Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев. Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике А


4 августа 2008 г. ушёл из жизни крупный русский мыслитель, прозаик, драматург XX в., лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук Александр Исаевич Солженицын. Для русской культуры он стал символом XX в. В связи с чем Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования рекомендовал изучение в школе творчества писателя, обусловленное масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины XX в. и истории литературы того же периода.

Изучение рассказа "Один день Ивана Денисовича" в курсе литературы XX в. связано прежде всего с "лагерной темой" в русской литературе XX в. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Предлагается текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе, т.к. "лагерная тема" может быть не понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения.

Изучение "Одного дня:" позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Используется групповая форма работы (примерные ответы приведены частично), элементы театральной педагогики.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения;
  • отметить особенности художественного мастерства писателя;
  • рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Оборудование: портрет и фотографии А.И.Солженицына, литературные листы по творчеству писателя, выставка его книг, фрагмент художественного фильма "Холодное лето 53-го", опорная схема по тексту произведения, ретроспектива (1977, 1970, 1969, 1967) дат в жизни писателя, таблички с именами писателей для импровизированного заседания Союза писателей СССР (К.Федин, А.Корнейчук, А.Сурков, Я.Яшин, А.И.Солженицын).

Вопросы на доске для актуализации восприятия:

- В чём видит писатель своё назначение в литературе?

Откуда исходят истоки его творчества?

Что позволяет человеку выжить в нечеловеческих условиях?

Как в условиях фактической несвободы человек может остаться свободным?

Словарная работа:

  • ретроспектива -
то, что содержит ретроспективный обзор (ретроспективная выставка, описание)
  • ретроспективный -
  • посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад к прошлому (от лат.retro - назад и spectare - смотреть)
  • ретроспекция -
  • ретроспективный обзор, обращение к прошлому

    Ход урока

    1. Определение цели и задач урока.

    Ретроспектива подборок газетных статей с критикой в адрес А.И.Солженицына.

    Театрализованное заседание Союза писателей СССР.

    Краткая биографическая справка о писателе.

    Кадры из кинофильма "Холодное лето 53-го".

    Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича":

    1) история создания и публикации, жанр произведения;

    2) тема, основная мысль, сюжет рассказа;

    3) предлагерная биография героя;

    4) черты характера и душевные качества Ивана Денисовича;

    5) "лагерь глазами мужика";

    6) широта тематики произведения;

    8) значение эпитета к слову "день", вынесенному в название рассказа;

    Почему не только горе сжимает сердце при чтении этой замечательной книги, но и свет проникает в душу.
    Это от глубокой человечности, оттого, чтолюди остались людьми и в обстановке глумления.
    Ж.Медведев.

    Вступительное слово учителя:

    :В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу советского самолёта, прибывшего вне всякого расписания из Москвы во Франкфурт- на- Майне, сошёл единственный пассажир. Этот пассажир в демисезонном пальто, со срезанными пуговицами на вороте рубахи, ещё три часа назад хлебавший тюремную похлёбку в знаменитом Лефортове, и сейчас не знал, что точно его ожидает.

    Встречавшие необычного русского гостя поневоле (или титулованного изгнанника) немецкие чиновники, а затем и известнейший немецкий писатель Генрих Бёлль, конечно, не могли не заметить на его лице следы явной усталости, венчики морщин у глаз, зорких и наблюдательных, бороздки на лбу: Это были приметы непрерывной работы мысли.

    Кто же был этот одинокий русский пассажир-изгнанник, молчаливый, скупой в движениях и крайне немногословный в первых беседах с прессой? В нём было всё "отжато" до предела, пружина воли не распущена. Границы, визы, паспорта! Они для него мелькают, сменяя друг друга, но его внутренний мир не изменен. Ничто ни на миг не отрывало его - как показало ближайшее будущее - от континента русской истории, от России.

    Этим пассажиром, наотрез отказавшимся от множества вопросов журналистов, был Александр Исаевич Солженицын, прошедший на родине множество кругов испытаний. И на данном уроке предлагается рассмотреть эти круги в ретроспективе, то есть обратиться назад, к прошлому писателя, и выяснить, почему же А.И.Солженицын оказался за границей, в чём видит Александр Исаевич своё назначение в литературе как писатель, что явилось истоками его творчества на примере рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Вслушаемся в некоторые газетные подборки тех лет с красноречивыми заголовками, выбранные из многочисленных писем писателя (учащиеся выносят даты и зачитывают сообщения).

    Сообщение ТАСС: Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишён гражданства СССР и выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И.

    С чувством облегчения прочитал о том, что Верховный Совет СССР лишил гражданства Солженицына, что наше общество избавилось от него. Гражданская смерть Солженицына закономерна и справедлива. Валентин Катаев.

    От секретариата правления Союза писателей РСФСР: Своим открытым письмом Солженицын доказал, что стоит на чуждых нашему народу позициях, и тем самым подтвердил необходимость, справедливость и неизбежность его исключения из Союза советских писателей...

    Слово учителя: 22 сентября 1967 года состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР. И нам сегодня предоставляется уникальная возможность воспроизвести его часть. На заседании присутствовало 30 писателей. Председательствовал К.Федин. Приглашён был А.И.Солженицын. Заседание по разбору его писем началось в 13 часов, закончилось после 18-ти (в роли писателей участвуют учащиеся, они выходят с табличками, на которых написаны имена писателей, и садятся за стол, затем по очереди выходят к импровизированной трибуне с выступлением).

    К.Федин: Меня покоробили письма Солженицына. И сегодня мы должны будем говорить о его произведениях, но мне кажется, что надо говорить в общем по письмам.

    А.Корнейчук: Своим творчеством мы защищаем своё правительство, свою партию, свой народ. Мы ездим за границу вести борьбу. Мы возвращаемся оттуда измотанные, изнурённые, но со знанием исполненного долга. Мы знаем, что вы много перенесли, но не вы один (обращаясь к Солженицыну). Было много других людей в лагерях, кроме вас. Старых коммунистов. Они из лагеря шли на фронт. В нашем прошлом было не только беззаконие, был подвиг. Но вы этого не заметили. Всё, что вы пишете - это злобно, грязно, оскорбительно!

    А.Сурков: Солженицын для нас опасней Пастернака. Пастернак был человек, оторванный от жизни, а Солженицын - с живым, боевым, идейным темпераментом. Это идейный человек, это опасный человек.

    А.Яшин (Попов): Автор "Пира победителей" отравлен ненавистью. Люди возмущаются, что есть в рядах Союза писателей такой писатель. Я хотел бы предложить исключить его из Союза. Не он один пострадал, но другие понимают трагедию времени.

    К.Федин: Давайте предоставим слово самому писателю - А.И.Солженицыну.

    А.И.Солженицын: Я считаю, что задачи литературы и по отношению к обществу, и по отношению к отдельному человеку не в том заключаются, чтобы скрывать от него правду, смягчать её, а говорить истинно то, как оно есть: Задачи писателя касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяжённого человечества, которые зародились в незапамятной глуби тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце. Скажите, о чём моё письмо?

    А.И.Солженицын: Ничего вы тогда не поняли, если о цензуре. Это письмо о судьбах нашей великой литературы, которая когда-то покорила и увлекла весь мир. Я - патриот, я люблю свою родину. Под моими подошвами всю мою жизнь - земля отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

    Слово учителя:

    Историческая справка. Речь идёт об "Открытом письме", написанном А.И.Солженицыным 16 мая 1967 года делегатам IV Всесоюзного съезда и посланном Александром Исаевичем в президиум съезда как выступление, поскольку сам он уже тогда не был избран делегатом.

    А.И.Солженицын: Не имея доступа к съездовской трибуне, я прошу обсудить то нестерпимое дальше угнетение, которому наша художественная литература из десятилетия в десятилетие подвергается со стороны цензуры. Литература не может развиваться в категориях "пропустят - не пропустят". Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы.

    Обо мне заявляют: "Его освободили досрочно!" Сверх 8-летнего приговора я просидел месяц в пересыльных тюрьмах, затем без приговора получил вечную ссылку, с этой вечной обречённостью просидел три года в ссылке, только благодаря XX съезду освобождён - и это называется досрочно!

    Я - один, клевещут обо мне сотни. Утешает только то, что ни от какой клеветы я инфаркт не получу никогда, потому что закалили меня в сталинских лагерях.

    Никому не перегородить путей правды, и за движение её я готов принять и смерть. Но, может быть, многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни. Это ещё ни разу не украсило нашей истории.

    Приводится (кратко) биографическая справка о писателе , подготовленная учащимися.

    Слово учителя: "Родина моя там, сердце моё там, вот поэтому я и еду",- сказал писатель перед отлётом в Россию 27 мая 1994 года. Он оказался пророком собственной судьбы, так как предвидел своё возвращение ещё в застойном 1984 году: "Я ещё вернусь туда, не только книги мои вернутся, а я живым туда вернусь: Почему-то мне кажется, что я умру у себя на родине".

    Летом 2008 года Россия понесла большую утрату: умер писатель-гражданин, горячо и преданно любящий свою Родину, болеющий за неё всей душой; человек с чётко выраженной жизненной позицией, идущий до конца в отстаивании своих нравственных принципов; стойкий, мужественный человек (примерно такой словесный портрет должен появиться у учащихся в тетрадях).

    Свой поиск во имя человека Солженицын начал в пределах одного человека, героя рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Историческая справка: жертвами террора с 1947-1953 годы (данные во всех источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от 5,5 до 6,5 млн. человек.

    В 1970 году в Норвегии снимался фильм по сюжету рассказа. В российском кинематографе создан художественный фильм "Холодное лето 53-го", несколько кадров которого помогут перенестись в атмосферу тех лет и ответить на вопрос: в чём общность судеб Ивана Денисовича Шухова и героев фильма (просмотр). В своём произведении А.И.Солженицын отразил трагические конфликты истории в судьбах героев; показал, как люди стали рабами "культа личности". И всё равно: дух народа пробивался, как росток, ломающий асфальт (Ж.Медведев).

    Групповая работа над текстом рассказа "Один день Ивана Денисовича" (каждой группе было дано предварительное домашнее задание по тексту произведения).

    1. История создания и публикации, жанр произведения.

    "Один день "задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ-854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.

    "Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

    Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал "Один день:"

    Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

    Жанр рассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой, потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

    2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

    "Один день Ивана Денисовича" - это не только портрет одного дня нашей истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

    3. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите её.

    4. Отметьте черты характера и душевные качества Ивана Денисовича.

    Что за фигура перед нами? Какое впечатление вызывает герой?

    Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

    Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

    Возможно не случайно имя "Иван" в переводе др.-евр. - (Бог) смилостивился, (Бог) помиловал.

    5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить? Какова логика компоновки персонажей?

    Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

    Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. И весь сюжет, если всмотреться, это сюжет непротивления живого - неживому, Человека - Лагерю. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного - внутреннего мира: мысли, совести, памяти. "Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

    Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью" ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

    Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

    1) Спасает причастность к сообществу людей . Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

    2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго! - ощущение чистоты и даже святости труда. Вся сцена кладки - это сцена раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

    6. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

    1) Современная жизнь деревни;

    2) воспоминания о деревне;

    3) обсуждение фильма Эйзенштейна "Иван Грозный";

    4) подробности советской истории в связи с судьбами солагерников (в судьбе бригадира Тюрина отразились последствия коллективизации в стране).

    Описание места действия подчинено принципу расширяющихся концентрических кругов: барак - зона - переход по степи - стройка. Замкнутое пространство ограничивается проволочным заграждением. Лагерь - это дом, так и говорят все: " Домой идём". О другом, настоящем, доме за день и вспомнить некогда, но он существует в рассказе благодаря внутреннему зрению героя. И тогда возникает следующий ряд концентрических кругов : дом - деревня - край - Родина . (опорная схема)

    Декрет о времени.

    Никто из зеков никогда в глаза часов не видит, да и к чему они, часы, зеку только надо знать - скоро ли подъём, до развода сколько? До обеда? До отбоя? Заключённым часов не положено, время за них знает начальство.

    Время определяют по солнцу и месяцу:

    "Шухов поднял голову на небо и ахнул: небо чистое, а солнышко почти к обеду поднялось. Диво дивное: вот время за работой идёт! Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идёт, не избавляется его вовсе".

    "Утром только этим зеки и спасаются, что на работу тянутся медленно. Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить - упарится, свалится".

    8. Найти эпитет к слову "день", вынесенному в название рассказа.

    "Почти счастливый день:" - думает Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

    Замешкался на подъёме - в карцер не посадили;

    Бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

    В обед удалось "закосить" кашу;

    Бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут "сытыми" бригадники;

    Нашёл кусок ножёвки, забыл про неё, но на "шмоне" не попался;

    Подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

    И не заболел, перемогся.

    "Ничем не омрачённый", счастливый день простого советского зека Шухова И.Д. "Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый". "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось:"

    Вопрос к учащимся всего класса: почему автор показал нам "счастливый" лагерный день? (Думается потому, что главная цель автора - показать русский народный характер в различных обстоятельствах, показать через событие, цепь событий - личность. Лагерь и есть такое "событие". А личность - Иван Денисович Шухов).

    9. Вывод по анализу рассказа.

    Каков же герой рассказа?

    "Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный, работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живёт в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, - во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии - оторван от семьи, от земли и брошен в огромный барак, населённый другими номерами. (А.Латынина).

    Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.

    М.И. Цветаева. Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»,

    Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

    Теория литературы

    О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии.

    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

    Теория литературы : развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

    А.П. Платонов. Сведения из биографии.

    Повесть «Котлован».

    Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

    Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

    М.А. Булгаков. Сведения из биографии.

    Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

    Теория литературы : разнообразие типов романа в советской литературе.

    А.Н. Толстой. Сведения из биографии.

    «Петр Первый». Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» – художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.

    Теория литературы: исторический роман.

    М.А. Шолохов. Сведения из биографии.

    «Донские рассказы», роман «Тихий Дон» (обзор).

    Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

    «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

    Теория литературы : развитие понятия о стиле писателя.

    Литература периода Великой Отечественной войны и

    первых послевоенных лет

    Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

    Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

    Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и др.

    Повести и романы Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Распутина «Живи и помни» и др.

    А . А . Ахматова . Жизненный и творческий путь.

    Стихотворения «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был». Поэма «Реквием». Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

    Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

    Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

    Теория литературы : проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

    Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

    А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.

    Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…». Поэма «Василий Теркин», «По праву памяти».

    Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.

    Лирический герой поэмы «Василий Теркин», его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

    Теория литературы : традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

    Литература 50–80-х годов (обзор)

    Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

    Отражение конфликтов истории в судьбах героев: А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» и др.

    Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников» и др.

    Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

    Поэзия 60-х годов . Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, Ю. Друниной и др.

    Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.

    «Городская проза ». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений Ю. Трифонова и др.

    «Деревенская проза ». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

    Историческая тема в советской литературе . Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях С. Алексиевич и др.

    Авторская песня . Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

    Многонациональность советской литературы.

    А.И. Солженицын. Сведения из биографии.

    «Матренин двор ». «Один день Ивана Денисовича».Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

    В.М. Шукшин. Сведения из биографии.

    Рассказы: «Чудик», «Срезал », « «Ораторский прием ». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

    Русская литература последних лет (обзор)

    Темы рефератов

    ХIХ век

    Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

    Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

    «Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

    Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл.

    Основной конфликт романа«Отцы и дети» и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

    Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

    И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

    Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

    Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

    Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

    Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

    Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

    Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

    М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

    «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

    Раскольников и его теория преступления.

    Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

    «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

    Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

    Новаторство чеховской драматургии.

    Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

    Конец ХIХ – начало ХХ века

    Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

    Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

    А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

    Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

    Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

    Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

    Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

    Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

    Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

    Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

    Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

    Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

    Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

    Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского.

    Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

    М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

    Военная тема в творчестве М. Шолохова.

    Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

    Ранняя лирика Б. Пастернака.

    А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

    «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

    Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

    Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

    Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

    Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

    Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

    Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

    Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

    Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

    Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

    Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

    Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

    Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

    Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

    Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

    Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

    Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

    Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

    Введение

    Русская литература второй половины XIX века

    Резерв учебного времени

    Итого

    ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

    Введение

    Русская литература на рубеже веков

    Поэзия начала XX века

    Литература 20-х г.г. (обзор)

    Литература 30-х – начала 40-х г.г. (обзор)

    Литература периода Великой Отечественной

    войны и первых послевоенных лет

    Литература 50–80-х г. (обзор)

    Русская литература последних лет (обзор)

    Резерв учебного времени

    Итого

    Всего

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

    В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

    знать/понимать:

        образную природу словесного искусства;

        основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

        основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

        основные теоретико-литературные понятия;

    уметь:

      воспроизводить содержание литературного произведения;

      анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

      соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

      определять род и жанр произведения;

      сопоставлять литературные произведения;

      аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

      писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

      участия в диалоге или дискуссии;

      самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

      определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

    для обучающихся

    Художественные тексты

    Литература ХIХ в.

    А.Н. Островский . Гроза.

    И.А. Гончаров . Обломов.

    Н.А. Некрасов . В дороге. Вчерашний день, часу в шестом… Внимая ужасам войны… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Памяти Добролюбова. Пророк. Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо.

    И.С. Тургенев . Отцы и дети.

    М.Е. Салтыков-Щедрин . История одного города. Господа Головлевы.. Сказки.

    Н.С. Лесков . Очарованный странник.

    Ф.И. Тютчев . Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

    А.А. Фет . На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

    Ф.М. Достоевский . Преступление и наказание.

    Л.Н. Толстой . Севастопольские рассказы. Война и мир.

    А.П. Чехов . Смерть чиновника. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Студент. Вишневый сад.

    Литература конца ХIХ – начала ХХ в.

    А.А. Ахматова . Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

    К.Д. Бальмонт . Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

    А. Белый . Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

    А.А. Блок . Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

    В.Я. Брюсов .Юному поэту. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно.

    И.А. Бунин . Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание.

    М. Горький . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. На дне. Несвоевременные мысли.

    З.Н. Гиппиус . Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

    Н.С. Гумилев . Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Слово.

    А.И. Куприн . Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь.

    В.В. Маяковский . Я сам (автобиография). Послушайте! Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. Стихи о советском паспорте. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

    Д.С. Мережковский . Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

    Ф. Сологуб . В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

    М. Цветаева . Моим стихам, написанным так рано... Кто создан из камня, кто создан из глины… Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

    Литература ХХ в.

    М. Горький . Старуха Изергиль. Челкаш. На дне.

    В. Маяковский . Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

    С. Есенин . Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

    М. Булгаков . Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

    М. Шолохов . Тихий Дон. Судьба человека.

    А. Толстой . Петр Первый.

    А. Платонов . Котлован.

    А. Ахматова . Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

    Б. Пастернак . Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

    О. Мандельштам . Воронежские стихи.

    М. Цветаева . Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

    М. Зощенко . Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.

    А. Сурков . Бьется в тесной печурке огонь…

    К. Симонов . Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

    А. Твардовский . Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.

    М. Исаковский . Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

    В. Некрасов . В окопах Сталинграда.

    А. Солженицын . Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

    Ю. Бондарев . Горячий снег.

    В. Васильев . А зори здесь тихие.

    В. Быков . Сотников.

    В. Астафьев . Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

    В. Шукшин . Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

    В. Распутин . Живи и помни.

    Ю. Трифонов . Обмен.

    В. Маканин . Полоса обменов. Кавказский пленный.

    Л. Петрушевская . Время – ночь. Три девушки в голубом.

    Т. Толстая . Рассказы.

    Н. Рубцов .Подорожник.

    А. Арбузов . Жестокие игры.

    В. Розов . Гнездо глухаря.

    А. Вампилов . Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

    Учебники и учебные пособия

    Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

    Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005

    Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

    Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

    Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

    Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

    Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

    Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

    Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

    Цифровые ресурсы Университета «Дубна»

      - научная электронная библиотека (НЭБ).

      /biblweb/ - сайт библиотеки университета «Дубна» с доступом к электронному каталогу и другим библиотечно-информационным ресурсам

      /biblweb/search/resources.asp?sid=18 – специализированный раздел сайта библиотеки с доступом к электронным ресурсам, предоставляемых на основе лицензионных соглашений, заключенных между организациями – держателями ресурсов и университетом «Дубна»

    Пояснительная записка……………………………………………….

    Литература XIX века ………………………………………………..

    Введение…………………………………………………………...

    Русская литература второй половины XIX века………………….

    Литература XX века …………………………………………………

    Введение………………………………………………………………

    Русская литература на рубеже веков…………………………………..

    Поэзия начала XX века……………………………………….......

    Литература 20-х годов (обзор)…………………………………...

    Литература 30-х начала 40-х годов (обзор)………………………....

    Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет ……………………………………………………..

    Литература 50–80-х (обзор) ………………………………….......

    Русская литература последних лет (обзор)………………….......

    Темы рефератов …………………………..............................................

    Тематический план …………………………............................

    Требования к результатам обучения ………………………….......

    Ниже представлены блоки-схемы некоторых основных правил правописания.

    Принцип применения алгоритма позволяет правильно решить любую орфографическую задачу. Блоки-схемы помогут слушателю в обобщенном виде повторить и закрепить орфографические правила.

    Блок-схема № 1

    Корни с чередованием

    1) -гор-/ -гар-

    Клон-/ -клан-

    Без ударения – О . Запомнить: утварь

    Твор-/-твар-

    2) -зор-/-зар- (за ря – зо ри). Без ударения – А

    3) корни «...ИРА». Если за корнем А , в корне пишу И

    Бер-/-бир-

    Стел-/-стил-

    Тер-/-тир-

    Блест-/-блист-

    Пер-/-пир-

    Дер-/-дир-

    (выте р выти рать)

    Жег-/-жиг-

    Чет-/-чит-

    Мер-/-мир-

    А также:

    Я- (-а-) – -им-

    (заня ть – заним ать)

    Я- (-а-) – -ин-

    (нача ть – начин ать)

    (Предла гать – предло жение,

    перед Г пишу А ,

    каса ться – ко снуться)

    перед Ж О .

    5) -раст- / -ращ- / -рос-

    А ст, щ.

    Правописание корня зависит от согласной в нем:

    выра щенный, ра стение, но выро с.

    Запомнить : Ро стов, Ро стислав, ро стовщик, ро сток, но отра сль.

    Правописание корней зависит от смысла:

    6) -ма к- («погрузить что-то в жидкость»); обма кнуть перо в чернила.

    Мо к («пропустить влагу»); промо чить вату.

    Ро вн- («ровный,гладкий); обро внять края листа.

    Равн- («равный, одинаковый»); команда «Равняйсь!»

    Запомнить: уро вень, ра внина.

    Ска к- (длительное действие), обска кать кого-то.

    Запомнить: скачо к.

    Ско ч- (короткое действие), выско чил неожиданно.

    7) -плы в- (если слово – отлагательное образование); плы вущий.

    Пло в- Пишу в словах пло вец, пло вчиха.

    Пла в- Пишу во всех остальных случаях. (Пла вучий).

    Блок-схема №2 пре -; при

    I. Правописание пре-, при- зависит от смысла

    II. Различай по контексту

    1. Пре бывать в городе (где? ) = находиться.

    1. При бывать в город (куда?) = приезжать (приближение).

    2. Пре клоняться перед подвигом = очень уважать.

    2. При клоняться к земле = пригнуться (приближение)

    3. Претворить в жизнь что-то = «перевести из планов».

    3. Притворить дверь = прикрыть (неполн. действие).

    4. Пре дел терпения = грань.

    4. Придел храма = то, что пристроено.

    5. Пре емник идей = тот, кто перенимает.

    5. При емник (радио) = тот, кто принимает.

    6. Пре дать кого-то = передать, изменнически выдать.

    6. При дать вид чему-то= приблизиться к какому-то облику.

    7. Пре зирать предателя = очень не уважать, относиться с презрением.

    7. При зреть сироту = приютить.

    Блок-схема № 3

    Буква ь на конце слов

    A. Существительные женского рода ед. числа – мышь, дочь.

    B. Глаголы:

    в начальной форме: беречь – беречься, учить – учиться (правописание Ь проверяется по вопросу: если Ь есть в вопросе, то он пишется в слове: (что делает?) учится; но он начал (что делать?) учиться);

    во втором лице единственного числа настоящего и будущего времени: ты ешь , думаешь , читаешь ;

    Делать, сделать –

    будет – ться .

    Если делает,

    то – тся .

    в. На конце наречий на шипящий, кроме слов: уж, замуж, невтерпеж. Сравни : наотмашь, настежь, но: замуж.

    Мягкий знак в частях речи

    Алгоритм 4

    ы / и в корне после приставок

    Пример рассуждения: дезинфекция: 1) приставка на согл.; 2) в искл. 1 не входит; 3) инояз. прист. дез ® И .

    Предыстория – 1) приставка на согл; 2) в исключение не входит; 3) не меж-, сверх- и не инояз., русск. ® Ы .


    Алгоритм 5

    о/ё после шипящих под ударением

    Пример рассуждения: Раскорчёвка – 1) корчую – орфограмма в суф., 2) раскорчевать – суф. глагольного происхождения ® Ё

    Ножовка – 1) нож – орфограмма в суф.; 2) от ножовая, суф. не глагольный ® О


    Алгоритм 6

    н/нн в причастиях и прилагательных


    Окончание алгоритма 6

    Надо различать

    Прилагательное (обозначает постоянное качество)

    Причастие (обозначает признак по произведенному
    действию, можно заменить глаголом)

    Посаженые отец и мать

    Посаженные деревья (деревья, которые посадили)

    Названые брат и сестра

    Названные учителем (учитель назвал)

    Приданое

    Приданное армии соединение

    Конченый человек

    Конченное дело

    Девушка скромна и воспитанна

    Любовь к книге воспитана с детства

    Девчонка упряма и избалованна

    Актриса избалована вниманием

    Дети сегодня рассеянны и невнимательны

    Зёрна рассеяны по полю

    Действия его ловки и сосредоточенны

    Войска сосредоточены на границе

    Город все эти дни жил напряжённо

    Тело спортсмена напряжено до предела

    Он поступил необдуманно

    Дело обдумано со всех сторон

    Пример конкретного рассуждения: Жаренная в масле печенка – 1) форма на -ный – полная; 2) жарить – от глагола; в исключение не входит; 3) нет -ованн-, -еванн-; 4) что делать? жарить – несов. вид; 5) жаренная в чем? в масле – есть зависимое слово ® НН .

    Незваные гости – 1) форма на -ный – полная; 2) от(не)звать – от глагола; в исключение не входит; 3) нет -ованн-, еванн-; 4) что делать? (не)звать – несов. вид; 5) от слова «незваные» не задается вопрос, нет зависим. слова ® Н .

    Ночь длинна – 1) форма -на – краткая; длинная – полная форма; 2) от длина – сущ.; 3) основа оканчивается на Н+Н ® НН . Значит, и в краткой форме «длинна» ® НН .


    Алгоритм 7

    Частица НЕ с различными частями речи


    Продолжение алгоритма 7

    Частицы не и ни

    1. Отрицание.

    Он не знает этого.

    (проверяем: он знает это? Нет.).

    2. В отрицательных и неопределенных местоимениях и местоименных наречиях под ударением.

    Некем, некуда, не к кому.

    3. В восклицательных предложениях.

    Где он только не бывал!

    Чего он только не видывал!

    Такие предложения употребляются или самостоятельно, или в роли главных.

    Чего я только не делал, чтобы понравиться ему.

    4. В сочетаниях не кто иной (другой), как...; не что иное (дру­гое) как...

    1) в утвердительном предложении;

    2) по значению можно заменить» не кто-нибудь другой, а именно (он)», «не что-нибудь другое, а именно это». Это был не кто иной, как Иван Иванович = это был не кто-нибудь, а именно Иван Иванович.

    5. В сочетании именно он, а не кто другой.

    Сказал именно ему, а не кому другому.

    1. Усиление отрицания (в предложении есть или подразумевается отрицание).

    Он не знает ничего. На Неве нет ни шороха.

    2. В отрицательных местоимениях и местоименных наречиях без ударения.

    Никем, никуда, ни к кому.

    3. В придаточных предложениях с союзными сочетаниями:

    что бы ни..., куда бы ни..., где бы ни..., сколько бы ни... и т.п.

    Кто бы ни пришёл, всех встречают.

    Признаки: 1) имеют уступитель­ный оттенок значения;

    2) не могут употребляться самостоятельно.

    4. В сочетаниях никто иной (другой); ничто иное (другое), кроме.

    в отрицательных предложениях (есть слово с частицей НЕ).

    Ничто иное не могло его заинтересовать. Никто иной, кроме Павла, не мог это написать. Просто ты умела ждать, как никто другой (не ждал).

    5. В сочетании именно он и никто другой.

    Сказал именно ему и никому другому.

    Окончание алгоритма 7

    1) союз «А»;

    2) противопоставительно-отрицатель­ное значение.

    6. В сочетаниях: едва ли не, разве не, чуть ли не; в союзах не то – не то, не только..., но и.

    7. Двойное отрицание (В целом утвер­ждение)

    Он не мог не ска­зать (он сказал).

    1) союз «И»;

    2) скрытое отрицание; сказал ему и никому другому не сказал.

    6. В устойчивых оборотах:

    1) ни больше ни меньше; ни дать ни взять; ни два ни полтора, ни рыба ни мясо; ни слуху ни духу; ни свет ни заря; ни там ни сям; ни туда ни сюда; ни пуха ни пера; ни ответа ни привета; ни то ни сё;ни нашим ни вашим; ни жив ни мертв; ни то ни другое и др. под.

    2) откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, куда ни шло, что ни говори, чего бы ни стоило и др.

    СОЧИНЕНИЕ

    на тему "Отражение трагических конфликтов в судьбах героев произведений о гражданской войне (произведение по выбору)"

    В романе "Война и мир" расказано о Гражданской войне тысяча восемьсот двенадцатого года, то есть война с Наполеоном Бонапартом. В этой Гражданской войне, очень много, было оставлено жизней. Наполеон шёл до последнего, он хотел владеть Москвой, но ему это не удалось, так как не было такова, чтобы Россия отдала, каму то свои владения. Главному герою этого романа, А.Болконскому, предварительно снилось сражение, которое описывается в романе, но он просто не хотел верить в этот сон, он считал, что это просто сон, и нечего более. Когда Болконский сам участвовал в этом сражении, он так же не думал, что это сон, и даже предположить не мог, что его в сражении, сам Наполеон простит и что он погибнет в этом сражении. В романе "Война и мир" отразился трагический конфликт между А.Болконским и Наполеоном. Когда Наполеон ранил А.Болконского, лёжа на животе истекая кровью, он ему ничем не помог: не морально, не физически, он просто диким смехом смеялся над его болью в ране. Они не знали чего они хотели оба, или себя показать в сражении, или победы в сражении. Наверное, не того, не другого. А.Болконский и Наполеон, просто не понимали друга. Гражданская война перевернула их жизни полностью. Смерть А.Болконского перевернула всю жизнь у Н.Ростовой, хотя Н.Ростова была самой любимой героиней, у Л.Н.Толстого. Потому что Н.Ростова, очень любила А.Болконского. У Наполеона и у Болконского вся жизнь была в конфликтах. Гражданская война, ещё больше добавила проблем и Наполеону и А.Болконскому, прежде всего самому Болконскому. А.Болконский хотел уничтожить Наполеона, и ради этого он пожертвовал своей жизнью, ради своей Родины. Он всё таки не стал подлецом даже когда был, лицо в лицо, со своей смертью. Он всё равно победил, и не отдал им свою Родину - Москву: подлецу Наполеону. Много людей оставили на поле боя, свои жизни, но они погибли героически, они боролись за свою Родину: "Ребята ведь Москва за нами, неужель её французам отдадим", то есть такого у русского человека ни когда не было, и не будет. Они патриоты своей Родины и такими были всегда. Кутузов так же боролся с Наполеоном, и так же отстаял Москву. Кутузов всё сделал, чтобы Москва не досталась Наполеону. Между Кутузовым и Наполеоном, так же своего рода, конфликт. Они тоже не понимали друг друга, так же, как Наполеон и А.Болконский, но Кутузов лучше знал, чего он хотел. Он опредилился, что Москву он отстоит. Кутузов полководец с опытом. Он не первый раз в бою, а А.Болконский, не совсем ещё набрался опыта, для того, чтобы защищать свою Родину, но и Болконский показал себя с лучшей стороны, он не "убежал" с поля боя, он до конца боролся, независимо от того, что будет дальше. Гражданская война тысяча восемьсот двенадцатом году вошла в историю. И все должны знать, что эта война была в тысяча восемьсот двенадцатом году, кто победил в ней, и кто возглавлял её, что всё должное отдали своей России. Какая цель была в этой войне. Что недаром русские в ней участвовали. Недаром А.Болконский оставил свою жизнь на поле боя за свою Родину. Москва была сожжена Наполеоном, так как она была деревянной, потому что тогда было запрещено строить здания из кирпича. Все имена вошли в историю, кто погиб в Гражданской войне, потому что те, кто оставил свои жизни в этой войне. Не всё забыто. Может, кто-то и не помнит героических поступков, которые были совершены ради Родины, ради своей России, что не всё не просто так. Кто-то думает, что всё ерунда, что некакой войны тысяча восемьсот двенадцатом году не было совсем. Всё это ерунда. Те, кто интерисуется историей знают, что война тысяча восемьсот двенадцатом году была.

    Литература: 2 (два)

    группы 1Т7, 1Т8, 1ПКС7, 1ПКС8+1АК4

    дисциплина: Литература

    Вопросы к зачету (форма промежуточной аттестации)

      Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

      Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века.

      Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм).

      «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

      «Чистый понедельник» И. А. Бунина. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

      Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев в рассказе А. И. Куприна «Олеся».

      Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

      Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой.

      Романтизм ранних рассказов М. Горького.

      Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне» и ее философский смысл.

      Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока.

      Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

      Проблематика, художественное своеобразие лирики В. Маяковского.

      Художественное своеобразие творчества С. Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, народно-песенная основа стихов.

      Характерные черты времени в повести. А. Платонова «Котлован».

      Проблематика и особенности поэтики прозы И. Бабеля.

      М.А. Булгаков. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита».

      Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.

      Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов.

      Любовь и судьба Мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

      Роман «Тихий Дон» М.А Шолохова. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе.

      Роман «Тихий Дон» М.А Шолохова. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

      Роман «Тихий Дон» М.А Шолохова. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

      Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

      В.В. Набоков. Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

      Психологическая глубина и яркость лирики А. Ахматовой.

      Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака.

      Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А. Твардовского.

      Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В.Распутина.

      Отражение конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

      Художественные особенности прозы В. Шукшина.

      Традиции и новаторство в новейшей прозе 80-90-х годов.

      Художественный мир зарубежной литературы XX века.

      Современный литературный процесс.