Является мертвым в поэме мертвые души. Сочинение на тему Живые и мертвые души в поэме Н


В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Н. Гоголь). «Мертвые души» - это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту: сентиментальный Манилов и кулак Со-бакевич, домовитая Коробочка и безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления... и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным.
Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.
Чиновники губернского города, по словам Соба-кевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» - мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.
На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Величайшим произведением русской литературы является поэма Гоголя Мертвые души. В нем рассказывается о двух классах людей: мертвые души-крестьяне и живые души - их владельцы. Но как позже выясняется, что у помещиков души еще более мертвые, чем у крестьян. Итак начнем по порядку.

Главный герой отправляется к разным людям для приобретения мертвых душ. Первым становиться Манилов.

Он сперва выглядит перед нами очень воспитанным, образованным и интеллигентным. Но это только первое впечатление. Например, у него на столе лежит книга, вся запыленная. Но на самом деле этот человек – пустослов, он мечтательный и не очень-то смышленый.

Второй была поездка к Коробочке. Это старушка очень старая и глупая. Она торгует крестьянами, как каким-то товаром. Ее интересует только выгода и ничего больше.

Следующим Чичиков встречает Ноздрева. Это на первый взгляд довольно веселый и милый мужчина. Но единственное его занятие – это трата денег впустую. Он относится к тем людям, которые любят нагадить своим окружающим.

Четвертым был Собакевич. Он очень большой, похожий на медведя. Он все делает ради собственных интересов. Его не волнует, что происходит вокруг него.

И последним в галере помещиков был Плюшкин. Когда-то он был очень трудолюбивым человеком. Но после смерти своей жены, он стал очень скупым. В его доме собрано очень много добра, но он ничего не тратит, а все собирает.

Итак, Гоголь в этой поэме говорит, что жизнь помещиков бывает еще бессмысленнее, чем жизнь крестьян. Ведь их кроме денег абсолютно ничего больше не интересует. На самом деле мне очень жаль таких людей, которые ставят деньги выше всего остального.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В основе названия поэмы «Мёртвые души» лежит художественный прием-оксюморон, это сочетание несочетаемого, действительно, как душа может быть мертвой? Но это сочетание остается не только в названии. Если со списками мертвых крестьян все понятно, мертвые и мертвые, то вот с помещиками все намного сложнее. Они внешне вроде бы и живы, но на самом же деле каждый из них статичен, они ничего не меняют в этой жизни(лишь только Чичикову и Плюшкину дана биография и только у них видны некие изменения, а отсюда появляется и другой взгляд на систему помещиков, но о ней позднее).

Композиция этого произведения круговая, и это не случайно, колесо и дорога вообще являются одними из центральных образов поэмы. (N——Манилов— —Коробочка—- -Ноздрев——Соб акевич——Плюшк ин——N——уез жает из города).

«Все герои мертвые…»,-сказа л один из критиков. Посмотрим же на изменения в этих помещиках. Это путь деградации личности. «Герои все больше становятся «мертвыми», чтобы приблизиться к Плюшкину».

По словарю Даля, слово мертвый значит невозрожденный, а значит имеет возможность к возрождению. Все, кто слышал, как Гоголь читал 2 том(а замысел был написать произведение с композицией как у Данте, ад, возрождение), говорили, что это был искрометный юмор, первый том в этом свете воспринимался совсем в другом свете.

Парадным фасадом помещичьей России взят Манилов. Люди сначала притягиваются в нему. Поначалу с ним хорошо, но дальше-хуже. От него не дождешься легкого слова, его ничего не интересует вообще. В усадьбе ничего нет интересного, кроме двух баб. Манилов-это внешняя красота, за которой ничего не стоит. Это сплошные кружева, какие-то изысканные манеры, но лишь манеры и ничего более. Даже книгу он читал одну всю жизнь, но дошел лишь до 14 страницы, видимо читается книга для вида. Маниловщина-это отсутствие жизненного начала, прикрытое кружевами.

Следующей на него пути оказывается Коробочка. Это полный антипод Манилову. Все аккуратно, все лежит на местах, никаких внешних украшений, она вникает в каждую мелочь. Но она недалекая, отрешенная от мира.. даже окна ей были нужны лишь для наблюдения за хозяйством.

Потом мы видим Ноздрева. Это человек публичный, но в своих речах не затрагивает никак свои личные темы. Он любит поесть, лицо соответствующее этому занятию, круглое. Для него нет условностей, в отличие от предыдущих двух помещиков. Ноздрев любит приврать, приукрасить, похвастать, он искренне верит, что прав. Его главная черта- прикрытие бездействия действием. Все хорошие качества перерождаются в дурные.

Ноздрев и Собакевич противоположны, но очень схожи в своей неизменности во времени(они точно мертвые). У Собакевича все мощно, все сильно, но опять же бездейственно.

И последним в нашем цикле оказывается Плюшкин. Это совсем скупой, мелочный человек. Он имеет даже склад из всяких ненужных вещей, он боится их выкинуть… Все в его доме заросло пылью.

Можно сказать, что это именно путь деградации, что качества становятся все хуже и хуже…но есть некоторые факты, которые подтверждают обратное:

1) Дана биография Плюшкина, а значит он имел прошлое, развивался, в его жизни была эта страсть, которая описана в биографии. Может он не такой уж и «мертвый», он скорее «умирает», когда все предыдущие скорее «мертвы».

2) Дано описание сада, в котором природа начинает расцветать. Природа способна к самовозрождению. И не случайно этот сад Плюшкина. Может и Плюшкин способен к возрождению?

3) Лицо Плюшкина озарилось, когда он вспомнил школьного приятеля. Возник лучик в его сердце. Это было искренне чувство, в его душе еще что-то есть, как тот живой листик в саду.

Возможно Гоголь хотел сказать, что возрождение может случиться, вероятно, Гоголь не показывает нам путь деградации, которые бросается в глаза при поверхностном просмотре. Ведь Манилов, это полностью «мертвая» душа. В ней ничего не осталось человечного, одни лишь кружева и манерности.

В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

Назвал произведение «Мертвые души» он не спроста. Во-первых, название соответствует тому, чем занимался главный герой. А он скупал у помещиков души умерших крестьян. А во-вторых, в названии отражено духовное состояние героев. Их души, хоть и были они живыми людьми, были мертвы.

Это означает, что у них отсутствовали какие-либо желания, стремления. Большую часть своего времени уделяли они сущим глупостям и пустякам. Бессмысленная мечтательность Манилова, жадность, превратившая Плюшкина в некое существо, имеющее лишь внешнюю оболочку человека, подражание людей большинству и стремление возвыситься в глазах окружающих – это далеко неполный список людских пороков. А присущи были они большей части общества.

Все делало из одних совсем бездейственных личностей, а из других – слишком занятых ненужной суетой. А в это время души их просто молчали, спали, или, что еще хуже, и вовсе «умерли». Людям, увлеченным потаканию своих пороков, было не до духовного развития и совершенствования. Да и зачем им было это? Им и так, как они думали, неплохо жилось.

Но, вопреки этому их обманчивому ощущению, они не испытывают ни желания жить по -настоящему, дыша полной грудью, ни радости и полного счастья от своего существования. Мало того, они, усыпив, или же растеряв, возвышенность чувств, являются все всего лишь потребителями. Они пользуются и доставшимися им благами, и чувствами людей. Многими из них движут лишь инстинкты.

То, как герои произведения проводят свои дни, разнится. Но, все же, объединяет всех их одно – «мертвая душа» в живом теле. А без души жить никак нельзя, можно лишь существовать.

Сочинение на тему Мёртвые живые души по поэме Мертвые души

19 век в России отмечен культурным подъемом и страстным поиском свободы, общечеловеческого счастья, стремлением к установлению справедливости в обществе.

Уникальность его, в объединении традиционного христианско-православного видения культуры предыдущих веков с устремленностью в светлое завтра, где русский народ ждет особое место.

Героям этой эпохи свойствен вечный поиск – в душе, в окружающем мире – собственного предназначения и смысла жизни, чтобы «жить по совести». «Лишние люди», «маленькие люди» выводятся в первые ряды, чтоб показать ничтожность страстей или стремление к высшим идеалам.

Значительное влияние на культуру и литературу того времени оказало творчество Н.В. Гоголя. Персонажи Гоголя – сумма притягательных и отвратительных проявлений, выявленных многолетними наблюдениями и острым аналитическим умом автора.

При внимательном изучении видно, как гибнут их живые души в мертвых тисках надуманных шаблонов, которым они следуют по жизни.

Манилов. Отставной офицер должен курить трубку, даже, если ему скучно это занятие, и он развлекается, раскладывая золу от трубки «красивыми рядками».

Должен иметь дом, жену, детей. С женой обязан обмениваться романтическими поцелуями и подарками, детей воспитывать в духе грядущих высоких достижений, о чем возвещают уже сами их имена, Фемистоклюс и Алкид.

Думы его должны быть возвышены, как мост через пруд с лавками для купцов, торгующих для крепостных. И не важно, что всякая фантазия, если и доживает до реализации, дальше первых шагов не идет. Как кресла, лишь часть которых обтянута материей, а остальные все ждут отделки.

Ноздрев считает, что помещик обязан жить на широкую ногу, пить, гулять, вытворяя в подпитии непотребное, играть в карты, хвастаться, менять что угодно, на что попало.

Собакевич – прижимистый мужик, плотно втиснутый всей своей медвежьей тушей в шаблон основательности. Дом должен быть основательным, при чем здесь симметрия? Чтоб получить свое, нужно основательно прижать кого можно. Чего стесняться? Вокруг одни жулики и мошенники.

Плюшкин возвел свой шаблон бережливости в ранг идола, на чей алтарь сложил разум, душу, жизнь – свою, близких людей и даже крепостных, чьи плоды трудов бесполезно гибнут в погребах и кладовых.

Четкие, с воистину, мертвой хваткой, эти шаблоны мы можем наблюдать и сейчас, хотя, со времени публикации поэмы прошло почти двести лет.

Можно легко обнаружить современных маниловых, с теми же бесплодными мечтами облагодетельствовать мир, начинающимися извечным «если бы…».

Ноздревых, пьющих и терроризирующих отели Европы, доказывающих собутыльнику, как плохо жить в России, и бьющих ему морду, если он согласится.

Плюшкиных, стаскивающих, что попало, с помоек и забивающих свои квартиры так, что соседи с ума сходят от вони их сомнительных «сокровищ».

И, все также, мчится тройка Русь, сопряженная из чистых помыслов, мертвых шаблонов и неистребимой веры, что все будет хорошо.

Сейчас читают:

  • Герасим - главный герой рассказа муму сочинение 5 класс

    Благодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.

  • Сочинение Тарас Бульба - народный герой 7 класс

    История об этом легендарном человеке, вызывает у любого человека чувство огромной гордости и уважения, так как Тарас Бульба, является эталоном, который показывает, как простой человек может любить свою Родину. Его жизнь,

  • Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс

    Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,

  • Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.

    Россия богата природными ресурсами. У нас возможна добыча леса, угля, нефти, торфа. Много заповедников с широкими лесами и редкими видами животных. Чистые источники, наполненные минеральной водой

    С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.