Проектная работа на тему "пейзаж". Творческий проект по изобразительному искусству "городской пейзаж" Творческий проект по изо городской пейзаж


    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.
В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.
Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.
В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.
У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.
По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.
На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр - Дам.

(Слайд 4)

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) – "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых – точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура – приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768) , поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта». ( Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф .
Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема
архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.
Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном
исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие – архитектурой, третьи – необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж – реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Приложение

Нотр-Дам братья Лимбурги


Ян Вермеер Вид Дельфта

Вокзал Сен-Лазар К. Моне

Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки 1800г. Алексеев Ф.Я.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Алексеев Ф.Я.

Московский кремль

1897г .

А.Васнецов

Сильвестр Щедрин. "Панорама Рима". 1823-25.

Использованные источники и литература

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л . А . Неменская . Искусство в жизни человека . Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений .

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Энгельса Саратовской области

Проект открытого занятия

по изобразительному искусству

во 2 классе на

Тему: «Пейзаж».

Выполнила:

учитель высшей

квалификационной

Иванова Татьяна Андреевна

МБОУ « СОШ №32»

Цели и задачи занятия :

    Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства.

    Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.

    Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.

    Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение.

    Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

Материалы : формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.

Мультимедийная установка

План занятия:

    Организационный момент.

    Введение в тему.

    Беседа по теме.

    Физкультминутка.

    Продолжение беседы.

    Практическая работа.

    Анализ работ.

    Итог занятия.

Ход урока.

Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав,стихотворение и вставите ключевое слово:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем !

(слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

(слайд-2 )-Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

(слайд-3 ) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

(слайд-4 )-Космос – космический пейзаж.

Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым . Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)

(слайд-5 ) -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)

Как он называется, как вы думаете? («Деревня»)

Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

(слайд-6 ) -А это, какой пейзаж? (городской)

Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа.

(слайд-7-8 ) - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например: вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов , который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан…

Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

    (слайд-9) Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

    (слайд-10) Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

    (слайд-11) Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

    (слайд-12) Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Береза)

    (слайд-13) Весной зеленела Осень в сад к нам пришла

Летом загорела, Красный факел зажгла,

Осенью надела Бусы факелом горят,

Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)

    (слайд-14) У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви -только на макушке. (Сосна)

    (слайд-15) Я из крошки –бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    (слайд-16) Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

(слайд- 17 )- Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету, по размеру.

Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

    (слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.

    Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.

    Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

А ещё есть такое правило расшифруйте:

    Ближе – ниже

    (слайд-19) А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину(с помощью ослабления нажима).

Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.

Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?

Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?

Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?

Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).

Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.

Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.

(слайд-20)

Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

    (слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.

Физкультминутка.

Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже

Практическая работа.

Приступаем к работе.

Какова же последовательность работы:

    Рисунок простым карандашом.

    Обводка угольком

    Штриховка и тонировка.

Анализ работ.

Выставка рисунков

Итог занятия:

Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.

Литература:

http://www.kostyor.ru

www.tretyakovgallery.ru

http://www.liveinternet.ru

Класс: 6

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков:

  1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
  2. Знакомство с историей становления и развития жанра пейзажа.
  3. Дальнейшее развитие умений и навыков учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства.
  4. Совершенствование техники работы с красками.
  5. Развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. Укрепление межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка, мировая художественная культура).

Оборудование.

  1. Репродукции картин с изображениями пейзажей: Хуго Ван Дер Гус, Антуан Ватто, Д. Констебль, Джон Тернер, Я. Рейсдал, Ма Юань, Хокусай, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Клод Моне, К. Писсарро, М.Чюрленис, Ф.Васильев, И.Левитан и другие.
  2. Образцы рисунков и таблиц педагога.
  3. Детские работы.
  4. Музыкальные фрагменты произведений А.Вивальди, В.А.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского и др.
  5. Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Пейзаж – большой мир” <Приложение 1 >.

Материалы.

Бумага, картон, карандаш, кисти, гуашь, акварель.

План проведения уроков.

Урок 1.

I. Организационный момент: подготовка рабочего места, приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Викторина. Сообщение темы занятия.
III. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

Урок 2.

IV. Правила изображения пейзажа.
V. Работа над пейзажем. Упражнения и практические задания (изображение пространства, элементов пейзажа, подбор колорита). Изображение пейзажа.
VI. Обсуждение работ учащихся.
VII. Выставка.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

<Приложение 1, слайды 1, 2>

Учитель. Сегодня на уроках мы поговорим об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства – пейзаже. На занятиях вы

  • познакомитесь с историей становления и развития жанра пейзажа.
  • расширите свои знания о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • убедитесь в необходимости внимания художника к миру природы при создании пейзажных произведений.
  • Выполняя свой пейзаж

    • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при организации пространства
    • научитесь применять правила перспективы
    • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с красками (художественный мазок, отмывка, вливание цвета).

    На прошлом занятии вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства.

    Сначала вспомним, о каких жанрах изобразительного искусства вы узнали на прошлом уроке?

    Ученики. Мы узнали о жанрах как портрета, натюрморта, пейзажа, об анималистическом, историческом, бытовом жанрах и картинах на библейские темы.

    Учитель. Хорошо. Сейчас проведем маленькую викторину об этих жанрах. На экране будут представлен слайд, содержащий репродукции картин художников. Вы будете определять известные вам жанры живописных произведений.

    Учитель по ходу викторины ведет диалог с учениками <Приложение 1, слайд 3>.

    Ученики. Портрет – это изображение человека и его образа, группы людей.

    Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов и др. Далее викторина проводится аналогично с использованием картин-натюрмортов, произведений бытового и анималистического жанров. Идет определение всех известных школьникам жанров изобразительного искусства. Последнее изображение – репродукция картины И.Левитана. Ученики безошибочно определяют жанр пейзажа.

    Учитель. Молодцы. Верно.

    Человек всегда всматривался в мир природы и старался жить с ней в гармонии. Он изучал, осваивал природу, поклонялся ей. Дошедшие до нас наскальные изображения древних художников рассказывают нам об интересе и внимании человека к окружающему миру и умении его изображать.

    В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке. Мы узнаем об истории возникновения и развития этого жанра, его традициях и особенностях, а так же создадим свой пейзаж-настроение, пользуясь живописными приемами работы с гуашевыми красками.

    III. Знакомство с новым материалом

    “Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?” – попробуем поразмышлять над этими словами Э. Роттердамского <Приложение 1, слайд 4> . Поэты и художники, музыканты и писатели во все века любовались красотой окружающего мира и воспевали ее. В каждом виде искусства, конечно, используются свои выразительные средства и свой язык: в литературе очарование картин природы передается словами, в музыке – звуками, в изобразительном искусстве – линиями и цветом. (Звучит произведение П.Чайковского из цикла “Времена года”– “Зима”).

    Учитель. Посмотрим на картину И.Шишкина <Приложение 1, слайд 5> и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей все, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    – Какие живописные образы возникли в вашем воображении?

    (Ответы учащихся)

    Удалось ли поэту и художнику передать образ одиночества? (ответы). И в музыке, и в стихах, и на картине мы встретились с изображением природы.

    В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж . При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства <Приложение 1, слайд 6> .

    Представление о пейзаже как особом жанре появилось несколько столетий назад.

    Ростки пейзажа как жанра в прошлых эпохах являются частицей больших культур, которые не похожи на современность ни восприятием мира, ни ролью художника в этом мире. Погибло многое из того, что создали древнейшие цивилизации. Культуры Востока и Запада столетиями развивались, почти ничего не зная друг о друге. Были лишь некоторые связующие нити между мастерами разных стран и эпох: уцелевшие образцы древних росписей и мозаик, старинные карты и атласы, наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий и осмотра древностей.

    Конечно, художники помнили своих предшественников. В пейзажах можно найти свидетельства того, какой традиции следовал мастер и как он воспринимал окружающий мир.

    Мир пейзажа – это большая область искусства, которая соприкасается и с поэзией, и с театрально-декорационной живописью, и с графикой, и с устройством садов и парков. В памяти человечества образы, созданные художником, продолжают жить и формируют восприятие окружающего мира. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

    Нидерландские мастера XVI-XV столетий рисовали в пейзажных фонах своих алтарных картин поэтичную северную природу, ощущая с ней глубокую связь (Хуго Ван дер Гус) <Приложение 1, слайд 7> .

    Художники изображали рай на земле как цветущий сад. Это– “сад мадонны” в средневековом искусстве, райский сад Адама и Евы. Рай– образ гармонии между природой и человеком.

    В христианской иконографии дикая природа была прибежищем язычества<Приложение 1, слайд 8> . В причудливых естественных формах – скалы, горы – видели художники XVI столетия проявления могучих сил земли. В XVII веке сочиняли пейзажи мифологические, одухотворенные, а так же героические пейзажи классицизма. Переход от пейзажа, созданного в ателье, к пейзажу, написанному на пленэре (на открытом воздухе) был закономерен. В пейзажах XVIII– начала XIX века в работах Антуана Ватто(1684-1721) <Приложение 1, слайд 9> , Джона Констебля(1776-1837) <Приложение 1, слайд 10> и Джона Тернера(1775-1852) <Приложение 1, слайд 11> художники передают человеческие чувства. Открывающиеся возможности в передаче лирических чувств художника через пейзаж увлекли мастеров настолько, что на некоторое время в живописи восторжествовало пейзажное восприятие. Так было у импрессионистов в 1870-е годы во французской и русской живописи <Приложение 1, слайд 12> .

    Пейзаж может обобщать и нести широкий смысл, иногда трагический или героический, это – жанр, адресованный всем, так как мы все причастны к миру природы.

    Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам и существовал как фон тематической картины. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века. Особенное развитие он получает в творчестве голландцев– Ван Гойена <Приложение 1, слайд 13> , Я.Рейсдала <Приложение 1, слайд 14> и других. Голландские мастера создавали свои произведения на полотнах малого размера, поэтому их стали называть “малыми голландцами”. Они создавали проникновенные картины природы с помощью валеров (многочисленных оттенков), став родоначальниками этого жанра в европейском искусстве.

    Утверждение национального пейзажа мы видим в лесных сюжетах И.Шишкина <Приложение 1, слайд 15> .Вязы Констебла, дубы Теодора Руссо, сосна Сезанна <Приложение 1, слайд 16> – все это яркие художественные образы, раскрывающие исторический и национальный взгляд на природу. Реки своим извилистым течением помогают связывать различные части картины. Струящаяся вода, эффекты отражения вносят в пейзаж динамику. Мастер речных пейзажей Ш.-Ф.Добиньи <Приложение 1, слайд 17> .Импрессионисты <Приложение 1, слайд 18> увлекались передачей игры бликов на поверхности воды. В пейзажах с мифологической тематикой обитают речные божества и нимфы. Яркие образы морских пейзажей – марин – мы находим в произведениях русского мариниста И.Айвазовского<Приложение 1, слайд 19>. Особая поэтичность присуща пейзажам китайских и японских художников <Приложение 1, слайды 20,21,22 >.

    Особую тему в пейзаже составляет изображение архитектуры. Одно из представлений о рае – идеальный город. Архитектурные постройки как образ гармонии линий и форм находим в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения <Приложение 1, слайд 23> .

    Образ города как современной, живой среды создали в своих полотнах импрессионисты Франции< Приложение 1, слайд 24 > . В развитии пейзажного жанра России большую роль сыграли виды Петербурга и Москвы < Приложение 1, слайд 25 > , а также пейзажи А.Саврасова и И.Поленова < Приложение 1, слайды 26-27 >.

    Художникам XX века становится интересно выразить ощущение эпохи <Приложение 1, слайд 28> .

    В каждой картине воплощено не только изображение какого-то конкретного вида, но и восприятие его художником. Все, что составляло источник вдохновения автора картины, передается зрителю и обогащает его духовный мир. Созерцание живописного пейзажа дает возможность зрителю услышать самого художника, почувствовать его настроение, увлечься его фантазией, говорить с ним на одном языке <Приложение 1, слайд 29> .

    Урок 2

    IV. Есть ли какие-либо правила при изображении пейзажа?

    Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

    Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) <Приложение 1, слайд 30> .

    На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке <Приложение 1, слайд 31> . При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

    V. Работа над пейзажем.

    Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32> .

    Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

    Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

    Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36> . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

    Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

    Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37> .

    Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

    Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

    Ученики пишут пейзажи.

    VI. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется выставка<Приложение 1, слайд 38> . По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

    Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

    “…природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

    Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.

    Вглядываться в этот мир, творить на полотне мир таким, как он рисуется силой воображения, звать зрителя к активному сотворчеству или предъявлять ему торжественное представление действительности– все это было, и это все будет повторяться, пока существует пейзаж в искусстве, пока пишутся новые страницы его истории.

    Источники информации

    1. Пейзаж. Страницы истории. К.Г. Богемская. Под ред.В.Петрова. “Галактика”. Москва.1992
    2. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989
    3. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007
    4. Русские художники. Артемов В. “Росмэн”. Москва.2003
    5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.6 класс “Учитель”. Волгоград.2006
    6. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998

    Тамара Ефремова
    Проект «Пейзаж»

    Информационная карта проекта «Пейзаж »

    Вид проекта : Групповой. Среднесрочный

    Тип : исследовательски-творческий

    Адресация :

    Проект реализуется в рамках раздела программы «Художественное творчество»

    Цель проекта :

    Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие пейзажной живописи . Развивать у детей творческие способности.

    Задачи :

    Уточнить и расширить знания о жанре «Пейзаж » , его отличительных и составных особенностях и частях.

    Учить понимать «язык изобразительного искусства» , правильно рисовать пейзаж .

    Совершенствовать умение рисовать деревья, предавая их строение, леса, поля, небо, море, дома и улицы, соблюдая пропорции, особенности; технические навыки изображения природы.

    Формировать умение давать эмоциональную оценку произведению, умение видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к ней через изображение пейзажа

    Место проведения :

    МДОУ «Детский сад №29 «Колокольчик» с. Урусово»

    Сроки проведения :

    Март-апрель 2015 года

    Количество участников :

    Дети - 7 человек

    Родители

    Возраст детей :

    Дети старшей группы.

    Возраст – 5-6 лет

    Форма проведения :

    НОД : рисование, лепка, аппликация

    Беседы. Чтение художественной литературы. Разучивание.

    Наблюдения. Описания. Слушание. Обсуждение Игры.

    Продукт проекта :

    Альбом «Пейзаж »

    Схема реализации проекта

    Раздел программы Виды детской и взрослой деятельности

    Игровая деятельность Д\и «Собери пейзаж » , «Времена года» , «Части суток» , «Перспектива» , «Мозаика» , «Составь картинку» , «Что растёт в лесу?» , «Когда это бывает?» , «Явления природы» , «Природа и человек» , «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,

    Нравственное воспитание Тематические занятия. Беседа «Красота вокруг нас» , «Берегите природу» , «Я и природа» .

    Коллаж «Дом под крышей голубой»

    Оформление фотовыставки

    Познание : Формирование целостной картины мира Познавательные занятия по теме «Пейзаж » , «Как рисовать пейзаж »

    Экскурсия в сад, на водоём. Наблюдения. Рассматривание картин, репродукций. Беседы по временам года

    Коммуникация.

    Речевое развитие Рассказывание по картине И. Шишкина «На севере диком» , И. Левитан «Золотая осень» , Соврасов «Грачи прилетели»

    Описательный рассказ по картине «Зима» , «Лето» , «Осень» , Весна»

    Беседа «Времена года» , «Части суток» , «У природы нет плохой погоды» , «Белая берёза»

    Чтение художественной литературы Чтение стихов Е Трутневой «Четверо художников» , «Пейзаж » ,

    «Незабудковое небо» А. Матутис, «Зёрнышки на небе» А. Матутис, «Деревья» И. Токмакова, С. Есенин «Белая берёза» , «Черёмуха» , «Ёлочка» О. Высотская, стихи о зиме, весне, лете, осени из сборника «От осени до лета» , «Под одною голубою…» В. Орлов

    Знакомство с пословицами и поговорками о природе. Загадки о природе.

    Художественное творчество Лепка «Пластилиновая мозаика» . «Лучше гор могут быть только горы»

    Аппликация «За горами, за долами» , «Цветные ладошки» , «Заснеженный дом» .

    Рисование «Царство деревьев» , «Времена года» ,

    «Путешествие в зимний лес» , «Где гуляет зима, что она принесла» , «Белая берёза под моим окном» , «Радуга-дуга» , «Осенний лес» , «Идет дождь» , «Зима» , «Большие и маленькие ели» , «Деревья в снегу»

    Музыкальное

    Разучивание песен о природе, временах года, природных явлениях.

    Этапы работы над проектом

    Этап Деятельность детей и родителей Деятельность воспитателя

    Постановка проблемы

    Подготовительный

    Входят в проблему

    Наблюдают. Рассматривают.

    В самостоятельной деятельности изображают деревья, цветы, кустарники, небо.

    Формулирует проблему

    Читает рассказы и стихи о природе, загадывает загадки

    2. Проектирование

    Обсуждение проблемы, принятие задач Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи.

    Планируют деятельность Вводит в игровую ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи

    3. Поиск информации

    Работа над проектом

    Составляют рассказы о природе, ведут диалоговую беседу.

    Выбирают изобразительный материал. Составляют схему последовательности изображения пейзажа . Экспериментируют с красками в поисках цвета. Изображение пейзажа с натуры , с картины, по представлению.

    Оформляют рамки для своей работы. Систематизирует знания о пейзаже . Помогает в решении задач.

    Организует деятельность по решению задач. Организует работу над проектом . Оказывает помощь.

    Проводит беседы, наблюдения. Предоставляет различный изобразительный материал. Ведёт вместе с детьми экспериментальную деятельность с красками.

    Презентация Разучивают стихи, песни о природе.

    Договариваются о защите проекта .

    Представляют продукт деятельности. Помогает в оформлении альбома с работами детей и родителей.

    Принимает участие в защите проекта

    Продукт Альбом «Пейзаж »

    Приложение :

    Дидактические игры по жанру пейзажа :

    Из чего состоит пейзаж (игра с картинками)

    Цель : Закрепить знания детей о жанре пейзаж , его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки

    на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа , обосновывать свой выбор.

    Материал : Картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные, открытки

    Собери пейзаж

    Цель : Закрепить знания о составных элементах пейзажа , о признаках времён года.

    Развивать фантазию, воображение, творческий замысел (составить композицию по заданному сюжету : зима, лето, осень, весна)

    Материал : Цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озёр, облаков и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.

    Жанр живописи

    Цель : закрепить знания о изображении пейзажа , его признаках. Найти

    Его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж .

    Материал : репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж )

    Времена года

    Цель : Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой

    гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные

    карточки присущие осени, лету, весне, зиме.

    Закрепить знания о классификации цвета : тёплые и холодные.

    Материал : Разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов. Художественные тексты о временах года

    Части суток

    Цель : Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи . обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветочную карточку с которой ассоциируется та или иная часть суток

    Материал : Репродукции с пейзажами , которые ярко выражают части суток. Цветные карточки (розовых, жёлтых, голубых, сиреневых, синих оттенков) . Художественные тексты о частях суток

    Перспектива

    Цель : Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении

    Предметов, переднем и заднем плане картины.

    Материал : Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)

    Четверо художников

    Четверо художников,

    Столько же картин.

    Белой краской выкрасил

    Все подряд один.

    Лес и поле белые, белые луга.

    У осин заснеженных

    Ветки, как рога…

    У второго – синие

    Небо и ручьи.

    В синих лужах плещутся

    Стайкой воробьи.

    На снегу прозрачные

    Льдинки-кружева.

    Первые проталинки, первая трава.

    На картине третьего

    Красок и не счесть :

    Жёлтая, зелёная, голубая есть…

    Лес и поле в зелени, синяя река,

    Белые, пушистые

    В небе облака.

    А четвёртый золотом

    Расписал сады,

    Нивы урожайные,

    Спелые плоды…

    Всюду бусы-ягоды

    Зреют по лесам.

    Кто же те художники?

    Догадайся сам!

    (Е. Трутнева)

    Возле речки, у обрыва,

    Плачет ива, плачет ива.

    Может, ей кого-то жалко?

    Может, ей на солнце жарко?

    Может ветер шаловливый

    За косичку дёрнул иву?

    Может, ива хочет пить?

    Может, нам пойти спросить?

    Зимнее стекло

    Весною потекло (лёд)

    Не снег и не лёд,

    А серебром деревья уберёт. (иней)

    Бежать, бежать –

    Не добежать,

    Лететь, лететь –

    Не долететь. (горизонт)

    Два братца в воду глядятся,

    Век не сойдутся. (берега)

    В голубенькой рубашке

    Бежит по дну овражка. (ручей)

    Шагаешь – впереди лежит,

    Оглянешься – домой бежит. (дорога)

    Он летает белой стаей

    И сверкает на лету.

    Он звездой прохладной тает

    На ладони и во рту.

    Он и белый и мохнатый,

    И пушистый, как медведь.

    Раскидай его лопатой,

    Назови его теперь! (снег)

    Крашеное коромысло

    Над рекой повисло. (радуга)

    Поглядите, поглядите-

    Потянулись с неба нити!

    Что за тоненькая нить

    Землю с небом хочет сшить? (дождь)

    Большой подсолнух в небе,

    Цветёт он много лет,

    Цветёт зимой и летом,

    А семечек всё нет. (солнце)

    Русская красавица

    Стоит на поляне

    В зелёной кофточке,

    в белом сарафане. (берёза)

    У бабушки над избушкой

    Висит хлеба краюшка.

    Собаки лают, а достать не могут. (месяц)

    Что же это за девица?

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год) (ёлка)

    Кудри в речку опустила

    И о чём - то загрустила,

    А о чём она грустит,

    Ни кому не говорит. (ива)

    Виден край,

    А не дойдёшь. (радуга)

    Рассыпала Лукерья

    Серебряные перья,

    Закрутила, замела.

    Стала улица бела. (метель)

    От кого, мои друзья,

    Убежать никак нельзя?

    Неотвязно в ясный день

    Рядом с нами бродит … (тень)

    Пробегает рощу –

    Моет и полощет,

    Пробежала вдоль лужка –

    Искупала пастушка. (река)

    Разноцветные ворота

    Га лугу построил кто-то,

    Но пройти в них не легко, те ворота высоко.

    Постарался мастер тот,

    Взял он красок для ворот

    Не одну, не две, не три –

    Целых семь, ты посмотри.

    Как ворота эти звать?

    Можешь их нарисовать? (радуга)