Характеристика купца Калашникова. Описание образа и интересные факты


Творчество Лермонтова всегда оставалось загадкой, недаром и его произведения называют уникальными. Они отражали душевное настроение поэта. Взять хотя бы то разнообразие форм и тем, которое наблюдается в его творчестве: фантастическое чередуется с реальным, смех с печалью, сила с утомлением, молитва с шуткой, романтические порывы с холодным скептицизмом.

Кто бы мог подумать, что один и тот же автор способен в одно и то же время создать совершенно различные по мыслям, настроению и темпу произведения? В последние годы душу поэта мирные чувства охватывали все чаще. Лучший тому пример - написанная в 1837 году «Песня про купца Калашникова». Характеристика главного персонажа в этой статье.

История в духе народной песни

«Песня про купца Калашникова» создана поэтом в 1837 году в кавказской ссылке. Это произведение Лермонтова по своему стилю исключительное. Оно написано в духе народной песни и подается читателю как сказание, спетое гуслярами.

«Песня» интересна и по религиозному настроению, которым она окрашена. Основная идея поэмы - смирение сильного правдой человека перед судом несправедливым, но обязательным. Автор рассказывает трагическую судьбу купеческого сына, который заступился за обиженную жену и смыл обиду кровью, но был казнен.

Купец Калашников (характеристика героя ниже) смиренно переносит участь, он покоряется суду царскому и божьему. Не высказывает против несправедливости ни слова, не выказывает ни малейшей угрозы.

Государев опричник

Повествование начинается со сцены пира. Среди множества лиц, присутствующих в трапезной царя, автор в художественной форме выделяет главное действующее лицо: за столом все выпивают, но лишь один не пьет. Этот герой - Кирибеевич. Вслед за этим происходит диалог Грозного и опричника. В характеристике купца Калашникова этот эпизод играет не последнюю роль. Он позволяет раскрыть полнее характеры персонажей.

Обращение Грозного к своему опричнику и его вопросы строятся по нарастающей: вначале царь затем палкой о землю стукнул и наконец промолвил слово, которое пробудило опричника из забытья. Кирибеевич отвечает государю. Вторичное обращение царя строится по тому же принципу: не истерся ли кафтан, не казна ли поистратилась, не сабля ли зазубрилась?

Этот эпизод показывает, что Кирибеевич - любимчик царя. Он пользуется его расположением и милостью. У опричника есть все - дорогие кафтаны, деньги, хорошее оружие. По мере заинтересованности государя возрастает и его гнев, и желание принять участие в судьбе Кирибеевича. Этот эпизод предсказывает дальнейшую судьбу купца Калашникова. Характеристика соперника скрыта за последним вопросом государя: «Иль сбил с ног тебя на кулачном бою сын купеческий?»

Опричник отвечает, что не родилась ещё та рука в купеческом роду, аргамак его ходит весело. Допущение царя, что непобедимый боец проиграл бой сыну купеческому, было отвергнуто Кирибеевичем как невозможное. В его хвастовстве кроется психологическое предвосхищение поэмы, некое пророчество.

Причина печали опричника

На пике царского участия хитрый и лукавый Кирибеевич разыгрывает пред ним душещипательную сцену: не мочу усов в золоченом ковше потому, что влюбился без памяти в красавицу, а она отворачивается, как от нехристя. Самодержец, узнав, что зазноба любимого опричника всего лишь дочь купеческая, рассмеялся: возьми перстенек, прикупи ожерелье да пошли дары Алене Дмитриевне. И на свадьбу не забудь пригласить, да свахе покланяйся.

Слукавил Кирибеевич, перехитрил-таки самого Ивана Грозного. Вроде как на духу все рассказал, а утаил от царя, что повенчана красавица в церкви божьей. Да и к чему Кирибеевичу сваха, если сам государь на его стороне. Автор раскрывает образ противника удалого купца Калашникова. Характеристика Кирибеевича представлена полно: хитрый самоуверенный человек, профессиональный боец и рода знатного. Имя его указывает на нерусское происхождение, Калашников называет его басурманским сыном.

Богатство, покровительство царя испортили опричника. Стал Кирибеевич эгоистичным человеком, попирающем семейные устои. Его не останавливает замужество Алены Дмитриевны. Подкараулив свою зазнобу, он предлагает ей богатство в обмен на любовь. Не останавливает его и присутствие соседок, на глазах которых он обнимает и целует свою избранницу, прекрасно понимая, что это грозит ей бесчестием.

Купец Калашников

Калашников - один из главных героев. Можно сказать, что это основной образ поэмы, так как ему отведена положительная роль. Сидит за прилавком молодой купец. В лавке своей товары раскладывает, гостей заманивает сладкой речью, пересчитывает злато- серебро. Запирает лавочку, как колокола отзвонят вечерю, и идет домой к жене молодой и детям.

Задался купцу недобрый день. Пока это только видно по тому, что мимо ходят бояре богатые, но в лавку к нему не заглядывают. Вернулся вечером домой купец и видит, что и здесь неладно: жена не встречает его, стол дубовый не накрыт белой скатертью, перед образами свеча еле теплится. Задал он вопрос работнице, что же происходит? Ответили ему, что Алена Дмитриевна с вечери еще не вернулась.

Когда вернулась жена, он не узнает ее: стоит бледная, простоволосая и расплетенные косы снегом пересыпаны. Смотрит глазами безумными и шепчет речи непонятные. Рассказал ему жена, что опозорил ее опричник царский Кирибеевич. Такой обиды не смог снести Калашников. Созвал он младших братьев и сказал, что вызовет на бой обидчика и будет насмерть биться. Попросил купец братьев, если побьют его, то выйти вместо него стоять за святую правду.

Удалой купец Калашников, характеристику которого вы читаете сейчас, выходит на поединок не из ревности, а за святую правду. Кирибеевич нарушил патриархальный уклад и закон божий: смотреть на чужую жену - это преступление. Степан Парамонович не из ревности выходит на поединок, а защитить честь. Прежде всего - честь семьи, потому и братьев просит постоять за правду.

Поединок

Перед боем Кирибеевич выходит и царю молча кланяется. Купец Калашников соблюдает правила старинного вежества: прежде кланяется царю, потом Кремлю и святым церквям, а после народу русскому. Калашников свято хранит древние устои. Он не просто мужественный и смелый человек, купец силен своим духом. Потому и побеждает.

Поединок предваряется сценой хвастовства. Похвальба Кирибеевича - всего лишь ритуал, а ответ купца - это обвинение и вызов на смертельный бой. Поединок перестал быть состязанием, тут уже все дело в моральной правоте. Калашников отвечает своему обидчику, что ему бояться нечего: жил он по закону господнему, чужую жену не позорил, не разбойничал и «не таился от свету небесного». Кирибеевич, услышав слова Калашникова, побледнел в лице, значит, признал свою неправоту. Но тем не менее он ударил своего соперника в грудь.

Затрещали кости, но спас медный крест, висевший на груди купца Калашникова. В характеристике героя эта деталь существенна. Она говорит о том, что исход поединка был уже как бы предрешен. Кирибеевич, приставая к женщине, венчанной в церкви, нарушил не только человеческие законы, но и божьи. Степан Парамонович уповает на божий суд и говорит себе, что будет стоять за правду до последнего.

Калашников бьет противника с размаху в левый висок, что противоречило правилам боя. Кирибеевич замертво падает. По сути, купец совершил убийство. Но он не лишается сочувствия - ни читательского, ни авторского. Он идет вершить суд и выполняет задуманное. С точки зрения народного сознания Калашников прав.

Суд над Калашниковым

Царь, а уж он-то знал правила боя, в гневе спрашивает Калашникова, случайно или по воле своей тот убил его верного слугу. Купец признается, что по своей воле он убил Кирибеевича, а почему так поступил, скажет только богу единому. Чтобы честь семьи не подвергать поруганию, царю он не может этого сказать. Он смело признается в содеянном царю и готов понести наказание. Только перед смертью поручает свою семью попечению государя. И царь обещает пожаловать сирот, молодую вдову и братьев Степана Парамоновича.

В характеристике купца Калашникова следует отметить, что без сожалений идет на плаху он за честность свою и смелость. То, что он не стал юлить и ответ держал по совести, государю понравилось. Но простить и отпустить его просто так государь не мог. Ведь убит его верный слуга и лучший опричник. Купец вершит суд самовольно. Вину усугубил и запирательством своим перед царем. И за это он должен быть наказан.

Царь грозен, но справедлив. За честность и смелость он и купца не оставляет своей милостью: велит отправиться на высокое место. Приказывает топор наточить, палача нарядить, в большой колокол звонить. Молодую жену Калашникова и детей государь одарил из казны, не обидел и братьев - велел торговать беспошлинно.

Статный молодец

Лермонтов противопоставляет в поэме купца Калашникова опричнику Кирибеевичу. Торговца автор показывает не только как удалого бойца, но как борца за святую правду. В характеристике купца Калашникова из «Песни про купца Калашникова» отражается образ статного молодца, русского богатыря: очи соколиные горят, распрямляет могучие плечи и натягивает боевые рукавицы.

Образ купца Калашникова — это образ смелого и сильного человека, стойкого и честного. Потому и песня о купце сложена была. И хоть могила его безымянна, люди не забывают ее: проходит старый человек - перекрестится, идет мимо молодец - приосанится, если проходит девица, то пригорюнится. А пройдут гусляры - споют песенку.

Героев русской литературы

Они настоящие герои. Не просто персонажи книг, а именно герои: они борются со злом. И даже если не побеждают, в них воплощаются представления эпохи о том, что такое хорошо и что такое плохо. Меняются взгляды на справедливость и добро, враги принимают новые обличья, но, несмотря на все условности и непостоянство правил игры, даже в нашу ироничную эпоху появляются книги о тех, кто воюет с несправедливостью. Конечно, вчерашние герои могут выглядеть сегодня комично. Но ведь то же самое может завтра про­изойти и с героями нашего времени.

Илья Муромец

Былины об Илье Муромце

ГеройИлья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит. Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,



…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник - он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум - первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» - Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума.

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

Тарас Бульба

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Год создания. Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана - но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель - убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете - 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом. С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой. Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками - с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

Образ купца Калашникова раскрывается через отношение к нему автора и других героев, а так же через его поступки.

Отношение автора

Купец Калашников - исключительно положительный герой, которого автор изобразил в образе русского богатыря с помощью традиционных эпитетов: «статный молодец», «могутные плечи», «очи соколиные», «грудь молодецкая», а поединок назвал «богатырским боем».

Симпатии Лермонтова к Калашникову выражаются и в том, что поэт представил его верующим человеком: купец носит медный крест, о причине поединка расскажет только «богу единому», а братьям приказывает помолиться за его «душу грешную». Это свидетельствует о том, что Калашников близок народу, уважает нравственные устои и православные традиции, что фактически возводит его в ранг мученика.

Отношение к купцу других героев

Не менее важно для характеристики Калашникова отношение к нему других героев произведения:

  • Алёны Дмитриевны;
  • младших братьев;
  • Кирибеевича;
  • царя Ивана Васильевича.

Алёна Дмитриевна боится мужа, но признаётся ему во всём и просит о помощи: «на кого, кроме тебя, мне надеяться?». Это свидетельствует о том, что она уважает его и считает справедливым.

Младшие братья чтят Калашникова, называют его «вторым отцом» и обещают: «уж мы, тебя, родного, не выдадим».

Царь и Кирибеевич, как отрицательные герои, составляют оппозицию положительному Калашникову. Кирибеевич боится, так как правда на стороне купца, и предчувствует скорую расплату за свои поступки. Царь, несмотря на свой гнев, признаёт его силу и смелость, обещая «не оставить своей милостью».

Поступки Калашникова

Действия Кирибеевича задевают честь купца и его семьи. Для того, чтобы смыть этот позор, он выходит на бой с любимым опричником грозного царя. Убив соперника, он отказывается рассказать царю о причине их вражды, предпочитая умереть. Эти поступки характеризуют купца как смелого и благородного человека, который предпочёл смерть бесчестью.

Калашников - это герой, обличающий самодержавие и вызывающий сочувствие проявленной к нему несправедливостью.

Степан Парамонович Калашников вольный и удачливый купец. Он хозяин себе и своей семье, требует порядка в доме и подчинения. Он благороден и слово «честь» много значит для него. Узнав о несчастье с женой, он идет на смертный бой защищать честь семьи. Калашников не боится царя, прямо отвечает на вопрос, что убил опричника по своей воле. Только не озвучивает почему, так как это затрагивает честь его рода. Удалой купец верит в царя и его слово, он просит, чтобы тот не оставил его семью без помощи.

Образ купца Калашникова. Обращение к теме героического прошлого не было случай­ным для творчества М.Ю. Лермонтова. Эта тема давала возмож­ность обрисовки сильных, цельных, героических характеров, ко­торых поэт не находил в современности. Один из таких характе­ров Лермонтов создает в «Песне про купца Калашникова».

В этой поэме Лермонтов воспроизводит эпоху Ивана Грозно­го, конец XVI века. Главным героем «Песни…» является купец Степан Парамонович Калашников. В основе сюжета произведе­ния лежит мотив обиды и защиты чести. Немаловажной здесь представляется и тема любви, семейных отношений, ограниче­ния свободы человеческой воли, государственного деспотизма.

Степан Парамонович - простой русский человек, ценящий семейные отношения и домашний уют. Он живет с молодой же­ной и детьми в высоком доме, где стол «покрыт белой скатер­тью», перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна. В этом описании - полная картина «домашнего быта и простых, малосложных, простодушных семейственных отноше­ний у наших предков».

Герой обладает привлекательной внешностью. Это «статный молодец», с «соколиными очами», «могутными плечами», «куд­рявой бородой». Он напоминает нам былинных богатырей, ко­торых было так много на Руси.

Ассоциации с фольклором вызывает и речь Степана Пара­моновича, «ласковая», поэтичная, вдохновенная, отражаю­щая его внутренний мир. («…лиха беда со мною приключи- лася…», «…обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому».

Калашников держится уверенно, по-купечески степенно, с достоинством. Он неторопливо хозяйничает в лавке: расклады­вает товары, зазывает покупателей, пересчитывает «злато-сереб­ро». Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье. Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают. Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее цар­ский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников реша­ет заступиться за честь своей жены, чтобы восстановить ее доб­рое имя, свою мужскую честь, репутацию своей семьи. Душа ге­роя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому». Степан Парамоно­вич решает биться с опричником не на жизнь, а насмерть в ку­лачном бою, который будет на Москве-реке.

В образе купца Калашникова обрисован русский героичес­кий характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собствен­ного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он ис­кренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи.

Преследование Алены Дмитриевны царским опричником на глазах у всех соседей - позор, бесчестье для Калашникова. Ки­рибеевич в глазах купца - «бусурман», посягнувший на самое святое, - незыблемость семейных уз. Опричника не останавли­вает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевен­чана… По закону нашему христианскому». Решаясь на честный кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость хри­стианских понятий о семье и браке.

Калашников убивает в кулачном бою Кирибеевича. Судьей в этом бою выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том, «вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание. Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев, но говорит царю правду, скрыв, одна­ко, причину своей битвы с Кирибеевичем:

Я убил его вольной волею,

А за что про что - не скажу тебе.

Скажу только богу единому.

Восхищавшийся этой сценой Белинский, писал что «Калаш­ников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной - и позором жены, раз­рушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благо­родной души жизнь уже не представляла ничего обольститель­ного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неис­целимых ран… Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг кото­рых - все или ничего… такова была и душа… Степана Парамо­новича Калашникова».

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Пара­монович прощается со своими братьями, давая им последние наказы:

Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать;

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашим товарищам,

Помолитесь сами в церкви божией

Вы за душу мою, душу грешную!

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику, чувство собственного достоинства и безгранич­ная вера в право своего государя вершить судьбы людей - вот основные чувства, испытываемые героем. Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Рассмотрим взаимосвязь Калашникова с другими персона­жами. Кирибеевич, думается, не испытывал к Степану Парамо­новичу явной ненависти и, более того, почувствовал угрызения совести во время поединка. Именно поэтому он «побледнел», «как осенний снег», «бойки очи его затуманились», «на раскры­тых устах слово замерло». Характерно, что Лермонтов создает здесь многогранные характеры. Так, Кирибеевич - это не толь­ко «буйный молодец», привыкший ни в чем себе не отказывать, это и смелый человек, «удалой боец», способный на сильные чув­ства:

Какувижу ее, я и сам не свой -

Опускаются руки смелые,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые

И не надо мне золотой казны…

«Любовь Кирибеевича - не шуточное дело, не простое воло­китство, но страсть натуры сильной, души могучей. …Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе, который никого не пожалеет и не пощадит…» 97 .

Царь по-настоящему возмущен и разгневан поступком купца Калашникова и считает себя вправе распорядиться его жизнью по-своему усмотрению. Лермонтов подчеркивает жестокость, деспотизм Ивана Грозного. Царь в поэме олицетворяет собой судьбу Калашникова.

Калашников по-настоящему дорог лишь своей семье - Але­не Дмитриевне, меньшим братьям, которые почитали его за отца. На стороне купца Калашникова и симпатии автора. Он прослав­ляет своего героя:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится.

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Таким образом, в «Песне… про купца Калашникова» Лермон­тов рассматривает тему обиды и защиты чести в духе народного миросозерцания, для которого ценой бесчестья является чело­веческая жизнь. И в этом плане в поэме ощутим эпический па­фос: суровые нравы оправданы народной моралью, без какой- либо излишней драматизации.

Одним из моих любимых произведений Лермонтова Михаила Юрьевича есть «Песня про купца Калашникова». Самой основной его особенность есть противостояние правды и чести против власти вышестоящих чиновников.

В песни описаны два человека. Один есть опричником царя и его хорошим бойцом, а второй - простой купец Калашников, муж Алены Дмитревны. Над ней глумица опричник и тем самым бросает на его семью тень. Купец честный, правильный и храбрый человек. Живет по законам, любит детей и жену, хорошо о них заботится. Это ясно со слов Алены. Она просит в него помощи и защиты.

Калашников, отправившись на бой с опричником, наносит ему смертельный удар, отчего сердит князя. Но так как говорит он правду, и князь относится к нему с уважением и обещает не бросить его жену и детей в бедности. Купца казнят, и почивать он будет в безымянной могиле. Но его действие показало всем, что за справедливость нужно бороться, хотя и высокой ценой.

Для меня образ Калашникова очень светлый и чистый. Он настоящий мужчина, который готов умереть за честь своей жены и семьи. Он олицетворяет весь простой народ, который веками пытается бороться с несправедливостью и продажностью высоко стоящих людей.