйственности. Ему не терпится получить часть завещанного наследства, причем прямо сейчас. Со строительным лесом проблемы: пристройка старухе не нужна, он хочет разобрать ее и перевести к себе. Само по себе ничего плохого не выражает, однако важно здесь отметить, что Фаддей знает, что Матрена не сможет отказать. Проблемы, поднятые в рассказе «Матренин двор», существуют в обществе независимо от уровня достатка. Скупость и торопливость, в конце концов, приводят к трагическому происшествию. Перегруженная сцепка саней со стройматериалами обрывается на переезде, машинисты не замечают ее и сталкиваются с трактором. Гибнут люди, в том числе и Матрена, как всегда взявшаяся помогать.

Похороны и поминки

Тонкий психологизм, ирония и даже мрачноватый юмор присутствуют в сцене прощания с главной героиней рассказа «Матренин двор». Проблемы и аргументы, зашифрованные в погребальных причитаниях и плачах разных персонажей, расшифровываются путем разъяснения их истинной подоплеки. Читателю невольно становится обидно, что над грубо сколоченным гробом Матрены, женщины при жизни доброй и бесхитростной, проносятся столь изощренные и интриганские потоки информации. Есть, правда, и люди, любившие покойную, они плачут искренне. Фаддей тем временем хлопочет: ему срочно нужно вывести имущество, пока оно не пропало, и он «решает этот вопрос», поспевая к поминкам, которые, как это часто бывает, завершаются почти веселым застольем. Все это в первую очередь обнажает нравственные проблемы.

В рассказе «Матренин двор», как и в других произведениях А. И. Солженицына, сливаются воедино досада писателя на суетно-корыстное отношение к жизни и вера в доброе праведное начало.


Небольшой по объему рассказ А. И. Солженицына «Матренин
двор» вобрал в себя множество тем и проблем, характерных для русской
литературы. Солженицын создал образ крестьянки, заставляющий
вспомнить крестьянок Некрасова, на плечи которых всегда на
Руси ложилась тяжкая ноша хозяйства, семьи. Несмотря на непосильный
труд и заботы, русские женщины оставались и остаются
хранительницами вечных духовных ценностей: добра, сострадания,
бескорыстности, самоотверженности. Свои ранние произведения
Солженицын создавал на основе личного жизненного опыта. Первая
повесть, принесшая ему всероссийскую славу, «Один день Ивана
Денисовича», основана на лагерном опыте писателя, репрессированного
в сталинские годы, «Матренин двор» - реальная история, произошедшая,
когда Солженицына после лагерей устроился в деревню
учителем математики.
Время действия в рассказе - 1956 год. Можно вообразить, что
произведение устарело, недостатки той жизни побеждены. Посмотрим,
так ли это. В начале рассказа авторский герой Игнатьич устраивается
после лагеря учительствовать в селе с поэтичным названием -
Высокое Поле. Но жить там, как выясняется, невозможно: крестьяне
не пекут хлеб, а везут его мешками из города. Разве нынешнее положение
нашей страны, вынужденной покупать импортные продукты,
не является следствием разорения сельского хозяйства? Следующее
место, куда попадает герой, называется Торфопродукт. Вроде бы
маленькая деталь, но в ней отразилась глобальная проблема обеднения
русского языка, которая сейчас решается на президентском уровне,
потому что приняла катастрофические размеры. Сам Солженицын
всегда стремился вернуть языку самобытность, яркость. Он активно
использует народные выражения, пословицы.
Пейзаж Торфопродукта удручает: окрестные леса вырублены,
всюду ведется варварская добыча торфа, трубы изрыгают черный
дым, узкоколейка разрезает поселок пополам. Мотив железной дороги
можно считать важнейшим в рассказе: страх главной героини
перед наступающей городской цивилизацией и ее смерть связаны с
поездом. Каков внешний вид поселка, такова и внешняя жизнь его
обитателей: «Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми
клуба будет надрываться радиола, а по улице подбраживать пьяные
да подпьеривать друг друга ножами». Итак, изменились ли
к лучшему экологическая ситуация или условия жизни людей? Нет,
рассказ по-прежнему звучит современно.
Наряду с публицистической остротой в произведении присутствует
художественная глубина. Вечные проблемы духовности,
внутренней красоты человека раскрываются на примере образа Матрены.
Солженицын раскрывает ее характер в два этапа. Сначала читатель
вместе с рассказчиком видит лишь повседневное существование
одинокой старухи, живущей на краю деревни. Изба Матрены давно
нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором сообщает
рассказчик, кроме него и Матрены, «жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы». Какая-то заброшенность двора Матрены подчеркивается
тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, ищущий
после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем живет у Матрены,
но видит по-прежнему только внешнюю сторону ее существования.
Матрена не умирает с голоду только благодаря маленькому огороду,
где выращивается картофель. Колхоз, в котором она проработала всю
жизнь, не платит ей пенсию, поскольку муж Матрены пропал без
вести на войне, а нужные документы об утере кормильца не собраны.
Причем это не мешает бесцеремонной жене председателя привлекать
одинокую старуху к общим колхозным работам. Часто просят
Матрену помочь соседи и родственники. Она никому не отказывает,
деньги за помощь брать стесняется, и автор замечает, что в деревне
к бескорыстной Матрене относятся насмешливо. Рассказчик
знает, что дети Матрены умирали в младенчестве и она воспитывала
приемную дочь Киру.
Неожиданно автору открывается прошлое Матрены. Оказывается,
были в ее жизни и любовь, и и разлука, и ревность. Жених Матрены,
Фаддей, пропал на три года после первой мировой. Не дождавшись его,
Матрена вышла замуж за брата жениха - Ефима. Вернувшийся Фаддей
не зарубил обоих только из-за брата. Ефим относился к Матрене
свысока, «загуливал» на стороне и пропал на фронте, возможно, сбежал
за границу. Фаддей принципиально выискал невесту с таким же
именем, женился, но счастья в их семье не было. Это его дочь, Киру,
выпросила на воспитание бездетная Матрена. Одинокая, больная
старуха неожиданно предстала перед глазами автора интересным,
много пережившим человеком.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами
поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит
символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную
Кире горницу при жизни. При перевозке бревен Фаддей с трактористом
из-за жадности прицепил сразу двое саней, одни из которых
застряли на рельсах. Матрена бросилась, как она всегда делала, помогать
мужикам, и тут налетел поезд. Символ городской цивилизации
врезался в избу - символ деревенской жизни. Гибнет Матрена,
и с ней уходит из жизни какое-то удивительное душевное тепло,
которого нет в других жителях деревни. Они даже на поминках беспокоятся,
как бы не попало в чужие руки Матренино добро.
Только после смерти Матрены автор понимает, каким человеком
она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить
вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.
За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Матрена, в отличие
от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство,
а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать
рассказ «Не стоит село без праведника». Писатель сумел разглядеть
в смешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости,
Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.

Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл девушку по имени – Матрёна и похожую на Матрёну. Дети у героини умерли в младенчестве, она осталась одна. Тяжело трудилась не за деньги, а за трудодни (палочки). Помогала по хозяйству сёстрам и соседям. Денег за это не брала. Взяла на воспитание племянницу Киру. Трудная жизнь её не озлобила. Она всегда приветлива, готова отдать последнее.

Погибла Матрёна попав под поезд, когда перевозили часть дома в райцентр для Киры. Ничем не исключительна судьба Матрёны, таких тружениц в послевоенные годы было много. Но по разному люди воспринимают данное им судьбой. Её жизнь высвечивает нравственные проблемы всегда волнующие людей, что же это за проблемы:

1. Нужно ли делать добро бескорыстно, как это делала Матрёна. Если нужно было копать картошку или пахать землю, или односельчане за помощью к ней обращались, она никому не отказывала и платы не брала. Вручную самую крупную картошку варила постояльцу, а сама жили впроголодь, в жалком доме с тараканами. Солженицын считает, что на таких людях держится земля русская.

2. Проблема одиночества. Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд. Вся жизнь Матрёны в труде. Как для государства, так и для родных, соседей и чуть-чуть для себя, это притягивает к ней людей. Избавляет от одиночества.

3. Отношения личности гражданина с государством. Автор показал, что государство враждебно и к людям подобным Матрёне. А ведь таких большинство, оно использует их труд не оплачивая. Невольно люди обманывают государство, односельчан и Матрёну, воруют торф. Но ведь в такое положение их поставило само государство. По мнению Солженицына Матрёна и её односельчане не вызывают за это осуждения, они остаются праведниками, так как отстаивают свое право на жизнь в нечеловеческих условиях.

4. Проблема любви. Матрена верна народным представлениям о любви, семейной жизни. Она любит Фаддея, но не бросает своего мужа – его брата. Она верна ему, а вышла замуж она, так как в доме мужа нужны были женские руки, то есть из жалости. Она чувствовала, что должна была помочь дому, где раньше жил любимый ею человек. Автор с уважением относится к такому пониманию любви. Любовь – верность, жалость, выполнение долга. И это сильнее, чем пылкая страсть. Рассказ – ответ на вопрос: как надо правильно жить? Жизнь дана, чтобы сеять добро, не распространять зло, не возвышаться над людьми, а просто по-христиански нести выпавший тебе крест. Так живет Матрена.

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.

Жизнь крестьянства, его быт и нравы – всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.

Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.

Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.

Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:

Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.

Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии…»

Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.

Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Этими словами и заканчивается рассказ.

В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.

Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!