Как я стал человеком. Мария Максакова-Игенбергс


Скрипач, оперный и симфонический дирижер.

Окончил 1-ю музыкальную школу по классу скрипки В. Я. Шпета, Омское музыкальное училище (1940, класс скрипки В. Михайлова).
С 1940 по 1941 гг. играл в симфоническом оркестре Омской филармонии. С 1942 года - в армии, служил в Омске руководителем и дирижером джаз-оркестра. С 1944 года – заведующий музыкальной частью ТЮЗа, играл в малом симфоническом оркестре областного радиокомитета. В 1945 году приглашен дирижером театра музыкальной комедии в Молотов (ныне – Пермь), одновременно дирижировал симфоническим оркестром филармонии. Выступив в 1947 году на Всероссийском смотре творческой театральной молодежи, направлялся Комитетом по делам искусств СССР дирижером в музыкальные театры Даугавпилса, Челябинска (1948), Оренбурга (1948–1949), Иркутска (1949). С 25 февраля 1950 года назначен дирижером Омского театра музыкальной комедии. Поставил оперетты «Чужая дочь» О. Фельцмана, «Морской узел» Е. Жарковского, «Шельменко-денщик» А. Рябова, «Трембита» Ю. Милютина и другие.
В мае 1953 года на конкурсе музыкальных театров в Москве в Большом театре занял 2-е место. Как перспективный дирижер направлен в Ашхабадский оперный театр, в 1954 году – вторым дирижером в Свердловский театр оперы и балета. Работал там около 7 лет, дирижировал многими операми русских и зарубежных композиторов.
Окончил Свердловскую консерваторию, где вел класс симфонического дирижирования.
С 1961 года – дирижер Куйбышевского оперного театра. Осуществил постановки опер «Трубадур», «Демон» (1962), «Мазепа» и «Иоланта» (1963–1965), «Царская невеста» (1969), ряда балетов. Сотрудничал с симфоническим оркестром Куйбышевской филармонии, выступал с концертными программами и солистами. В 1974 году по приглашению вернулся в Омск, назначен главным дирижером театра музыкальной комедии. В 1977 году после конфликта с дирекцией о путях развития театра, перешел в Омский драмтеатр заведующим музыкальной частью.
Погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Восточном русском кладбище Омска.

Семья - как дерево. Чем глубже корни, тем сильнее они держат, вырвать такое дерево практически невозможно. Каждому нормальному человеку со временем становится интересно, кем же были его предки, ведь корни семьи - это и есть родословная.

Из старшего поколения в семье, к сожалению, никого не осталось, но зато сохранился довольно большой архив. Разобраться с документами и начать поиски Людмиле Васильевне помогала продолжательница оперной династии Мария Максакова - дочь актрисы, которая унаследовала от своей бабушки не только имя, но и прекрасный голос.

Поиск своих корней Людмила Васильевна начала с материнской линии. Большая часть семейного архива - это фотографии Марии Петровны, галерея ее сценических образов. Народная артистка СССР обладала большим драматическим талантом и ярким темпераментом, ее бархатный голос любил слушать "вождь народа" Иосиф Сталин и называл её "моя Кармен".

Бабушка с дедушкой жили в Астрахани и носили фамилию Сидоровых. Максаков - сценический псевдоним оперного певца Максимильяна Шварца, первого мужа мамы Людмилы, которого актриса никогда не видела, так как родилась уже после его смерти.

Перед тем, как отправиться в Астрахань, родной город мамы, Людмила обратилась к специалистам генеалогического центра и подала запрос в архив Астраханской области. Оказавшись в самом городе, актриса выясняет, что ее дедушка родом из Саратова. Скорее всего, именно по купеческим делам он оказался в Астрахани, где и встретил свою будущую супругу. Сотрудникам архива удалось найти уникальный документ - паспорт прадедушки Людмилы Максаковой.

Что касается главного вопроса, которым задавалась актриса, начиная составление своей родословной, то по основной версии, которой она придерживалась и ранее, ее отцом был Александр Волков, замечательный певец. Согласно свидетельствам очевидцев, некие отношения между Александром и Марией существовали, но не афишировались должным образом, поэтому однозначного ответа Людмила так и не получила. Актриса решила отправиться в музей Большого театра, чтобы хоть немного приоткрыть таинственный занавес истории своей семьи. В музее сохранились сценические костюмы и некоторые личные вещи Марии Петровны, среди которых оказался портрет Максимильяна Шварца, а вот деталей, указывающих на знакомство с Александром Волковым обнаружить не удалось.

Возможно ли прокатиться сквозь века на "Машине времени" - об этом задумался наш известный певец:
- Семейные раритеты Андрея Макаревича..

Если и Вас интересует, кем же были Ваши предки, мы поможем Вам это
Если у Вас остались вопросы по Родословной книге, мы с радостью на них ответим по телефонам:
Вся Россия - 8 800 333 79 40. Звонок бесплатный.
Москва - 8 495 640 61 33
Санкт-Петербург 8 812 740 14 91

Федеральный номер
8 800 333 79 40.
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

со всех городских и мобильных телефонов на всей территории РОССИИ.
Чтобы сделать заказ вы можете перезвонить нам по бесплатным телефонам или написать письмо в наш Российский Центр Родословия.

ГОЛОС КРОВИ. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ. ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА. КАЖ-
ДОЕ ИЗ ЭТИХ ПОНЯТИЙ МЫ ИЗУЧИЛИ СО ВСЕЙ ПРИСТРАСТНО-
СТЬЮ. МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ, ВСЛЕД ЗА ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ, НЕ ДАВАЛА
НАМ ПОКОЯ. МЫ НАШЛИ РОДСТВЕННИКОВ ТЕХ, КТО ВВЕЛ В РУССКИЙ
ОБИХОД ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» И ПОСТАВИЛ ДИАГНОЗ ЛЕНИНУ,
СТРОИЛ ДОРОГУ ЖИЗНИ И ЗАВЕЩАЛ ЭРМИТАЖУ КОЛЛЕКЦИЮ МА-
ЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ. УЧЕНЫЕ, АКТЕРЫ, КОСМОНАВТЫ, ТЕЛЕЖУРНА-
ЛИСТЫ, МУЗЫКАНТЫ И ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ГОВОРЯТ СПАСИБО
РОДИТЕЛЯМ - В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ ЖУРНАЛА «СОБАКА.RU».
Тексты: Виталий Котов, Вадим Чернов, Светлана Полякова,
Сергей Миненко, Сергей Исаев

МАРИЯ МАКСАКОВА-ИГЕНБЕРГС

Оперная певица, а с недавних пор и депутат Госдумы досконально
знает жизнь бабушки - солистки Большого театра, фонд имени
которой создала на ее родине, в Астрахани.

Основательницей нашей династии была бабушка, моя полная тезка Мария Петровна Максакова, которая родилась в 1902 году в Астрахани. Ее отец был чиновником речного пароходства на Волге, а мама, Людмила, происходила из мещанской семьи. Женские имена у нас в семье чередуются: Людмила, Мария, Людмила, Мария… Вот и моя дочка - Люся. Бабушкин отец умер, когда ей было восемь лет, а она была старшим ребенком в семье. Мария Петровна, чувствуя ответственность за младших, пошла петь в церковный хор, где получала жалованье - двадцать копеек. Она совсем не знала музыкальной грамоты, написала ноты на стене в доме и все выучила - создавала себя сама. Спустя год ей уже платили рубль, и она существенно поддерживала семейный бюджет. Тогда бабушка решила стать профессиональной оперной певицей, пошла в Астраханский оперный театр, где ей поручили первые небольшие партии, но, как она сама писала в воспоминаниях, вели ее там неправильно, она «мучилась голосом». И тут в Астраханскую губернию приехал знаменитый антрепренер, человек удивительной судьбы Максимилиан Карлович Максаков. Бабушка обратилась к нему за помощью, и очень скоро Макс Карлович сделал ей, семнадцатилетней, предложение, будучи на тридцать три года старше. Они обвенчались. Так псевдоним Максимилиана Карловича Шварца - Максаков - стал нашим родовым именем, ведь бабушка в девичестве была Сидоровой.

В двадцать один год она дебютировала на сцене Большого театра в партии Амнерис, имела успех и следующие тридцать лет была ведущей меццо-сопрано главного театра страны, за исключением двух сезонов в середине 1920-х, когда она, обидевшись на что-то, уходила в Ленинградский театр оперы и балета, нынешний Мариинский. Макс Карлович беспощадно занимался с бабушкой, буквально муштровал ее, доходило до крика и слез, с остервенением ваял свою Галатею, но из класса они всегда выходили под ручку, с улыбкой: «Мурочка, пойдем дорогая!» - «Да, да, Максик». Все партии они готовили вместе, и когда в 1936 году он умер, это была огромная потеря для бабушки. Разбирая бумаги Макса Карловича, она обнаружила паспорт, из которого следовало, что он был родом из Австро-Венгерской империи. В разгар всеобщей шпиономании такая находка ее очень напугала, и она поспешила уничтожить документ.

Затем бабушка встретила дипломата Якова Давтя на, основателя нашей внешней разведки, а позднее посла в Польше. Год они счастливо прожили вместе, ездили в Венецию, где Мария Петровна кормила голубей на площади Сан-Марко, - по тем временам что-то немыслимое. Однако в 1937 году его забрали из ее квартиры, а позже расстреляли. Бабушка долго не знала, какова его участь, мучилась и боялась ареста. Но на каком-то приеме Сталин воскликнул: «А где моя Кармен?» - и ее тут же привезли в Кремль. Видимо, эта история породила слух о том, что отцом моей матери, которая родилась в 1940 году, был будущий генералиссимус. Ходили разговоры и о том, что ее отцом мог быть поэт-футурист Василий Каменский или певец Большого театра Александр Волков, но мне более правдоподобным кажется, что это был генерал Василий Новиков, заместитель начальника СМЕРШа Виктора Абакумова. Они были знакомы с бабушкой еще с Астрахани, и когда генерал умер, вдова Новикова позвала Марию Петровну на похороны. Семья генерала знала, как Василий Михайлович заботился о моей маленькой маме и что он даже отправлял их с бабушкой в эвакуацию. Вдова генерала допускала, что он может быть отцом моей мамы.

После всего пережитого бабушка из веселого, жизнерадостного человека превратилась в очень замкнутого и встревоженного. Маму больше воспитывала моя прабабушка. Она была удивительной хозяйкой, невероятной рукодельницей, все шила сама, что маму в детстве даже раздражало, потому что прабабушка одевала ее по дореволюционной моде. В результате мама возненавидела все старинное и, когда появились собственные деньги, первым делом купила чешскую пластиковую мебель, модную в тот момент. Впрочем, это быстро прошло, мама давно и прочно вернулась к антиквариату. (Смеется.)

У мамы был и есть голос, но труд оперной певицы - это очень кропотливый процесс, такой каждодневный воробьиный скок, который людям со стороны даже не заметен. Пройдут годы, прежде чем ты придешь в театр и за две недели разучишь нужную партию. Мама, будучи дочерью оперной певицы, никаких иллюзий на этот счет не питала. Когда она поступала в Щукинское училище против бабушкиной воли - та видела дочь на романо-германском отделении в Инязе, - Мария Петровна звонила в театральный институт со словами: «Если таланта нет, вы не берите!» А ей отвечали: «Да все хорошо с талантом, мы ее уже взяли!» Потом мама попала в Театр имени Вахтангова под руководством Рубена Николаевича Симонова, который доверил ей для дебюта роль Маши в спектакле «Живой труп», что предполагало исполнение романсов. Она, дочь великой певицы, должна петь! Конечно, это было испытание. Тогда мама обратилась в цыганский театр «Ромэн», где ей поставили голос, и она до сих пор прекрасно поет романсы, в совершенно другой, нежели оперные певицы, но очень качественной манере. А бабушка ходила на все ее спектакли, методично записывая свои замечания.

В 1974 году мама вышла замуж за гражданина ФРГ Петера Андреаса Игенбергса. Начало их взаимоотношений было сложным и даже опасным для мамы, ведь это пострашней противоборства Капулетти и Монтекки: капиталистическая и социалистическая системы с трудом привыкали к мысли о близком соседстве. Это создавало массу сложностей и бюрократических формальностей в начале их отношений, к тому же и папины родители далеко не сразу приняли выбор своего сына. Но он был очень упорным, эта черта характера у меня, наверное, от него. Когда им чинили всяческие препятствия, мама даже шутила: «Если родится мальчик - назовем Овир, а если девочка - Виза». Со сложностями, но все-таки маму отпускали в Германию, и она благодаря папе увидела мир, а вот в кино ее снимать почти перестали, что очень обидно, учитывая ее фантастическую красоту и большой талант.

Бабушка со стороны отца была дочерью министра транспорта независимой Эстонии. Она проявляла недюжинные способности к математике, и родители отправили ее учиться на факультет статистики в Пражский университет - в Таллине такого не было. Будучи студенткой, она решила еще и зарабатывать на торговле эстонским маслом в Чехословакии. И на этапе согласования документов познакомилась с моим дедушкой из Латвии, который был там консулом прибалтийских государств. Это была красивая история, любовь на всю жизнь. Блестящая пара: он дипломат, знал девять языков, она - семь.

Начало Второй мировой войны кардинально из менило их жизнь: они отказались возвращаться в ставшую советской Прибалтику. С двумя маленькими детьми на руках - моим папой и его братом - бежали из Чехословакии сначала во Францию, потом в Германию, где прятали в подвале друзей-евреев, за что были арестованы. После падения фашистского режима замечательно жили в Мюнхене в собственном доме, оба сына стали физиками, но мой папа бросил науку и ушел в бизнес - отправился торговым представителем фирмы «Сименс» в Москву. Ему хотелось в Россию: дома у них говорили по-русски, бабушка Зинаида была православной и в послевоенные годы стала вице-президентом Общества дружбы ФРГ - СССР.

Папа - настоящий педант. У него на машине были желтые номера совместного предприятия, с которыми нельзя было выезжать за сороковой километр. Но каждый вечер он, рискуя, приезжал ко мне на дачу в Снегири, на сорок четвертый километр, чтобы рассказать на ночь волшебную сказку в духе Льюиса Кэрролла. Мама в воспитании казалась демократом, однако с оговоркой: все методы нажима для нее отвратительны. Она желала, чтобы я делала все, как ей хочется, но по доброй воле и без усилий с ее стороны, - это такой псевдолиберализм. (Смеется.) Приезд мамы на дачу был для меня праздником: она много работала в театре. Зато все ее друзья на Новый год собирались именно у нас на даче: Андрей Миронов, Юрий Любимов, Михалков, Кончаловский, Горин, Высоцкий, Кваша…

Режим упрекал родителей в том, что они распространяли «буржуазный образ жизни», что в основном выражалось в сигаретах «Мальборо» и иностранном шампанском на Новый год. Родители часто выезжали за границу и возвращались в СССР, как правило, с огромным перевесом, за нами ехала еще одна машина-такси с чемоданами, где половину места занимали лекарства для друзей, знакомых и знакомых знакомых, которые нельзя было купить в СССР. Эти лекарства помогали, а кому-то буквально спасали жизнь.

Друзья мамы любили, когда меня в красивом платье сажали играть за рояль, - так меня и увидел Роман Виктюк, назвав принцессой. Когда спустя годы он ставил оперу «Искатели жемчуга» в «Новой опере», то сразу сказал, что партию принцессы будет петь только принцесса. Еще из маминых друзей мне удалось поработать с Никитой Михалковым: он снял меня в небольшой роли институтки в «Сибирском цирюльнике», и я там пела в сцене бала. Никита Сергеевич часто возил меня выступать на фестивале российского искусства в Каннах. А когда я в какой-то момент быстро выросла, папа отправил меня к близкому другу нашего дома Вячеславу Зайцеву, в его школу моделей. В моей жизни был замечательный эпизод, когда Вячеслав Михайлович придумал образы моих героинь для сольного концерта в Большом зале Консерватории, где за дирижерским пультом стоял Ион Марин.

Подробности о жизни бабушки Марии Петровны я знаю от ее учениц, и особенно от Ираиды Григорьевны Нагаевой, которой бабушка заменила маму, сделала ее певицей. Когда выяснилось, что мне не с кем заниматься музыкой, она в течение нескольких лет ездила к нам каждые выходные из Минска - так она отблагодарила свою наставницу. Центральную музыкальную школу я окончила по классу фортепиано, и это было настолько серьезное образование, что и сейчас, спустя семнадцать лет, я могу сыграть балладу Шопена. Но в пятнадцать лет мне очень захотелось петь, и рассказы Ираиды повлияли на отношение к профессии как к служению, существованию на Олимпе. Заворожила она меня оперным пением, я ни о чем другом и думать тогда не могла.


Я росла очень пытливым и любознательным ребен ком, были случаи, когда я сама находила себе педагогов по тем предметам, которые были мне нужны для поступления в вуз. Но в профессиональном смысле я нашла себя не сразу, отчасти повторив судьбу бабушки, правда так и не встретив на своем пути второго Максимилиана Карловича Максакова. Я долго пела в театре «Новая опера» партии для высокого сопрано, пока сама не спустилась к своей природной тесситуре меццо-сопрано.

Возможно, удача поздно улыбнулась мне, но улыб нулась же. Два года назад исполнилась моя заветная мечта, я стала солисткой Мариинского театра и теперь по-настоящему счастлива здесь! Сотрудничество с Валерием Гергиевым - большая ответственность и огромная радость для меня. Совместная работа с маэстро за последний год была действительно плодотворной: гастроли в культурной столице Европы 2011 Турку с «Ариадной на Наксосе» (я исполнила партию Композитора), «Сказки Гофмана» (роль Никлауса). Валерий Абисалович удивительно точно понимает, какой именно репертуар мне подходит. Я никогда не устаю вокально, работая с маэстро, - он действительно гениален.

Помимо вокального у меня есть еще и юридическое образование. В Гнесинке я на первом же курсе сдала почти все экзамены за пять лет вперед, и когда папа почуял, что у меня много свободного времени, то потребовал от меня учиться «чему-то нормальному» - пение он профессией не считал. Поэтому я окончила Юридическую академию, на недавнем юбилее которой выступила с такой речью: «У людей часто возникает вопрос, чем же мне в моей повседневной работе певицы помогает юридический диплом, тем более с уголовно-правовой специализацией. Но кто глубже меня способен проникнуть в роль? Возьмем Кармен - арестована по 188-й статье УК РФ за контрабанду, толкает на превышение должностных полномочий Хозе - 276-я статья, бросает его, а он в состоянии аффекта наносит ей ранения, несовместимые с жизнью, - 107-я ста- тья, часть 1. По совокупности прокурор запросил бы для него не менее пяти лет лишения свободы. Дамы и господа, а теперь я спою вам очаровательную музыку, которую композитор Бизе написал на этот совершенно не очаровательный сюжет!» Хабанера прошла с большим успехом!

Сейчас юридическое образование очень пригодит ся мне в работе в качестве депутата Госдумы, я подготовлена к законотворческой деятельности. Нам необходим закон о меценатстве, который бы создавал налоговые льготы для людей, тратящих деньги на искусство. Например, ведущий американский театр «Метрополитен-опера» не берет ни цента бюджетных денег, существует только за счет спонсоров. А у нас сейчас остаточное финансирование культуры, выживают только сильнейшие коллективы и то не без сложностей, в маленьких городах уже закрываются детские музыкальные школы. Так откуда в будущем вырастут великие артисты? В этом сезоне текущий репертуар в театре вполне позволит мне совмещать пение с работой в Госдуме, да и Валерий Гергиев с пониманием относится к моему желанию что-то изменить в наших законах, хотя иногда подшучивает надо мной на репетициях: «А теперь пусть депутат нам споет».

Дань памяти бабушки - фонд ее имени в Астра хани. Особенно горжусь программой «Музыка детских сердец»: мы собирали талантливых детей по всем районам Астрахани. Недавно я озвучила президенту Медведеву свою идею создать единую электронную базу данных одаренных ребят - живой, интересный интернет-ресурс с возможностью модерировать свою страницу, такой «Фейсбук» для талантливых. Это информационная помощь, которая повлечет за собой финансовую. Люди смогут адресно помогать участникам программы: вот ребенок, а вот он уже играет на подаренной вами скрипке. Детское арт-бюро «Да!» заработает через два месяца.

Что касается воспитания собственных детей, здесь я не такой либерал, как мама. Когда родился Илюша, было видно, что он способнее меня, поэтому я его активно развиваю. Накануне Нового года он сыграл свой первый экзамен по классу фортепиано в ЦМШ на пятерку, я горда! Дочке три с половиной года, в четыре надеюсь отдать ее в класс арфы.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости

Когда Андрей Вознесенский написал посвященное Людмиле Максаковой стихотворение "Дочь фараона", публика утвердилась во мнении, что ее отец, имя которого в семье держали под секретом, - не кто иной, как Иосиф Сталин. Генералиссимус действительно ценил творчество матери Людмилы, Марии Максаковой, певицы Большого театра. Однако родство Сталина и знаменитой "вахтанговки" - не более чем миф. Отец Людмилы Максаковой, 26 сентября празднующей 70-летие, - баритон Александр Волков, который эмигрировал в США и потому оказался за скобками семейной истории.

Эти работы Максаковой, наряду с ролью в кинооперетте "Летучая мышь" 1979 года режиссера Яна Фрида, - пожалуй, самые известные. Она могла бы сыграть в кино много ярких ролей. Однако, выйдя замуж за немца из бывшего ФРГ, физика Петера Игенберга, оказалась "невыездной" и лишилась многих кинопредложений. Дело доходило до абсурда: театр им. Вахтангова, где Максакова работала с момента окончания Театрального училища им. Щукина, ехал на гастроли в Грецию... без нее, ведущей актрисы! К счастью, справедливость восстановил тогдашний министр культуры Демичев: он включил Максакову в гастрольный список.

Максакову можно назвать прекрасным лицом Вахтанговского театра. Ей внутренне близок тот праздничный гротесковый настрой, та театральная феерия и животворное импровизационное начало, которые изначально определяли жизнь знаменитой труппы. Основатель театра Евгений Вахтангов называл сценическое искусство "праздником". Его последователи, Рубен Симонов и его сын Евгений, а затем Михаил Ульянов держали тот же курс. Визитной карточкой коллектива долго была "Принцесса Турандот", которая неизменно открывала каждый театральный сезон. Поставленный в 1922 году самим Вахтанговым, спектакль был в 1963 году реанимирован Рубеном Симоновым. Как играла в нем Максакова - Адельма, а также Юлия Борисова - Турандот, Василий Лановой - принц Калаф, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Николай Гриценко (триумвират, воплощавший традиционные маски commedia del arte), сегодня можно судить по телеверсии 1971 года. В этом ироническом, карнавальном по духу спектакле основному сюжету аккомпанировали импровизации актеров, уморительные шутки и розыгрыши, комментировавшие современность. В такой живой стихийной оправе, напоминавшей талантливый капустник, классика заиграла особенно ярко и свежо.

Людмиле Максаковой всегда удавались характерные роли. Такой была и ее очаровательно-противоречивая Надежда Федоровна в фильме по "Дуэли" Чехова - "Плохой хороший человек". Эта психологическая лента о противостоянии фанатично-принципиального фон Корена и поначалу малодушного Лаевского раскрыла новые грани таланта Владимира Высоцкого, Олега Даля, Анатолия Папанова. В финале картины Надежда Федоровна - уже не праздная роковая красавица, а зрелая женщина с принципами. Не только актерский дар, но и глубокий интеллект позволил Максаковой сделать эту метаморфозу психологически убедительной.

Между тем, в начале карьеры Людмила Максакова была не уверена в себе в профессиональном смысле. Поддержку начинающей актрисе оказали Евгений и Рубен Симоновы. В 1961 году она сыграла Лауру в "Маленьких трагедиях" Пушкина. А на следующий год была цыганкой Машей в "Живом трупе" Льва Толстого. В 1960-1970-е Максакова уже играла на сцене Ольгу Книппер-Чехову, Николь ("Мещанин во дворянстве" Мольера), Марию в "Конармии" Бабеля, Мамаеву ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), леди Анну в "Ричарде III" Шекспира, Жорж Санд, герцогиню Мальборо, Анну Каренину у Романа Виктюка в 1983 году.

Ее героини - волевые и изменчивые, загадочные и цельные, гордые и любящие. С чертовщинкой во взгляде и властным обаянием.

Старый абажур высвечивает бледное пятно на овальном столе, где разложены свидетельства времени - фотографии: желтоватые, с неровными краями - это бабушка, черно-белые - мамины кинопробы, и современные, художественные, на которых юная девушка гармонично вписывается в изящный корсет начала века. Маша Максакова - дочь известной актрисы Людмилы Максаковой и внучка легендарной оперной певицы Марии Петровны Максаковой стала продолжательницей знаменитого рода, избрав своей судьбой оперное искусство.

Попасть в книгу рекордов Гиннеса

Сейчас немало творческих династий: Михалковы, Кончаловские, Суриковы: Если у меня будет ребенок, и он решит тоже заниматься искусством - это будет уже четвертое поколение прямых наследников рода Максаковых - тогда мы, возможно, попадем в книгу рекордов Гиннеса. Пожалуй, ради такого соблазна стоило бы даже плюнуть на его личное развитие и насильно усадить за фортепиано - научить владеть инструментом можно даже зайца. Вот с голосом посложнее: либо он есть, либо нет: Мне в этом отношении повезло, спасибо бабушке:

Божественный голос Маруси

Основательница творческой династии Мария Петровна Максакова родилась в 1902 году в благополучной семье служащего Волжского пароходства Сидорова. Но так получилось, что семья рано лишилась кормильца и восьмилетней Маше - старшей из детей пришлось зарабатывать деньги. Она пошла петь в церковный хор, за что получала аж целый рубль в месяц. К семнадцати годам Мария настолько овладела голосом, что ее зачислили в труппу Астраханского театра оперы, где доверили исполнять вторые главные партии. В это время в Астраханскую оперу приехал на гастроли знаменитый баритон, оперный антрепренер Максимилиан Карлович Максаков. Сам он был родом из Австрии, и так как богатырским ростом он не отличался, что для баритона в то время было непростительно, сделать достойную карьеру в театре не мог. Поэтому он и создал антрепризу. Максимилиан Карлович приметил худенькую голосистую девушку, но сразу же категорически заявил: "Голос у тебя замечательный, но петь ты не умеешь". Маруся осерчала и поехала прослушиваться в Петроградскую Консерваторию: где получила точно такое же резюме. Огорченная, девушка вернулась к Максакову.

Не знаю, можно ли трагедию назвать удачей? Но именно то, что в это самое время Марк Карлович овдовел, сыграло решающую роль в судьбе моей бабушки. По легенде его жена перед смертью сказала: "Маруся хорошая девочка, женись на ней". Так он и поступил, пообещав из бабушки сделать настоящую певицу. Тогда ему было пятьдесят лет, а ей всего восемнадцать.

И действительно, через три года Мария Максакова дебютировала в Большом театре с партией Амнерис в опере "Аида", да так успешно, что на долгие годы стала ведущим голосом этой сцены. Правда, однажды повздорив с руководством, Мария два сезона выступала в Мариинке:но это ее популярности ничуть не повредило. Бог справедлив, и если он дает успех в карьере, он отбирает личное благополучие. На исходе 16 лет счастливого брака умирает муж, учитель и друг Марии Петровны, через год, выдержав траур, она выходит замуж за советского дипломата Я. Х. Довтяна, выезжает с ним заграницу... Однажды после блистательного концерта в Колонном зале супруги возвращаются домой и встречают у порога "черный воронок". Больше Мария Петровна своего мужа не видела никогда.

Два года бабушка сидела на чемоданах и вздрагивала от каждого шороха за дверью. Из энергичной хохотушки с дерзким характером она превратилась в угрюмую, молчаливую, напуганную женщину. А потом в утешение в 1940 году родилась моя мама. Кто был ее отцом так и оставалось тайной до самой смерти бабушки. Отчество записали Васильевна:Бабушка была страшно напугана, потому что на самом деле отцом ее ребенка был баритон Большого театра Александр Волков, который через два года после рождения дочери эмигрировал в Америку - такого бы Советская власть бабушке не простила бы.

Маленькая Людмила Максакова так толком и не поняла, что ее мать прима Большого театра, она лишь раз видела, как стоя рукоплещет публика ее знаменитой родительнице - это был прощальный концерт, именитую певицу отправили на пенсию в самом расцвете творческих сил, когда ей не исполнилось и пятидесяти лет. Но нет худа без добра - именно этот факт принес певице всенародную популярность.

Оставшись не у дел, бабушка стала петь народные песни и разъезжать с ними по стране. Зарабатывая деньги, она приумножала популярность. Из каждой радио-тарелки звучал ее голос - такая известность нынешним поп-звездам и не снилась!

Безотцовщина

С точностью до наоборот сложилась карьера Людмилы Максаковой - творческий подъем пришелся на вторую половину жизни. После школы по наставлению Марии Петровны Людмила пошла поступать на переводчика в институт Морриса Тореза, а по пути зашла в Щукинское училище и сразу поступила туда. Довольно рано выйдя замуж за талантливого художника-графика Андрея Збарского, сына знаменитого врача, который бальзамировал тело Ленина, Людмила Васильевна родила сына. Но очень скоро муж иммигрирует в Америку: а Людмилу почему-то перестают приглашать в кино.

- Есть такое понятие "дети отрабатывают карму своих родителей" - иммиграция мужа в Америку помешала карьере и бабушки и мамы, очень надеюсь, что меня эта участь минует.

И снова фантазер-судьботворец путает карты, посылая Людмиле Васильевне в качестве второго мужа иностранца.

Мой отец из очень хорошего польского рода, во время войны его родители убегая из Польши, сожгли все, включая семейный герб. В конце концов, осели в ФРГ - знали бы, что так получится, семейные реликвии сохранили бы. Бабушка и дедушка были идеальной парой: он - занимался парапсихологией, она - налаживала культурные отношения с Россией, очень дружила с Фурцевой. Мой отец физик и приехал в Россию, как представитель фирмы Сименс. Однажды на дне рождения общих знакомых он встретил мою маму, вечером пошел ее провожать до дома и сразу же, возле порога сделал ей предложение. Мама была в шоке, на брак с иностранцем она не могла так сразу решиться. Но отец проявил завидную настойчивость, да и к маминому сыну Максиму он относился с большой любовью.

Через год эта романтическая история все-таки закончилась браком. Правда и этой паре не удалось избежать проблем - Советская страна по-прежнему отгораживалась от мира "железным занавесом", и ее не радовало, что этот "занавес" раздвигался в супружеской спальне. Игенбергсу Петеру Андреасу отказали в визе в Советский Союз.

В это время бабушка уже лежала больная, Макс был маленьким - все это "свалилось на голову" маме. Отчаявшись, она позвонила в приемную Громыко и сказала: "Если вы сейчас же не дадите визу моему мужу, то я напишу записку, что у меня Народная, дважды награжденная орденом Ленина мама лежит-умирает, и сын малолетний плачет, а сама поднимусь на девятый этаж своего дома и выброшусь из окна". Почему-то это отчаянное заявление смутило Громыко, и буквально на следующий день отцу дали визу. На этом проблемы не закончились - сначала не выпускали из страны маму, потом Макса, а когда, наконец, собрали все визы, родителей в аэропорту арестовали - на Максе была модная майка, отпечатанная, как газета, таможня почему-то решила, что таким образом они хотят вывезти секретную информацию о стране. Майку оставили в аэропорту и потом всю дорогу шутили - мама уже была беременна мною - что если родится мальчик, его назовут Авир, а если девочка - Виза. Слава Богу, что меня назвали Машей в честь бабушки, а то бы не известно, как сложилась моя судьба...

Виза Петровна Максакова

То, что она дочь известной актрисы Маша никогда не ощущала. До шести лет она жила на даче с многочисленными нянями и гувернанткой-француженкой. Ее все-время навещал папа, а мама приезжала по праздникам с шумным хороводом гостей. Зато праздники удавались на славу: с песнями, играми, лотереями, подарками. Брошенной девочка себя никогда не чувствовала. Когда Машенька приехала в Москву, она поступила в школу, где учились дети музыкантов и певцов с мировыми именами, поэтому ощущения собственной исключительности не было. Инициатором того, чтобы дочка занималась музыкой, был папа. Мама в искупление того, что не выполнила наказ своей матери и не поступила в институт Морриса Тореза, настраивала дочь именно на это образование.

К тому, что я по шесть часов в день просиживаю за фортепиано, мама относилась не серьезно, она считала, что концертмейстер - это не профессия, другое дело переводчик! Чтобы ее не расстраивать я поступила в ее вожделенный институт: Но через год поступила еще и в Гнесинское училище. Папа всегда мне говорил, что единственный способ чего-то добиться в жизни - хорошо учиться. И я училась: хорошо и легко. Сейчас я владею четырьмя иностранными языками, заканчиваю Юридическую академию. Зачем мне это надо? Я понимаю, что голос - это хрупкий инструмент и помню, на примере своей бабушки и мамы, что карьера артиста зависит не только от его таланта, но и от многих обстоятельств - во всяком случае, я всегда смогу себя обеспечить.

Маша Максакова полная теска своей бабушки Марии Петровны, видимо, поэтому она унаследовала любовь к оперному искусству, а не к драматическому театру. Да и кино ее никогда не привлекало - мама не тянула дочку на съемочную площадку, как это делают многие сердобольные родители-актеры. Лишь однажды Светлана Дружинина пригласила маму и дочку Максаковых попробоваться на роль Екатерины Великой - маленькой и взрослой. В тайне от отца сделали пробы, а потом решили, что ничего путного из этого не выйдет - Маша уже тогда "болела" оперой. Возможно, пройдут годы, и на сцену Большого театра снова выйдет Мария Максакова - внучка Марии Максаковой. Ну а что касается личной жизни - Маша пока не замужем, видимо предписанный ей кармой муж-иностранец пока не доехал до суровой страны под загадочным названием Россия...