Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века. Предпосылки возникновения общественных течений


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

2. Революционное народническое движение 70-х годов и его теоретические основы

2.1 Народники

2.2 Земля и воля

2.3 Народная воля

Заключение

Список литературы

Введение

Либералы. Лидерами их были А.М. Унковский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые -- конституции.

Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н.Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда».

Организации «Земля и воля», кружок Н.А. Ишутина вели пропаганду своих идей, ожидали крестьянской революции, но вскоре были разгромлены. С.Г. Нечаев строил свою организацию на принципах железной дисциплины и личной ему преданности и не имел моральных принципов. Возникло народничество (П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачёв), выступавшее за переход к социализму через общину, минуя капитализм. В 1874 г. началось «хождение в народ» агитаторов, не имевшее успеха. В 1876 г. возникла 2-я «Земля и воля». В 1878 г. после покушения В.И. Засулич на столичного градоначальника Ф.Ф. Трепова начались убийства других царских сановников. В 1879г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская) и «Чёрный передел» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод). Народовольцы после серии покушений убили Александра II, но вскоре были разгромлены полицией. Желябов, Перовская и еще три террориста были повешены. Консерваторы. Их идеологи -- М.Н. Катков, К.П. Победоносцев. Доказывали пагубность либеральных реформ для России, отмечали, что реформы косвенно стимулируют революционное движение, но не могли предложить ничего позитивного. Цель работы рассмотреть общественный движения второй половины 19 века. Задачи работы рассмотреть:

1. Предпосылки возникновения общественных течений.

2. Революционное народническое движение 70-х годов.

3. Рабочее движение 60-х - начала 90-х годов XIX в.

1. Предпосылки возникновения общественных течений

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди "разного чина") - представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.

Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями. Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации демократических сил в стране, создания революционной организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому и его соратникам, за границей - А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге "Русского центрального народного комитета" (1862), а также местных отделений организации, получившей название "Земля и воля". В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 - начала 60-х годов. Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции. В результате правительственных репрессий в середине 60-х годов существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика "Современника" и "Русского слова"), созданию новых кружков (Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, Г.А. Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В. Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти т. М.: ИНФРА, 2003.-487с.

2. Революционное народническое движение 70-х годов и его

теоретические основы

На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно-демократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.

В.И. Ленин, изучавший русское народничество, выделял три его характерные черты: 1) признание капитализма в России упадком, регрессом, 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общинной артелью и т.п. в частности, 3) игнорирование связи "интеллигенции" и юридико-политических учреждений в стране с материальными интересами определенных общественных классов.

2.1 Народники

Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали ее значение). В 70-е годы идеологами народников были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

"Бунтарское" (анархистское) направление возглавлял М.А. Бакунин. Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой измененные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.Ж. Прудона.

Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны играть народные массы, которые толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять практическим, боевым бунтарским путем. Бакунин отвергал необходимость революционного просвещения масс и политической борьбы с царизмом. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом безгосударственном обществе возникнет "свободная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.

Бакунин сыграл заметную роль в европейском движении, был знаком с К.Марксом и называл себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был далек от марксизма и вносил раскол в интернационал. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации.

В России взгляды Бакунина, его призывы "идти в народ" находили своих приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял П.Л. Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления.

Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции, считая "критически мыслящую личность" двигателем общественного прогресса. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие "цивилизованное меньшинство" приобрело за счет труда, страданий и крови народа.

Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с П.Н. Ткачевым.

Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.

В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А. Натансон, Н.В. Чайковский и др.), к 1871 г. (объединив вокруг себя кружки ряда университетских городов) он составил ядро так называемого "Большого общества пропаганды" (А.И. Желябов, С.М. КравчинскиЙ, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л. Лаврова. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии революционно-демократического движения.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт охранкой и разгромлен. Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название "хождение в народ". Это движение, находившееся под влиянием теории Бакунина, не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. Попытки создать зимой 1873-1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Однако скоро стало ясно, что поднять крестьянство таким образом не удастся. Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников. Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников "хождения в народ" (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим "Процессом 193-х", центральным событием которого стала известная речь И.Н. Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежное народное восстание в стране.

2. 2 Земля и воля

Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества "Земля и воля", ставшего крупнейшей организацией народников 70-х годов (не следует смешивать с одноименной организацией 60-х годов).

Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Михайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции. Издавался организацией носивший то же название печатный листок. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 2000.-457с.

Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота".

Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия. В январе 1878 г. В.И.Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (последний подверг телесному наказанию политического заключенного), летом того же года С.М. Кравчинский убил шефа жандармов Н.В. Мезенцева. 2 апреля 1879 г. на Дворцовой площади А.К. Соловьев совершил неудавшееся покушение на Александра II.

Постепенно внутри "Земли и воли" возникли два течения. Представители одного из них (А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов и др.) были сторонниками террористических методов политической борьбы. Другая часть, так называемые "деревенщики" (Г.В. Плеханов, М.Р. Попов, О.В. Аптекман), выступала за сохранение пропагандистской и агитационной работы в деревне. Уже в 1879 г. сторонники террора образовали внутри организации группу "Свобода или смерть", в июне того же года в Липецке состоялся их съезд, на котором было принято решение не порывать с "Землей и волей", а завоевать ее изнутри. Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд, принявший компромиссное решение о допустимости террористических методов борьбы наряду с агитацией и пропагандой. Однако решения съезда не могли сохранить единства "Земли и воли", которая в августе 1879 г. раскололась на две организации: "Черный передел" (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, П.Г. Дейч, Я.В. Стефанович и др.) и "Народную волю" (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и др.). Взгляды организаторов "Черного передела" в это время не отличались принципиально от взглядов землевольцев. Попытки продолжать пропаганду в деревне окончились неудачей и привели к новым арестам. Часть членов организации эмигрировала за границу. В целом "Черный передел" не сыграл существенной роли в народническом движении. Фроянов И.Я.. История России от древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для ВУЗов. М.: ИНФРА, 2003.-628с.

2. 3 Народная воля

"Народная воля" была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. В условиях демократического подъема конца 70-годов организация активно включилась в политическую борьбу.

Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце).

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.), в условиях новой революционной ситуации 1879-1881 гг. имела большое политическое значение.

Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Дмитриенко В.П. История Отечества. М.: Дрофа, 2002.-429с.

В этих условиях правительство пыталось лавировать. Так, после неудачной попытки покушения на Александра II, предпринятой С. Халтуриным, в феврале 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с М. Лорис-Меликовым. Перед ней стояла задача пресечения революционной деятельности репрессивным путем и в то же время привлечения "умеренной части общества" на сторону самодержавия.

3. Рабочее движение 60-х - начала 90-х годов XIX в.

Развитие капитализма в России ускорило формирование рабочего класса, ряды которого быстро пополняли разорявшиеся беднейшие крестьяне пореформенной деревни и не выдерживавшие конкуренции кустари одиночки. Положение русского рабочего в этот период отличалось полным юридическим бесправием, сверхпродолжительным рабочим днем (при исключительно низкой заработной плате), постоянные штрафы, травматизм на производстве (связанный с отсутствием техники безопасности). В случае болезней, несчастных случаев и старости рабочие не имели никаких социальных гарантий, плохо обстояло дело с обеспеченностью жильем. Все это сказывалось на активности рабочих, которая уже в 60-70-е годы стала проявляться в виде стихийных выступлений. В 60-е годы наблюдались волнения на заводах Урала и в центральных губерниях (Мальцевский завод в Калужской губернии, Морозовская фабрика в Орехово-Зуеве и др.). Только в 1861 г. было отмечено 4 стачки и 12 волнений промышленных рабочих. Численность этих выступлений быстро росла (по данным П.А. Хромова в 70-е годы было зарегистрировано свыше 200 стачек и 100 волнений). Особый размах приобрели стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872), происходившие в непосредственной близости от столицы империи.

Растущая рабочая активность, а затем и возникновение русской социал-демократии становятся важным явлением в русском общественном движении пореформенной России.

С увеличением численности и концентрации пролетариата, происходивших в годы промышленного переворота, росла его сплоченность и организованность, что привело к попыткам создания первых рабочих организаций. В мае 1875 г. в Одессе возник "Южнороссийский союз рабочих" во главе с Е.О. Заславским. Организация имела свой устав, где была сформулирована основная цель - свержение существовавшего в стране политического строя путем насильственного переворота. Организация испытывала сильное влияние однической идеологии, что сказывалось на отдельных положениях устава (недостаточно четко были сформулированы политические задачи пролетариата, не определена его роль в движении, несколько преувеличивалось значение пропаганды и т.п.).

В декабре 1878 г. в С.-Петербурге образовался "Северный союз русских рабочих" (во главе с В.П. Обнорским и С.Н. Халтуриным), в который вошли около 200 активных членов, ранее состоявших в различных петербургских кружках. Организация выпустила программный документ - воззвание "К русским рабочим", в котором ясно указывалось на необходимость политической борьбы, требовались политические свободы, рабочие призывались к сплочению и интернационализму. В воззвании говорилось о необходимости отмены частной собственности на землю и установлении общинного землевладения, создании рабочих ассоциаций для организации производства. Уже в январе следующего года правительство произвело аресты членов организации. С.Н. Халтурин сумел избежать ареста и занялся впоследствии террором (организация взрыва в Зимнем дворце). В 1880 г. члены организации выпустили первый номер рабочей газеты ("Рабочая заря"), однако типография была разгромлена, а номер газеты конфискован, что фактически означало прекращение деятельности организации.

Рабочие организации 70-х годов способствовали росту активности и сплоченности российского пролетариата, знакомили его с опытом и традициями международного рабочего движения, подготовили подъем движения в 80-е годы XIX в.

Именно в 80-е годы в России наблюдается переход от разрозненных выступлений пролетариата к массовому рабочему движению. К этому времени изменилась структура рабочего класса, был накоплен определенный опыт борьбы. Среди выступлений начала 80-х годов следует выделить стачки на Ярцевской мануфактуре Хлудова в Смоленской губернии, табачных фабриках в Баку (1881), забастовки на Кренгольмской мануфактуре (1882), Жарардовской мануфактуре в Царстве Польском (1883) и др. Наиболее крупным выступлением рабочих России в середине 80-х годов явилась Морозовская стачка (1885), которая отличалась не только размахом, но и организованностью и стойкостью. Рабочие, доведенные до отчаяния тяжелыми условиями труда, предъявили владимирскому губернатору требования, включавшие установление государственного законодательства, регламентирующего отношения фабриканта и рабочих, что придало стачке политическую окраску.

Руководители стачки (П. Моисеенко, Л. Абраменков и др.) были участниками рабочего движения 70-х годов. Путем многочисленных арестов и высылки рабочих правительству удалось восстановить работу на фабрике. Состоявшийся затем судебный процесс заставил говорить о стачке всю Россию.

Важную роль в становлении социал-демократического движения сыграла первая марксистская организация - группа "Освобождение труда", созданная Г.В. Плехановым в Женеве в 1883 г. Группой переводились и распространялись произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. В эти годы Г.В. Плехановым были написаны такие теоретические работы как "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", в которых он показал несостоятельность народнических теорий. Он доказывал, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития и важнейшей революционной силой становится рабочий класс, на организацию которого и надо направить усилия и энергию революционера, при этом подчеркивал значение политической борьбы.

В Петербурге в 1885-1886 гг. существовала группа, созданная П.В. Точисским ("Товарищество санкт-петербургских мастеровых"). В конце 80-х - начале 90-х годов вела пропаганду группа М.И. Бруснева, образовавшаяся из кружков Петербургского университета и Технологического института. Кроме Петербурга марксистские кружки существовали в Москве, Киеве, Одессе, Вильне и др. городах. В Казани с кружком, возглавляемым Н.Е. Федосеевым в 1888-1889 гг., был связан В.И. Ленин. Афанасьева В. Г, Г. Л. Смирнова. Урок дает история. М.: Полиздат, 2001.-328с.

Заключение

Идейный и организационный кризис, переживаемый народниками, привел к тому, что они постепенно утратили свое главенствующее положение в революционной борьбе. В 80-90-е годы в народническом движении начинает преобладать либеральное направление, проводившее в легальных формах (печати, земских и др. органах) идеи компромисса с царизмом.

Следствием поражения революционно-демократического лагеря в годы революционной ситуации 1878-1882 гг. стал новый правительственный курс на переход к открытой реакции, проведение серии контрреформ, направленных на "исправление" последствий буржуазных преобразований 60-70-х годов с целью укрепления позиций дворянства - единственной надежной социальной опоры самодержавия. Возврат к старому стал возможен из-за слабости и неорганизованности в этот период крестьянского и рабочего движения, неразвитости русской либеральной оппозиции.

Повышение роли рабочего класса в экономической и политической жизни страны, поднимавшаяся стачечная борьба и рост сознательности рабочих вызывали пристальный интерес к пролетариату со стороны передовой интеллигенции, все более ясно ощущавшей крах народнических теорий. Таким образом, изменялся не только социальный состав движения, в котором революционера-разночинца сменил пролетарий, но и появились новые идеи, нашедшие отражение в программных и тактических установках. В эти годы происходит распространение марксизма и создаются первые русские социал-демократические группы и кружки.

Список литературы

1. Афанасьева В.Г, Г.Л. Смирнова. Урок дает история. М.: Полиздат, 2001.-689с.

2. Дмитриенко В.П. История Отечества. М.: Дрофа, 2002.-608с.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти т. М.: ИНФРА, 2003.-689с.

4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 2000.-572с.

5. Фроянов И.Я.. История России от древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для ВУЗов. М.: ИНФРА, 2003.-729с.

Подобные документы

    Постдекабристский период приостановления общественных движений в России, влияние статей П. Чаадаева на рост их активности. Виды общественных движений в 30-50 гг. (консервативное, либеральное, революционное), их характеристика и яркие представители.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Россия накануне революции. Этапы формирования рабочего движения, создание "рабочего законодательства". Создание фабричной инспекции. Распространение марксизма и революционного движения. Создание группы "Освобождение труда". Русская социал-демократия.

    реферат , добавлен 17.10.2008

    Анализ общественно-политического развития России в первой половине ХIХ в. Особенности и направления общественных движений этого периода: декабристское, национально-освободительное, крестьянское, либеральное движение. События польского восстания 1863 г.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Революционное движение и идейная борьба в России во II половине XIX века. Формирование либерального и социалистического течения общественной мысли. Государственно-политическое, экономическое и культурное развитие Российской Федерации в ХХ-XXI веках.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Индия во второй половине XIX века: социально-экономическое, политическое и военное развитие. Причины формирования национально-освободительных организаций. Особенности общественно-политических и религиозно-реформаторских организаций Индии 1860-1890 годов.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Завершение промышленного переворота в России в конце XIX века, применение техники вытеснило ручной труд. Появление революционных настроений в обществе из-за разрушения границ между сословиями. Народническое, социал-демократическое и марксистское движения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Крымская война и ее последствия для Турции, второй период Танзимата. Балканский кризис, русско-турецкая война, разгон парламента Сан-Стефанский и Берлинский мирный трактаты 1878 г. Империя накануне XX века, буржуазно-революционное движение в Турции.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Изучение народнического движения в России на основе анализа идей и воззрений А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Раскрытие явления "хождения в народ". Деятельность организаций революционного народничества: "Земля и воля", "Народная воля" и "Черный предел".

    реферат , добавлен 21.01.2012

    Общественное движение в пореформенной России. Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма. Консервативная идеология, либеральное движение, народничество.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Создание и развитие специализированных полицейских органов России в XVIII веке. Российская полиция в первой половине XIX века. Развитие российских полицейских учреждений во второй половине XIX века - начале XX века.

Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века

Реформы 60-70-х гᴦ. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению поли­тического режима в стране. Половинчатость, незавершен­ность многих преобразований вызвали разочарование в про­грессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав-

шие в Россию из Европы, которые активно воспринима­лись обществом в условиях широкого распространения ни­гилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и от­рицание общепринятых ценностей, абсолютизация мате­риального и индивидуального начал).

Освободительное движение 60-х - начала 70-х гᴦ. Пе­риод начала 60-х гᴦ. в истории русского освободительного движения получил наименование ʼʼпрокламационного пери­одаʼʼ. Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 ᴦ. В этих обращениях, авторами которых чаще всœего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению влас*и, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наибо­лее известной из таких прокламаций была ʼʼМолодая Рос­сияʼʼ, составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861 ᴦ. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка ʼʼЗемля и воляʼʼ. Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они вла­дели до реформы, замена правительственных чиновников вы­борными, избрание центрального народного представитель­ства. Реализация данных положений должна была произой­ти в результате крестьянской революции, которая, как пред­полагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на ско­рейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 ᴦ.). Во второй полови­не 60-х - начале 70-х годов в России (прежде всœего в уни­верситетских городах) возникают многочисленные револю­ционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого - Д.В. Каракозов - совершил 4 апреля 1866 ᴦ. покушение на Александра II, и кружок СП. Не­чаева, программа которого носила наиболее радикальный характер.
Размещено на реф.рф
Организатор данного общества С. Нечаев со-

здал так называемый ʼʼКатехизис революционераʼʼ, в ко­тором обосновывал крайне важно сть самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шанта­жа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная крайне важно сть, ради которой следова­ло отказаться от существующих моральных и нравствен­ных норм. К началу 70-х гᴦ. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Русское народничество 70 - 80-х гᴦ. Главным направ­лением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и долж­на посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народ­ников не было единства по вопросам теории и тактики рево­люционной борьбы. Можно выделить три крупнейших тече­ния в народничестве. Теоретиком так называемого ʼʼбун­тарского теченияʼʼ был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем ʼʼпо ин-стинк-туʼʼ, учить его этому не нужно, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателœей русско­го анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть ʼʼисточник эксплуата­ции и деспотизмаʼʼ. Любой форме государства он противо-поставляд принцип ʼʼфедерализмаʼʼ, ᴛ.ᴇ. федерацию само­управляющихся сельских общин, производственных ассо­циаций на базе коллективной собственности орудий и средств производства.

Основателœем и теоретиком пропагандистского направле­ния был П.Л. Лавров. Он считал, что народ крайне важно го­товить к революции и социализму посредством долгой про­паганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так на­зываемого ʼʼзаговорщицкого теченияʼʼ. Согласно его тео­рии, власть должна была быть захвачена хорошо органи­зованной революционной партией, которой затем следова­ло внедрить социализм в русскую жизнь.

В серединœе 70-х годов в среде народников распространи-

лась практика ʼʼхождений в народʼʼ. Ряд активных деяте­лей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. При этом крестьяне весьма настороженно относились к та­ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рам­ках которого интеллигенты селились в деревне, планомер­но агитируя крестьян за революцию, завершилось не бо­лее удачно, чем первое. В 1876 ᴦ. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная органи­зация, получившая название ʼʼЗемля и воляʼʼ. Организа­цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр.
Размещено на реф.рф
Это была прекрасно организованная и хоро­шо законспирированная организация, имевшая свои фили­алы (ʼʼобщиныʼʼ) в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере­дачи всœей земли крестьянам, введения мирского самоуправ­ления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности ʼʼЗемли и волиʼʼ стала пропа­ганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно на­правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 ᴦ. внутри организации развернулась острая борьба мелсду сторонниками тактики террора (группа А. Желябо­ва) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций - ʼʼНародной волиʼʼ, которая перешла к пря­мой борьбе против самодержавия, и ʼʼЧерного переделаʼʼ, стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ­ной целью народовольцев стало цареубийство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дол­жно было явиться сигналом для всœеобщей революции. Пос­ле ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Алек­сандр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гринœевицким. Гибель царя, вопреки ожи­даниям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов ʼʼНародной волиʼʼ была арес­тована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

Начало социал-демократического движения в России в 80 - 90-е гᴦ. XIX в. 80 - 90-е годы в России были

временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движе­ния общественной мысли страны. Первой русской марксис­тской группой стала организация ʼʼОсвобождение трудаʼʼ, основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и дру­гие - вели марксистскую пропаганду среди рабочих, орга­низовывали стачки, маевки, забастовки. В1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и ЮЛ. Мартовым был создан ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего классаʼʼ, представ­лявший из себя широкомасштабное социал-демократичес­кое объединœение, в состав которого входило около 20 круж­ков. Эти организации явились предпосылкой создания со­циал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.

Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оп­позиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учрелсдений, выражала свое недовольство произво­лом властей, требовала совершенствования государствен­ного строя (представительного учреждения), Н о, в то же время, выступала за мирно.е разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интел­лигенции нашли свое отражение на страницах таких пери­одических изданий, как ʼʼГолосʼʼ, ʼʼВестник Европыʼʼ, ʼʼРус­ская мысльʼʼ. Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелœегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называе­мых ʼʼадресовʼʼ, в которых высказывались предложения раз­личных реформ.

В 80 - 90-е гᴦ. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г, возник кружок ʼʼБесе­даʼʼ, поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладыва­ются основы либеральной идеологии, формируются полити-

ческие доктрины и концепции русского либерализма.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в качестве ядра освободительного дви­жения второй половины XIX века можно выделить дея­тельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблужде­ния, участники этого движения становятся реальной си­лой, оказывающей заметное влияние на политическое раз­витие страны. В данный период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в ос­вободительном движении. Закладываются основные теоре­тические и практические основы революционной деятель­ности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплочен­ной, имеющей единую волю организации.

Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всœего растущего рабочего клас­са, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 - 1907 гᴦ.

Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века" 2017, 2018.

Консерваторы и либералы

Непоследовательность и незавершённость либеральных реформ 60–70‑х гг. ХІХ в., сохранение абсолютизма и сословного деления общества, нерешённость крестьянского вопроса дали импульс новым дискуссиям о будущем России, которые вели представители консервативного и либерального направлений в общественной мысли страны.

В лагере консерваторов преобладали представители дворянства, мещанства, купечества, а также значительная часть крестьян, привыкших к патриархальному укладу своей жизни. Основой их консервативной идеологии оставалась теория «официальной народности» с её верой в незыблемость самодержавия, православия и народности. Главным для них было сохранение общественного спокойствия, порядка, традиционности. Внешнеполитическая доктрина строилась на идеологии панславизма, отводившей России роль объединительного центра всех славянских народов. Консерваторы выступали с резким осуждением теории и практики нигилизма, так как ставила под сомнение традиционные моральные принципы.

Возможность ограниченных реформ рассматривалась только при условии возвращения некоторых сословно-феодальных элементов, исчезнувших в результате реформ Александра ІІ. Свои идеи они распространяли посредством чиновничье-бюрократического аппарата, церкви, подконтрольных печатных изданий («Московские ведомости»), где, в доступной для широкого круга читателей форме, излагалась доктрина консерваторов, что помогало в нужном им русле формировать общественное мнение. К идеологам консерватизма принадлежали П. Шувалов, возглавлявший ІІІ отделение, К. Победоносцев, М. Катков, Д. Толстой и др.

Приверженцы либерализма чаще всего принадлежали к обуржуазившимся помещикам, буржуазии, представителям интеллигенции. Они выступали за поступательный, эволюционный путь развития страны путём проведения реформ «сверху», не исключая возможности сотрудничества с царской властью. Либералы отстаивали идею о единстве развития России и государств Западной Европы. Будущее государственного строя в России они видели в конституционной монархии - политическом режиме, при котором на власть монарха наложены ограничения (как правило - наличием Земского собора), не дающие ему права располагать всей полнотой государственной власти.

Либералы выступали за созыв общероссийского выборного органа, расширение прав земских органов самоуправления, создание более благоприятных условий для развития капитализма, сохранение института частной собственности, облегчение участи крестьянства. Осуществление этих преобразований, по мнению либералов, должно было стать основой построения в России гражданского, правового общества. Либеральное крыло общественной мысли было представлено Д. Шаховским, К. Кавелиным, Б. Чичериным, Ф. Родичевым. Свои идеи они пропагандировали через земства, научные общества, отдельные периодические издания («Вестник Европы», «Русская мысль»).

Течение либералов оставалось аморфным. Их оппозиция правительству не имела устойчивых организационных форм. Политическая инертность буржуазии предопределила дворянский характер отечественного либерализма, его близость к позициям консерваторов. С последними их объединял страх перед народным «бунтом» и действиями радикалов.

Радикальные идейные течения в общественной мысли

Наряду с консервативным и либеральным течениями в общественном движении России были представлены и сторонники более радикальных общественных преобразований в интересах «низов» общества. Радикалы не исключали насильственных действий, направленных на коренное преобразование существовавших в России порядков. Не имея широкой социальной базы, движение радикалов объединяло представителей различных социальных групп (разночинцы). Организации радикалов имели нелегальный, законспирированный характер. Многие представители этого направления общественной мысли, спасаясь от репрессий, покидали Россию и разворачивали свою деятельность за рубежом. Благодаря этому происходило установление и развитие контактов между русским и западноевропейским революционным движением.

Большинство историков предлагают следующую периодизацию радикального движения: 1860-е гг. - формирование идеологии революционно-демократического толка и появление первых тайных кружков разночинцев; 1870-е гг. - распространение взглядов революционных народников, функционирование их организаций; 80-90-е гг. ХІХ в. - на смену революционному народничеству приходит либеральное, начинает распространяться марксизм, идеи которого легли в основу программ первых организаций социал-демократов.

В среде радикалов можно выделить представителей нескольких идейных течений. А. Герцен и Н. Чернышевский продолжали выступать за переустройство общества на основах «общинного социализма», критикуя аграрную реформу 1861 г. Свои идеи они пропагандировали на страницах журналов «Колокол» и «Современник», а их последователи объединились в рядах первой тайной революционной организации «Земля и воля» (1861–1864). Её отделения возникли во многих городах империи - Москве, Петербурге, Харькове, Твери и др. В качестве программного документа землевольцы рассматривали статью Н. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованную на страницах «Колокола» в 1861 г. В ней звучал призыв к народу отказаться от стихийного бунта, а всем революционным силам предлагалось объединить свои усилия. После поражения польского восстания 1863 г. и усиления репрессий царизма организация прекратила своё существование, но многие её участники влились в возникшее в конце 1860‑х гг. народническое движение.

В 1869 г. учителем С. Нечаевым и журналистом П. Ткачёвым в Петербурге была создана подпольная организация, настраивавшая студенчество на подготовку к восстанию и борьбу против царского правительства. Организация вскоре была разгромлена. С. Нечаев бежал за границу. Вернувшись спустя несколько месяцев, он создаёт новую организацию - «Народная расправа», на этот раз в Москве. С. Нечаева отличал крайний политический авантюризм, от своих последователей он требовал безоговорочного подчинения. Известен факт убийства одного из членов «Народной расправы», ослушавшегося своего лидера. После ликвидации организации полицией, С. Нечаев пытался скрыться в Швейцарии, но власти этой страны выдали его как уголовного преступника. Для царского правительства судебный процесс над С. Нечаевым стал прекрасной возможностью дискредитировать всё революционное движение.

Народниками считала себя часть русской интеллигенции, которая остро переживала отсутствие своей связи с простым народом и рассчитывала сблизиться с ним путём просветительской деятельности и пропаганды прогрессивных идей общественного переустройства. Конечной их целью была подготовка крестьянской революции. В народническом движении выделяют революционное и либеральное направления. Революционные народники также не были однородны и подразделялись:

  • на анархистов (М. Бакунин) - стихийный бунт «низов» и установление народного самоуправления. Интеллигенция должна поднять народные массы. Государство - это инструмент эксплуатации, ему на смену предлагалось создать федерацию самоуправляемых свободных общин;
  • пропагандистов (П. Лавров) - так как народ всё ещё не готов в полном объёме принять революционные идеи, приоритет отдавался разъяснительной, культурно-просветительской работе в массах, которую будет проводить интеллигенция, с целью их подготовки к революции - «хождение в народ», имевшее место в 1874 году. При этом народникам пришлось столкнуться с иллюзорной верой в «доброго царя» и собственническими инстинктами крестьян. Многих агитаторов крестьяне сами выдавали полиции;
  • заговорщиков (П. Ткачёв) - государственный переворот, осуществлённый небольшой группой профессиональных революционеров с последующим привлечением в органы власти народных представителей.

После провала «хождения в народ» наиболее влиятельной тайной организацией народников была восстановленная «Земля и воля» (1876). Её члены были сторонниками ликвидации самодержавия, безвозмездной передачи земли в руки крестьян, перехода к «мирскому самоуправлению» в городах и деревнях. Землевольцы возобновили практику «хождения в народ», занимались агитацией в среде пролетариата. Один из лидеров организации Г. Плеханов стал организатором первой в России политической демонстрации, произошедшей в 1876 г. в Санкт-Петербурге на площади перед Казанским собором. Демонстрация была разогнана полицией, а некоторые её участники получили ранения. Последовали аресты. Суд не был гуманен к манифестантам, приговаривая их к каторжным работам или ссылке. Г. Плеханову удалось избежать ареста.

В 1878 г. в ходе покушения, осуществлённого В. Засулич, был ранен градоначальник Санкт-Петербурга Ф. Трепов. В ходе судебного разбирательства, она была оправдана судом присяжных и градоначальнику пришлось покинуть свой пост. Это происшествие в среде землевольцев стало катализатором дискуссий о характере дальнейшей борьбы.

Из-за разногласий по поводу методов деятельности в 1879 г. организация раскололась на «Чёрный передел» , члены которого отдавали предпочтение агитации (Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич) и террористическую «Народную волю» (А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов, В. Фигнер). Народовольцы разочаровались в революционном потенциале крестьянства и рассчитывали на политический переворот, который приведёт к свержению самодержавия, ликвидации частной собственности и наделению крестьян землёй. Народовольцами в 1881 г. было осуществлено успешное покушение на Александра ІІ, после чего власти фактически разгромили это движение, репрессировав его наиболее активных участников.

В 80–90‑х гг. ХІХ в. возросло влияние либеральных народников, категорически отвергавших насильственные методы борьбы. Проводя культурно-просветительскую работу среди народных масс, они агитировали за проведение реформ и ликвидацию остатков крепостнических отношений. Пропаганду своих взглядов они вели с помощью печатных изданий (журнал «Русское богатство»), используя возможности земств и различных общественных организаций. Лидерами этого направления общественной мысли были В. Воронцов, Н. Даниельсон, Н. Михайловский.

Рабочее движение. С развитием капиталистических отношений и формированием отечественного рабочего класса в его среде начинают возникать первые организации рабочих: «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878). Они организовывали стачки, пытались выступать посредниками во взаимоотношениях работодателей и наёмных рабочих, но не затрагивали политических вопросов.

Наиболее массовой оказалась забастовка рабочих Никольской мануфактуры в Орехово-Зуево, принадлежавшей фабриканту Т. Морозову («Морозовская стачка» 1885 г.). Трудящиеся впервые выдвинули требования государственного регулирования их отношений с предпринимателями. Эта забастовка привела к появлению в 1886 г. закона, определявшего порядок найма и увольнения, упорядочившего штрафы и выплату зарплат. Вводился институт фабричных инспекторов, которые контролировали соблюдение закона. В то же время, он усиливал уголовную ответственность за участие в стачечном движении.

В 1880‑х гг. часть бывших народников переходит на марксистские позиции (Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич). В 1883 г., находясь в эмиграции, они организуют группу «Освобождение труда». Отрекаясь от идеалов крестьянского социализма, было решено в качестве идеологического базиса новой организации использовать идеи марксизма. Марксизм - политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. В его основе - признание неизбежности классовой борьбы как движущей силы социальной революции. Главная роль в ней отводилась пролетариату. Революция была направлена против основ капиталистической системы, базировавшейся на частной собственности и товарном производстве. Марксизм предполагал обобществление средств производства и построение коммунистического общества.

На фоне промышленного бума 1890‑х гг. отдельные марксистские группы, существовавшие в России, объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895), созданный в Петербурге. Первоначально свою задачу лидеры союза видели в том, чтобы возглавить стачечное движение в столице и других крупных промышленных центрах страны. Репрессии, которые царская власть обрушила на лидеров рабочего движения, вынудили часть из них перейти на позиции «экономизма», отказавшись от выдвижения каких-либо политических требований.

Среди сторонников «экономизма» получил распространение «легальный марксизм». Его представители - П. Струве, М. Туган-Барановский, признавая отдельные положения марксистской идеологии, говорили о исторической неизбежности капиталистического этапа в развитии общества, обосновывая его прогрессивное значение для России.

Другие лидеры рабочего движения продолжали настаивать на политической борьбе, целью которой должно было стать установление диктатуры пролетариата. Сторонники политической борьбы вскоре трансформировали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), которую возглавили В. Ульянов (Ленин) и Ю. Цедербаум (Мартов).

Появление в России политических партий

Радикальные партии

Формирование первых политических партий в России началось на рубеже ХІХ–ХХ вв. Они изначально имели оппозиционную направленность и действовали нелегально. После нескольких неудачных попыток (минский съезд 1898 г., незавершённый съезд в Брюсселе), в июле 1903 г. на съезде в Лондоне была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Партийным печатным органом была газета «Искра», которая издавалась с 1900 г. Практически сразу после создания партии идейные и организационные разногласия привели к её расколу на меньшевиков - РСДРП(м) и большевиков - РСДРП(б).

Меньшевики (Л. Мартов) считали, что необходимым условием социалистической революции должна стать буржуазная революция. Поэтому меньшевики считали возможным сотрудничество с политическими силами, представлявшими интересы буржуазии и участие в органах власти.

Большевики (В. Ленин) были убеждены в неотвратимости социалистической революции, которая будет иметь успех только в случае установления диктатуры пролетариата. Сторонники большевизма выступали за силовой захват власти и отрицали возможность сотрудничества с политическими силами, не разделявшими их идеологические установки.

Последователями народовольцев оказались сторонники партии социалистов-революционеров (эсеров), которая возникла в 1902 г. Её лидером стал В. Чернов. Эсеры, в отличие от социал-демократов, в качестве своей социальной базы видели крестьянство. Их программа строилась на идее «социализации земли», которая состояла в ликвидации частнособственнического землевладения и передаче земель крестьянам согласно трудовой норме. Эсеры, как и их предшественники из «Народной воли», неоднократно использовали тактику террора.

Политизация либерального движения. Организационное оформление либерального движения происходило медленнее. Сторонники либеральных взглядов продолжали группироваться вокруг земств и городских дум. Первыми политическими организациями либералов стали возникшие в 1903 г. «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Они объединили таких известных общественных деятелей, как Н. Бердяев, П. Милюков, П. Струве, М. Туган-Барановский и др. Либералы отстаивали проведение «сверху» умеренных реформ, которые будут способствовать демократизации общества и переходу от абсолютизма к конституционной монархии. Окончательное оформление политических партий либеральной направленности произошло уже в ходе революционных событий 1905–1907 гг.

О создании собственных политических партий накануне первой русской революции стали задумываться и представители консервативно-монархического лагеря. По их мнению, это могло помочь правительству в противостоянии с радикальными и либеральными силами.

Введение

В политической жизни общества чрезвычайно важное место принадлежит разным идейно-политическим течениям не только как определенному способу толкования политической реальности, а и как способа политических действий, которые направлены на сохранения или, наоборот, на смену существующей политической реальности. Итак, идейно-политические течения в общественной жизни объединяют одновременно теорию и практику, раздумья и действия, рациональные модели мышления и эмоциональные расположения духа, которые оказывают содействие формированию у человека надлежащей ориентации в политических процессах.

В России существует 4 основных идейно-политических течений:

1. Либерализм

2. Консерватизм

3. Радикализм

4. Социал-реформизм.

Актуальность данной темы заключается в том, что в России существует не одно идейно-политическое течение, поэтому важно понимать их различия и сходства, знать основные принципы того или иного течения. Все это необходимо для того, чтобы люди могли делать правильный выбор и не сетовать на сложившийся политический режим.

Цель данной работы – изучение сложившейся в России идейно-политической обстановки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотрение основных идейно-политических течений,

2. Изучение основных идей политических течений,

3. Выявление сходств и различий между ними.

1.Либерализм

Либерализм - (от латинского слова liberalis - свободный) по прямому смыслу - свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология, обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида, ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от вмешательства властей.

Либерализм - это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика».

Явная растерянность и противоречивость в объяснении резкого падения авторитета либеральной демократии заключены в оценках Л. Тимофеева, являющегося одним из видных идеологов современного российского либерализма. В 1993 г. он объявил роковой ошибкой демократов из диссидентского лагеря их вступление в альянс в конце 80-х гг. с "демократами" из КПСС и помощь этим "двуличным политикам" в обретении власти. Стремительное нравственное падение последних, по его заключению, дискредитировало либеральную демократию в целом. В 1995 г. Л. Тимофеев высказывался уже в том духе, что в России вообще не было и нет условий для либерально-демократического общества, причем главными его противниками объявляются уже не эгоистичные "верхи", а консервативные "низы".

Исторические условия распространения либерализма в России на рубеже 80-90-х гг. обладали существенными отличиями от условий его развития в дооктябрьской России. В 80-х гг. в России, казалось бы, вообще отсутствовала "естественная среда" для его распространения (частная собственность, рынок и экономическая конкуренция, гражданское общество и политические свободы). По воспринятым многими современными российскими политиками и обществоведами меркам западных советологов Россия была тоталитарно-коммунистическим обществом, с либерализмом вообще несовместимым. Тем более актуален и закономерен вопрос: почему переход этого общества в либерально-демократический режим осуществлялся эволюционным путем и так стремительно? Тому есть несколько причин, и одна из них имеет прямое отношение к характеру советского общества 60-80-х гг.

Согласно выводу ряда исследователей в этом обществе происходила неуклонная эрозия тоталитарных принципов и формировались внутренние механизмы и предпосылки преодоления тоталитаризма и перехода в фазу либерально-демократической модернизации. Среди исследований, содержащих данный вывод, одним из наиболее весомых является монография американского профессора М. Левина "Феномен Горбачева", в которой доказывается, что процессы индустриализации и урбанизации советского общества в 80-х гг., автономизации в нем личности, рост грамотности, особенно среднего и высшего образования, трансформации рабочего класса интеллигенции, партийно-государственной элиты и их ментальности вплотную подвел советское общество к радикальным реформам.

К выводам Левина можно добавить положение о распространении в СССР 60-80-х гг. своеобразного советского либерализма: его родоначальниками и главными проводниками были "шестидесятники", которые во второй половине 80-х гг. не случайно выступили в качестве инициаторов модернизаций, преобразовавших советский "либерализм" сначала в либерально-демократический социализм, затем в "нормальную" либеральную демократию. При этом под "советскими либералами" надо иметь ввиду не только и не столько узкий круг диссидентов, сколько достаточно широки слой творческой, научной, технической интеллигенции, как и часть хозяйственных государственных управленцев, так или иначе преодолевавших советскую идеологическую ортодоксию.

Одним из наиболее сенсационных явлений истории России уже в конце XX в. стало возвращение в нее устоев либерализма. Второе его пришествие после кризиса начала века и 70-летнего изгнания исполнено поразительных перипетий. Воспринятый российским обществом сначала (в 1987-1988 гг.) в качестве своего рода дополнения к социализму, либерализм затем стремительно обретает самостоятельность и в течение трех лет одерживает триумфальную победу над коммунистическим режимом.

В 1991 г. политические силы, выступившие под либерально-демократическим знаменем, фактически, мирным путем взяли в свои руки политическую власть в стране. О таком триумфе либералы в дооктябрьской России не могли даже мечтать. Но не менее поразителен последующий исторический поворот: не прошло и года после начала чисто либеральных реформ, как массы россиян разочаровались и в них, и в своих прежних политических кумирах. В дальнейшем влияние этой идеологии в России неуклонно снижалось, и сегодня она пребывает в состоянии глубокого кризиса.

В отечественной историографии пока еще мало исследований на эту тему. Представители отечественной общественно-политической мысли оценивают либерализм и его судьбу в России в зависимости от своей партийно-политической позиции: национал-патриоты и коммунисты считают его чужеродным явлением, продуктом иностранного влияния; представители противоположного, "демократического" лагеря в последние годы озабочены по преимуществу выяснением причин стремительного падения его влияния в России после 1991 г. При этом "разочаровавшиеся" демократы объясняют неожиданный для них поворот реформ "перерождением" или "предательством" своих политических соратников, оказавшихся после 1991 г. у власти, а также тем, что те действовали не в строгом соответствии с заветами либерально-демократического движения оппозиционного периода.

Нужно заметить, что ценности либерализма и демократии, воспринятые в России как единое целое, обозначались в первые годы их освоения только как "демократические" и ни разу как "либеральные". Источники дают возможность установить, что понятие "либерализм" и "либеральный" вошли в обиход не ранее 1990 г. В этом можно увидеть свою логику: до 1990 г. в обществе доминировало убеждение в возможности успеха реформ на основе соединения социализма с демократией, но с 1990 г., когда это убеждение стало стремительно рушиться, в России восторжествовало желание "обустроиться" по западной, т.е. либеральной модели.

Именно в 1991 г. либеральная демократия окончательно сменила демократический социализм в качестве кредо модернизации в России. В контексте этой перемены укоренилось и обрело популярность понятие "либерализм".

Либерализм появился в результате эмансипации личности, он стал проекцией индивидуализма на социальную, политическую и экономическую сферы общественной жизни. Отсутствие культуры и традиции индивидуализма в России делает ясным и почти полное отсутствие либеральных сил в обществе. Главным принципом либерализма является ограничение роли государства : границами государственного вмешательства выступают права личности, в том числе и право на неравенство.

Для либерализма характерна принципиальная толерантность, поскольку без взаимной терпимости сообщество свободных людей невозможно. Изживание в либерализме враждебности к "чужим" имеет и оборотную сторону: ослабление интереса к политике, уход в частную жизнь, индивидуализация политического сознания.

Либерализм не может использовать радикальных, насильственных методов борьбы, оставаясь либерализмом. "Либерализм должен действовать с чрезвычайной осторожностью даже тогда, когда он приступает к устранению тех институтов административного строя, которые представляются ему излишними или даже вредными" , - предупреждает В.В. Леонтович, описывая эволюционную, антиреволюционную природу либерализма.

Идеология либерализма делает возможным компромиссное объединение многих политических сил, имеющих несовпадающие интересы, на предельно общей основе признания либеральных ценностей и свобод, в рамках которых находится место и демократическим правам народа, и государству, осуществляющему реформы правовым путем.

Демонстрация и реализация политических интересов отдельных групп или граждан происходит посредством создания общественно-политических движений — объединений и ассоциаций, не предусмотренных государственными и партийными структурами. Политическая цель движения достигается в объединении сил социально активных граждан.

Роль политических движений в жизни общества

В течениях политического характера чаще всего принимают участие граждане, которых не удовлетворяет деятельность различных государственных институтов или не устраивают уставные нормы и программные цели. Существенным отличием общественно-политических движений от политических партий является аморфность социальной базы. ОПД представляют интересы лиц различных социально-политических интересов, представителей групп, разделенных по этнической, идеологической, региональной принадлежности.

Работа и движений направлена в первую очередь, на решение узкого круга политических задач, а функционирование происходит на основе конкретной концепции. По достижении цели такие течения имеют свойство прекращать свое существование либо трансформироваться в политические движения или партии с иными требованиями. Примечательно, что политические движения — это всего лишь рычаг влияния на власть, но никак не способ ее завоевания.

Характерные особенности ОПД

На общественно-политическое социальное течение указывают следующие признаки:

  • отсутствует единая программа, закрепленный устав;
  • социальная база участников имеет непостоянный характер;
  • допустимость коллективного членства в движении;
  • не характерно наличие центра и формальной внутренней иерархии: структура ОПД ограничивается инициативными группами, клубами, союзами;
  • участие в ОПД происходит на добровольной основе, а фундаментом движения является солидарность.

Историческая справка свидетельствует о серьезной роли социально-политических движений в общественной жизни государства. Продолжительное функционирование течения может превратить его в политическую силу.

Так, например, к общественно-политическим движениям относят группы людей, выступающих в защиту животных, окружающей среды или человеческих прав.

Классификация политически активных организаций

Цели политического движения во многом предопределяют его характер. Политологами была установлена следующая классификация социальных течений:

  1. Отношение к функционирующему политическому строю: консервативные, реформистские и революционные.
  2. Место в левые, правы и центристские.
  3. Масштаб организаций: локальные, региональные и международные.
  4. Методы и способы достижения поставленных целей: легальные и нелегальные, формальные и неформальные.

Важную роль в характеристике ОПД играет продолжительность их существования.

Революционные течения

Революционные политические движения — это действия массового, коллективного характера, совершаемые с целью освобождения гражданского населения, находящегося под гнетом господствующих, привилегированных общественных сил, которые в условиях неравноправного распределения общественного богатства контролируют тех, кто создают его, не владея производственными средствами. Главной идеей большинства революций является установление социальной справедливости посредством изменения существующих систем, ликвидации структур, внедрения реформ в функциональную составляющую власти — при этом политические «нововведения» должны соответствовать и большей части населения.

В результате активных действий социально-политических движений революционного характера устоявшиеся социальные институты претерпевают коренные изменения: происходит тотальная корректировка государственной машины, образования, культурных и моральных ценностей. В качестве ведущей силы революционных движений выступают рабочий и крестьянский классы, демократы-разночинцы: они, ввиду недовольства постоянными унижениями и обманами со стороны власти, стремятся разрушить функционирующую социальную систему, добиться справедливого распределения материальных ресурсов и избавить мир от насилия.

Политологи и историки отмечают следующую особенность революционных политических движений: их развитие приходится на страны, для которых характерна блокировка социальных реформ. Таким образом, неудовлетворенные граждане видят выход из положения в революционном разрушении существующей политической системы.

Деятельность реформистских организаций

Реформистские общественно-политические организации и движения ориентированы на последовательное, плавное изменение социальной действительности. Незыблемым правилом течения является реформирование установленных порядков, но сохранение их «морального фундамента».

Деятельность массовых консервативных политических движений направлена главным образом на сбережение сложившейся ситуации в политической, экономической и общественно-человеческой сфере. Сохраняя действующий режим, консерваторы препятствуют радикальному реформированию общественно-государственного строя. Консерватизм, примечательный своими принципиальными положениями, нередко имеет идеологический подход к социальной проблематике.

Консерваторы-революционеры

«Революцией, обращенной вспять» А. Г. Дугин, геополитик и лидер российского неоевразийства, называл реакционные и консервативно-революционные современные политические движения. Подобная характеристика основана на стремлении реакционеров вернуть общество к традициям общественной, политической и хозяйственной организации, которые на данный момент считаются пережитком прошлого. Так как в движения лежит народная традиция, направленная против современности, то конкретные цели и задачи течения в различных странах могут отличаться.

Прагматическое ОПД

Деятельность активистов, чья гражданская позиция основана не на идеологии и развитии долгосрочных политических стратегий, а на практическом решении задач, поставленных перед государством и обществом в настоящий момент, относят к прагматическим политическим движениям.

Оппозиция

Оппозиционные движения являются формой демонстрирования социальной неудовлетворенности больших и небольших общественных групп. Институт оппозиции в условиях современных многопартийных политический систем позволяет находить альтернативное решение назревших проблем.

Оппозиция, как правило, представляет интересы партий, проигравших на выборах в центральные и законодательные органы власти, и играет значимую роль в контролировании политической ситуации в стране, оказывая значительное влияние на государственный политический курс и работу правительственных органов.

Историческая справка

Политические движение — это реакция общества на действующую национальную и региональную политическую культуру. В большинстве случае они формируются на основе запросов общества, его традиций и норм политической культуры.

Акты политических движений присущи любой государственной системе власти. Так, «рельсовая война» 1996 года, происходившая в Кузбассе, была общественным движением экономического характера: активисты требовали своевременной выплаты зарплаты. Однако в скором времени ОПД превратилось из восстания в многогранное политическое движение: вслед за лозунгами «Вернуть заработанные деньги!» было выдвинуто такое требование, как отправка правительства в отставку.

Примеров того, какое политическое движение было характерным для определенного периода в истории мира и Отечества, множество. Школьная программа предполагает изучение, пожалуй, самого масштабного восстания в истории России — рабоче-крестьянского. Так, в период активной индустриализации, происходившей на рубеже XIX-XX веков, в рабочих классах начали возрастать недовольства. В результате продолжительных митингов и демонстраций с выдвижением собственных требований пролетариату удалось сократить рабочий день, улучшить условия труда, добиться создания государственной системы страхования. Стоит отметить, что профессиональный фактор не является главным аспектом, характеризующим ОПД. В основе любого движения лежат, прежде всего, концепция, идея и цель.

Политические движения в России

Мобильное, жизненное и эффективное общество основывается на активности ОПД. Их функционирование оправдывает исторический подход, формулировка которого звучит следующим образом: чем больше мнений, тем вернее решение. в России представлены в широком разнообразии — этот факт свидетельствует о высоком уровне политической активности гражданских масс и зрелости общества. Тем не менее стоит отметить, что функционирование многообразия ОПД может указывать на неустойчивость политических взглядов и позиций не только граждан страны, но и власти.

Так, в Российской Федерации революционные политические движения представлены радикальными коммунистами (ВКПБ, РКРП, КПСС) и национал-большевиками (НБП Лимонова). Реформистские настроения преобладают в таких партиях, как КПРФ Зюганова и «Справедливая Россия». Консервативные политические движения — это максимально идеологизированные общественные течения и организации, «Единая Россия». Крыло консерваторов-революционеров состоит из нео- и евразийцев, национал-большевиков и православно-монархических группировок. К прагматическому движению относят Жириновского и основную массу актива «ЕдРо».

Общественные организации

Спортивная, научно-техническая, культурно-просветительная деятельность возлагаются на плечи такого элемента политической системы, как общественные организации. Наиболее распространенными формами проявления культурной активности является объединение в профсоюзы, общества и ассоциации.

Основной задачей общественных организаций является аккумуляция широко диапазона интересов граждан: так, они занимаются решением проблем как политического, экономического, так и досугового, любительского характера. Чаще всего деятельность профсоюзов и ассоциаций направлена на изменение культуры труда, быта, отдыха людей, однако они также играют важную роль в защите прав и интересов представителей рабочего класса, привлечении их к производственным и общественным делам.