Крымов театральный режиссер. Крымов Дмитрий Анатольевич: биография, карьера, личная жизнь


Художник, сценограф, режиссер и театральный педагог. Дмитрий Анатольевич Крымов является членом Союза художников России и Союза театральных деятелей.

Дмитрий Крымов - сын знаменитых родителей Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой . Отец был известным режиссером-постановщиком, а мать - театральным критиком и искусствоведом. Дмитрию дали фамилию матери, так как в советское время Анатолию Эфросу чинили препятствия в карьере из-за еврейского происхождения.

В 1976 году он окончила Школу-студию МХАТ и сразу начал работать в Театре на Малой Бронной. Дипломная работа Крымова была по постановке его отца «Отелло».

Творческая деятельность Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

В 1985 году Дмитрий Крымов устроился художником-постановщиком в Театр на Таганке, где были поставлены его спектакли «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп» .

В начале 90-х в связи с кризисом Крымов был вынужден уйти из театра и заняться живописью, графикой. Картины Дмитрия Анатольевича были представлены в Русском музее, в музеях Франции, Германии, Англии. Сейчас же его работы можно увидеть в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Дмитрий Крымов работал во многих российских театрах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, ездил в Ригу, Таллин, Болгарию и Японию. Его талант художника-постановщика и режиссера оценен по достоинству во всем мире. Особенно желанный гость Крымов в Европе.

— Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер, — говорит о своей работе Дмитрий Крымов. — Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы.

В Российской академии театрального искусства Дмитрий Крымов преподает курс театральных художников и работает в своей творческой лаборатории «Школа драматического искусства». Лаборатория находится в Москве. Вместе с молодыми актерами, выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов ставит свои спектакли, которые показывает затем на международных фестивалях.

— Режиссер отвечает за спектакль, — рассказывает о профессии Дмитрий Крымов. — Я несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем.

Идеи для своих фантасмагорических спектаклей Дмитрий Крымов он берет из своего воображения, у других художников и своих студентов. Спектакли Крымова - это синтез пластических образов, рисунков, прозы и стихов. Не во всех из них есть сюжетная линия, или интригующие переплетения судеб, но всегда есть яркий визуальный образ, который вызывает отклик у каждого смотрящего и характерные чувства. Это заставляет театрального зрителя все чаще приходить на постановки режиссера Дмитрия Крымова.

"Первый спектакль нашей группы назывался «Недосказки» и был поставлен со студентами моего, тогда еще первого курса художественного факультета РАТИ. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией Афанасьева, то есть, самые, что ни на есть «реальные» русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей.

Театральная лаборатория Дмитрия Крымова ставила такие спектакли, как «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Торги» и ряд других. Известность в широких кругах постановки Крымова получили после интерпретации поэмы Лермонтова «Демон. Вид сверху» . Спектакль получил награды театральных критиков «Хрустальная Турандот» и Союза театральных деятелей «Золотая маска».

В 2010 вместе с Михаилом Барышниковым Дмитрий Крымов поставил спектакль «В Париже» , который увидели европейские зрители. Спектакль был на русском языке, но в России не был показан.

Спектакли Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

  • 1987 — Костюмер (фильм-спектакль) — художник
  • 1988 — У войны не женское лицо (фильм-спектакль) — художник
  • 1989 — Тартюф (фильм-спектакль) — художник
  • 2001 — Наполеон Первый (фильм-спектакль) — художник
  • 2005 — Анатолий Эфрос
  • 2005 — Острова (документальный)
  • 2012 — Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня… (фильм-спектакль) — режиссер
  • Тарарабумбия
  • Смерть Жирафа
  • Горки 10
  • Сны Катерины
  • Opus №7
  • Корова

Режиссер, художник, сценограф. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

В 1976 г. закончил Школу-Студию МХАТ СССР им. Горького. В том же году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей постановки А. В. Эфроса: «Отелло» У. Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977), «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского (1979), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Воспоминание» А. Арбузова (1981), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого (1983). В МХАТ им. А. П. Чехова оформил спектакли «Тартюф» Ж. -Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого, «Попытка полета» Й. Радичкова (1984). В Театре драмы и комедии на Таганке работал над спектаклями «У войны не женское лицо» по С. Алексиевич (1985), «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера (1986).

Оформлял спектакли в таких московских театрах, как ЦДТ, Театр им. К. С. Станиславского, Театр им. Н. В. Гоголя, Театр им. М. Н. Ермоловой, Театр им. Моссовета, Театр им. В. Маяковского и других. Работал в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Таллинна, Нижнего Новгорода, Вятки, Волгограда и других городов СССР, а также за рубежом (Болгария, Япония).

Как художник оформил около 100 спектаклей. Работал с режиссерами В. Портновым, А. Товстоноговым, В. Саркисовым, М. Киселовым, Е. Арье, А. Шапиро, М. Розовским, С. Арцибашевым и другими.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках как в России, так и за рубежом.

С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в ГИТИСе, где ведет курс театральных художников.

С 2004 по 2018 г. – художественный руководитель Лаборатории в театре «Школа драматического искусства». Поставил в ШДИ спектакли «Недосказки» по мотивам русских народных сказок (2004), «Три сестры» по пьесам В. Шекспира «Король Лир» и «Бесплодные усилия любви» (2005), «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса (2005), «Торги» по мотивам пьес А. П. Чехова (2006), «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова (2006), «Корова» по рассказу А. Платонова (2007), «Opus № 7» (2008), «Смерть жирафа» (2009), «Тарарабумбия» (2010), «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» по И. Бунину (2011), «Горки-10» (2012), «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012), «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (2013), «О-й. Поздняя любовь» по А. Н. Островскому (2014), «Русский блюз. Поход за грибами» (2015), «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“» (2015), «Последнее свидание в Венеции» по роману Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев» (2016), «Своими словами. Н. Гоголь „Мёртвые души“. (История подарка)» (2016), «Безприданница» по А. Н. Островскому (2017), «Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)» по В. Шекспиру (2017).

В рамках проекта «Открытая сцена» поставил спектакль «Сны Екатерины» (2010), в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – «Х. М. Смешанная техника» (2011), в театре Корьямо (Финляндия) – «В Париже» (2011), в Iseman Theater (США) – «Квадратный корень из Трех сестер» (2016), в Театре наций – «Му-му» (2018).

Спектакли Дмитрия Крымова участвуют в престижных международных фестивалях Австрии, Великобритании, Германии, Грузии, Польши. Лаборатория Дмитрия Крымова активно гастролирует по миру, спектакли с успехом были приняты зрителями в Бразилии, США, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Эстонии и других странах.

Награды:

Международная театральная премия имени К. С. Станиславского, 2006 г.
В номинации «Новация», спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот».

«Гран При» VII Международного фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге, 2006 г.
В номинации «Лучший спектакль», а также - специальный приз критиков, спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот».

Театральная премия газеты «Московский комсомолец», 2007 г.
В номинации «Лучший эксперимент», спектакль «Демон. Вид сверху».

Первая театральная премия «Хрустальная Турандот», 2007 г.
В номинации «Лучшая режиссерская работа», спектакль «Демон. Вид сверху».

«Золотая Трига», главная премия международной выставки сценографии и сценического пространства Пражское Квадриеннале 2007.
За создание национального павильона России «Наш Чехов. Двадцать лет спустя», Мастерская Д. Крымова, ГИТИС.

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2008 г.
В номинации «Эксперимент», спектакль «Демон. Вид сверху».

Премия Федерации еврейских общин России «Человек года», 2009 г.
В номинации «Культурное событие года».

Первая театральная премия «Хрустальная Турандот», 2009 г.
В номинации «Лучшая режиссерская работа», спектакль «Opus № 7».

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2010 г.
В номинации «Эксперимент», спектакль «Opus № 7».

Главная награда Эдинбургского международного фестиваля Bank of Scotland Herald Angel, 2012 г.
За спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь»

Премия г.Москвы в области литературы и искусства, 2013 г.
В номинации «Театральное искусство» за постановки «Opus № 7», «Горки-10» и «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь».

Избрание почетным членом Российской Академии Художеств, 2014г.

Премия международной выставки сценографии и сценического пространства Пражское Квадриеннале, 2015.
Специальная награда за “лучший общий процесс” за студенческий павильон России «Хотите поговорить с нами на плохом английском об искусстве?» (студенты-сценографы ГИТИС, Мастерская Е. Каменьковича – Д. Крымова).

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2016 г.
В номинации «Драма / Спектакль малой формы», спектакль «О-й. Поздняя любовь».

Театральная премия газеты «Московский комсомолец», 2016 г.
В номинации «Лучший спектакль для детей и подростков», спектакль «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“».

Присуждение звания «Почетный профессор ГИТИСа», 2017 г.

Лаборатория Дмитрия Крымова – одного из важнейших эстетических революционеров современного русского театра — существует с октября 2004 года. За это время было создано более десяти спектаклей, каждый из которых открывал новую тему в исследовании «театра художника». Уровни восприятия пространства, природа возникновения образа, визуальная выразительность и точность вместе с парадоксальностью, неожиданные ассоциативные ряды и пронзительная искренность, природа существования актера в условиях необычной художественной структуры - все это лишь небольшой и довольно условный перечень тем, на которые очень любят рассуждать театральные критики в связи с творчеством участников Лаборатории.
В августе 2012 года спектакль Дмитрия Крымова «Сон в летнюю ночь» (совместная постановка Международного театрального фестиваля имени Чехова и театра «Школа драматического искусства») получил награду 66-м международном Эдинбургском фестивале искусств.

Дмитрий Крымов родился в 1954 года в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой – наверное, самых известных режиссера и театрального критика советской эпохи. В 1976 году окончил Школу-студию МХАТ как театральный художник, сценограф. В 1976 году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей в постановке Анатолия Эфроса «Отелло» У. Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1977), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Воспоминание» А. Арбузова (1981), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого (1983) и др.. В МХАТ им. А. Чехова оформил спектакли «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого, «Попытка полета» Й. Радичкова (1984). В Театре драмы и комедии на Таганке работал над спектаклями: «У войны не женское лицо» по С. Алексиевич (1985), «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера (1986). Оформлял спектакли в других театрах Москвы, России и мира. В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках, как в России, так и за рубежом. С 2004 руководит творческой Лабораторией в театре «Школа драматического искусства» в Москве и ставит спектакли с участием своих студентов–художников и молодых актеров, недавних выпускников РУТИ-ГИТИС и Щукинского училища. В Лаборатории Дмитрием Крымовым были поставлены следующие спектакли: «Недосказки», «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий хот», «Торги», «Демон. Вид сверху», «Корова», «Opus № 7», «Сны Катерины», «Смерть Жирафа», «Тарарабумбия», «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня», “In Paris”, «Х. М. Смешанная техника».

Одним из столпов современной отечественной культуры сегодня является, конечно же, режиссер-постановщик Дмитрий Крымов, гений которого в настоящее время признается всем театральным сообществом. Он является членом Союза театральных деятелей России и Союза художников и обладает множеством тематических наград, включая и премии международных фестивалей.

Биография Дмитрия Крымова

10 октября 1954 года в творческой столичной семье (отец – знаменитый режиссер Анатолий Эфрос, а мать – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова) появился на свет будущий театральный постановщик. Из-за волны антисемитизма в нашей стране во время рождения и взросления Дмитрия на семейном совете было принято решение, что мальчик возьмет фамилию именно матери. И, как показала сама жизнь, это решение было оправдано.

После окончания общеобразовательного учебного заведения Крымов поступил в Школу-студию МХАТ (постановочный факультет), пойдя по стопам знаменитого родителя. В 1976 году он с дипломом о высшем образовании пошел развивать свою профессиональную карьеру в Театр на Малой Бронной. А его первыми режиссерскими проектами стали постановки «Воспоминание», «Лето и дым», «Живой труп», «Месяц в деревне» и другие.

В период времени, начиная с 1985 года и до начала «девяностых», когда из жизни ушел отец, Дмитрий в основном сотрудничал с Театром на Таганке. Здесь театралы могли насладиться его режиссерским талантом в спектаклях: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп». Однако кроме родных театральных подмостков известный сценарист участвовал в постановках театров, расположенных во многих городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград и другие), а также в Японии и Болгарии. А его коллегами по творческому цеху стали такие знаменитости как Портнова, Товстоногова, Арье и Шапиро.

После смерти отца Дмитрий Крымов принял решение отказаться от работы сценографа и полностью сосредоточился на изобразительном искусстве. Именно живопись и графика сделали его знаменитым во Франции, Англии и Германии, где он выставлялся на тематических выставках. А в Москве его художественное творчество было широко представлено в Русском музее.

А в настоящее время «Третьяковка» и «Пушкинский» музей содержат среди своих экспонатов и полотна Дмитрия Крымова. С 2002 года и по сей день он стал заниматься преподавательской деятельностью в Российской академии театрального искусства. Также под его руководством находятся Лаборатория «Школы драматического искусства» и курс театральных художников.

Интересно, что основной авторской идей любого театрального проекта режиссер считает именно постулат о «непонимании зрителем замысла постановщика». Это позволит театралам размышлять и делать выводы только после долгих умозаключений. То есть, успех современного театра лежит именно в философской и психологической плоскости, которая исключает банальные сюжеты.

Личная жизнь режиссера

В семейной жизни знаменитого режиссера все достаточно стабильно и спокойно. Единственный брак с супругой Инной стал причиной появления на свет сына. Его жена является профессионалом в сфере экономики и психологии и в последние годы очень серьезно помогает мужу в его постановочной деятельности. Интересно, что в 2009 году еврейскими общинами России Дмитрий Крымов был признан «Человеком года», а свой день рождения он уже очень давно не отмечает, предпочитая в это время посетить могилы своих почитаемых родителей, которые смогли дать ему достойное творческое воспитание.