Традиции народа якуты. Интересные традиции и обычаи народа Якутии


факты, цифры и план действий для русского национального правительства

Взято у http://acer120.livejournal.com/85993.html

Сетевые дискуссии о русском вопросе однообразны и унылы, как выступления первого лица. Попробуйте признать реальность — фактически мононациональный характер нашей страны. Из этого ведь элементарно следует необходимость Русской России. Тут на вас покатит волна аргументов. Одних и тех же. Раз за разом. «Нет, Россия многонациональная, я сам живого еврея видел». «Еще и многоконфессиональная, евреи же, говорю, и мусульмане, ага». «Страна развалится, будет русская Россия от Алтуфьево до Бирюлево». Вся эта клоунада — не больше, чем пыль в глаза. А что если глаза протереть? Мы увидим, что в России минимум 86 процентов населения русские. Значит, страна должна принадлежать нам. Русским, которые живут по всей Руси-Матушке от Чудских берегов до ледяной Колымы.

Дагестан отвалится, да еще Ингушетия? Да вы, во-первых, попробуйте оторвите этих бюджетных пиявок. А во-вторых, мы с удовольствием поменяем «проблемные» регионы на Одессу, Минск, Тирасполь и Усть-Каменогорск.

Татары-башкиры? Зажаты русскими регионами, да и в автономиях полно русских районов. А если есть огромное желание строить блокадные бантустанты из оставшихся нерусских районов — мы посмотрим и посмеемся.

Тыва? Берите две, кому нужно (только кому нужно?). И Кужугетовича прихватите. Да не забудьте сенатора Нарусову, члена Совфеда от Тувы, и матушку тувинской телезвезды Ксении Собчак.

Единственное, что может испугать — невероятно масштабная на карте Якутия.

Регионы, где русские по Переписи 2010 г. — не крупнейший этнос

Есть мнение, что виновник вековой западной русофобии — Герард Меркатор. Картографическая проекция ученого сделала и без того большую Россию на картах чудовищем, нависшим над Европой. Волей-неволей испугаешься. Что-то подобное в самой России вызывает Республика Саха. А вдруг якуты отделятся, со всеми алмазами? Как жить дальше? Настроения подогреты властью. Логика понятна — усилить накал многонациональности, разбить гидру сепаратизма молотом дотаций.

А как решать в Русской России якутский вопрос, который неизбежно встанет? Якутов в республике, занимающей почти пятую часть России, уже свыше 50% населения. Вот об этом и поговорим. А для начала посмотрим, как мы докатились до нынешней ситуации.

Этнос саха в Якутии — народ пришлый. Якуты — тюрки, предки-кочевники которых еще 1000 лет назад жили на территории современных Монголии, Китая и приграничных регионов России. В XII веке саха медленно идут на север. Спустившись с южносибирских хребтов, якуты обнаружили обширнейшие равнинные территории междуречья Лены и Алдана. Земли идеально подошли для разведения крупного рогатого скота. И к XV веку многочисленные тюрки чередой нескольких миграционных волн уверенно освоили долины Туймааада, Эркээни и Энсиэли. Коренных жителей — тунгусские племена и прочих палеоазиатов — вытеснили на горные окраины.

Как видно, претендующие на статус «автохтонного этноса» якуты опередили русских в историческом масштабе совсем ненамного. Первые отряды наших, идущие «встречь солнцу», окажутся на берегах Лены уже в первой половине XVII века, а в 1632 году Петр Бекетов заложит Якутский острог.

Саха быстро сообразили, что покорители пришли в регион всерьез и надолго. Оттого якуты достаточно беспроблемно вошли в состав Русского государства. В последующие века аборигены научились у нас земледелию и другим полезным штукам. Также туземцев поголовно, хоть и крайне поверхностно, христианизировали. Оттого до сих пор у якутов в ходу старинные русские имена и фамилии, что часто удивляет приезжих.

Между тем славянское население сурового морозного края практически не росло. По переписи 1897 года русских в Якутской области (территориальной единице даже более грандиозной, чем современная республика) насчитали всего 11% при 82% якутов из всего населения в 280 тысяч человек. Причем в самом обитаемом Якутском округе русских было еще меньше — 5% при 90% якутов. И только на самом юге, в малонаселенном Олёкминском округе, европейское население уже доминировало — 54% русских при 36% якутов.



Великороссы в Российской Империи (отмечены красным). Якутская область - со значительным нерусским большинством

Потому на фоне наглого крышевания националов советскою властью создание Саха АССР выглядело как минимум логически обоснованным. Жизнь бы шла своим чередом и дальше — якуты продолжали пасти скот и собирать скудные северные урожаи, а русские не стремились на земли, где −50 по Цельсию — если бы не одно «но». Сияющее, как лед на солнце, «но». Алмазы. Якутия — слишком громадная. Советские геологи были просто обречены найти здесь что-то очень важное и в огромных объемах. Что и случилось в 1949 году, когда в долине Вилюя нашли первый алмаз. А летом 1955 года в Москву ушла знаменитая радиограмма. «Закурили трубку мира зпт табак отличный тчк Авдеенко зпт Елагина зпт Хабардин тчк», ставшая отправной точкой масштабного освоения как кимберлитовой трубки «Мир», так и других месторождений.

Второй очаг европейской промышленной миграции в Южной Якутии возник раньше. Мыть золото в районе современного Алдана начали еще в Империи. Впрочем, масштабное освоение «желтого дьявола» пошло уже в брежневскую эпоху. В 1960-е власти начали разработку угольных месторождений на самом юге Якутии с центром в поселке Нерюнгри, получившем в 1975 году статус города. А спустя несколько лет на якутской земле заработала первая железная дорога — до станции Беркаит под Нерюнгри дошла ветка из «столицы БАМа», Тынды.

Осваивались и самые крайние районы, вдоль Северного морского пути. Но по понятным причинам в абсолютных значениях приток славянского населения не впечатлял.

Как итог — сотни тысяч русских и представителей других народов европейской России оказались в Якутии, серьезно изменив этнический состав региона. К 1989 году саха составляли уже только 33% населения автономии. Русские ехали преимущественно в районы нового освоения вдоль юго-западных границ республики, составляя там подавляющее большинство. А также, по советской традиции, в центр региона, Якутск. Большая же часть республики оставалась пустыней с крайне незначительным населением. В некоторых северных районах формально преобладают русские, в других — якуты, а в некоторых — и вовсе коренные малые народы севера. Впрочем, все это очень условное преобладание. Ведь средний район северной Якутии — буквально 5-8 тысяч человек на площади размером с большую европейскую страну.

В 1990-е годы люди, ехавшие на Север за «длинным рублем», потянулись обратно «на материк». Сподвигла на это глобальная экономическая катастрофа СССР. Особенно остро крушение ощутили на суровом северо-востоке России. Так, в 1989 году в Магаданской области проживало 392 тысяч человек. А к 2002 году осталось лишь 183 тысяч — за десятилетие население региона сократилось вдвое (!) и продолжило снижаться, хоть и не такими темпами. В 2010 году — 157 тысяч, а в 2016-м — 146 тысяч.

Еще больше потеряла Чукотка. Из 164 тысяч жителей в 1989 году за 1990-е уехало две трети (!). К 2002 году в регионе оставалось всего 54 тысяч душ. Правда, знаменитое пришествие Романа Абрамовича, которого местные чтут едва ли не как полубога, ситуацию выправило. Славяне перестали бежать с полуострова. К 2017 году в регионе остается порядка 50 тысяч человек. В итоге коренные чукчи, составлявшие лишь 7% жителей автономии на излете советской эпохи, внезапно вновь стали заметной величиной. Доля аборигенов в 2010 году — уже 27%. При этом абсолютная численность луораветланов стагнирует десятилетиями: чукчей как было 12 тысяч в 1939 году (аж 56% населения региона), так все те же 12 тысяч осталось к году 2010-му.

Понятно, что из Якутии люди поехали в Европейскую Россию. К 1989 году европейские этносы насчитывали около 700 тысяч. А к 2010-му наша численность упала примерно до 400 тысяч, что вновь вывело размножающихся на селе якутов в демографические лидеры. Не нужно все списывать на русофобию и этнократическую власть. С 2002-го по 2010-й президентом Якутии был этнический русский Вячеслав Анатольевич Штыров. Увы, на глобальные демографические процессы это особо не повлияло.


В русские в графике для наглядности включены другие европейские народы (малороссы, белорусы, немцы). Динамика за век однозначно в славянскую сторону - якуты удвоились, русские удесятерились

Формально по схеме ситуация напоминает кавказские истории — русские приехали, русские уехали. Местечковый национализм и дерусификация, замещение населения и прочие безрадостные вещи. Однако в реальности все намного сложнее. Почему? В реальности Якутия — не какая-нибудь Ингушетия, а огромнейшее пространство размером с Индию. В Саха между городами и райцентрами — сотни километров тайги, тундры или горных хребтов по вкусу.

Поэтому качели этнобаланса практически не изменили этническую структуру расселения республики. Как это выглядит сегодня?

1. Алмазный край. Ленский район, логистически завязанный (Ленский путь) на Мирнинский район с кимберлитовыми трубками. Якутов 8-10%, остальные — русские и прочие европейцы. А еще, по новой российской традиции, уже заметны среднеазиаты. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести Олёкминский район с историческим русским присутствием и смешанным саха-русским населением.

2. Южная Якутия. Нерюнгринский и Алданский район, привязанные жд-сообщением к БАМу. Угольные, золотые и не только месторождения. Якутов еще меньше — буквально 2-4%, остальные — европейские народы (читай, русские).

Когда вы слышите экономические новости про Якутию — алмазы, руды, добыча, разработка, инвестиции, налоги — на 90% речь про сугубо русские районы. Эти территории имеют лишь административное отношение к исторически якутскому ареалу на средней Лене. От Алдана до Якутска — 500 км пути самолетом, от Мирного — 800 км. Население сокращается, как в России много где, но к замещению местными это не приводит. Относительная доля русских даже растет. Элементарно — за счет ассимиляции малороссов, татар, немцев и прочих удмуртов. Якуты сюда массово не едут — неоткуда (якутские села в сотнях км) и незачем. Проблема здесь, скорее, среднеазиаты. Но едем дальше.

3. Центральная Якутия. Ряд небольших по местным меркам, но густонаселенных районов. Тринадцать — с суммарным населением около 290 тысяч. 90% якуты, а русские — только 7% (половина — в Хангаласском районе, «стыкующем» Якутск и русскую Южную Якутию).

Якутск. Сам город и формально отдельный городской округ Жатай немного севернее (около 10 тысяч жителей, якутов ~ 9%, остальные — русские и прочие). Окружен якутскими сельскими районами из предыдущего пункта. Единственное место в Якутии, где происходит то самое замещение населения. Русские уезжают, якуты валом валят из села. Если в 1989 году в городе жили 186 тысяч человек, то к 2010-му в ГО Якутск уже — 280 тысяч. Европейцев около 40% или 114 тысяч. Сейчас население города уже перевалило за 300 тысяч и продолжает расти, а доля славян — соответственно, сокращаться.


Процент якутов по районам. Видно этническое ядро на центральных равнинах и дальнейшее расселение на пустынный северо-восток

5. Северо-западная Якутия. Пять огромных малонаселенных районов с преобладанием малых народов — эвенков, эвенов, долганов.

6. Северо-Восточная Якутия. Все те же огромные районы с заметным числом представителей малых этносов (эвенки, юкагиры, чукчи), но и якутским и русским населением. В итоге здесь крупнейшие этносы — именно русские или якуты, хотя речь идет об очень незначительных числах.


Крупнейшие этнические группы по переписи 2010. В Якутске и вдоль побережья морей Ледовитого океана ни у кого нет абсолютного большинства

Северные территории (пп. 5 и 6) — это 16 районов с общим населением около 106 тысяч человек. Получается, по 6-7 тысяч обитателей на кусок суши размером с Португалию. Суммарно в этой группе примерно 43% якутов (~45 тысяч), 33% русских (~35 тысяч) и 23% народов Севера. То есть на большей части региона проживает меньше 10% всего якутского населения и меньше 10% всего русского.


Условные этно-территориальные регионы. Почти все русские живут в 5 южных районах и Якутске. Почти все якуты - в зеленых центральных районах и Якутске. Север малонаселен даже по якутским меркам

Иными словами, пугающая якутская Якутия, по сути, сводится к территориям, лишенным стратегических ресурсов и выхода к северным морям. Это зажатая, относительно компактная и наглухо зависимая от остальной России (включая другие районы республики) территория. И весь якутский национализм с активным ростом и якутизиацией столичного региона сводится к простой формуле: русский в Мирном и Нерюнгри добывает ресурсы, а дотационный саха все доходы тратит в Якутске.

Что сделать русским? Разбить якутский вопрос на две части: административно-территориальный и национальный. С одной стороны, у нас 3 миллиона квадратных километров под властью раскосых этнократов. С другой — полумиллионный монголоидный народ, который варится в своем котле на стыке Сибири и Дальнего Востока. И решать эти вопросы можно параллельно.

Самой Республики Саха быть не должно, как и других национально-территориальных образований. Однако простое переименование в Ленский\Якутский край ситуацию с этнобалансом не изменит.

Славянское население сильно сократилось за счет миграционного оттока, хотя местные русские чувствуют себя достаточно уверенно. Средний возраст русского в Сахе в 2010-м составлял 34,7 лет, а доля лиц моложе трудоспособного возраста — 21%. Для сравнения, у русских по России в целом средний возраст 39,5 лет, а доля жителей моложе трудоспособного возраста — 16%.

У якутов, которых отъезд на материк не затронул, ситуация еще лучше. 93% русских в Сахе — горожане, тогда как свыше 60% якутов все еще живет на селе, что наилучшим образом сказывается на рождаемости. В итоге, по переписи 2010 года, среди детей до 1 года доля якутов составляла 58,4%, а русских — 31,3%. Происходит, повторю, не замещение населения, а изменение демографических потенциалов разных частей Якутии. Юго-западные районы остались русскими, просто сократили вклад в общее население региона. А удельный вес якутских сельчан — вырос.

Как видно, перспектив возвращения русского этнического большинства нет. Завозить избыточное население в непригодные условия — отличительная советская практика. В Канаде и Австралии тоже добывают ресурсы в ледяных и песчаных пустынях. Но ни Оттава, ни Канберра не строят панельные стотысячные города, ограничиваясь вахтовым трудом малого числа людей.

Самое логичное решение — поменять границы, разукрупнив Саху, а то и вовсе разделив между другими регионами. Каким образом? Административная карта России к востоку от Енисея хорошо бы смотрелась так:

Возможное переустройство Восточной России, с упразднением Бурятии, Еврейской АО, единым Севером и усеченной Якутской областью

Все северные регионы с избыточным бюрократическим давлением на бюджеты давно пора укрупнять. Логично к этому процессу подключить и якутские северные малонаселенные районы. В границах подобного объединенного Северо-Восточного края на 2010 год проживало 635 тысяч человек, из которых одних только русских — 70% (плюс еще переписные украинцы и т. д.), а якутов — неопасные 7%.

Три юго-западных района на карте присоединены к Иркутской области, забавным образом идеально увеличив характерные «заячьи ушки» географического контура. Были якутские алмазы — стали иркутские. И весь сказ. А деньги идут не на бесперспективный ледяной Якутск с растущим якутским населением, а на большой и важный русский Иркутск. Плюс новые финансовые возможности Прибайкалью.

Вся жизнь Нерюнгри и Алдана привязана к жд-ветке из Тынды, расположенной в Амурской области. Более чем логично дать этим местам административное единство с БАМом. Опять-таки, лишние налоги пойдут на русский берег Амура, в приграничный Благовещенск.

Усеченная Якутия превратится, по сути, в грандиозную резервацию. Оставшиеся в границах региона около 20% русских сконцентрируются в Якутске. Зачем же нам такая Якутская область? Незачем. Можно разделить земли между Иркутском и Благовещенском. Да, это искусственное деление — но почему нет. Якутск, к которому таки достроили железную дорогу из Нерюнгри, с окрестностями тогда логично отойдет Амурской области. А что? Амуро-Якутская магистраль будет в одном регионе. В таких границах в Амурской области насчитают 72% русских и 20% якутов в северных районах — тоже вполне нормально


Якутия? Что это еще за географические новости?

А вообще судьба оставшихся этнически якутских районов имеет уже непосредственное отношение к другому вопросу — национальному. Что все-таки делать с полумиллионным азиатским народом на средней Лене?

Нынешнее алмазно-угольное благополучие способствует концентрации саха в Якутске, растущем как на дрожжах, и меняет этнобаланс города. Покидать республику аборигенам нет никакого смысла, «их и здесь неплохо кормят». На этом фоне и расцвел якутский национализм. Якутский язык уверенно себя чувствует, в районах люди плохо говорят на русском, растет популярность коренных имен и туземной языческой религии Аар Айыы. Все это накладывается на все более заметное восточноазиатское влияние. И в Москве гики и даже ширмассы смотрят японское аниме, а для монголоидных якутов любой джей-поп — свое, родное. Популярны претензии: мол, русские загнали нас в нищету, а при японцах\китайцах жили бы, как белые люди, пили сакэ и т. д.

Сецессия ресурсных районов моментально уведет все экономические показатели региона в глубокие минуса, что не так плохо. Подобный поворот событий вынудит якутов разъехаться по городам и весям нашей необъятной Родины. А саха в Сахе и за пределами гнезда — разные люди. У себя на селе — это отсталые селюки. За пределами (и даже отчасти в Якутске) — нормальные городские люди. Как известно, японцы\корейцы\китайцы у себя построили\строят успешные экономики, но и в диаспоре это не дотационные негры\мусульмане, а зачастую общины богаче\образованнее белого большинства в странах Запада. Стереотипы о гениальных раскосых людях появились отнюдь не на пустом месте. У восточных азиатов действительно есть склонность к точным наукам.

Якуты — такие же. Обычные азиаты, чьи положительные склонности порой пробиваются даже через железобетонную толщу российской действительности. В качестве показательного примера возьмем историю братьев Ушницких, из которой получился бы отличный вдохновляющий байопик на россыпь «Оскаров».

Начинался бы фильм, как водится, с флэшбэка. Начало 1990-х, глухой поселок Хонуу, покосившиеся черные деревянные дома в сугробах. Камера наезжает на оконный термометр избы — красный столбик остановился на отметке минус 59 по Цельсию. В окне — восьмилетние мальчики Алексей и Афанасий играют на приставке «Денди», попавшей в село стараниями залетного коммерсанта.

Кстати, помните другое кино, про братьев Расула и Дауда Гаджимагомедовых? Картина тоже начиналась со сцены, где пацаны рубятся в восьмибитные стрелялки в своем глухом ауле. Эти игры вдохновили братьев. Мальчики поняли, что убивать — весело. Главное, кого. Чуть позже парни начнут мочить русских кяфиров и сражаться под командованием Хаттаба. Дальше — лесное подполье, смерть Дауда в 2002-м, амнистия Расула в 2004-м, должность главы родного горного района в 2008-м, депутатский мандат в Москве и золотой «Стечкин» в 2012-м. Заканчивается кино вручение Расулу звезды Героя РФ в торжественной обстановке лично В.В. Путиным.

Не помните? Вот и я нет. Но, согласитесь, жизненно?

Что до реальной истории Алексея и Афанасия, то жизнь братьев-якутов пошла по другому пути.

Еще школьниками Ушницкие переезжают с родителями в Якутск. Помните про сельскую миграцию чуть выше? Вот она, родная.

В большом городе братья-близнецы узнают много нового: оказывается, любимые игры — продукт рук человеческих. Игры кто-то разрабатывает. Из журнала «Страна игр» мальчишки даже выудили еще одну ценную информацию — за это платят деньги, которых хватит на дом с бассейном. Нет, братья не захотели взять золотые «Стечкины», смотаться в Калифорнию или на худой конец в Москву и начать собирать дань с местных программистов.

Решили делать игры сами. По книгам из городской библиотеки учили Бейсик и Паскаль, а код своей первой игры написали на тетрадных листах — компьютера не было. Плохо говорящие на русском школьники хотели видеть воплощение своих идей. Потому на деньги, заработанные продажей газет, покупали почасовой интернет в офисе местной телекоммуникационной компании и рассылали многочисленные, адски наивные и безграмотные письма на адреса издателей игр, почерпнутые все из той же «Страны игр».



Ставшее культовым мемом нулевых письмо Алексея Ушницкого в «Буку»

Годами Ушницкие последовательно долбили в одну точку, постоянно учились. Попутно зарабатывали на жизнь чем придется: от мытья машин до ремонта ноутбуков. Искали инвесторов и партнеров. Терпение и труд, как известно любому русскому, перетрут что угодно. В итоге братья пришли к успеху. В 2012-м вышла написанная якутами-близнецами игра «The Secret Society», которую установили на смартфоны миллионы людей.

Сейчас у Ушницких — своя компания «MyTona» с офисом в Якутске и трехзначным числом сотрудников из местных кадров, новые успешные проекты и уважение целого региона.


Алексей и Афанасий Ушницкие.

Ушницкие — большие патриоты Якутии. Финансово помогают даже местным конкурентам — молодым компаниям. Да, вопреки бизнес-логике, но ради поддержки земляков. Честь и хвала. Но мораль тут другая. Сельский, замкнутый в себе праздник на Лене — большая проблема. А развитый городской, но не менее замкнутый в себе праздник на Лене — проблема еще большая. Резервация внутри страны — плохо, а дееспособное государство — еще хуже.

Предпосылки есть. Ушницкие не одиноки в своем движении из грязи в князи. Вот вы знали, что в Якутии активно развивается местный кинематограф? На якутском языке, фильмы, снятые за три копейки, похожие на письмо Лёши в «Буку». И ленты идут в местных кинотеатрах, и собирают кассу как голливудские блокбастеры. А сейчас якутское кино выходит на мировую арену. Авторские фильмы начинают участвовать во всяких инди-фестивалях по всему миру. Совсем недавно популярность в узких кругах приобрела лента «Костер на ветру» режиссуры Дмитрия Давыдова, сельского учителя из Амгинского района.

Потому нам надо поощрять расселение этого крупнейшего сибирского народа по всей Азиатской России. Да и по Европейской тоже. Каким образом? Давать льготы вот таким Ушницким для переезда компаний в Хабаровск или Благовещенск, поближе к азиатскому рынку. Перенос учебных заведений из Якутска, направление школьников из сел в ВУЗы русских южных областей. В Дальневосточном федеральном округе якутов около 7%, а с граничным Прибайкальем/Забайкальем удельный вес падает еще, почти вдвое. Можно реализовать глобальные программы финансирования переезда молодежи из конкретных районов в конкретные города. Из Таттинского — во Владивосток, из Кобяского и Вилюйского — в Иркутск и т. п.

Это не про «азиаты поглотят русскую Сибирь» — см. цифры численности — а про разумную интеграцию людей, которые имеют все шансы окуклиться в свою нацию. Якутам хватит азиатской усидчивости за поколение перейти с русского на английский с японским.

Нам объективно куда более выгодны азиатские общины в крупных городах, по примеру тех же США, чем громадная сельская (или даже городская) замкнутая Якутия.

Ах, метисация, русские к востоку от Урала станут похожими на азиатов! Во-первых, не станут. Русских банально куда больше (в очередной раз предлагаю взглянуть на процент якутов в Азиатской России). А во-вторых, коренные русские сибиряки, потомки казаков — шедших к Тихому океану с огнестрелом, но без славянских женщин — и так обладают характерной наружностью. Это и отличает сибиряков коренных от сибиряков советских волн заселения. Первым русско-якутским метисом, например, считается Любим, сын Семёна Дежнёва и якутки Абакаяды, дочери вождя одного из улусов. Добрые якуты Абакаяду любят, а злые историки утверждают, что Дежнёв если и заключил стратегический брак с представительницей местных элит, то жену в улусе оставил и больше не увидел. И поспешил великий уроженец Великого Устюга открывать Берингов пролив, чтобы успеть это сделать до того, как родится Витус Беринг.


Памятник Семену Дежневу и его семье в Якутске

Коренной русский сибиряк, чьи предки-казаки века назад оказались за Камнем, сейчас управляет русской столицей. Помните этого арийского джентльмена? Что, таких оленеводоглазых мало в Сибири? О том и речь. Целые народы сибирские исчезли, а сами русские в регионе как были европейского фенотипа в массе своей, так и остаются.

Что до метисов — бывает. В Сахе 7,8% якутов и 9% якуток состоят в смешанных браках. Русские пересекаются с якутами в Якутске и в Олёкминском районе. Именно здесь и живет заметное число метисов. Сахаляры, как называют детей от смешанных браков в регионе, как правило, испытывают проблемы с идентификацией. Для якутов эти люди слишком европейцы, для русских — слишком азиаты. Это не так и плохо. Обычно в зонах межрасовых контактов подобные граждане оформляются в особые этнические группы вроде южноафриканских цветных. Подобная метисация на руку тем, кого больше. В ЮАР больше было негров, чем африканеров, а в России больше русских, чем якутов. В нашем же случае сахаляры прибиваются то к одним, то к другим. И, как это часто бывает у метисов, становятся чрезмерно последовательными и сознательными в новой идентичности. Русский националист Николаев и якутский националист Павлов, скрестившие в якутском паблике виртуальные мечи, вполне вероятно — оба сахаляры.


Якутская модель Анастасия Санитарова, сахалярка, «Краса Якутии-2011». Во всяких конкурсах красоты в Якутии часто побеждают метисы, так что и русские и якутки даже жалуются на дискриминацию со стороны «сахалярского лобби» в модельном бизнесе

При «размазывании» же якутов по России смешанных семей, скорее всего, станет существенно больше. Сейчас, например, аж 73% якутов и 79% якуток за пределами республики состоят в смешанных браках. А сахаляры в русских областях однозначно прибьются к русской стороне. Повторю, русских как этнос и даже региональные группы русских этот процесс в азиатов никак не превратит. Нас столько, что никаких якутов и бурятов не напасешься. А уже существующий пример русских корейцев (живших у границы, но «размазанных» по стране) показывает, что подобная интеграция автохтонных азиатов вполне реальна. Костя Цзю и Виктор Цой — привлекательнее, чем Приморская корейская автономная республика на границе с КНДР, согласитесь?

Подытожим. Мегалитическая Саха-Якутия — проблемный регион, а якуты — проблемный этнос для русского характера государственности России. Потому и решать эти проблемы нужно комплексно.

— Якутию необходимо не просто преобразовать в область, а сократить в масштабах или разделить вовсе. А налоги «Алросы» и прочих ресурсных компаний региона пусть идут в более южные и более русские города и веси.

— Что до якутов — покуда саха окончательно не забыли русский язык и не перешли обратно в язычество, нужно способствовать интеграции аборигенов в русский социум путем миграций повсюду в стране. В большие города Дальнего Востока и Сибири. Потенциал у якутов азиатский — в хорошем смысле этого слова.

— Если же русскоязычные православные якуты будут иногда ассимилироваться в русских через сахалярскую метисацию — что ж, не такая это и страшная беда. Пережили корейцев, и этих переживем.

Также читайте как нам обустроить татар



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.

Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д.

Якуты, описание народности

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской, Хабаровской и Красноярской областях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Основные занятия якутов - разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. В современное время главное богатство якутов - это алмазы. Очень развита добывающая промышленность. Жилище якутов -это юрты, которые могут быть небольшими и наоборот, разными по высоте. Юрты строятся из дерева.

Кому поклонялись якуты с древних времен

У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Одним из главных с давних времен считался хозяин дороги. Раньше ему даже делали жертвенные подношения, оставляя на перекрестках конские волосы, лоскутки материи, пуговицы и медные монеты. Аналогичные действия совершались для хозяев водоемов, гор и т. д.

Гром и молнии в представлении якутов преследуют злых духов. Если во время грозы раскалывается дерево, считается, что оно обладает лечебной силой. Ветер в представлении якутов имеет четырех духов, которые охраняют земной покой. У Земли есть женское божество - Аан. Она следит за ростом и плодовитостью всего живого (растений, животных, людей). Весной для Аан устраиваются специальные подношения.

У воды есть свой хозяин. Дары ему приносят осенью и весной в виде берестяной лодочки с вырезанным на ней изображением человека и прикрепленными кусками материи. Ронять острые предметы в воду считается грехом.

Хозяином огня является седовласый старик, изгоняющий злых духов. К этой стихии относились всегда очень почтительно. Огонь никогда не тушили и в прежние времена переносили с собой в горшках. Считается, что он покровитель семьи и домашнего очага.

Духом леса якуты называют Баай Байянай. Он помогает в промысле и на охоте. В древности выбиралось которое нельзя было убивать и употреблять в пищу. Например, гусь, лебедь, горностай и некоторые другие. Орла считали главой всех пернатых. Медведь был всегда самым почитаемым у всех групп якутов. Его когти и другие атрибуты используют как обереги до сих пор.

Праздники

Праздники якутов тесно связаны с традициями и обрядами. Самый главный - это Ысыах. Он проходит раз в год и отражает мировоззрение и картину мира. Отмечают его в самом начале лета. Согласно древним традициям, на поляне в окружении молодых берез устанавливается коновязь, которая символизирует Мировое дерево и оси Вселенной. В современное время она стала еще и олицетворением дружбы народов, проживающих в Якутии. Этот праздник считается семейным.

Ысыах всегда начинается с окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к Божествам о ниспослании благодати. На празднование надевается национальная одежда и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания, борьба, стрельба из лука и перетягивание палки.

якутов: семьи

Якуты живут небольшими семьями. Хотя до 19-го века было распространено многоженство. Но все они жили отдельно, и у каждой было свое хозяйство. В брак якуты вступают в период от 16 до 25 лет. При сватовстве уплачивается калым. Если то невесту могут похитить с последующей за нее отработкой.

Обряды и традиции

Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом - орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.

До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.

Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.

Коновязи

У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.

Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью - коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.

Юрты якутов

Поселения якутов состоят из нескольких домов (юрт), расположенных на большом расстоянии друг от друга. Жилище якутов создается из круглых стоячих бревен. Но используются в строительстве только мелкие деревья, так как рубка больших считается грехом. Двери расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Внутри юрты находится обмазанный глиной камин. Жилище имеет много небольших окон. Вдоль стен расположены широкие лежаки разной высоты. У входа - самый низкий. На высоком спит только хозяин юрты. Лежаки отделены друг от друга перегородками.

Для постройки юрты выбирается низкое место, защищенное от ветров. Помимо этого, якуты ищут «счастливое место». Поэтому среди могучих деревьев не селятся, так как они уже взяли всю силу земли. Есть еще множество таких моментов, как и в китайской геомантии. При выборе места для строительства юрты обращаются к шаману. Часто юрты строятся разборными, чтобы можно было их перевозить при кочевом образе жизни.

Национальная одежда

Состоит из однобортного кафтана. Раньше для зимы он шился из меха, а для лета - из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет 4 добавочных клина и широкий пояс. Рукава широкие. На ноги надеваются и меховые носки. В современное время якуты используют для пошива одежды ткань. Начали носить рубахи с воротниками, подпоясанные ремнем.

Свадебные шубы для женщин шьются длинными, до пяток. К низу расширяются. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зеленым сукном, серебряными украшениями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом. Эти свадебные шубы передаются по наследству. На голове вместо фаты носят меховые шапки с высоким верхом из черного или красного украшенного сукна.

Фольклор

Рассказывая про традиции и обычаи якутов, нельзя не упомянуть про их фольклор.Главным в нем является эпос олонхо, который считается разновидностью поэзии, а в исполнении похож на оперу. Это искусство сохранилось еще с древности. Олонхо включает в себя множество традиционных сказаний. И в 2005 году это искусство было признано наследием ЮНЕСКО.

Поэмы длиной от 10 до 15 тысяч строк исполняют народные сказители. Стать ими могут далеко не все. Сказители должны иметь ораторский дар, уметь импровизировать, иметь актерский талант. Речь должна быть разной тональности. Большие по объему олонхо могут исполняться в течение семи ночей. Самое крупное и известное произведение состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Якуты – составной этнос: в его формировании участвовал древний тунгуский народ тунгусы и пришлые тюрко-монгольские племена. Несмотря на то, что тунгусы принимали участие в этногенезе якутов, отношения между ними были недружественными, даже запрещались взаимные браки. Религия тунгусов была намного суровее, чем у якутов.

Какая пища считалась ценной, а какая «нечистой»

Скот местных пород был вынослив и холодостоек, но доился только летом. Имеется в виду коровье молоко и конское – кумыс. Самым ценным продуктом была конина. На севере разводили оленей.

Из коровьего молока делали простоквашу – суорат, её замораживали на зиму, добавляя ягоды, коренья, мясо. Зимой откалывали и варили на этой основе суп – бутугас. В рационе присутствовали дичь и рыба. Одним из способов охоты было использование пасущегося быка, за которым прятался охотник. Такой же приём применяли североамериканские индейцы. Якуты умели охотиться верхом на лошади, а также натаскивали для охоты собак.

Занимались рыбной ловлей. На деревянных плоскодонках и берестяных лодках, которые назывались «тыы», ловили сачками или сетями. Иногда устраивали коллективный проход с неводом; добыча делилась поровну на всех участников. Зимой практиковали подлёдный лов через прорубь. Рыбу ели сырую и вареную, про запас замораживали или заквашивали в ямах.

Якуты питались и дарами леса: щавель, черемша, различные коренья, и даже внутренний слой коры деревьев. Ягоды собирали меньше, а малину совсем не ели: она считалась нечистой.

Кузнецы в звериных шкурах

До прихода русских якуты одевались главным образом в шкуры: прядение, ткачество и валяние войлока не развивались. Ткани были привозным товаром, их носили наиболее богатые члены рода.
Активно использовался конский волос: из него плели шнуры, верёвки, арканы, рыболовные сети, вышивали узоры. Одежда, особенно женская, украшалась вышивкой и аппликациями.

Практиковалась резьба по дереву и мамонтовой кости. Характерный мотив в орнаментах – бычьи рога. Это очень древний символ, он встречается по всей Евразии: в Месопотамии, на Крите, в Индии, Испании, Скандинавии и т.д.

Народ якутов хорошо владел кузнечным ремеслом. Искали руду, выплавляли и чеканили изделия из различных металлов: железа, меди, серебра. Для женщин изготавливались серьги, кольца, цепи, браслеты и всевозможные подвески. Серебряной, золотой и медной чеканкой украшались конская сбруя, пояса, одежда и оружие (до прихода русских это были лук со стрелами и копья).

В отличие от большинства сибирских народов якуты умели мастерить не только металлическую и кожаную посуду, но и лепную керамику.

При заготовке на зиму сена для скота косили траву с помощью косы-горбушы. Коса-литовка (которой косят с выпрямленной спиной) появилась у якутов – в XVII веке, с приходом в Сибирь русских (на Руси она вошла в обиход в XIV в.).

Единицей измерения земли у якутов служил «кю-рюё» - участок, который требовался для создания одного стога.

Как проехать по тайге

Летом лучше всего верхом. Местные лошади – маленькие, очень выносливые и неприхотливые, приученные к пересечённому рельефу. В зимнее время якуты использовали лыжи, аналогичные русским. Разница заключалась в том, что на Руси их подбивали шкурой с голени лося, а в Якутии – шкурой оленя или лошади.

В качестве вьючных и тягловых животных использовали быков. Зимой их запрягали в особые сани - силис сыарга - с полозьями из кривых стволов деревьев. А вот в сани-нарты с прямыми полозьями запрягали оленей.

Якутский дом: что общего у якутов с норманнами

Дом якутов - юрта - имел сложное внутреннее устройство. Это было не кочевое жилище, каркас которого делался из жердей. Летняя юрта накрывалось сшитой берестой, зимняя – бревенчатым настилом. Сверху постройки стелили дёрн, который срастался и давал дополнительную защиту от холода и влаги. Внешняя часть стен выстраивалась из дёрна и заливалась глиной. Под одной крышей объединялись жилое помещение, склад, мастерские и хлев. Вход и очаг жилища устраивали с ориентиром на стороны света. Вход всегда был на востоке. В дальнем правом углу делался очаг – осох. Зимой его топили постоянно. Вдоль стен располагались длинные лавки - орон. Лавка слева от входа предназначалась для молодых мужчин и работников. Женщины и дети размещались возле очага. Самой почётной считалась лавка, идущая вдоль левой (южной стены). Там, где эта стена заканчивалась, находился священный угол, где находились предметы, имеющие отношение к религии.

Похожие дома сохранились в Гренландии со времён норманнской колонизации. Лишний повод вспомнить источники, подтверждающие, что скандинавы явились из Азии.

Невесты из других краёв

До XIX века было принято многожёнство. Каждая жена имела свою юрту и хозяйство. Невесту было принято выбирать в другом роде и желательно даже в другом улусе. За невесту вносили калым, состоящий главным образом из скота, часть которого забивалась для свадебного пиршества. Жених получал приданое, включающее утварь, меха и предметы хозяйственного обихода. Меховой женский плащ был особо дорогой вещью и переходил по наследству.

На свадьбе исполнялись сказания о предках, любовно-лирические песни, сказки (в том числе о животных), шуточные песни вроде русских частушек. На исполнении богатырских легенд специализировались отдельные сказители - олонхосут: они пели в технике горловой фальцетной полифонии – с эффектом двухголосия. Среди музыкальных инструментов были варган, струнные и ударные инструменты. Танцы были как хороводные, так и персональные.

Как у якутов выглядело рабство

Рабом мог стать военнопленный, бедный сородич или проданный в рабство ребёнок. Все эти варианты были весьма распространёнными. Аристократы-рабовладельцы назывались тойонами. Рабы составляли их военный отряд, пасли скот, выполняли работы по дому. Раб имел право на семью и отдельную юрту.

Многоярусный мир и души умерших шаманов

По вере якутов мир имеет девять ярусов, в которых обитают существа, невидимые в мире людей, но оказывающие на него большое влияние. Духам верхних уровней приносили в жертву лошадей, нижних уровней – коров.

Якуты верили в духов предков, которые делились на умерших праведно и неправедно и в соответствии с этим вели себя после смерти. Считалось, что большой силой обладали души умерших шаманов. Признавалось существование духов – хозяев различных природных объектов. Одним из самых важных культов был культ женской богини плодородия.

Религиозными вопросами ведали шаманы: как мужчины, так и женщины. Они могли перевоплощаться в животных - их двойников. В обрядах шаманы использовали бубны: не круглые, а овальные – дюнгюр.

Элементы тотемизма у якутов сохранились до сих пор: у каждого рода имеется животное-покровитель, которое запрещается убивать и называть по имени.

Православие якуты начали принимать в XVIII веке. К обычным серебряным украшениям добавлялся большой крест. В священном углу юрты, кроме защитных символов добрых духов, появились иконы.