Основы борьбы с организованной преступностью. Проблемы борьбы с организованной преступностью


Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

РУБОП

РУБОП (первоначально РУОП ) - Региональное управление по борьбе с организованной преступностью. Подразделение МВД СССР , а позже России , созданное в конце 80-х , но официальное название получило в 1993 году. По Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ», УБОПы были расформированы, «не дожив» всего лишь двух месяцев до своего официального двадцатилетнего юбилея (15 ноября 2008 года), а на их основе вскоре были созданы Департамент по противодействию экстремизму МВД России и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите , а также их территориальные подразделения. По неофициальной информации, Служба по борьбе с организованной преступностью, возможно, будет воссоздана в системе МВД России с 2012 года .

Предыстория создания

В конце 80-х годов криминальная обстановка в СССР стала ухудшаться, стали явными факты, долгое время умалчиваемые руководством страны. То, что преступность в Советском Союзе носит организованный характер, было многим известно, но говорить об этом открыто никто не решался.17 июня 1985 года появился приказ МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Но ожидаемого эффекта это не принесло. У многих милиционеров просто не было опыта таких действий. Никто не знал, что толком нужно делать. Руководство МВД СССР само особо не стремилось претворять свой же указ в жизнь. «Родиной» УБОПа называют Украину - ещё в 1986 году 6-й отдел появился в угрозыске УВД Днепропетровской области . Позже выходит приказ МВД СССР № 0014 от 15 ноября 1988 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью». На базе 6-ого Управления МВД СССР создаётся подразделение по борьбе с преступностью, в котором было на весь Союз всего-то 32 человека. Возглавил отдел Александр Гуров , генерал-лейтенант милиции , ныне депутат Государственной Думы . Попадавшие на стол руководства МВД и КГБ сообщения, имевшие в своём содержании названия преступных группировок, носили гриф «секретно» и не предавались огласке. Людям в стране говорили, что организованная преступность есть только в капиталистических странах. Развитие кооперативного движения опровергло это утверждение. В обиход жителей вошло слово «рэкет ». Слово «мафия » не прижилось у советских граждан: все думали, что «мафия» есть только на острове Сицилия , и с ней борется неутомимый комиссар Катани в исполнении Микеле Плачидо , хотя фильм «Спрут », заставил многих поверить, что мафия есть и в СССР. Сам Гуров в своей книге "Красная мафия" подробно описывает ситуацию с бездействием руководства милиции, и только после выхода статьи «Лев прыгнул» Гурова вызвал к себе Министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин и дал согласие на увеличение численности оперативного состава. Милиционеров стали снабжать всем необходимым, появлялась техника, транспорт, постепенно и сами сотрудники стали учиться изобличению преступных групп. Но тут вновь сотрудники столкнулись с бездушием властей. Тогдашний Уголовный кодекс РСФСР и кодексы Союзных республик не имели в особенной части таких преступлений, как «вымогательство », освещаемые деяния бандитов формально подходили только под одну статью - «бандитизм », но дать согласие на возбуждение уголовного дела с такой формулировкой никто не решался. Сам Гуров в интервью газете «Коммерсантъ » скажет:

Если бы тогда, сразу, внесли поправки в УК, то можно было многих посадить и надолго. Вместо этого нам говорили, что «бандитизма» у нас нет, и возбуждать такие дела не станут.

Позже Гуров в одном из телеинтервью сказал, что в конце 1980-х в 6-ом Управлении была почти полная база данных на всех «воров в законе », «криминальных лидеров», но из-за предательства руководства часть базы украли и «нужных» людей просто оповестили. Многие жители Москвы знали о существовании группировок в районе «Рижского рынка », одного из первых мест зарождения рыночной экономики и преступности в СССР. Именно в местное отделение милиции стали поступать заявления граждан о фактах вымогательств, но и тут руководство не спешило применять меры, ссылаясь на отсутствие юридических аспектов. Стали появляться наименования «солнцевские», «ореховские». Молодые люди, собранные по территориальному признаку, занимались вымогательством у кооператоров. Московские сыщики также не сидели без дела. В МУРе ещё в 1986 году было создано подразделение, ставшее прообразом московского РУБОП. Борьба шла усердная: сыщики, научившись грамотно работать, стали изобличать преступных лидеров, хотя у многих такие плоды работы восхищения не вызывали. Постепенно 6-е Управление реорганизовали. Сам Гуров ушел в КГБ, но позже ушёл и оттуда. По его словам, борьба с преступностью никому не нужна, это большие деньги, и никто не хочет с ними расставаться.

РУБОП в современной России

После очередной реорганизации из оперативно-розыскных бюро (ОРБ) в 1993 году стало образовываться РУБОП. Московское РУБОП получило прописку по улице Шаболовка , д.6. Чуть позже данный адрес стал более угрожающим, нежели Петровка, 38 . Возглавил московское РУБОП Владимир Рушайло . Также появилась пословица: "круче «солнцевских» только «шаболовские». В УК РСФСР стали вноситься поправки, касающиеся деятельности ОПГ . Стал появляться и долгожданный результат. По данным МВД России , в период с по г. (самый трудный в плане работы) к уголовной ответственности было привлечено более 60 «воров», и это только в одной Москве, ещё порядка более 300 лидеров криминального мира также были осуждены. Многие граждане стали смотреть на РУБОП как на единственную силу, готовую прийти на помощь. В территориальные отделы РУБОП стали приходить граждане с просьбой о помощи. РУБОПовцы раскрывали преступления и в сфере незаконного оборота наркотиков , оружия , похищения людей, коррупции . Отделы РУБОПа не подчинялись местным отделам внутренних дел, такие меры были направлены на то, что часть руководства местных милиционеров имеет коррупционные связи, а посему РУБОПы подчинялись напрямую главкам, что только добавляло им врагов в лице местных милиционеров. На одном из совещаний руководства МВД РФ к аббревиатуре «РУБОП» должно было быть добавлено «иК», то есть «Региональное Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», получилось «РУБОПиК», но букв «иК» добавлять не стали. Многие ветераны РУБОПа вспоминают знаменитый «ельцинский» указ № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 года , согласно которому можно было задерживать лиц, причастным к преступлениям и членам ОПГ, до 30 суток, позднее он был отменён, явно с подачи криминала. Александр Гуров в интервью говорит:

Меня поражало, что законы у нас принимали с подачи бандитов, ни разу власть не послушала самих милиционеров. Кому мешал указ? Когда уровень преступности начал снижаться, его и отменили. Только раз, в 89-ом, Бакатин выслушал меня и позволил расширить отдел, а так все наши просьбы проходили мимо ушей.

Очередная реорганизация

Сколько себя помню, я редко боролся с преступниками, всё более - с коллегами из соседних ведомств. Все мы старались друг друга опередить, обогнать, больше «палок» в ЗИЦ вставить, а на деле всё стояло. Брали только тех, на кого давало руководство «добро», кто не мог за себя постоять и в оперативном значении ничего из себя не представлял. Хотели «авторитета» одного взять: весь материал собрали, доложили, а шеф папку в сейф убрал и приказал нам «на землю спуститься» - кому нужны такие инициаторы? Один раз в адрес вошли, там барыга наркотой торговал, а через секунду туда ОБНОН ворвался, хорошо я краем глаза Вову С. увидел, с кем в школе милиции учился, и крикнул «Вова, свои!», а то перестреляли бы друг друга - такое тоже бывало

Другой бывший сотрудник УБОП в газете «Совершенно секретно » так описывает свою работу:

Когда только начинали, весело было, непонятно, конечно, многое но из-за этого и интересно. На ходу учились, глаза у всех горели. Потом система гнить начала, нас бумагами обложили с ног до головы, планируешь что-то - пиши рапорт, рассмотрят, провёл что-то - справку пиши, волокита началась, специальная, чтобы нас больше в кабинетах держать. Особо ретивых переводили на другие места, одному оперу часы от министра вручили и на повышение отправили - лишь бы не мешался. С другими ведомствами начались конфликты, задержали кого-то - тут же звонок: «Отпустите, он с тем-то или тем работает». Отпускали, хотя знали, что деньги всем правят. Посидел, дождался пенсии и ушёл

В искусстве факт противоборства УБОП и УР наиболее чётко показан в фильме «Ментовские войны ».

Примечания

Практически вся история РУБОП описана в романе Андрея Молчанова «Главное управление».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "РУБОП" в других словарях:

    РУБОП - районное управление по борьбе с организованной преступностью региональное управление по борьбе с организованной преступностью Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… … Словарь сокращений и аббревиатур

    М. Региональное управление по борьбе с организованной преступностью. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Президент Владимир Путин перед самыми праздниками подписал указ № 300, согласно которому ликвидируются семь Главных управлений МВД по федеральным округам. Закончилось многолетнее противостояние убоповцев (Управление по борьбе с организованной преступностью) и выходцев с Лубянки

Президент Владимир Путин перед самыми праздниками подписал указ № 300, согласно которому ликвидируются семь Главных управлений МВД по федеральным округам. Исключение сделано, ввиду особой сложности региона, только для ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу. Причем «зачистка» прошла в классическом исполнении: за день до выхода указа с шумом уволили начальника ГУ МВД по Дальневосточному федеральному округу генерала Евгения Кужеля. Таким образом, закончилось многолетнее противостояние убоповцев (Управление по борьбе с организованной преступностью) и выходцев с Лубянки.

Согласно указу, упраздняются следующие главки: ГУ МВД России по Центральному федеральному округу (начальник Сергей Деревянко), ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу (Евгений Кужель), ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу (Юрий Прощалыкин), ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу (Николай Мардасов), ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу (Андрей Таранов), ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (Виталий Быков) и ГУ МВД России по Южному федеральному округу (Николай Симаков). В каждом главке работало примерно 500 сотрудников. Следовательно, под сокращение попали около 3,5 тысячи человек, и сколько из них сумеют перейти в другие подразделения, неизвестно.

Справка «Новой»: Шаболовские

15 ноября 1988 года приказом по МВД СССР было создано 6-е управление МВД СССР (штат: 32 человека), занявшееся предотвращением тяжких преступлений и нейтрализацией деятельности криминальных лидеров. 4 февраля 1991 года 6-е управление преобразовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. Соответствующие подразделения были созданы в 10 республиках СССР общей численностью 3 тысячи человек.

В феврале 1992 года создано Главное управление по организованной преступности (ГУОП) МВД России. В 1998 году преобразовано в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В 2000 году тогдашний глава МВД Владимир Рушайло вывел УБОПы из подчинения республиканских МВД, ГУВД и УВД и объединил их в единую цепочку подчинения: УБОП—РУБОП—ГУБОП—министр.

Поначалу убоповцы действительно занимались важным делом и были грозой преступных группировок. Как многие помнят, в 90-е весь бизнес «лежал» не под силовиками, как сейчас, а под бандитами, мэры же большинства российских городов и директора предприятий были ставленниками местных ОПГ. Расскажу одну историю: в 1996 году я работал во «Времечко», и мы поехали брать интервью у главы небольшого городка в Ярославской области. Нас интересовало, что за люди с «корочками», представляясь сотрудниками городской администрации, взимают «экологические» штрафы с водителей-дальнобойщиков. Мэр-коммунист долго рассказывал, как всей душой печется об экологии. Когда мы собрались уезжать, он неожиданно заявил: «А теперь поедем к хозяину…» Настоящим хозяином города оказался армянский вор в законе.

УБОПы, в отличие от уголовного розыска, работавшего по уже совершенному преступлению, напротив — включались в разработку при получении первой же оперативной информации и отличались большой мобильностью. Хорошо была поставлена работа с агентурой, наконец-то появилась единая база данных по ворам в законе и криминальным авторитетам, а собровцев из ГУБОПа бандиты боялись как огня. Во избежание утечек, новые подразделения получили полную независимость от местного милицейского начальства, вся информация стекалась к начальнику ГУБОПа, являющегося первым заместителем главы МВД.

В 1994 году специально под УБОПы пролоббировали Указ президента № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который разрешал задерживать подозреваемых до 30 суток.

Перерождение

«Портиться» УБОПы стали во второй половине 90-х: у оперативников появились дорогие иномарки, на шеях висели килограммовые золотые цепи, и к ним в очередь выстроились «подкрышные» бизнесмены. А уж историю, когда на Шаболовке один из начальников отдела забыл в туалете «барсетку» с 70 тысячами долларов, вспоминают до сих пор.

Благодаря толковым руководителям пресс-служб, борцов с оргпреступностью отлично «распиарили»: в СМИ их сравнивали с последними героями, вставшими на пути криминала. Между тем методы оперативной работы особым разнообразием не отличались: получили информацию — подбросили наркотики/оружие — «закрыли». Одни и те же наркозависимые «свидетели» кочевали из одного уголовного дела в другое. Правда, в судах большинство дел разваливалось. И, видимо, не случайно руководство ГУБОПа стало одним из застрельщиков информационной кампании о ненужности судов присяжных.

На подтасовках и подбросах выросло целое поколение оперативников-палкоделов, которые больше ничего не умеют. Зато у них обнаруживалась нехилая хватка, когда речь заходила о деньгах. К примеру, отец одного из заложников рассказал мне, как пришел писать заявление в отдел по борьбе с похищениями людей на Шаболовку: «Первым делом начальник спросил меня, какая сумма выкупа. Я ответил: 40 миллионов. Тогда этот тип намекнул, что его «бонус» должен составить 10% от выкупа». К счастью, заложник самостоятельно освободился, и оперативники остались без «премии».

Чтобы хоть как-то обуздать процесс разложения службы, руководство МВД постоянно «перетасовывало» сотрудников и набирало кадры из глубинки. Однако это помогало мало: через полгода «лимитчики» начинали брать взяток еще больше и частенько сами совершали преступления. Особенно отличались оперативники, побывавшие в Чечне. Они и до командировок в «горячие точки» не особо чтили закон, а уж после и вовсе.

Так, например, 07.08.1999 г. на 40-м км трассы Москва—Казань двое сотрудников РУБОП ЮВАО г. Москвы Солохин, Снегирев и примкнувший к ним оперуполномоченный УР ОВД «Хорошевский» Суслов остановили автобус, в котором ехали вьетнамские челночники. Угрожая ножами, борцы с оргпреступностью забрали несколько десятков тысяч долларов, а трое вьетнамцев, оказавших сопротивление, с многочисленными ранениями были доставлены в Ногинскую больницу.

Тем временем в самом МВД вовсю шли межклановые войны, жертвой которых стал один из отцов-основателей УБОПа — Владимир Рушайло. В октябре 1996 года он собрал пресс-конференцию и выступил с громкими разоблачениями о коррупции в центральном аппарате МВД. На следующий день «правдолюба» отправили в отставку, и он пристроился советником к тогдашнему спикеру Совета Федерации Егору Строеву. Правда, штатским Рушайло пробыл всего два года и вернулся на должность начальника ГУБОПа — в ранге заместителя главы МВД. Об этом чудесном возвращении опального генерала ходило довольно много слухов.

21 мая 1999 года Владимира Рушайло назначили главой МВД, чуть позже закрытым указом президента его наградили Звездой Героя. Для воспрянувших духом убоповцев началось золотое времечко.

Несчастливый конец

С приходом Владимира Путина в Кремль ситуация в стране изменилась: вместо милиции на первые роли выдвинулись выходцы с Лубянки. Начались новые ожесточенные войны силовиков. Особенно усердствовали убоповцы и чекисты, делившие между собой «подкрышных» бизнесменов. При этом обе ключевые службы не брезговали подставами и писали друг на друга доносы.

В марте 2001 года Рушайло освободили от должности главы МВД. Новый министр — питерец Борис Грызлов первым делом лишил ГУБОПа самостоятельности и подчинил службе криминальной милиции. Еще через три года служба получила новые задачи и аббревиатуру: департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ).

В 2008 году указом президента Дмитрия Медведева № 1316 управления по борьбе с организованной преступностью были расформированы, а их функции переданы в другие подразделения. После выхода этого указа ситуация больше напоминала поговорку «После нас хоть потоп»: сотрудники пресс-служб за бесценок продавали видеоархивы, а на радиорынках появились секретные базы убоповцев с адресами и донесениями агентов.

В дальнейшем на базе УБОПов были созданы 8 ГУ МВД по федеральным округам с весьма размытыми функциями. При этом «федералы» и местные полицейские зачастую дублировали друг друга:

— Доходило до маразма: допустим, мы полгода разрабатываем банду, и вдруг ее задерживают «цэфэошники» (Управление по Центральному федеральному округу. — С. К.), — рассказал один из начальников МУРа. — Разумеется, вся работа под хвост. Звоню на Шаболовку, а они посылают куда подальше.

С помощью тех же «цэфэошников» бизнес решал свои стратегические задачи, закрывая конкурентов и проводя рейдерские захваты, — трудно найти в Москве какое-либо одиозное уголовное дело, завязанное на больших деньгах, к которому бы не приложили свои умелые руки шаболовские.

И потому, наверное, нынешний президентский указ № 300 готовился в обстановке повышенной секретности и для многих руководителей стал полной неожиданностью. Например, в ГУ МВД по ЮФО до самого последнего дня царило приподнятое настроение, а генералы устроили себе турнир по стрельбе.

Но если «лампасников» куда-нибудь да пристроят, то оперативники рангом поменьше сейчас забегали по кабинетам других подразделений. Однако «на земле» их не особо ждут: достали, и большинству придется искать работу на гражданке.

Правда, есть проблемы и посерьезнее: что будет с сотнями уголовных дел, заведенных следственными отделами федеральных главков? И в чьи руки попадут агентурные досье и секретные базы данных?

…Каждый год 15 ноября ветераны УБОПа собираются в парке им. Горького и вспоминают годы совместной службы. Однако итоги совсем нерадостные: в стране запредельная коррупция, высокая преступность, а уцелевшие в криминальных войнах воры в законе живут в шоколаде.

Остается добавить, что 322 сотрудника УБОПа погибли при исполнении служебного долга. 35 человек получили звание «Герой России», из них 27 — посмертно. Об этом тоже нужно помнить.

Пятнадцатого ноября исполнилось 20 лет со дня создания 6-го Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. Недавно все соответствующие подразделения были в очередной раз реформированы. Словосочетание «организованная преступность» исчезло из названия. Видимо, мы ее победили.

Лев прыгнул.Тогда его застрелили

Первым главой легендарного подразделения стал Александр Гуров, ныне депутат Госдумы. Впервые имя Гурова, в то время молодого сержанта милиции, появилось на страницах газет, когда он застрелил льва. Случилось это в Москве эпохи застоя. Лев Кинг, живший в семье бакинцев Берберовых, снимался в комедии «Приключения итальянцев в России», а во время съемок квартировал в опустевшей на время каникул школе. Каким-то образом зверь выбрался в школьный сад и, перемахнув через забор, набросился на проходившего мимо человека. Когда на крик прибежал сотрудник милиции - это был Гуров, - студент Владимир Марков уже лежал в луже крови. Выстрел прозвучал вовремя. О ЧП написали все газеты. Все жалели льва и осуждали Гурова. Исключением стала публикация корреспондента газеты «Труд» Александра Зарубина. В этой редакции я - в то время студентка-первокурсница - проходила практику. Тогда-то я впервые и увидела Гурова, который вместе с родителями спасенного пришел поблагодарить коллегу за объективность.
Грянула перестройка. В СССР считалось, что последнюю банду истребили в послевоенные годы. Но после нашумевшего «узбекского дела», по которому полный срок отсидел лишь Юрий Чурбанов, в структуре МВД начались робкие перемены. Майор милиции Александр Гуров, тогда старший научный сотрудник ВНИИ МВД СССР, принял участие в подготовке приказа министерства №0033 «О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности». Такое запутанное название рекомендовал ЦК КПСС. И все же это были первые шаги. 17 июня 1985 года появился приказ МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Через год Гуров направил министру внутренних дел записку с краткой характеристикой воров в законе, но особых изменений в работе МВД не произошло. На помощь пришла «четвертая власть». Интервью Юрия Щекочихина с Александром Гуровым «Лев прыгнул» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Слово «мафия» вошло в наш лексикон, а имя эксперта по мафии стало известно всем.
Шло время. Менялись министры внутренних дел. Александр Иванович считает, что две его встречи с одним из них - Вадимом Бакатиным - не только повлияли на борьбу с оргпреступностью, но и резко изменили его судьбу. Первая состоялась 2 января 1989 года. Цитирую по книге Гурова «Красная мафия»: «Я хорошо помнил встречу со Щелоковым и разборки после статьи «Лев прыгнул», и от этой срочной встречи ничего хорошего не ждал. Правда, подумалось о резкой статье Ларисы Кислинской, где она с присущей ей прямотой и сарказмом критиковала милицию, писала о беззаконии и упоминала мою фамилию в качестве эксперта… Бакатина я увидел впервые. Статья Кислинской лежала перед ним. «Надо же, сам читает. Обычно для министров выдержки делают», - подумал я. «Вот вы пишете, критикуете, и Кислинская тоже. А что предлагаете? Вот создали ублюдочное подразделение из 32 человек и думаете бороться». Далее пошли слова, которые выдавали в Бакатине истинного строителя по специальности. Тем не менее, он разобрался, что приказ МВД СССР №0014 от 15.11.88 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» - это кость, брошенная общественности, лишь бы отвязаться»…
«Не могу сказать, почему, - рассказывал мне позже генерал-лейтенант милиции Александр Гуров, - но именно после этой встречи в 6-м Управлении МВД из 32 человек, в котором даже не было структурных отделов, произошли значительные изменения. Его численность довели до 52 человек. Создали два отдела. Но что такое 52 человека на огромную страну? Вторая встреча с Бакатиным стала судьбоносной. Он предложил мне на выбор две должности - помощник министра или начальник этого управления. Я, конечно, выбрал второе».

«Разве это мафия?»

Сначала все шло хорошо. Михаил Горбачев благословил создание в МВД мощной структуры - Главного управления по борьбе с наиболее опасными преступлениями, оргпреступностью, коррупцией и наркобизнесом. Специализированные подразделения появились в 10 союзных республиках. Успели вовремя. Александр Иванович вспоминает, что прослушивая разговоры членов одной преступной группировки, сыщики перехватили разговоры двух крупных мафиози, один из которых жил в Германии. «Когда ликвидируют «шестерку»? - спросил один из собеседников. - Эти сволочи нам и в Германии жить не дают». Его московский знакомец ответил: «Точно не знаю, когда, но скоро она «шестеркой» называться не будет». По удивительному стечению обстоятельств в МВД затеяли очередную реорганизацию, в результате которой «шестерка» должна была раствориться в недрах службы криминальной милиции. Журнал «Столица» писал: «Мужественный товарищ Гуров, как и весь советский народ, убежден, что в стране существует мафия. По прошествии нескольких лет после создания специального управления в МВД ССС с товарища Гурова стали требовать, потому что оклад идет, а мафии все нет. На всю страну нашли, кажется, шесть групп. Разве это мафия?» Статья была напечатана незадолго до событий августа 1991 года…
В новой стране было создано новое министерство. А новый министр внутренних дел Виктор Баранников вдруг решил, что с «гуровским управлением надо разобраться». «Он словно забыл, что мы вместе работали по ликвидации преступной группировки в самом МВД СССР, - вспоминает Александр Иванович. - Под видом деятельности Фонда по борьбе с наркотиками она осуществляла контрабанду компьютеров. Я уверен, что это была не инициатива Баранникова. Ветер дул из Совета министров и из Верховного Совета. Их сотрудники мелькали в наших документах по разработке организованных преступных группировок. Могла также всполошить разработка одного крупного милицейского руководителя из МВД России. Высокопоставленные чиновники проходили и по делам о трансфере 140 миллиардов рублей за границу, и чеков «Урожай-90», в котором действовала пресловутая ассоциация «Исток» во главе с народным депутатом Артемом Тарасовым».
В итоге на обломках 6-го управления создали российское подразделение. Гуров ушел в КГБ к Бакатину, который в тот момент его возглавлял. Новое руководство МВД прокомментировало это так: «Ушел из-за сенсаций, которых ему не достает». Потом Александр Иванович покинул и КГБ, которое к этому времени раздробили, реорганизовали и множество раз переименовывали.
«Различные реорганизации в МВД и совсем уж частые (раз в полгода) в органах госбезопасности, куда я вынужден был перейти, имели совершенно очевидную задачу, - считает Гуров. - Сколько дел о крупных и сверхкрупных хищениях было развалено вместе с СССР! Сколько преступников ушло от ответственности! Сколько денег было отмыто преступными синдикатами с помощью завоза недоброкачественной водки и некачественных продуктов! Этого бы не случилось, если бы нас услышали. Еще до краха «МММ», «Тибета», «Чары» и им подобных мы прогнозировали такие ситуации и предлагали принять соответствующие законы, которые стали бы преградой на пути многих аферистов. Но в это время увлеклись реорганизациями, при которых уходили профессионалы и уничтожались необходимые документы»
Самый мощный прессинг испытало на себе московское подразделение по борьбе с оргпреступностью. Прообраз знаменитого московского РУБОПа появился на Петровке, 38 в структуре МУРа еще 30 июня 1986 года. Служили в нем тогда 25 человек. С 27 мая 1989 года - уже 73 сотрудника. Отдел был призван бороться уже не с групповой, а именно с организованной преступностью. 12 ноября 1992 года он стал управлением. К этому времени его штат составлял 123 человека. А через год это уже мощное подразделение - Региональное управление по организованной преступности при ГУВД Москвы. В конце 1996 года Управление было переведено в подчинение ГУБОП МВД РФ.

Шаболовские,которые круче солнцевских

Вначале первый отдел на Петровке возглавлял опытный сыщик Гафа Хусаинов, в свое время принимавший участие в задержании родоначальников организованной преступности - Монгола, Япончика. Он также работал по делу об ограблении семьи Троицких, следы которого вели к любовнику Галины Брежневой Борису Буряце. Затем во главе отдела, а позже управления встал Владимир Рушайло, прошедший путь от рядового опера до министра внутренних дел. Именно при нем подразделение стало мощной структурой. При нем оно переехало в новое здание на Шаболовку, 6, и этот адрес стал так же знаменит, как и Петровка, 38. До сих пор Владимира Борисовича считают отцом-основателем московского РУБОПа.
«Наша служба создавалась по образцу и подобию Федерального бюро расследований США, основное отличие которой от уголовного розыска - не только количество выявленных и раскрытых преступлений, а организация работы от лица к преступлению, то есть выявление активных участников, лидеров и авторитетов преступных групп и группировок, эпизодов их противоправной деятельности независимо от состава преступлений», - рассказывал мне Владислав Селиванов, в 1995 году первый заместитель начальника московского Управления.
Новый подход к проблеме позволял вести и «профилактическую» работу, благодаря чему, к примеру, в мае 1994 года была осуществлена уникальная операция по предотвращению воровской сходки в Бутырской тюрьме. В 1997 году на стадии приготовления удалось предотвратить 7 заказных убийств. За пять лет (1993-1998гг.) подразделение привлекло к уголовной ответственности 56 воров в законе и 246 лидеров и авторитетов… В этот же период в РУБОП поступили сообщения о хищении с целью получения выкупа 952 человек (51 из них дети). Всех удалось освободить. Некоторые операции по освобождению заложников уникальны. Так, в июне 1997 года был освобожден сын бизнесмена из Сиднея. Сложность ее заключалась в том, что похитили молодого человека в Москве, держали в заложниках в Дагестане, а руководили операцией из Австралии. Приходилось освобождать заложников и в США. В Кливленде был похищен сын московского банкира - за его освобождение требовали почти миллион долларов. В процессе оперативно-розыскных мероприятий были задержаны московские вдохновители преступления. Через них вышли на американских подельников. Информация поступила в кливлендское отделение ФБР США. Заложника освободили, похитителей арестовали.
В общем, бандиты боялись московского РУБОПа, как огня. А во многих кабинетах управления на стенах появился шутливый лозунг: «Шаболовские круче солнцевских».

РУБОП здесь больше не живет

«У меня такое впечатление, что присутствую на собственных похоронах, - сказал знакомый оперативник, когда со знаменитого здания на Шаболовке, 6 снимали табличку. - Причем о расформировании нашего РУБОПа мы узнали не от начальства, а от бандитов. Они над нами откровенно смеются».
Приказ о расформировании системы Регионального управления по борьбе с оргпреступностью был подписан в августе 2001 года. Реорганизацию затеял бывший тогда министром внутренних дел РФ Борис Грызлов. Правда, громкой акции вроде «муровские оборотни в погонах» не получилось, но о возбужденных в отношении нескольких рубоповцев уголовных делах вспоминали часто. Говорили о том, что служба стала неуправляемой. Но если бы она подчинялась местному ГУВД, УВД, стала бы «ручной». Создается впечатление, что именно это и требовалось.
Практически все опытные сотрудники ушли. Лучшие из лучших погибли в ходе различного рода спецопераций - только в Чечне при исполнении служебного долга потери составили 19 рубоповцев. За 20 лет существования все подразделения ГУБОПа МВД РФ потеряли 396 человек. Восемь офицеров получили самое высокое звание - Герой России.
На бывшего министра внутренних дел начались наезды. О развале РУБОПов я писала в статье «Свои и чужие в МВД» («Совершенно секретно» №11 за 2001 год). В качестве моего оппонента выступал возглавлявший тогда ГУБОП МВД РФ генерал-лейтенант милиции Александр Овчинников. По своему служебному положению он был не согласен с тем, что РУБОПы целенаправленно разваливают. Но соглашался с предположением некоторых, что судьбой РУБОПов особенно обеспокоены недобросовестные сотрудники этого ведомства, опасающиеся в результате реформы потерять доступ к сытной кормушке. «Да, кормушка сытная», - говорил генерал и приводил пример: один из бывших начальников отдела ГУБОПа забыл в туалете «барсетку» с 70 тысячами долларов. Ее нашел его подчиненный, который дней десять ждал, когда шеф забьет тревогу. Но тот молчал. Деньги были явно не последние…
С момента очередной реформы прошло не так много лет. Но ставки резко изменились. Так, из двух разных источников стало известно, что одному из начальников главного антимафиозного ведомства (теперь уволенному) в чемоданах несли не десятки тысяч долларов, а миллионы. Один миллион - за покровительство, другой - за возбуждение «заказного» уголовного дела и его благополучного доведения до суда.

В одном глазу доллар,в другом - евро

6 сентября этого года вышел указ президента России об очередной реорганизации нынешнего Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД РФ. Отныне на его основе будут действовать два департамента. Один должен противостоять экстремизму, другой обеспечивать защиту лиц, подлежащих государственной защите. В названии обоих словосочетание «организованная преступность» отсутствует. Все функции по борьбе с оргпреступностью общеуголовного характера, а также подразделения по разработке воров в законе и преступных авторитетов передаются уголовному розыску. Коррупция и экономические проявления оргпреступности оказываются в ведении структур по борьбе с экономическими преступлениями. Вернулись к тому, с чего начинали 20 лет назад. Борьба с оргпреступностью силами подразделений, которые подчиняются, предположим, городским управлениям, а значит городским властям, вряд ли имеет радужные перспективы.
На следующий день после опубликования указа президента агентура еще неразогнанных управлений по борьбе с организованной преступностью сообщила - воры в законе во всех регионах России устроили грандиозную пьянку по случаю ликвидации ненавистной службы.
В докладе по итогам прошлого года министр внутренних дел Рашид Нургалиев констатировал: «Продолжается тенденция снижения профессионализма сотрудников правоохранительных органов, в том числе оперативного состава». Надо заметить, что за минувшие 20 лет для этого сделано было все. Но это не самое страшное. Страшно, когда специально обученные люди пойдут на службу к мафии уже официально, когда сдадут свою агентуру и базу данных. Информация о появлении на черном рынке базы данных реорганизованного департамента уже появилась. «Серьезное влияние на деятельность ОПФ (организованные преступные формирования) оказывают авторитеты уголовно-преступной среды, в том числе воры в законе, - отмечает министр. - Всего на оперативном учете в МВД состоит 182 вора в законе. Ключевыми фигурами преступного мира, по данным МВД, являются 20 воров, возглавляющих сейчас семь ОПС. Через «положенцев», «смотрящих» и держателей общака ими создана система альтернативных органов управления на уровне регионов, муниципальных образований и в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Интересно, кто теперь будет бороться с ворами в законе? Участковые?
«Нас разогнали, облили грязью, набрали со всех концов страны новых людей, но они быстро сориентировались в столице и взятки стали брать сотнями тысяч, а то и миллионами евро, - говорит ветеран московского РУБОПа. - Для них нет ни Родины, ни флага. Какая там борьба с преступностью, когда в одном глазу - доллар, а в другом - евро».
Может быть, последнюю структуру, призванную бороться с мафией, а на самом деле не раз уличенную в сливании с ней, и стоило разогнать, но как пойдут дела «на земле», то есть в окружных и районных УВД, где берут взятки, но меньшие, как за развал, так и за возбуждение уголовного дела?

Лариса Кислинская


поделиться:

Уже осенью в России могут вновь появиться управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) МВД, которые были расформированы в 2008 году и с тех пор в усеченном виде работали в составе подразделений угрозыска. Специальная комиссия МВД уже обсуждает, в каком виде и как будут работать борцы с оргпреступностью. Эксперты считают, что необходимость воссоздания УБОПов назрела давно - в некоторых регионах уровень оргпреступности и криминала остается стабильно высоким.

Сразу несколько источников в МВД России подтвердили «Известиям» информацию о готовящемся возрождении УБОПов.

Над этим вопросом в МВД уже работает специальная группа, которая уточняет параметры новой структуры, - заявил «Известиям» источник в МВД. - Могу сказать, что штатное расписание подразделения уже почти готово.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн также подтвердил «Известиям», что воссоздание РУБОПа - вопрос уже почти решенный.

Подразделение по борьбе с организованной преступностью будут возрождены в самое ближайшее время, - заявил «Известиям» Александр Хинштейн. - В высшем руководстве МВД противников воссоздания РУБОПа нет. Сам Колокольцев также когда–то возглавлял региональный УБОП.

В МВД говорят, что вопрос о возрождении УБОПов назрел же давно.

Организованная преступность в России никуда не делась, по-прежнему сложная ситуация наблюдается на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, активизировались воры в законе, рейдеры, поэтому и возникла необходимость возродить специальные подразделения, - поясняет «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.

По его словам, после расформирования УБОПов в 2008 году большинство специалистов по борьбе с оргпреступностью влились в подразделения угрозыска, однако эти структуры работают по совершенно разным принципам и это негативно сказывалась на общей эффективности борьбы с криминалом.

Если угрозыск работает по схеме «от совершенного преступления - к человеку, который его совершил», то УБОП - ровно наоборот: от человека, который может совершить преступление, - пояснил «Известиям» один из бывших сотрудников УБОП.

По словам собеседника издания, специализация работы борцов с оргпреступностью должна подразумевать полную независимость от местного начальства, но в нынешнем виде рассчитывать на это было нельзя.

Источники «Известий» в МВД утверждают, что борьбой с оргпреступностью в МВД будет заниматься отдельный департамент. Сейчас решается ключевой вопрос, кому будут подчиняться оперативники: местным полицейским главкам или непосредственно МВД.

Мнения в ведомстве разделились, но большинство экспертов склоняется к тому, что УБОПы должны подчиняться только руководству МВД и своему центральному аппарату, - рассказывает «Известиям» источник в МВД. - Фактически воссоздается РУБОП, который действовал в середине 1990-х годов.

Впервые о возможном возрождении подразделений по борьбе с организованной преступностью заговорили в 2010 году после зверского убийства 12 человек в станице Кущевская, где, как выяснилось, на протяжении многих лет действовало хорошо организованное преступное сообщество. Предполагалось, что подразделение появится в ходе преобразования милиции в полицию. Однако дальше разговоров дело тогда не пошло.

Вновь к идее УБОПов вернулся уже новый глава МВД Владимир Колокольцев. В своем первом интервью «Известиям» он заявил, что создавать подразделения по борьбе с организованной преступностью надо «сообразуясь с местной обстановкой».

В условиях нашего огромного государства каждый регион имеет свою специфику - географические, социальные, экономические особенности, которые накладывают определенный отпечаток в целом на криминогенную обстановку. Для одного региона то или иное подразделение просто необходимо - как, например, подразделения по борьбе с бандформированиями и организованной преступностью на Северном Кавказе, и мы из всех регионов направляем туда наших специально обученных сотрудников. А есть регионы спокойные в плане проявления организованной преступности. Соответственно, там создание подобных структур просто нецелесообразно, - заявил Колокольцев.

Неофициальным днем рождения РУБОПа считается 15 ноября 1989 года, когда приказом МВД СССР на базе 6-го управления МВД СССР было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью. Однако свое официальное название структура получила позднее - в 1993 году, после вывода подразделения из подчинения оперативно-разыскных бюро. В задачу РУБОПов входила борьба с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия и наркотиков. Сотрудники подразделений также вели разработку воров в законе и лидеров преступного мира. При этом региональные подразделения не подчинялись местным УВД, а только руководству главка.

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев своим указом «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» прекратил существование подразделения. Функции борьбы с оргпреступностью общеуголовной направленности были возложены на уголовный розыск (УР), а функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности - на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).