Русская драматургия 60 70 х годов. Каракалпакский государственный университет имени бердаха


Драматургия рассматриваемого периода развивалась по тем же тематическим линиям, что и проза. Может быть, только проявлялась она не в столь обнаженной форме. Так же, как и в прозе, главенствующую роль играли проблемы нравственности и гуманизма. Когда речь заходит о шестидесятых годах, на память приходят, прежде всего, пьесы в большинстве своем камерного плана с психологической разработкой характеров действующих лиц: «Иркутская история» A.Арбузова, "Все остается людям" и "Палата" С. Алешина "Ленинградский проспект" И. Штока, "Стряпуха" А. Софронова, "Мой дядя Миша" Г. Мдивани, "Вдовец" А. Штейна, "Проводы белых ночей" B. Пановой...

Хотя на первый план здесь выходит изображение отдельной личности действующей в разных ситуациях, авторы не забывают всякий раз отметить влияние на становление характеров героев социальных сторон жизни, семейных и производственных отношений, исторических истоков. Вопросы борьбы с западной идеологией ставит в пьеса "Эмигранты" и "Лабиринт" А. Софронов. Как отголоски предыдущих эпох следует расценивать появление историко-философских трагедии И. Сельвинского "Человек выше своей судьбы", М. Карима "Не 6pocaй огонь, Прометей!", А. Левады "Фауст и смерть", Д. Зорина "Вечный источник", названный автором "трагедийным представлением".

Драматурги стремятся постигнуть социальное и духовно, своеобразие современных жизненных процессов. Основной пафос поисков направлен на конкретную личность, на тот социальный тип который бы с наибольшей силой выражал суть времени - на представителей инженерно-технического персонала, студенчества руководителей предприятий, преподавателей и медиков, работников сферы культуры. В основном на бытовую сторону жизни обращал внимание Р. Радзинский ("104 страницы про любовь"), В. Розов ("В день свадьбы"), А. Володин ("С любимыми не расставайтесь", "Старшая сестра"), А. Арбузов ("Жестокие игры").

Виктора Сергеевича Розова интересует не просто судьба отделы и взятой личности с ее духовной историей, но и в сочетании нравственного и социального. Московская квартира Судакова Степана Алексеевича, работающего с иностранцами, напоминает гнездо, в котором нашел пристанище карьерист Георгий Есюнин, по рассуждениям и действии напоминающий Молчалина из пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума". Робким и услужливым был Георгий, когда попадает первый раз в дом невесты Искры Судаковой. О таких, как он, говорят: "молодой, ранний". Не далек от истины был его тесть, предрекавший ему в шутку место самого Коромыслова. Женитьба на дочери своего начальника Судакова - это только первый этап, с которого этот молодой безродный чиновник будет двигаться дальше. Он уже занял новое место, передвинувшись по чиновной лестнице, опередив хозяина квартиры. По причине карьеристских устремлений он отвергает Искру и начинает ухаживать, признаваться в любви Ариадне, дочери "самого" Коромыслова. "Гнездо глухаря", видимо, покинет один из его обитателей - тесновато оно стало для Егора Самсоновича Есюнина. В порыве откровения он признается в своем стремлении "пролезть наверх", "выбиться в люди". Предложение Ариадне сделано. Да, это так, но дочь Коромыслова много узнала от Искры о своем будущем муже. Как она поступит? Семья Судакова поняла, какую злую змею согревали в своем гнезде.

В конце пьесы они все отвернулись от Есюнина. Как-то в дальнейшем сложится судьба карьериста? Есть все основания думать о том, что Егор Самсонович не остановится на полпути. Для "созревания" такого типа оказалась благодатная бытовая почва в "гнезде глухаря", Степана Алексеевича. Ведь он "спал и видел" должность умершего Хабалкина. Хозяин "гнезда", дабы подняться по служебной лестнице, готов был на все. Его благополучию может помешать брак сына Прова с дочерью какой-то продавщицы, поэтому-то он запрещает встречаться молодым людям. А эпизод с коллекцией икон и молящейся перед иконой Искрой? Судакова не волнует религиозность дочери. Не это главное. Его беспокоит сама сложившаяся ситуация: а вдруг кто узнает, что в его доме родная дочь молится, тогда все, тогда конец всей его карьере. Необходимо снять иконы от греха подальше. Интересный штрих в конце пьесы - пришедшие к Судакову негры молятся перед африканскими масками - заменил все-таки Степан Алексеевич иконы.

Как в дальнейшем сложатся судьбы героев? Розов не дает окончательного ответа. Одно ясно: урок, преподнесенный Есюниным, пойдет на пользу и литературным героям и зрителям.

Социально-психологическая и морально-этическая сущность характера уходила на второй план в произведениях о революции и ее вожде В.И. Ленине. В отличие от драм на эти же темы 20-30-х годов, в пьесах нового периода меньше стало героической патетики и романтики, а больше - вопросов проблемного характера. Сказывался здесь опыт сценических решений режиссеров и обнаруженные новые архивные данные. При этом драматичность и героика времени в целом оставалась.

Для преимущественного большинства пьес на эти темы характерна документальная основа. В таком ключе пишет Н. Погодин ("Третья, патетическая"), М. Шатров ("Шестое июля", "Так победим!", "Синие кони на красной траве"). Погодинская пьеса завершала трилогию о В.И. Ленине -первая часть "Человек с ружьем" (1936), вторая -"Кремлевские куранты" (1939).

Почетное место в репертуаре многих театров занимали историко-революционные драмы. Меньший успех падал на долю пьес публицистического характера: "Три минуты Мартина Гроу" Г. Боровика, "Третье поколение" Н. Мирошниченко, "Рок-н-ролл на рассвете Т.Колисниченко и В. Некрасова, "Чилийская трагедия" Ю. Чепурина. Основной недостаток перечисленных пьес кроется в излишней риторичности и открытой дидактике.

В 70-х годах в репертуары многих театров вошли пьесы на производственную тему, отличающиеся от пьес подобного рода предыдущего периода: здесь не было конфликтов, связанных с образам; "правильных" директоров-коммунистов с изобретателями-новаторами и бездушными чиновниками, авралами и их преодолениями, выполнениями и перевыполнениями планов. Конфликты нового времени больше касались научно-технического прогресса, профессионализма рабочего человека и инженерного работника, нравственного климата в цехах и на заводе в целом. В свете сказанного показательны пьесы "Человек со стороны" И.М. Дворецкого, "Сталевары" Г.К. Бокарева, "Из жизни деловой женщины" А. Гребнева. "Протокол одного заседания" А.И. Гельмана.

Внешне прост сюжет пьесы Дворецкого - в литейный цех одного из заводов принят на должность начальника цеха новый человек. Чешков - своего рода открытие в цепочке героев произведений на производственную тему. Этот герой прекрасно знает свое дело, он рационалистичен, требователен к подчиненным, прям в суждениях. Замечая профессиональным взглядом недостатки в цехе, он пытается реорганизовать работу цеха на новых, прогрессивных началах, с использованием научных достижений. Не будем спешить с выводами, конфликт старых, традиционных форм с новыми не становится главным. Все упирается здесь в характер ершистого начальника, не пожелавшего считаться с цеховыми традициями и мнением заводчан. "Вам придется научиться уважать прошлое завода", - советует ему Щеголева. На что следует быстрый ответ: "Меня будущее интересует". По существу ответ может показаться правильным, но по форме высказывания он не лишен снобизма и эгоистичности. Пришедшему "со стороны", конечно же, надо быть человечней. На первый план постепенно выступает нравственная сторона - отношение к труду, честность и принципиальность. Те, с кем приходится работать Чешкову, не лентяи какие-то и недотепы. Просто завод для них - это второй дом с новыми и старыми друзьями, ушедшими на заслуженный отдых. Как можно жить без прошлого? Да, они не могут сразу перестроиться и работать по-новому, тем более, многим кажется, что работали неплохо.

Проблема, таким образом, строится вокруг появления в производстве руководителя нового типа, для которого важен только конечный результат, все остальные - человеческие, семейные, бытовые отношения не должны браться во внимание, ими можно заниматься только после работы. Будет ли за такими технократами будущее? Вопрос остается открытым. Рабочим, пока что не подготовленным к такой постановке вопроса, порывы Чешкова остаются чуждыми. Писатель Ч. Айтматов в статье "Как человеку человеком стать?" так выразил свое отношение к герою: "Мне-то вообще кажется, что фигура Чешкова не столько жизненна, сколько сконструирована, как дань моде на "делового человека". Я ощущаю заданность в этом характере, определенное моделирование". Изъянов в пьесе и в самом деле немало.

Большое доброе соучастие критика и зритель проявили к пьесе Г.Бокарева "Сталевары". Инженер Виктор Лагутин здесь во многом напоминает Чешкова. Честный, уверенный в себе, Лагутин смело выступает против заводских авралов, дутых цифр. В начале пьесы такой герой по душе зрителю. Только потом раскрывается другая черта характера - неумение правильно и спокойно реагировать на иные мнения. Особенно грубо это проявилось, когда молодой человек оскорбляет пожилого мастера Сартакова, уходящего на пенсию. Коллектив, увидевший в его действиях карьеризм, открыто высказал все, что думает о нем. На такой ситуации действие не закончилось: бригада сталеваров поняла и свои ошибки. Да и Виктор, как оказалось, шел на конфликт вовсе не преследуя рост по карьере. Он хотел как лучше. Конфликт так до конца и не закончен, но наметившееся сближение двух сторон налицо.

Много разговоров в театральной среде было по поводу постановки пьесы А. Гельмана "Протокол одного заседания". На XXV съезде КПСС Первый секретарь ЦК Л.И. Брежнев привел ее в качестве примера достижения советской литературы: "И даже такой, казалось бы, частный случай как вопрос о премии для бригады строителей, приобретает широкое общественное звучание. В центре внимания автора в самом деле лежит частный, надуманный автором случай: бригада Потапова из стройтреста номер 101, состоящая в основном из комсомольцев, отказалась получать премию. "Сконструированность" здесь сказывается, пожалуй, в большей степени, чем в пьесе Дворецкого "Человек со стороны".

И дело не в том, мог или не мог быть такой случай. Просто сама выдвинутая проблема настолько малозначительная, что говорить о ней можно только с заранее придуманными схемами. Сюжет пьесы развивается на дискуссии, которую ведут члены парткома на своем заседании. Отказ бригады от получения премии вырастает в чрезвычайный случай. "Почему идет на конфликт бригадир Потапов?" Таким вопросом задаются парткомовцы. Видимо, кто-то за ним стоит, раз он так смело выступает, отказываясь от своей прямой выгоды - рассуждают они. Кто такой этот бригадир на самом деле? Нравственная сторона вопроса меньше всего беспокоит их. А "этот" прямо и спокойно заявляет: "Значит так. Поскольку план нам скостили неправильно, моя бригада предлагает поставить вопрос перед главком, чтобы перевыполнение плана нам зачеркнули! И восстановили тот старый план, который мы могли выполнить, но не выполнили...". Такое требование больше всего беспокоит директора треста Батарцева. Для него возникшая ситуация в самом деле могла обернуться ЧП. В главке с таким положением дел шутить не любят.

Пока дискутировали партийные товарищи, 7 человек из бригады получили злополучную премию. Начальник треста, начальник планового отдела Шатунов (по его махинациям трест получил премию) могли, наконец, вздохнуть спокойно, зато парторг стройки Соломахин увидел в поступке семерых неверие в партию: "Мы умеем и любим подниматься на трибуны и говорить красивые слова о рабочем классе... А когда он сюда пришел, этот хозяин, к нам, когда он нам выложил все, что у него наболело, мы его не узнали!.. А вы знаете... почему эти 7 человек получили сейчас премию? Потому что они не верят! Не верят, что Потапов чего-нибудь добьется, что можно что-нибудь изменить на этой стройке! Так неужели мы сейчас подтвердим это?"

Монолог партийного секретаря впечатляющ. В него драматург заключил основную идею произведения: партия не должна отрываться от народа, должна поддерживать его инициативу. Мысль, в общем-то, правильная, но решенная на частном, полуанекдотическом случае не впечатляет, ей недостает авторской искренности. Правды нет в пьесе!

Похожие материалы:

Из примеров сравнительно недавних лет – начало В. Розова в Центральном детском театре. Неудавшийся режиссер, никому не известный актер, Розов принес свою первую пьесу «Ее друзья». В меру сентиментальную, в меру мелодраматическую, о десятикласснице, которая теряет зрение. Режиссура в лице О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова могла пьесу отклонить, но тем не менее приняла к постановке и выпустила спектакль. Как ни неожиданно – один из самых чистых и молодо-обаятельных, тепло принятых зрителем на тогдашней сцене ЦДТ. Слезливые, мелодраматические моменты, которыми грешила пьеса, отступили на второй план. Театр, актеры, даже и не ставя перед собой специальной цели чему-то учить автора-дебютанта, тем не менее в ежедневной работе, в живом общении показывали ему, где его сила, что следует развивать дальше, а от чего следует отказываться. Театр почувствовал и подхватил прекрасную розовскую наблюдательность, ощущение юного возраста героев как особой, важной, решающей в становлении человека поры; и поэтическое утверждение драматургом добра, благородства, человечности как основ жизни советских людей, как неписаных законов существования и школьников-десятиклассников, и более старших.

А вторая розовская пьеса – «Страница жизни» попала в театр, когда там уже работала режиссер мхатовской школы, ученица Вл. И. Немировича-Данченко и великого русского актера М. Чехова – М. О. Кнебель. Пьеса не понравилась никому. И коллектив, и режиссер поступили единственно верно, решившись на откровенный и нелицеприятный разговор с автором. После успеха своего первенца – «Ее друзья» – Розов такого разговора не ждал. А между тем ему звонили из других коллективов, просили передать «Страницу жизни», обещая принять все как есть, без исправлений и переделок. Центральный детский театр, режиссер Кнебель нашли в себе мужество твердо стоять на избранной позиции, стали по отношению к Розову учителями справедливыми, но суровыми, предложив ему целый ряд подробно обоснованных, крупных и мелких замечаний.

Но и драматург обнаружил талант серьезного и вдумчивого ученика. Он отверг соблазнительные посулы. Он не ушел из ЦДТ. Он сел за работу, «проявив, – как свидетельствует М. Кнебель, – необыкновенную волю, упорство и требовательность к себе». Мучаясь «Страницей жизни», Розов не покинул театр, где уже были у него строгие и честные друзья, и тем самым решил свою судьбу. Уже совсем немного времени осталось до встречи с молодым режиссером Анатолием Эфросом – «розовским режиссером», счастливо найденным союзником, другом в исканиях. Одна за другой появлялись премьеры пьес Розова – «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином»... Драматург и режиссер восходили на каждую следующую и высокую ступень опыта и мастерства в опоре друг на друга. Они были взаимонеобходимы, они учились друг у друга, чутко ощущали друг друга, оформляли творческое становление каждого. В книге Анатолия Эфроса «Репетиция – любовь моя» есть строки объяснения в любви к драматургу В. Розову.

«Что же касается меня, то без ваших пьес я был бы, вероятно, похож на кактус, который отставили от окна. У меня есть такой кактус – он съежился, а его иголки стали желтые. Мои же иголки сейчас, уверяю вас, совершенно зеленые».

Нечто близкое по смыслу и по тону неоднократно устно и письменно говорил Анатолию Эфросу и драматург Розов.

Ответственность театра и автора взаимна, взаимообязательна. Бывают трудные, несправедливо затянувшиеся открытия нового драматического таланта. Так случилось с молодым и безвременно погибшим (утонувшим в ледяной Ангаре) Александром Вампиловым. После смерти драматурга – и будто в исправление вины, невнимания – появился целый залп премьер: «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне», «Провинциальные анекдоты» порой торопливых, не всегда слишком точных.

Чем же привлекла драматургия А. Вампилова многочисленные коллективы страны, многих и разных режиссеров? Силой нравственного поиска, который в душах и судьбах своих героев ведет автор. Что может стать причиной человеческого слома, омертвения и капитуляции души, самопредательства или предательства других? Эгоизм и скаредность, замкнутость человека в себе? Отъединенность от людей? Слишком сильная «личная» обида, как у следователя Шаманова? Слишком большая «личная» любовь, как у аптекарши Кашкиной («Прошлым летом в Чулимске»)? Бедность и прозаизм духовного склада, мизерность интересов, убогость жизненных целей, как у Зилова из «Утиной охоты»? Драматург не дает категорического ответа. Он требовательно и пристально всматривается в своих героев и размышляет. Вампилов отлично пишет быт, будь это городская квартира, предместье – новостройка, или дальний, сокровенный, вроде районного Чулимска, уголок нашей страны. Драматург пишет быт просто, прочно, без малейшего стремления к экзотике, к расстановке акцентов. Реальная оболочка его пьес может и обмануть. (И именно так – в бытовом, буквальном ключе ставят пьесы Вампилова многие режиссеры.) Однако вампиловский быт скрывает загадку. Словно срабатывает невидимый фантастический механизм, и равнинное, обыкновенное течение жизни взорвано. Человек поставлен в обстоятельства чрезвычайные. От его решения, от его выбора, высоты или низости его поступка в сложных обстоятельствах зависит вся дальнейшая его судьба. Все – как он жил, чувствовал, поступал – проявит себя в нагрянувшем испытании. Чем же должен быть вооружен человек, чтобы достойно пройти через него? Ведь испытует сама жизнь. Пробует на излом, на прочность, на чистоту души. Человек должен жить достойно, чтобы каждое мгновение быть готовым к трудному экзамену судьбы. Так говорит сложная, совсем не бытовая, таящая в себе загадку, «хитрый» авторский умысел вампиловская драматургия...

Особенности развития и становления

драматургии 60-90-х годов


Рубеж 60-80-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других. Пьесы, созданные в эти годы, дали благодатный материал для обновления театрального искусства. На 70-80-е годы приходится расцвет театра. В те годы работали Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, М. Любимов, М. Захаров.

70-е годы стали рождением нового жанра, который вначале называли производственной драмой. Для пьес этого направления было характерно обращение к личности руководителя, к вопросам совершенствования экономики и системы управления. Конфликт в социологической драме развивается между новым и старым. Вследствие этого сюжет строится по одной композиционной схеме: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходит человек, чаще всего со стороны, и начинает устанавливать свои порядки, которые он считает лучшими. Из-за этого между ним и старожилами коллектива возникает конфликт, который и составляет основу пьесы.

Большой интерес представляет пьеса А. Дворецкого "Человек со стороны". "Деловой человек" Чешков - высокопрофессионален, сугубо рационалистичен. При этом он страстен в своем увлечении делом, бескомпромиссен, требователен. Одержимый идеей научной организации труда, Чешков бросается в бой, не щадя ни правых, ни виноватых. Герой подчеркнуто не интересуется ничем, кроме дела, он не считается ни с традициями завода, ни с достоинством и самолюбием людей.

Антагонисты Чешкова - не бюрократы, не карьеристы. Они не меньше любят свой завод, которому отдано столько сил, энергии. Но они еще не умеют работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности.

Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния нового начальника цеха, Чешков не выдержал испытания на роль современного, гармонично развитого человека.

Образ "делового человека" привлек внимание и А. Гребнева в пьесе "Из жизни деловой женщины". Директор ткацкой фабрики Анна Георгиевна далека от новых веяний. Организация труда на ее предприятии во многом ведется по старинке: здесь царят текучесть кадров, авралы, необоснованные увеличения планов. Вот почему она с беспокойством и некоторым страхом смотрит на уроки Чешкова, не столь жестко, но достаточно решительно пробует вводить новую систему труда.

С идеей необходимости безукоризненной профессиональной честности, наведения строжайшей трудовой дисциплины приходит в бригаду подручным сталевара инженер Виктор Лагутин в пьесе "Сталевары" Г. Бокарева. Вначале симпатии зрителя, так же, как и автора, на стороне этого уверенного в себе парня. Однако Виктор грубо оскорбляет старого мастера, и бригада, посчитав его карьеристом, отторгает его от коллектива.

Таким образом, терпит крах уверенность в своей непогрешимости, душевная сухость и жесткая требовательность, не подкрепленная заботой и вниманием. Многое поняли и члены бригады, осознав главное - Виктор со своим неуживчивым характером не карьерист. Он идет на конфликт не ради корыстных целей, ибо его максимализм диктовался самыми добрыми побуждениями. Виктор заставил и окружающих критически посмотреть на себя и принципиально оценить свои действия и поступки.

Но в целом пьесы этого направления страдают эскизностью большинства персонажей, неоправданностью ряда сцен, спорностью некоторых обобщений. Часто конфликт в них выглядит надуманным. Вследствие этого уже в 80-е годы пьесы такого типа сошли со сцен большинства театров.

Для 70-80-х годов характерно заинтересованное внимание к психологической драме и к возможностям мелодрамы. В 40-50-е годы слово мелодрама употреблялось в негативном смысле. Но обращение к этому жанру именно в это время объясняется реакцией авторов на рассудочную социометрию социологической драмы, которой противостоит открытая и откровенная эмоциональность мелодрамы.

Серьезными и художественно перспективными были поиски новых форм в области сюжетно-композиционной структуры психологической драмы.

В драматургии 50-х годов строго выдерживалась хронологическая последовательность событий, однонаправленность действия. Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободно переноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла.

Одним из первых драматических произведений, где художественное время то возвращается назад, то снова соответствует нашим дням стала пьеса К. Симонова "Четвертый". Герой пьесы - американский летчик, участник гражданской войны в Испании, активный борец против фашизма. Послевоенная Америка, охваченная психозом "холодной войны" уродует душу этого человека, по природе и неплохого, но слабовольного. Богатство и успех, которых он может лишиться, если сохранит верность идеалам молодости, отравляют его сознание. Герою становится известно о готовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор: промолчать и сохранить свое благополучие или разоблачить преступников. Рано или поздно решать приходится каждому.

Эта мысль о правомерности и необходимости нравственного выбора реализуется в пьесе с помощью условной ситуации: герой заново переживает минувшее. Их было четыре товарища. И перед нами проходит суд совести. А судят его люди, возникающие в его памяти, его друзья, уже давно погибшие. Свидетельствует женщина, которую он любил, потом женщина, на которой он женился. Он заново переживает все события, взвешивая все "за" и "против" в момент решающего выбора.

К психологической драме обращается и такой известный драматург, как А. Гельман. Событие, которое лежит в основе пьесы "Наедине со всеми" исключительное по своему трагизму и необычно по роковому стечению обстоятельств. Андрей Голубев, начальник строительного управления, направляет для того, чтобы угодить руководству на срочные работы для завершения объекта в срок рабочих-крановщиков. Среди них его единственный сын. В суете и спешке Голубев забывает проверить, соответствует ли условия работы на участке, куда он послал людей, требованиям техники безопасности. Один из кранов задевает за провода линии высоковольтного напряжения. Именно на этом кране работал сын Голубева, в результате несчастного случая лишившийся рук. Время действия пьесы - вечер, канун того дня, когда супруги Голубевы, должны взять из больницы и привезти домой сына-калеку. И это вечер страшного суда в семье Голубевых. Андрей и Наташа обвиняют друг друга в беде, постигшей их сына. И новый виток выяснения отношений, взаимных претензий. Наташа изменяла мужу с неким Кузьминым. А тот был полезен и Голубеву, и его начальнику Щетинину. Поэтому Андрей, зная о неверности жены, закрывал на это глаза. Общественная безнравственность, то есть то, что делает на стройке Голубев и его покровители неотделима от безнравственности личной. Автора пугает нежелание героев отвечать за свои поступки, полное отсутствие у них чувства вины и ответственности. Виноват, по мнению каждого, кто-нибудь другой, либо обстоятельства. Невозможно оправдать Андрея, но еще труднее понять Наташу, которая уходит из дома накануне возвращения искалеченного сына домой.

Наиболее яркими представителями психологической драмы были В. Розов и А. Вампилов.

Виктор Розов с первых пьес заявил о себе как художник, глубоко взволнованный судьбой молодого поколения. Пафос его творчества - борьба за истинные нравственные ценности в человеке, против мещанства не только в быту, но и в самом строе мыслей и чувств.

В пьесе "Вечно живые" восемнадцатилетняя Вероника, сникшая после ухода Бориса на фронт, опустошенная после его гибели, находит силы к концу пьесы совсем по-взрослому спросить себя: "Зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои непрожитые жизни? И как мы будем жить?..."

Вопрос "Как мы будем жить?" вновь и вновь задают себе молодые герои драматурга. Уже в первых пьесах "Ее друзья" и "Страницы жизни" В. Розов, отказавшись от привычной схемы построения конфликта и от стандартной фабулы, попытался проникнуть в психологию юных героев, проследить процесс их гражданского становления.

Особенно удачно это сделано в комедии "В добрый час", где размежевание персонажей по нравственному принципу проведено четко и бескомпромиссно. Драматург вводит нас в атмосферу, характерную для многих семей. Вчерашний выпускник школы должен выбрать свой единственный путь в жизни. Так ли это просто? Как не ошибиться? Во имя чего человек ставит перед собой большие цели? Соблазнительная перспектива вырисовывается перед Вадимом Разваловым: по глубокому убеждению этого юного карьериста высокий пост обеспечивает желанное реноме. Для Алексея, приехавшего из деревни, поступление в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева вызвано желанием поднимать сельское хозяйство. А Андрей Аверин, центральный персонаж пьесы, весь в поиске самого себя и своего предназначения в жизни. Непосредственность чувств и поступков, душевная чуткость, неприятие фальши и пошлости, корыстолюбия, расчета и "благоразумия" делают этот образ привлекательным.

Еще резче и острее показаны столкновения героев в таких пьесах, как "В поисках радости", "Неравный бой". Борьба светлого начала с эгоистической психологией, с мещанским практицизмом, с неверием в большую и чистую любовь - стержень конфликтов в этих пьесах. Если в ранних произведениях Розова в центре внимания художника персонаж, за судьбу которого автор особенно волновался, то в "Дне свадьбы", "Традиционном сборе", "С вечера до полудня" и других судьба почти каждого действующего лица значима и интересна. На встречу бывших учащихся собрались выпускники 1941 года, которым уже за сорок ("Традиционный сбор"). С точки зрения одних почти единственным мерилом того, "состоялся" человек или "не состоялся", служат чины, звания, должности. По мнению Сергея Усова, важно прежде всего, каким быть, а не кем слыть. В словах героя слышится голос самого автора.

Розов предпочитает оставлять финалы своих пьес открытыми, как будто странствия его героев продолжаются и мы с ними еще встретимся. Но в то же время, открытый финал дает читателям возможность самим размышлять, делать выводы, сопоставить свою нравственную позицию с позицией героев. Следует отметить, что открытый финал был очень характерен для психологической драмы.

На 60-70-е годы приходится возникновение такой своеобразной ветви искусства сцены, которая получила название театр Вампилова. Интересное оригинальное дарование Александра Вампилова, воплощенное чаще всего в форму комедии, драмы или мелодрамы, привело на сцену героев и конфликты, не подмеченные ранее другими драматургами. Решения этих конфликтов художником неожиданно. Действие, начавшись как водевиль, может, по воле автора, превратиться в драматическую ситуацию, исход которой будет зависеть от характера персонажей. Вампилов не ищет типического героя и не ставит его в типические обстоятельства. Наоборот, его герой, как правило, оказывается в условиях исключительных, невероятных. При этом тот или иной ход автора не самоцель, а своеобразное средство для раскрытия внутренней сущности человека: богатства его души или, наоборот, уродства и пошлости мещанина.

Драматург не замыкается раз и навсегда в найденных героях. Они всегда неповторимы и вместе с тем несут определенные родовые черты. Молодой герой Вампилова (Колесов в "Прощании в июне", Бусыгин в "Старшем сыне") в процессе роста, становления. Это человек веселый, пока еще легкомысленный, импульсивный, действующий чаще всего под влиянием сиюминутных решений, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

Влюбленный в Таню выпускник биофака Колесов отказывается от нее ради диплома. Правда затем он попытается все исправить, но боль любимому человеку уже причинена.

В поисках ночлега Бусыгин находит легкомысленной выход: решает выдать себя за старшего сына Сарафанова. Ему более чем поверили. И вот уже отец этой очень неустроенной семьи, Сарафанов-старший, видит в нем свою опору и спасение.

И все же Вампилов на стороне таких ребят, из которых вырастут, он надеется на это, настоящие люди. Какие бы ошибки ни совершал его молодой герой, как бы ни сложилась его будущая судьба, автор в финале оставляет возможность выбора верного пути.

Другой тип героя драматурга - это казалось бы примелькавшийся образ стяжателя и эгоиста, живущего для себя.

Пятнадцать лет назад была готова рухнуть философия мещанина-накопителя Золотуева ("Прощание в июне"), не признающего существования честных и бескорыстных людей.

Не дано поверить в честность и бескорыстие Хомутова персонажам пьесы "Двадцать минут с ангелом" из серии "Провинциальные анекдоты". Почти фантастична ситуация предложенная автором. Двое подвыпивших командированных просят в долг у первых попавшихся им людей. Неправдоподобна ситуация, но еще более нереальным становится поведение людей, когда находится человек, готовый одолжить нужную сумму.

Итак, в пьесах Вампилова перед нами поединок доброты и бескорыстия со злом и эгоистическими представлениями. В них характерная именно для его пьес ситуация, когда не злодей, не отрицательные персонажи, а носитель добра запускает механизм интриги.

Одной из лучших пьес Вампилова является драма "Утиная охота". "Утиная охота" - это драма несостоявшейся человеческой личности. Несостоявшейся не в силу того, что "среда заела", жизнь сломала, а в силу абсолютной бесхребетности, безответственности, духовной опустошенности. Главному герою пьесы Зилову безразлично все на свете. Истоки его нравственного оскудения скрыты, но тем более они опасны, говорит автор.

Тонким психологом выступает Вампилов и в драме "Прошлым летом в Чулимске". Внимательно следит художник за поведением действующих лиц, за развитием характера Валентины и поступками Шаманова. Окончательные решения вынесены за рамки сюжета, но очевидно, что для следователя Шаманова, растерявшегося перед жизненными трудностями, не все потеряно, для него возможно возрождение. Выстояла в первой жизненной катастрофе Валентина, выстояла благодаря своей чистоте, твердости духа и большой воле.

В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма. Философскими называются пьесы наиболее емкие и глубокие по художественному смыслу. В данном случае имеется в виду, что авторы этих драм раскрывают решающие, основные вопросы человеческого бытия, стремятся создать целостное представление о мире. Философская драма тяготеет к ярко выраженной условности: ее герои не являют собой саморазвивающиеся характеры, а выступают как выразители идей автора, сюжет и само разрешение конфликта подчинены движению определенной философской концепции.

Наиболее яркими произведениями философской драмы являются пьесы "Беседы с Сократом" и "Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского и "Ящерица" А. Володина.

"Беседы с Сократом" - это первая пьеса на историческую тему Э. Радзинского. В ней показан последний период жизни великого философа: его обвинение в неуважении к богам и в дурном влиянии на молодежь, смертный приговор афинского суда, пребывание в тюрьме и отказ спастись бегством, мужественное приятие смерти. Автор умело пользуется античными источниками, вводя в текст фрагменты из сочинений Платона. Но Радзинский писал не художественную иллюстрацию научных концепций и не драматургическое жизнеописание Сократа. Верность фактам истории явилась для автора лишь необходимым первоначальным условием пьесы о далеком прошлом. Главным же для него были нравственно-философские проблемы.

В Сократе воспринимается, прежде всего, его плебейское происхождение: он сын плотника, проживший жизнь в бедности. Он общителен, весел и ироничен. Ирония, сомнение - одна из важнейших черт его системы взглядов, его отношения к миру. В Сократе скрыт обостренный интерес к каждому человеку и стремление внушить всем понятия добра и справедливости, скрыта непоколебимая верность своим нравственным принципам, за которые он готов платить самой высокой ценой, даже ценой собственной жизни. В нем органично сочетаются два человека. Один прост, равен всем, непритязателен и терпелив. Другой недосягаемо высок по своей жизненной программе, труден для всех.

Главная героиня пьесы "Она в отсутствии любви и смерти" - семнадцатилетняя девушка, только закончившая школу и готовящаяся к поступлению в институт. Она живет интенсивной и сложной духовной жизнью. Она в том возрасте, когда уходят детские незрелые представления об окружающем мире и начинают складываться новые отношения с людьми. Это время первых столкновений со сложностями жизни, с потерями. Она еще на грани, на переломе, когда уже приходит первое жадное желание любви и первые раздумья о жизни и смерти.

Фабула пьесы довольно проста - о том, как юной героине трудно с взрослыми, в особенности с матерью, которая не понимает ее, о том, как ей показалось, что она полюбила человека намного старше ее и как из этой любви ничего не получилось. Но фабула лишь внешний слой, за которым скрывается сложный, угловатый, воинственный характер. В нем перемешалось все: гордость и эгоизм, отзывчивость и высокомерие, душевная чуткость и нравственный максимализм. Героиня ищет соответствие жизни своим максималистским требованиям, и когда оказывается, что это соответствие существует не всегда, она предъявляет людям слишком большой счет. Отсюда ее конфликт с матерью и ее подругой, отсюда конфликт с человеком, которого она полюбила. Живя в плену фантазий, она оказывается нечуткой и в чем-то жестокой по отношению к близким ей людям. Пройдя через испытания, она духовно взрослеет, становится щедрее и терпимее.

Пьеса Радзинского говорит о важных нравственных проблемах: о сложных процессах духовного взросления, о необходимости взаимопонимания поколений, об ответственности людей старшего поколения.

События пьесы "Ящерица" А. Володина происходят в некие древние времена и рисуют жестокую вражду двух племен. Одно называется зубры, другое скорпионы. Скорпионы оттеснили зубров в непроходимые болота, и зубрам грозит смерть. Тогда глава рода предлагает заслать к скорпионам лазутчика, чтобы выведать тайну нового оружия врага, с помощью которого тому удалось потеснить зубров. Выбор падает на самую красивую девушку по имени Ящерица. Оказавшись в селении скорпионов, Ящерица вскоре убеждается, что люди этого племени хотят охотиться, собирать плоды, воспитывать детей, жить и радоваться солнцу, а не воевать. Особенно пришелся ей по сердцу юноша, похитивший ее. Но Ящерица помнит о данном ей поручении, узнает тайну лука и возвращается в свое племя. Она не может припомнить всех деталей вражеского оружия, но ее слова вселяют в зубров веру в свои силы, и это помогает им выйти из болот. Сама же Ящерица погибает, пронзенная стрелой, пущенной воинами скорпионами.

Пьеса является по существу философской притчей, написанной в форме драматического эссе. В ней нет детально разработанных характеров, психологических мотивировок, сложных драматургических построений. В ней создана условная событийная модель, из которой вытекают определенные выводы о взаимопонимании между различными племенами и странами как условии их существования. Языком условно-театральной образности на материале притчи о древних племенах пьеса утверждает вполне современные и важные идеи.


1. Аннинский Л. Локти и крылья. Литература 80-х - надежды, реальности, парадоксы. - М., 1989.

2. Бугров Б. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов. - М., 1987.

3. Взгляд: Критика, полемика, публицистика. Вып. 1.- М., 1988. Вып. 2. - М., 1989. Вып. 3. - М., 1990., Вып. 4. - М., 1991.

4. Горбачев В. Заветное слово: о народности в литературе. - М., 1986.

5. Дубровина И., Дубровин А. Канон или канун? Литература, кино, эстетика: дух обновления. - М., 1990.

6. Ершов Л. История русской советской литературы. - М., 1987.

7. Идеи гуманизма в русской литературе ХХ века: 20-90-е годы. Сб. науч. трудов. - М., 1994.

8. Идейно-художественное своеобразие русской литературы 60-80-х годов. Сб. науч. трудов. - М., 1991.

9. История русской литературы ХХ века. В 2-х томах. Т. 2. под ред. Ф. Кузнецова. - М., 1992.

10. История русской советской литературы. Под ред. М. Журавлевой. - М., 1989.

11. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х годов. - М., 1983.

ДРАМАТУРГИЯ 60 – 90 - Х ГОДОВ.

1. Социологическая драма.
2. Психологическая драма.
3. Философская драма.

Рубеж 60-80-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других. Пьесы, созданные в эти годы, дали благодатный материал для обновления театрального искусства. На 70-80-е годы приходится расцвет театра. В те годы работали Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, М. Любимов, М. Захаров.

70-е годы стали рождением нового жанра, который вначале называли производственной драмой. Для пьес этого направления было характерно обращение к личности руководителя, к вопросам совершенствования экономики и системы управления. Конфликт в социологической драме развивается между новым и старым. Вследствие этого сюжет строится по одной композиционной схеме: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходит человек, чаще всего со стороны, и начинает устанавливать свои порядки, которые он считает лучшими. Из-за этого между ним и старожилами коллектива возникает конфликт, который и составляет основу пьесы.

Большой интерес представляет пьеса А. Дворецкого "Человек со стороны". "Деловой человек" Чешков - высокопрофессионален, сугубо рационалистичен. При этом он страстен в своем увлечении делом, бескомпромиссен, требователен. Одержимый идеей научной организации труда, Чешков бросается в бой, не щадя ни правых, ни виноватых. Герой подчеркнуто не интересуется ничем, кроме дела, он не считается ни с традициями завода, ни с достоинством и самолюбием людей.

Антагонисты Чешкова - не бюрократы, не карьеристы. Они не меньше любят свой завод, которому отдано столько сил, энергии. Но они еще не умеют работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности.

Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния нового начальника цеха, Чешков не выдержал испытания на роль современного, гармонично развитого человека.

Образ "делового человека" привлек внимание и А. Гребнева в пьесе "Из жизни деловой женщины". Директор ткацкой фабрики Анна Георгиевна далека от новых веяний. Организация труда на ее предприятии во многом ведется по старинке: здесь царят текучесть кадров, авралы, необоснованные увеличения планов. Вот почему она с беспокойством и некоторым страхом присматривается к новому главному инженеру, который, словно усвоив уроки Чешкова, не столь жестко, но достаточно решительно пробует вводить новую систему труда.
С идеей необходимости безукоризненной профессиональной честности, наведения строжайшей трудовой дисциплины приходит в бригаду подручным сталевара инженер Виктор Лагутин в пьесе "Сталевары" Г. Бокарева. Вначале симпатии зрителя, так же, как и автора, на стороне этого уверенного в себе парня. Однако Виктор грубо оскорбляет старого мастера, и бригада, посчитав его карьеристом, отторгает его от коллектива.

Таким образом терпит крах уверенность в своей непогрешимости, душевная сухость и жесткая требовательность, не подкрепленная заботой и вниманием. Многое поняли и члены бригады, осознав главное - Виктор со своим неуживчивым характером не карьерист. Он идет на конфликт не ради корыстных целей, ибо его максимализм диктовался самыми добрыми побуждениями. Виктор заставил и окружающих критически посмотреть на себя и принципиально оценить свои действия и поступки.

Но в целом пьесы этого направления страдают эскизностью большинства персонажей, неоправданностью ряда сцен, спорностью некоторых обобщений. Часто конфликт в них выглядит надуманным. Вследствие этого уже в 80-е годы пьесы такого типа сошли со сцен большинства театров.

Для 70-80-х годов характерно заинтересованное внимание к психологической драме и к возможностям мелодрамы. В 40-50-е годы слово мелодрама употреблялось в негативном смысле. Но обращение к этому жанру именно в это время объясняется реакцией авторов на рассудочную социометрию социологической драмы, которой противостоит открытая и откровенная эмоциональность мелодрамы.

Серьезными и художественно перспективными были поиски новых форм в области сюжетно-композиционной структуры психологической драмы.

В драматургии 50-х годов строго выдерживалась хронологическая последовательность событий, однонаправленность действия. Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободно переноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла.

Одним из первых драматических произведений, где художественное время то возвращается назад, то снова соответствует нашим дням стала пьеса К. Симонова "Четвертый". Герой пьесы - американский летчик, участник гражданской войны в Испании, активный борец против фашизма. Послевоенная Америка, охваченная психозом "холодной войны" уродует душу этого человека, по природе и неплохого, но слабовольного. Богатство и успех, которых он может лишиться, если сохранит верность идеалам молодости, отравляют его сознание. Герою становится известно о готовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор: промолчать и сохранить свое благополучие или разоблачить преступников. Рано или поздно решать приходится каждому.

Эта мысль о правомерности и необходимости нравственного выбора реализуется в пьесе с помощью условной ситуации: герой заново переживает минувшее. Их было четыре товарища. И перед нами проходит суд совести. А судят его люди, возникающие в его памяти, его друзья, уже давно погибшие. Свидетельствует женщина, которую он любил, потом женщина, на которой он женился. Он заново переживает все события, взвешивая все "за" и "против" в момент решающего выбора.

К психологической драме обращается и такой известный драматург, как А. Гельман. Событие, которое лежит в основе пьесы "Наедине со всеми" исключительное по своему трагизму и необычно по роковому стечению обстоятельств. Андрей Голубев, начальник строительного управления, направляет для того, чтобы угодить руководству на срочные работы для завершения объекта в срок рабочих-крановщиков. Среди них его единственный сын. В суете и спешке Голубев забывает проверить, соответствует ли условия работы на участке, куда он послал людей, требованиям техники безопасности. Один из кранов задевает за провода линии высоковольтного напряжения. Именно на этом кране работал сын Голубева, в результате несчастного случая лишившийся рук. Время действия пьесы - вечер, канун того дня, когда супруги Голубевы, должны взять из больницы и привезти домой сына-калеку. И это вечер страшного суда в семье Голубевых. Андрей и Наташа обвиняют друг друга в беде, постигшей их сына. И новый виток выяснения отношений, взаимных претензий. Наташа изменяла мужу с неким Кузьминым. А тот был полезен и Голубеву, и его начальнику Щетинину. Поэтому Андрей, зная о неверности жены, закрывал на это глаза. Общественная безнравственность, то есть то, что делает на стройке Голубев и его покровители неотделима от безнравственности личной. Автора пугает нежелание героев отвечать за свои поступки, полное отсутствие у них чувства вины и отвественности. Виноват, по мнению каждого, кто-нибудь другой, либо обстоятельства. Невозможно оправдать Андрея, но еще труднее понять Наташу, которая уходит из дома накануне возвращения искалеченного сына домой.

Наиболее яркими представителями психологической драмы были В. Розов и А. Вампилов.
Виктор Розов с первых пьес заявил о себе как художник, глубоко взволнованный судьбой молодого поколения. Пафос его творчества - борьба за истинные нравственные ценности в человеке, против мещанства не только в быту, но и в самом строе мыслей и чувств.
В пьесе "Вечно живые" восемнадцатилетняя Вероника, сникшая после ухода Бориса на фронт, опустошенная после его гибели, находит силы к концу пьесы совсем по-взрослому спросить себя: "Зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои непрожитые жизни? И как мы будем жить?..."

Вопрос "Как мы будем жить?" вновь и вновь задают себе молодые герои драматурга. Уже в первых пьесах "Ее друзья" и "Страницы жизни" В. Розов, отказавшись от привычной схемы построения конфликта и от стандартной фабулы, попытался проникнуть в психологию юных героев, проследить процесс их гражданского становления.

Особенно удачно это сделано в комедии "В добрый час", где размежевание персонажей по нравственному принципу проведено четко и бескомпромиссно. Драматург вводит нас в атмосферу, характерную для многих семей. Вчерашний выпускник школы должен выбрать свой единственный путь в жизни. Так ли это просто? Как не ошибиться? Во имя чего человек ставит перед собой большие цели? Соблазнительная перспектива вырисовывается перед Вадимом Раз валовым: по глубокому убеждению этого юного карьериста высокий пост обеспечивает желанное реноме. Для Алексея, приехавшего из деревни, поступление в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева вызвано желанием поднимать сельское хозяйство. А Андрей Аверин, центральный персонаж пьесы, весь в поиске самого себя и своего предназначения в жизни. Непосредственность чувств и поступков, душевная чуткость, неприятие фальши и пошлости, корыстолюбия, расчета и "благоразумия" делают этот образ привлекательным.

Еще резче и острее показаны столкновения героев в таких пьесах, как "В поисках радости", "Неравный бой". Борьба светлого начала с эгоистической психологией, с мещанским практицизмом, с неверием в большую и чистую любовь - стержень конфликтов в этих пьесах. Если в ранних произведениях Розова в центре внимания художника персонаж, за судьбу которого автор особенно волновался, то в "Дне свадьбы", "Традиционном сборе", "С вечера до полудня" и других судьба почти каждого действующего лица значима и интересна. На встречу бывших учащихся собрались выпускники 1941 года, которым уже за сорок ("Традиционный сбор"). С точки зрения одних почти единственным мерилом того, "состоялся" человек или "не состоялся", служат чины, звания, должности. По мнению Сергея Усова, важно прежде всего, каким быть, а не кем слыть. В словах героя слышится голос самого автора.
Розов предпочитает оставлять финалы своих пьес открытыми, как будто странствия его героев продолжаются и мы с ними еще встретимся. Но в то же время, открытый финал дает читателям возможность самим размышлять, делать выводы, сопоставить свою нравственную позицию с позицией героев. Следует отметить, что открытый финал был очень характерен для психологической драмы.

На 60-70-е годы приходится возникновение такой своеобразной ветви искусства сцены, которая получила название театр Вампилова. Интересное оригинальное дарование Александра Вампилова, воплощенное чаще всего в форму комедии, драмы или мелодрамы, привело на сцену героев и конфликты, не подмеченные ранее другими драматургами. Решения этих конфликтов художником неожиданно. Действие, начавшись как водевиль, может, по воле автора, превратиться в драматическую ситуацию, исход которой будет зависеть от характера персонажей. Вампилов не ищет типического героя и не ставит его в типические обстоятельства. Наоборот, его герой, как правило, оказывается в условиях исключительных, невероятных. При этом тот или иной ход автора не самоцель, а своеобразное средство для раскрытия внутренней сущности человека: богатства его души или, наоборот, уродства и пошлости мещанина.

Драматург не замыкается раз и навсегда в найденных героях. Они всегда неповторимы и вместе с тем несут определенные родовые черты. Молодой герой Вампилова (Колесов в "Прощании в июне", Бусыгин в "Старшем сыне") в процессе роста, становления. Это человек веселый, пока еще легкомысленный, импульсивный, действующий чаще всего под влиянием сиюминутных решений, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

Влюбленный в Таню выпускник биофака Колесов отказывается от нее ради диплома. Правда затем он попытается все исправить, но боль любимому человеку уже причинена.

В поисках ночлега Бусыгин находит легкомысленной выход: решает выдать себя за старшего сына Сарафанова. Ему более чем поверили. И вот уже отец этой очень неустроенной семьи, Сарафанов-старший, видит в нем свою опору и спасение.

И все же Вампилов на стороне таких ребят, из которых вырастут, он надеется на это, настоящие люди. Какие бы ошибки ни совершал его молодой герой, как бы ни сложилась его будущая судьба, автор в финале оставляет возможность выбора верного пути.
Другой тип героя драматурга - это казалось бы примелькавшийся образ стяжателя и эгоиста, живущего для себя.

Пятнадцать лет назад была готова рухнуть философия мещанина-накопителя Золотуева ("Прощание в июне"), не признающего существования честных и бескорыстных людей.

Не дано поверить в честность и бескорыстие Хомутова персонажам пьесы "Двадцать минут с ангелом" из серии "Провинциальные анекдоты". Почти фантастична ситуация предложенная автором. Двое подвыпивших командированных просят в долг у первых попавшихся им людей. Неправдоподобна ситуация, но еще более нереальным становится поведение людей, когда находится человек, готовый одолжить нужную сумму.

Итак, в пьесах Вампилова перед нами поединок доброты и бескорыстия со злом и эгоистическими представлениями. В них характерная именно для его пьес ситуация, когда не злодей, не отрицательные персонажи, а носитель добра запускает механизм интриги.

Одной из лучших пьес Вампилова является драма "Утиная охота". "Утиная охота" - это драма несостоявшейся человеческой личности. Несостоявшейся не в силу того, что "среда заела", жизнь сломала, а в силу абсолютной бесхребетности, безответственности, духовной опустошенности. Главному герою пьесы Зилову безразлично все на свете. Истоки его нравственного оскудения скрыты, но тем более они опасны, говорит автор.

Тонким психологом выступает Вампилов и в драме "Прошлым летом в Чулимске". Внимательно следит художник за поведением действующих лиц, за развитием характера Валентины и поступками Шаманова. Окончательные решения вынесены за рамки сюжета, но очевидно, что для следователя Шаманова, растерявшегося перед жизненными трудностями, не все потеряно, для него возможно возрождение. Выстояла в первой жизненной катастрофе Валентина, выстояла благодаря своей чистоте, твердости духа и большой воле.

В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма. Философскими называются пьесы наиболее емкие и глубокие по художественному смыслу. В данном случае имеется в виду, что авторы этих драм раскрывают решающие, основные вопросы человеческого бытия, стремятся создать целостное представление о мире. Философская драма тяготеет к ярко выраженной условности: ее герои не являют собой саморазвивающиеся характеры, а выступают как выразители идей автора, сюжет и само разрешение конфликта подчинены движению определенной философской концепции.

Наиболее яркими произведениями философской драмы являются пьесы "Беседы с Сократом" и "Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского и "Ящерица" А. Володина.
"Беседы с Сократом" - это первая пьеса на историческую тему Э. Радзинского. В ней показан последний период жизни великого философа: его обвинение в неуважении к богам и в дурном влиянии на молодежь, смертный приговор афинского суда, пребывание в тюрьме и отказ спастись бегством, мужественное приятие смерти. Автор умело пользуется античными источниками, вводя в текст фрагменты из сочинений Платона. Но Радзинский писал не художественную иллюстрацию научных концепций и не драматургическое жизнеописание Сократа. Верность фактам истории явилась для автора лишь необходимым первоначальным условием пьесы о далеком прошлом. Главным же для него были нравственно-философские проблемы.

В Сократе воспринимается прежде всего его плебейское происхождение: он сын плотника, проживший жизнь в бедности. Он общителен, весел и ироничен. Ирония, сомнение - одна из важнейших черт его системы взглядов, его отношения к миру. В Сократе скрыт обостренный интерес к каждому человеку и стремление внушить всем понятия добра и справедливости, скрыта непоколебимая верность своим нравственным принципам, за которые он готов платить самой высокой ценой, даже ценой собственной жизни. В нем органично сочетаются два человека. Один прост, равен всем, непритязателен и терпелив. Другой недосягаемо высок по своей жизненной программе, труден для всех.

Главная героиня пьесы "Она в отсутствии любви и смерти" - семнадцатилетняя девушка, только закончившая школу и готовящаяся к поступлению в институт. Она живет интенсивной и сложной духовной жизнью. Она в том возрасте, когда уходят детские незрелые представления об окружающем мире и начинают складываться новые отношения с людьми. Это время первых столкновений со сложностями жизни, с потерями. Она еще на грани, на переломе, когда уже приходит первое жадное желание любви и первые раздумья о жизни и смерти.
Фабула пьесы довольно проста - о том, как юной героине трудно с взрослыми, в особенности с матерью, которая не понимает ее, о том, как ей показалось, что она полюбила человека намного старше ее и как из этой любви ничего не получилось. Но фабула лишь внешний слой, за которым скрывается сложный, угловатый, воинственный характер. В нем перемешалось все: гордость и эгоизм, отзывчивость и высокомерие, душевная чуткость и нравственный максимализм. Героиня ищет соответствие жизни своим максималистским требованиям, и когда оказывается, что это соответствие существует не всегда, она предъявляет людям слишком большой счет. Отсюда ее конфликт с матерью и ее подругой, отсюда конфликт с человеком, которого она полюбила. Живя в плену фантазий, она оказывается нечуткой и в чем-то жестокой по отношению к близким ей людям. Пройдя через испытания, она духовно взрослеет, становится щедрее и терпимее.

Пьеса Радзинского говорит о важных нравственных проблемах: о сложных процессах духовного взросления, о необходимости взаимопонимания поколений, об ответственности людей старшего поколения.

События пьесы "Ящерица" А. Володина происходят в некие древние времена и рисуют жестокую вражду двух племен. Одно называется зубры, другое скорпионы. Скорпионы оттеснили зубров в непроходимые болота, и зубрам грозит смерть. Тогда глава рода предлагает заслать к скорпионам лазутчика, чтобы выведать тайну нового оружия врага, с помощью которого тому удалось потеснить зубров. Выбор падает на самую красивую девушку по имени Ящерица. Оказавшись в селении скорпионов, Ящерица вскоре убеждается, что люди этого племени хотят охотиться, собирать плоды, воспитывать детей, жить и радоваться солнцу, а не воевать. Особенно пришелся ей по сердцу юноша, похитивший ее. Но Ящерица помнит о данном ей поручении, узнает тайну лука и возвращается в свое племя. Она не может припомнить всех деталей вражеского оружия, но ее слова вселяют в зубров веру в свои силы, и это помогает им выйти из болот. Сама же Ящерица погибает, пронзенная стрелой, пущенной воинами скорпионами.

Пьеса является по существу философской притчей, написанной в форме драматического эссе. В ней нет детально разработанных характеров, психологических мотивировок, сложных драматургических построений. В ней создана условная событийная модель, из которой вытекают определенные выводы о взаимопонимании между различными племенами и странами как условии их существования. Языком условно-театральной образности на материале притчи о древних племенах пьеса утверждает вполне современные и важные идеи.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Главная проблема драматургии рубежа 60-70-х - спор о герое. Драматурги фиксировали и пытались объяснить процесс нравственного разрушения личности и общества. Тревога, предупреждение о неблагополучной нравственной атмосфере в обществе: двойная мораль, жестокость, хамство как норма поведения, исчезновение доброты и доверия. Критика этого времени явно отражала ностальгию по герою идеальному (герою революции или Отечественной войны). Современная драматургия испытывала человека обстоятельствами жизни, бытовыми благополучием и неблагополучием. Бытовой фон пьес становится достаточно жестким, в поле зрения попадает герой, трудно поддающийся четкой нравственной оценке, «средненравственный», «плохой хороший человек», отсюда внутриличностный конфликт, у героя нет антогониста, человек остается наедине с собой, совершая нравственный выбор.

А. Вампилов, А. Володин «Старшая сестра», «Пять вечеров», А. Арбузов «Таня», «Жестокие игры», «Сказки, сказки Старого Арбата», В. Розов «Гнездо глухаря», М. Рощин «Спешите делать добро», М. Шатров «Синие кони на красной траве»; интеллектуальная драма: Э. Радзинский «Лунин, или смерть Жака», «Нерон», Г. Горин «Поминальная молитва», «Тот самый Мюнхгаузен».

Почвой нового рождения и жизни русской семейно-бытовой, психологической драмы стала идея личного права, индивидуальной свободы. В художественной реализации этой идеи советская драматургия прошла несколько этапов «эволюции»: сначала простое стремление маленького человека выделиться из среды и стать личностью; затем борьба за его существование, за право любить, чувствовать, решать, строить личное счастье, решать не общественные, а личные проблемы. Это оказалось таким трудным процессом, что часто приводило к усталости, глубокой внутренней рефлексии и концу человека, который так и не стал личностью.

Сенсацией театрального сезона 1959 года наравне с «Иркутской историей» Арбузова стала пьеса Володина «Пять вечеров». Она возрождала поэтику театра «семейных сцен». Камерность обстановки, внимание к бытовой детали, узкий круг действующих лиц, неспешная хроника будничной жизни, семейные «частные» заботы-проблемы о племяннике или сестре, материальном достатке и динамичное патетическое внутреннее действие - характерные черты театра Володина. Пьеса начинается с приключения главного героя Александра Ильина, где герой с самого начала проверяется в отношении к женщине. Зоя - случайная знакомая, одинокая женщина с надеждой на когда-нибудь пришедшее счастье. Зоя символизирует отсутствие дома, семьи, неустроенность и одиночество Ильина. Он не уважает женщину, что в данный момент с ним рядом, думает о другом, несбывшемся, думает о Тамаре. Её образ возникает как тема идеала, который должен существовать как неизменный абсолют. Тамара - звезда, недостижимая мечта, однако дальнейшее действие показывает, что и идеал подвергается разрушению жизнью, поэтому и по отношению к Тамаре возникает хамство и неуважение, ложь о главном инженере завода. Конфликт возникает как бы на пустом месте, всем всё ясно, идеала нет, герои понимают это, но пьеса движется как разгадывание Тамары, которая по-прежнему любит и ждет, которая не растеряла верности, осталась прежней, и пижонство Ильина по отношению к ней только осложняет отношения между ними. Судьба Ильина раскрывается как вина прежде всего общества перед человеком (институт, война, не возвращение в Москву), но в саморефлексии раскрывается вина именно человека, его индивидуальная ответственность перед самим собой. Ильин оказался слаб перед гордыней, потерял ответственность за других, изменил себе, но в возвращении к тамаре он обретает силу. Поэтому тамара дается как человек верный себе и ответственный за других. Критика уже тогда назвала «Пять вечеров» и «Старшую сестру» сказками о золушках. Случай, чудо были обязательными кактализаторами драматического действия. Счастливое превращение в финале Золушки в принцессу служило идее гармонизации жизни и человека, формированию цельной духовно богатой личности. Причем Володин акцентирует именно личное, индивидуальное жизнеустройство. И Тамара и Надя Резаева социально устроены, обе активны, передовики, уважаемы, но для полного счастья обязательно нужно осуществление глубоко личных устремлений. В этом заключается один очень важный аспект, определевший в дальнейшем развитие психологической драмы. Гармонизация личности, её индивидуальная суверенность, «смысл личной жизни» осознавался в то время как освобождение от функциональности, от аскетизма, воспитанного суровыми годами войны и «режима». Раскрепостить личность - значило освободить чувства, желания человека, открыть его для любви. Призвания, материального благополучия. Социальные предрассудки снимались, и именно на этой коллизии родилась психологическая драма Володина и Арбузова.

В «Пяти вечерах» препятствием в достижении личного счастья оказывались не внешние обстоятельства, а некоторые нравственные обстоятельства, требовавшие самоограничения и самопожертвования. Тамара потому долго не могла устроить личную жизнь, что воспитывала племянника, а Надя поддерживала младшую сестру. В первой пьесе препятствия устраняются естественным путем, во второй Надя сознательно отказывается приносить жертву и достигает счастья, однако сестра Лида в финале оказывается несчастлива. Девиз «Не бойся быть счастливым» склонял человека в пользу чувств, на первый план выдвигался не драматизм выбора, а драматизм результатов этого выбора.

Виктор Розов «Гнездо глухаря» (1978). Главные темы Розова - мещанство духа и мещанство быта. Главный герой пьесы - Степан Судаков, в прошлом человек с потрясающей доброй улыбкой, активный комсомолец. Теперь - большой чиновник, не понимающий, почему его домочадцы не чувствуют себя счастливыми в 6-ти комнатной квартире со всеми атрибутами счастливых домов: иконы, собрание сочинений Цветаевой, Пастернака. Девиз Судакова: «Все обязаны быть счастливы». Но за внешними бытовыми удобствами скрывается пустой души человек, который потерял нравственный ориентир. Его заменили карьера и вещи. «Мелочи жизни» (трагедия дочери, бунт жены, непонимание младшего сына Прова) не интересуют его. Автора интересует вопрос, что сделало его глухарем? Сам он не страшен, но он рождает тип современного человека: удачливый, достигший определенного положения, доволен собой, внешне правильный, но внутри абсолютно равнодушный, холодный, жестокий. Подобный тип будет появляться во многих пьесах, например, «толстокожие» Вампилова: Сильва, официант Дима. Это люди без нервов, для них не существует сдерживающих этических норм поведения, нравственных принципов.

Итак, пьесы рубежа 60-70-х отличаются крайней статичностью действия, неподвижностью характеров, предельно обытовленной стилистикой, передававшей ощущение неподвижности, застойности бытия. Финал наполнялся щемящим и тоскливым ощущением невозможности счастья. Герой нервозен и раздражителен, неудовлетворен собой, разочарован. «Отключение» человека от кардинальных проблем времени, бытовизм, перенос акцентов с ценностей общественной на ценности частной жизни означали бегство героя из сферы общественно- политической, производственной в сферу духовную, интимную, где только он и мог найти нравственную опору, сделать свой нравственный выбор и тем самым почувствовать себя личностью. Отсюда комический и трагический модусы художественности. Отсюда жанровый состав драматургии: пьесы-исповеди, пьесы-ретроспекции, пьесы-итоги.

Особое место заняла в это время хроника - путь героя к постижению некоего нравственного закона, это путь, на котором герой переживает соблазны, сомнения, заблуждения, но несомненно в финале утверждается в искомой нравственной истине (Арбузов).

Главное открытие драматургии этого периода - театр Вампилова. Его пьесы не оказали должного влияния на лит процесс того времени, но показали свою жизнестойкость и злободневность, философское звучание, подняли важные проблемы существования человека (экзистенциальные проблемы).