Хождение по краю или как мы тестили похудалки с facebook. Из плохих идей


В Таллинне много интересных достопримечательностей. В этом городе есть куда пойти на что посмотреть и чем себя развлечь. Но нас потянуло вон из старого красивого города на природу, подальше от центра. Прекрасной альтернативой побега в отличную погоду из душного мегаполиса может стать посещение телебашни. Башня располагается за городом. В красивом зеленом районе. Доехать до башни можно на такси за 20 евро или на автобусах 34А и 38 за 1.60. Ехать примерно 20 минут.


Визит на таллинскую телебашню мы не планировали, и очень об этом пожалели. Поэтому, если соберетесь съездить туда и подняться наверх,а тем более, прогуляться по краю, то обязательно зайдите на сайт башни и забронируйте время посещения заранее. Сайт: www.teletorn.ee Мы очень хотели прогуляться по краю телебашни на высоте 175 метров. В общем то это и было нашей основной целью. Приехав на башню в два часа дня, без предварительной резервации аттракциона под названием "walking on the edge" попасть на него мы не смогли. Пришлось на сайте бронировать, оплачивать и выбирать время посещения на следующий день. Вход на башню стоит 8 евро на персону. Стоимость прогулки по краю - 20 евро и вход на саму башню уже включен в эту сумму.
У подножия башни располагается кафе с очень достойным меню. Тут же при вас жарят мясо, можно заказать пиво, сидр и отметить "восхождение на небо".




Рядом с кафе есть детская площадка с качелями и тарзанка, на которой могут прокатиться не только дети, но и взрослые солидные дяденьки))), чем часть нашей небольшой компании воспользовалась.
На высоту 175 метров вас поднимет скоростной лифт. Компьютеры-грибы расскажут о последних достижениях научно-технического прогресса в Эстонии. Есть грибочек "подзорная труба" в которую можно разглядеть окрестности. Также на башне есть ресторан, мы туда не ходили, поэтому что там и как просто не знаю. Для любителей экстрима есть возможность прогуляться по внешней стороне башни. Разумеется, все безопасно. В ветреную погоду можно накинуть пледы, так как может быть прохладно на высоте.

На башне есть интересный аттракцион для самых "смелых" и осторожных. Возможность заглянуть в бездну, через прозрачный люк, который можно сделать матовым, дотянувшись до кнопки ногой. Один из смотровых люков переключается из режима матовый на прозрачный и обратно автоматически, постарайтесь не испугаться)))

После прогулки по башне обязательно спуститесь вниз и в профессионально оборудованной телестудии у вас будет возможность почувствовать себя дикторм телевидения. Вы можете попробовать прочитать прогноз погоды или последние мировые новости и записатьвидеообращенеие. Все это бесплатно.

Теперь о самой прогулке по краю. На ресепшен вам дадут прочитать и подписать контракт о том, что вы ознакомлены с условиями и понимаете все риски данного предприятия. Потом на лифте поднимаетесь на 21 этаж башни. Там инструктор надевает на вас альпинистское снаряжение. Важным вопросом для нас была возможность взять с собой камеру. Сначала нам это не разрешили, но наш чудесный инструктор по имени Мартин, пошел навстречу и ловко приаттачил камеру на грудь фотографу любителю, закрепив ее так, чтобы она не могла упасть вниз ни при каких условиях. Это было здорово. Затем по одному выводят на край. Первым в шеренге идет инструктор. Со стороны это напоминает выгул собачек на коротком поводке. Но ощущения открытого пространства на высоте 175 метров незабываемы! Во время хождения по краю Мартин по английски провел нам обзорную экскурсию. Также он делает фотографии, которые можно с большого монитора, находящегося внизу у телестудии и сувенирного магазина, отправить себе на почту. Но кульминацией прогулки естественно является возможность перешагнуть через ограждения и посидеть там свесив ножки над бездной.

О походном искусстве и опыте взаимодействия с жителями курортной зоны Краснодарского края

Элитарное и массовое всегда существовали как оппозиция, но массовое - не всегда синонимом китча или поп-культуры. Что же можно сказать в таком случае об импровизационном, «походном искусстве»? Подобный формат показался нам идеальной формой для художественного исследования, так как предполагает, во-первых, последовательное перемещение от одного пункта к другому, а во-вторых, испытание на прочность способности к самоорганизации и внутригрупповому взаимодействию.

Вдохновившись идеями «хождения в народ» и практиками средневековых бродячих артистов, мы решили отказаться от комфорта готового выставочного пространства, выйти за пределы большого города и автономно передвигаться по незнакомой нам сельской местности. Решено было начать освоение неизвестных территорий с похода по Краснодарскому краю.

Изначально планировалось идти в экспедицию большой группой, состоящей из художников, музыкантов, танцоров и фотографов, живущих в разных городах России и связанных вместе стремлением выйти за пределы своих возможностей и желанием опробовать принципы партисипаторного искусства в полевых условиях. Однако по мере приближения похода люди начали отпадать подобно осенней листве: кто-то побоялся казачьей расправы и тяжести пешего путешествия, кого-то не отпустили с работы, кто-то заболел или сменил планы. В итоге остались четыре человека, по сути те люди, что и горели идеей«хождения в народ» с самого начала.

Сначала мы хотели заходить только в небольшие села и деревни, пытаться наладить контакт с аудиторией, которой художники, музыканты и активисты обычно не уделяют внимания. Но в процессе территория расширилась: мы решили узнать больше о культурных потребностях жителей прибрежной – курортной – зоны, понять, насколько уместны практики актуального искусства в подобных специфических условиях, найти способ заинтересовать окружающих и оказаться полезными. Это привело нас на дикий пляж (скала Киселёва) под Туапсе и дальше в Сочи.

Участники экспедиции:


АннаКурбатова. Художник и педагог из Воронежа, ВГУ, ВЦСИ, ШВИЧД

Катя Михатова. Художник, куратор и искусствовед из Питера, РАХ, ШВИЧД

Ника Злобина. Художник и фотограф из Воронежа, ВЦСИ, КИСИ

Кирилл Богданов. Фотограф и музыкант из Воронежа

День 1. 22/08
Хадыженск – село Станционное

Бродячие артисты.

Надо выйти из Хадыжей и дойти до первого пункта – села Станционное.

Идём вдоль трассы. Вокруг – одни кладбища. Пот льется. Фуры сигналят.

Будем проникать резко.

Подошли к деревне. Брошенное место. Идем по подвесному мосту – шатается и скрипит. Людей мало. Темнеет. Вода кончается. Двое идут на разведку в темноту.

Видим свет в доме неподалеку, стучимся. Говорим, что путешественники, заблудились. Просим набрать воды. Мы художники и у нас есть краска, можем хоть забор раскрасить.

Таня и Дима (хозяева): А за сколько?

Мы: Да бесплатно!

Хозяева вдруг оживляются и говорят, что у них есть роскошный участок для кемпинга.

Условия бартера: завтра будем красить им забор. Ночью воют шакалы, вокруг палатки бегает кто-то мелкий.

День 2. 23/08
Cело Станционное

Мы приносим себя в жертву.

Люди, у которых мы остановились, хотят, чтобы мы нарисовали на заборе конкретные этнические и сакральные символы. В первой деревне мы решили провести эксперимент и специально отказаться от своих принципов: мы соглашаемся на условия. Каким будет искусство, если всегда будет идти на поводу у заказчика?

После обеда нас приглашают искупаться в реке Пшиш. Пытаемся завести разговор об искусстве и предназначении художников, но всякий раз он сворачивает к темам ЗОЖ, эзотерики, тренингов и семинаров, которые Дима и Таня проводят в своём кемпинге.

Мы: Зачем нужно искусство?

Таня и Дима: Чтобы вскрывать голову.

Пока мы рисовали на заборе, ребенок шести лет подошел и уточнил: «Вы делаете то, что мой папа велел?». Отвращение к процессу росло вместе с температурой на улице. Неужели мы должны приносить себя в жертву, чтобы не «навязывать» свои принципы?

Таня и Дима развеяли наши мечты о пешем походе: даже проводники тут блуждают (а у нас на руках только куски карты из интернета), ориентироваться на такой местности сложно, да и у местных тут недалеко – поля с коноплей (если попадемся – то живыми не выйдем).





День 3. 24/08
Cело Индюк

Утром добрались до деревни Индюк, стоящей у подножия скалы. Переходим вброд реку. Натыкаемся на спортивную площадку и милую женщину – директрису сельской школы. Она разрешает нам набрать воды в колодце и поставить палатки на территории школы.

Взамен мы проводим для детей воркшоп по изготовлению книжек. Детей собралось неожиданно много: мы заняли почти весь небольшой класс. Два с половиной часа общей увлеченной работы, некоторые ребята передали нам свои объекты в качестве документации. После разговариваем с директрисой о жизни в деревне: здесь живёт около 700 человек, многие дети и подростки занимаются в местном турклубе, одном из первых в Краснодарском крае. Женщины организовали в полуразрушенном ДК вокальный коллектив, там же работает хореографическая студия. По мнению Т. Н., художники нужны как люди, которые «говорят и делают то, что хотят».






День 4. 25/08
Индюк – Красное село

165 миллионов лет назад гора Индюк была подводным вулканом.

Оказавшись на вершине мы не чувствовали страха. Виды захватывали воображение.

Продавщица в магазине у остановки спрашивает, замечали ли мы, что скала Индюк похожа на профиль Сталина? Не замечали. Правда, похожа.

Въезжаем в ночное Красное. Никого. Уходим на разведку. Через минуту остановка, на которой мы остались с рюкзаками, наполняется толпой цыган. Дети просят воды и закурить.

В Красном мы понимаем, что надо сменить тактику.

Местные жители не приняли нас, отослав в поле между ж/д дорогой и речкой. Вокруг небольшие заросшие лесом горы – очень красиво.

Парень Славик, к которому мы подошли за водой, дал свой номер и рассказал о заброшенных водонапорных вышках на берегу реки. Говорит, там нужно искусство делать, а не в самой деревне. Пожаловался, что в деревне ничего не происходит, нет даже садика. Все на работу уезжают в другие города. О культурной жизни речь не идёт.

Наши фонарики насторожили жителей Красного. Пока мы ставили лагерь в поле, они вызвали участкового. Им оказался тот самый Славик. Жители беспокоились, что останутся без электричества – оказывается, мы разбивали палатки возле подстанции. Ночью началась гроза. Палатку постоянно освещали удары молний. Страшно.

День 5. 26/08
Cело Красное

Пытаемся найти сторожа водонапорных вышек, хотим спросить разрешения их использовать, но сторожа нет на месте.

От жителей нас отделяет поле и железная дорога.

Расклеиваем приглашения на торжественный спуск нашего корабля. «Внимание! К вам приехали бродячие артисты. Приходите сегодня в 18:00 к водонапорной вышке №21 у реки!»

Ровно в 6 приступаем к превращению: ватерлиния, название – «Бакунин». Корабль спущен на воду, пиратская команда захватила палубу и подняла флаги.

На торжественный спуск корабля пришли только коровы. Кажется, им понравилось.

Местные часто проходят мимо «Бакунина». Заметят ли они, что теперь это корабль? Смотрите, вы можете забраться сюда вместе с нами! Делайте, чего от вас не ждут. Не бойтесь!

На корабле оставили листок: «Корабль Бакунин – место для коллективных действий, собраний, веселья и шалостей... Забирайтесь!»





День 6. 27/08
Cело Красное – Туапсе – скала Киселёва

Утром на палубе читали тексты Бакунина. В глубине корабля вода – баржа наоборот. Надо плыть дальше.

Следующая точка – скала Кисилёва. Движемся к морю.

Каменистый пляж, субтропический пейзаж, скала, как слоеный пирог, сколопендры, еноты. Селимся на самой вершине. Палатки стоят почти на обрыве, на высоте 46 метров.

Рядом со скалой огромная гора мусора. Скала Мусорова. На скалах таблички «Купание запрещено».

Ночью идём к морю. Чёрный утес, звёздное небо, едва различимое море. Из-за скал не видно ни одного городского огня. Только костры на берегу.

Знакомимся с ребятами. Они из Туапсе.

– А чё вы делаете?

– Мы художники.

– А это я типа вот в музее вижу картину – это искусство да? А вот тачку классно прокачать там разрисовать – это чё не искусство что ли?

­– Мы хотим собрать мусор на пляже и сделать из него искусство. Хотите с нами?

– (Смеются ) Вы сдурели что ли? Вы в секте? В мусоре копаться будете? Шизанутые!

На шестой день приходит осознание, что невозможно в равных пропорциях и одновременно реализовать художественные, социальные и туристические планы.

Неожиданно приходят еноты, гремят котлом. Я свечу: один держит в руках пачку «Ролтона». Бегут. Кирилл говорит, что теперь всё время будет ждать их возвращения.

Скала Киселева

День 7. 28/08
Скала Киселёва – Туапсе – Скала Киселёва

Едем на разведку в Туапсе. У магазина с нами заговаривает пьяная женщина. Она беспокоится, что её не любит взрослая дочь. По её мнению, искусство и художники не могут быть полезными или бесполезными, потому что искусства не существует как такового, «вообще ничего не может быть, всё – сплошная симуляция». Она угощает нас пивом и орехами, спрашивает совета по поводу дочери.

На скале мимо нас постоянно ходят туристы – делают фото на фоне красивого вида. Мы занимаемся костром, стучим по кускам железа и в пятилитровые бутылки, пытаясь создать хоть какую-то музыку. Они тычут в нас: «Кто это? Вы тут живете?»

СЖЕЧЬ ЕГО\ОДИЧАЛЫЕ КУКУРУЗА СГОРЕЛА МЫ В ПЛАЦКАРТЕ БУДТО\ВАРИТЬ КУКУРУЗУ В МОРСКОЙ ВОДЕ\ДЫРА! ЧЁРНАЯ ДЫРА В КАМНЯХ ЗАСАСЫВАЕТ\УПОРОЛСЯ ПОМОГИ МНЕ МУСОР\Я НЕ ЗНАЮ ЧТО СО МНОЙ ПРОИСХОДИТ ЫЫЫЫЫ ЕНОТЫ ПРИШЛИ\НЕ ПРЫГАЙ!\ТАНЦУЙ С БУБНОМ\НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ\ДИКИЕ\СИДИМ НА СКАЛЕ

«Искусство нафиг не нужно, мир и так прекрасен» (Александр)

День 8. 29/08
Скала Киселёва

Кто бросает эти твёрдые легкие куски, заполненные вонючей жижей? Большая ржавая махина подплывает каждый час и выгружает толпу, они идут наверх делают фото, говорят «как красиво» и бросают бутылки. Они спрашивают: «Кто бросает тут мусор? Ужас!». И опять бросают бутылки.

Мы окончательно одичали: начинаем жечь мусор на пляже – не можем больше на него смотреть. Разводим ритуальный костер. К акции присоединяются наши соседи и некоторые проходящие.

Танцуем с бубном у костра.

ДЫМ КИДАЙ ЕЩЁ КРИЧИ И ПОЙ ТАНЦУЙ КИДАЙ БУТЫЛКИ И ПАКЕТЫ. ПАЛИ! СОБИРАЕМ ВСЁ, ЧТО МОРЕ ВЗЯЛО, А ПОТОМ ОТДАЛО КАНАТЫ КУСКИ ПЛАСТИКА ВСЕ В РАКУШКАХ ТАПКИ




День 9. 30/08
Скала Киселёва – Туапсе – Сочи

Группа делится на две части: двое остаются на скале и доделывают задуманное, другие едут дальше и продолжают проект в Сочи.

В Сочи долго ищем ночлег. Внезапно присылают номер Жеки – профессионального скалолаза, автостопщика, экстремала и вообще отшибленного сверхчеловека. Жека рисует, но искусство считает бесполезным и неинтересным.

Другая группа предпринимает вылазку в Туапсе. Менты бдительно обыскивают за подозрительное распитие сока на обочине. Придумываем, как использовать остатки краски – решаем забомбить стену на подъезде к скале. Единственным свидетелем оказался проезжающий мимо мужчина:

– Ребят, что делаете?

– Рисуем, чтоб мусор выносили за собой.

– Аа, ну здорово.

День 10. 31/08
Сочи – Адлер­ – Красная поляна

Утром понимаю, что сумку со всеми ценностями украли: теперь у меня нет паспорта, кошелька, телефона. Свобода… Нужны горы: едем автостопом в Красную полян.

Разговариваем с водителем:

– Что вы думаете об искусстве?

– Старых мастеров люблю. Корабли там, море.

– А про «Чёрный квадрат» знаете?

– Знаем, фигня полная. Вот вы нам расскажите, что в нем такого?

Начинаем рассказывать, на подъезде к Красной поляне водитель говорит, что мы его загрузили.

В Сочи идём в культурный центр Praxis , но там нашим приездом не очень интересуются и знакомиться не хотят.

Вечером обращаем внимание на взгляды прохожих: в отличие от остальных гуляющих мы в пыльной походной одежде, заметно выделяемся на общем фоне.

День 11. 01/09
Сочи

Внезапно отправляемся в мастерскую к художнику из СХ, делимся с местным художественным сообществом впечатлениями.

Темнеет, начинаем нашу финальную акцию. В Сочи – культ вещей и денег. Мы привезли со скалы Киселёва кучу найденных у моря объектов и решили сделать натуральный обмен на главной променадной аллее: меняли куски пластика, старый канат, сланцы в ракушках на что угодно, кроме денег. Вызвали интерес и недоумение у отдыхающих. В обмен получили: сигареты, пирожки, печенье, открытку, старенький смартфон.

Вызвали гнев жителей соседнего дома:

– Идите на море в свой бубен стучите!

Бродяга, которому мы приглянулись, начал защищать:

– Пусть девочки играют! Хорошо играют, пусть поют!

– Вали отсюда!

– Они хорошие! Пусть стучат! Дайте им делать, что хотят!




Первый поход (по Краснодарскому краю) носил экспериментальный характер: мы исследовали потребности жителей небольших поселений и городов в искусстве как таковом. На каждой остановке мы использовали новый тип взаимодействия, двигаясь от полного подчинения художника обществу до крайней степени освобождения и одичания.

Первая работа в селе Станционном, несмотря на наши старания, не была оценена «заказчиками» (они даже не нашли слов, чтобы ответить, понравился им результат или нет), поэтому оставила тяжелое впечатление: неоплачиваемый и не интересный нам заказ сделал нас эксплуатируемыми по собственной воле, заложниками собственного проекта.

Вторая работа – мастер-класс с детьми по авторскому зину – была единогласно признана удачной. Реакция детей и директора школы на мастер-класс была крайне положительная. На следующий день дети стали нашими проводниками на гору Индюк и подарили собственный рисунок. Принцип этого взаимодействия состоял в том, что в первую очередь мы делали интересную для нас самих работу.

Третья работа – превращение водонапорной башни в корабль «Бакунин» – вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны, нам удалось сделать цельную и визуально выразительную работу, совмещающую элементы стрит-арта и танцевальной импровизации, с другой, несмотря на то, что жители знали о нашем присутствии и предстоящем действии, они его проигнорировали. «Иногда результат виден не сразу, поэтому надо не забывать наслаждаться процессом работы», – решили мы.

Четвертая работа, акция – сжигание мусора, создание арт-объектов и артефактов – стала первым шагом к расколу в нашей группе. С этого момента работы делались парами (Катя и Ника, Аня и Кирилл). Так, акция была сделана Катей и Никой, но к участию подключились люди, с искусством не связанные. «Несмотря ни на что, делай то что считаешь важным/нужным».

Пятая работа – финальная акция «Дикие» – вызвала неожиданную реакцию и интерес, спонтанно возникали разговоры об искусстве и предназначении художников. Случайные зрители оказались готовы к взаимодействию и бартеру, оказалось, что ситуации такого рода таят в себе большой потенциал, особенно там, где практически отсутствует какая-либо культурная жизнь.

Стоит понимать, что наши представления о том, какой экспедиция будет, отличались от того, что получилось в итоге. Каждая работа в рамках проекта делалась в экстремальных для создания искусства условиях - стоит также отметить, что кроме Ани никто из участников в настоящие походып никогда и не ходил. У нас был скудный запас материалов (иногда приходилось рисовать пальцами и кусками ткани), мы постоянно перемещались и зачастую были озадачены вопросами: где достать чистой воды, как развести костер, где лучше поставить палатки, чтобы не быть съеденными дикими животными?

Я тут подобрала для Вас несколько основных правил, которых придерживаюсь сама и которые советую новеньким, при прохождении модерации в FB. Если соблюдать их, то проблем, как правило, не будет.

Политика работы Facebook построена таким образом, чтобы минимизировать риск надувательства и обмана пользователей. Так что тут придется быть более изворотливыми.

Кстати, советую сразу прочитать (ну или хоть пробегитесь глазами) Правила Рекламной Деятельности в Facebook . Это сразу вытолкнет Вас из категории креативщик-обезьяна в категорию "новичок думающий" ;)

Так, если вы хотите "пропихнуть" похудалки, старайтесь использовать поменьше любимых всеми фразочек такого типа:

  • «3 невероятных совета по сжиганию жира»,
  • «Лишние килограммы уйдут в один миг»,
  • «Доктор Булкин рекомендует 100% результат».

Оставьте эту поэзию для тизерок и другой чернухи.

Главная мысль для фейсбука в том, чтобы сначала пройти "автомодерацию" (1), то есть ботов, которые сразу отклонят "жесткие" креативы и объявления, не соответствующие политике уже на первый взгляд.

Почитайте ленту facebook кого-то из своих знакомых девушек 20-35 лет и посмотрите, как написаны посты в нейтиве. Таким же макаром должен быть оформлен и ваш креатив.

Например, банальный и самый простой вариант - «Советы о том, как похудеть».

Второй же этап заключается в том, чтобы ваш аккаунт не был забанен в случае с выбором более серого оффера. Не быть забаненными значит, что на Ваш пост не набирается критическое количество жалоб (нажатий кнопки "СПАМ"). Делайте Ваши объявления оригинальными, но тем не менее лайтовыми. А главное - релевантными!

Что же касается непосредственно креативов, вот парочка хороших и не очень хороших примеров для похудалок.

(не копируйте, просто уловите основную мысль и постарайтесь делать собственные креативы исходя из этих рекомендаций)

Из хороших идей:

1. Показать человека во время занятия спортом. Креатив, на котором люди бегут в "успешное будущее", пропускает без проблем.

2. Показать на креативе, как человек ест что-то полезное, к примеру, микс из ягод (не запрещенных ягод).

3. Изобразить человека, потребляющего какие-нибудь витаминные соки.

4. Показать небольшой участок живота с классным прессом на человеке в полный рост. Простая универсальная формула звучит так: чем больше оголенных участков тела видно на картинке (грудь, живот, попка) - тем меньше вероятность зааппрувить креатив.

Из плохих идей:

1. Изображения (ровно как и видеоматериалы) типа «до и после» - не катят. Facebook не охотно пропускает такое. Ну, подумайте сами - наеб@лово же.

Важно: товары с «до и после» не проходят не только с похудалками. Они просто НЕ ПРОХОДЯТ:)

2. Весы, ноги на весах, циферблат весов и все такое... Тоже фигня. Ни один из таких креативов не зашел.

3. Худой голый живот на фото с отсылкой к разительным изменениям? Эффект у модератора фейсбука от него такой же как от "до и после". Не пройдет модерацию. В мусор.

Россия вступила в глубокий экономический кризис — в этом уверены уже не только специалисты, но и обыватели. Однако не одним нам «везет»: соседи по планете регулярно попадают в такие ситуации. Разница в том, кто какой выход находит

У российского кризиса много причин, вот несколько самых очевидных:

— падение цены главного экспортного товара (нефти) в сочетании с негативной динамикой объемов продаж привело к резкому сокращению притока валюты и большим проблемам с финансированием бюджетных расходов;

— обострение отношений с торговыми партнерами (санкции, антисанкции и опасения по этому поводу) лишило страну притока инвестиций, возможности кредитовать производство и торговлю, а в перспективе ограничит приток новых технологий;

— негативные внешние факторы наложились на проблемы с управлением, коррупцию, монополизацию и вмешательство государства практически во все сферы экономики.

Многие страны переживали и концентрацию экономической мощи в руках государства, и резкое сокращение экспорта, и санкции. Их опыт показывает, что нас может ждать после острой фазы кризиса.

ВОЕННАЯ ЭКСПАНСИЯ: ГЕРМАНИЯ

Во второй половине 1930-х годов Германия проводила экономическую политику, которую можно соотнести с кейнсианской теорией (регулирование экономики путем воздействия на совокупный спрос), с уклоном в милитаризм. Государство стало главным инвестором, концентрируя средства и вкладывая их в военное производство и «мегапроекты». Последние (от знаменитых автобанов и завода Volkswagen до Олимпиады и крупных курортов) были не всегда оправданы с точки зрения объективных потребностей, но позволяли занять безработное население. И к тому же играли важную пропагандистскую роль. При этом невоенные отрасли хронически недофинансировались, что привело к дефициту потребительских товаров и низкому уровню жизни населения.

Правительство Германии в 1934-1938 годах переформатировало экономику, создав группу контролируемых государством монополий. А также поставило под жесткий контроль всю внешнеэкономическую деятельность: импортировалось в основном сырье, необходимое для военного производства, а также продовольствие, которым Германия не могла себя полностью обеспечить. Экспорт при этом частично дотировался, чтобы германские компании имели более выгодные условия, чем экспортеры других стран. Поставка дешевых немецких товаров в другие страны использовалась как инструмент в переговорах о получении из этих стран сырья и технологий.

Государство активно вкладывалось в импортозамещающие производства, если частным компаниям было невыгодно их развивать. Например, концерн «Герман Геринг» занялся добычей железной руды в районе Зальцгиттера. Это было рискованное предприятие, так как местная руда содержала всего 30% железа, а для ее переработки требовалось создать дорогостоящие производства. Средства на это предоставило государство.

Гигантские расходы на добывающую, тяжелую и оборонную промышленность покрывались в основном за счет изъятия средств у легкой промышленности и жесткого ограничения прибыли предприятий. Помимо обычного налогообложения, существовала практика прямого изъятия прибыли, превышающей определенный процент, в обмен на облигации государственного займа. Велась и борьба с олигархами (их тогда называли плутократами): неугодные собственники изгонялись, а их компании национализировались. К 1937-1938 годам в Германии не осталось крупных независимых частных предприятий: государственные органы контролировали весь процесс производства и реализации товаров — от закупок сырья и набора выпускаемой продукции до объемов производства и цены продажи.

Концентрация ресурсов в военной индустрии привела к ограничению их использования в «нестратегических» отраслях. Из-за этого ближе к концу 1930-х годов возник дефицит бытовых товаров и некоторых продуктов. Уровень жизни населения, поднявшийся было в 1934-1937 годах, начал снижаться.

Зато вырос уровень жизни партийцев и чиновников, приставленных к компаниям в качестве государственных управленцев и контролеров. «Друзья Гитлера» стали очень богатыми людьми, чиновники и партийные деятели рангом ниже получали более скромную, но существенную (для в общем небогатого населения) прибавку к доходам, не внося серьезного вклада в работу предприятий.

Экономика, ориентированная на производство бессмысленной в условиях мирной жизни военной техники, пришла в упадок. Разрушенную «мирную» часть экономики Германии можно было спасти только с помощью захвата территорий, ресурсов и перевода экономики захваченных стран на обеспечение интересов Германии. Эту стратегию не удалось реализовать: вступив в противостояние с крупными экономически развитыми странами (СССР, США и Великобританией), Германия потерпела поражение, а ее экономика была практически уничтожена.

ЖИЗНЬ В ПРОШЛОМ: ИРАН

В 1960-1970-х годах Иран активно развивал экономику: ВВП рос темпами, сравнимыми с сегодняшними китайскими, — по 10% в год, проводилась модернизация промышленности (в основном связанной с нефтедобычей). Несмотря на отсутствие у власти желания вводить некоторые демократические процедуры, в стране происходила постепенная вестернизация. Но ошибки в экономической политике, вызвавшие высокую инфляцию, и деятельность радикальных религиозных группировок привели к падению прозападного режима.

Исламская революция 1979 года изменила приоритеты нации: ставка была сделана на «духовные скрепы», а также максимальную самодостаточность и закрытость общества от внешних воздействий. Более того, не удовлетворившись изменениями в своей стране, исламские власти Ирана решили «экспортировать революцию» в соседний Ирак и стали поддерживать иракские террористические группы. Дело дошло до полномасштабной войны, продолжавшейся восемь лет.

В ходе революции 1979 года иранцы атаковали посольство США в Багдаде и захватили десятки заложников. США ответили в том числе экономическими санкциями: были заморожены иранские активы на сумму в 11 миллиардов долларов (банковские счета, золото и другая собственность). С началом войны в 1980 году санкции были расширены и в дальнейшем периодически дополнялись новыми запретами. К США присоединились другие страны, включая позже и государства Евросоюза. Сейчас, по разным оценкам, по всему миру арестовано иранских активов на сумму до 100 миллиардов долларов, в основном в США, Соединенном Королевстве, Люксембурге, Японии и Канаде.

Западные компании практически не могут инвестировать в иранскую экономику, передавать современные технологии, торговать с ней. В последние годы основной причиной санкций стала деятельность Ирана в области ядерной энергетики, которая, как полагают западные страны, может привести к созданию ядерного оружия.

Рост ВВП Ирана в последние 25 лет (после окончания войны с Ираком) в среднем составляет 3-4% в год, что для развивающейся страны с молодым населением крайне низкий показатель. К тому же за рост ВВП надо «сказать спасибо» увеличению цен на нефть, а не прорывам в экономике. Периодическое усиление санкций обрушивает экономику: в 2013 году, например, ВВП снизился примерно на 6%. Финансовой стабильности в Иране просто не существует: инфляция в 20% — обычное дело, случаются и «выбросы» до 40-50% за год. Иностранную валюту при этом сложно купить, действуют государственные ограничения (которые, конечно, можно обойти, обратившись на черный рынок).

Однако нельзя сказать, что в Иране царит разруха и нищета. За десятки лет жизни под санкциями страна с населением 78 миллионов человек, огромными природными ресурсами и пусть очень ограниченным, но все же доступом на международный рынок научилась обеспечивать себя необходимым. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности соответствует Болгарии или Бразилии, хоть и существенно отстает, скажем, от России. Уровень жизни в Иране можно назвать среднебедным. Но качество жизни, определяемое в том числе доступом к современным технологиям, знаниям, уровнем социальной защищенности и эффективностью государственной системы, значительно ниже, чем у многих формально близких по «ВВП на душу» стран мира.

Ставка на собственные силы, огосударствление экономики, параноидальное отношение к западным странам, агрессивная политика в первые годы после исламской революции и неэффективная государственная система замедляют экономическое развитие Ирана, оставляя его за бортом современной цивилизации. По сравнению с развитыми странами иранцы сегодня живут в 1980-х годах, и по тем временам живут неплохо. Однако отставание в развитии с каждым годом увеличивается, страна рискует однажды «отстать навсегда».

ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ЧИЛИ

Не только нефть может быть основой сырьевой экономики и причиной ее краха. Например, в Чили главный экспортный товар — медь, и падение цен на этот металл в 1970-х годах стало одной из важных предпосылок погружения страны в многолетнюю нищету.

Во второй половине 1960-х цены на медь на мировом рынке колебались в пределах 1000-1800 долларов за тонну, не задерживаясь надолго ни на верхней, ни на нижней отметке. Очередное снижение цены, начавшееся в 1970-м, вскоре после прихода к власти Сальвадора Альенде, казалось, не должно отличаться от предыдущих циклов. Однако в начале 1971 года цена, привычно опустившись до 1000 долларов за тонну, не пошла вверх, а осталась примерно на том же уровне до конца 1972 года.

Несмотря на национализацию медной промышленности, социалистической власти остро не хватало валюты для удовлетворения даже базовых потребностей населения. Валютные резервы за 1971 год снизились с 333 миллионов до 30 миллионов долларов, то есть были фактически исчерпаны. Иностранные инвесторы отказались давать в долг чилийскому правительству, а выплата старых долгов съедала около 80 миллионов долларов в год. 10 ноября 1971 года Альенде приостановил выплату внешних долгов, но экономику уже ничто не могло спасти. Центральный банк Чили начал печатать эскудо, вызвав скрытую инфляцию. Формально цены контролировались правительством, реально же возник дефицит, а товары были вытеснены на черный рынок с ценами в разы выше официальных.

Национализировались промышленные предприятия, большая часть которых принадлежала иностранным (в основном американским) собственникам. Государство взяло под контроль медные рудники, автозаводы, банки, текстильные фабрики, металлургию, химическую промышленность и даже крупные торговые компании. К середине 1972 года под контролем государства находилось 40% промышленного производства, 90% экспорта и практически вся финансовая система страны. Однако левые власти не понимали принципов работы экономики, что приводило к логичным, но неожиданным для них последствиям при «ручном» управлении. Так, еще в начале правления Альенде были ограничены цены на сахарную свеклу. Крестьяне, естественно, переключились на другие культуры, где ценообразование регулировалось слабее. Возник дефицит свеклы, что вынудило правительство поднять на нее цену. Но цена на сахар (тоже подконтрольная) оставалась прежней, из-за чего сахарозаводы понесли серьезные убытки. Другой пример: вместо продажи пшеницы по «справедливым» госценам крестьяне скармливали ее скоту, а получаемое мясо продавали на черном рынке. В итоге провалы в управлении собственностью привели к падению уровня жизни населения и росту общего недовольства ситуацией. И, как принято в Латинской Америке, — к военному перевороту.

Приход к власти Аугусто Пиночета в первое время не изменил ситуацию: во-первых, сказалась инерционность процессов (начавшийся развал сложно быстро остановить), во-вторых, военное правительство и само не было сильно в экономике. К тому же цена меди, к середине 1974 года выросшая почти в три раза, снова рухнула до 1200-1300 долларов за тонну буквально за полгода.

На фоне экономической катастрофы генерал Пиночет в 1975 году принял решение передать управление экономикой группе молодых реформаторов, придерживавшихся взглядов Чикагской экономической школы (и потому известных как «чикагские мальчики»). Представители этой группы занимали ключевые экономические посты в правительстве, но нельзя утверждать, что они полностью управляли ситуацией.

Чили еще много лет оставалась коррупционной страной с основными активами в руках «друзей диктатора», поэтому реформы продвигались тяжело, медленно и не так, как их представляли себе теоретики. Например, сокращение госрасходов происходило не в тех отраслях, где это было необходимо (госинвестиции, поддержка промышленности), а в тех, где это сделать было проще из-за меньшего лоббирования (здравоохранение и образование). Вплоть до 1980 года продолжала быстро расти денежная масса, а приватизация проходила по коррупционным и невыгодным для государства схемам. Частичный отказ от реформаторской политики привел к мощному, но короткому кризису 1982 года. Только после возврата к либеральным реформам начался устойчивый рост чилийской экономики на основе жестких рыночных принципов.

Можно сказать, что у чилийского кризиса 1970-х счастливый финал. Сегодня Чили — одна из самых экономически успешных стран Южной Америки.

Иллюстрации: Андрей Дорохин

Открыв глаза, я не сразу поняла, где я. Пелена сна спала, и я узнала свою комнату, как будто и вовсе не отдохнула за ночь, голова была тяжёлой и общее состояние какое-то разбитое. Я потянулась к телефону, чтобы посмотреть сколько время. Уже был полдень, странно, почему так темно еще? Я выглянула в окно. Все небо заволокло темными серыми тучами, моросил мерзкий мелкий дождик, который сильный порыв ветра заставлял бить сильнее в окно. Ужасней погоды для поездки в психушку не придумаешь… Спустившись вниз, я встретила маму, она попросила, чтобы я поторапливалась, скоро начнутся часы приема, и мы должны успеть. После обеда мы прибыли на место. Мрачная погода была и здесь, я порадовалась, что надела пальто, воздух на улице становился все холоднее, и изо рта начал идти пар. Противная липкая прохлада не спеша пробиралась под одежду, заставляя плотнее кутаться в шарф и пальто. В полном молчании мама припарковала машину, и мы направились к главному входу. Еще около получаса ушло на то, чтобы нас все-таки провели к Рэймонду. Надсмотрщик сразу сказал, чтобы мы проваливали, так как видеться с родными нельзя, пока идёт следствие. Но маме удалось вызвать наблюдающего врача, и тот, немного поколебавшись, согласился нас провести, сказав, что у нас есть в целом десять минут. Мы прошли почти в самый конец коридора и свернули направо. Ненавижу запах больниц, навевает только самые удручающие мысли. Белые стены и пол из тёмно-зеленого кафеля, решетки снаружи на окнах. Двое больных находились в холле, мимо которого мы проходили, молодой светловолосый парень сидел на полу, обхватив колени руками, и смотрел в потолок, запрокинув голову назад. Другой нервно расхаживал рядом с ним туда-сюда. Мы подошли к одной из дверей, и доктор сказал, что здесь находится Рэймонд Фостер. Мама решила, что пойдет после меня, и я вошла внутрь одна.

Рэй сидел за единственным столом в помещении, спиной к двери. Слева одиноко стояла простенькая кровать. Я медленно подошла к нему и тихо позвала по имени.

Сперва он никак не отреагировал, и только когда я позвала его второй раз, медленно обернулся и посмотрел на меня. Боже мой... Его вид... Бледно-серый оттенок кожи на лице, впалые щеки, темные синяки под глазами. Взгляд какой-то отрешенный и совсем потухший, реакции все замедленные, заторможенные…

– Сандра...? – сказал он, еле ворочая языком, – ты... вернулась…

– Да, вчера вечером, поздно вечером... Рэй, у меня мало времени, скажи, что произошло?

Он встал со стула, неуклюже опираясь на стол и покачиваясь, сделал шаг мне на встречу. Его походка была очень неустойчивой, казалось, что он вот-вот упадет. Так и случилось. Не удержав равновесие, Рэй рухнул на колени прямо передо мной. И я тоже в ужасе опустилась на пол и схватила его за локти.

– Что с тобой? Что они с тобой сделали? Накачали чем-то? – в ужасе спросила я, не понимая, что происходит с моим братом.

– Угу... Похоже на то... Седативные средства... Транквилизаторы... И еще какие-то лекарства... – каждое слово ему давалось с трудом, он говорил так, как будто был очень сильно пьян.

– Боже... Ты ужасно выглядишь… – сказала я, чувствуя как жалость начинает потихоньку раздирать меня изнутри.

– Я знаю... Чувствую себя каким-то чёртовым овощем... Сандра... Меня не было в тот день в.... в лаборатории... Я ездил в Куинс... Потом в обсерваторию... Комета... Она была так прекрасна... А когда вернулся... Меня схватили... Лаборатория сгорела... Марк погиб... На следующий день только... Мне сказали... Что Кайл выжил и его отправили в приют... Я не убивал Марка! Не поджигал лабораторию! Я не делал этого! – последние фразы он сказал сильно напрягшись, я видела, что действие лекарств очень сильно подавляют его эмоции, делая его безвольным, заторможенным и слабым человеком

– Я знала, что ты не делал ничего такого! – выпалила я с некоторым облегчением, – но что тогда произошло? Копы не знают на самом деле... Все их теории строятся на совершенно дурацких догадках... Господи, Рэй... Мне так больно на тебя смотреть, что они с тобой сделали! – я почувствовала, что никак не могу сдерживать больше рыдания, и слезы градом полились по моим щекам.

Рэй медленно поднял на меня глаза и, увидев мою гримасу страха и отчаяния, тихо заплакал сам. Видя его слезы, мое сердце еще сильнее раздирала боль, острая и жгучая, она материализовалась в районе грудной клетки, и я чувствовала ее каждой клеточкой своего тела. Никогда в жизни я не видела, как плачет мой брат, никогда не видела его таким сломленным и жалким…

– Сандра... Пожалуйста... Забери Кайла оттуда, забери его себе... Пожалуйста...! – его эмоции начали потихоньку прорываться.

– Я заберу его, не волнуйся. Не позволю, чтобы его разобрали по частям и изучали! Если надо, оформлю опекунство на себя, я обещаю...! – сказала я, обливаясь слезами.

– Не верь никому... Слышишь? Я никого не убивал! Я не сумасшедший...! Я не сумасшедший!!! – его голос вдруг сорвался на крик, и он громко зарыдал.

На наш шум сбежались санитары, и меня выставили за дверь... Находясь в некотором оцепенении, я стояла посреди коридора напротив палаты Рэя. За дверью слышалась возня, через маленькое окошечко в двери я видела, как двое санитаров скрутили моего брата, один из них поставил ему укол, и они положили его на кровать. Не в силах больше видеть это, я двинулась вперед... Мама подошла ко мне и обняла.

– Как он? – спросила она.

– Плохо... Очень плохо. Его обкололи всем чем можно, еле стоит на ногах, еле говорит... Но он в ясном сознании. Мам, зачем они так с ним? Как будто он буйный психопат…

– Не знаю, детка... Но мы должны вытащить его отсюда. Кто первый надел белый халат - тот и спасся. Но Рэй его давно надел, правда не в психиатрии... Но что он сам может сделать, против них всех? Хорошо, что Дэвид может хоть на что-то повлиять... Нужно многое еще сделать... Все будет хорошо. – ответила мама.

Я крепко обнимала маму и плакала, но тем не менее на душе стало немного легче. Нападения сенарийцев не было, похоже это был действительно либо несчастный случай, либо кто-то намеренно поджег лабораторию, чтобы подгадить репутацию учёному. С этим уже вполне может разобраться полиция, и скрывать ничего не придётся.

Время тянулось медленно, проходя мимо унылыми серыми днями. Мы проводили вечера находясь в гостиной, Оливия варила горячий шоколад для поднятия настроения и согревания в такие прохладные и сырые дни. Кристиан всегда был рядом со мной, его забота и ласка были светлым, тёплым островом любви и надежды, посреди моря общего негатива. Заметив, что уже начался сентябрь, я вспомнила, что у меня были некоторые обязательства перед Рэймондом, и я должна была их выполнить. Я вспомнила что Ингер Линдстрём уже должна была вернуться в Нью-Йорк. Я отыскала её адрес в ежедневнике, который записала еще при нашей последней нормальной встрече с Рэем в Куинсе. Сделав предварительный звонок, я убедилась, что Ингер уже точно здесь и готова меня принять у себя дома. После полудня Кристиан повёз меня по нужному адресу.

– Хочешь, я с тобой пойду? – предложил он, глядя на мое задумчивое лицо.

– М-м-м... Я думаю, что сама справлюсь. Спасибо. Только я не знаю, говорить ли ей... о том, что произошло с Рэем?

– Мне кажется, что не нужно об этом говорить... Мало ли как она отреагирует? В таком случае она может отказаться... А кого тогда мы еще найдем на пост управляющего компанией? По словам Рэя – Ингер лучшая кандидатура.

– Хорошо. Я постараюсь не касаться этой темы. И побольше улыбаться.

– Я жду тебя в машине. – сказал Кристиан и чмокнул меня в щеку.

Я позвонила в дверь и мне открыла молоденькая шведка, примерно такого же возраста, что и мой средний брат. Ингер была самую малость выше меня, довольно худая и с очень приятными чертами лица. Добрые глаза, нос с небольшой горбинкой, короткие рыжеватые волосы по плечи, она была одета в домашнюю одежду, теплый вязанный кардиган, свободные джинсы, на ногах тапочки. Она гостеприимно пригласила меня войти, мы обменялись взаимными приветствиями и прошли сразу на кухню. У нее была квартира - студия, кухня совмещенная с гостиной. Ингер предложила мне несколько напитков, и я выбрала сок. Она взяла пару яблок и запустила их в соковыжималку. Рассказав ей о цели своего визита, Ингер особо не удивилась. Оказывается, Рэй заблаговременно предупредил её о моем визите и, конечно же, не упустил возможности озвучить ей предложение занять пост управляющей его компании по телефону. Ничего конкретного мне Ингер не ответила, но это предложение её заинтересовало. Мы обговорили условия сотрудничества и обязанности, я допила свой сок и поставила пустой стакан на стол.

– Сандра, я слышала о том, что произошло с Рэем. Мне очень жаль. Но все-таки я хочу сказать, что я на его стороне. – неожиданно сказала Ингер.

– Что ты имеешь в виду? – спросила я немного напрягшись.

– Я знаю, что он не способен на такое. Мы вместе учились, вместе курили травку в подвале Стронгфорда и еще много чего... Но мы никогда не были близки физически, чтобы ты знала. Мы всегда были близки духовно, Рэй не может причинить никому зла, на столько, чтобы довести человека до смерти. Он очень ценит жизнь и будет до последнего за нее бороться. Поверь мне.

Она была абсолютно права. Иногда Рэй готов пуститься во все тяжкие в поисках ответов на свои вопросы, проводить на себе опасные эксперименты, которые могли привести к самым страшным последствиям, рискнуть испытать предмет неизвестного происхождения. Рэй был несколько одержим наукой и тем, что она может нам дать, но похоже высшие силы всегда оберегали его от дурных поступков и плохих последствий. Все его затеи никогда не заканчивались по-настоящему плохо. Самым показательным проявлением его высших моральных качеств было то, когда он боролся за жизнь мальчика, спасенного из параллельного пространства, даже не думая о том, что мальчик может быть опасен и может поубивать всех кого видит, после того как очнется. Святая наивность или слепая вера в добро еще ни разу его не подводили. Ингер пообещала позвонить мне в конце этой недели и сообщить свое окончательное решение.

Через пару дней после визита к Ингер Линдстрём, я отправилась в детский приют, где сейчас находился Кайл. С самого подъема из кровати и по дороге в приют я была очень сонная и голодная, хотя до этого позавтракала как обычно. По пути с собой я прихватила чесночную булочку, для Кайла, и себе такую же только с куриной отбивной внутри. Свою еду в приют приносить нельзя и передавать её детям, но это ничего. Для мальчика обычная еда почти совсем безвкусна, надо хоть чем-то его порадовать. Зайдя внутрь, меня попросили подождать. Я присела на диван, находящийся в холле, и мои мысли неустанно продолжали вертеться вокруг того, что же тогда произошло в лаборатории. Осталось только расспросить обо всем Кайла. Дверь открылась, и оттуда показался мальчик, он немного похудел, но в целом выглядел неплохо. На местных харчах не очень-то поправишься. Он стремительно пересек холл, и я заметила, что он улыбается мне, и я улыбнулась в ответ. Теперь я понимала, улыбка и выражение радости у этого мальчика были проявлением наивысших положительных чувств, учитывая его пониженную эмоциональность ко всему остальному. Такие эмоции он мог только испытывать к троим людям: ко мне, Кристиану и к Рэю.

– Сандра, я так рад тебя видеть! – сказал он, обнимая меня.

– Я тоже тебя рада видеть. – хотелось сказать "малыш", но язык не повернулся, в душе он совсем не маленький, – Кайл, я беру опекунство на себя... Я не дам тебе пропасть здесь... У Рэя забрали все права... А я уже подала все необходимые документы.

– Я знаю... – ответил мальчик, – то, что Рэй теперь не может быть мне приемным отцом. Ну зря ты так думаешь, что я пропаду. Я знаю, мой детский вид тебя смущает и побуждает на то, что меня нужно защищать... Я не против этого... Я очень люблю тебя и Кристиана. Но теперь я знаю, что кое-что могу.

– Ты обманул камеры слежения в университете. – предположила я, переходя сразу к волнующей теме.

– Да, ты права – у любой камеры есть слепая зона. Я подумал, что так будет лучше для меня. Вдруг в лаборатории однажды что-то случится? Хотя уже случилось.. И когда узнают, кто я... будет очень много вопросов по этому поводу и не только вопросов.

– Ты был там? Когда начался пожар? – спросила я тихо.

– Да, я был там... – Кайл ненадолго замолчал, словно раздумывал, продолжать говорить дальше или нет, – это все произошло из-за меня.

От удивления мои брови поползли вверх, это было для меня неожиданностью. Мы присели на диван, и мальчик продолжил.

– Я спал у себя внизу и проснулся от того, что кто-то начал душить меня подушкой. Мне не хватало воздуха, но я сумел сбросить её со своего лица... Это был Марк. Он видимо не знал, что я сильнее его, раз решился на такой шаг. Он попытался заломить мне руки за спину, чтобы обездвижить меня, и я поддался, чтобы посмотреть, что он будет делать дальше. Тогда он быстро достал из кармана своего халата шприц и попытался вколоть мне его содержимое. Увидев это, я высвободил свою руку из его хватки и взял со своего столика железную спицу, которой накануне до этого пользовался при эксперименте с магнитным полем, и воткнул её в розетку, устроив тем самым короткое замыкание. Ток прошел сквозь мое тело, и Марк слегка ослабил мое запястье. После этого он совсем потерял контроль над собой и кинулся на меня снова. Тогда я усилил проходящий через меня ток, до смертельного для обычного человека напряжения. Это его и убило... Искра попала на ковер, и он загорелся... Сандра, он хотел меня убить, и за это я убил его... Я не стал тушить пожар, чтобы это все выглядело, как несчастный случай…

Я сидела в оцепенении и не могла поверить в то, что всегда добродушный парень, умный, улыбающийся Марк был способен на такое... Но почему он это сделал? Может быть, мы никогда не узнаем об этом... Ведь нельзя спросить мертвеца. Я не осудила Кайла, он просто боролся за свою жизнь, причем давая возможность отступить Марку, но тот не понял этого и в конце концов поплатился своей жизнью.

– Ты только не вини себя, ладно? Ты не виноват в этом.

– Если бы я был полноценным сенарийцем, возможно я бы не испытал ничего... Но сейчас уже поздно. Я... не знаю, мог ли я сделать что-то еще для Марка, он ведь не понимал, что делает. Все равно я чувствую себя виноватым... Нужно было спасти его... Человеческая жизнь так хрупка… – последнюю фразу он сказал уже почти шепотом.

– В тебе живут две сущности, человеческая и сенарийская. Тебе придется с этим жить, придется совершать поступки, на которые легко решиться сенарийцу, и жалеть о них, как жалеют люди о том, что уже не изменить. Мы с Кристианом всегда будем рядом с тобой, пока ты этого хочешь. Мы поможем справится тебе с этим. – сказала я и горько вздохнула.

Нелегко парнишке придется жить с этими воспоминаниями о содеянном. Но в худшем случае, он был бы мертв.

– Спасибо, Сандра... спасибо...

– Это тебе, держи. – я достала из пакета чесночную булочку.

– М-м… Чеснок. Здешняя еда совсем без вкуса, такое ощущение, что жуешь бумагу.

Мальчик принялся за булочку, на что он действительно может быть способен? Каковы его реальные силы? Новые вопросы без ответов продолжали терзать меня.

Незаметно пролетела неделя, и в пятницу Кристиан вернулся ко мне в Аллентаун. Я сразу сказала ему, что у меня есть очень важные новости и лучше бы их обсудить прямо сейчас. Сегодня моя родня собралась наконец-то дома, и вечером мы хотели провести семейное собрание. Мы поднялись наверх в папин кабинет, единственное помещение в доме, куда как ни странно, редко кто заходит.

– Ты извини, что я так сразу... Я очень рада, что ты приехал наконец-то, но должна тебе скорее рассказать кое-что. Я была в приюте, у Кайла... – начала я.

Кристиан внимательно слушал меня, хмурился, он услышал от меня все, что я узнала от мальчика. В момент, когда я сказала, что это все началось из-за того, что Марк пытался убить мальчика, Кристиан задумчиво посмотрел в окно.

– Да... Это и в правду не укладывается в голове. Кайл может защитить себя, но мы должны поддержать его. Иногда случается так, что жертва становится виноватой в том, что защищалась. Это не правильно. Каждый должен и имеет право постоять за себя. Проблема в том, что никогда, практически никогда не удается это доказать.

– Я знаю. Поэтому лучше все оставить действительно как несчастный случай. Как я устала от этого... Я уже начинаю привыкать к сложившейся ситуации... Привыкать к тому, что это нормальное состояние.

– Нет худа без добра, – сказал Кристиан и слегка улыбнулся. Он прикоснулся к моей щеке и ласково погладил, – у меня вообще-то тоже есть новости для тебя. Хорошие. Я сегодня уволился. Теперь мы будем каждый день вместе.

– О-о... Зачем? То есть, я имела в виду, что я рада конечно... Но неужели ты из-за этого.

– Нет, я давно тоже хотел, еще когда ты уволилась. Не волнуйся, совсем без работы я не останусь, свою вторую работу я могу выполнять, находясь где угодно, лишь бы был интернет и компьютер.

– Тогда ладно. Я рада. Это так странно было, видеть тебя раз в неделю, при том, что мы вместе живем. Так непривычно одной засыпать…

– Ничего, теперь я всегда рядом буду. Особенно в таких ситуациях. Я люблю тебя. – сказал он, обнимая меня, и поцеловал в лоб.

– Я тоже тебя люблю... Пойдем вниз? Там уже все, наверное, давно на кухне сидят.

Оливия уже ушла спать, поэтому в столовой сидели за столом только папа с мамой и Дэвид. Мы с Кристианом сели справа от моего отца.

– Нужно что-то предпринимать. – сказал отец устало, – похоже дело пустили на самотек.

– Так и есть, – кивнул Дэвид, – мне не дали разрешение вести это дело, в виду... личной заинтересованности... Назначенный следователь не собирается особо глубоко разбираться в этом деле. Мне кажется, его могли подкупить... Рэй довольно известный ученый и тем более основатель "Массовой науки", тут и думать нечего. Кому-то выгодно его убрать и взять все это себе. Поэтому нам нужен хороший адвокат.

– Но кому нужно... – начала было я, но Дэвид меня перебил.

– Сандра, проще на самом деле доказать непричастность Рэя ко всему этому. Как ты будешь искать кому выгодно ему насолить? Столько людей знают его... А ведь наши детективы толком его даже не допросили! А ведь есть доказательства! Рэймонд был в обсерватории в тот день, и они даже не потрудились съездить туда, чтобы взять записи с камер наблюдения! – возмущался Дэвид, – такой беспредел начинается только тогда, когда кто-то за это нехило заплатил. Сразу видно. И получается, некому довести это все до конца и сделать все как положено! Отец прав... Нужен хороший адвокат... Только где его взять? Я уже ненавижу свою работу…

Мама грустно опустила голову, подперев ее рукой, Кристиан и отец сидели в напряжении. Дэвид пристально посмотрел на цветы, стоящие на столе, розы нежно-розового цвета, красивейший цветок, в простой обертке…

– А хотя… я знаю, где взять такого адвоката. – сказал вновь Дэвид, нарушив напряженное молчание, – только... Я не уверен, что у неё найдется на это время…

– Кого ты имеешь в виду? – посмотрел на сына отец.

– Банни Литтл. Сейчас это наиболее успешный адвокат среди остальных, набирающий популярность, благодаря своим раскрытым делам.

– Так что же ты ей сразу не позвонил? Звони прямо сейчас, пока еще время не позднее! – поторопила Дэвида мама.

Брат достал мобильник из кармана и, порывшись в записной книжке, нашёл номер своего сослуживца. Уже через пару гудков там подняли трубку. Дэвид звонил мужу миссис Литтл, который, внимательно его выслушав, дал коллеге номер своей жены. К нашему счастью, она согласилась нам помочь, обещая найти свободное время в своем графике. Дэвид в свою очередь пообещал, что из полицейского участка ей вышлют все необходимые бумаги по этому делу для изучения. Тягостное ожидание приобрело привычный оттенок для всех нас. Но теперь дело приобрело другие краски, и новые надежды на лучший исход. Всё еще было непонятно, как можно было скрыть настоящее положение вещей? Кайл был переменной во всём этом, которую ни в коем случае нельзя было раскрывать. Хранить правду и направлять следствие по нужному руслу было подобно хождению по тонкому лезвию ножа.