Чтение летом в старшей группе картотека. Примеры конспектов занятий


Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
    По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

    О.О. Содержание Автор, название Цель
    Нравственное воспитание
    рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
    рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
    X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
    рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
    рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
    рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
    Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
    рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
    рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
    В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
    С. Михалков «А что у вас?»
    ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
    «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
    воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
    «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
    В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
    произведения
    Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
    Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
    Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
    С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
    А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
    К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
    Мицкевич Адам «Друзьям»
    Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
    П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

    В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

    Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
    Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
    В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
    А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
    Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
    Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
    А. Барто «Вовка - добрая душа»
    Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
    А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
    «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

    Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
    К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
    К. Чуковский «Федорино горе»
    рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
    А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
    Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
    Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
    Е. Сегал «Машины на нашей улице»
    Познавательное развитие ФЭМП Считалки
    Герои сказок
    С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
    Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
    «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
    С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
    «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
    А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
    Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
    ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
    М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
    А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
    А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
    С. Махотин «Старшая группа»
    О. Высоцкая
    «Детский сад»
    Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
    М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
    Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
    Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
    Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
    Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
    К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
    В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
    Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
    С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

    П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
    Речевое развитие Развитие всех сторон речи
    Знакомство с жанрами
    Объяснение незнакомых, устаревших слов

    Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
    И. Билибин
    Е. Чарушин
    ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

    Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
    П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
    Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
    С. Прокофьев «Петя и волк»
    Физическое развитие

    НОД и досуги по сюжетам произведений
    Герои произведений

    Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС

    Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

    Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

    Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

    Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

    Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

    В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

    проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

    краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

    Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

    В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....

    Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область: «чтение художественной литературы»

    Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...

    НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

    Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

    Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

    Роль чтения в развитии детей

    Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

    Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

    Задачи программы

    • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
    • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
    • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

    • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
    • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
    • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
    • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
    • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

    Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

    Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

    Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

    Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

    Когда знакомят детей с поэзией

    Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

    На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

    Чтение стихов во время игровой деятельности

    В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

    Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

    Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

    Что за праздник без стихов

    При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

    Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

    Моральное воспитание через художественную литературу

    Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

    Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

    Рассмотрим несколько из них.

    В. Катаев, "Цветик-семицветик"

    Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

    Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

    Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

    Воспитание отзывчивости сказками

    Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

    Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

    Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

    Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

    Словесные игры

    Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

    Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

    Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

    Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

    Развитие речи и памяти дошкольников

    При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

    В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

    Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия .

    • В. Берестов «Дракон»;
    • А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
    • А. Введенский «Песенка о дожде»;
    • Ю.Владимиров «Оркестр»;
    • М. Волошин «Осенью»;
    • С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
    • С. Есенин «Пороша»;
    • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
    • Н. Заболоцкий «На реке»;
    • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
    • Н. Матвеева «Путаница»;
    • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
    • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
    • А. Пушкин «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из )
    • А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
    • Н. Рубцов «Про зайца»;
    • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
    • П. Соловьева «Ночь день»;
    • И. Токмакова «Мне грустно…»;
    • Ф. Тютчев «Весенние воды»;
    • Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
    • Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
    • А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
    • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
    • С. Черный «Волшебник», «Перед сном»

    Проза .

    • С. Алексеев «Первый ночной таран»;
    • Е. Воробьев «Обрывок провода;
    • М. Зощенко «Великие путешественники»;
    • Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
    • К. Коровин «Белка» (в сокращении);
    • А. Куприн «Слон»;
    • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
    • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
    • М. Пришвин «Курица па столбах»;
    • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
    • С. Романовский «На танцах»;
    • Н. Телешов «Уха» (в сокращении)

    Литературные сказки .

    • В. Даль «Старик-годовик»;
    • В. Драгунский «Денискины рассказы»
    • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
    • П. Ершов «Конек-Гор­бунок»;
    • К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
    • Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
    • К. Паустовский «Теплый хлеб»;
    • А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
    • А. Ре­мизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
    • Г.Скребицкий «Всяк по-сво­ему»;
    • И. Соколов-Микитов «Соль зем­ли»;
    • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
    • А.Усачев «Школа снеговиков»
    • К. Ушинский «Слепая лошадь»

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия .

    • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с немецкого К. Ореши­на;
    • М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
    • Л. Станчев «Осенняя гам­ма», перевод с болг. И. Токмаковой;
    • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
    • «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе стару­шонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.

    Литературные сказки .

    • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с немецкого Ю. Нагибина;
    • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
    • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
    • Б.Поттер «Сказ­ка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
    • С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
    • Г. Фаллада «Исто­рии из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыво­рот»), перевод с немецкого Л. Цывьяна;
    • М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.

    Для заучивания наизусть

    • Я. Аким «Апрель»;
    • П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
    • Е. Благинина «Шинель»;
    • Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
    • С. Есенин «Береза»;
    • С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
    • Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
    • В. Орлов «Ты лети к нам, скворуш­ка…»;
    • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
    • Н. Рубцов «Про зайца»;
    • И. Суриков «Зима»;
    • П. Соловьева «Подснеж­ник»;
    • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

    Для чтения в лицах

    • К. Аксаков «Лизочек»;
    • Л.Ле­вин «Сундук»;
    • С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
    • Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
    • А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с немецкого Ю. Коринца