Что высмеивал в своих сказках салтыков щедрин. Вместе с тем Салтыков-Щедрин высмеивает и мужика, свившего…


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Очень ярко сатира Салтыкова-Щедрина проявляется в сказках. Этот жанр позволяет скрыть обличительный смысл произведения от цензоров. В каждой сказке Щедрина обязательно есть политический или социальный подтекст, который был понятен читателям.

В своих сказках Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников - тех, кто живет народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов и иных. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает жизнь тогдашней России: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не думают сопротивляться.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил - дрожал и помирал - дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. В сказке о генералах мужик делает из собственных волос невод и лодку. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Символом русского народа является у Щедрина образ коняги, который терпеливо тянет свою лямку.

Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Я хочу сказать, что творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

Сочинение на тему «Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, как обличение пороков» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

Особенностью написания произведений Салтыкова-Щедрина является сатирическая направленность. Автор выбрал жанр сатиры, форму сказки, так как это помогает скрыть от цензуры истинный смысл произведения, так же жанр сказка позволяет передавать различные события простым языком, доступным для читателя. Основная тема сказок Щедрина – высмеивание самодержавия, господствующего класса, произвола властей, несовершенства русского общества.


В своих сказках автор отображает фантастику и реальность, но фантастика в основном базируется на реально прошедших событиях. Часто автор начинает свои сказки словами о том, что рассказ пойдет о давно минувших событиях или использует зачин русских сказок. Сказка «Дикий помещик» начинается словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Автор использует эти приему для того, что бы обмануть цензуру и показать события по-новому.
Как и в народных сказках, автор противопоставляет добро и зло, плохое — хорошему, но грани между ними стерты. Салтыков даже положительным героям присваивает отрицательные качества. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» , Салтыков показывает нам глупость мужика, который сам сплел веревку и предложил оказавшимся на необитаемом острове генералам связать его на ночь.
Писатель ввел в сказки политическую сатиру, изменил её предмет, и стал своего рода новатором. В своих произведениях автор часто использует такие приемы как гротеск, гиперболу, антитезы. Салтыков мастер иронии, открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе. Юмор составляет главную силу произведений данного автора. Писатель считает, что смех вызывает недомогание против социального неравенства и политического деспотизма. Все герои сказок – это люди определенных социальных слоев, представители эпохи, которые лишены человеческих черт.
Использую в сказках гротеск, автор доводит события до абсурдности. Так, помещик из сказки «Дикий помещик», оставшись один без крестьян, потерял человеческий облик, как нравственный, так и внешний. Он устал от запаха крестьян, и поэтому принял решение выгнать их, но без них в помещике умерло все человеческое. Генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», так же совершенно беспомощны без мужика, готовы уже погибать, но на радость им мужик нашелся и спас их.
Обе сказки показывают нам самодержавие, крепостничество, зависимость от крестьян. Автор высмеивает беззащитность и глупость дворянства, в лице генералов, а так же простого народа. Крестьяне привыкли подчиняться, из поколения в поколение, а дворяне только и умеют, что подчинять, да приказывать. Салтыков- Щедрин боролся с несправедливостью с помощью смеха, социально- политическая сатира стала его призванием.

(1 вариант)

В итоговый период своего творчества М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к иносказательной форме сказки, где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю общества.

Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их.

Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются».

Таким образом, используя различные сатирические приемы, иносказательную форму «эзопова языка», М.Е. Салтыков-Щедрин выражает собственное отношение к взаимоотношениям между людьми, обладающими властью, и простым народом. Писателем высмеивается и неприспособленность генералов к жизни, и тупое исполнение мужиком всех прихотей господ.

(2 вариант)

Просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни.

Конечно, сказка – ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. Намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на беспомощность «генералов», которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. В сказке много условностей, фантастики: неожиданное перемещение на необитаемый остров двух генералов, там же очень кстати обнаружился и мужик. Многое преувеличивается, гиперболизируется: полная беспомощность генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. Использует автор сказки и гротеск: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не дающая мужику сбежать.

Сами сказочные элементы, используемые автором, – уже сатира на общество того времени. Необитаемый остров – реальная жизнь, которой генералы не знают. Мужик, исполняющий все желания, – скатерть-самобранка и ковер-самолет в одном лице. Салтыков-Щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую «упразднили за ненадобностью» и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». И генералы, и мужик с Подьяческой, но какие разные они в Питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в Питере «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит», маленький, незаметный. Генералы же на острове бессильны, как дети, а в Питере всемогущи (на уровне регистратуры).

Салтыков-Щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл «детьми изрядного возраста», так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.

(5 votes, average: 5.00 out of 5)

“Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен “народной” идеей и сетовал на пассивность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается”. Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его литературное творчество.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех - великая сила. Вот и в “Сказках” Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность и никчемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щедрин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.
Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.
Чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не понимали, и не знали “даже слов никаких”, кроме разве что фразы: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно искренне верили, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.
В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он… оброс волосами… а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интеллигенцию, переливавшую из пустого в порожнее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.
Героями “Сказок” зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольклор. Обращение к нему позволяет Салтыкову-Щедрину в лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку “Медведь на воеводстве”. Три Топтыгина - это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, “а так, скотина”, а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при чем. Мы видим, что ничто не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. “Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия”, - иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены самодержавия ничего не изменится.
Говоря об идейном содержании “Сказок” Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булгаков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и показали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества. Мы можем сказать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыкова-Щедрина. События начала XX века привели мыслящую интеллигенцию к разочарованию в народе, в то время как “мысль народная” в XIX веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина отражают основные проблемы России, которые тревожат ее в шестидесятых-восьмидесятых годах девятнадцатого века. В это время в среде передовой интеллигенции возникало много споров о дальнейшем пути развития России. Через свои «сказки» Салтыков-Щедрин высказался за борьбу с самодержавием. Он считал, что несмотря на отмену крепостного права, русский народ живет по-старому. Через свои «сказки» Щедрин высмеивал все то и всех тех, кого он считал помехами в развитии России. В своих сказках Щедрин дает уничтожительную сатиру на представителей этих классов. Он высмеивает сановников, помещиков, либеральную интеллигенцию, которая, не зная жизни, философствует о том, как всем надо жить. Он высмеивает всех тех, кто живет народным трудом и сам ничего не делает. Вместе с сатирическим изображением чиновничьей Руси, Салтыков-Щедрин подчеркивает чрезмерное трудолюбие мужика. Демократ-революционер Щедрин понимает, что для того чтобы что-нибудь изменить в стране, необходимо поднять на борьбу русский народ.

Основные идеи Щедрина высказаны в сказках: « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Карась – идеалист», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин дает яркую сатиру на двух сановников – генералов, которые всю жизнь прослужили в регистратуре, и их контору устранили за ненадобностью, то есть ничем полезным эти два генерала не занимались. Эти два генерала попали на остров, где всего было в изобилии, но они умерли бы с голоду, если бы не нашли мужика, который делал бы для них все. Эти генералы не знают жизни, они привыкли жить за счет крепостных. Генералы считают, что булочки, которые им преподносят к обеду, растут на деревьях и их надо всего лишь сорвать. В этой сказке Щедрин показывает трудолюбие мужика, который готов на все ради господ, даже вяжет веревку, которой господа его свяжут, чтобы он не убежал. Эта сказка показывает бедственное положение мужика, который слишком покорен господам, бескорыстность народа, трудолюбие, а также неблагодарность господ (генералы «отблагодарили» мужика рюмкой водки и пятаком серебра) их беспомощность без крепостных. Похожий тип «большого» человека нарисован Щедриным и сказке «Дикий помещик», где повествуется о том, что помещик беспомощен без крепостных, без них он деградирует и начинает общаться с медведем. Актуальность проблемы подчеркивается Щедриным: его герой «жив и поныне».

Никчемность жизни сановников и пустое философствование либеральной интеллигенции показывается Щедриным в сказке «Карась идеалист». Карась размышляет о том, как был бы прекрасен мир, если бы никто никого не ел, и все бы решалось мирным путем. Итогом его размышлений явилась его смерь: щука подплыла и съела его. Его утопические идеи может быть и правильны, но, не зная жизни, нельзя думать о чем-то высоком в этой жизни. Щедрин утверждает этой сказкой, что только действиями, а не словами можно решить проблемы. Класс мещан высмеивается Щедриным в сказке «Премудрый пескарь». Боязнь перемен ни к чему хорошему не приведет, что и подтверждается Щедриным: «Жил дрожал и помирал дрожал». Концепция выжидания, которая была характерна для среднего класса, осмеивается Щедриным.

Протест против самодержавной власти Салтыков-Щедрин выразил в своей сказке «Медведь на воеводстве». В этой сказке автор показал, что не важно какой правитель, не важно какие методы он использует для достижения цели, важна база, на которой он проводит свою политику. Первый и второй Топтыгины занимались разными злодеяниями: первый – мелкими (съел чижика), второй – более крупными (забрал у крестьян корову, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). В образе Топтыгина I Салтыков-Щедрин высмеял аппарат принуждения, полиции, который был свойственен для самодержавной власти. Он показал, что такие методы давно исчерпали себя. Топтыгин II – образ, который получился в результате слияния черт бюрократии и высших сановников. Он слишком медлителен, и из-за этого его ждет неудача. Этим образом Салтыков-Щедрин высмеял бюрократический аппарат царской России. Оба этих правителя не добились нужного результата, и их сменил Топтыгин III, который решил вести «политику невмешательства». Суть его теории «неблагополучного благополучия», состояла в приспособлении к изменяющимся условиям жизни. Проявление жизненной активности проводилось, лишь для удовлетворения каких-либо потребностей. В этом образе видна авторская сатира на либеральную интеллигенцию, которая не пытается улучшить жизнь, но находит разные теории для продолжения существования. База самодержавия не могла благоприятствовать развитию России, поэтому была высмеяна Щедриным в этой сказке.

Итак, основная тематика сказок Щедрина заключалась в гротескном, саркастическом обличении всех пороков общества, для каких-либо изменений в благоприятную сторону. Идеи свержения самодержавия, разоблачения лентяев-помещиков и лентяев-сановников, активизации среднего класса и крестьянства, прекращения пустых размышлений без жизненного опыта, реорганизации бюрократического аппарата, нашли свое отражение в сказках Салтыкова-Щедрина, демократа-революционера, который в сатирической форме осмеял все факты, порочащие общество. Своими «сказками» Щедрин показал, что стихийные расправы крестьян, свержение самодержавия («Медведь на воеводстве») – вот путь к счастливой жизни.

На первый взгляд, «сказки» безобидны, но под пером Салтыкова-Щедрина язык, которым они написаны, превращается в мощное оружие борьбы – политическую сатиру.