Петр оссовский - о творчестве художника.


Пётр Павлович Оссовский (18 мая 1925, с. Малая Виска, Кировоградская область, Украинская ССР - 1 августа 2015, Псков) - советский и российский живописец.

Академик РАХ (1995; член-корреспондент 1988). Народный художник СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Член Союза художников СССР с 1956 года, лауреат Международной премии им. Шолохова (2006).

Биография

В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу.

В 1944-1950 гг. обучался в Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (мастерская народного художника СССР, профессора С. В. Герасимова).

С 1954 года участник выставок.

В 1956 году принят в Союз художников СССР.

В 1961 году совершает творческую поездку на Кубу и в Мексику.

В 1979 году был награждён Золотой медалью Итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты».

Похоронен в Изборске (Псковская обл.) на Труворовом городище.

Произведения живописца находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях России и стран СНГ, а также в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.

Творчество

Особую роль в формировании Оссовского как художника сыграл живописец и талантливый педагог С. В. Герасимов, в мастерской которого занимался Оссовский. Не одно поколение молодых художников было поощрено Герасимовым в стремлении изображать жизнь без прикрас, фальшивого блеска и слащавой сентиментальности. «Земля и люди на ней живущие» - так Оссовский определил основную направленность своих творческих поисков. Характерная особенность творческого метода Оссовского - работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.

Всю свою жизнь художник создавал одно эпическое повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле, которую он открыл для себя на древней Псковщине, напоённой глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.

Основные произведения

  • «В районном центре» (1956)
  • «На городской окраине» (1957)
  • «Велосипедист» (1959)
  • «Три поколения» (1960)
  • «Салют Победы» (1985)
  • Серия «Куба» и «Мексика»(1961)
  • Цикл «На земле древнего Пскова»
  • Цикл «Баллада о России»
  • Цикл «Болгарские новеллы»
  • Цикл «Московский Кремль» (Госпремия СССР):
    • «Золотой Кремлёвский холм»
    • «Века проходят над Кремлем»
    • «Солнце над Красной площадью»
    • «Дворцовая площадь»
  • Серия «Славянские портреты» (1978)
  • Серия «Люди Сибири»
  • Триптих «Пушкинская элегия»
  • Триптих «Баллада о революции»
  • Триптих «Подвижники старого обряда»
  • Триптих «Страсти по вере»
  • Триптих «Моя Родина - степная Эллада»
  • Триптих «Памятник поэту»
  • Триптих «Мексика» (1961)
  • Триптих «Белые храмы Пскова» (1987)
  • Триптих «Августовские грозы» (2005)
  • Триптих «История Красной державы» (2006)
  • «Радужный триптих» (2006)
  • Триптих «Аввакум» (2013)
  • Полиптих «Матери» (2006)
  • Полиптих «Грозы ушедшего века»
  • Цикл «Рубежи жизни Родины» (1970-е гг.);

Триптих «Баллада о Революции» (1986 г.); Полиптих «История Красной Державы» (2006 г.); Псковская Трилогия («Рыбаки» (1966-1975 гг.), «Сыновья» (1969-1975 гг.), «Кузнецы» (1967-1975 гг.)); Триптих «Озаренные светом Победы» (1980 г.); Серия «Виды Московского Кремля» (1980-е гг.); Триптих «Озерные Грозы»; Полиптих «Грозы ушедшего века» (2015 г.).

В 2012 году к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, художник осуществил уникальный замысел - «Росписи Изборской Палаты - Русской словестности и православной веры», являющиеся живописным памятником могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия.

В 2013 году, продолжая и развивая тему целостности и единства идеи и исполнения, мастер создал «Русскую Палату», - росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.

Персональные выставки

  • Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015)
  • Санкт-Петербург (2006)
  • Польша (1965)
  • Италия (1966)
  • Чехословакия (1975)
  • Финляндия (1984)
  • Германия (1987)
  • Испания (1992) и многие другие

Награды

  • Народный художник СССР (18.08.1989)
  • Народный художник РСФСР (1975)
  • Заслуженный художник РСФСР (1970)
  • Золотая медаль итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты» (1979)
  • Государственная премия СССР (1985) - за цикл картин «Московский Кремль» (1979-1985)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2012)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005)
  • Орден Дружбы (1995)
  • Орден «Знак Почёта» (1968)
  • Орден Кирилл и Мефодий I степени (1978, Болгария)
  • Серебряная медаль АХ СССР за серию работ о Кубе (1963)
  • Золотая медаль Российской академии художеств (за персональную выставку к 70-летию со дня рождения) (1997)
  • Орден «За служение искусству» (2012, Российская академия художеств)
  • Международная премия им. М. А. Шолохова (2006)

С удовольствием дополняем рассказ подробностями о месте и времени проведения экспозиции (только до 7 июня! ), а также замечательным подробным интервью «Московского комсомольца» и видеосюжетом. Это надо прочесть и посмотреть…

87 лет не знал о расколе…

Петр Оссовский – заслуженный художник СССР, Лауреат Государственной премии СССР и Международной премии им. М.А. Шолохова, действительный член Российской академии художеств, почетный гражданин г. Пскова Родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области на Украине. В 1944 году окончил среднюю художественную школу в Москве, а в 1956 году принят в Союз художников.

Об основных направлениях своего творчества он пишет: «Человек и Родина, человек и земля. Любовь, материнство, семья - извечные темы искусства. И в этом я глубоко традиционен».

Среди картин последнего десятилетия многие произведения художника посвящены религиозной и исторической тематике. Как выяснилось, прожив долгую и творческую жизнь, П.П. Оссовский ничего не слышал о старообрядцах. Настоящим откровением для него стал просмотр кинофильма Николая Досталя «Раскол», из которого Петр Павлович впервые узнал о трагических событиях церковного раскола XVII века и судьбах старообрядчества.


Это открытие дало новый мощный толчок в творчестве художника. Оссовский написал ряд картин, посвященных событиям истории старообрядчества, исповедникам Старой веры и современным старообрядцам.

Наибольшую известность приобрел триптих «Аввакум». На трех полотнах, высотой около полутора метров, изображены три образа, или три сюжета. В центре – образ Спасителя, выполненный в стиле рублевского Звенигородского Спаса. На левой части - священномученик Аввакум у костра в последние минуты своей жизни, а также три старообрядческих старца с двуперстно воздетыми десницами.


Петр Оссовский/ Фрагмент триптиха Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова

Правая часть триптиха посвящена преподобномученице Феодосии Морозовой. Она изображена сидящей в сени ангела. Триптих создан с использованием техники угольной графики, что придает этому произведению особый символизм и драматичность.

Митрополит Корнилий поздравил Петра Павловича с 90-летним юбилеем и пожелал ему здоровья и успехов в деле творческого переосмысления истории Руси и ее духовных истоков

Петр Оссовский отмечает 90-летие персональной выставкой

«МК»: Исповедь сурового реалиcта

Петр Оссовский: “Искусство, которое заставляет думать, вредно для правителей”.

«Нужно не смотреть, а видеть», - уверен основоположник «сурового стиля» Петр Оссовский. Художник, который не стремится копировать окружающий мир, а берет из него сюжеты, заставляющие думать. 19 мая он откроет в Академии художеств на Пречистенке свою ретроспективу, которую называет не иначе как исповедью. Она приурочена к 90-летию мастера. Накануне открытия выставки «МК» пришел поздравить художника с юбилеем.

В своей квартире-мастерской Петр Павлович встречает нас в своем любимом кресле, которое досталось ему от деда. Обстановка в мастерской аскетичная. Большую часть пространства занимают картины. Запах масляной краски витает в воздухе. На столе - десяток-другой изданий авторского альбома «Вспоминая былое». В центре залы - стол, на нем пишет художник, а рядом мольберт. За спиной мастера портреты его прародителей.

Я пишу вместе с ними. Предки мне всегда помогают! - объявляет художник. Он встречает гостей в домашней одежде. При этом выглядит не менее монументально, чем герои его полотен.

- Кто есть кто в вашей семейной родословной?

У меня она длинная. Мать - казацкого сословия, а отец из поляков. Так что я Тарас Бульба.

- Вы ведь на Украине родились?

Да, но только потому, что дед ушел из казаков в артисты и женился на полтавчанке, тоже артистке. Он имел свою труппу. Она дебютировала в Нижнем Новгороде в 1897 году, на ярмарке. Тогда были большие гастроли на Украине и России - тогда это считалось одно государство. Директор сахарного завода недалеко от Елисаветграда, бывший матрос с броненосца «Потемкин» Сухомлин, пригласил семью в село Малая Виска, где я и родился. В 20-е годы дед был главрежем Елисаветградского театра (теперь Кировоград). Очень тяжелые годы, голодные.

- Можете улыбнуться? - прерывает нашу беседу фотограф «МК», увлеченный съемкой харизматического героя.

Я невеселый человек. Месяцами молчу, я и холст. Думаю, чувствую, работаю, а вы ждете от меня улыбок? Живопись - молчаливый вид искусства. Не до смеха, когда она в упадке. А ведь это мощный вид искусства для формирования личности человека в тысячелетней истории России. Сталин понимал это. И сделал соцреализм.

- Идеологическое искусство.

Да, но параллельно с ним существовал русский реализм, продолжающий традиции отечественного искусства. Искусство ведь не классная дама, которая на горох ставит в угол. Искусство должно учить видеть, а не смотреть. Отделите идеологическое искусство от истинного искусства 60-х и показывайте. Но сегодня говорить о реализме не модно. Васильеву, бандитку эту с ее картинками, показывают, а полотна русских реалистов пылятся в запасниках. Инсталляции, абстракции - это не плохо (я многому научился у современного искусства), пусть будут, но пусть будет и реализм. Не нужно забывать, что абстракция и инсталляции вышли из реализма.

Кстати, в 1945-м мы с Гелием Коржевым делали эскизы росписей храма. Но до самих росписей дело не дошло - священники решили, что мы слишком молоды. Я к тому времени много сделал иконописных сюжетов и понял, что при других обстоятельствах мог бы стать иконописцем. Сейчас это никому не интересно. Повсюду американомания! Начиная от рекламы по телевидению и заканчивая речью: почему мы говорим «шоу», а не «спектакль», например? Зачем «воевать» с Америкой и копировать ее? Я матом ругаюсь, когда смотрю телевизор, - художник указывает на плазму в углу, которая выглядит инородным элементом в интерьере мастерской.

Русская быль Тициана

Вот тут была передача о Дрезденской галерее, - продолжает он, имея в виду историю той части коллекции, которую советские солдаты нашли в шахтах Саксонии в 1945-м, привезли в Москву, 10 лет она хранилась в ГМИИ Пушкина, пока не было принято решение вернуть несколько сот шедевров в Дрезден. - В 1945 году я ведь носил ее на руках, когда был студентом 2-го курса Суриковского института. Тогдашний директор Пушкинского музея, скульптор Сергей Меркуров, попросил нашего директора Сергея Герасимова дать ему в помощь нескольких студентов.

- Помните, какие шедевры тогда держали в руках?

Рафаэля, Тициана - да все! Так вот, рассказал я об этом журналистам, а потом смотрю передачу, а в титрах написано: «Искусствовед Петр Оссовский». Это при том, что у меня 70 лет творческой деятельности за спиной. Только за последние 15 лет я сделал свыше 25 выставок - в Софии, Минске, на Севере России. Картины потихонечку покупали. После разрушения Союза «новые русские», бывшие комсомольцы, стали скупать реализм.

- Интерес есть. Вот даже в Интернете продаются ваши картины - от 200 тысяч до миллиона рублей.

Вообще художник должен работать не ради заработка или популярности. Но таких сумм, которые вы называете, я не вижу. Считай, за копейки отдаю. Помню, лет 10 назад пришел один банкир и увидел, что я черновики выбрасываю. Посмотрел, нашел один этюдик и говорит: можно купить? Мне неудобно, я же выбрасываю это, ну, говорю, если 500 долларов дадите на краски, хорошо. Потом выяснилось, что он этюд за 10 тысяч долларов продал. А ведь этот банкир у меня целую серию про Кремль купил. Я его с натуры писал - из окон ЦК КПСС. Я там специально сделал колокольню Ивана Великого выше, чем кремлевские красные звезды, хотя в реальности не так.

За этот цикл меня в советское время кляли - мол, я продался правительству. А Горбачев в 1985 году дал Государственную премию. Я написал и салют на Красной площади, который видел в 1945-м. Я же там был: чудом пробрался на площадь, пролез под машинами и вылез около Исторического музея. Ох, сколько копоти было от машин! Но несмотря на это все обнимались! Это было небывалое единение!

- Петр Павлович, вы уже тогда начали писать, в 40-е?

Я родился в 1925-м. Начал рисовать очень рано, еще когда жил на Украине. Отца обвинили, что он белый поляк, а он был простой счетовод. Когда он узнал, что кто-то на него донес, то в один день увез семью в Нижний Новгород. Тем самым спасся, а то бы я был сыном врага народа. Тогда никто не разбирался, давали разнарядки - нужно столько-то шпионов найти, столько-то расстрелять, сослать. Люди ничего не знали об этом - они строили новое государство. Моя семья в 30-е годы переехала в Москву, сначала художественная школа, потом поступил в Суриковский, окончил. В 50-х начал выставляться.

- А потом случилась история с той самой картиной «Три поколения», которой историки искусства обязаны появлением термина «суровый стиль». Она ведь связана с Тицианом, которого вы держали в руках еще студентом в Пушкинском музее.

Да, но тут другая картина. Однажды в монографии Тициана мне попалась картина «Три возраста»: мальчик играет с собакой, старик - с черепом, а юноша - на флейте. Я ее переосмыслил. В 60-м году принес ее в Манеж, а там говорят: давай назовем «Три поколения», в духе соцреализма. Я согласился. Этим самым подставил себя под критику ЦК: что ж такое, выиграли войну, а едим в поле, старик ломает хлеб, будто ему нечего есть, а мальчик в рваных штанишках. А где же рабочие, крестьяне, счастливые пахари? С нее и начался «суровый стиль». Три газеты написали разгромные «подвалы», а с меня все как с гуся вода. Я не заболел, не запил, а продолжал работать. Если бы тогда сдался, то не было бы меня сейчас и моих работ. Критика позитивно повлияла на мою художественную жизнь. Эта тема потом мной глубоко разрабатывалась.

Я отразил правду, а за это мне по голове дали. Но тема стала для меня больше чем какая-то критика - я до сих пор ее тяну. Через десять лет после той истории расширил тему до четырех картин и назвал цикл «Рубежи жизни Родины». Они попали в Музей революции (теперь Музей современной истории России). А 10 лет назад, после выставки к 80-летию в Академии художеств, мне позвонил директор Русского музея Владимир Гусев и предложил выставку в Петербурге. Тогда я решил написать продолжение и переосмыслил «Рубежи жизни Родины», назвав цикл «История Красной державы».

- Вы покажете их на юбилейной выставке в Академии художеств?

Чтобы все показать, трех академий не хватит. И потом, мне пришла мысль, что рядом с современным искусством они будут выглядеть старомодно, а в галереях, где многие мои вещи хранятся, другая аура, они там хорошо смотрятся. Поэтому я сделал фоторепродукции, текстовые описания, где рассказывается история этого цикла и его значение в моем творчестве.

На День Победы люди придумали прекрасную акцию «Бессмертный полк», а я сделал то же самое, только в живописи. Это выставка не столько итоговая, сколько исповедальная. У меня ведь территория творчества - от берегов Байкала, через просторы Сибири и горы Алтая, в Центральную Россию, которую я объездил на велосипеде. Потом через Болгарию, Чехию, Словакию, Польшу до Италии, Кубы и Мексики.

Грозы веков

- Как же удалось вам туда попасть - ведь был «железный занавес»?

Все просто: я был восемь лет первым секретарем Союза художников России. Приходил и говорил, что хочу укрепить дружбу со странами-союзниками, а сам писал, что мне хотелось. Я, кстати, первым разделил Словакию и Чехию - у меня была выставка в 1978-м, называлась «Чешские и словацкие мотивы», а тогда это была Чехословакия. На ней я показал мои поиски красоты этих народов. Я делал такой эксперимент: писал Мадонну - традиционную деревянную скульптуру, которой 500 лет, а потом искал их в жизни и писал реальных женщин, славянских Мадонн.

- У вас есть портрет Фиделя Кастро. Вы встречались с ним?

Несколько раз. В составе делегаций. Мы с Виктором Ивановым были первыми советскими художниками, побывавшими в 60-е на Кубе. Как-то на обеде, пока он говорил с нашими гимнастами, я сделал набросок. Уже в Москве написал портрет маслом. И недавно возвращался к этой теме. Другой мой портрет Фиделя есть в Третьяковской галерее.

- В постоянной экспозиции я его не видела.

Не показывают. Политика. Живописцы моего поколения стоят в запасниках никому не нужные, разбитые, но уверен, что через десяток лет вспомнят, и это будет вопль. Я сказал об этом Путину полтора года назад, когда получал орден «За заслуги перед Отечеством». То, что сейчас происходит, - это замещение духовного в угоду развлечениям.


Петр Оссовский “Куба начеку”

- И что Путин ответил?

Да ничего. Правительство меняется, а родина остается. Народ тот же. От развлечений он тупеет. Искусство, которое заставляет думать, вредно для правителей. Но Россия умеет думать. И она все способна преодолеть, как доказали мы в годы войны. Не случайно открывает мою выставку триптих «Грозы ушедшего века». Сколько их было над Россией - а все ничего Родине. Посмотрите на картину: это все реальные лодки и храмы, но они написаны как символы, и за ними многое стоит. Те, кто умеет видеть, мой зритель, придет на выставку в Академию художеств, сможет их понять. Кто не может, должен искать своего художника. Искусство не навязывается.

Свои соболезнования дочери Петра Оссовского выразил губернатор Псковской области Андрей Турчак:

«Ушел из жизни человек огромного неиссякаемого таланта, большой художник, настоящий патриот, честный, обладающий огромным внутренним достоинством человек, которого все вокруг безгранично ценили и уважали. Ваш отец преданно, подвижнически служил искусству и Псковской земле», - говорится в обращении главы региона.

Петр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины. В 1950 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. Сурикова из мастерской С. В. Герасимова.

Петр Оссовский стал одним из родоначальников «сурового стиля» - течения, появившегося в отечественном искусстве в начале 1960-х годов. Термин «суровый стиль»был впервые употреблен в 1960 году применительно к работе Оссовского «Три поколения» (1959), которая вызвала много противоречивых откликов.

Впервые Петр Оссовский приехал в Псков в 1966 году. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», - писал сам художник. Особое место в творчестве Оссовского заняли жители Талабских островов, которым художник посвятил цикл картин «На земле древнего Пскова». В цикл входит множество пейзажей, в которых главным является природа этого края. Замысел «На земле древнего Пскова» возник из размышлений о Псковской земле - порубежной части России.

Художник подолгу жил рядом со своими героями: земледельцами, рыбаками, народными умельцами. Посещение Михайловского побудило его взяться за пушкинскую тему. Пушкину посвящен триптих «Пушкинская элегия». В честь 125-летия Псковского музея-заповедника, в апреле 2001 года художник подарил музею 45 своих произведений.

Работы Петра Оссовского хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, других крупных художественных музеях бывшего СССР, а также в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.

В 1979 году художник был награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», в 1985 году он получил Государственную премию за цикл картин о Московском Кремле: «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии Художеств СССР. В 1968 году за свой труд Петр Оссовский награжден орденом «Знак Почета».

С июля 2008 года - почетный гражданин города Пскова.

В Псковском музее с 2007 года существует персональная галерея живописных работ Петра Оссовского, посвященных истории и людям земли Псковской.

Оссовский Пётр Павлович (18.05.1925) 2В

Живописец. Один из родоначальников «сурового стиля» в отечественном искусстве 1960-х. Для его картин характерны укрупненность форм, скупость деталей, сдержанность цветовых характеристик.

Народный художник СССР (1989) и РСФСР (1975), заслуженный художник РСФСР (1970). Действительный член Российской Академии художеств (1995), член-корреспондент Академии художеств СССР. Государственная премия СССР (1985) за цикл картин о Московском Кремле (1979-1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». Серебряная медаль Академии художеств СССР (1963) за серию работ «Куба» (1960-1961). Золотая медаль итальянской Академии искусств (1979) за серию «Славянские портреты» (1975-1978).
Золотая медаль PAX (1997) за выставку произведений в залах PAX (1996).

1-й секретарь правления СХ РСФСР (1971-1976), секретарь правления СХ СССР (1984-1991). Почетный член Словацкого союза художников (1976).

Родился в с.Малая Виска Кировоградской области Украины, жил в Москве, похоронен в Пскове. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1950), где учился в мастерской С.В.Герасимова у Н.Х.Максимова, Д.К.Мочальского, С.Н.Костина, И.И.Чекмазова, В.В.Фаворской. Член Союза художников СССР. С 1954 участник выставок. Участник Всесоюзной художественной выставки «СССР - наша Родина» к 50-летию образования СССР в Москве (1972).

В статье-рецензии на выставку «Советская Россия-1» (1960) искусствоведом А.А.Каменским был введён термин «суровый стиль» применительно к работе П.П.Оссовского «Три поколения», вызвавшей много противоречивых откликов. Художники сурового стиля обратились к жизни простого человека и противостояли в своем творчестве официозному искусст-ву.

Много ездил по стране, выезжал за рубеж. Итогом поездок стали циклы «На земле древнего Пскова», «Баллада о России», «Куба», «Мексика», «Болгарские новеллы».

Персональные выставки: в Москве (1964, 1978, 1983, 1985, 1996), Санкт-Петербурге (2006), Польше (1965), Италии (1966), Чехии (1975), Словакии (1975), Финляндии (1984), Украине (1986), Германии (1987), Испании (1992).

Основные работы: «Розовое облако» (1974), «Наковальня и васильки» (1974), «Жаркий день» (1974), «Сыновья» (1968-1975), «Народные мастера - кузнецы Петр Ефимов и Кирилл Васильев» (1967-1975), «Псковский Кремль» (1975), живописный цикл «Болгарские новеллы» (1978-1981), «Мать и отец» (1988), «Дорога к храму» (1989), триптих «Августовские грозы» («Золотой луг солнца», «Ожидание грозы», «Радуга») (1991-1992); «Тучи над озером» (1992), «Лучи небесные» (1993), «Белое солнце весны» (1993).
Работы нахо-дятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва), в коллекциях более 60 музеев и картинных галерей бывшего СССР, в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля и Венесуэлы.