О понятии "музыкальный тембр". Что такое тембр голоса Выразительные средства музыки
Это краски, которые мы слышим.
Посмотрите на любую картину или фотографию. Но никакой картины не получилось бы, если бы вся она была написана одной и той же краской, без оттенков.
Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков.
Десятки оттенков одного цвета. Есть они и у звука.
Одну и ту же ноту, звук, одинаковый по высоте, могут сыграть разные музыкальные инструменты. И хотя высота звука совершенно одинаковая, мы узнаем то голос скрипки, то голос флейты, то голос трубы, то человеческий голос.
Как это у нас получается?
Наш слух в чуткости не уступает зрению. Даже самый маленький ребенок среди многих голосов сразу узнает голос мамы и не спутает его с голосом бабушки. По голосу в телефонной трубке мы узнаем друзей и знакомых. Вы, наверное, сразу узнаёте по первым звукам голоса любимых артистов, певцов. И все вместе мы веселимся, угадывая их голоса в шутливом передразнивании артиста-пародиста. Чтобы добиться похожести, он меняет окраску голоса, тембр.
И разные музыкальные инструменты мы узнаем потому, что у каждого из них есть своя окраска звука. Звук может быть одной высоты, но, то с присвистом, то чуть звенящий, то, как бы гладкий, а то шероховатый. Струна звучит иначе, чем металлическая пластина, а деревянная трубка не так, как медная труба. Ведь у каждого звука есть призвуки. Вот эти оттенки - призвуки и меняют «цвет» звука. Окраска звука - это и есть тембр. И у каждого музыкального инструмента он свой.
ТЕМБР
- важное средство художественной выразительности. Одна и та же музыкальная мысль в зависимости от тембрового воплощения может звучать с различной степенью яркости, блеска, мягкости, нежности, решительности, суровости, строгости и т.п. Тем самым тембр усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки и в конечном итоге содействует более глубокому раскрытию художественного образа.
Изменение тембра, широко применяемое в инструментальных сочинениях, нередко становится важным фактором музыкальной выразительности.
Исходной классификацией тембров оркестровых инструментов является деление их на тембры чистые (простые) и смешанные (сложные).
Тембр чистый (простой) - тембр солирующих инструментов, а также все унисонные сочетания тождественных инструментов. Чистый тембр используется как в одноголосии, так и в многоголосии (например, ансамбли аккордеонов или баянов, домр или балалаек).
Тембр смешанный (сложный) - результат сочетаний различных инструментов. Используется в одноголосии и многоголосии. Такие сочетания применяются в целях изменения фонических качеств голосов и ансамблей и вызываются выразительными или формообразующими факторами.
В различных составах народного оркестра наибольшая слитность обнаруживается в ансамблях тождественных инструментов, а также инструментов - представителей одного семейства. С группой домр наиболее органично сливаются балалайки, потому что исполнительские приемы на домрах, балалайках, а также на ударных инструментах опираются на общие принципы звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие - посредством тремоло.
С баянами и аккордеонами очень хорошо сливаются духовые инструменты (флейты, гобои). Тембровое многообразие звучания аккордеона (баяна) обусловлено наличием регистров. Некоторые из них получили названия, аналогичные тем или иным инструментам симфонического оркестра: кларнет, фагот, орган, челеста, гобой.
Самая далёкая степень тембрового родства и слитности звучания имеет место при соединении духовых и ударных инструментов.
ТЕМБРОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ оркестровых инструментов и ансамблей - понятие, определяющее степень их слитности и контраста при одновременном звучании.
(Презентация к уроку "Тембры- музыкальные краски")
«Тембры - музыкальные краски»
(разработка урока для 6 класса)
Цель : Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.
Задачи:
Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра
Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы
Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)
Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?
Тип урока : Урок открытия нового знания
Методы обучения:
Словесно-индуктивный (беседа, диалог)
Метод «музицирования»
Метод «соучастия»
Метод «погружения»
Формы обучения: коллективная, групповая
Материал к уроку: Иоганн Штраус «Вальс розы юга»»; Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада»; И. Штраус «Полька - пиццикато»; П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; И.С. Бах Сюита № 2 «Шутка»; Г.А. Струве « С нами друг!»; репродукция картины А.Лямина «Вальс»; стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами
Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр
Ход урока.
Введение в урок:
Музыкальное приветствие.
У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?
Д: Радостно, светло и красиво.
У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину - какие краски в ней будут преобладать?
Д: желтые, красные...
У: Посмотрите вокруг - мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте - с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?
СЛАЙД №1
Тема нашего урока: «Тембры - музыкальные краски».
Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?
Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.
У: Это и будет целью нашего урока.
Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?
Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.
У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.
А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.
Давайте познакомимся:
Пред вами - реставраторы - это группа № 1.
Группа № 2 - искусствоведы.
Группа № 3 - музыканты из симфонического оркестра.
Группа № 4 - это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.
Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.
(дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)
Задание группе № 1:
Уважаемые реставраторы! Произошло печальное событие: картина современного художника Алексея Лямина потеряла краски и название. Пожалуйста, восстановите то и другое.
Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?
Ответ начните так…
«Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________
цвета, потому что________________________________________________________
______________________________________________________________________.
Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
Задание группе № 2:
Уважаемые искусствоведы! Рассмотрите внимательно картину художника Алексея Лямина прослушайте музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Что объединяет произведение музыки и произведение живописи? Чем они различаются?
(СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"
Задание группе № 3:
Уважаемые музыканты! Рассмотрите фотографию симфонического оркестра. Подготовьтесь рассказать всем, что такое - симфонический оркестр. Какие инструменты звучат в симфоническом оркестре? Распределите инструменты по группам.
Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.
Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?
Задание группе №4
Уважаемые зрители! Мы уже знаем, что музыка и живопись созвучны. Но как строится музыкальный рисунок поэтического произведения, особенно того, в котором нет рифмы? Давайте попытаемся уловить музыкальный ритм и поиграть с тембром голоса, читая стихи японского поэта Хитакари Хакосю. Каждый из вас - имеет свой тембр голоса, давайте составим оркестр голосов.
Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.
А теперь - слово юным хранителям культуры!
СЛАЙД №2
У: Слово реставраторам:
(в это время на экране - слайд картины). Дети отвечают на вопрос.
У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.
СЛАЙД №3
У: Слово вам, искусствоведы:
В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.
У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.
У: Слово вам, музыканты!
Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!
А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора - тембры музыкальных инструментов.
Итак, звучит королева музыки - скрипка.
СЛАЙД №4
Слушание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римский - Корсаков «Шезеразада»
Д: плавно, певуче, нежно…
У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?
Слушание отрывка из музыкального произведения И. Штрауса «Полька-пиццикато»
Д: изменился
У: Чем вызвана другая окраска звука?
Д: от способа извлечения.
У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)
СЛАЙД №5
У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.
Д: это труба.
Слушание отрывка П.И. Чайковского «Неаполитанский танец»
из балета «Лебединое озеро»
У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.
Д: Звук - яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
У: Посмотрите: у меня в руках - один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.
И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2
У: Как звучала флейта?
Д: (ответы детей)
У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы - оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них - свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?
СЛАЙД №7
У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.
У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра - подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.
ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАЮТ.
У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?
Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.
У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? (маракасы, пружинка)
Горного ветра? (тарелки)
Лунного света? (металлофон, треугольник)
У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.
(ДИРИЖИРУЮ)
У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.
Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?
(взрослые спасибо, садятся на места)
У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр - это краски в музыке?
Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.
Что является самым важным для оркестра?
Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.
У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр - это…..
У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?
Д: Спеть вместе песню!
СЛАЙД №8
Исполнение песни «С нами друг!» Г.А. Струве
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Тембр
Искусство сочетания оркестровых
звучностей есть одна из сторон
души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков
Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять.
Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера, обладающие особой закругленностью линий.
Не менее известна и виртуозность скрипки, ее способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать ее (один из самых «музыкальных» инструментов) для передачи звуков отнюдь не музыкальной природы! Среди примеров подобной роли скрипки - «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.
Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает ее интонацию с живым голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. С. Рахманинов. Вокализ (в переложении для виолончели).
Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие. Прелестная «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты.
Таковы характеристики лишь нескольких инструментов, входящих в обширное семейство разнообразных тембровых звучаний музыки. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты еще ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего - участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность и рельефность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра, с необыкновенной тщательностью, создававшие свои партитуры, использовавшие все выразительные возможности музыкальных инструментов. Выдающиеся композиторы блестяще владели оркестровкой, справедливо считая ее важнейшей носительницей музыкальной образности.
История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нем не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно с уверенностью сказать, что оркестр был и остается основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.
Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).
Эти четыре группы при условии их умелого использования, выразительного и красочного сочетания способны создавать подлинные музыкальные чудеса, поражал слушателей то прозрачностью, то плотностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом – всеми тончайшими и разнообразнейшими оттенками, которые делают оркестр одним из замечательных достижений человеческой культуры.
Выразительность музыкальных тембров с особенной очевидностью проявляет себя в произведениях, связанных с их конкретной изобразительностью. Еще раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним еще по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор...
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова, где первое из трех чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна Лебедь.
Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается все богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов,- рисующей образ хрустального дома, в котором живет Белка.
Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.
Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.
Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. Ведь Лебедь еще не воплотилась в Царевну, первое ее появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну, и это волшебное превращение вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.
«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся попятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.
Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят ее живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощенная в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами еще одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии ее звучаний.
Вопросы и задания:
1. Почему музыкальные тембры сравнивают с красками в живописи?
2. Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назови известные тебе примеры.
3. Можно ли, по-твоему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен.
4. В каких музыкальных жанрах непременно используется оркестр?
5. Какой из музыкальных инструментов по своим возможностям ближе всего к оркестру?
6. Назови свои любимые музыкальные инструменты. Объясни, почему ты выбрал именно их тембры.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Вокализ. Виолончель, mp3;
Бах. «Скерцо» из Сюиты для флейты и струнного оркестра №2 , mp3;
Римский-Корсаков. Белка, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. 33 богатыря, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Царевна Лебедь, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Шахеразада. Фрагмент, mp3;
Римский-Корсаков. Полет шмеля, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
А.Устинов
О понятии "музыкальный тембр" *
В ракурсе рассматриваемого нами вопроса стоит уделить внимание понятию, которое непосредственно связано с оценкой звучания того или иного инструмента и является его неотъемлемым признаком. Это понятие - тембр музыкального инструмента. В словарях по психологии, как впрочем, и во многих музыкальных источниках, этому понятию дается такое определение: "Тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот".
Нам представляется, что указанное понятие до сих пор остается определенным недостаточно четко как для "музыканта", так и для "физика". Корни сложившейся неоднозначности понятия лежат с одной стороны в психологии восприятия звуковых колебаний человеком, с другой - в применяемых способах представления звука в технической акустике.
Позиция "физика" кажется более простой, поскольку для него понятие тембр не включает субъективную компоненту, собственных ощущений. Для него тембр это лишь физические параметры - некоторый набор частотных составляющих - спектр и некоторая волновая форма, ему соответствующая. Для "музыканта" тембр в общем виде - это характер звучания, описываемый такими прилагательными, как "яркий", "сочный", "глубокий", "резкий" и т.п. В тоже время, большую определенность понятие тембр приобретает в связи с конкретным инструментом. Причем, если, например, говорится - "это тембр скрипки", то чаще всего под сказанным понимается не отдельный звук, не какой-то определенный и характерный штрих, прием, а вся совокупность различных звуков, извлекаемых на данном инструменте, включая характерные приемы исполнения и даже шумовые призвуки .
Примечательно, что автоматическая идентификация тембра, то есть распознавание или классификация его с помощью электронных приборов, оказывается не такой уж простой задачей именно потому, что музыкальный инструмент воспроизводит множество родственных, но далеко не одинаковых звуков. Восприятие человека строится на ассоциативных принципах и значения физических параметров звуковых колебаний воспринимаются им не в абсолютных выражениях, а в пропорциях между отдельными параметрами. Однако, самое главное состоит в том, что восприятие тембра происходит в некоторых интегральных, обобщенных характеристиках . По этой причине одни, часто ничтожно малые, изменения физических параметров становятся для слуха очень заметными, а другие, значительно большие изменения - остаются без внимания. Несомненно, что такая функция мозга обусловлена всей историей развития человека и связана не только с процессом восприятия звука. Для успешного распознавания того или иного объекта, сталкиваясь с его трансформациями, мозгу необходимо выделять и оценивать основные характерные признаки объекта, которые сохраняются при существенных изменениях отдельных параметров.
Опираясь на изложенное выше материал, следует сделать замечание о практической непригодности определения понятия "тембр", традиционного для музыкознания и общей психологии, но по сути дела частного. По крайней мере, о непригодности этого определения для строгой классификации звуковых объектов. К слову сказать, исследователи, связанные с акустическими измерениями и психологией восприятия звука, хорошо знакомы с простым экспериментом, результаты которого, как правило, вызывают удивление у большинства музыкантов. Об этом эксперименте, в частности, сообщается и в монографии "Психология слухового восприятия" В.Носуленко: "...достаточно изменить направление движение магнитофонной ленты, на которой записаны звуки рояля, чтобы сделать тембр звучания совершенно неузнаваемым.". Наше пояснение состоит в том, что спектральный состав звука, то есть "его окраска", в данном случае не претерпевают изменения, но динамические и спектральные изменения во времени (то есть интегральные характеристики), которые в данном случае как раз и были нарушены инверсным воспроизведением фонограммы, оказываются более важным для идентификации тембра человеком.
* Фрагмент доклада на научно-практической конференции в Ростовской консерватории (2000 г.).
Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге,
то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты),
сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.