Какие народы населяли крым. Кто жил в Крыму до появления татар


Древние народы Крыма

Во времена Юрского периода Земли, когда человека еще не было, на месте горного Крыма располагалась северная окраина суши. Где сейчас расстилаются крымские и южно украинские степи, разливалось огромное море. Вид Земли постепенно менялся. Поднималось дно моря, и там, где были морские пучины, появлялись острова, выдвигались материки. В иных местах острова материки опускались, и их место занимала безбрежная морская гладь. Громадные трещины раскалывали материковые глыбы, доходили до расплавленных недр Земли, и гигантские потоки лавы изливались на поверхность. Груды пепла многометровой толщей отлагались в прибрежной полосе моря…История Крыма имеет похожие этапы.

Крым в разрезе

По тому месту, где теперь тянется полоса побережья от Феодосии до Балаклавы , в свое время прошла огромная трещина. Все, что располагалось к югу от нее, погрузилось на дно моря, что находилось севернее, поднялось. Там, где были морские глубины, появился низкий берег, где была прибрежная полоса — выросли горы. А из самой трещины вырвались огромные столбы огня в потоки расплавленных горных пород.

История формирования рельефа Крыма продолжалась, когда кончились извержения вулкана, затихли землетрясения и на вынырнувшей из глубин суше появились растения. Если внимательно присмотреться, например, к породам Кара-Дага можно заметить, что этот горный массив пронизан трещинами, здесь часть встречаются редкие минералы.

На протяжении лет Черное море оббивало прибрежные скалы и выбрасывало их осколки на берег и сегодня на пляжах мы ходим по гладенькой гальке, нам встречаются зеленая и розовая яшмы, полупрозрачные халцедоны, коричневые гальки с прослоями кальцита, белоснежные кварцевые и кварцитовые обломки. Иногда также можно встретить камешки, которые ранее были расплавленной лавой, они коричневого цвета, как бы наполненные пузырьками - пустотами или вкраплениями молочно-белого кварца.

Так сегодня каждый из нас может самостоятельно окунуться в это далекое историческое прошлое Крыма и даже прикоснуться к его каменным и минеральным свидетелям.

Доисторический период

Палеолит

Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба.

Мезолит

Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 тыс. г. до н.э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Боспорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров.

Неолит и энеолит

В 4-3 тыс. до н.э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тыс. до н.э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

Кочевые народы Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообщества выделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территории Украина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера. Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историк V в. до н.э. Геродот.

памятник Геродоту в Галикарнасе

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках. Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии с древнеиранской - «подвижный конный отряд».

Киммериец

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - это древнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая - киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранской степной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем течении Днестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, в связи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводили в основном лошадей, на которых учились ездить верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен, которые возглавлял царь-вождь.

У них было большое войско. Оно состояло из подвижных отрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, луками и стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии, Урарту и Ассирии.

Киммерийские воины

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железные и стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостеповиками или кавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел, украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства. Особенно хороши были кубки с лощеной поверхностью, украшенные геометрическим орнаментом.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивыми были у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до наших дней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степени способствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседних племен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по материалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечников для стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотые и бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Археологические находки показывают, что у киммерийцев были связи с племенами Приазовья, Западной Сибири и Кавказа. Среди изделий искусства находили женские украшения, украшенное оружие, каменные стелы без изображение головы, но с тщательно отраженным кинжалом и колчаном со стрелами.

Наряду с киммерийцами центральную часть украинской лесостепи занимали потомки белогрудовской культуры эпохи бронзы, носители чернолесской культуры, которых считают предками восточных славян. Основным источником изучения жизни чорнолисцив есть поселения. Найдено как обычные поселки с 6-10 жилищ, так и укрепленные городища. Линия из 12-ти городищ, построенных на границе со степью, защищала чорнолисцив от нападений номидив. Расположены они были на закрытом природой площадках. Городища окружал вал, на котором строилась стена из деревянных срубов и ров. Чернолесской городище, южный форпост обороны, защищали три линии валов и рвов. Во время нападений за их стенами находили защиту жители соседних поселений.

Основу хозяйства чорнолисцив составляло пашенное земледелие и приусадебное скотоводство.

Незаурядного уровня развития достигло металлообрабатывающее ремесло. Железо использовалось прежде всего на производство оружия. На Субботовском городище найдено крупнейший в тогдашней Европе меч со стальным клинком общей длиной в 108 см.

Необходимость постоянной борьбы с нападениями киммерийцев заставила чорнолисцив создать пешее войско и конницу. В захоронениях найдено немало частей конской сбруи и даже скелет коня, положенного рядом с покойником. Находки археологов показали существование киммерийской суток в Лесостепи достаточно мощного объединения праславян-земледельцев, которое долгое время противостояло угрозе со Степи.

Жизнь и развитие киммерийских племен были прерваны на начала VII в. до н.э. нашествием скифских племен, с которыми связан следующий этап древней истории Украины.

2. Тавры

Почти одновременно с киммерийцами в южной части Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "Таврос" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова -Таврида, введенная царским правительством после присоединения Крыма к России в1783 Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек -земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были умелыми гончарами, умели прясть, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Со второй половины I тысячелетия до н.э. в тавров, как и у других племен, появилась имущественное неравенство, сформировалась родовая аристократия. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Совместно с соседями - скифами воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал их земли.

современные развалины Херсонеса

Дальнейшая судьба тавров была трагической: сначала - в II в. до н.э. - Их покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавших Крым. Самобытная культура тавров была утрачена.

Великая Скифия. Античные города-государства в Северном Причерноморье

3.Скифы

С VII в. к III в. до н.э. ужас на племена и государства Восточной Европы и Ближнего Востока нагоняли племена скифов, Пришедшие из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье.

Скифы завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украине), образовав там государство Скифию. Обстоятельнее характеристику и описание жизни и быта скифов оставил Геродот.

В V в. до н.э. он лично посетил Скифию и описал ее. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву.

Геродот выделял среди скифов следующие группы: царские скифы, Живших в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, Проживавших между Днепром и Днестром (историки считают, что это были побеждены скифами потомки чернолесской культуры); скифы-земледельцы, жившие в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, которые поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников. Они господствовали над всеми другими племенами.

Наряд скифского царя и военачальника

В конце VI в. до н.э. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами - Большая Скифия, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Великая Скифия, согласно Геродоту, делилась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - младшие цари (вероятно, сыновья главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на югеВосточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-III вв.до н.э. было Каменское городище близ Никополя). Скифия разделялась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Наивысшего подъема достигло Скифия в IV в. до н.э. Оно связано с именем царя Атея. Власти Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Этот царь чеканил собственную монету. Мощь Скифии не пошатнулась даже после поражения от македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Филипп II в походе

Мощной оставалась государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339 г. до н.э. Однако на границе IV-III вв. до н.э. Скифия приходит в упадок. В конце III в. до н.э. Великая Скифия под натиском сарматов прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III век до н.э. - III в.н.э.) со столицей в Неаполе скифском в Крыму, другую - в нижнем течении Днепра.

Скифское общество состояло из трех основных слоев: воинов, жрецов, рядовых общинников (земледельцев и скотоводов. Каждая из слоев вела свое происхождение от одного из сыновей первопредка и имела свой священный атрибут. Для воинов это был топор, для жрецов - чаша, для общинников - плуг сигом. Геродот говорит, что особым почетом у скифов пользовались семь богов; именно их считали прародителями людей и творцами всего сущего на Земле.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского производства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивало пшеницу, просо, конопля и др., причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Земледельцы жили в поселениях (городищах), которые располагались на берегах рек и укреплялись рвами и валами.

Упадок, а затем - распад Скифии были вызваны рядом факторов: ухудшение климатических условий, высыхание степей, упадок экономических ресурсов лесостепи т.д. Кроме того, в III-I вв. до н.э. значительную часть Скифии завоевали сарматы.

Современные исследователи считают, что первые ростки государственности на территории Украины появились именно в скифские времена. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал так называемый. «Звериный» стиль.

Широко известны памятники скифской эпохи курганы: Солоха и Гайманова Могилы на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль-Оба и др. Найдено царские украшения (золотая пектораль), оружие и т.д.

Скифская золотая пектораль и ножны с Толстой Могилы

Серебряная амфора. Курган Чертомлык

Председатель Диониса.

Курган Чертомлык

Золотой гребешок. Курган Солоха

Интересно знать

Геродот описал обряд погребения скифского царя: Прежде чем похоронить своего царя священной территории - Герра (Приднепровье, на уровне Днепровских порогов), -скифы возили его забальзамированное тело по всем скифских племенах, где над ним совершали обряд памяти. В Герра тело хоронили в просторной гробнице вместе с женой, ближайшими слугами, лошадьми и пр. У царя клали золотые вещи, драгоценные украшения. Над гробницами насыпали огромные курганы - Чем знатнее царь, тем выше курган. Это свидетельствует о имущественное расслоение у скифов.

4. Война скифов с персидским царем Дарием I

Скифы были воинственным народом. Они активно вмешивались в конфликты между государствами Передней Азии (борьба скифов с персидским царем Дарием и др.).

Примерно в 514-512 гг до н.э. скифов решил покорить персидский царь Дарий I. Собрав огромное войско, он переправился наплавного моста через Дунай и двинулся вглубь Великой Скифии. Войско Дарья I, как утверждал Геродот, насчитывало 700 тыс. воинов, однако, как считают, эта цифра в несколько раз преувеличена. Скифское войско насчитывать, вероятно, около 150 тыс. бойцов. По плану скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персами и, постепенно уходя, заманивало врага в глубь страны, уничтожая на его пути колодцы и пастбища. В настоящее время скифы планировали собрать силы и нанести поражение ослабленным персам. Эта "скифская тактика", как назвали ее позднее, оказалась удачной.

в лагере Дария

Дарий построил лагерь на берегу Азовского моря. Преодолевая огромные расстояния, Персидская армия тщетно пыталась отыскать врага. Когда скифы решили, что силы персов подорваны, они стали действовать решительно. Накануне решающей битвы скифы прислали царю персов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Содержание" Скифского дара" Дарию его советник истолковал так: "Если, персы, вы не станете птицами и не полетите высоко в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, либо лягушками и не попрыгаешь в болота, то вы не вернетесь к себе, вас потеряют эти стрелы ". Неизвестно, о чем думал Дарий I, Несмотря на эти дары и на скифов, которые строили отряды в бой. Однако ночью, оставив в лагере раненых, которые могли поддерживать костры, он с остатками своей армии бежал.

Скопасис

Царя савроматов, жившего в VI веке до н. э., упоминает в своих книгах отец истории Геродот. Объединив скифские армии, Скопасис разгромил персидские войска под командованием Дария I, пришедшие к северным берегам Меотиды. Геродот пишет, что именно Скопасис регулярно вынуждал Дария отступать к Танаису и не давал ему вторгнуться в Великую Скифию.

Так позорно закончилась попытка одного из мощнейших обладателей тогдашнего мира покорить Великую Скифию. Благодаря победе над персидской армией, которая считалась тогда самой сильной, скифы завоевали славу непобедимых воинов.

5. Сарматы

В течение III в. до н.э. - III в. н.э. в Северном Причерноморье господствовали сарматы, Которые пришли из Приволжско-приуральских степей.

Украинские земли в III-I вв. до н.э.

Как называли себя эти племена мы не знаем. Греки и римляне называли их сарматами, что переводится с древнеиранской как «опоясаны мечом».Геродот утверждал, что предки сарматов жили к востоку от скифов за речкой Танаис (Дон). Он также рассказывал легенду о том, что сарматы ведут свою родословную от амазонок, которых взяли скифские юноши. Однако хорошо овладеть языком мужчин они не смогли и потому сарматы разговаривают испорченном скифском языке. Часть истины в утверждениях «отца истории» являются: сарматы, как и скифы принадлежали к ираноязычной группы народов, и у них очень высокий статус имели женщины.

Заселение причерноморских степей сарматами не было мирным. Они истребляли остатки скифского населения и превратили большую часть их страны в пустыню. Впоследствии на территории Сарматии, как называли эти земли римляне, появляется несколько сарматских племенных объединений - аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Поселившись в украинских степях сарматы стали нападать на соседние римские провинции, античные города-государства и поселения земледельцев-прославь, львовян, зарубинецкой культуры, лесостепи. Свидетельством нападений на праславян стали многочисленные находки наконечников сарматских стрел при раскопках валов зарубинецких городищ.

Сарматский всадник

Сарматы были скотоводами-кочевниками. Необходимые продукты земледелия и ремесленные изделия они получали от оседлых соседей путемобмена, дани и обычного грабежа. Основой таких отношений была военное преимущество кочевников.

Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбищаи добычу.

Наряд сарматских воинов

Ни сарматского поселения археологами не найдено. Единственными памятниками, которые они оставили являются курганы. Среди раскопанных курганов есть много женских захоронений. У них найдены великолепные образцы украшений, выполненных в "Зверином" стиле. Непременным принадлежностью мужских захоронений является оружие и снаряжение для лошади.

Фибула. Нагайчинський курган. Крым

В начале нашей эры владычества сарматов в Причерноморье достигло высшей точки. Состоялась сарматизация греческих городов-государств, течение длительного времени сарматская династия правила Боспорским царством.

В них, как и у скифов, существовала частная собственность на скот был основным богатством и главным средством производства. Значительную роль в хозяйстве сарматов играла труд рабов, в которых они превращали захваченных во время непрерывных войн пленных. Однако родоплеменной строй сарматов держался довольно стойко.

Кочевой образ жизни сарматов и торговые связи со многими народами (Китая, Индии, Ирана, Египет) способствовали распространению среди них различных культурных влияний. Их культура сочетала в себе элементы культуры Востока, античного Юга и Запада.

С середины III в. н.э. сарматы теряют ведущее положение в причерноморских степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ),готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

Генуэзцы в Крыму

В начале XIII в., после того, как в результате четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) рыцари-крестоносцы захватили Константинополь, возможность беспрепятственно проникать в Черное море получили принимавшие активное участие в организации похода венецианцы.

штурм Константинополя

Уже в середине XIII в. они регулярно посещали Солдайю (современный Судак), поселялись в этом городе. Известно, что дядя знаменитого путешественника Марко Поло, Маффео Поло, владел домом в Солдайе.

крепость Судак

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает Константинополь от крестоносцев. В этом ему способствовала республика Генуя. Генуэзцы получают монопольное право мореплавания по Черному морю. В середине XIII в. генуэзцы победили в шестилетней войне венецианцев. Это было началом двухсотлетнего пребывания генуэзцев в Крыму.

В 60-е годы XIII века Генуя обосновывается в Каффе (современная Феодосия), которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье.

Феодосия

Постепенно генуэзцы расширяют свои владения. В 1357 г. захвачен Чембало (Балаклава), в 1365 г. - Сугдея (Судак). Во второй половине XIV в. захвачен южный берег Крыма, т. н. "Капитанство Готия", входившее ранее в состав княжества Феодоро - Лупико (Алупка), Музахори (Мисхор), Ялита (Ялта), Никита, Горзовиум (Гурзуф), Партенита, Луста (Алушта). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний. Основной вид деятельности генуэзцев в Крыму - торговля, в том числе и работорговля. Кафа в XIV - XV вв. была крупнейшим невольничьим рынком на Черном море. На кафинском рынке ежегодно продавалось более тысячи рабов, а постоянное рабское население Кафы достигало пятисот человек.

В то же время, к середине XIII в., складывается огромная империя монголов, образовавшаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его потомков. Владения монголов простирались от тихоокеанского побережья до степей Северного Причерноморья.

Кафа активно развивается в это же время. Однако ее существование было прервано в 1308 г. войсками золотоордынского хана Тохты. Генуэзцы успели бежать морем, но город и пристань были сожжены дотла. Только после того, как в Золотой Орде воцарился новый хан Узбек (1312-1342 гг.), генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийского залива. К началу XV в. в Таврике складывается новая политическая ситуация. В это время окончательно ослабевает и начинает разваливаться на части Золотая Орда. Генуэзцы перестают считать себя вассалами татар. Но их новыми противниками становятся набирающее силу княжество Феодоро, претендовавшее на прибрежную Готию и Чембало, а также потомок Чингисхана Хаджи-Гирей, стремившийся к созданию в Крыму независимого от Золотой Орды татарского государства.

Борьба Генуи и Феодоро за Готию длилась с перерывами почти всю первую половину XV в., причем феодоритов поддерживал Хаджи- Гирей. Крупнейшее военное столкновение между противоборствующими сторонами произошло в 1433-1434 гг.

Хаджи-Гирей

На подступах к Солхату генуэзцы были неожиданно атакованы татарской конницей Хаджи-Гирея и в короткой битве потерпели поражение. После поражения в 1434 г. генуэзские колонии вынуждены были уплачивать ежегодную дань Крымскому ханству, которое возглавил Хаджи-Гирей, поклявшийся изгнать генуэзцев из их владений на полуострове. Вскоре у колоний появился еще один смертельный враг. В 1453г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская империя окончательно перестала существовать, а морской путь, связывающий генуэзские колонии в Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений.

Общая угроза со стороны турок-османов заставила сблизиться генуэзцев и с другим своим непримиримым врагом. В 1471 г. они заключили союз с владетелем Феодоро. Но никакие дипломатические победы не могли спасти колонии от гибели. 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. К этому времени дал трещину антитурецкий блок "Крымское ханство - генуэзские колонии - Феодоро".

Осада Кафы продлилась с 1 по 6 июня. Генуэзцы капитулировали в момент, когда средства для обороны их черноморской столицы вовсе не были исчерпаны. По одной из версий власти города поверили обещаниям турок сохранить им жизнь и имущество. Так или иначе, но крупнейшая генуэзская колония досталась туркам на удивление легко. Новые хозяева города отобрали имущество генуэзцев, а их самих погрузили на корабли и вывезли в Константинополь.

Солдайя оказала туркам-османам более упорное сопротивление, чем Кафа. А после того, как осаждающим удалось ворваться в крепость, ее защитники заперлись в церкви и погибли в пожаре.

Население. Этническая история Крыма

Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.

Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.

Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью, и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.

Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…

Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Понт Эвксинский — Море Скифское

Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия - Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV-XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.

Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.

Учёные считают, что до начала расхождения народов - около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был , корни которого лежат в .

Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам - kram — крепость, глагол «kR» и «krta » - создать , построить, сделать, то есть - это рукотворное сооружение - Крепость, Кремль.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны или фракийским.

В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.

С древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. сообщает о том, что в горах Тавриды жили тавров, знающих толк в воинском искусстве.

в пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)» , отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье , один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.

Название «Балаклава» происходит от слова , сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из - RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» - происходит от «Бала» - военная,«Клап, калпате» - klṛ p, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷ p») , то есть - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости с именем сына (II в. до н. э.) Палак - «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции - Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин» , происходят от одного корня.

В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное , жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и , допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.

Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum). Важное место занимает Крымский полуостров в истории Украины. Население Крыма и Украины было связано общими экономическими, политическими и культурными процессами.

Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне . Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II-VII веках.

О славянах в Крыму время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.

Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников.

Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком . А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью, столицей будущего древнерусского княжества, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно киевское правительство распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.

Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века. Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» - кузня, нынешняя Керчь).

Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки» . Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.

В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож ). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов. Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года .

Обнаруженные археологами на Крымском полуострове стоянки первобытных людей (Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Волчий Грот) свидетельствуют о заселении края человеком уже в эпоху каменного века.

Древнейшее население Причерноморья и Крыма состояло из обитавших здесь на рубеже II—I тысячелетий до н. э. полуоседлых и кочевых племен, известных под общим именем киммерийцев. Память о них сохранилась в местных топонимах, упоминаемых в древнегреческих источниках: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерий. Киммерийцы заселяли, по-видимому, все причерноморские степи, но в Восточном Крыму, как и на Таманском полуострове, они обитали дольше.

В VII в. до н. э. киммерийцы действовали в союзе со скифами. Имеются сведения о разгроме в 652 г. до н.э. лидийской столицы Сард киммерийцами и скифами. Выявленная археологами культура киммерийцев близка скифской и относится к концу эпохи бронзы. Об этом говорят раскопки на Керченском и Таманском полуостровах, где обнаружены захоронения VIII—VII вв. до н. э., связываемые с киммерийцами. Согласно рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами, которые господствовали здесь уже в VII в. до н. э.

Потомками киммерийцев считаются тавры, обитавшие уже в скифское время в горах Крыма. Тавром назывался и горный хребет на южнобережье полуострова. С этим именем и связано греческое наименование Крымского полуострова — Таврика, которое сохранялось и в эпоху античности, и в средние века.

Основную массу скифов составляли племена, пришедшие в VIII в. до н. э. из Средней Азии. Известно несколько скифских племен Северного Причерноморья: царские скифы, обитавшие и в Крыму, скифы-кочевники, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-вонны. Общественный строй скифов в середине I тысячелетия до и. э. характеризуется постепенным распадом родоплеменных и появлением классовых отношений. Известно было у скифов уже и патриархальное рабство. Смена киммерийской культуры скифской в VIII—VII вв. до н. э. совпала с переходом от эпохи бронзы к железному веку. К IV в. до н. э. Скифское царство, объединившее отдельные племена, превратилось в сильную военную державу, успешно отразившую персидское нашествие. Замечательные памятники знаменитого скифского «звериного» стиля обнаружены археологами в курганах и горЬдишах Крыма — в Курганах Кулаковского (близ Симферополя, Ак-мечеть), уникальные золотые изделия с изображением человеческих фигур, животных и растений найдены в известных скифских курганах Куль-Оба, Ак-Бурун, Золотом кургане.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит интенсивный процесс греческой колонизации северопонтийского побережья, обусловленный экиномическим и социальным развитием Древней Эллады. В VII в. до н. э. колонизуется западное, а в VI в. до н. э. — северное побережье Черного моря.

Ранее всего в Таврике, вероятно еще в первой половине VI в. до н. э., на месте современной Керчи на берегу Боспора Киммерийского был основан милетцами г. Пантикапей. Сам город назывался греками и просто Боспором. Около середины VI в. до н. э. в Восточном Крыму возникли Тиритака, Нимфей, Киммерик. В VI в. до н. э. греками-милетцами была основана Феодосия, а также Мирмекий, располагавшийся недалеко от Пантикапея.

Около 480 г. до н. э. в Восточном Крыму происходит объединение ранее независимых греческих городов-государств (полисов) в единое Боспорское государство под властью Археанактидов —выходцев из Милета. В 438 г. до н. э. власть в Боспоре переходит к Спартокидам — династии, возможно, фракийского происхождения.

Ремесло, сельское хозяйство, торговля, монетное обращение Пантикапея, где с середины VI в. чеканилась собственная серебряная монета, находились на сравнительно высоком уровне развития. Происходило расширение внешней экспансии Боспорского государства. Однако в III—II вв. до н. э. с запада усиливается натиск скифов, а из Прикубанья проникают сарматы.

Создание в Крыму скифского государства и обострение социальных противоречий в Боспорском царстве способствовали ослаблению последнего.

В западной части Крыма важную роль играл Херсонес, основанный в V в. до н. э. выходцами с южного берега Черного моря (из Гераклеи Понтийской). Первоначально это была торговая фактория, которая стала затем центром сельскохозяйственного и ремесленного производства. Росла и торговля, с развитием которой связан выпуск собственной монеты из серебра и меди. Остатки древнего Херсонеса сохранились на западной окраине современного Севастополя.

Херсонес, вероятно, придерживался враждебной политики по отношению к Боспору. Однако к концу II в. до н. э. усиливается натиск скифов на Херсонес. Понтийский царь Митридат VI Евпатор оказал военную помощь Херсонесу. Восточный Крым и Херсонес переходят затем под власть понтийского царя. Перисад — последний царь Боспора из династии Спартокидов — отказался от престола в пользу Митридата VI. Но это лишь обострило назревшие социальные противоречия в рабовладельческом Боспоре. В 107 г. до н. э. здесь произошло восстание во главе со скифом Савмаком, но оно было подавлено войсками понтийского царя.

Понтийское царство стало главным препятствием для дальнейшей экспансии римлян на Восток. Это привело к войнам Митридата с Римом, длившимся с 89 г. до н. э. вплоть до гибели понтийского царя в 63 г. до н. э. Смерть Митридата означала фактическую утрату этой частью Причерноморья политической самостоятельности. К концу I в. до н. э. на боспорских монетах появляется портрет римского императора и членов его семьи. Правда, в 25 г. до н. э. Рим подтверждает независимость Херсонеса, но эта самостоятельность была во многом номинальной.

Города-государства Таврики в первые века н.э. представляли собой развитые полисы рабовладельческого типа. В пользу такого мнения говорит их административное устройство, а также обнаруженные археологами памятники материальной культуры.

Господствующей силой в степной зоне в этот период были сарматы, во главе которых находилась племенная знать, окруженная дружинниками. Известно несколько союзов сарматских племен — роксоланы, аорсы, сираки. Очевидно, со II в. и. э. сарматы получают общее наименование аланов, вероятно по названию одного из их племен. Однако в Крыму сарматы, судя по всему, уступали по численности массе сохранившихся здесь скифов, а также потомков древних тавров. В противоположность сарматам это старое население именуется в античных источниках тавроскифами, что, возможно, указывает на стирание имевшихся между ними различий.

Центром скифских племен в Крыму был Неаполь Скифский, располагавшийся на месте нынешнего Симферополя. Неаполь Скифский был основан в конце III в. до н. э. и просуществовал до IV в. н. э.

В I—II вв. Боспорское царство переживает новый подъем, оно занимает примерно ту же территорию, что и при Спартокидах. Более того, Боспор осуществляет фактически протекторат над Херсонесом. Одновременно происходит сарматизация населения боспорских городов. Во внешней политике боспорские цари проявляли известную самостоятельность, в том числе и в отношениях с Римом.

В III в. в Крыму получает распространение христианская религия, проникшая сюда, вероятно, из Малой Азии. В IV в. в Боспоре существовала уже самостоятельная христианская епископия.

Херсонес в это время продолжал развиваться как рабовладельческая республика, но прежний, демократический строй (в рамках, естественно, рабовладельческой формации) сменился теперь аристократическим. При этом происходила романизация правящей городской верхушки. Херсонес становится основным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье. В нем находился римский гарнизон, отсюда поступало продовольствие в центр империи.

В середине III в. н. э. Боспорское государство переживает экономический и политический упадок, отражавший общий кризис античной рабовладельческой системы. Начиная с 50—70-х гг. в Крыму усиливается натиск боранов, остготов, герулов и других племен, входивших
в готский союз. Готы нанесли поражение скифам, уничтожили их поселения в Крыму. Захватив почти весь полуостров, за исключением Херсонеса, они установили свое господство над Боспором. Готское нашествие привело к упадку Боспорского царства, но смертельный удар ему был нанесен в 70-х гг. IV в. племенами гуннов, появившимися в Восточном Крыму. Разгромленный ими Боспор потерял свое былое значение и постепенно сошел с исторической арены.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988