Основы понимания графики (Звонцов В.М.). Живописный склад monpansie


Гравюра режется на крепком и упругом дереве, причем здесь в отличие от гравюры на металле, выбираются будущие светлые места, а будущие темные места оттиска (это высокая печать).

Самый лучший материал для досок – пальма, затем самшит кавказский, используется так же бук и груша. Гравюры, не предназначены для многочисленного тиражирования, можно делать и на других, более мягких породах дерева, например на березе.

Доски для гравюр готовят следующим образом. От бревна отпиливают кружки примерно 3см. в течение 2-х недель их просушивают в комнатных условиях. Затем из каждого кружка вырезают по прямоугольнику, которые снова сушат. Лицевую сторону прямоугольника шлифуют шкурками и полируют пемзой.

Режут гравюру на дереве обычными резцами (стамесками) которые называются штихелями. Они получают различные сечения в зависимости от назначения. От их назначения и называют их по – разному: грабштилем, тонштилем, болштилем, и т. д. Самые большие белые места вынимаются стамесками. Эти инструменты можно изготавливать и самостоятельно, используя для этого надфили или некоторые стоматологические и хирургические инструменты.

Чтобы вырезанный рисунок был хорошо виден, доску слегка тонируют тушью. Можно тонировать и типографической краской, разбавленную бензином. Затем доску протирают воском и до блеска полируют суконкой. Рисунок, подлежащий переводу на доску, делают на бумаге иле кальке мягким карандашом, прикладывают лицом к доске и притирают, карандаш переходит на вощеное дерево.

Подготовленная для гравирования доска обязательно кладется на подушку, сшитую из кожи или из прочной парусины и набитую сухим песком. Она служит для того, чтобы во время работы доску можно было свободно поворачивать и класть с любым наклоном, отдельным в каждом отдельном случае.

Сидеть при работе надо прямо, не сгибаясь, руки держать на весу. Процесс гравирования требует выдержки и терпения, спешить тут никак нельзя.

Литография.

Литография – от греческого: Litos – камень и графо – пишу. Это вид графического искусства, когда изображение исполняется на особом отполированном камне и затем с него печатается на специальном станке. Если рисунок на камне исполняет сам автор – художник, то такое изображение называется автолитографией. Печатанье производится не с выпуклой или рубленой формы, а с совершенно гладкой плоскости и является результатом физико-химических процессов, происходящим между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. На поверхности печатной формы получаются две среды, обладающие разными свойствами: одна (образующая рисунок) принимает на себя краску, а другая (образующая пробели между элементами изображения) не принимает ее.

Это происходит потому, что литографский камень состоит в основном из углекислого кальция, обладающего способностью с одной стороны, легко принимать на себя жиры, а с другой – под действием азотной кислоты становится совершенно невосприимчивым к ним.

На плоский камень наносят специальным литографским карандашом рисунок, после чего камень обрабатывают кислотой и, слегка увлажнив его, наносят краску. Краска пристает только в тех местах, где рисунок, а с чистого камня скатывается и он остается чистым. Литографский карандаш или тушь представляют собой смесь сала, мыла, воска, некоторых смол и пигмента.

Литография как способ печати была изобретена в конце Х\/111 века в Германии печатником А.Зенефельдом. В начале Х1Х века получила распространение сначала только как черно-белая. Чтобы получать цветное изображение, оттиски в то время раскрашивали акварелью от руки. В середине Х1Х века появилась цветная литография, в которой изображение печаталось с нескольких камней, по числу применяемых красок. Как самостоятельный вид подлинного графического искусства цветная литография зародилась только в конце Х1Х века.

Этим видом графического искусства можно заниматься, имея лишь специальное оборудование и мастерскую.

Вытесненная гравюрой на металле, ксилография совсем было умерла, и только в конце XVIII века ее спасли от полного исчезновения смелые технические предложения английского гравера Томаса Бьюика (Приложение 11).

Он предложил, во-первых, заменить продольное дерево торцовым, взяв для гравирования доски поперечного распила, в которых волокна перпендикулярны к плоскости доски. Инструмент гравера движется на такой доске с одинаковой легкостью во всех направлениях и может давать как широкие линии, так и линии самой незначительной толщины.

Во-вторых, Т. Бьюик предложил заменить ножи, которыми гравировали доски продольной обрезной ксилографии, инструментами, приспособленными для гравюры по металлу -- штихелями различной формы, позволяющими получить на доске белую линию одним движением инструмента по дереву.

Это дало возможность, используя белый штрих, сочное черное пятно и комбинации белых точек, добиваться различных тоновых эффектов. Легче стало вылепливать форму, вводить в изображение свет и тени.

Торцовая гравюра быстро распространилась во всех видах ксилографии, но наибольшего расцвета достигла в применении к книжной иллюстрации в 40-х годах XIX века.

Технику торцовой гравюры прекрасно использовал русский гравер Е. Бернардский. По рисункам А. Агина, одного из основоположников русской иллюстрации, Бернардский создал гравюры к «Мертвым душам»

Гоголя. Художник последовательно развертывает картины русской жизни, точно и метко воспроизводит облик Чичикова и других действующих лиц поэмы.

Так, например, в гравюре «Пошла писать губерния» (Приложение 12) дана яркая картина провинциального бала, где мы легко узнаем гоголевские персонажи. Каждая фигура полна острой, почти карикатурной и вместе с тем не выходящей за рамки реальности выразительности.

Все композиции А. Агина благодаря тонкому мастерству гравера зазвучали с особой силой, убедительность рисунка соединилась в них с наблюдательностью художника, с его глубоким проникновением в дух поэмы. Эти иллюстрации, выпускавшиеся отдельным сборником под заглавием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», сыграли значительную роль в развитии русского реалистического искусства.

Со временем ксилография как самостоятельное искусство резца выродилась и превратилась в почти механическое, безликое воспроизведение любых видов изображения, начиная от фотографии и кончая чертежами. Развитие фотомеханики постепенно вытеснило ксилографию из репродукционных процессов.

Но русская ксилография выдвинула на грани XIX--XX веков сильного и яркого мастера, гравера и офортиста В. В. Матэ, явившегося учителем большинства наших советских граверов старшего поколения. Г В начале XX века в России и в Европе /возрождается станковая (независимая от I целей репродукции) автогравюра. Теперь один и тот же человек выполняет работу и рисовальщика и гравера.

Возрождение ксилографии дало таких мастеров, как Ф. Валлотон во Франции, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереель в Бельгии, А. П. Остроумова-Лебедева и В. Д. Фалилеев в России.

Особенно интересны гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой, создавшей ряд исключительных по мастерству и изяществу архитектурных пейзажей Ленинграда и его окрестностей. Гравюры ее отличаются необычайной лирической проникновенностью. Тонко чувствует она своеобразную прелесть строгой и гармоничной архитектуры города, его площадей и улиц, его набережных и мостов, чистоту их линий и совершенство пропорций, романтическую живописность парков Павловска и Пушкина (б. Царского Села).

В. Д. Фалилеев работал также главным образом над пейзажем, создавая в цветных гравюрах яркие эффекты то раннего утра, то вечера, то полдня.

К торцовой гравюре на дереве близки некоторые новые техники, возникшие либо в самые последние годы XIX, либо XX столетия. Таковы гравюры на линолеуме и на органическом стекле.

В настоящее время линолеум, как материал более податливый, чем дерево используется очень широко, особенно в тех случаях, когда создается гравюра большого размера.

Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Ксилография - самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI-VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе - в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры - спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают - именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг - при печати оно будет белым, а рисунок - черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии - дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях - в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами - точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro - светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень - с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева , И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Ксилография (греч. хэlon grбpho - рисунок с дерева), иначе «обрезная гравюра» – самый древний вид эстампа, исполняемый штампом из древесины. Рисунок вырезается на доске и покрывается краской. Далее полученная печать накладывается на холст, бумагу или любой другой подобный материал. Относится к методам высокой печати.

Классификация гравюры по дереву

Известны всего две разновидности ксилографических оттисков.

Продольная печать. Древнейший вид ксилографии, который сегодня в классическом виде граверами практически не практикуется. Эту технику также часто называют обрезной. В качестве штампа применяется доска с волокнами, идущими параллельно плоскости горизонтально. Обычно используется древесина пород невысокой твердости. Это может быть груша, липа, ольха, яблоня. Самые красивые и тонкие оттиски получаются со штампов, выполненных из пальмы и самшита. Важнейшей особенностью этого древнего метода можно назвать широкое использование черного штриха. Современные мастера применяют для гравировки не только ножи, но и полукруглые или угловые стамески, которые могут быть прямыми или изогнутыми. Продольным штампом может быть выполнено несколько сотен оттисков;
Торцевая печать. Второе название – «репродукционная». Техника изобретена в 1780-х Томасом Бьюиком (Англия). Этот мастер впервые выполнил гравюру на торцевой стороне куска дерева. Именно им и именно этим способом были созданы картинки-иллюстрации к книгам «Общая история четвероногих» и «Птицы Британии». Данный метод произвел настоящий переворот в книжной графике. Ксилография вновь занимает в ней ведущее положение. Ранее она была вытеснена более детализированным офортом (штампом, выполненным методом травления) и резьбой по металлу. Торцевая поверхность любой доски отличается плотностью и однородностью, что позволяет выполнять максимально детализированный рисунок, не менее качественный, чем напечатанный металлическими штампами. От продольной торцевая ксилография отличается особой долговечностью. Такой печатью можно выполнить насколько десятков тысяч оттисков.

История развития

Изобретен этот метод выполнения оттиска в странах Древнего Востока, точнее, в Китае (VI – VII вв.). В Корее и Японии этот вид графики стал известен в VII в. Археологами был найден корейский печатный текст, который датируется VIII в. Известен также буддистский японский текст 60-х годов VIII столетия. Самые ранние китайские гравюры по дереву до наших дней не сохранились. Наиболее старинное произведение мастеров этой страны – «Алмазная сутра». Эта первая известная печатная книга была выполнена в Китае в 868 г. до н.э. На настоящий момент она хранится в Британской библиотеке. В книге указано, что доски для ее печати были вырезаны мастером Ван Чи. Книга состоит из шести свитков.

Предшественниками ксилографии можно считать эстампаж – особую технику, при которой изображение наносится прямым оттиском. Впервые этот метод был применен еще во II веке, примерно в то же время, когда была придумана бумага. В Европе техника появилась в XIV веке. Некоторое время она очень широко использовалась для печати листков на темы библейских сюжетов. Затем ее начали применять и для печати календарей и книг. Однако некоторое время спустя она была вытеснена гравюрой по меди, более точной и детализированной. И только после того, как Томас Бьюик изобрел торцевой способ, ксилография получила новую жизнь. В том же XIV веке предположительно в мастерских венецианца Уго да Карпи был изобретен способ выполнения цветной ксилографии, который был назван «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro – свет и тень). При этом печать производилась с трех досок, на каждую из которых был нанесен краситель необходимого цвета.

В России первые работы, выполненные методом ксилографии, известны со второй половины XIX века. Первыми мастерами, работавшими в этой технике, являются Л. Серяков, Е. Бернадский и В. Матэ. В начале XX в. развитие искусства гравюры по дереву было продолжено такими популярными художниками, как Н. Купреянов, П. Павлинов, Д. Штеренберг и многие другие. Именно этими граверами были разработаны основные методы советской школы ксилографии. Основной ее особенностью считается тяготение к народному искусству. Обычно гравюры мастеров советской эпохи предельно реалистичны и выполнены в классической манере. В наше время гравировка на дереве сохранила свое значение единственно как вид авторской художественной графики.

Избранные работы

. «Большая волна в Канагава» Хокусая (Япония, 1832 г). Входит в сборник из 36 гравюр с изображениями горы Фудзияма.
«Св. Христофор» (1476 г.) – одна из первых европейских датированных работ.
«Мадонна с четырьмя святыми» (1418 г.). Также одна из первых ксилографий, выполненных в Европе.

Ксилография (греч. xylon дерево + grapho пишу) - гравюра на дереве и оттиск с такой гравюры.

Гравюра на дереве - разновидность репродукционных форм высокой печати. При изготовлении гравюры гравер острыми инструментами обрезает со всех сторон каждую линию, каждый штрих изображения, т.е. вырезает пробельные места - участки, которые не должны отпечататься на оттиске.

Различают ксилографию торцовую и продольную.

На рисунке слева представлена репродукция со старинной (1497 г.) обрезной гравюры книжного украшения; справа в качестве образца торцовой гравюры приведен фрагмент гравюры-иллюстрации к "Борису Годунову" Пушкина, выполненной В. А. Фаворским; внизу изображение шотландских солдат 1631 г.

Продольная ксилография

Также называется обрезной, или очерковой, - старейший вид гравюры на дереве. Выполняется на доске, отпиленной вдоль слоев (ствола) древесной массы.

Для продольной ксилографии применяются мягкие породы деревьев: липа, груша. Так как древесная масса неоднородна, то при гравировании инструменты "легко идут" вдоль и "скачут" поперек слоев дерева, что не позволяет гравировать изображение тонкими линиями и делать его с оттенениями.

Как промышленная печатная форма ксилография давно не применяется.

Торцовая ксилография

Торцовая ксилография, также называемая тоновой, - гравюра, выполненная на доске, отпиленной поперек (ствола) дерева, т.е. в торец. Дерево используют твердое и мелкослойное: самшит или пальму. Линии в торцовой гравюре отличаются большой четкостью, что позволяет имитировать линиями изменение силы тона.

Торцовая гравюра выдерживает тираж до 15 тысяч оттисков. Если необходимо печатать больший тираж, изготовляют гальваностереотип. Гравюра, предназначенная для печатания вместе с типографским набором, должна равняться росту литер.

Художественный gроцесс

Создание традиционной ксилографии основано на деликатном разделении труда между тремя мастерами - художника, резчика по дереву и печатника. Все три мастера должны быть, если не равными, то близкими по уровню мастерства. Если один из мастеров затмевает умением другого или, напротив, его навыки ниже, чем требуется, высокое качество оттиска не удастся получить. Когда же навыки троих участников процесса гармонизированы, гравюра на дереве печати намного превосходит ту, которая могла бы быть произведена единственным универсальным мастером.

Изготовление ксилографии начинается с эскиза. Помимо оригинальной картины, художник создает зеркальный вид шаблона, чертеж, который послужит своего рода руководством для выполнения эстампа. Эскиз представляет собой, как правило, линейный набросок черной краской. Если гравюра предполагается цветной, то художник создает отдельный эскиз для каждого цвета в отдельности. В японской терминологии данный процесс называется хансита-е.

Эскиз, выполненный на бумаге, передается резчику по дереву. Резчик прикрепляет эскиз на деревянный брусок, переводит изображение на поверхность древесной плиты и вырезает клише. Художник и резчик должны тесно сотрудничать в ходе всего процесса.

Готовые клише для каждого цвета доставляются печатнику, и создание гравюры приближается к своей кульминации. В зависимости от замысла художника и сложности рисунка, печатник следует тому или иному методу печати. Печатник создает сложные комбинации пигментов и манипулирует ими, чтобы воспроизвести полную гамму оттенков, согласно оригинальной картине.

Разделение труда при создании ксилографического изображения характерно для средневековья, когда ксилография была единственным способом создания графического изображения, пригодного для тиражирования. Теперь, когда гравюра на дереве более не является промышленной дисциплиной, но станковой формой искусства, художники обычно справляются в одиночку, воспроизводят весь процесс (от эскиза до печати) самостоятельно.

Отделка ксилографического клише

Придумать и вырезать рисунок - не самое главное в технологии изготовления ксилографических форм. Значительно большее время уходит на их отделку, состоящую из ряда операций.

Обводка клише заключается в нанесении гравером линий, оконтуривающих каждое отдельное изображение. По этим линиям производится выпиливание.

Фрезеровка заключается в углублении больших по площади пробельных участков; производится на станке с вертикальной фрезой.

Фацетировка - выстругивание фацета на растровых клише, а также на шрифтовых клише прямоугольной формы со сплошным мелким штрихом, - осуществляется на строгальных станках и имеет целью в таких пластинках-клише отвести место для вбивания гвоздей.

Чтобы уровнять рост готового клише с ростом литер типографского набора пластину-клише прикрепляют к деревянной, металлической или пластмассовой подставке (или колодке). Для точной подгонки роста клише юстируется.