Кто такие унтерменш? (Der Untermensch).


Herausgeber:
Der Reichsführer-SS
SS-Hauptamt

Berlin, 1942
DHM, Berlin
Do 56/685

Bearbeitet:
SS-Hauptamt - Schulungsamt
SS-Hauptsturmführer König, SS-Obersturmführer Ludwig Pröscholdt
in Verbindung mit der Graphischen Arbeitsgemeinschaft Jupp Daehler

Bilder: Atlanrik(18), Associated Press (16), F. F. Bauer (3), DAF-Gau-Bilderdienst (1), Georg Ebert (1), Enit (1), Helga Glassner (1), Max Göllner (3), Hehmke-Winterer (1), Walter Hege (1), Historia Photo (1), Heinrich Hoffmann (5), Landesbildstelle Wien (1), Ema Lendvai-Dircksen (2), Mauritius (6), Nibelungen Verlag (3), Orbis (7), Presse-Bild-Zentrale (2), Hans Retzlaff (9), Risch-Lau (1), Charloüe Rohrbach (5), Sammlung Seiler (5), Jutta Seile (1), SS-Hauptamt (12), SS-PK(21), Scherl (6), Sportbild-Schimer (1), Staatliche Bildstelle (4), Ilse Steinhoff (2), Hans Tschira (4), Paula Wehr (3), Weltbild (8), Anna Winterer (1)

V E R T R I E B
N O R D L A N D V E R L A G

«Пока на земле существуют люди, борьба между человеком и недочеловеком будет историческим правилом; - борьба, которая ведется евреями против остальных народов, если мы заглянем в далекое прошлое, принадлежит к естественному течению жизни на нашей планете. Можно легко убедиться в том, что эта борьба на жизнь и на смерть является законом природы, напоминающим борьбу инфекции против здорового организма».

Так как ночь восстает против дня, как свет и тьма находятся в вечной вражде - так и недочеловек является величайшим врагом человека, господствующего в мире. Недочеловек - это биологическое существо, созданное природой, имеющее руки, ноги, подобие мозга, с глазами и ртом. Тем не менее, это ужасное существо является человеком лишь частично. Оно носит черты лица подобные человеческим - однако духовно и психологически недочеловек стоит ниже, чем любое животное.

Внутри этого существа - хаос диких, необузданных страстей: безымянная потребность разрушать, самые примитивные желания и неприкрытая подлость.

Недочеловек - и ничего более!

Не все те, которые носят человеческое обличие, являются одинаковыми. -

Горе тому, кто забывает об этом!

Все великие творения, идеи и искусство, которыми владеет наша Земля - придумал, создал и усовершенствовал человек. Человек думал и изобретал, для него все время существовала лишь одна цель: проложить свой путь к высшим формам существования, придать очертания бесконечному, заменить недосягаемое стремлением к постоянному совершенствованию.

Так развивалась культура. Так появился плуг, орудия труда, дом. Так сформировалось человеческое общество, семья, народ и государство. Так человек стал хорошим и великим. Так он поднялся выше всех живых существ.

Так он стал ближним для Бога!

Однако кроме человека жил еще и недочеловек. Он ненавидел все то, что являлось результатом творения других. Недочеловек возненавидел творения, созданные человеком. Он ненавидел их в начале тайно подобно вору, а потом и открыто подобно убийце.

Недочеловек постоянно присоединялся к себе подобным. Зверь призывал зверя -

Еще никогда недочеловек не жил в мирной жизнью, никогда он не знал спокойствия. Ему всегда был нужен полумрак и хаос.

Свет, исходящий от культурного прогресса всегда пугал недочеловека. Для того чтобы выжить ему нужно смрадное болото, ад, а не солнце. -

И этот подмир недочеловеков нашел своего лидера - вечного жида!

Жид понимал остальных недочеловеков и знал чего они хотят. Он подстегивал и вторил их общим прихотям и желаниям, вскоре он велел ужасу переступить через человечество.

Этот исторический период начался с момента уничтожения персов, в честь этого события был объявлен праздник Пурим, - прославляющий организованное массовое убийство. 75000 арийских персов пали жертвами еврейской ненависти. И по сей день еврейство празднует и почитает это ужасное деяние - как свой величайший «религиозный» праздник.

Вечная ненависть недочеловека направлена против чистого образа, свойственного носителям света. Угроза гибели Западного мира всегда исходила из пустынь и далеких степей, где силы разрушения собирались воедино, где Аттила и Чингиз-Хан собирали свои орды гуннов - ведя их по Европе, провозглашая живой апокалипсис, оставляя за собой огонь и смерть, насилие, убийства и ужас. И все для того, чтобы низвергнуть в пропасть мир света и знаний, мир человеческого величия и прогресса!

Извечным остается желание недочеловека: превратить в пустыню все то, что отдает созидательный свет - свет, освещающий невежественный мрак. И тогда, конечная цель недочеловека - хаос, будет достигнута.

Так, уже на протяжении тысячелетий, по неумолимым и страшным законам происходит борьба между двумя противоположными полюсами. Снова и снова находится новый Аттила, новый Чингиз-Хан, вламывающийся через ворота Европы и знающий лишь одно: абсолютное уничтожение всего красивого!

Сегодня олицетворением этих разрушительных сил стал большевизм! Вместе с тем, большевизм не относится к явлениям времен. Он также не является продуктом наших дней! Его нельзя отнести к неким новшествам, имеющим место в рамках человеческой истории. Большевизму столько же лет, сколько и самому жиду. Ленин и Сталин - это лишь те, кто подготовили для него путь.

«Когда у народа кровавым и насильственным путем отбирают его лидеров, следующим этапом для него становится государственное, экономическое, культурное, духовное и наконец физическое рабство. Остатки такого народа, вследствие бесчисленных кровных смешений, теряя чувство самоидентификации и собственной неповторимой значимости, обезличиваются - и в течении короткого исторического этапа перестают существовать. То единственное, что может сохраниться - это лишь исторические сведенья о том, что такой народ однажды существовал». Генрих Гиммлер 1935г. Рейхсфюрер СС

«Во многих странах бытует эта шутка: «В среднем каждый по отдельности (англичанин, немец, еврей, русский, ирландец, американец) умнее (подставляется любой второй из перечня). Но они из ста миллионов своих дураков умеют выбрать триста умных в парламент и правительство. А мы из ста миллионов своих умных умеем выбрать в парламент и правительство триста дураков». Мы сейчас не о том, что толпа глупее человека.

Мы о том, что вот бывает умный, энергичный, предприимчивый и при этом приличный человек. Но. В гробу он видал политику, судьбы родины, крах государства и терзания душевные по этому поводу. Нет, он это все понимает. Но - считает, что он-то лично всё равно ничего не может изменить. Так чего дёргаться? И зачем об этом постоянно думать. Есть политики, есть журналисты, есть промышленники и финансисты, пусть думают. Уж как выйдет... Ну - народ такой... время такое... страна такая... Нет, он согласен со всем, что говорят насчёт политики и трудностей. Но что ж теперь - и не жить своей жизнью?

Собственно, девяносто процентов населения везде политически инертно. Но есть же варианты! Вот малая социальная активность, малая социальная заинтересованность, малая социальная преданность человека - это первейший признак человека второсортного.

В древние времена его группа быстро была бы уничтожена и съедена более дружными ребятами. В новейшие времена его страна опускается в хаос и развал, презираемая более дружными и порядочными народами. Да-да, Россия в этом списке, не сомневайтесь. Социальная состоятельность, социальная ценность человека определяется тем, насколько он ставит благо группы выше блага личного, насколько он озабочен благом группы и способен работать на него. Социальный человек психологически отождествляет свое благо с группой: через её благо он получит и себе. У менее социального, ущербного человека, - наоборот: раз хорошо мне - следовательно, хорошо и группе. Следует отчётливо сформулировать:

Человек, предпочитающий свой карман народному, свое удобство комфорту страны, свои интересы - интересам общим, - это унтерменш. Туземец. Второй сорт. Из страны третьего мира.

И здесь вот какая ужасная вещь:

Все беды России - от чиновников; это старый тезис. Но поскольку чиновников не завозят с Марса - чиновники мы сами, вынужденные выполнять эти функции. Функции винтиков государственной машины. Чиновник - это не человек. Чиновник - это функция. И вот хорошую бабу, или хорошего мужика, посадили в кресло чиновника. Через три года - святых выноси: хамство и наплевательство, и равнодушие деревянное. Что же значит эта картинка? Страшно вымолвить: Мы, русские, не способны к эффективному государственному самоуправлению. О-па!.. (Здесь татарин, еврей, грузин, - все мы здесь русские в России...) Исконное воровство, кумовство, коррупция, продажа страны на вынос за бугор, поразительное по циничности воровство власти в астрономических, неправдоподобных размерах. Унтерменши из любой страны - сделают страну третьего мира.

Унтерменш - это человек с недоразвитым социальным инстинктом. Он не считает своей кровной задачей создавать, могущество своей группы. Гм. А точнее - своего народа, страны, нации, этноса, культуры.

В кланы объединяются по совпадению личных интересов. Но ради клана богатством и жизнью не жертвуют. На хрен такой клан? Наш клан - это только бизнес, это олигархический синдикализм. У клановиков надличностных ценностей нет. В этом отношении статусные воры выше олигархов: у статусного вора есть воровские понятия, воровская честь, воровские надличностные ценности, ради которых он готов умереть. Олигарх готов на смерть чью угодно, только не свою.

Человек первого сорта, человек групповой, человек социальный - это человек, у которого ценность его социума автоматически, инстинктивно, стоит выше ценности его собственной. Это мы сделали цивилизацию, культуру, государственность, науку с техникой, - это все сделали мы, человеки социальные. И наша социальная сущность заставляла нас устраивать свой социум так, что работая вроде на себя - мы работали на него.

Угасание социального инстинкта - это конец цивилизации. До прихода следующей, иной. Человек первого сорта, человек социальный, сколок героя и строителя держав, - это тот, кто обладает надличностными социальными ценностями . Иногда их называют идеалами, но это расплывчатая метафора.

Сегодня, в начале XXI века, мы видим, как слаборазвитый социальный инстинкт не позволяет африканцам создать ни одно нормальное государство в Африке, несмотря на помощь развитых стран. И более того: после изгнания белых колонизаторов чёрные страны приходили в ещё большее запустение. Блага и комфорт цивилизации развращают. Уже нет нужды бороться за жизнь. Нет нужды стоять к плечу плечом против ударов стихий и врагов. И - что? И социальный инстинкт утихает, пригасает, и уже не хотят класть живот за други своя.

Так проходит мирская слава.

Сытость цивилизации делает людей социально второсортными. Увы и ах. Это как бывшие ездовые лайки на сытом юге: обросли жирком, пуховой подшерсток вылез, резвость и сила просели. Дегенерация называется. А международная олигархия, магнаты транснациональных корпораций, сознательно воспитывают из народов унтерменшей. Знай себе цену. Цена человека не равна цене его кошелька. Ведь правда, да, ведь так, да?..»

Веллер М.И., Психология энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г., с. 388-395.

Термин из идеологии национал-социалистов . В контексте нацистской расовой политики недочеловеки противопоставлялись «сверхчеловекам » (нем. Übermensch ).

Недочеловек - это биологически на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, ногами, своего рода мозгами, глазами и ртом. Но это совсем иное, ужасное создание. Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек. Итак, не все то, что имеет человеческий облик, равно. Горе тому, кто забывает об этом.

Брошюра Der Untermensch

Как надо относиться к «недочеловекам», четко и ясно видно из следующего высказывании рейхсфюрера СС :

Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода - интересует меня лишь в той степени, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания культуры… Мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным. Мы будем прилично относиться и к этим людям-зверям. Однако было бы преступлением перед собственной кровью заботиться о них и внушать им какие бы то ни было идеалы и тем самым еще больше затруднять нашим детям и внукам обращение с ними.

История

Подобное деление людей отражало социал-дарвинистскую , расистскую и человеконенавистническую сущность национал-социализма. Термин «сверхчеловеки» был заимствован из ницшеанства . Адольф Гитлер являлся поклонником философии Фридриха Ницше, которая оказала сильное влияние на формирование его мировоззрения. Однако в книге «Так говорил Заратустра », употребление термина «сверхчеловек» не связывалось с какой-либо конкретной расой , и с людьми в целом. Основной идеей произведения было то, что человек это промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека, то есть промежуточная стадия эволюции . Но это не мешало нацистам интерпретировать данную идею по-своему. Недочеловеки противопоставлялись сверхчеловекам, то есть «полноценным арийцам », к которым относили прежде всего родственные расы, выделенные немецким учёным-расологом Гансом Гюнтером , например: нордическую , средиземноморскую , фальскую , динарскую , а также другие близкие им по происхождению расовые типы и их подтипы, имеющие единый «арийский» расовый корень. Так появилось обобщающее определение «арийская раса».

Описание

Мулаты и фино-азиатские варвары, цыганские отбросы и чернокожие дикари - все это основа обитателей современного подмира недочеловеков, во главе которых стоит неизменный облик вечного жида.

Брошюра Der Untermensch

Но даже в борьбе за любезное ее сердцу «равенство всех людей» восточная раса нуждается в вождях, обычно принадлежащих к другой расе. Французскую революцию можно считать массовым явлением восточного и западного типа, но среди ее вождей преобладали нордические люди. Можно считать восточно-балтийским, восточным и центально-азиатским движением, но среди его вождей до сих пор преобладали евреи, преимущественно переднеазиатской расы. Все движения восточной расы вынуждены искать вождей иной крови.

После захвата власти нацистами последовала политика притеснений «недочеловеков». В частности, в 1935 году были изданы нюрнбергские расовые законы , в которых устанавливалось, кто считался евреем, смешанным или «арийцем». В целом, недочеловеками считались все кто не соответствовал идеалу «ариев» (который культивировался национал-социалистами), даже несмотря на расовый тип, например: представители сексуальных меньшинств , наркоманы , алкоголики , . Таких людей идеологи евгенической политики считали регрессивными и нежелательными элементами, носителями генетического груза , подверженными вырождению и дегенерации, которые загрязняют арийскую кровь своей больной наследственностью.

Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам - превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки. Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории.

По мнению А. Даллина, возможно, первым употребил слово «недочеловек» Густав Херберт в газете антисемитской направленности «Völkischer Beobachter» 6 августа 1941 года . Обычно это слово употреблялось вместе с рассуждениями о «славяно-татарской гидре с еврейскими головами», и «ордах гуннов».

Национальный состав

Применение термина «недочеловек» имело скорее расовый , чем национальный характер. Поэтому к недочеловекам относили те народы, которые в основной массе по мнению теоретиков расового превосходства являлись не-арийскими или «расово-гибридными». После евреев нюрнбергские законы были распространены также на цыган и негров , они тоже признавались официально недочеловеками. К германской крови, согласно нюрнбергским законам, приравнивались все народы, «населяющие замкнутые пространства Европы» (европейских государств) . Однако Эрих Кох , отзывался о славянах и балтах , как о «более низких народах» . Крайним славянофобом также являлся Мартин Борман .

C самого начала войны нацистское правительство активно поддерживало на восточном фронте практически все национальные формирования которые были готовы оказать сопротивление общему врагу - Советскому Союзу и коммунистической идеологии (т. н. «красной угрозе»), тем не менее об отношении к местному населению на оккупированных территориях лучше всего ясно из речи Гиммлера в Познани:

То, что может произойти с русским или чехом, меня абсолютно не интересует. Будут ли они живы или умрут с голоду, как скоты, - для меня это имеет значение только в том смысле, что лица, принадлежащие к этим национальностям, будут нам нужны в качестве рабов. Если десять тысяч русских женщин, которые роют нам траншеи, упадут на землю мёртвыми от усталости, мне это безразлично, важно, чтобы нужные нам траншеи были вырыты.

Русский народ должен быть истреблён на поле битвы или же поодиночке. Он должен истечь кровью.

В то время как по отношению к евреям проводилась политика геноцида , в результате которой были уничтожены от 5 до 6 миллионов человек, среди славян особенно пострадали поляки (отношение числа уничтоженных поляков к общему их числу было самым большим среди славян).

Вследствие большей плодовитости других народов, между этими народами и нами возникает жесткая конкуренция.
Если мы сами не позаботимся о соответствующем численном приросте нашего народа и об укреплении его нордической наследственности, то, в таком случае, нордическая кровь будет все настырнее вытесняться кровью восточной.
Только немецкое крестьянство образует там естественную защитную преграду на пути проникновения восточных народов.
Крупномасштабная колонизационная деятельность по заселению наших восточных земель нордическими крестьянами позволит нам создать преграду на пути вторжения восточных людей.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Памфлет «Унтерменш»

Согласно нацистской науке о человеческих расах, необходимо различать расовые и филологические признаки, которые зачастую могут не совпадать. Ведущий немецкий расовый теоретик Ганс Гюнтер писал: «Есть германские, романские и славянские языки, но нет германской, романской или славянской расы… Языковые границы никогда не являются расовыми… Раса и народ не совпадают… В расы следует объединять лишь такие группы людей, которые всегда воспроизводят себе подобных» .

Гюнтер и другие ученые, занимавшиеся расовыми проблемами в нацистской Германии, не раз подчеркивали, что, во-первых, в Европе нет «чистых», с расовой точки зрения, народов. Во-вторых, все народы, включая и немцев, представляют собой расовые смеси; и, в-третьих, ценность расы определяется не по тому, насколько она «полноценна» или нет, а по тому, насколько она «ценна» для определенной цивилизации . Например, нордическая раса, по классификации Гюнтера, представляет ценность для европейской цивилизации. Она явилась духовно-творческим стержнем, повлиявшим на развитие Европы. Евреи, как представители переднеазиатской и ориентальной рас, не стояли у истоков европейской культуры, напротив, их появление в Европе было связано с ее упадком. Для немецкого народа, чья кровь и без того несет в себе компоненты других европейских рас (западной, динарской, восточной), - смешение с евреями нежелательно. Кровь евреев неевропейского происхождения, и поэтому она может так изменить облик немецкого народа, что получится «европейско-азиатско-африканское расовое болото, как в гниющей Римской империи» .

Касались немецкие ученые и «славянского вопроса». В частности, в 1938 году в Штутгарте вышла книга доктора философии, ассистента Антропологического института при Университете Бреслау Ильзе Швидецки «Расология древних славян». Это исследование, опиравшееся на богатый научный материал, в том числе и советских антропологов, давало беспристрастную оценку тому, кто такие славяне, и было полностью лишено какой-либо славянофобии. Швидецки писала: «…общий вид расовой картины славянских народов современности ясно обозначен уже в древнеславянское время. Хотя большая временная близость к индогерманско-праславянскому происхождению еще отчетлива, и именно - благодаря высокой доле присутствия нордического компонента, тем не менее в процессе распространения восточноевропеоидов во всех племенах особенный характер славян среди семьи индогерманских народов уже ярко выражен» . Таким образом, Швидецки пришла к заключению о принадлежности славян (а стало быть, и русских) к белой европейской цивилизации. «Низшей» расой она их не считала.

Объективно говоря, в отношении практических выводов большинство ученых германской расологической школы того периода были более чем сдержаны в своих оценках. Например, глава расового ведомства НСДАП, профессор Вальтер Гросс в открытой партийной прессе настаивал на том, что никаких «высших» и «низших» рас не существует, кроме того, указывал, что, упирая на нордическую тему, нужно быть максимально сдержанным и корректным .

Возникает вполне закономерный вопрос: насколько руководители Третьего рейха и, в частности, Гитлер, прислушивались к мнению исследователей расовых проблем? Как видно из документов, расовые наработки германских ученых оказались востребованными при составлении, например, «Закона о гражданстве Рейха и Закона о защите германской крови и германской чести» (от 15 сентября 1935 года). Позволим себе процитировать один из отрывков: «Германская кровь не образует своей расы. Германский народ состоит из представителей разных рас. Но всем этим расам свойственно то, что их кровь взаимно совместима и смесь этих кровей в отличие от крови, которая им не родственна, не создает препятствий и напряжений. К германской крови можно, без сомнения, приравнять кровь тех народов, расовый состав которых родствен германскому народу. Это относится ко всем народам, населяющим закрытые пространства Европы. Кровь, родственная немецкой, одинаково рассматривается по всем направлениям. Поэтому гражданами Рейха могут стать представители живущих в Германии меньшинств, например, поляки, датчане и т. д.» .

Этот документ показывает, что нацисты не только прислушивались к мнению специалистов по расовым проблемам, но и применяли их наработки на практике. Причем ни о каком «окончательном решении славянского вопроса» не могло быть и речи. Проблема заключалась в том, чтобы собрать всю «здоровую европейскую кровь» под началом Рейха. Эта кровь, в первую очередь нордическая, по мнению нацистов, могла быть не только у поляков, но и у русских. Здесь можно привести слова рейхсфюрера СС Гиммлера из его выступления в Познани 4 октября 1943 года: «Все, что нации могут предложить в виде хорошей крови нашего типа, мы возьмем» . А еще через десять дней, на очередном совещании, шеф СС отметил: «Я считаю, что в вопросе, касающемся населения иностранных государств, в особенности славян, мы должны исходить из немецкой точки зрения… Конечно, при таком смешении людей могут найтись хорошие расовые типы. Поэтому я полагаю, что нашим долгом будет взять себе их детей для того, чтобы убрать их из нежелательного окружения» .

Чем руководствовался Гиммлер, делая такие заявления?

Прекрасно знакомый с современными ему исследованиями по расологии, шеф СС исходил из того, что с древнейших времен нордические расовые ядра, как «носители света» и единственные представители «культуротворящей первичной силы», вторгались в массы других народов и подчиняли их себе. Пользуясь плодами труда покоренных этносов, люди нордической расы получили возможность развивать свои творческие задатки и двигать вперед всю человеческую цивилизацию . Разумеется, в ходе этого сложного и продолжительного по времени процесса происходило определенное слияние между носителями нордической крови и теми, кто им повиновался. Расовое смешение не представляло опасности до тех пор, пока существовали жесткие ограничительные законы, а на вершине общественной иерархии, как, например, в древней Индии, находились люди нордического типа и благородного происхождения. Упадок же цивилизации происходил после того, как кровь благородного сословия, индоевропейцев, повсеместно смешивалась с кровью некогда покоренных народов. В результате наступал расовый хаос, духовное и нравственное вырождение, деградация, приводившая людей к грандиозной трагедии - к историческому концу их общества, созданного когда-то арийцами.

Конечно, опираясь на эту концепцию, Гиммлер учитывал реалии своего времени. Он понимал, насколько далеко ушло человечество по пути «первородного греха расового смешения». Европа, как «священный ареал белой цивилизации», уже давно подверглась массированной расовой атаке со стороны этносов, чья кровь губит нордическую расу и ведет ее к неминуемой гибели. Избежать трагического финала можно только в том случае, если будут приняты кардинальные и своевременные меры по защите людей с нордической и близкой к ней кровью, для чего нужно найти и вывести этих людей за рамки прежней «среды обитания», где они смешивались с кем попало, и объединить под эгидой СС.

Вышеуказанные представления неизбежно отразились и на пропагандистском обеспечении подчиненных Гиммлеру структур, в частности Войск СС.

Небезынтересным представляется вопрос о формировании и генезисе образа врага в эсэсовских пропагандистских материалах. Как уже отмечалось, главным своим врагом нацисты считали «еврейский большевизм», который нередко увязывался с «азиатчиной» и находил конкретное воплощение в образе «недочеловека» (Der Untermensch).

Ошибочными следует признать утверждения некоторых российских историков (например, Б.Н. Ковалева и О.Ю. Пленкова), что впервые в Германии термин «унтерменш» употребил 6 августа 1941 года постоянный автор нацистского официоза «Volkischer Beobachter» Густав Херберт . Если бы отечественные исследователи были знакомы с брошюрой «Недочеловек», они бы по крайней мере обратили внимание на слова шефа СС Гиммлера, сказанные им в 1935 году: «До тех пор, пока существуют люди, борьба между человеком и недочеловеком будет являться историческим правилом» .

Еще с 1920-х годов этот же самый термин охотно употреблял в своих произведениях Альфред Розенберг, говоря о «гибели» русского народа, переставшего существовать после победы большевизма в России. Как отмечалось, Розенберг видел в большевизме «молодую, варварскую, разрушительную силу», власть «вырождения». В СССР появился «советский человек», а по сути своей - «недочеловек», который является «живым укором» по отношению к нордическому человеку. Известный американский исследователь нацистской пропаганды Э.Р. Герцштейн пишет, что в 1931 году штурмовики называли своих противников «коммунистическими недочеловеками» .

Собственно говоря, можно привести еще несколько десятков фактов, которые будут уводить нас в XIX век, когда в среде немецких националистов стало произноситься слово «унтерменш». Сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, кто именно ввел его в оборот (Розенберг в «Мифе XX века» пишет, что впервые этот термин употребил Лотар Штоддард). Любопытно, что слово «недочеловек» использовалось и либеральной германской прессой, бичевавшей националистов-антисемитов, чьи заявления бросали тень на немцев, как нацию образованных людей. Нацисты увидели в слове «унтерменш» прекрасный образец для создания своего «образа врага». В конечном итоге они получили неограниченное право на его эксплуатацию, в зависимости от политической обстановки, и право на рецепцию тех его содержательных компонентов, которые были созвучны с пропагандой НСДАП.

Многие авторы связывают использование нацистами понятия «недочеловек» с философией Ницше. Так, Сергей Воропаев заявляет, что «в „недочеловеке“ нацистско-расистская пропаганда в течение 20 лет видела антипод ницшеанскому сверхчеловеку». Аналогичные сентенции можно обнаружить у немецких исследователей Кристиана Центнера и Гюнтера Дешнера .

Однако известно, что термин «унтерменш» появился раньше, чем учение Ницше о сверхчеловеке . Более того, по замечанию Иринга Фетшера, «философия Ницше никогда не составляла центра нацистской идеологии; ни Гитлер, ни Розенберг, ни Геббельс не пользовались аргументами или формулировками Ницше» . Конечно, некоторые нацистские пропагандисты зачастую применяли такие понятия ницшеанской философии, как «воля к власти», «сверхчеловек» и т. д. Но эти категории никогда не были основой нацистской пропаганды.

Нацистские органы пропаганды придали образу «унтерменша» зловещую универсальность. «Недочеловеком» мог быть кто угодно, в том числе и немец, предавший фюрера, нацию и Рейх. Однако в первую очередь использование термина был направлено на разжигание ненависти к большевикам и, прежде всего, к евреям (ядром идеологии военного времени, по словам Й. Геббельса, был антисемитизм ).

Брошюра «Недочеловек» была одним из проявлений военной пропаганды, где во главу угла был поставлен «образ врага», олицетворявший собой «абсолютное зло», которое связывалось с «еврейско-азиатским», «иудео-большевистским» и коммунистическим типом людей.

Герцштейн полагает, что эсэсовский памфлет - гимн расовой ненависти, оскорблявший «все народы Востока» . Это, однако, не совсем так. Горизонт расовой неприязни здесь несколько шире (Герцштейн почему-то «забыл» про негров, чьи изображения в памфлете также присутствуют). Но основная порция грязи была предназначена евреям и большевикам («Сегодня олицетворение этой разрушительной воли носит имя „большевизм“»).

Тот же исследователь заявляет, что «народы Востока» (а под ними он подразумевает русских) назывались в памфлете «грязными, монголоидными, скотскими ублюдками» (ту же сентенцию слово в слово повторяет историк А. Гогун ). Однако в тексте подобных оскорблений не встречается (зачем Герцштейн обманывает читателя - не понятно). Еще дальше идет исследователь Б. Ковалев. На страницах его монографии появляются непонятно откуда позаимствованные слова о «славянско-татарской гидре с еврейскими головами» (то же самое пишет О. Пленков) . И вновь ничего подобного мы в тексте документа не обнаруживаем.

Известный немецкий историк Вольфрам Ветте считает, что в СС «с помощью фотографической техники» исказили «лица славянам» . Между тем достаточно заглянуть в брошюру, чтобы убедиться в нелепости подобных допущений. Не было никакой надобности ретушировать «славянские» лица, - пропагандисты вполне могли найти подходящие для их целей изображения советских военнослужащих - представителей еврейского народа. Под фотоснимками помещен следующий текст: «На этот раз еврей хотел действовать совершенно определенно и уверенно. Теперь он, сам произведя себя в офицеры, являясь комиссаром и командиром, принимает решения…»

Цитируя один из отрывков, Ветте заявляет, что этот текст сопровождают фотографии представителей восточноевропейских народов . Однако на соответствующих снимках, объединенных в два коллажа, видны лица негров, арабов, евреев, монголов , которые представлены в качестве маргиналов и представителей преступного мира. Если негры, арабы и монголы - восточноевропейцы, тогда профессор Ветте, надо полагать, плохо учил географию.

Среди западных ученых только Клаудия Кунц заняла более-менее обоснованную позицию. Она ограничилась замечанием, что в памфлете идет чередование расовых типов с описаниями опустошений, произведенных представителями «варварских рас - от Аттилы и Чингисхана до евреев, подчинивших себе Советский Союз» .

Брошюра «Унтерменш» была подготовлена к изданию Учебным управлением Главного управления охранных отрядов совместно с Комитетом полиграфии Юппа Даэлера и отпечатана в берлинском издательстве «Nordland GmbH» весной 1942 года. Памфлет был подготовлен коллективом пропагандистов во главе с гауптштурмфюрером СС Кенигом .

52-страничная (включая обложку) брошюра форматом А4 была снабжена богатым фотоиллюстративным материалом. Среди авторов и владельцев иллюстраций на последней странице обложки приведены агентства «Atlantic», «Associated-Press», «DAF-Gau-Bilderdienst», издательства «Nibelungen», «Orbis», «Presse-Bild-Centrale», «Landsbildschtelle Wien», фотографы Хельга Гласснер, Макс Гелльнер, Анна Винтерер, Ханс Ретцлафф, Эрна Лендвей-Дирксен, Шарлота Рорбах и другие. Указаны также Государственная лаборатория наглядных пособий, рота пропаганды СС и само Главное управление СС. Таким образом, снимки были сделаны не только немецкими военными корреспондентами в начальный период войны (лето - осень 1941 года), но и журналистами (в том числе американскими), побывавшими в СССР в 1920-е и 1930-е годы. Некоторые снимки СС экспонировались на выставке «Советский рай» (1942), пользовавшейся большим успехом, и не только в Рейхе, но и в оккупированных Германией странах (например, в Протекторате Богемия и Моравия).

К сожалению, нет точных сведений, каким тиражом выпустили брошюру. По-видимому, тираж был внушительным (не менее ста тысяч экземпляров). Изначально памфлет предназначался для военнослужащих войск СС, воюющих в Советском Союзе, то есть для ограниченной аудитории. Только в середине 1942 года тираж «Унтерменша» допечатали, а его читателями стали не только члены «Черного ордена», но граждане Рейха.

Основным композиционным приемом брошюры является противопоставление (лица настоящих европейцев - лица индивидов «низших рас»; молодежь Европы - забитые советские юноши и девушки; старики Европы - нищие люди преклонного возраста; крестьянские дворы - унылые колхозы; красивые дома Европы - жалкие лачуги; высокая культура - «дегенеративное искусство»; христианство - богоборчество).

Из 50 страниц памфлета только 10 не содержат «текстового и визуального дуализма». Но это было сделано с тем, чтобы усилить образный ряд, связанный, прежде всего, с преступлениями НКВД (в тексте - ГПУ), голодомором и другими злодеяниями сталинизма.

Перед глазами читателя встают портреты «еврейских комиссаров», евреев из гетто (в Генерал-губернаторстве), государственных деятелей (Черчилля, Рузвельта, Ла Гуардия, Сталина), поддерживавших, по мнению нацистов, политику еврейской мировой экспансии. Между ними, как убеждает памфлет, нет никакой разницы: «Все они - подельники и члены одной преступной шайки» . Всем этим «унтерменшам» противостоят европейцы, начиная от простых людей (молодого итальянца, испанского рыбака, голландского моряка) и заканчивая военными (офицерами вермахта, СС, люфтваффе и кригсмарине). Они - защитники всего «доброго и хорошего, что есть на этом свете» .

К слову сказать, авторы брошюры положительно отзываются о славянах, в частности - о болгарских крестьянах. Далее, где идет сравнение бытовых условий, в которых живут европейцы и граждане СССР, с похвалой говорится о словацкой молодежи . Наряду с этим памфлет пробуждает в читателях чувство жалости, особенно когда приводятся снимки, где запечатлены голодные, умирающие русские дети. Для усиления чувственного эффекта используются словосочетания «несчастное существо», «бедное маленькое создание», «малыши посреди ужаса» и т. д. Таким образом, пропагандисты вызывают ощущение сопереживания («даже столетия не в силах осушить это море выплаканных детских слез»).

Материалистический подход к жизни, установленный в СССР, давал немало поводов для немецкой пропаганды. Например, под «увеличительное стекло» нацистов попала проблема борьбы с религией. В брошюре ей отводится целых четыре страницы. Эсэсовцы поместили снимки с разрушенными и оскверненными церквями, с храмами, чьи помещения оборудованы под склады. В отличие от «арийской Европы», где верят в Бога и каждому оставляют право на религиозную свободу, в СССР евреи и прочие «недочеловеки» разграбили церкви, а там, где «храмы вызывали раздражение больше всего» - их взорвали .

Тема преступлений большевизма - финальный аккорд брошюры. Здесь пропагандисты не жалеют черной краски. Ключевыми словами тут выступают «террор», «ужас», «пытки», «садизм» и «палачи».

Необходимо отметить, что тема военных преступлений и преступлений против человечности во время войны всегда была и будет козырной картой пропагандистских структур любой воюющей страны. Это - одно из эффективных средств манипулирования сознанием. С его помощью можно вносить раскол среди людей, которые по стечению различных обстоятельств попали на оккупированную территорию, и теперь их нужно настроить против государства, где они родились и жили. Можно вызывать ненависть у солдат своей армии, воюющей в чужой стране (что и делается в эсэсовской брошюре). А можно приписывать все преступления противнику, мобилизуя население на борьбу против оккупантов (именно этим занимались советские пропагандисты, отрицая какую-либо причастность СССР к убийствам в Львове, Самборе, Добромиле, Луцке, Кременчуге, Злочеве и в других местах).

Приводя фотографии изуродованных детей, изнасилованных и убитых женщин, эсэсовцы искусственно вызывали два чувства - сострадания и ненависти. Но на первое место они ставили ненависть. Она задает фон («террор и ужас - последние элементы устрашения, используемые недочеловеком»), она заставляет присмотреться к деталям преступлений («сотни тел, разорванных в тесных тюремных камерах на куски… изрезанных в припадке кровожадности…»), она же предупреждает («так же, как этих русских женщин, заставят плакать и вас, женщины Европы!») и она же призывает ко мщению («Европа! Защити себя!»). Только на одной странице, где вновь появляются снимки скорбящих и утирающих слезы людей, мотив ненависти сменяется состраданием («ужасно неописуемо горе отцов, матерей, жен, невест, детей и сестер с братьями, у которых безо всякой вины жестоко отобрали самое дорогое и любимое на свете»).

Пропагандисты СС не связывали понятие «унтерменш» со славянами и русскими. «Недочеловеком» мог быть «большевик», «комиссар» и т. д. Разъяснения на это счет были, кстати, даны в одном из эсэсовских циркуляров об употреблении слов «русский» и «красноармеец» (Rotarmist). Согласно этому документу, германской прессе и радио «принципиально вменялось в обязанность говорить не о России и русских», а называть военнослужащих РККА «советскими солдатами и красноармейцами» . Эта же тенденция проглядывается и в брошюре.

Концепция «еврейского большевизма», нашедшая свое отражение в брошюре «Недочеловек», по мнению целого ряда исследователей, была призвана подтолкнуть эсэсовцев к уничтожению «славянских народов» СССР. Однако, в представлении немцев, уничтожения в первую очередь заслуживали евреи. Русские, утверждали нацисты, были порабощены евреями.

Итак, памфлет «Недочеловек» не являлся руководством по истреблению славян. В принципе подтвердил это сам глава СС во время встречи с генерал-лейтенантом А. Власовым (16 сентября 1944 года). Гиммлер подчеркнул следующее: «Брошюра, о которой вы мне напомнили, относилась исключительно к „большевистскому человеку“, продукту системы, к тому, что угрожает тем же Германии, что он сделал на вашей родине. В каждом народе есть „унтерменши“. Разница лежит в том, что в России „унтерменши“ держат власть в своих руках, в то время, как в Германии я посадил их под замок и засовы. Вашей первой задачей является провести ту же самую акцию и у вас в отечестве» . Власова, насколько известно, данный ответ удовлетворил .

Надо, однако, сказать, что беседа между Гиммлером и Власовым состоялась в последний период войны, когда поражение Германии было предрешено. В этот момент нацисты обращались к любой возможности, чтобы отсрочить катастрофу. И обращение к Власову, который давно добивался, чтобы РОА приняла участие в борьбе против сталинизма, было весьма симптоматичным. Власов, прямо задавший вопросы об отношении немцев к русским, конечно, был опечален тем, что некоторые в Рейхе считали русских людьми «второго сорта», чему, как думал он, способствовала и эсэсовская брошюра. Тем не менее, на наш взгляд, Власов и его окружение переоценивали влияние памфлета. Уже в начале 1943 года брошюра была изъята практически из всех газетных киосков (хотя спрос на издание оставался ).

Тому, что «Недочеловек» исчез из продажи, историки, как правило, дают одно объяснение - памфлет был настолько «вызывающим и оскорбительным», что против него запротестовал даже Й. Геббельс, увидевший в нем едва ли не причину сокращения притока рабочий силы в Рейх из занятых областей СССР . Подтверждение этой точки зрения мы можем найти в обзорном докладе по поводу антибольшевистской деятельности Министерства пропаганды от 31 декабря 1944 года. Здесь отмечается: «В отношении же „остарбайтеров“ Восточный отдел стремился, помимо само собой разумеющегося обслуживания пропагандным материалом, улучшить их судьбу и общее положение. К сожалению, почти во всех слоях среди чиновников и прочего населения все еще господствовало представление, почерпнутое из брошюры „Унтерменш“. Только против одной этой брошюры шла борьба в течение почти целого года, пока удалось добиться ее изъятия» .

На самом деле брошюра «Недочеловек», как одно-единственное издание, не могла формировать взгляды всего немецкого общества. На этом «поприще» трудились сотни немецких пропагандистов (из ведомства Й. Геббельса, из вермахта, из Управления прессы при Министерстве иностранных дел и т. д.). На оккупированной территории памфлет открыто не распространялся, а если все-таки туда попадал (по словам А. Казанцева, выпускники Дабендорфской школы пропагандистов РОА увозили с собой на Восточный фронт по нескольку экземпляров ), то в ограниченном количестве. В общих чертах брошюра не противоречила знаменитым указаниям Й. Геббельса «О пропагандистском обеспечении европейских народов» (от 15 февраля 1943 года), где говорилось, что «нельзя называть восточные народы… скотами, варварами», а следует подвергать критике Сталина и «чудовищность большевистской системы» .

Более того, «Унтерменш» не идет ни в какое сравнение с некоторыми известными образчиками советской военной пропаганды, наиболее одиозным представителем которой является Илья Эренбург. Тексты, опубликованные им в советских и иностранных газетах в период 1941–1945 годов, совершенно недвусмысленно и откровенно призывали к физическому уничтожению немцев и Германии .

Продолжая сопоставление, приходится констатировать и то, что нацисты никогда (даже и в ходе войны) не ущемляли права русских эмигрантов в том объеме, как это делалось в СССР в отношении немцев, предки которых издавна жили в России. Историк Виктор Кригер замечает, что «массовое поражение в правах и клевета на советских немцев обнажили тот факт, что пропаганда национальной ненависти, шовинистические высказывания и любой способ ущемления немцев не будет наказываться. „Много у нас к этой фашистской сволочи гуманизма“, - такой взгляд на ссыльных немцев был типичен не только для секретаря райкома одной из областей Северного Казахстана» .

Будущий литературовед Александр Дементьев в начале 1943 года издал книгу «Реакционная роль немцев и истории России». Год спустя тот же автор опубликовал тщательно подобранные фрагменты произведений классической русской литературы, в которых русские немцы представали в самом неприглядном виде. Эти две книги, как и бесчисленное множество других аналогичных публикаций, «были напичканы предубеждениями, подозрениями и измышлениями различного рода» .

Что касается нацистской и эсэсовской пропаганды (в частности, брошюры «Унтерменш») то она, как правило, не была специально направлена против славян. Борьбу с СССР эсэсовцы понимали как устранение «еврейско-большевистской системы», использующей различные народы для сохранения своей власти, - что в целом согласовывалось с общей тенденцией германской пропаганды на Восточном фронте. Немецкий историк Иохен Янссен отмечает, что «нацистская армейская пропаганда постоянно изображала войну против Советского Союза как нацеленную на освобождение порабощенных людей, в конце концов преследующую гуманные цели» .

Вместе с тем, поскольку большинство коммунистов относилось к русским, украинцам и белорусам, - война превращалась и в противостояние славянам. Однако это противостояние носило политическую, а не расовую (как в случае с евреями) окраску. Привлечение советских граждан на службу в СС и другие коллаборационистские формирования, безусловно, подтверждает это. Впрочем, сослагательный вопрос о месте славянских народов в послевоенном мире, захваченном нацистами, навсегда останется без ответа.

Появившаяся на свет в 1942 году эСэСовская пропагандистская брошюра «Недочеловек» пользуется широкой и неоднозначной славой. Из уст антифашистских болванчиков зачастую приходится слышать утверждения, что "недочеловеками" в ней именуются русские и что она излагает планы германского руководства по порабощению и истреблению русского народа. Естественным способом выяснить степень достоверности подобных утверждений является ознакомление с текстом оригинала. Ниже приведены те фрагменты, в которых слово "недочеловек" употребляется с конкретной этнической привязкой, чтобы получить возможность определить, как именно понимали этот термин авторы брошюры. Кроме того, чтобы определить, как эти авторы относились к русским, были выбраны фрагменты, в которых упоминаются русские. Итак, приводим цитаты из исторического материала:

"Пока на земле существуют люди, борьба между людьми и недолюдьми будет историческим правилом, и, насколько далеко мы можем заглянуть вглубь истории, эта руководимая жидом борьба против народов принадлежит к естественному течению жизни на нашей планете. Можно спокойно прийти к убеждению, что эта схватка не на жизнь, а на смерть является таким же законом природы, как борьба чумной бациллы против здорового организма.

Вожди народа предаются кровавой казни, после чего он обращается в государственное, экономическое, культурное, религиозное, духовное и телесное рабство. Остаток народа, лишённый после бесчисленных расовых смешений своей ценности, вырождается, и по истечении исторически короткого периода в несколько столетий разве что кто-то лишь вспомнит, что такой народ некогда существовал.
Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, 1935 г.

Недомир недочеловеков нашёл своего вождя - Вечного Жида! Он понимал их, он знал, чего они хотят. Он поощрял их самые низкие похоти и вожделения, через него человечество поразил ужас.
В исторические времена начало этому было положено уничтожением персов - праздником Пурим, первым прославлением массового убийства. 75 000 арийских персов пали жертвой ненависти жидов. По сей день жидовство отмечает это злодеяние как свой величайший «религиозный» праздник.

Вечна ненависть недочеловека к светлым образам, носителям света. Вечно угрожает из пустынь гибель Европе.

Вечно сосредоточиваются в далёких степях силы разрушения, собирают Аттила и Чингизхан свои гуннские орды и проносятся по Европе живым апокалипсисом, оставляя позади себя пожары и смерти, изнасилования, убийства и ужас, чтобы низвергнуть в пропасть первобытности мир света и многообразного знания, силы прогресса и человеческого величия!

Вечно желание недочеловека:

Чтобы снова превратилось в пустыню любое место, где бы свет возвышенного познания ни осветил творчески тьму, тогда будет достигнута его последняя цель - хаос.

Так разворачивается уже столетия согласно ужасному, непостижимому закону борьба противоположностей, вновь находится Аттила или Чингизхан, который врывается в двери Европы, который стремится лишь к одному - полному уничтожению всего прекрасного!
Воплощение этой воли к уничтожению называется сегодня большевизмом. Однако большевизм - это явление отнюдь не только нашего времени. Это отнюдь не продукт наших дней. Он также отнюдь не представляет собой новизну в перспективе истории человечества. Он столь же древен, сколь древен сам жид. Его вожди зовутся Лениным и Сталиным.


На уродливых низкорослых степных лошадях, почти сросшиеся с их шерстью, обрушивались гуннские орды на Европу, их раскосые глаза горели жаждой убийства, а позади них оставались только пустыня, смерть, пожар и уничтожение. Так повествуют летописи. «Гунны идут!» - как часто повторялся на протяжении столетий этот крик!

И вот они снова здесь - гунны, пародии на человеческий облик, кошмары, ставшие реальностью, удар кулаком в лицо всему доброму, объединившиеся с дикарями и отбросами со всего мира, и при этом удобные орудия в лапах Вечного Жида, виртуоза в устройстве массовых убийств, только лишь для обмана простаков одетого в цивильную одежду.

На этот раз жид хотел быть уверенным полностью. Он поставил самого себя офицером, комиссаром, принимающим решения вождём недочеловеков. Звери в человеческом обличьи, подлинные «вожди» недомира, семя Агасфера, выходцы из тёмных зловонных гетто восточных городов. Недочеловек остаётся недочеловеком, а жид - жидом. Даже если сегодня они зовутся Черчиллем, Рузвельтом или Ла Гуардией. Для нас они - подонки. Это они стоят за Сталиным - недочеловеком № 1. Они - союзники и товарищи."

Мы видим, что под недочеловеками понимаются, прежде всего, евреи, а также гунно-монголы. Также из конкретных лиц к ним причисляются грузин Сталин, мэр Нью-Йорка итальянско-еврейского происхождения Ла Гуардия и даже англосаксы Черчилль и Рузвельт. Русские недочеловеками не называются ни разу. О русских в обсуждаемой брошюре говорится совсем другим языком:

Невообразимым адом были советские города, в которые устремились миллионы согнанных с земли людей, чтобы прозябать в затхлых, тёмных подвалах. В Советском Союзе человеку было недалеко добираться до места ночлега. Его вполне устраивала хотя бы лишь койка или мешок соломы. Даже если человек укладывался спать прямо на улице, никому не было до этого дела. Так попрошайничает советская молодёжь. Так выглядят русские рабочие.

Вот насколько преуспел жид в Советском государстве в деле лишения человека корней. Крестьянин был провозглашён смертельным врагом советской системы. Он был низведён до состояния скота. У него отняли всё его имущество. Он превратился в раба, вынужденного трудиться лишь на своего еврейского хозяина.

Террор и страх - вот последние ужасные орудия, при помощи которых недочеловек стремится сломить любое сопротивление.

Ужасно горе безымянных отцов, матерей, детей, братьев и сестёр, у которых насильно и безвинно отняли их самых близких людей.


Как этим русским женщинам, пришлось бы плакать и вам, женщины Европы!


Как этот безвинный ребёнок, были бы убиты и дети Европы.
Недочеловек восстал, чтобы покорить мир. Горе вам, люди, если вы не объединитесь. Европа, защити себя!"

Недочеловек остаётся недочеловеком, а жид - жидом. Даже если сегодня они зовутся Черчиллем, Рузвельтом или Ла Гуардией. Для нас они - подонки. Это они стоят за Сталиным - недочеловеком № 1. Они - союзники и товарищи.

Очевидно, что русские представлены отнюдь не недочеловеками, а жертвами недочеловеков, причём об их страданиях говорится с явным сочувствием. В связи с этим попытки пропагандистов советской направленности выдать брошюру «Недочеловек» за концентрированное выражение русофобии немецких идеолгов и их планов по уничтожению русского народа надлежит, в очередной раз, признать фактически необоснованным бредом.