Синкретизм первобытной культуры. Первобытное искусство: как человек стал человеком - Синкретизм А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать


Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.

Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры т.наз. палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными признаками пола).

Одним из важнейших принципов организации рода, который сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на половые отношения с представителями своего рода. Этот обычай предписывал выбирать брачного партнера непременно вне рода. Таким образом удавалось избежать губительных для общины последствий кровосмешения, хотя реальная причина, по которой древние люди пришли к выводу о недопущении кровосмешения, неясна, поскольку современные исследования показывают, что существующие сейчас примитивные общества строго соблюдают принцип экзогамии, но нередко даже не осознают связи между половым актом и рождением ребенка [Полищук В.И.].

Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины. «Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель» [Полищук В.И.]. В связи с этим можно выделить такую важную особенность первобытной культуры, как антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы, что в свою очередь порождало веру в одухотворенность природы, лежавшую в основе всех древних религиозных культов.

На ранних этапах культуры мышление было вплетено в деятельность, оно само было деятельностью. Поэтому и культура носила слитный, нерасчлененный характер. Такую культуру называют синкретичной. «Эмоциональность и уподобление вещи себе, слитность образа вещи с самой вещью, или синкретичность – это черты первобытного мышления»

Мифология, религия, искусство, наука и философия. В первобытной культуре все эти составляющие духовной культуры существовали неразрывно, образуя так называемое синкретическое единство

Культурология и искусствоведение

Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм основное качество культуры характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности нерасчленённости. С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм с языка индейского племени оджибве его род вера в первопредка которым может быть...

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШЕГО МИРА

Палеолит (древнекаменный век) 40 тыс. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный век) 12 тыс. – 8-7 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный век) 7 тыс. – 2 тыс. до н.э.

Эпоха бронзы около 2 тыс. до н.э.

Синкретизм первобытной культуры.

Синкретизм – основное качество культуры, характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного . Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен, так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности, нерасчленённости.

Синкретизм и синтез – не одно и то же, так как синтез – это слияние самостоятельно существующих объектов, а синкретизм – это состояние, предшествующее расщеплению целого на части.

Во-первых, синкретизм проявляется в слитности человека и природы . Первобытный человек отождествляет себя с животными, растениями, камнем, водой, солнцем и т.д.

С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм (с языка индейского племени оджибве – его род ) – вера в первопредка, которым может быть зверь, птица, дерево, гриб и т.п.

Этим объясняется и первобытный анимизм (от лат. душа ) – одушевление всего, что человека окружает: вещей, природных объектов, животных. То, чем занимается первобытный человек (охота, собирательство, воспроизводство рода, межплеменные войны) мыслится им как порождение природы. Такое мировоззрение было очень устойчивым – традиционалистским . Только развитие ремёсел, которые выдели человека из животного мира и постепенно стали производственной доминантой, помогло человеку осознать своё существенное отличие от природы, но происходит это уже за пределами первобытной культуры.

Несмотря на синкретизм производственной деятельности первобытного человека, формы этой деятельности были разными по своей направленности и способам осуществления. Культурная практика первобытного человека – это трёхсторонняя системное новообразование, которое соединило в себе 1)охоту, 2)собирательство, 3)изготовление орудий:

Практическая деятельность первобытного человека:

1. унаследованные от животных способы потребления природы: флоры – собирательство ; фауны – охота ;

2. изобретённый человеком способ преобразования природы – ремесло .

Во-вторых, синкретизм проявляется в нерасчленённости материальной, духовной и художественной подсистем культуры .

Духовное (идеальное) в первобытной культуре представлено двумя уровнями работы человеческого сознания: мифологическим и реалистическим.

Мифологический – это бессознательно-художественный способ работы сознания. Мифологическое мышление выразилось в практике обожествления животных (тотемизм) .

Реалистическое – стихийно-материалистическое сознание. Благодаря ему первобытный человек различал свойства природных реалий (камня, дерева, глины, полезных и ядовитых растений и т.п.). Такой тип сознания называют так же практическим, обыденным. Некоторые (Б.Малиновский, М.Шахнович, П.В.Симонов ) полагают, что такое сознание можно назвать научным отношением к миру, другие (В.П.Степин ) считают его преднаукой.

Таким образом, первобытное сознание имеет двухуровневую структуру, оно практически-преднаучное (практическое) и научно-теоретическое (мифологическое) .

В гносеологическом (от греч. познание ) аспекте две разновидности сознания противостоят друг другу: мифологическое сознание догматично и консервативно, оно стремится увековечить имеющиеся в культуре представления о бытии, а практическое сознание способствует развитию познавательных (гносеологических) способностей человека и продвигает его вперёд. Но в аспекте аксиологическом (от греч. ценный ) обе разновидности были идентичны: и мифологический, и практический типы сознания антиномичны, т.е. основаны на противоречиях (оппозициях) положительного (полезного) и отрицательного (вредного).

Третьим проявлением первобытного синкретизма является художественная деятельность , которая неразрывно вплеталась в материально-производственные процессы. Охота превращалась в поэтическое возвышенное действо и наоборот – игра в охоту превращалась в кровавый и жестокий ритуал. Отсюда – практика жертвоприношений . Чем труднее и опаснее охота, тем более ценной считается жертва. Именно риском человеческая охота изначально отличается от охоты животных: животное охотится на более слабого, а человек стал охотиться на значительно превышающего его по силе зверя. Кроме того, человек охотится коллективно.

Еда как коллективная трапеза знаменовала победу в охоте и приобретала праздничный характер. Именно потому, что трапеза и тризна – важнейшие ритуалы и на календарных, и на свадебных и похоронных церемониях, в русском языке «слово высокого стиля жрец и слово низкого стиля жратва – одного корня, а на росписях греческих гробниц и саркофагов представлены поминальные трапезы» (Е.Е.Кузьмина ). Мера религиозного рвения и материальных затрат человека должна была равняться мере даров и благодеяний, которыми воздавал человеку бог. Поэтому с богом надо было делиться самым дорогим – пищей (жертвой).

«Художественно-обрядовая упаковка была универсальной технологией всех значимых производственных процессов» (М.С.Каган ).

Наиболее значимые обряды – беременность и роды, рождение и детство, инициации, обручение и свадьба, похороны.

Символическим обозначением синкретизма может служить изображение на стенах палеолитических пещер кисти руки как носительницы физической и технической культуры и обретавшей всё большую общекультурную и эстетическую ценность. Образ руки стоит у истоков формирования образа созидающего человека .

Четвёртое проявление синкретизма – морфологическая нерасчленённость , т.е. недифференцированность родов, видов, жанров искусства. Первобытное художественное творчество – это «песня-сказ-действо-пляска» (А.Н.Веселовский ).

Слитность всего сущего, отождествление различного сформировало одну из основных единиц художественного мышления – метафору .

Традиционность первобытной культуры

Первобытная культура – первая историческая форма традиционной культуры. Традиция господствует во всех родах деятельности и в культуре в целом. В силу этого все структуры бытия и быта, вкусы, обряды и т.п. были стабильными и передавались из поколения в поколение как абсолютный закон. Задачу, которую природа решает генетическими средствами, в первобытной культуре решает традиция, тем самым становясь победой культуры над временем. Подчинение норме, закреплённой традицией, стало культурной формой наследственной передачи информации. Тенденция избавиться от оков традиции возрастает по мере того, как прогрессирует цивилизация.

Традиционализм первобытной культуры появляется в отождествлении не только природного и человеческого , но и социального и индивидуального . Член первобытной общины равен её целому. У всех членов было одно общее групповое имя, все носили одну татуировку или раскраску тела, одну причёску, пели общую песню. Психологи называют такую ситуацию тождеством я и мы . Даже много позже, в Древнем Египте, слово люди обозначает только египтян, а в русском языке слово немцы очень долго обозначало всех иностранцев (не мы = немые). Показательно, что чужой человек обозначается как они , а природа – как ты , т.е. как свой .

Из тождества одного и всех рождается обычай кровной мести, вендетты, в дальнейшем перерастающий в национальные конфликты.

Тождество я и мы даёт основание охарактеризовать первобытную культуру как коллективно-анонимную .

Выделяются две причины возникновения тождества я и мы :

1) мифологический характер мышления, при котором всем членам общины навязывается единое миросозерцание, абсолютная истинность которого гарантируется его божественным происхождением;

2) отождествление культурного и общественного (социального). Социальность начнёт отделяться от культуры тогда, когда структуры, организующие жизнь общества, начнут приобретать самостоятельность (институционализируются): государство, суд, брак и т.п.

Традиционный характер первобытной культуры определил её длительное существование, более длительное, чем всех последующих исторических типов культуры. В дальнейшем начали проявляться силы, которые оказались более могущественными, чем власть традиции.

Основные черты культуры скотоводов-кочевников.

Проблема перехода от древнейших культур к цивилизации – одна из наименее изученных.

Новый способ организации бытия различных народов – нелинейный процесс. Он обусловлен объективными возможностями, которыми каждая популяция (от фр. население ) располагала в данной природной и климатической среде. Конкретный набор этих возможностей зависел от материально-производственной практики первобытного коллектива (например, «выбор» скотоводства или земледелия).

Археология располагает свидетельствами медленного, но неуклонного развития техники и технологии материального производства в период распада первобытной культуры. Протекает этот процесс неравномерно: меньше всего меняется собирательство, сильнее – охота (от нападения на зверя с дубинами и факелами до оперирования копьями, луком и стрелами), максимально глубоко изменяется ремесло (не только меняет свою технико-технологическую структуру, но и обеспечивает собирательство и охоту копалками, копьями, лопатами и т.п.). Развитие ремесла провоцирует развитие мышления и воображения. Этот процесс называют "идеальным", т.е. "построением в голове" предмета, прежде чем построить его реально (К.Маркс ), "созданием моделей потребного будущего" (Н.А.Бернштейн ), "опережающим отражением" (П.К.Анохин ). Главное – производительная отрасль (ремесло) опережает в развитии потребляющие отрасли (собирательство и охоту), а силой, которая обеспечивает этот процесс, является человеческий интеллект.

Эти изменения привели к радикальным изменениям всей жизни - культурной – неолитической – революции (прибл. 7 тыс. до н.э). В результате на смену собирательству и охоте постепенно приходят скотоводство и земледелие . Переломное значение в истории материальной культуры имеет "железный век" (начался около 1000 года до н.э.).

Культура скотоводов-кочевников играла огромную роль в культуре Древнейшего мира. К кочевому типу культуры этнографы относят культуру скифов и сарматов (савроматов), евреев , монголов , казахов , туркменов , арабов и многих других древних народов. Долгое время к скифам относили племена, которые обитали в степях Причерноморья. Сейчас границы "скифского мира" определяются более широко: это "конгломерат разных племён", которые имели экономическую и культурную общность и жили на обширной территории Северного Причерноморья, Приазовья, Северного Кавказа (Б.Пиотровский ).

Первые следы скотоводства археологи находят на рубеже У1-У тыс. до н.э. на территории Южного Египта и у обитателей Фаюмского оазиса.

Основная плоскость различия кочевой и земледельческой культур - в отношении их к пространству и времени.

Г.Гачев : "Кочующий коллектив отличается от земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением и свободно от окружающей среды, отличается от растения, которое навеки приковано к своему месту".

Но свобода кочевого народа есть в то же время не свобода и рабство. Он движется потому, что у него ничего нет. Это – движение в пространстве, а не во времени, т.е. – перемещение, а не развитие. Поэтому земледельческое бытие оказалось более прогрессивным, чем скотоводческое. Кочевники побеждали осёдлые народы, но, победив и оставаясь на завоёванной территории, они перенимали образ жизни побеждённых, ассимилировались осёдлыми народами и сохраняли кочевой образ жизни только в армии.

Характерные черты культуры скотоводов-кочевников :

1. В образе жизни кочевников стойко сохраняется модель жизни, сознания, поведения, которая сложилась в первобытной культуре – зооцентрическая и зооморфная (животное для кочевника – как солнце для земледельца). Ей присущ синкретизм, полисемантизм, вера в магические действия и обряды, фетишистское поклонение отдельным предметам, животным.

2. Технология общения с животными была предельно простой . Мышление скотовода-кочевника в организации отношений "человек-животное" консервативно, не требует развитого интеллекта. Навыки общения с животными могут быть переданы устно, поэтому у них не зародилась письменность.

3. Визуальные формы художественно-ремесленного творчества расширяли сферу своего присутствия в культуре. Эстетизация всей предметной среды – универсальная черта всех скотоводов-кочевников.

4. Структура жилища должна была обеспечивать мобильность – юрта, шалаш, вигвам. Скифы жили в повозках, кибитках.

5. Скульптура существовала в миниатюрных формах (ювелирное и прикладное искусство), использовалась в конструировании оружия, одежды воинов, конской сбруи.

6. Доминирование военной жизни над мирной обусловливает относительную агрессивность кочевых народов. Невозможность изолированного существования обусловила регулярные военные набеги на земледельческие оазисы. Отсюда – огромная роль коня как средства передвижения и, следовательно, – предмета культа (ритуальные захоронения коней). Пережиток тотемистического отношения к коню сохраняется очень долго. Лошадь – самая почитаемая жертва.

Становление цивилизации в земледельческих обществах

Второй путь, по которому пошли народы в условиях кризиса первобытнообщинного строя, – превращение земледелия в основу производственной деятельности . Условия, наиболее благоприятствующие этому, сложились в Двуречье, Индии, Китае, Индонезии, в Южной и Центральной Америке. Основные детерминанты процесса формирования земледельческих культур – состояние материальной культуры, практически-производственной деятельности людей.

Характерные черты земледельческих культур.

1. Если кочевые народы были сосредоточены на овладении миром животных, то земледельческие – на овладении миром растительным . Поливное земледелие потребовало объединения физических сил огромного количества людей. Это могло быть достигнуто 1)обращением в рабство и 2)новыми формами жёсткой социальной организации. Таким образом, возникли два механизма – государственно-политический и культовый .

2. В этой связи возник и новый тип правовой формы – писаные законы , которые имели не религиозный характер, а светский .

3. Потребность в таких юридически-этических акциях связана с тем, что новым центром всей жизни становился крупный город , который явился "концентратом" различных видов деятельности: государственно-чиновничьей, религиозной, ремесленной, торговой, научной, учебной.

4. Город явился носителем нового отношения земледельцев к природе : 1)изменился характер мифологии и 2)появились формы вне мифологического отношения к действительности. Центральное место в сознании занял уже не зверь, а обожествлённое Солнце (Сурья - в индоиранской мифологии; Уту - в шумерской, Шаман - в аккадской, Ра и Атон - в египетской). Солнце играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и конкретную, утилитарно-практическую, хозяйственную роль силы, которая обеспечивает урожай, т.е. жизнь. В связи с культом Солнца в дальнейшем будет формироваться обширная солярно-метеорологическая мифология, развиваться циклические концепции.

5. В связи с тем, что в земледельческих культурах иная психологическая модель отношения к природе, они менее воинственны и агрессивны . Участие в войне – не душевная потребность, а общественная обязанность. Этим объясняется и то, что если в культуре кочевников сохраняется обряд жертвоприношения, то в земледельческих культурах одной из нравственных заповедей станет "Не убий!"

6. Меняется слой реалистического сознания . Изменения протекают на трёх уровнях: теоретически-научном, эмоционально-эстетическом, художественно-образном. Развитие практики потребовало углубления практического, обыденного знания. Отсюда – формирование науки как принципиально отличного от мифологии способа познания. Наука в разных регионах складывается в разных "пропорциях": в Индии преобладают гуманитарные знания (грамматика), в Китае – естественные науки (астрономия, медицина), в Вавилоне и Египте – математика, медицина, география, практическая химия, в культуре древних майя – сложнейшая система счёта и понятие нуля.

7. Изменение способа мышления повлекло за собой изобретение нового способа хранения и передачи информации – письменность , которую следует считать одним из атрибутов той ступени в истории культуры, которая называется "цивилизация".

8. Следствие появления письменности – развитие школ (культура Шумера).

9. Эстетическое восприятие начинает отделяться от утилитарно-мифологического отношения к вещам, появляется понятие "красота", которое связывается с понятиями "радость", "удовольствие" и трактуется в аспекте бескорыстия.

10. Самосознанием земледельческой культуры становится искусство .

PAGE 5


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81475. Пищевые жиры и их переваривание. Всасывание продуктов переваривания. Нарушение переваривания и всасывания. Ресинтез триацилглицеринов в стенке кишечника 106.8 KB
Переваривание жиров происходит в тонком кишечнике однако уже в желудке небольшая часть жиров гидролизуется под действием липазы языка. Однако вклад этой липазы в переваривание жиров у взрослых людей незначителен. Поэтому действию панкреатической липазы гидролизующей жиры предшествует эмульгирование жиров. Переваривание жиров гидролиз жиров панкреатической липазой.
81476. Образование хиломикронов и транспорт жиров. Роль апопротеинов в составе хиломикронов. Липопротеинлипаза 106.5 KB
Липиды в водной среде а значит и в крови нерастворимы поэтому для транспорта липидов кровью в организме образуются комплексы липидов с белками липопротеины. ЛП хорошо растворимы в крови не коалесцируют так как имеют небольшой размер и отрицательный заряд на поверхности. В лимфе и крови с ЛПВП на ХМ переносятся апопротеины Е апоЕ и СП апоСП; ХМ превращаются в зрелые. ХМ имеют довольно большой размер поэтому после приёма жирной пищи они придают плазме крови опалесцирующий похожий на молоко вид.
81477. Биосинтез жиров в печени из углеводов. Структура и состав транспортных липопротеинов крови 153.12 KB
В жировой ткани для синтеза жиров используются в основном жирные кислоты освободившиеся при гидролизе жиров ХМ и ЛПОНП. Молекулы жиров в адипоцитах объединяются в крупные жировые капли не содержащие воды и поэтому являются наиболее компактной формой хранения топливных молекул. В гладком ЭР гепатоцитов жирные кислоты активируются и сразу же используются для синтеза жиров взаимодействуя с глицерол3фосфатом.
81478. Депонирование и мобилизация жиров в жировой ткани. Регуляция синтеза и мобилизации жиров. Роль инсулина, глюкагона и адреналина 107.09 KB
Регуляция синтеза и мобилизации жиров. Какой процесс будет преобладать в организме синтез жиров липогенез или их распад липолиз зависит от поступления пищи и физической активности. Регуляция синтеза жиров.
81479. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека (глицерофосфолипиды, сфингофосфолипиды, гликоглицеролипиды, гликосфиголипиды). Представление о биосинтезе и катаболизме этих соединений 264.19 KB
Функции гликосфинголипидов можно суммировать следующим образом: Взаимодействие между: клетками; клетками и межклеточным матриксом; клетками и микробами. Церамид служит предшественником в синтезе большой группы сфинголипидов: сфингомиелинов не содержащих углеводов и гликосфинголипидов. В распаде сфингомиелинов участвуют 2 фермента сфингомиелиназа отщепляющая фосфорилхолин и церамидаза продуктами действия которой являются сфингозин и жирная кислота Катаболизм гликосфинголипидов. Катаболизм гликосфинголипидов начинается с перемещения их...
81480. Нарушение обмена нейтрального жира (ожирение), фосфолипидов и гликолипидов. Сфинголипидозы 124.68 KB
Сфинголипиды метаболизм: заболевания сфинголипидозы таблица Заболевание Фермент недостаточностькоторого обусловливает заболевание Накапливающийся:липид: Клинические симптомы Фукозидоз альфаФукозидаза CerGlcGlNcCl:Fuc НИзоантиген Слабоумие спастическое состояние мышц утолщение кожи Генерализованный ганглиозидоз GM1бетаГалактозидаза CerGlcGlNeucGlNc:Gl Ганглиозид GM1 Умственная отсталость увеличениепечени деформация скелета Болезнь ТеяСакса Гексозаминидаза А CerGlcGlNeuc:GlNc Ганглиозид GM2 Умственная отсталость...
81481. Строение и биологические функции эйкозаноидов. Биосинтез простагландинов и лейкотриенов 107.74 KB
Биосинтез простагландинов и лейкотриенов. Структура номенклатура и биосинтез простагландинов и тромбоксанов Хотя субстраты для синтеза эйкозаноидов имеют довольно простую структуру полистовые жирные кислоты из них образуется большая и разнообразная группа веществ. Структура и номенклатура простагландинов и тромбоксанов Простагландины обозначают символами например PG А где PG обозначает слово простагландин а буква А обозначает заместитель в пятичленном кольце в молекуле эйкозаноида. Каждая из указанных групп простагландинов состоит из 3...
81482. Холестерин как предшественник ряда других стероидов. Представление о биосинтезе холестерина. Написать ход реакций до образования мевалоновой кислоты. Роль гидроксиметилглутарил-КоА-редуктазы 165.9 KB
В печени синтезируется более 50 холестерола в тонком кишечнике 15 20 остальной холестерол синтезируется в коже коре надпочечников половых железах. В сутки в организме синтезируется около 1 г холестерола; с пищей поступает 300500 мг Холестерол выполняет много функций: входит в состав всех мембран клеток и влияет на их свойства служит исходным субстратом в синтезе жёлчных кислот и стероидных гормонов. Предшественники в метаболическом пути синтеза холестерола превращаются также в убихинон компонент дыхательной цепи и долихол...
81483. Синтез желчных кислот из холестерина. Конъюгация желчных кислот, первичные и вторичные желчные кислоты. Выведение желчных кислот и холестерина из организма 104.99 KB
Конъюгация желчных кислот первичные и вторичные желчные кислоты. Выведение желчных кислот и холестерина из организма. Жёлчные кислоты синтезируются в печени из холестерола.
syncretismus - соединение обществ) - сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство.

Синкретизм в искусстве

Отрывок, характеризующий Синкретизм (искусство)

Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.
– Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, – сказала она, – весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.
– Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, – говорила Элен. – И как вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!
Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально.
– Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, – сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. – Я слышала о вас и от моего пажа – Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа – Болконского, князя Андрея Болконского, – сказала она с особенным ударением, намекая этим на то, что она знала отношения его к Наташе. – Она попросила, чтобы лучше познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.

Особый вид синтеза искусств – синкретизм был формой существования древнего искусства. Этой форме синтеза было присуще нерасчлененное, органическое единство разных искусств, еще не отпочковавшихся от единого первородного исторического ствола культуры, которая включала в каждый свой феномен не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания.

Мировосприятие древнего человека носило синкретический характер, в котором происходило смешение фантазии и реальности, реалистического и символического. Все, что окружало человека, мыслилось как единое целое. Для первобытного человека сверхъестественный мир был тесно связан с природой. Это мистическое единство было основано на том, что сверхъестественное является общим и для природы, и для человека.

Первобытный синкретизм – это нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии. Древний человек осмысливал мир через миф. Мифология к5ак отрасль культуры есть целостное представление о мире, передаваемое в форме устных повествований. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его созидания. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни предков племени или рода, которые изображались в виде полулюдей – полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособляясь от самих обрядов – происходило превращение в мифы в собственном смысле этого слова – сказания о жизни тотемических предков. Позднее содержание мифов составляет не только деяние предков, но и поступки реальных героев, совершивших нечто исключительное. Вместе с возникновением веры в демонов и духов начинают создаваться религиозные мифы. Древнейшие памятники искусства свидетельствуют о мифологическом отношении человека к природе. В своем стремлении к овладению силами природы человек создал аппарат магии. В его основе лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель – удачная охота. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе распространенного у всех народов колдовства. Первыми магическими изображениями можно считать отпечатки рук на стенах пещер и камнях. Это сознательно оставленный знак присутствия. Позже он станет знаком обладания. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах эротической магии. Религиозное или символическое изображение женщины, женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии, Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Исследования показали, что большинство женских статуэток было помещено в специально отведенном месте недалеко от очага.

Изображение людей в звериных масках. Рисунки эти свидетельствуют о том, что магическое переодевание человека, маскировка, были существенной частью как самой охоты, так и связанной с ней магией. Магические обряды, где часто фигурировали перевоплощенные в зверя персонажи, возможно были также связаны с какими – то мифологическими героями, имеющими облик животного. Различные обряды, куда включались танцы, театрализованные представления имели цель привлечь зверя, овладеть им или усилить его плодовитость.

В современном традиционном искусстве, так же как в первобытном, искусство служит универсальным орудием магии, выполняя в то же время более широкую – религиозную функцию. Наскальные изображения дождевого быка бушменов, австралийского Вонжины, символические знаки догонов, статуи предков, маски и фетиши, украшение утвари, живопись на коре – все это и многое другое имеет специальное культовое назначение. Все играет важную роль в обрядах, имеющих целью обеспечить военную победу, хороший урожай, удачную охоту или рыбную ловлю, предохранить от болезней и т.п.

Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита и прослеживается вплоть до современной эпохи, явилась причиной проявления теории, согласно которой искусство выводится из религии: «религия – мать искусства». Однако синкретический характер первобытной культуры и специфические формы первобытного искусства дают основание предполагать, что еще до того, как сформировались религиозные представления, искусство уже частично выполняло те функции, которые только позднее составят определенные аспекты магико – религиозной деятельности. Искусство появилось и было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зарождались. Более того, имеется достаточно оснований предполагать, что именно развитие изобразительной деятельности стимулировало появление таких ранних культов, как охотничья магия. Объективное же существование религии немыслимо вне искусства. Все основные религиозные культы и обряды везде и во все времена были тесно связаны с различными видами искусства. От древнейших форм традиционных обрядов, в которых используется скульптура и живопись (маски, статуи, нательные росписи и тату, рисунки на земле, наскальная живопись и т.д.) , музыка, пение, речитатив, и где весь комплекс в целом представляет собой особый род театрализованного действия, до современной церкви, являющей настоящий синтез строго канонизированного искусства, - все настолько пронизано искусством, что в этих коллективных действиях практически невозможно отличить религиозный экстаз от того, который вызывается собственно ритмами живописи, пластики, музыки, пения.

Синкретизм первобытного искусства: единство по всем статьям

Когда говорят о синкретизме в искусстве, то подразумевают слитность и взаимопроникновение различных свойств, качеств и объектов, которые зачастую обладают разными, а то и противоположными характеристиками. И в этом плане первобытное искусство является не просто примером синкретизма в искусстве, оно представляет собой эталон – потому что искусство никогда не было более синкретичным, нежели в эпоху «юности человечества».

Единство образа и предмета

Синкретизм первобытного искусства представляет собой феномен, который очень трудно разделить на составляющие и такое деление будет весьма условным – так как в этом искусстве единство охватывает все составляющие, все факторы, все средства и все образы. Но если попытаться обозначить основные векторы, то следует назвать, конечно, единство художественного образа и изображаемого предмета, существа. Любое изображение для первобытного человека не являлось произведением искусства – оно было живым. Это проявляется, прежде всего, в технических особенностях создания того или иного произведения. Если берётся кость или камень для создания миниатюрной скульптуры, то исходный материал подбирается такой формы, которая максимально соответствует конечному образу. Кость или камень по своей форме должны напоминать изображаемое существо, оно как будто «спит» внутри материала, а человек должен лишь немного помочь ему своей художественной обработкой, чтобы этот образ стал нагляднее. Если на стенах пещеры изображается животное, то рельеф поверхности повторяет природные изгибы этого существа.

Но на этом единство образа и предмета не заканчивается, но переходит на более глубокий и сложный уровень. Это единство означает неразрывную связь в сознании первобытного человека между изображением, к примеру, мамонта, и самим мамонтом . Именно благодаря этой стороне синкретизма и развились первоначальные религиозные представления человечества, согласно которым воздействия на образ животного, на его изображение оказывает точно такое же или весьма сходное воздействие и на реального быка, оленя или кабана. Существуют находки, которые свидетельствуют, что к нарисованным туловищам медведей прикрепляли головы настоящих медведей – тем самым люди словно бы дополняли единую картину, и в их сознании не возникало противоречия между тем, что голова настоящая, а тело нарисовано.

Единство образа и мира

Другой аспект первобытного искусства заключается в единстве художественного образа и окружающего мира. И дело не только в том, что, раз человек считал изображённых животных почти что живыми, то и населённый ими мир отождествлял с искусственным. Синкретизм первобытного искусства ещё и в том, что для человека оно было точно таким же инструментом познания мира, как и практическая деятельность. Практика и искусство были неразделимы: точно так же, как при помощи охоты, наблюдения за животными, за природными явлениями, за небесными светилами, постройки жилищ, изготовления одежды и орудий человек познавал материальную часть мира, так при помощи искусства он старался сформулировать представление о мире в целом.

В это представление входили и понимание тех или иных закономерностей во взаимоотношениях природы и человека, человека и животных, одних природных явлений с другими. Кроме того, именно в искусстве, которое было неразличимо объединено с религией, первобытный человек старался сформировать представление о строении мироздания, о законах, по которым оно существует, о тех опасностях, которые могут грозить в нём человеку и о его месте в общей системе. Искусство было единственным способом выражения этих представлений, а благодаря своей неотделимости от религии оно становилось ещё и способом взаимодействия человека с миром. Первобытное искусство одновременно содержало в себе и способ познания мира, и сам мир, и способы выражения своих представлений о нём.

Единство образа и человека

Один из наиболее популярных вопросов, касающихся первобытного искусства, звучит примерно так: «Почему первобытные люди редко изображали самих себя, а когда изображали, не создавали портретов, хотя с художественной точки зрения были на это способны?». Проблема эта действительно одна из самых интересных в изучении первобытного искусства и является предметом спора учёных до сих пор. Первоначально предполагалось, что первобытные художники просто не могли нарисовать портрет, не владея перспективой, правильным соотнесением масштабов и так далее. Однако многочисленные примеры удивительных по красоте и точности изображений животных заставили задуматься: если художники могли выполнить такой тонкий рисунок быка, то могли и создать точный человеческий портрет, но не делали этого – почему?

Однозначного ответа нет. С точки зрения рассмотрения синкретизма первобытного искусства наиболее вероятным ответом представляется тот, согласно которому человеку не нужно было портретное сходство на изображениях. Он и так чувствовал собственное единство с образом человека на рисунке или в скульптуре, а функции таких изображений были чисто утилитарными – изобразить ту или иную сцену, которая должна или повториться в жизни, или быть напоминанием об определённых событиях. Возможно так же, что человек просто опасался придавать изображению индивидуальные черты – потому что он верил, что его образ и он сам это единое целое, а значит, если кто-то получит контроль над его образом, он сможет управлять и человеком. Эта черта первобытного сознания сохранялась вплоть до вполне цивилизованных времён: так, в Древнем Египте свято верили в то, что имя человека напрямую связано с ним и если совершить над именем определённые действия, можно навредить человеку или его душе. Так что первобытный человек не испытывал проблем с тем, чтобы ассоциировать себя с теми изображениями, на которых люди изображены подчас в виде почти что геометрических фигур.

Александр Бабицкий