Да винчи иисус. Тайна Леонардо да Винчи


Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ Тайная вечеря - фреска великого итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    ✪ Владимир Свержин Тайны Тайной вечери Леонардо. Информационная группа "Alisa".

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.

Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» () .

В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлеб – мацот – в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска – это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот , каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот ; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем – солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор ), напоминающий о горечи рабства; хорошет – паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха – в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев – циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти – и находят – верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» () . Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, – у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах – в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18) .

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу – по-гречески она названа триблион , а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило – чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас , то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» – это значит, что Он употребил слово циккарон , которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18) говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» () . В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного » () , т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе – как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла – нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» () ; иными словами, Иисус – наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» () . Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной , из неё вырезается евхаристический хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» () . «Сие есть Тело Моё» – это восклицание напоминает фразу из Агады : «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде , Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» () , цитируя слова из книги Исход (24: 8) . Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя – все предлагали людям своё учение . Христос же предложил Самого Себя . Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» () . И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» () .

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери () , поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер , ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же – пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера. Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно о пасхальном седере .

Но что говорит евангелист Иоанн?

Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. –Г.Ч. ) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» () .

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» () .

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту же информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее . Если мы откроем любой пророческий текст – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, – то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них – «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий»() ; «Ныне же будешь со Мною в раю» () ; «Ныне пришло спасение дому сему» () ; «Ныне исполнилось писание сие» () … «Но настанет время, и настало уже», – дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25) . Иными словами, всё христианство – это будущее, которое осуществляется ныне . «И Царство Твое, – молимся мы во время Литургии, – даровал еси (то есть уже даровал. – Г.Ч. ) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие – это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет – потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб () . Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова , когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди – «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; иЛитургии верных , когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название – missa ; объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere – «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно – служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях или . Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», – отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» – восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», – отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» – восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время – и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики – через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение двенадцати апостолов – древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» () .

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет – иначе это уже будет не православие.

Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом. С юности, вращаясь в кругу веселых вакханок, герцог настолько развратился, что даже юное невинное создание в образе тихой и светлой супруги не в силах было разрушить его пагубные наклонности. Но, хотя герцог иногда и проводил, как прежде, целые дни в компании друзей, он чувствовал к своей жене искреннюю привязанность и просто-таки благоговел перед Беатриче, видя в ней своего ангела-хранителя.

Когда она внезапно умерла, Лодовико Моро почувствовал себя одиноким и покинутым. В отчаянии, сломав свой меч, он даже не пожелал взглянуть на детей и, удалившись от друзей, пятнадцать дней томился в одиночестве. Потом, призвав не менее его опечаленного этой смертью Леонардо да Винчи, герцог бросился ему в объятия. Под впечатлением горестного события Леонардо и задумал знаменитейшее свое произведение - «Тайную вечерю». Впоследствии миланский правитель стал человеком набожным, положил конец всем праздникам и развлечениям, которые беспрестанно отрывали великого Леонардо от его занятий.
Монастырская трапезная с фреской Леонардо да Винчи, после реставрации
Тайная вечеря

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня».
Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию. Но трагедия не только Спасителя, это еще и трагедия самого Высокого Возрождения, когда начала рушиться вера в безоблачную гармонию и жизнь представлялась не такой уже безмятежной.

Фреска Леонардо заполнена не только библейскими персонажами, это еще и гиганты Возрождения - свободные и красивые. Но сейчас они в смятении...

«Один из вас предаст меня...» -- и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками...

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение.
Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.

«Тайная вечеря» - одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения!

Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере». Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье.

Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры. Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

Действительно, в то время Леонардо да Винчи можно было встретить в самых различных частях города. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории - то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его.

Художник не обращал внимания на докучливого монаха, который кричал, бесновался и жаловался герцогу. Однако, когда настоятель монастыря стал опять надоедать Леонардо, тот заявил, что если он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, а «его будут торопить, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля».

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия.

Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно. Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью.

Иисус Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо - идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода. «Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол - точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.

Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Таким образом, когда сидящие за яственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

От центра - Иисуса Христа - движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.

Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.

В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.

В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.

Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.

По материалам "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.

Одно из самых знаменитых произведений Леонардо да Винчи находится в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие в Милане - это «Тайная вечеря» . Фреска, которая в наши дни представляет жалкое зрелище, была написана в конце XV века. Изображение портилось очень быстро, спустя двадцать лет шедевр уже нуждался в реставрации - причиной тому стала специальная техника, сочетавшая темперу с маслом.

Написанию фрески предшествовала долгая и тщательная подготовка. Леонардо выполнил огромное количество набросков, которые помогли подобрать наиболее подходящие жесты и позы фигур. Художник рассматривал в сюжете «Тайной вечери» не только глубокое догматическое содержание, но и огромную человеческую трагедию, которая позволяет раскрыть характеры героев росписи, продемонстрировать их душевные переживания. Для да Винчи «Тайная вечеря» стала в первую очередь сценой предательства, поэтому одной из задач было внести в этот традиционный библейский сюжет драматическую ноту, которая придавала бы фреске совершенно новую эмоциональную окраску.

Размышляя над замыслом «Тайной вечери», художник делал записи, описывающие поведение и действия тех или иных участников сцены:«Тот, что пил, ставит чашу на стол и устремляет взгляд на говорящего, другой, соединив пальцы рук, нахмуривается и смотрит на своего товарища, третий демонстрирует ладони и удивленно приподнимает плечи…» В этих записях не упоминаются имена апостолов, однако да Винчи однозначно определил, позу, мимику и жесты каждого из них. Фигуры должны были располагаться таким образом, чтобы вся композиция представляла единое целое, передавала всю остроту сюжета, полного страстей и переживаний. Апостолы по замыслу Леонардо - это не святые, а простые люди, которые по-своему переживают происходящие события.

«Тайная вечеря» считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Роспись привлекает удивительной убедительностью композиционного решения, мастеру удается избежать каких-либо элементов, которые могли бы отвлечь зрителя от основного действия. Центральную часть композиции занимает фигура Христа, изображенная на фоне просвета двери. Апостолы отодвинуты от Христа - это сделано специально, чтобы сконцентрировать на нем большее внимание. С этой же целью Леонардо расположил голову Иисуса в точке схождения всех линий перспективы. Ученики разбиты на четыре группы, каждая из которых выглядит динамично и живо. Стол имеет небольшие размеры, а трапезная выдержана в простом, строгом стиле. Благодаря этому акцент сосредоточен на персонажах, чья пластическая сила воистину велика. Все эти приемы демонстрируют глубокий творческий замысел и художественную целеустремленность автора.

Выполняя роспись, Леонардо поставил перед собой важнейшую цель - реалистично передать психические реакции апостолов на слова Иисуса: «Один из вас меня предаст» . Образ каждого ученика - это практически полный, сформированный человеческий темперамент и характер, обладающей своей уникальностью, поэтому и реакция их на предсказание Христа различная.

Современники да Винчи видели гениальность «Тайной вечери» именно в тонкой эмоциональной дифференциации, воплощению которой способствовало разнообразие поз, жестов и мимики персонажей. Эта особенность фрески выделяет ее на фоне более ранних произведений, изображающих библейский сюжет. Другие мастера, такие как Т.Гадди, Д.Гирландайо, К.Роселли и А.Дель Кастанто, изображали учеников сидящими за столом в спокойных, статичных позах, будто они не имеют никакого отношения к происходящему. Эти художники не смогли достаточно детально охарактеризовать Иуду с психологической стороны и располагали его изолированно от остальных апостолов с другой стороны стола. Таким образом, злодейское противопоставление Иуды собранию создавалось искусственно.

Да Винчи удалось сломить эту традицию. Использование богатого художественного языка позволило обойтись без исключительно внешних эффектов. Иуда у Леонардо объединен в группу с прочими учениками, но его черты определенным образом выделяют его среди апостолов, так что внимательный зритель быстро опознает предателя.

Все персонажи действа наделены индивидуальностями. На наших глазах в собрании, еще мгновение назад пребывавшем в полном спокойствии, нарастает величайшее волнение, вызванное словами Иисуса, как гром пронзившими мертвую тишину. Наиболее импульсивная реакция на речь Христа у трех учеников, сидящих от него с левой стороны. Они образуют целостную группу, объединяемую едиными жестами и силой воли.

Филипп вскакивает с места, посылая Иисусу свой недоуменный вопрос, Иаков , не скрывая своего возмущения, разводит руками, слегка откинувшись назад, Фома поднимает вверх руку, будто бы пытаясь осознать и оценить происходящее. В группе, сидящей по правую руку от Учителя, царит несколько иное настроение. От фигуры Христа она отделена значительным расстоянием, и очевидна эмоциональная сдержанность ее участников. Иуда , сжимающий в руках кошель со сребрениками, изображен в повороте, его образ пропитан трепетным страхом перед Иисусом. Фигура Иуды нарочно написана в более темных тонах, она резко контрастирует со светлым и ярким образом Иоанна , который безвольно опустил голову и смиренно сложил руки. Между Иоанном и Иудой вклинился Петр , который опирается рукой о плечо Иоанна и говорит ему что-то, наклонившись к самому уху, другой рукой Петр решительно хватает меч, желая во чтобы то ни стало защитить Учителя. Ученики, сидящие возле Петра, удивленно смотрят на Христа, они будто задают немой вопрос, хотят узнать имя предателя. Последние три фигуры разместились на противоположной стороне стола. Матфей, вытянув руки навстречу к Иисусу, возмущенно обращается к Фаддею , ища у него разъяснения столь неожиданной вести. Но пожилой апостол также находится в неведении, показывая это недоуменным жестом.

Фигуры, сидящие с обоих концов стола, показаны в полном профиле. Это сделано не случайно: Леонардо таким образом замкнул движение, посылаемое от центра росписи, подобный прием художник применял ранее в картине «Поклонение волхвов», там эту роль выполняли фигуры юноши и старика, расположенные по краям полотна. Однако в этом произведении мы не видим столь глубоких психологических приемов, тут в основном использованы традиционные средства выражения. В «Тайной вечере», напротив, ярко выражен сложный эмоциональный подтекст, аналогов которому в итальянской живописи XV века не существует. Современники да Винчи сразу распознали неподдельную гениальность передачи отнюдь не нового сюжета и восприняли «Тайную вечерю» по достоинству, окрестив ее новым словом в изобразительном искусстве.

Иисус Христос вместе со своими учениками запечатлен кистью Леонардо во время последней их встречи за ужином вечером перед казнью. Поэтому не удивительно, что фреска сделана в монастырской столовой. Мастер, как и положено истинному гению, работал хаотично. В какие-то периоды он мог днями не отходить от своего творения, а затем забросить работу на некоторое время. «Тайная вечеря» стала единственным крупным законченным произведением да Винчи. Роспись наносилась нетрадиционным способом, использовались масляные краски, а не темпера - это позволило производить работу гораздо медленнее и давало возможность вносить по ходу некоторые изменения и дополнения. Фреска написана в своеобразном стиле, у зрителя может сложиться впечатление, что изображение находится за запотевшим стеклом.

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.